Курсовая работа: Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в её функционировании

Название: Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в её функционировании
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: курсовая работа

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» на тему

«Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в её функционировании»

Москва 2010

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Рыночный механизм. 3

1.1. Общая характеристика и преимущества рыночного механизма. 3

1.2. Недостатки рыночного механизма. 3

Глава 2. Роль государства в рыночной экономике. 3

2.1 Современная рыночная экономика. 3

2.2 Функции государства в рыночной экономики. 3

Заключение. 3

Список использованной литературы.. 3


Введение

Актуальность темы исследования. Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов.

Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

При этом каждое десятилетие выдвигает на первый план доминирующую проблему. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы - оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, в 50-е годы - нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы - замедление экономического роста, в 70-е годы - стагфляция, в 80-е годы - высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы - государственный долг, дефицит бюджета. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями

Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит пред собой цель - обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую свободу, справедливое распределение дохода, социальные гарантии больным, престарелым, малоимущим.

И в своей работе хотелось бы рассмотреть, что представляет собой

рыночная экономика, ее механизмы, их преимущества и недостатки, а так же то, насколько эффективно они способны решить поставленной проблемы.

В результате поставленной цели, в исследовании предстоит решить следующие задачи:

- изучить рыночный механизм;

- дать общую характеристику и преимущества рыночного механизма;

- выявить недостатки рыночного механизма;

- раскрыть роль государства в рыночной экономике;

- описатьсовременную рыночную экономику;

- раскрыть функции государства в рыночной экономики.

Объект работы – экономика.

Предмет – рыночный механизм.


Глава 1. Рыночный механизм

1.1. Общая характеристика и преимущества рыночного механизма

Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Коорди­нацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм - сердце рынка. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг другу, так и увязку этих решений через систему цен и конку­ренцию.

Рыночный механизм сравнивают с непрерывным рефе­рендумом, в котором «суверенные» потребители «голосуют» своими экономическими решениями в пользу определенного «кандидата» - того или иного товара. Рыночный механизм «наводит порядок в потенциальном хаосе» прежде всего через це­ны. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке, как для потребителей, так и для про­изводителей. Они служат маяком, по которому хозяйст­вующие субъекты могут «сверять» свой выбор, преследуя част­ный интерес. Через цены суммируются и балансируются бесчис­ленные индивидуальные экономические решения. Цены рассмат­риваются в западной экономической литературе организующей силой.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производ­ство общественно необходимых товаров. Конкуренция непремен­но приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, ко­торые производят необходимую для потребителя и рентабель­ную для товаропроизводителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать редкие ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролиру­ющей силой в рыночной экономике. [3, с. 88]

Но так ли идеально действует рыночный механизм? Конеч­но, нет. Как у всякого явления, у рынка есть свои преимущест­ва и свои недостатки.

К преимуществам рынка западные экономисты относят:

1) эффективное распределение ресурсов - рынок направля­ет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

2) возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь дан­ные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращи­вают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко, а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко
и на корма, о затратах на различные породы скота, электро­энергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер смо­жет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей;

3) гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся услови­ям. Так, когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоно­сители, рынок ответил на это разработкой альтернативных ис­точников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;

4) оптимальное использование результатов НТР. Стремясь,
получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители
идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие
технологии, что позволяет им иметь временные преимущества
перед конкурентами;

5) свободу выбора и действий потребителей и предпринима­телей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;

6) способность к удовлетворению разнообразных потребно­стей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой кор­ректировке неравновесия. [1, с. 50]

Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продук­ции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать каче­ство, снижать издержки и т. д. Если же в отрасли неправильно оценили спрос и выпустили, скажем, много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев.

Следует отметить, что рыночный механизм характеризуется ориентацией производителей па спрос потребителей. Изменение спроса за­ставляет производителей перераспреде­лять ресурсы между отраслями и видами производств, сокра­щать выпуск одних товаров и налаживать производство других, пользующихся спросом. Тем самым рыночная экономика вы­ступает как механизм регулирования распределения ресурсов, структуры экономики в соответствии со структурой изменяю­щихся в обществе потребностей

В центре рыночного хозяйства стоит потребитель. Без вме­шательства извне участники рыночного процесса решают во­прос о том, что производить, в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь не­возможен, так как это противоречит интересам всех участников рыночного процесса. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики (разумеется, в пределах ресурсов, ко­торыми располагает данная страна).

Теперь рассмотрим, как справляется рыночный меха­низм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить и для кого производить.

