Реферат: Национальная экономика 2

Название: Национальная экономика 2
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

1.Национальная экономика.

Макроэкономика – сравнительно молодая наука, сформировавшаяся в 30-40-е гг. XXвека. Принято считать, что мощным толчком для ее возникновения послужила Великая депрессия 1929-1932 гг., потрясшая промышленно развитые страны. Господствовавшее до этого времени представление о самонастройке рыночной экономики подверглось серьезному пересмотру прежде всего в известной работе английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г., где впервые он обосновал необходимость изучения экономики в масштабе всего общества, доказал необходимость вмешательства государства в экономику.

Национальная экономика – это совокупность отдельных фирм, предприятий, домашних хозяйств, основанное на базе общественного разделения труда.

Основные цели:

1. Стабильный рост национального объема производства;

2. Стабильный уровень цен (низкий уровень инфляции);

3. Высокий уровень занятости(низкий уровень безработицы);

4. Поддержание равновесия платежного баланса – наиболее распространенный вид балансов международных расчетов: соотношение всех фактических денежных платежей страны за границу и поступлений из-за границы за определенных период или на определенный момент. В большинстве стран мира П.Б. составляется по форме, рекомендованной Международным валютным фондом.

Макроэкономическое равновесие – проблема сбалансированности в экономике: между производителем и потребителем; ресурсами и их использованием факторами производства и его результатами; материально вещественными и финансовыми потоками. Существуют модели:

1. Модель Сея: совокупный спрос и совокупное предложение.

2.Модель Вальраса.

3. Модель Кейнса «доходы-расходы»

4.Модель двойного макроэкономического равновесия IS-LM.

2.ВНП и методы его измерения.

ВНП – это весь объем производства конечных товаров и услуг в денежном выражении за определенный период времени. Он измеряет поток доходов, полученных резидентами данной страны. Резиденты – это хозяйственная единица или отдельное лицо не зависимо от национальной принадлежности и гражданства, занимающееся производственной деятельностью и проживающее в стране не менее года.

ВВП – это все конечные товары и услуги в денежном выражении, произведенные на территории данной страны с использованием факторов производства данной страны не зависимо от того, кто ими владеет.

ВНП=ВВП+Чистый факторный доход.

Чистый факторный доход – это разность между доходами, которые резиденты данной страны получают за рубежом и доходами, которые получают нерезиденты данной страны.

Характерные черты ВВП:

1. ВВП отражает текущее производство независимо от того, вся продукция продана или нет.

2. ВВП – денежный показатель.

3. ВВП свободен от двойного счета, т. к. складываются только конечные продук ты – это блага, предназначенные для конечного потребления или накопления, но не для дальнейшей обработки, переработки или перепродажи.

4. ВВП НЕ включается:

- государственные трансфертные платежи

- частные трансфертные платежи

- сделки с ценными бумагами

- продажа поддержанных вещей

- домашняя работа

- теневая экономика.

5. В ряде стран ВВП включается условная рента, стоимость жилищных услуг, оказанных владельцами домов самим себе.

В макроэкономической науке принято выделить три метода исчисления ВВП:

1. Производственный (суммирования добавленной стоимости). Добавленная стоимость – это разница между доходами фирмы от продажи товаров и затратами на покупку сырья и полуфабрикатов у других фирм.

2. Суммирования расходов;

3. Суммирования доходов.

3. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП.

Поскольку ВВП представляет собой денежную оценку произведенного годового объема производства, получатся разные данные в зависимости от того, в каких рыночных ценах он будет рассчитан.

ВВП, исчисленный в ценах текущего года, называется номинальным ВВП . Номинальный ВВП отражает как реальный объем производства, так и уровень цен текущего года.

ВВП, исчисленный в ценах какого-либо базового года, называется реальным ВВП . Реальный ВВП отражает только реальный объем производства, но не уровень цен в текущем году, то есть учитывает (исключает) инфляцию.

