Курсовая работа: Кредитно-денежная политика государства и её основные черты

Название: Кредитно-денежная политика государства и её основные черты
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: курсовая работа

Министерство образования и науки РФ

Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет управления

Курсовая работа по макроэкономике

Кредитно-денежная политика

Выполнил: студент 2 курса 24 группы

Михайленко Александр Владимирович

кафедры общего и специального менеджмента

Научный руководитель:

Бородина Елена Борисовна

Старший преподаватель кафедры общего и специального менеджмента

Архангельск

2005


Содержание


Введение. 2

Глава I Цели, инструменты и методы кредитно-денежной политики.2

1.1 Цели денежно-кредитного регулирования.2

1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики.2

1.2.1 Политика обязательных резервов.2

1.2.2 Рефинансирование коммерческих банков.2

1.2.3 Операции на открытом рынке.2

1.2.4 Некоторые административные методы регулирования. 2

денежно-кредитной сферы.2

1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег).2

Глава II Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе2

2.1 Денежно-кредитная политика Центрального банка в 2000 - 2003 гг.,2

2.2 Денежно-кредитная политика Центрального банка в 2004 г.2

2.3 Денежно-кредитная политика Центрального банка в 2005 г.2

2.4 Денежно-кредитная политика Центрального банка на 2006 г.2

Заключение. 2

Список используемой литературы.. 2


Введение

Денежно – кредитная политика (англ. Monetarypolicy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется косвенными методами. Целями кредитно-денежной политики являются: регулирование темпов экономического роста; смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы; сдерживание инфляции; достижение сбалансированности платежного баланса.[1]

Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая задача – центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции.

Проведение денежной политики – является второй основной задачей. Она осуществляется в основном посредством инструктирования Бюро по операциям на открытом рынке по поводу контроля над денежной массой, чтобы был обеспечен низкий уровень инфляции и при этом не допущена значительная безработица.

Глава I. Цели, инструменты и методы кредитно-денежной политики.

1.1 Цели денежно-кредитного регулирования .

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег. В настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

1.2 Инструменты и методы денежно-кредитной политики.

Выше мной были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

1.2.1 Политика обязательных резервов.

В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции:

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В первые данный метод применили в США в 1933 г. Этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 19 марта 1999 г. нормативы отчислений кредитных организаций в обязательные резервы Банка России составили: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях – 7%; привлеченным средствам юридических лиц в иностранной валюте – 7%; привлеченным средствам физических лиц в рублях – 5%; привлеченным средствам физических лиц в иностранной валюте – 7%; вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке РФ в рублях – 5%.[2]

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

1.2.2 Рефинансирование коммерческих банков.

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.

1.2.3 Операции на открытом рынке.

Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

· условий сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – операции РЕПО;

· объектов сделок – операции с государственными или частными бумагами;

· срочности сделки – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;

· сферы проведения операций – охватывают только банковский сектор или включают и небанковский сектор рынка ценных бумаг;

· способ установления ставок – определяемые центральным банком или рынком.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

1.2.4 Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной сферы.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег).

Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе я рассмотрю, в чем она заключается и каков механизм реализации той или иной.

Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.

Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Глава II. Особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе

Согласно традициям, практике, экономической теории и законодательству, основной задачей, стоящей перед современными центральными банками, является контроль и регулирование денежных и финансовых потоков в экономике с целью обеспечения стабильной стоимости национальной валюты, т.е. низкой и ровной инфляции. Такая задача максимально отвечает интересам экономики и возможностям самих денежных властей.

В докризисный период акцент делался на ограничении темпов прироста денежного предложения, впоследствии внимание сместилось в сторону борьбы с инфляцией.

Особенностью России является тот факт, что, вплоть до недавнего времени, основными инструментами денежно-кредитного регулирования выступали, с одной стороны, интервенции Центрального банка на валютном рынке, а с другой, стерилизационные мероприятия денежных властей. Возможность с помощью указанных операций регулировать уровень ликвидности в экономике и влиять на темпы инфляции, как правило, оказывалась низкой… Для повышения эффективности денежно-кредитной политики Банку России необходимо расширять набор инструментов и увеличивать роль процентных ставок.