На вопрос: что производить рынок отвечает спросом, т.е. желанием потребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает оплачен­ный спрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично. Чтобы подчеркнуть демократический характер рынка, в западной литературе сравнивают спрос с голосами на выборах. Из совокупности таких голосов складывается рыночный оплаченный спрос, который информирует про­изводителей, в каких товарах нуждается рынок. Получив такую информацию, производители начинают расширять выпуск товаров или производить изделия, пользующиеся наибольшим спросом. Если товар не пользуется заметным спросом, они снижают объемы его производства.

В качестве механизма, регулирующего спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состо­ит в информировании участников рынка о ресурсах, произ­водственных возможностях, потребностях и вкусах покупате­лей и т.п. Вторая функция цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулы к изы­сканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третья функция цены - обеспечить такое распределение дохода, при котором учи­тывались бы количество и качество труда, вложенного в про­изводство товаров. Как справедливо подчеркивает американ­ский экономист М.Фридмен, все эти функции следует рассматривать в неразрывной связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют и регулиру­ют экономическую деятельность на рынке. Между тем суще­ствовали и до сих пор имеются попытки заменить принцип рыночного распределения дохода более совершенным, осно­ванным на ложно понятом равенстве. Но тогда подрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стиму­лы к добросовестному труду, к поискам более совершенных методов производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, к рациональному ведению хозяйства. Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма в отрыве от рыночного распределения приводит, по сути дела, к отказу от рынка. [2, с. 104]

Таким образом, ценовой механизм через спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком коли­честве. Поскольку производители конкурируют друг с другом, то рынок может быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что с помощью механизма цен рынок реагирует и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и потребление. Ведь потребление ничем не ограничено, а возможность производства всегда ог­раничены как имеющимися ресурсами, так и существующим оборудованием, инструментами и т.п. Ясно также, что хотя производители товаров не согласовывают свои действия и да­же противодействуют друг другу в ходе конкуренции, тем не менее, механизм рынка заставляет их служить общей цели, учитывает и корректирует их стремление и интересы. Не зря, поэтому функционирование рыночного механизма уподобля­ют работе гигантского компьютера, но, в отличие от последне­го, он без всяких программ и математического обеспечения регулирует экономические отношения между огромным чис­лом производителей и потребителей, продавцов и покупате­лей. Надежность рыночного механизма, его способность к коррекции и координации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековой практикой, в процессе которой он возник и совершенствовался.

На вопрос: как производить рынок также дает однознач­ный ответ. Речь, конечно, идет не о рекомендациях по техно­логии производства, которая непосредственно не касается экономики, а о том, какое производство оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе. Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может на­значить продавец на рынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить издержки производства, необходимо поднять про­изводительность труда, применить новые достижения науки, технологии и организации производства, сократить непроиз­водительные расходы и т.п. Одним словом, рынок диктует производителям, как рациональнее и эффективнее вести хо­зяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы.

Наконец, на вопрос: для кого производить- рынок недву­смысленно отвечает: для тех потребителей, которые в состоя­нии купить товар, располагают деньгами. Ясно поэтому, что картина демократическою рынка, где каждый покупатель сво­им "голосом" влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что в первую очередь относится к распределениютоваров, ибо рынок дает товар тому, кто в состоянии запла­тить за него, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все кри­тики рынка. Однако рынок как определенная структура орга­низации экономической деятельности и не строился для реа­лизации социальной справедливости в обществе. Его функция заключается в регулировании хозяйственной деятельности, ор­ганизации эффективного обмена товарами. [2, с. 101]

Что касается социальной справедливости, то она наи­лучшим образом может быть достигнута государством и ор­ганами его управления. Налагая определенные обязательст­ва на граждан в виде налогов, повышая налоги на высокие доходы, государство в состоянии уменьшить разрыв между доходами различных групп населения и тем самым способ­ствовать утверждению социальной справедливости. Рынок же ориентирован, прежде всего, на рациональную организа­цию хозяйства, оптимальное использование ограниченных ресурсов общества путем создания стимулов для умелых и инициативных работников, которые могут обеспечить по­беду в конкурентной борьбе.

Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется нали­чие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается.

На первый взгляд кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то ни­какого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперни­чество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с неко­торой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723— 1790), естественной ценой. Этот результат действия конкурен­ции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по ре­гулированию рыночных цен.По его мнению, конкуренция че­рез механизм цен информирует участников рынка о воз­можностях, которыми они могут воспользоваться для эф­фективного применения тех ограниченных ресурсов, кото­рыми располагает общество. В то же время рынок способ­ствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров. [11, с. 114]

1.2. Недостатки рыночного механизма

Говоря о достоинствах рынка, не следует забывать об его негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые он не может решить по своей природе.

