Реферат: Демографическая политика Казахстана

Название: Демографическая политика Казахстана
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Введение.

Вся национально-демографическая политика Советской власти в Казахстане была направлена на все более тесное привязывание республики к Россиии и по сути дела являлась продолжением колониальной политики царских времен. Сразу же после окончания гражданской войны было возобновлено переселенческое движение, узаконенное в 1924 г. Только в 1925 г. было зарегистрированно более 17,4 тыс. переселенцев. Плановое переселение крестьян из западных регионов началось в 1929 г., совпав с коллективизацией и притоком в республику сотен тысяч раскулаченных.

Усилился приток населения в Казахстан во время индустриализации. Прирост численности рабочих шел в 1931-1940 гг. в основном за счет трудовых ресурсов других республик, вербуемых на предприятия Казахстана по т.н. "оргнабору". Всего за этот период прибыло 504 тыс. человек. В 1940 г. в Казахстан прибыли еще 24 241 колхозник из Украины и России.

К 1939 г. казахи в республике превратились в меньшинст-во.Так, если в 1926 г. они составляли 57,6% населения, то в 1939г. - 38%. Причиной этому было целенаправленное "размывание" этнической однородности республики и сближение ее в этнокультурном отношений с России.

Эти тенденции сохранились и в послевоенное время. Следующий этап переселенческой политики Москвы был связан с освоением целинных земель в Казахстане. Советом Министров СССР и ЦК КПСС был разработан проект переселения в республику 50 тыс. семей, однако эти планы в короткий срок были перевыполнены. Только из Москвы и Подмосковья в Казахстан прибыло 54 тыс. человек, с Украины - 93 тыс., из Белоруссии - более 100 тыс. человек. С 1954 по 1962 года из западных республик прибыло более 119,5 тыс. семей. Большая часть переселенцев прибывала в северные области, механический прирост населения в которых составил с 1939 по 1959 год 83%. Население Целиноградской области с 1953 по 1955 год увеличилось в 96 раз, Кустанайской - 26 раз. Всего в 1954-62 годы на целину прибыло около 2 млн. человек. Одновременно продолжался оргнабор рабочей силы для промышленных предприятий Казахстана. За 1954-1960 гг. из-за пределов республики прибыло свыше 300 тыс. человек, а в 1961-1965 гг. "оргнабор" вырос до 500 тыс. человек, большую часть которых составляли выходцы из Украины, Белоруссии, Литвы. В 1965-1975 гг. в Казахстан прибыло на промышленные объекты еще 115 тыс. человек.

Только в середине 70-х годов приток населения в Казахстан начинает ослабевать. Это было связано с обшей демографической ситуацией в СССР, где резко начала падать доля трудоспособного населения, снизилась рождаемость и увеличилась смертность, что в первую очередь сказалось на западных и центральных регионах страны. В то же время высокая рождаемость у казахов привела к постепенному росту их удельного веса в республике. Так, в 1959г. они составляли 30% населения, в 1970 г. - 32,6%, а в 1979 г. -36%. В то же время начал снижаться удельный вес других национальностей. Так, русские в 1959 г. составляли 42,7% населения республики, в 1970 г. - 42,5%, а в 1979 - 40,8%, украинцы - 8,2%, 7,3% и 6,1% соответственно.

Одновременно с притоком населения в Казахстан в 70-х годах начинает набирать темпы и обратная миграция в РСФСР и западные республики, что также сказалось на уменьшении доли европейского населения в Казахстане. Так, в 1970 г. республику покинуло 35 тыс. человек, притом численность уезжающих постоянно росла, достигнув в 1988 г. 95 тыс. человек.

В 1959-1963 гг. в Казахстан вернулось около 200 тыс. человек из Китая. Это были люди, покинувшие родину в годы гражданской войны и коллективизации. Большую часть из них составляли казахи, уйгуры и дунгане, хотя среди репатриантов были и русские, татары, узбеки и киргизы. Осложнение отношений с КНР в начале 60-х годов прекратило этот процесс и более 1 млн. казахов осталось жить на территории соседнего

I . Демографическая политика.

Демографическая политика — целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру.

В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.История демографической политики

История управления народонаселением восходит к временам глубокой древности. Демографическая политика нашла своё отражение во многих законодательных и правовых актах, особенно в случаях перенаселения или больших людских потерь, хотя всё же большее значение имели религиозно-этические доктрины. В Средние века из-за больших потерь населения демполитика была направлена на поддержание увеличения рождаемости. В Новое время первой страной, где отчётливо оформилось политическое стимулирование рождаемости стала Франция. Потом в Европе преобладала политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения из-за влияний теории Мальтуса.