Чтобы получить значение уровня цен в текущем году, нужно взять отношение номинального ВВП к реальному ВВП и умножить на 100%. Полученная величина называется дефлятором ВВП и показывает, как изменился уровень цен в текущем году по сравнению с базовым годом (дефлятор базового года равен 100%). Дефлятор рассчитывается для любого года и позволяет вычислить реальный ВВП в соответствующем году на основе имеющихся в системе национальных счетов данных о номинальном ВВП в том же году:

=дефлятор ВВП

Если дефлятор > 100%, то реальный ВВП меньше номинального (процесс перехода от номинального к реальному ВВП в данном случае называется дефлированием ).

Если дефлятор < 100% , то реальный ВВП больше номинального (процесс перехода представляет собой инфлирование ).

Дефлятор ВВП относится к семейству показателей, которые называются индексами цен и измеряют уровень цен (общий ценовой уровень в экономике).

Индекс цен представляет собой отношение рыночной цены определенного набора товаров и услуг (рыночной корзины) в данном году к рыночной цене того же самого набора в базовом году .

Индексы цен различаются в зависимости от состава рыночной корзины. При вычислении дефлятора ВВП в качестве рыночной корзины выступает весь произведённый за данный период объём (конечных) товаров и услуг. Если в качестве рыночной корзины берется «потребительская корзина», то полученный индекс называется индексом потребительских цен (ИПЦ ). Этот индекс рассчитывается и публикуется (в развитых странах) ежемесячно. В «потребительскую корзину» включаются товары и услуги, которые покупает в среднем в течение месяца типичная городская семья, состоящая из 4-х человек (2 взрослых + 2 ребенка).

С помощью индексов цен можно вычислить темп (уровен ь) инфляции , например, в 2001 году

p (темп инфляции в 2001г.) =,

4. Соотношение между основными макроэкономическими показателями.

ВНП – это весь объем производства конечных товаров и услуг в денежном выражении за определенный период времени. Он измеряет поток доходов, полученных резидентами данной страны. Резиденты – это хозяйственная единица или отдельное лицо не зависимо от национальной принадлежности и гражданства, занимающееся производственной деятельностью и проживающее в стране не менее года.

ВВП – это все конечные товары и услуги в денежном выражении, произведенные на территории данной страны с использованием факторов производства данной страны не зависимо от того, кто ими владеет.

ЧНП – Суммарный объем всех произведенных в стране за определенный период времени товаров и услуг, исчисленный в денежном выражении, то есть ВНП, ВВП за вычетом амортизации.

НД – часть стоимости созданного в стране совокупного общественного продукта, остающаяся после возмещения потребленных средств производства; обобщающий показатель экономического развития страны. НД равен ЧНП-косвенные налоги на бизнес.

ЛД – денежный доход , складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей, включая дивиденды, проценты, ренту, премии, трансферты. НД-взносы на социальное страхование-нераспределенная прибыль корпорации-налог на прибыль+трансферты+процент по госдолгу.

РЛД – доход, идущий на личное потребление. ЛД-индивидуальные налоги.

5. Размеры ВВп и уровень экономического благосостояния. Чисто экономическое благосостояние.

Назовем основные проблемы, связанные с оценкой ВВП к ак главного измерителя итогов экономической деятельности.

1. Показатель ВВп не отражает воздействия производства на окружающую среду.

2. В ВВП сложно учесть деятельность в секторе теневой экономики.

В ВВП не учитывается:

1. поток товаров и услуг в рамках теневой экономики, под которой подразумевается разрешенная законом деятельность, которая официально не декларируется или приуменьшается осуществляющими ее экономическими субъектами в целях уклонения от уплаты налогов, социальных взносов.

2. действительно незаконные виды деловой активности – наркотики.

3. качество выпускаемой продукции (только количество)

4. свободное время, которое возрастает за счет сокращения рабочей недели.

5. как происходит распределение производственной деятельности

Недостатки, связанные с подсчетом ВВП, которой не полностью отражает масштабы деловой активности и уровень экономического благосостояния нации, попытались устранить американские ученые В. Нордхаус и Дж. ТОбин. Они предложили использовать показатель чистого экономического благосостояния. Для подсчета ЧЭБ из ВВП нужно вычесть денежную оценку факторов, отрицательно влияющих на благосостояние общества, и прибавить денежную оценку факторов, положительно влияющих на него. Экономическое благосостояние – это скорректированный показатель национального выпуска, содержащий только те компоненты, которые способствуют непосредственно экономическому процветанию людей, но нельзя ставить равенство между объемом ВВП и экономическими благосостоянием.