Рыночная конкуренция на самой своей природе порождает тенденцию к монополизации. Из массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся полностью овладеть рынком. Чтобы предотвратить такое саморазрушение рынка, необходимо на определенном уровне его развития осу­ществлять за этим процессом целенаправленный контроль.

Монополизм порожден рынком. О его существовании можно судить по разрушению рыночных механизмов, тормо­жению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Не следует отождествлять с монополией любое крупное предприятие в производстве, торговле, банковском деле. Источниками монополистических тенденций бывают мелкие и средние предприятия, государство и т.п. Конечно, внутри крупного бизнеса всегда скрыт изрядный потенциал монопо­лизма. Любая мощная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своего положения в производстве, тяготеет к уста­новлению диктата над рынком, рассматривая это как один из эффективных вариантов экономического поведения. Но в современном рыночном хозяйстве такая возможность вовсе не обязательно превращается в реальность.

Разрушение рынков монополиями не сулит экономике ни­чего хорошего. Подавляя стимулы к технологическим инно­вациям, монополии делают экономику чрезвычайно расто­чительной, развивающейся главным образом за счет привле­чения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конку­рентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится.

В моно­полизированной экономике цены слабо реагируют на коле­бания потребностей и спроса, а монополии заглушают им­пульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потреб­ностями, без необходимых им товаров и услуг.

Рынок, конкуренция всегда была антиподами монополиз­ма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономи­ки. Там, где рынок продолжал работать, распространение монополизма не зашло слишком далеко. Установилось зыб­кое равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкурен­цией, сохранила старые и породила новые формы. Там, где рынок разрушили, монополизм, не встречая преград, пора­зил все народное хозяйство. [7, с. 88]

Механизм "невидимой руки" рынка также не улавливает про­блему долгосрочного развития экономики. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды ускоренного роста череду­ются с периодами застоя.

Интересы экономической эффектив­ности требуют, чтобы эти циклические колебания были макси­мально сглажены. Более того, в современных условиях быст­рый экономический рост на стихийной основе становится вообще невозможным. Для ускорения нововведений нужны со­лидные ассигнования, как на долгосрочные научные исследова­ния, так и на практическую реализацию их результатов. По­скольку рыночная саморегуляция на самой своей природе эф­фективна лишь в краткосрочной перспективе, то необходима сознательная корректировка направленности экономического роста.

Чистая рыночная экономика и бережлива, и расточительна в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, она лишь задним числом сигнанализирует о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено больше, чем требуется. Изме­нение пропорций сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишней продукции. Цикли­ческое развитие производства сопровождается недоиспользова­нием ресурсов, включая и трудовые.

Ориентируясь только на индивидуализированный платежеспо­собный спрос, рынок также не может уловить те общественные потребности, которые могут предоставляться не отдельным покупателям, а обществу в целом. Эти потребности удовлетво­ряются в форме так называемых общественных благ (развитие культуры, здравоохранение, охрана общественного порядка и т. п.).

Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на из­держках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара.

Социальная ограниченность рынказаключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступ­ны семьям бедняков. Между тем современная гуманистическая культура требует обеспечить всем людям определенный жиз­ненный стандарт независимо от трудового вклада Рыночный механизм "невидимой руки" в принципе не предназначен для решения этой задачи.

Распределение доходов в рыночной экономике не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит некаясоциальная «несправед­ливость» рынка.

Рыночное распределение доходов социально «неспра­ведливо» по отношению к нетрудоспособным, неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государство органи­зует перераспределение доходов, которое должно осущест­вляться в определенных пределах. На минимальную границу влияет уровень жизни в стране, текущее состояние экономи­ки и выбранная модель ее регулирования. [9, с. 110]

Максимальная граница обусловлена допустимыми размерами социальных выплат и налогов, а также негативными эффектами, которые
могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный меха­низм в целом.

Рыночный механизм так же не в состоянии решить проблему инфляции.

Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в 20-21 вв. Ее грозные симптомы зафикси­рованы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной сис­темой.

Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становит­ся больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обраще­ние товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая про­изводство и потребление.

Инфляция в принципе неустранима, по­скольку современная экономика инфляционная по своему устройству. Антиинфляционное регулирование - бессроч­ная, постоянная функция государства.Причины инфляции обусловлены неправильной де­нежной политикой центрального банка; бюджетным дефи­цитом независимо от способа его устранения; инфляционны­ми эффектами милитаризации экономики; монополизацией
рынков, влияющей на интенсивность инфляционного про­цесса; внешнеэкономическими факторами.