А. Я. Кваша считал демографическую политику довольно слабым инструментом, который не может влиять на воспроизводство населения. Наибольшее развитие демполитика получила во второй половине XX века: с одной стороны из-за демографического взрыва, с другой из-за мощного кризиса. ООН уделяла этому много внимания, проводились международные конференции. В 1967 году был создан Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). Проблемы также обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи.

государства.

1 .Политика развивающихся стран

Наиболее четко демографическая политика проявляется в развивающихся странах Проблема эффективного управления демографически­ми процессами, и, прежде всего ростом населения, ставится там, в повестку дня даже в тех странах, где еще в 70-е годы к ним были равнодушны.

Подход многих правительств к развитию сильно изменился в 80-е годы в связи с переориентацией на рыночный путь раз­вития. В 47 странах, где сосредоточено 83,5% населения Третьего мира, осуществляются меры, поощряющие снижения темпов воспроизводства населения (в начале 70-х годов в 31 стране с 74% населения). Они исходят из того, что демогра­фическая политика выступает существенным элементом общего экономического развития, и поэтому нужно особое внимание уделять регулированию численности населения. При этом сле­дует отметить, что правительства. Наименее развитых стран, представляющие 51% населения этой группы, не вмешиваются в демографические процессы, а в странах, где проживает 2,5% населения этой группы, политика преследует цели увеличения воспроизводства населения за счет сохранения высокой рож­даемости и снижения смертности.

II . Демографическая политика в Казахстане.

Демографическая политика составляет основу внутренней политики любого подлинного независимого государства. Для одних является актуальной угроза перенаселения (Китай, Индия, Египет и др.), для других - недонаселенность (Австралия, Канада, Бразилия и др.), для третьих же явна угрозадепопуляции из-за низкой деторождаемости (Франция, Германия, Англия и др.)

Для независимого Казахстана внутренняя демографическая ситуация осложняется еще и тем, что факторы перенаселенности в одних районах несут отпечаток прошлого колониального периода и имеют яркий этнический аспект, и это осложняет проблему народонаселения в республике выдвигая вопрос территориальной целостности молодого унитарного государства.

Республика Казахстан имеет численность населения 15,8 млн. человек, при удельном весе с мировой площади в 2% занимает лишь 0,33% населения мира. В достаточно плотном заселенном Азиатском континенте ее доля в численности населения составляет 0,4%, что в 31 раз ниже, чем площадь (6,1%).

Численность населения в Казахстане увеличилась в 2008 году на 1,3% в связи с увеличением рождаемости и сокращением смертности в стране, сообщает Агентство РК по статистике. Численность населения республики на 1 января 2009 года по текущим данным составила 15 миллионов 778 тысяч человек, в том числе городского – 8 миллионов 423 тысяч (53,4%), сельского – 7 миллионов 354 тысячи человек (46,6%). «По сравнению с январем прошлого года она увеличилась на 206,7 тысяч человека, или на 1,3%, что обусловлено увеличением числа родившихся и снижением смертности населения», - констатирует агентство. Рост численности населения за этот период произошел во всех регионах страны, за исключением Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей. При этом, естественный прирост населения увеличился по сравнению с 2007 годом на 46,4 тысяч и составил 204,2 тысяч человек. Общий коэффициент естественного прироста на 1000 человек составил 13,0 промилле.

Территория республики заселена неравномерно. Наблюдается довольно значительное колебание коэффициента плотности населения при среднем уровне его 5,8 человека на 1 кв. км, наименьшая плотность - 2,1 человека в Мангыстауской области, что почти в 8 раз ниже самой густонаселенной Южно-Казахстанской области.

Население Казахстана сравнительное молодое - 46,3% моложе 30 лет. Дети в возрасте до 15 лет составляют 10,5%, в развивающих странах- 40 и в развитых - 21.

Также в Казахстане значительно возросла средняя продолжительность жизни и за последние годы составляет 64,2 года, в том числе мужчин - 59 лет, женщин - 70 лет. Дифференциация в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами за эти годы составила 11 лет. Средняя продолжительность трудовой деятельности мужчин на 6 и женщин на 8 лет короче, чем продолжительность трудоспособного возраста. Это связано с учебой, рождением ребенка, службой в армии и т.д. Данный показатель имеет немаловажное значение в формирование количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов в разрезе пола.