6. Совокупный спрос.

Совокупный спрос и совокупное предложение относят­ся к основным показателям, характеризующим состояние экономики страны.

Совокупный спрос . Это общая сумма опросов на ко­нечную продукцию, или сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги. Совокупный спрос фор­мируется четырьмя секторами экономики и включает по­требительский спрос и совокупный спрос домохозяйств, спрос на инвестиционные товары со стороны предприни­мателей, спрос на товары и услуги со стороны государства , спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств чистый экспорт X. На величину совокупного спроса влияют ценовые и неценовые факторы. К ценовым факторам относят эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок, которые и определяют траекторию кривой AD.

Эффект процентной ставки состоит в том, что при росте общего уровня цен повышаются и процентные став­ки и наоборот. Эффект богатства проявляется в изменении реальной стоимости и покупательной способности финансовых акти­вов и доходов населения. Так, снижение цен будет способст­вовать росту реальных доходов и росту совокупного спроса, инфляция, наоборот, будет снижать покупательную способ­ность домашних хозяйств и совокупный спрос. Эффект импортных закупок имеет место при изменении соотношения цен на отечественные и иностранные товары. К неценовым факторам совокупного спроса принадле­жат изменения в расходах: потребительских, инвестицион­ных, государственных, на чистый объем экспорта. Увеличение потребительских расходов вследствие роста реального дохода приводит к увеличению совокуп­ного спроса и сдвигу его кривой вправо. Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос и сдвигает кривую AD впра­во. Если увеличение государственных расходов на покуп­ку товаров и услуг приведет к росту совокупного спроса и смещению кривой AD вправо, то их сокращение из-за свертывания государственных программ снизит совокуп­ный спрос и сдвинет кривую AD влево. Увеличение чистого экспорта, вызванное неценовыми факторами, приводит к росту совокупного спроса и сдвигу его кривой вправо. Факторами, обусловливающими такую ситуацию, могут быть рост национального дохода иностран­ных государств, обесценивание отечественной валюты по отношению к другой, которое будет означать относительно более дешевый экспорт и более дорогой импорт товаров и наоб.

7. Совокупное предложение.

Совокупное предложение - сумма стоимостей всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг. Кривая AS показывает взаимосвязь реального объема производства и уровня цен - можно выделить три участка: I — горизонтальный (кейнсианский), II — промежуточный и III —вертикальный (классический). На гориз отрезке реальный объем производства значи­тельно ниже объема производства при полной занятости Qf, что говорит о состоянии экономического спада, недо­использовании производственных мощностей и избытке рабочей силы. При задействовании этих неиспользованных ресурсов и увеличении объема национального производст­ва повышения заработной платы и уровня цен не происхо­дит. При сокращении реального объема национального производства уровень заработной платы и цен также оста­ется неизменным.

На промежуточном отрезке рост объема национального производства сопровождается ростом цен. Это происходит потому, что в некоторых отраслях избыточные ресурсы уже вовлечены, начинает ощущаться их ограниченность, часто используется менее эффективное оборудование, т.е. возрастают издержки на единицу продукции и для их компенсации необходимы более высокие цены. Вертикальный (классический) отрезок на кривой сово­купного предложения рассматривался классической эконо­мической наукой и означает, что экономика достигла пол­ной занятости при объеме производства Qf, имеющиеся ресурсы уже вовлечены и дальнейшее наращивание объема производства в кратковременном периоде невозможно. Таким образом, любое повышение цен не приведет к наращиванию производства. Влияние неценовых факторов- Кривая AS смещается вправо при снижении издержек на единицу продукции и росте совокупного предложения и наоб. К неценовым факторам сово­купного предложения относят изменения: цен на ресурсы, производительности, правовых норм.

Ценовым фактором является цена на готовую продукцию.

Неценовые факторы AS:

1. цены на ресурсы: наличие внутренних ресурсов, цены на импортные ресурсы, наличие монополии на рынках ресурсов;

2. Уровень производительности труда

3. Изменение экономико-правовых норм: налоги, субсидии

8. Общее макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.