Дополнение к двум основным целевым показателям — инфляции и ВВП, Центральный банк России при проведении своей политики принимает в расчет поведение обменного курса.

Центральный банк неоднократно делал заявления о приоритетности борьбы с инфляцией. В отношении регулирования динамики обменного курса его официальная позиция была скорее сдержанной: препятствуя повышательному давлению на рубль со стороны рекордно высоких цен на нефть.

На протяжении 1999–2003 гг. регулирование Центральным банком денежного предложения носило активный характер, в то время как процентная политика была скорее адаптационной. В то же время практика показала, что эффективность управления динамикой денежной базы с использованием имевшихся инструментов оставалась относительно низкой. В связи с этим Центральному банку следует предпринять дополнительные меры по расширению набора инструментов денежно-кредитного регулирования и повышению роли процентных ставок с тем, чтобы повысить результативность своей работы и, в частности, усилить контроль над состоянием денежной сферы и динамикой инфляционных процессов.

Несмотря на формально декларируемую приоритетность задачи снижения инфляции, на практике при проведении денежно-кредитной политики Банк России в значительной степени ориентировался на поведение реального обменного курса, явным образом сглаживая его динамику, а на отдельных этапах, возможно, воздействуя и на его равновесный уровень. При этом целесообразность активного вмешательства Центрального банка в динамику курса рубля может быть поставлена под сомнение. Сглаживание резких колебаний и обеспечение стабильной динамики валютного курса в долгосрочной перспективе, безусловно, остается в числе основных задач Банка России, но воздействие на уровень реального обменного курса с целью его занижения для повышения конкурентоспособности российской экономики едва ли является оправданным. Таким образом, Центральному банку имеет смысл еще раз оценить последствия, связанные с его действиями на валютном рынке, и уточнить свою позицию в отношении регулирования поведения обменного курса.

2 .1 Денежно-кредитная политика Центрального банка
в 2000 - 2003 гг.

После кризиса учетная ставка находилась на уровне 60% годовых. Политику ее снижения Центральный банк стал проводить с начала 2000г., тогда в течение года она менялась пять раз, в результате чего ее значение было снижено с 55% до 25%. Более чем двукратное сокращение стало возможным благодаря заметному падению на протяжении всего 1999 и начала 2000 г. темпов инфляции, общего уровня процентных ставок и стабилизации валютного рынка. Смягчением денежной политики, удешевлением стоимости заимствований Центральный банк старался передать позитивные изменения в реальный сектор, подтолкнуть кредитование производства и стимулировать рост экономики.

В конце 2000 г. — впервые после кризиса 1998 г. — основная ставка финансового рынка была приведена в относительное соответствие с макроэкономической ситуацией, хотя характерное превышение ее над темпами инфляции было сохранено (на тот момент инфляция составляла 20% в годовом выражении). Но, как показал опыт, и это более важно, номинальный статус ее в денежно-кредитной политике Центрального банка также сохранился.

Далее на протяжении всего 2001 г. ставка не менялась, и очередная коррекция вниз была предпринята лишь в 2002 г., когда за два шага ставка была снижена еще на 4 процентных пункта. Тем не менее, функциональное значение ставки рефинансирования в России по-прежнему было не столь велико, как в других странах, так как с ней не были связаны реальные операции кредитования коммерческих банков Центральным.

Январь-00 Июль-00 Январь-01 Июль-01 Январь-02 Июль-02 Январь-03 Июль-03

Рис. 1. Динамика ставки рефинансирования и инфляции в 2000–2003 гг.

Статус действующего инструмента денежно-кредитного регулирования основная ставка получила лишь в начале 2003 г., когда Центральный банк понизил ее до уровня ставок по расчетным кредитам "овернайт" и сделкам валютный своп — 18% годовых — и, таким образом, начал осуществление указанных операций по ставке рефинансирования. Сам же механизм рефинансирования банков, хотя формально и был запущен, вплоть до 2004 г. не использовался в силу сохранения избыточности свободных денег в экономике.