1. Численность населения в РК.

Численность населения страны на 1 января 2008г. по уточненным данным составила 15571,5 тыс. человек, в том числе городского - 8265,9 тыс. (53,1%), сельского - 7305,6 тыс. человек (46,9%). По сравнению с 1 январем 2007г. она увеличилась на 174,6 тыс. человек, или на 1,1%. За этот период в регионах, кроме Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областей, наблюдался рост численности населения. Максимальный прирост общей численности приходится на Южно-Казахстанскую область 49,0 тыс. человек, а ее максимальная убыль - на Восточно-Казахстанскую область - минус 7,1 тыс. человек.

Естественный прирост населения республики в 2007г. составил 163666 человек (144546 человек - здесь и далее в скобках приведены показатели за 2006г.). Общий коэффициент естественного прироста на 1000 жителей в 2007г. составил 10,6 (9,4) человека.

За 2007г. органами ЗАГС зарегистрировано 321963 (301756) рождения, что на 6,7% больше, чем в 2006г. За этот период родилось 165543 мальчика и 156420 девочек, или 106 мальчиков на 100 девочек. Общий коэффициент рождаемости на 1000 жителей составил 20,8 (19,7) родившихся.

Число умерших в 2007г. в стране составило 158297 (157210) человек, в том числе 92385 (100526) - в городских поселениях и 65912 (56684) - в сельской местности. За этот период умерло 90416 мужчин и 67881 женщина, или 133 мужчины на 100 женщин. Общий коэффициент смертности на 1000 жителей составил 10,2 (10,3) умерших.

Основными причинами смерти являются болезни системы кровообращения, доля которых в 2007г. составила 51,7% (51,9%), несчастные случаи, отравления и травмы - 14,2% (14,6%), новообразования - 11,5% (11,6%) от всех зарегистрированных смертных случаев.

За 2007г. в стране зарегистрировано 4646 (4154) умерших детей в возрасте до 1 года, в том числе мальчиков - 2744 (2397) и девочек - 1902 (1757). Коэффициент младенческой смертности составил 14,6 (13,9) умерших на 1000 родившихся. Основной причиной смерти среди младенцев являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, от которых в 2007г. умерло 2187 (2060) младенцев, или 47,1% (49,6%), от всех младенческих смертей.

Число браков и разводов в 2007г. по сравнению с 2006г. возросло на 6,7% и 0,8% соответственно, и составило 146379 (137204) браков и 36107 (35834) разводов. Общий коэффициент брачности на 1000 жителей составил 9,5 (9,0) брака, а разводимости остался на уровне 2006г. и составил 2,3 развода.

Положительное сальдо миграции населения в 2007г. составило 10962 (33041) человека, из них со странами СНГ - 2846 (26364). Число прибывших в республику составило 53397 (66731) человек, а выбывших за ее пределы - 42435 (33690) человек.

Среди прибывших в Казахстан удельный вес казахов составил 78,2% (73,0%), русских - 12,5% (14,0%), немцев - 1,0% (0,9%). Из числа выбывших за пределы Казахстана на долю русских приходится 69,5% (67,4%), немцев - 7,1% (7,3%), казахов - 5,3% (6,8%).

2. Анализ прироста населения.

Президент Н.А. Назарбаев в целях укрепления независимости и безопасности страны поставил задачу до 2015 года довести численность населения до 20 миллионов человек. Для достижения этой цели осуществлен ряд масштабных мер, направленных на улучшение социально-бытовых условий жизни граждан, увеличение рождаемости, укрепление здоровья матери и ребенка.

Так, в 2002 году введена адресная социальная помощь малообеспеченным семьям. В 2003-м стали предоставлять единовременное пособие на рождение ребенка в размере 15 минимальных расчетных показателей. В прошлом году создана целостная система поддержки семей, имеющих детей.

Предпринятые шаги позволили достичь стабильного роста численности населения. К примеру, если в 2000 году родилось 220 тысяч детей, то в 2005 году - 278 тысяч, а в 2006-м - 290 тысяч. Общий прирост населения в 2005 году составил 145 тысяч человек, или 0,95 процента. В течение того периода наибольший показатель достигнут в Астане - 3,98 процента. В Алматы он составил 3,17, Мангистауской области - 3,5, Атырауской - 1,92, Южно-Казахстанской области - 1,82 процента.