Макроэкономическое равновесие

Макроэкономическое равновесие означает такой вариант выбора в экономике, который бы устраивал всех субъектов экономической деятельности. Оптимальный выбор в эконо­мике предполагает сбалансированность способа использова­ния ограниченных производственных ресурсов и их распре­деления между членами общества. Идеальным (теоретически желаемым) равновесием будет стабильное использование экономического потенциа­ла трудовых ресурсов при оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах народного хозяйства. Выявление нарушений и отклонений фактического равновесия от идеальной модели дает возможность находить пути и способы их устранения. Час­тичное равновесие на отдельных рынках товаров, и общее - взаимо­связанная система частичных равновесий.

Для иллюстрации макроэкономического равновесия не­обходимо соединить кривую совокупного спроса AD], a также долгосрочную N и краткосрочную AS\ кривые сово­купного. Точка пересечения всех трех кривых Ео' - 1) показывает ожидаемый уровень цен на ресурсы, так как является точкой пересечения долгосрочной и кратко­срочной кривых совокупного предложения; 2) указывает на параметры краткосрочного равновесия экономической системы; 3) характеризует состояние долгосрочного равновесия системы, так как соответствует естественному уровню ре­ального объема производства; 4) характеризует условия краткосрочного и долгосроч­ного равновесия. Предположим, что произошло увеличение совокупного спроса и смещение кривой совокупного спроса вправо из положения АД\ в положение АД2. В ответ на повышение совокупного спроса фирмы увеличат объем выпуска и цены на готовую продукцию. В результате экономическая сис­тема сместится в новое равновесное состояние Е\. Точка Е\ является точкой краткосрочного равновесия. По истечении некоторого времени возрастут цены на ресурсы. При неизменном совокупном спросе ADl и более высоком ожидаемом уровне цен на ресурсы, фирмы будут повышать цены на готовую продукцию и услуги и умень­шать объем выпуска. Кривая совокупного предложения AS\ будет смещаться вдоль кривой совокупного спроса влево до положения ASi- В точке ei вновь пересеклись все три кривые совокупного спроса и совокупного предложе­ния. Данная точка характеризует долгосрочное и кратко­срочное равновесие экономической системы, когда цены на ресурсы соответствуют ценам на готовые товары и услуги. В этом состоянии экономическая система может находить­ся неопределенно долго, вплоть до нового изменения сово­купного спроса. "эффект храповика" - цены имеют тенденцию роста. Поэтому при снижении совокупного спроса возникает новое равновесие при сохранении прежнего уровня цен и падении объема производства. Отсутствие тенденции цен к понижению экономисты объясняют неэластичностью зара­ботной платы.

9. Шоки AS и AD.

Следует отметить, что иногда резкие изменения совокупного спроса и предложения — шоки — приводят к отклонению объема выпуска и занятости от потенциального уровня. Шоки со стороны спроса могут возникать, например, вследствие резкого изменения предложения денег или скорости их обращения, резких колебаний инвестиционного спроса и т.д. Шоки предложен ия могут быть связаны с резкими скачками цен на ресурсы (ценовые шоки, например, нефтяной шок), со стихийными бедствиями, приводящими к утрате части ресурсов экономики и возможному уменьшению потенциала, усилением активности профсоюзов, изменением в законодательстве и, например, связанным с этим значительным ростом затрат на охрану окружающей среды и т.д.

С помощью модели AD-AS можно оценить воздействие шоков на экономику, а также последствия стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний, вызванных шоками, и восстановление равновесного объема производства и занятости на прежнем уровне.

Например, негативный шок предложения (рост цен на нефть) вызывает рост общего уровня цен (краткосрочная кривая AS сдвигается вверх от SRAS1 до SRAS2 ) и падение объема выпуска (точка В) (рис. 8.5). SRAS – краткосрочная кривая совокупного предложения (от англ. shortranaggregatesupplycurve).


Если правительство и Центральный банк не предпринимают никаких шагов, то экономика будет приспосабливаться к новой ситуации. При уровне производства и занятости ниже потенциального (точка В) цены начнут постепенно снижаться, а уровень занятости и выпуска вернется к прежнему состоянию. Это отразится на графике обратным движением вдоль прежней кривой AD1 из точки В в точку А. Однако такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами.