Открытая инфляция проявляется в росте цен. Она
деформирует, но не разрушает механизм рынка. Адаптивные
инфляционные ожидания связаны с деформацией психоло­гии потребителей и производителей в условиях инфляции.

В основе инфляции издержек лежит взаимосвязь издержек и
цен. Инфляция спроса характерна для экономики с чрезмер­ным использованием факторов производства, особенно тру­да. Неверные действия государства в сфере налогообложения могут привести к налоговой инфляции.

Стремясь компенси­ровать будущие убытки, предприниматели провоцируют ин­фляцию ценовой накидки.

Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подав­ленная инфляция способствует развитию инфляции предло­жения, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложения товаров.

Социальные последствия инфляции для потребителей
связаны с падением реальной ценности личных сбережений,
снижением текущих реальных доходов. Неминуемо социаль­ное расслоение и углубление имущественного неравенства населения.

Для производителей социальные последствия инфля­ции сказываются в утрате работниками стимулов к труду при подавленной инфляции; в отраслевых и региональных дис­пропорциях; в отрицательном влиянии на техническое со­стояние производства; в общем замедлении экономическогоразвития.

Цель антиинфляционной политики состоит в установ­лении надежного

контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен. Подавленную инфляцию следу­ет перевести в открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непос­редственно на устойчивое неравновесие рынков либо на механизмы инфляции. [6, с. 218]

Глава 2. Роль государства в рыночной экономике

2.1 Современная рыночная экономика

Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью то­варами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. Быстрая реакция на спрос покупателей привела к изготовлению, например, так называемых камкордеров (видеокамер, смонти­рованных вместе с видеомагнитофоном в одном портативном корпусе), дисковой аппаратуры, автомобилей с пониженным расходом горючего и т. д. Каждый год только на рынок радио­аппаратуры поступает более 700 новых моделей и модификаций. В третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательс­кой деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособ­ности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.

В-четвертых, происходит изменение форм предприниматель­ской деятельности. Начиная с середины 70-х годов, наряду с крупными корпорациями важную роль в рыночной экономике ведущих стран стал играть мелкий бизнес. Эта органи­зационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможно­стей, на широкое использование творческого потенциала отдель­ной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами. Его доля в ВНП США, например, составляет 30%, он обеспечивает половину рабочих мест в частном секто­ре. По мнению бывшего председателя демократической партии штата Кентукки Р. Кобба, мелкий бизнес «подобно гравию, уло­женному на железнодорожное полотно для поглощения грохота проходящих поездов, способствует минимизации уязвимости крупных корпораций при потенциально катастрофических по­трясениях в нестабильные времена и повышению их эффектив­ности в более здоровые периоды».

В последнее время крупные корпорации идут на разукрупне­ние, создание субфирм, «центров прибыли», которые функциони­руют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняю­щуюся ситуацию на рынке. В крупных корпорациях выделяются отдельные группы, предприятия, которым предоставляется пол­ная свобода и инициатива в реализации какой-либо целенаправ­ленной идеи.

В-пятых, в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделе­ния труда, повышения степени информированности всех хозяй­ственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции.

В-шестых, в современной рыночной экономике идет станов­ление нового типа трудовых отношений, предполагающего уча­стие наемных работников в управлении и в собственности фир­мы. Некоторые экономисты, в частности М. Вейцман, называют современный этап развития экономики «экономикой участия». Вовлечение персонала компаний в управление и в капитал реа­лизуется путем предоставления внутренних акций, причем, какправило, по льготным ценам. При этом фирмы, распределяющие акции среди своих рабочих и служащих, поощряются различно­го рода налоговыми льготами. На предприятиях, практикующих участие рабочих и служащих в акционерной собственности и принятии решений, увеличивается занятость, повышается мотивация и производительность труда, снижается текучесть кадров, возрастает объем продаж. В 80-е годы отдельные компании полностью перешли в собственность наемного персонала. В США уже насчитывается более 5 тыс. таких компаний. [5, с. 213]

2.2 Функции государства в рыночной экономики

Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

Выделяют три основные функции государства в экономике: функции регулирующая, эффективности, справедливости.

Функция эффективности представляется очевидной, так как мы утверждаем, что государство именно экономический субъект. Напомним, что всякий экономический субъект действует, сопоставляя результат и затраты собственной деятельности. Государство не должно быть исключением. Проблемы определения издержек попросту не существует, так как государственные расходы достаточно точно определяются национальной статистикой и ограничиваются рамками (законодательными) в виде бюджетов всех уровней. Другое дело - определение результата деятельности государства.