Кстати, в столице и южном мегаполисе, а также в Атырауской области общий прирост населения достигнут в основном за счет переселенцев, в том числе и оралманов.

В то же время в Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях число жителей, напротив, сократилось. В этих регионах число эмигрантов значительно превысило число иммигрантов, а показатель рождаемости так и остался на низком уровне.

Что касается естественного прироста населения, то здесь в лидерах Мангистауская область - 1,96 процента. В Южно-Казахстанской и Атырауской областях он достиг 1,92 процента, Кызылординской области - 1,51. Во всех перечисленных регионах большинство населения составляют представители коренной национальности. В Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской областях естественный прирост населения составил лишь 0,05-0,5 процента. В Костанайской и Северо-Казахстанской областях этот показатель вообще "ушел в минус".

Представленный анализ показывает, что, несмотря на динамичное социально-экономическое развитие республики, вопросам миграции и демографии пока не уделяется достаточного внимания. Главный механизм увеличения численности населения в нашей стране - повышение рождаемости. Каждый год в Казахстане должны появляться на свет порядка 530-540 тысяч детей - в два раза больше, чем сегодня. Для обеспечения естественного прироста населения в каждой семье, как минимум, должно быть трое или четверо детей. Если первые двое малышей замещают своих родителей, то третий восполняет естественные потери и только четвертый ребенок "работает" на прирост.

III . Цели демографической политики

Поддержание уровня рождаемости, снижение смертности населения и увеличение продолжительности здоровой жизни - цель демографической политики и укрепления семьи на 2010-2020 годы. Об этом 14 августа в Алматы в ходе специального «круглого стола», посвященного обсуждению проекта Концепции демографической политики и укрепления семьи, сказала министр труда и социальной защиты населения РК Гульшара Абдыкаликова.

Организаторы - Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, фонд ООН в области народонаселения, учреждение «Центр гражданских инициатив». В заседании приняли участие депутат, председатель социального совета при фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента РК Айткуль Самакова, депутат Мажилиса Парламента, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК Елена Тарасенко, ученые, представители Администрации Главы государства, заинтересованных госорганов, международных и отечественных НПО.

Как было отмечено, современная демографическая ситуация в Казахстане характеризуется «старением» рожениц, стареющим населением, высокой смертностью населения, низкой продолжительностью жизни и рядом других проблем. Все эти вопросы обозначены в проекте Концепции и предложены пути их решения. В целом Концепция демографической политики и укрепления семьи РК на 2010-2020 годы определяет основные принципы, цели, задачи, механизмы реализации и направления действий по улучшению демографической ситуации в стране. Она разработана в соответствие с Конституцией РК; Стратегией гендерного равенства в РК на 2006-2016 годы; общепризнанными принципами и нормами международного права в области политики народонаселения и т.д.

Ожидаемыми результатами реализации Концепции, по словам Г.Абдыкаликовой, являются увеличение числа и процента семей, имеющих трех и более детей; снижение материнской смертности к 2020 году до 15 случаев на 100 тысяч родившихся живыми (в 2008 - 33,7 случаев), снижение младенческой смертности - до 12 случаев на 1000 родившихся (в 2008 - 20,9 случаев), сокращение разницы в продолжительности жизни женщин и мужчин с 10,5 лет в 2008 году до 8 лет к 2020 году, увеличение реального размера семейных пособий, наличие государственной жилищной политики для молодых семей, достижение соответствия статуса инвалидов в Казахстане международным стандартам и правилам по обеспечению равных возможностей инвалидов, поддержание миграционного прироста, в том числе за счет реализации программы привлечения соотечественников.

IV . Проблема демографической ситуации в РК.

В Послании Президента "Новый Казахстан в новом мире" в рамках Стратегии "Казахстан-2030" обозначены 30 важных направлений социально-экономического развития страны на предстоящие десять лет. Особенность нынешнего Послания в том, что в нем охвачены все сферы жизни общества. И одна их самых актуальных задач государства - проведение эффективной демографической политики.

Несмотря на несметные богатства, огромные просторы и экономические успехи нашей страны, сравнительная малочисленность и низкая плотность ее населения формируют неблагоприятную демографическую картину.

Между тем из-за того, что в свое время европейские державы не придавали должного внимания демографическим процессам, они переживают сейчас всеобщий процесс старения. Во Франции и Германии, к примеру, население увеличивается за счет притока представителей других национальностей. В Швеции при рождении ребенка наряду с женщинами трехлетний отпуск могут получить и их мужья. Им выплачиваются дополнительные пособия. На такие шаги государства вынуждены пойти только в целях увеличения численности населения.