10. Функциональное назначение и взаимосвязь потребления и сбережения.

Экономическая теория рассматривает совокупное по­требление в виде суммарных денежных расходов, которые население тратит на покупку товаров и услуг. Эти расходы представляют собой основную часть сово­купного спроса, оставшаяся часть приходится на инвести­ции, государственные расходы и чистый экспорт. Совокуп­ное сбережение — это суммарный отложенный спрос домохозяйств, т.е. отказ от текущего потребления с целью его увеличения в будущем.

Основным фактором, оказывающим влияние на уро­вень совокупного потребления С и совокупного сбереже­ния S, является доход населения. Располагаемый (доход после уплаты налогов) распадается на потребление и сбережение. Чем больше располагаемый доход, тем больше потребление и сбережение. При малом располагаемом доходе сбережения могут быть нулевыми или отрицательными, когда потребле­ние больше располагаемого дохода (жизнь в долг). Мини­мальный уровень потребления существует всегда. Доля дохода, идущая на потребление, называется сред­ней склонностью к потреблению, доля дохода, которая сберегается, —средней склонностью к сбережениям. С увеличением дохода сред­няя склонность к потреблению падает, а средняя склон­ность к сбережению возрастает. Изменение величины потребления вследствие изменения в доходе называется предельной склонностью к потреблению. Четыре правила совокупного по­требления: 1) потребление определяется функцией располагаемого
дохода; 2) прирост потребления не превышает прироста распо­лагаемого дохода; 3) по мере роста располагаемого дохода совокупное потребление будет падать, так как домохозяйства увеличи­вают накопления; 4) с ростом располагаемого дохода будет уменьшаться и предельная склонность к потреблению, т.е. темпы при­роста потребления начнут снижаться с определенного уровня располагаемого дохода. Чем выше распола­гаемый доход, тем относительно меньше тратится на по­требление и больше на накопление. Функция сбережения является производной от функ­ции потребления и выражает зависимость сбережений от располагаемого дохода населения в их динамике. На потребление и сбережение оказывают влияние и факторы, не связанные с доходом, в частности: богатство — накопленное имущество и финансовые активы. Чем выше богатство, тем ниже стимул к его увеличению, т.е. накоплению. Повышение цен уменьшает долю дохода, идущую на потребление, реальную стоимость некоторых видов богатства и увеличивает сбережения и наоборот; ожидания домохозяйств, связанные с будущими дохо­дами, ценами, наличием товаров; потребительская задолженность; налогообложение.

11. Инвестиции.

Инвестиции вслед за потреблением являются вторым элементом совокупных расходов. Под инвестициями понимают имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в различные виды деятельности с целью получения дохода.

Два типа инвестиций: финансовые — это вложения в ценные бумаги и реальные — создание новых факторов производства. В свою очередь реальные инвес­тиции подразделяются на три вида: инвестиции в основные фонды предприятий ; инвестиции в жилищное строительство ;

инвестиции в запасы . Если чистые инвестиции положительны, экономика будет находиться в фазе подъема, при нулевых чистых инвестициях — будет переживать застой, в фазе кризиса инвестиции могут стать отрицательной величиной, когда не будет возмещаться даже выбывающий капитал. Объем инвестиций в значительной мере зависит от размера сбережений S. Связь инвестиций с прибылью означает, что на их вели­чину влияет размер получаемого дохода. Спрос на инвестиции в основном будет определяться ожидаемой нормой прибыли и реальной ставкой процента. К факторам роста ожидаемой доходности и спроса на инвестиции относятся падение затрат на приобретение, эксплуатацию и обслуживание оборудования, снижение налогов на предпринимательскую деятельность, создание новой техники и технологий, относительный недостаток основного капитала, благоприятный прогноз эффективнос­ти осуществляемых капитальных вложений и наоб. Мультипликатор инвестиций — это отношение изме­нения равновесного выпуска реального ВВП, вызванного изменением инвестиционных расходов, к величине измене­ния последних. Следует отметить, что в случае с мультипликатором речь идет об автономных инвестициях — инвестициях, связанных с техническим прогрессом, ростом населения и предельной склонностью к потреблению. Наряду с авто­номными существуют индуцированные инвестиции — ка­питальные вложения, направленные на расширение произ­водства на основе существующей технической базы в целях удовлетворения возросшего в результате роста доходов, совокупного спроса. Воздействие роста доходов на вели­чину индуцированных капиталовложений в сторону их повышения выражает акселератор инвестиций.