Что касается операций Банка России на рынке государственного долга, то, вплоть до начала 2003 г., они не проводились по причине отсутствия в портфеле ЦБР рыночных ценных бумаг. Частичная реструктуризация была проведена лишь в феврале 2003 г., когда бумаги на сумму в 30 млрд. рублей были переоформлены в рыночные, и Банк России получил возможность осуществлять открытые интервенции. Исключение составляли единичные выпуски облигаций самого Банка России, имевшие место в конце 2001 г., когда было проведено три аукциона, и все три — неудачно. Бумаги оказались неинтересны участникам рынка и не получили широкого распространения. Общий объем привлечения составил менее 1 млрд. рублей из 7.5 предложенных.

Нормы обязательного резервирования за весь период 1999–2003 гг. были изменены лишь дважды — в середине и конце 1999 г. В дальнейшем резервные требования не менялись, оставаясь постоянными вне зависимости от состояния денежного рынка, характера инфляционных процессов и задач, стоящих перед Центральным банком.

Важные шаги в направлении расширения набора инструментов регулирования ликвидности и восстановления механизма рефинансирования банков были сделаны Центральным банком в сентябре–ноябре 2002 г. Так, были активизированы операции по продаже государственных ценных бумаг из портфеля Банка России с обязательством их последующего выкупа и операции прямого РЕПО, последние из которых начали проводиться регулярно, два раза в день, со второй половины ноября. Эти инструменты позволили Центральному банку влиять на уровень ставки межбанковского рынка, ограничивая амплитуду ее колебаний и ее максимальной значение.

Также был введен новый инструмент — "валютный своп". Механизм его состоял в осуществлении Банком России покупки долларов США за российские рубли сроком "сегодня" по официальному курсу доллара США к российскому рублю (базовому курсу) с их последующей продажей сроком "завтра". Разница курса продажи и базового курса указанных сделок определялась исходя из состояния денежного рынка и текущих задач денежно-кредитной политики.

В 2003 г. денежные власти имели в своем распоряжении достаточный набор инструментов денежно-кредитного регулирования и использовали их на постоянной основе. В первом полугодии высокий уровень свободной ликвидности в экономике обусловил приоритет стерилизационных мероприятий.

2.2 Денежно-кредитная политика Центрального банка в 2004 г.

В основных направлениях денежно-кредитной политики на 2004 г. предполагалось достижение существенного снижения инфляции (до 8-10% и до 5,5-7,5% в 2006 г.) при сохранении умеренных темпов номинальной девальвации рубля. Базовая инфляция в январе-августе составила 6,2%, что превысило показатели предыдущего года (5,8%). Банк России ожидал, что ее уровень снизиться по итогам года до 8,7-9,2%. Но ожидания не оправдались - базовая инфляция составила 10,5%.[3]

В 2004 году в качестве цели единой государственной денежно-кредитной политики было принято ограничение прироста потребительских цен в преде­лах 8-10% (в расчете декабрь 2004 года к декабрю 2003 года).

В соответствии с условиями принятого сценария предусматривалось, что темп прироста ВВП составит 5,2% среднегодовая цена на нефть сорта «Юралс» -22 доллара США за баррель, среднегодовой курс рубля к доллару США - 31.3 рубля за доллар США годовой прирост валютных резервов органов денежно-кредитного регулирования 12,8 млрд. долларов США. Указанным условиям соответствовал прирост денежной массы за год (25%), который был заложен в основу денежной программы на 2004 год.

Но макроэкономическая ситуация развивалась пo иному сценарию, близокому к 2003 году. В первом полугодии 2004 года по отношению к первому полугодию 2003 года ВВП увеличился на 7.4%. Средняя цена на нефть сорта "Юралс" за январь-сентябрь 2004 года составила 33,3 доллара США за баррель. Средний курс рубля к доллару США за тот же период - 28,9 рубля за доллар США. Прирост золотовалютных резервов за девять месяцев 2004 года достиг 18,1 млрд. долларов США. В этих условиях фактический рост денежной массы сложился несколько выше предполагаемого. Увеличение денежной массы на 1.10.04 пo сравнению с показателем на туже дату предыдущего года составило 35,4%.