С обретением независимости по инициативе Главы государства мы тоже стали придавать значение улучшению демографической ситуации. Несмотря на трудности переходного периода, с повестки дня в Казахстане никогда не снимались вопросы повышения благосостояния народа, проявления заботы о материнстве и детстве. Для увеличения численности населения республика обратилась с призывом к соотечественникам за рубежом, разбросанным по всему земному шару, чтобы они возвращались на историческую родину.

В результате за истекшие годы число репатриантов достигло около полумиллиона человек.

V . Меры правительства по улучшению демографического состояния в стране.

Для достижения названного показателя необходимо значительно улучшить благосостояние населения и особенно условия жизни репродуктивных женщин и детей. У них должно быть крепкое здоровье, качественное питание, хорошие условия жизни. Не случайно, на развитии социальной сферы в Послании Президента текущего года сделан особый акцент.

Только в 2008 году для реализации задач, поставленных Главой государства в данной сфере, предусматривается выделение из бюджета дополнительных средств в размере 108 миллиардов тенге. Придавая исключительное значение социальной защите материнства и детства, Президент поручил Правительству с первого января будущего года повысить размер единовременного государственного пособия в связи с рождением ребенка до 34 740 тенге, или в два раза, увеличить ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им одного года. Также предусматривается ввести обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства для работающих женщин. При этом их пенсионные накопления должны продолжаться в период декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком до одного года.

Выплата пособий будет осуществляться из средств Государственного фонда социального страхования, сформированного за счет перераспределения социального налога. Всего на реализацию вышеуказанных задач выделяется 18,7 миллиарда тенге.

В соответствии с Посланием всем работающим женщинам за каждые четыре месяца пребывания в декретном отпуске выдается пособие по беременности и родам в размере среднемесячной зарплаты.

Для развития системы образования и здравоохранения Глава государства дал поручение - за три года построить сто школ и столько же больниц именно в тех регионах страны, которые в них особо нуждаются.

Правительству в ближайшее время следует подготовить комплексную программу по реализации задач, вытекающих из Послания Президента, направленных на стимулирование рождаемости, укрепление института семьи. В частности, необходимо осуществить меры по обеспечению жильем молодых семей, охране здоровья матери и ребенка, дальнейшему совершенствованию социальной поддержки семей с детьми и так далее.

Рост численности населения также напрямую зависит от решения жилищной проблемы. В республике принята Программа развития жилищного строительства на 2005-2007 годы. В течение трех лет было запланировано построить 12 миллионов квадратных метров жилья. Однако только за два года сдано 11 миллионов "квадратов". А в текущем к ним добавятся еще семь миллионов. Таким образом, всего в эксплуатацию сдается 18 миллионов квадратных метров жилья, и программа будет выполнена на 150 процентов.

Сегодня особенно важно сделать новые квартиры доступными для населения и удешевить их стоимость. В связи с превращением республики в гигантскую строительную площадку стройиндустрия должна развиваться интенсивно. Несмотря на то, что число предприятий отрасли непрерывно растет, строительные материалы остаются дорогими и в основном завозятся из-за границы. По этой причине стоимость жилья тоже постоянно растет. Поэтому нам необходимо повсеместно создавать производства по выпуску строительных материалов, развивая их деятельность, особенно в районных центрах и малых городах. Это, во-первых, даст возможность открывать новые рабочие места, во-вторых, пополнит поступления в местный бюджет и самое главное - значительно снизит цену стройматериалов.

В предстоящие три года из 27 миллионов квадратных метров жилья 17 миллионов будут возведены за счет частных средств, при этом главной задачей государства является подготовка земельных участков для строительства, обеспечение домов линиями тепло- и электропередачи, дорожно-транспортными, водными и другими инженерными коммуникациями. Если государство будет выделять частным предпринимателям необходимые земельные участки, поможет им провести свет, воду и тепло, проложить дороги, приобрести дешевые стройматериалы, число заинтересованных в строительстве жилья частных лиц, городских и сельских жителей значительно возрастет.

Исполнительным органам на местах необходимо навести жесткий порядок при выделении земельных участков под строительство. По поручению Президента следует также взяться за решение проблемы закрепления на селе молодых учителей и врачей с высшим образованием, приступив к возведению для них трех-четырехквартирных домов возле аульных школ и больниц. Кроме того, как сказано в Послании, строительство комплексов доступного арендного жилья, особенно для молодых семей, даст им возможность получения квартир по дешевой цене. Тем самым они будут обеспечены жильем еще до того, пока накопят достаточно средств на квартиру или строительство индивидуального дома.