15. Парадокс бережливости.

Парадокс бережливости означает, что увеличение сбережений приводит к уменьшению дохода. Парадокс бережливости – попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений. Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домохозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного ВНП, обусловленного эффектом мультипликации. Экономика стартует в точке А. В ожидании спада домохозяйства стремятся больше сберегать: график сбережений перемещается от S до S’, а инвестиции остаются на том же уровне. В результате потребительские расходы относительно снижаются, что вызывает эффект мультипликатора и спад совокупного дохода от Y0 до Y1.

Рис.12. Эффект мультипликатора

Если одновременно с ростом сбережений возрастут и запланированные инвестиции от I до I’, то равновесный уровень выпуска останется равным Y0 и спад производства не возникнет. В структуре будут преобладать инвестиционные товары, что создает хорошие условия для экономического роста, но может относительно ограничить уровень текущего потребления населения. Возникает альтернатива выбора: либо экономический рост в будущем при относительном ограничении текущего потребления, либо отказ от ограничений в потреблении ценой ухудшения условий долгосрочного экономического роста. Рост сбережений может оказать на экономику антиинфляционное воздействие в условиях, близких к полной занятости ресурсов: спад потребления и следующее за ним сокращение совокупных расходов, занятости и выпуска ограничивают давление инфляции спроса. Совокупный спрос снижается от AD до AD1, что сопровождается спадом производства от Y1 до Y2 и снижением уровня цен от P1 до P2. Крест Кейнса конкретизирует модель AD-AS для целей краткосрочного макроэкономического анализа с жесткими ценами и не может быть использован для исследования долгосрочных последствий макроэкономической политики, связанной с изменением уровня инфляции.

17. Рецессионный и инфляционные разрывы.

Инфляционный разрыв наступает тогда, когда I > S, то есть инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Население большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растет, и в силу эффекта мультипликации нарастающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения.

Дефляционный разрыв наступает тогда, когда S > I, т.е. сбережения, соответствующие уровни полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, так как население предпочитает большую часть дохода сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и понижением уровня занятости. А вступающий в силу эффект мультипликации приведет к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике страны.

18. Сущность и функции денег.

Деньги возникли в ходе развития торговли и обмена. Определим такую категорию, как ликвидное имущество. Ликвидное имущество – легко реализуемое имущество. Если издержки обмена какого-либо имущества на иные блага равны нулю, то перед нами абсолютно ликвидное средство обмена. Деньги и являются абсолютно ликвидным средством обмена.

Функции денег:

1. Деньги являются средством обмена, поскольку опосредуют совершение сделок. Товары обмениваются на деньги, а за деньги приобретаются товары.

2. Как мера ценности, или единица счета, деньги позволяют сопоставлять ценность различных товаров в единообразной форме.

3. Средство платежа при выплате заработной платы, выплате долгов, уплате налогов.

4. Сохранения ценности, поскольку обладают покупательной силой во времени.

19. Спрос на деньги.

Общее количество денег, которое до­мохозяйства, бизнес, правительство желают иметь в данный момент, представляет собой совокупный спрос на деньги. Он распадается на две составляющие: спрос на деньги для сделок ; спрос на деньги как средство сохранения богатства. Спрос на деньги для сделок зависит от: 1) объема номинального ВВП (чем больше производится товаров и услуг, чем выше цены на них, тем больше нужно денег для обслуживания торговых и платежных операций, следовательно, спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВВП); 2) скорости обращения денег (чем она больше, тем меньше денег необходимо для торговых сделок, и наоборот). Рассмотрим вторую составляющую совокупного спроса на. Кейнс называл его спекулятивным. Этот спрос объясняется тем, что часть своих доходов население сберегает. Есть три варианта сбере­жения: сохранять их в виде денег; покупать ценные бумаги; приобретать недвижимость и другие материальные ценности с целью их накопления, а не потребления. Повышение уров­ня процентной ставки приводит к росту спроса на облигации и соответственно (при фиксированном объеме сбережений) сокращению спроса на деньги. Таким образом, существует обратная зависимость между спросом на деньги (как средство сохранения богатства) и движением процентной ставки. Гра­фически спрос будет изображаться нисходящей кривой Da . Она никогда не будет касаться оси абсцисс, так как суще­ствует некоторая минимальная став­ка процента гт т, при которой не­удобства хранения сбережений в форме облигаций не будут компен­сироваться доходом на них, и никто не будет предъявлять спрос на обли­гации.