В денежной программе до конца 2004 года учтено также снижение нормативов обязательных резервов с 7-10% до 3,5%. Это отразилось на росте (с 2,3 дo 2,5) денежного мультипликатора, рассчитанного по узкой денежной базе.

Инструменты которые Банк России использовал (абсорбирования ликвидности и рефинансирования банков) позволили оперативно реагировать на изменение интенсивности и направлений движения финансовых потоков в рамках поставленных целей денежно-кредитной политики.

Система инструментов денежно-кредитного регулирования должна обеспечивать стабильность денежного рынка и, в тоже время, стимулировать кредитные организации к более эффективному управлению собственной ликвидностью.

При возникновении у банков потребности в дополнительной ликвидности они могли воспользоваться набором инструментов, предлагаемых Банком России для этих целей. В течение дня это могли быть обеспеченные внутредневные кредиты. предоставляемые Банком России без взимания платы, а также проводимые в первой и во второй половине дня аукционы однодневного прямого РЕПО. Кроме того, на еженедельной основе Банком России проводились операции по предоставлению ликвидности банкам на более длительные сроки. В конце операционного дня кредитные организации имели доступ к постоянно действующим инструментам Банка России - кредитам «овернайт» и сделкам «валютный своп», процентные ставки по которым установлены на уровне ставки рефинансирования…

Депозитные операции Банка России сочетались с активным применением инструментов изъятия свободных денежных средств, основными из которых стали операции по продаже Банком России государственных облигаций из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа и операции ОМР. В ситуации избыгочной ликвидности и значительного роста объемов денежных средств кредитных организаций, аккумулируемых на депозитных счетах в Банке России, с февраля 2004 года Банк России при проведении проведении аукционов ОМР сосредоточил внимание на проведении операций на сроки, превышающие четыре месяца.

В урегулировании проблемы нехватки рублёвой ликвидности на денежном рынке в 2004 году большую роль сыграли решения Банка России о снижении нормативов обязателбных резервов. которые принимались в целях постепенного выравнивания конкурентных условий для российских и иностранных кредитных организаций.

Норматив обязательных резервов пo средствам физических лиц в валюте Российской Федерации был снижен 8 июля 2004 года с 7 до 3,5%.

С начала 2004 года Банк России дважды принимал решение о снижении ставки рефенансирования 15.01.04 - с 16 до 14% годовых, и 15.06.04 – с 14 до 13% годовых.

2.3 Денежно-кредитная политика Центрального банка в 2005 г.

В своих прогнозах денежно-кредитной сферы на 2005 год Банк России нацеливался на дальнейшее снижение инфляции до 7,5-8,5%[4] , надеясь в основном на инерционную динамику, нежели чем предлагая конкретные меры по подавлению роста цен. Кроме того, Банк России планировал сохранить управление реальным эффективным курсом, предел укрепления которого установлен на уровне 8%. В целом характер перспективных расчетов на 2005 г. мало чем отличается от расчетов предыдущего года. Вариация сценариев опирается в основном на разные уровни нефтяных цен, но в отличие от предыдущих лет Банк России не приводит крайних сценариев резкого падения и роста цен на нефть.

Основной целью денежно-кредитной политики Банка Россиии на 2005 год являлась снижение инфляции до 7,5 – 8,5%. Но за 4 первых месяца она уже составила 6,5% (в 2004г. – 4,6%).

Это было вызвано факторами не связанными с денежно-кредитной политикой (рост тарифов ЖКХ).

Банк России мог компенсировать влияние немонитарных инфляционных факторов путем ужесточения денежно-кредитной политики. Т.е. резко сократить объемы преобретаемой ЦБ РФ валюты и существенно револьвировать рубль. Инфляция бы снизилась, но остановился бы экономический рост.