Заключение.

Итак, сегодня нашей молодой и стремительно прогрессирующей стране необходимо вести активную демографическую политику. Для любого государства человеческий фактор является составной частью его экономического развития. По данным Всемирного банка, в странах с переходной экономикой лишь 16 процентов уровня экономического развития зависит от производственного потенциала (оборудование, инфраструктура и так далее), 20 - от природных ресурсов, а оставшиеся 64 процента - от человеческого и социального капитала. Как бы там ни было, человек играет основную роль в модернизации общества и достижении передовых экономических высот. В целом для Казахстана главной, думается, является демографическая проблема, которая непосредственно влияет на независимость и безопасность республики. Поэтому, убежден, настал момент для реорганизации Агентства по миграции и демографии, которое должно напрямую подчиняться Правительству и основательно заниматься решением всех затронутых в данной статье вопросов

Для решения задач, поставленных в проекте, предусматривается увеличение расходов на улучшение демографической ситуации в стране. В том числе на государственную поддержку семей с детьми, охрану здоровья населения и регулирование миграционных процессов.

Демографическая обстановка в молодом государстве непосредственно влияет на его экономику и политику, на социальную жизнедеятельность и межнациональные отношения. Правильная оценка демографической ситуации и научные прогнозы о ее возможных изменениях в ближащем и далеком будущем дают возможность правильно определить тактические и стратегические задачи во внутренней политике нашей республике и тем самым избежать возможные межнациональные конфликты.

Народы Казахстана сейчас находятся на различных стадиях всеобщего демографиического перехода, что отражается в прошлой, настоящей и будущей динамике их численности. Такие весьма существенных различия особенно ярко выражены в сравнительной демографической динамике не только русских и казахов, как главных этносов, а также других диаспор, как украинцев, узбеков, немцев, уйгуров, поляков, евреев и др.

Восточные, в основном тюркоязычные народы, составляют большие сложные семьи, где много детей и подростков, а европейские, в основном славяноязычные этносы, живут в малых, так называемых нуклеарных (простых) семьях, где преобладают взрослые и пожилые люди.

Как было отмечено выше, в Казахстане живут народы разного демографического возраста. Этот существенный и уникальный факт должен осознаваться и оцениваться как весьма положительный для сохранения политической стабильности в республике. Совместное проживание в Казахстане народов в демографическом отношении «молодых» «постаревших» (такая характеристика соответствует народам восточного и западного происхождения или тюркоязычными и славяноязычными этносам) при соответствующей разумной политике не затрудняет, а наоборот, облегчает намного установление стабильных межнациональных отношений. Здесь свою положительную роль играют демографо-психологические факторы и большие возрастные интервалы, хотя вовсе нельзя отрицать и другие социально-экономические и политико правовые моменты. К сожалению, этот важный объективный факт все еще остается неосознанным на высшем уровне управления, и до сих пор ошибочно приписывают его стабилизирующее значение фактам субъективным, хотя этого тоже нельзя отрицать.

Республике Казахстан, чтобы утверждать себя как молодое государство, необходимо вести эффективную демографическую политику. Она должна поддерживать и содействовать полному проявлению исторически объективным тенденциям народонаселения. Основная политика нашего государства - это поддержание традиционных семейно-брачных отношений, возвышении роли отца в семье и мужчины в обществе, одновременно заботясь о материнстве и детстве. Необходимо в условиях резкого снижения деторождаемости поддержать традицию народов Казахстана на многодетность семьи.

Демографические процессы всегда опережают прогнозы политические, экологические, социальные, экономические, так как везде играют людские факторы, человеческие ресурсы. Поэтому многие научные прогнозы и предпринимаемые новые законодательства, а также различные административные решения молодого государства должны проходить через демографическую экспертизу, так как Казахстан все еще находится в состоянии демографического детерминизма. Именно здесь должна осуществляться целенаправленная политика народонаселения на региональном уровне со стратегией развития и планом конкретных действий.

Примечания

При работе над курсовой были использованы различные материалы из Интернета:

· Чужие работы с www.bankreferatov.ru

· Чужие работы с http://www.fem.ru/cgi-bin/inf.cgi?id=01D61FC27FBD241F&t=ref/infd.html

· Электронные энциклопедии и справочники

· Виртуальные СМИ