20. Предложение денег.

Спрос на деньги должен покры­ваться их предложением. В современной рыночной эконо­мике предложение денег создается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Централь­ный банк выпускает в обращение монеты, бумажные день­ги в форме банкнот различного достоинства. Коммерческие банки создают деньги путем предоставления ссуд бизне­сменам, населению. Вводится несколько денежных агрегатов:

М0=наличность;

М1=М0+текущие счета;

М2=М1+сберегательные счета+мелкие срочные счета+однодневное соглашение об обратном выкупе ценных бумаг;

М3=М2+крупные срочные вклады+срочные соглашения об обратном выкупе ценных бумаг.

24. Центральный банк. его роль и функции.

В подавляющем большинстве стран кредитно-денежная система состоим из следующих звеньев: Центральный банк, банковский сектор, специализированные кредитно-финансовые учреждения небанковского сектора.

Функции:

1. Выпуск наличных денег(эмиссия)

2. Хранение золотовалютных резервов.

3. ЦБ выступает кредитором в последней инстанции для коммерческих банков.

4. ЦБ является финансовым агентом правительства, поскольку открывает вклады и выдает ссуды казначейству.

5. ЦБ является «банкиром банков», т к открывает вклады и выдает ссуды коммерческим банкам.

6. ЦБ контролирует и осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

7. ЦБ осуществляет кредитно-денежную политику.

Баланс ЦБ: Актив: средства в иностранной валюте, Кредиты коммерческим банкам, Долговые обязательства правительства

Пассив: наличные деньги в обращении, резервы коммерческих банков, депозиты правительства, собственный капитал.

25. Коммерческие банки: специализация, функции и основные операции.

Коммерческий банк – негосударственное кредитное учреждение, специализирующееся на приеме депозитов, краткосрочном кредитовании и расчетном обслуживании клиентов, занимающееся также посредническими операциями, осуществляющее универсальные банковские операции для предприятий всех отраслей главным образом за счет денежных капиталов и сбережений, привлеченных в виде вкладов. КБ проводят расчетные и платежные операции, эмиссию ценных бумаг, предоставляют ссуды и гарантии.

Коммерческие банки можно классифицировать в соответствии с различными критериями:

-по форме собственности – акционерные, государственные, частные, совместные банки.

-по территориальной деятельности – региональные и экстерриториальные банки.

-по отраслевой ориентации: земельные

- по объему и разнообразию выполненных операций – универсальные и специализированные.

Операции:

1. Пассивные – формирование ресурсной базы банка, что происходит с помощью собственных и привлеченных средств.

2. Активные – это размещение банковских ресурсов с целью получения прибыли:

-срочные и бессрочные ссуды

- вексельные операции

- подтоварные операции – предоставление ссуд под товары или под товарные документы

- фондовые операции.

3. Забалансовые (банковские услуги)

- коммисионно-посреднические услуги – переводные операции и инкассирование

- доверительные или трастовые операции – клиент может поручить банку управлять имуществом этого клиента, управление портфелем ценных бумаг.

- лизинг – когда банк покупает оборудование и дает его в аренду

- факторинг – посредничество

- консультативные, учредительские, гарантийные, аудиторские услуги.

26. Основные цели и инструменты денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование – одно из основных средств воздействия государства на экономические процессы. ДКР экономики РФ осуществляется Банком России. В порядке такого регулирования Банк России определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для коммерческих банков, проводит операции с ценными бумагами.

Основные цели:

Экономический рост ; стабильный уровень цен; равновесие платежного баланса.

Различают инструменты прямого и косвенного регулирования:

1. Прямое регулирование – лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента.

2. Косвенного регулирования:

- изменение учетной ставки – ставки рефинансирования. Учетная ставка – ставка, по которой ЦБ дает кредиты КБ. Если ЦБ увеличит учетную ставку, то деньги становятся дешевыми-- - избыточные резервы>КБ-больше кредита- - М s увеличивается.

- изменение норм обязательных резервов. Если rr понижается, то у КБ появляются избыточные резервы-банковский мультипликатор, Мs растет.

3. Операции на открытом рынке – купли-продажа ЦБ государственных ценных бумаг. Если ЦБ покупает у Км ценные бумаги, то появляются избыточные резервы-могут дать в кредит-Мs увеличивается.

27. Причины вмешательства государства в рыночную экономику. Возрастание роли государства.

Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование. Согласно общепринятому определению, государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Причины государственного вмешательства в экономику

Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в эко­номику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:

· обеспечение национальной обороны;

· отправление правосудия;

· организация общественных работ, невыгодных для частного предпринима­тельства, но необходимых гражданам;

· образование юношества;

· сбор налогов для оплаты нужд государства.

К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:

1. Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;

2. Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;

3. Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;

4. Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;

По мнению некоторых экономистов, государство должно играть огромную роль и в выборе дальнейшего развития экономической системы. Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом

28. Методы и инструменты государственного регулирования рынка.

Государственное регулирование экономики — это система мер государства посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов.

При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

В качестве общих принципов использования экономических инструментов можно отметить следующие аспекты:

• Эффект регулирования предполагает минимальное нарушение рыночных основ экономики.

· Регулирующие меры должны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер (следует исходить из того, что противоречия могут заключаться не только между различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).

· Стремление к достижению максимального эффекта в процессе использования регулирующего механизма предполагает четкое знание его структуры. Как известно, принято выделять в системе государственного регулирования две формы: экономическую и административную (т.е. институционально-правовую).

· К экономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий характер. Речь идет о методах влияния, например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные, структурные и региональные элементы экономики).

· Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны, в первую очередь, с обеспечением правового поля. Задача принимаемых мер при этом - создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды.

29. Роль государственного сектора в рыночной экономике.

Государственный сектор комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

1) несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);

2) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);

3) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.

30. Понятие, механизмы и виды фискальной политики.

Фискальная (от лат. fiscalis - казенный) политика – совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от таких стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Основными целями фискальной политики являются:

1. ликвидация безработицы;

2. борьба с инфляцией;

3. стабилизация экономического развития;

4. антициклическое регулирование экономики;

5. стимулирование экономического роста;

6. достижение внешнеторговой сбалансированности.

В зависимости от ситуации в экономике различают два основных направления фискальной политики:

- стимулирующая фискальная политика;

- сдерживающая фискальная политика.

В период экономического спада правительство проводит стимулирующую фискальную политику. Она включает: увеличение государственных расходов или снижение налогов, или сочетание этих мер. Сдерживающая фискальная политика включает: уменьшение государственных расходов, или увеличение налогов, или сочетание того и другого. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо федерального бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.

Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению правительства.

Второй вид фискальной политики – политика автоматических (встроенных стабилизаторов). Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты.

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину их прироста. Например, увеличение G и T на 20 млрд. долл. вызывает прирост ЧНП на 20 млрд. долл. В то же время изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы. Изменение же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора сбалансированного бюджета раскрывается на рис. 1 . Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных налогов и расходов. При предельной склонности к потреблению (MPC), равной 3/4, увеличение налогов на 20 млрд. долл. вызовет снижение дохода после уплаты налогов млрд. долл. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд. долл. поскольку мультипликатор сократится на 60 млрд. долл. прирост государственных расходов на 20 млрд. долл., однако, вызовет более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд. долл. Следовательно, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд. долл., что равно величине прироста правительственных расходов и налогов.

Чистый прирост ЧНП (+20 млрд. долл.)

рис. 1. мультипликатор сбалансированного бюджета

Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.