Определить его столь же точно, как и затраты, не представляется возможным, так как неочевидным является сам результат деятельности государства. Даже в нашем простом примере, приведенном выше, мы не можем с определенной точностью отметить: производители изменили свои производственные программы, только руководствуясь импульсами, исходящими от государства (снижение ставки налога на прибыль), или в результате других причин и мотивов (скажем, конкретная фирма, выпускающая новую продукцию, и так планировала расширение собственного производства). Напомним, что производителей миллионы и все они независимы, суверенны, самостоятельны в принятии собственных решений.

Все сказанное означает, что в привычных экономических координатах (рублях, долларах и проч.) определить результат функционирования государства не представляется возможным. Однако стоит отметить, что все-таки можно это сделать косвенным путем, а именно определив существует ли социальная стабильность в обществе или нет, имеются ли у экономических субъектов возможности реализации собственных экономических интересов или их действия ограничиваются нестабильной политической или социальной ситуацией, неопределенностью.

Таким образом, при реализации функции эффективности общество должно, минимизируя в разумных пределах государственные расходы, стремиться к социально-политической стабильности на основе нормального развития всех экономических субъектов на принципах реализации ими собственных интересов. [12, с. 155]

Говоря о выполнении государством функции эффективности, стоит отметить, что оно (государственные чиновники), конечно же, имеет и собственные интересы, которые могут взять верх над интересами общества. Тогда государство превращается в своеобразную “кормушку” для приближенных к нему экономических субъектов и реализация функции эффективности становится сомнительной, даже при социально-политической стабильности в обществе.

Выполнение государством функции справедливости связано с объективно существующей в обществе неравномерностью распределения доходов и различиями в возможностях людей. Определенные категории людей просто не в состоянии быть столь же эффективными в хозяйственной деятельности как все остальные члены общества (дети, молодые мамы, старики, инвалиды и др.), поэтому общество должно о них позаботиться.

Для этого за счет государственных средств осуществляются программы

социальной помощи малоимущим, программы социальной адаптации инвалидов и т. д. Это требует значительных средств, которые должны быть мобилизованы государством, а затем адресно перераспределены в пользу определенных социальных групп и слоев населения. Таким образом, государство и реализует функцию справедливости.

Выполнение государством основных функций напрямую связано с теми методами, которые используются данным специфическим экономическим субъектом при воздействии на экономику. Выделяют прямые и косвенные методы воздействия государства на экономические процессы. К первым относят управление предприятиями, принадлежащими государству или со значительным государственным участием, а также непосредственное воздействие при помощи законодательных актов и нормативов, которые принимаются государством (исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти). Ко вторым относят, как правило, использование бюджета и денежной массы для изменения поведения экономических субъектов. [4, с. 215]


Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потре­бителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регули­рующих деятельность производителей и потребителей. Прямой противоположностью рынку является командно-административная система. Она внедряется как раз между потребителем и произво­дителем, диктуя им свои условия и направляя их деятельность с помощью управленческих команд и директив. Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска продукции, а последние определяют поведение по­требителей.

В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, администра­тивно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициати­вы, предприимчивости и производительности общественного труда.Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором.По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкурен­цию, доказала свое преимущество перед другими альтернативными способами организации народного хозяйства, несмотря на все существующие её недостатки и неспособность решить определенные проблемы в экономике.

Список использованной литературы

1. Борисов, Евгений Филиппович. Экономическая теория: учебник для вузов / Е. Ф. Борисов .- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 328 с.

2. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС,2006. – 427 с.

3. Симагина В.В. Журавлева Г.П., Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования: монография. М.: Финансы и статистика, 2008. – 219 с.

4. Симкина, Людмила Георгиевна. Экономическая теория: учебник для вузов / Л. Г. Симкина.- 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. – 392 с.

5. Станковская, Ирина Кантовна. Экономическая теория: учебник / И. К. Станковская, И. А. Стрелец.- 3-е изд., испр. - М.: Эксмо : Мирбис, 2008. – 284 с.

6. Сурин А. И., История экономики и экономических учений: Учебно-метод. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 200 с.: ил.

7. Экономика: Учебник /Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2004. – 532 с.

8. Экономика: Учебник /Под ред. Е.Н. Лобачевой. - 2-е изд. Стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.- 326 с.

9. Экономическая теория. Учебник/Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 338 с.

10. Экономическая теория: учеб. для студентов вузов / Под ред. В. Д. Камаева. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 592 с.: ил. - (Учебник для вузов).

11. Экономическая теория: учебник для вузов/Т.Г.Бродская; под общ. ред. В. И. Видяпина.- изд. испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. – 184 с.

12. Экономика: учебник / под ред. Д.С. Львова, В.И. Видяпина: В 2 кн. Кн. 1. М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2008. - 732 с.