Следует обратить внимание на позитивную роль Стабилизационного фонда в ограничении роста денежной массы (денежная масса увеличилась на 32%), что приводит к сдерживанию инфляции и укреплению реального эффективного курса рубля. Курсовая политика Банка России имеет большое значение в снижении инфляции. За 4 первых месяца номинальный эффективный курс рубля повысился на 2 %, а реальный эффективный курс рубля повысился на 6,7%.

Инфляция по итогам текущего года составила 11%, что не соответствует изначальным планам ЦБ РФ.

2.4 Денежно-кредитная политика Центрального банка на 2006 г.

Банк России разработал на следующий год три варианта денежно-кредитной политики. Первый вариант исходит из среднегодовой цены на нефть марки URALS в $28 за баррель, второй вариант - $40 за баррель и третий вариант - $50 за баррель. Исходя из этого, ЦБ прогнозирует рост золотовалютных резервов в 2006 году по первому варианту на $22.8 млрд., по второму варианту - на $54.5 млрд. и по третьему варианту - на $82.5 млрд.

По первому варианту ЦБ прогнозирует некоторое снижение номинального эффективного курса рубля. По второму варианту номинальный эффективный курс рубля останется стабильным, а реальный эффективный курс рубля укрепится на 4.5%.

Минэкономразвития РФ считает, что ожидаемое укрепление реального эффективного курса рубля составит в 2006 году около 4.2%. По третьему варианту ЦБ прогнозирует возможное укрепление номинального курса рубля и большее, чем во втором варианте, укрепление реального эффективного курса.

Рост денежной массы в зависимости от вариантов, по прогнозам ЦБ, составит от 19% до 26%. ЦБ считает возможным принять на 2006 год прогноз по инфляции в 7-8.5%.

Заключение

Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступа­ют ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.

Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздейству­ет на инвестиции, равновесный ЧНП и уровень цен.

Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Кредитно-денежная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем: избыточные резервы, появляющи­еся в результате политики дешевых денег, могут не исполь­зоваться банками для расширения предложения денег; вызванное кредитно-денежной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег.

Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. Влияние политики дешевых денег на ЧНП усиливается сопутствующим расширением чистого экспорта, которое,в свою очередь, ускоряется понижение процентной ставки в стране. Аналогичным образам политика дорогих денег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.

На сегодняшний день направления денежно-кредитной политики зависят от цен на нефть а при высоких ценах на нефть (которые мы и имеем) Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. ЦБ не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну, Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев назвал это дурной спиралью. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы. А значит - либо высокая инфляция, либо существенное укрепления рубля, причем цифры по укреплению рубля называются до 14%, которое может привести к кризисной ситуации.

Список используемой литературы :

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год. [Электронный документ] (http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_86996.html).

2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год // Деньги и кредит. 2004. № 11. – С. 3 – 32.

3. Экономика: Учебник. 3-е изд./ Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – 896 с.

4. Экономическая теория: учебник для ВУЗов/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5. Экономическая теория: учебник для студентов ВУЗов. 3-е изд./ Под ред. И.П. Николаевой, Г.М. Казиахмедова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 543 с.

6. Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики. // Мировая экономика и международные отношения. 2005. №3.

7. Игнатьев С.М. О денежно-кредитной политике Центрального банка Российской Федерации.// Деньги и кредит. 2003. №5. – С. 13 – 16.

8. Левченко Д.В. Система рефинансирования как приоритетное направление развития денежной политики. // Деньги и кредит. 2005. №7. – С. 32 – 39.

9. Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы.// Деньги и кредит. 2005. №2. – С. 6 – 9.

10. Фетисов Г.Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики. // Вопросы экономики. 2004. №2

11. Кредитно-денежная политика. [Электронный документ] // Альманах. 2005. №7. (http://www.arett.ru).


[1] Государственное и муниципальное управление: справочник. – М.: «Издательство Магистр», 1997, C.150

[2] Экономика/ Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 481

[3] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год. [Электронный документ] (http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_86996.html)

[4] Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год // Деньги и кредит. 2004. № 11 C. 3 - 32