Доклад: Понятие и язык

Название: Понятие и язык
Раздел: Рефераты по философии
Тип: доклад

В результате действий анализа, абстрагирования, сравнения, синтеза и познавательного обобщения мы образовали понятие. Однако, чтобы его отчетливо мыслить и, главное, уметь передавать наше понятие другим, мы должны установить, каким образом понятия выражаются в языке.

Язык — это система знаков, служащих для хранения и передачи информации.

Что же такое знак?

Знак — это чувственный предмет.

Этот тезис звучит достаточно странно, но давайте подумаем. Действительно, знаком могут служить следы чернил на бумаге, колебания звуковой волны, дым, поднимающийся над холмом, определенные движения рук или глаз. Все это — чувственные предметы или определенные виды действий этих предметов. Но этого мало для того, чтобы некоторый предмет или его действие стали знаками.

Чтобы предмет стал знаком, необходимо, чтобы он заменял, замешал другой, отличный oт него, объект. Слово «Луна» является знаком, потому что эти следы типографской краски на бумаге замещают в нашем сознании другой предмет, а именно: естественный спутник Земли. Но каким образом один объект заменяет, замещает другой объект в нашем сознании? При помощи мысленного образа. Когда я пишу слово «Луна», а вы его читаете сейчас в учебнике, то в вашем сознании рисуется образ Луны в виде какого-то более или менее отчетливого представления. Иначе говоря, между двумя объектами встает еще мысленный образ последнего объекта, соединенный, ассоциированный с первым, возникает мысленный посредник. Это не обязательно образ, это могут быть какие-либо параметры, например, признаки, как мы уже видели на примере понятия «стул».

Таким образом, мы пришли к следующей «теории» знаков:

Знак — это чувственный предмет, замещающий в нашем мышлении другой объект.

Объект, который знак заменяет в нашем мышлении, называется значением этого знака.

Так, Луна является значением знака «Луна», а конкретный стул значением знака «стул».

Мысленный образ, который в нашем сознании связывает знак с его значением, называется смыслом знака.

Следовательно, мы получаем следующую схему:

Знак

смысл

значение

Эта теория знаков называется трехплоскостной семантикой. Но что же такое семантика?

Чтобы выяснить это, нам придется обратиться к теории знаков.

Общая теория знаков и их использования людьми или другими более или менее разумными существами называется семиотикой (от греч. semeion — знак).

В семиотике выделяются три раздела: синтаксис, семантика и прагматика.

Синтаксис — это теория отношений одного знака к другому, т.е. теория соединения знаков в комплексы знаков, используемых в общении.

Семантика — это теория, изучающая отношение знака к его значению или смыслу.

Прагматика — это теория, описывающая способы использования знаков носителями языка.

Пояснить соотношение семантики, синтаксиса и прагматики поможет так называемый семиотический треугольник.

Теперь, надеюсь, ясно, почему наша теория значения знаков получила имя трехплоскостной семантики: трехплоскостная, потому что кроме знака и значения мы ввели еще категорию смысла, а семантика — потому что речь идет о значениях знаков.

В истории логики и лингвистики эта трехплоскостная семантика связана с именем знаменитого немецкого логика Готтлоба Фреге (1848—1925), описавшего эту семантику в своей статье «О смысле и значении» (1892). С этой статьи начались логические исследования, называемые логической семантикой.

Какое отношение к нашей трехплоскостной семантике имеют понятия?

Мы уже знаем, что понятие есть мысль, т.е. идеальный образ предмета или процесса. Но и знак, и значение не обязаны быть идеальными предметами. Знак вообще — чувственный предмет, а значение, может быть и предметом, и свойством, и отношением, и множеством.

Поэтому для мысли в нашей схеме осталось только одно местно — среднее. На статус мысли может претендовать только смысл.

Отсюда мы получаем наше основное положение, говорящее о связи понятия с языком:

понятие является смыслом знака.

Но любого ли знака?

Понятие решает три задачи, которые были сформулированы мною в начале этого параграфа: обобщать объекты, отличать объекты этого множества от всех иных объектов и сообщать о них существенную информацию.

Теперь мы можем вернуться к нашей проблеме соотношения понятия как формы мысли и языка. Действительно, понятие, по-видимому, образует смысл не любого, а только определенного вида знаков. Как нам узнать эти знаки? По простому признаку: можно ли при помощи этих знаков выделить объекты некоторого множества из всех остальных объектов и обобщить объекты этого множества.

Знак «Весна идет» ничего не выделяет и не обобщает. Он говорит о том, что в действительности имеется ситуация, описываемая этим знаком. Мы можем сказать, что этот знак является истинным или ложным. Он истинен в марте или апреле, и вряд ли может быть истинным в октябре или декабре (по крайней мере, в северном полушарии). Поскольку знакам этого типа в действительности может быть сопоставлена ситуация, а не объект, мы будем говорить, что знаки этого типа не имеют объектного значения.

Если же мы используем знак «студент», то об этом знаке явно можно сказать, что он из всего множества учащихся выделяет тех, которые обучаются в высшей школе, и обобщает все множество таких учащихся. Поэтому знак «студент» выражает понятие, ибо в языке выполняет ту же самую функцию, что понятие в мышлении.

В чем же специфика знаков, выражающих понятие, как их самих назвать? Специально для таких знаков в теории языка существует категория имени.

Им я — это знак, имеющий объектное значение.

Имена бывают собственные и общие.

Собственным является имя, обозначающее некоторый конкретный предмет и закрепленное за ним соглашением или традицией.

Общим называется имя, обозначающее целое множество объектов.

Так, имя «стул» является общим именем. При помощи этого имени можно обозначить целое множество объектов, характеризующихся выявленными нами ранее признаками. Общие имена примерно соответствуют нарицательным существительным.

Отсюда мы получаем наш второй тезис, касающийся соотношения понятий и языка:

Понятие есть смысл имени (собственного или общего).

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru