Реферат: Традиционные области правового регулирования охраны природы

Название: Традиционные области правового регулирования охраны природы
Раздел: Рефераты по экологии
Тип: реферат

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЛАСТИ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

§ 1. Правовое регулирование охраны животного мира
Животный мир — неотъемлемый элемент природной биологического разнообразия Земли, возобновляющийся природный ресурс, важный регулирующий и стабилизирующий компонент биосферы, всемерно охраняемый и рационально используемый для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ. Только в отношении животного мира российский законодатель посчитал нужным особо подчеркнуть связь его с удовлетворением в первую очередь духовных потребностей. Действительно, все животные красивы по-своему, многие люди принимают близко к сердцу гибель и страдания животных и готовы участвовать в их охране.

Право разных стран — вне зависимости от различий правовых систем — регулирует охрану животного мира на основе общих для всего человечества принципов. Многочисленные международные организации обеспечивают единство правовых мер и оказывают конкретную помощь отдельным государствам (например, России по реализации программ по спасению амурского тигра, снежного леопарда).

Российское и международное законодательство о мире детально регламентирует цели, последовательность, порядок установления системы запретов и ограничений на использование объектов животного мира; требования к хозяйственной деятельности на всех ее этапах и санкции за их нарушение (приостановление работ, прекращение финансирования и т.п.); режимы особо охраняемых природных территорий; разрешительный порядок акклиматизации новых объектов животного мира и гибридизации, а также содержания и разведения животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; создания и оборота зоологических коллекций; требования по обращению с агрохимикатами и другими средствами в сельском и лесном хозяйстве; систему предотвращения заболеваний и гибели объектов животного мира при нарушении карантинных, ветеринарных и иных правил борьбы с заразными болезнями; порядок ведения научных исследований, перемещения объектов животного мира через государственные границы, пользования животным миром (охота, рыболовство и т.д.) и др.

В нашей стране в последние годы был принят ряд очень важных и гуманных актов, представляющих несомненный интерес и для юристов, и для экологов, например о правилах изъятия объектов животного мира из окружающей среды, добычи морских млекопитающих в научных целях, которые наряду с иными мерами предусматривают максимальное снижение психических и физических травм не только добываемым животным, но и тем, кто при этом присутствует, запрет на изъятие из окружающей среды беременных самок китов, добычу китов в присутствии детенышей и т.п.

Часть национального законодательства об охране и использовании животного мира составляют акты международного права (конвенции, соглашения, договоры, как многосторонние, так и двусторонние). Эта область правотворчества в рамках международного сотрудничества по охране окружающей среды весьма эффективно реализуется. Особую роль здесь призвана сыграть Конвенция об охране биоразнообразия. Европейский Союз прилагает значительные усилия в области охраны животного мира, в частности, путем издания директив об охране отдельных видов животных, среды их обитания и усилении контроля за ихреализацией национальным законодательством и уполномоченными органами публичной власти.

Охрана животного мира представляет собой стабильную систему национальных и международных, общегосударственных и региональных, организационных, экономических, правовых, экологических, воспитательных мероприятий по сохранению популяционно-видового состава и поддержанию численности диких животных на оптимальном для их существования уровне, а также мер по сохранению среды их обитания.

К числу организационно-правовых мер по охране животного мира, реализуемых в процессе экологического управления, в частности, относятся:

ведение государственного учета объектов животного мира и их использования, государственного кадастра, содержащего сведения о географическом распространении животных, их численности, показателях среды обитания и воздействия на нее, а также информацию о хозяйственном использовании объектов животного мира и среды их обитания;

создание и осуществление государственного мониторинга объектов животного мира, т.е. системы регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания;

создание специально уполномоченных государственных органов (либо их подразделений) по охране и регулированию использования животных и среды их обитания;

координация деятельности международных и национальных органов и организаций, внутриорганизационной деятельности различных ветвей власти разного уровня по планированию и реализации мероприятий, направленных на сохранение животных и среды их обитания.

Правовые мерыохраны животного мира состоят в разработке, принятии и применении законодательных и иных правовых актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды обитания, в первую очередь редких и исчезающих видов, для регулирования охраны особых территорий (заповедников, заказников, национальных парков и иных); в установлении системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды обитания животных; правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды обитания животных; правовом воспитании и профилактике нарушений.

Правовая охрана животного мира считается составной частью экологического права. Это раздел Особенной части курса экологического права, представляющий собой сложный комплекс законодательных и иных правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования животного мира. В литературе встречается словосочетание «фаунистическое законодательство», «фаунистическое право». По мнению некоторых специалистов, оно в настоящее время представляет собой подотрасль экологического права. В широком смысле фаунистическое право охватывает систему правовых норм, регулирующих охрану и использование животных и среды их обитания, общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия человека и общества с такими компонентами окружающей среды, как животный мир; совокупность экологически значимых правовых действий и бездействия людей (правового экологически значимого поведения) в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды обитания животных; систему государственных органов, осуществляющих правотворческие, управленческие, контрольно-надзорные и иные функции, а также реализацию мер юридической ответственности за нарушение законодательства о животном мире; правовую идеологию, правовые взгляды, чувства и эмоции как элементы правового сознания общества, отдельных социальных групп и граждан по отношению к
животному миру. В узком смысле фаунистическое право — совокупность правовых норм и правовых отношений, возникающих в связи с охраной и использованием животного мира.

В фаунистическом праве как разделе курса экологического
права (отрасли научного знания) выделяют Общую часть, освещающую понятия, принципы, задачи и основные направления
деятельности по охране и использованию животного мира, и Особенную часть, в рамках которой рассматриваются проблемы (институты) права собственности на животный мир, система государствевного управления и области охраны и использования животного мира, лицензирования пользования животным миром, юридической ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира и среды обитания животных; охраны отдельных категорий объектов животного мира,
охраны среды обитания диких животных, охраны животного мира
при промышленном, сельскохозяйственном производстве и др.,
международно-правовое регулирование охраны животного мира и
среды обитания животных. В последнее время ставится вопрос о
расширении этой подотрасли за счет включения в нее проблематики охраны домашних животных. Разработан Федеральный закон об их защите. В некоторых субъектах РФ такие законы уже
приняты (Москва, Башкортостан).


Право собственности на животный мир. Федеральный закон
«О животном мире» (ст. 4) относит животный мир в пределах территории РФ к государственной собственности (федеральной или
субъектов Федерации). Правовой статус объектов животного мира,
находящихся в государственной собственности, определяется следующим: это должны быть дикие животные, постоянно или временно населяющие территорию РФ и находящиеся в состоянии естественной свободы, а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются как экологическим, так и гражданским законодательством.

Поскольку владение, пользование и распоряжение животным миром относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов, определение круга (перечня) объектов животного мира, право собственности на которые является федеральным, имеет важное значение, во-первых, с точки зрения максимальной защиты таких объектов, во-вторых, с учетом его реализации, которая входит в компетенцию РФ (например, при решении вопросов о выдаче лицензий, квот на добычу).

Объектами федеральной собственности являются: а) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды, а также занесенные в Красную книгу РФ; б) обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения; в) населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ; г) подпадающие под действие международных договоров РФ; д) отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении; е) естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

Правительство РФ имеет право по согласованию с субъектами Федерации относить и другие, помимо перечисленных, объекты животного мира к федеральной собственности, т.е. приведенный перечень является открытым. Право собственности от имени Российской Федерации и ее субъектов осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции. В ст. 58 Федерального закона «О животном мире» предусмотрена недействительность сделок, совершенных в отношении животного мира. КоАП РФ (ст. 7.11) ввел ответственность за самовольную переуступку права пользования объектами животного мира.

Право пользования животным миром. Это право регулируется экологическим законодательством на основе права государственной собственности на животный мир. Оно устанавливает общие и приоритетные права. Наличие приоритетного права пользования животным миром не меняет его статуса государственной (федеральной или субъектов РФ) собственности. Приоритетным правом обладают, согласно закону, коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использование объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения. Данное право ограничивается по территориальномупризнаку — территорией традиционного расселения и хозяйственной деятельности, а не только по субъектному.

Приоритетное право предусматривает предоставление первоочередного выбора промысловых угодий; льгот в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового и возрастного состава и количества добываемых объектов и продуктов жизнедеятельности животных; исключительное право на добывание определенных объектов и продуктов жизнедеятельности животных. Например, в 1996 г. Правительством РФ с уведомлением Международной китобойной комиссии и Правительства США было принято специальное решение, разрешающее добычу двух гренландских китов. При этом оговаривался ряд условий: обязательное научное сопровождение и использование мяса и других продуктов переработки только для местного употребления — обеспечения потребностей жителей Чукотского национального округа — представителей малочисленных коренных народов. Аналогичные решения Правительство РФ вынуждено было принимать и в последующие годы. Переуступка приоритетного права гражданам и юридическим лицам, не относящимся к категориям, обладающим этим правом по закону или на основании специального разрешения, запрещается.

Общими видами пользования животным миром являются охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, добыча объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, использование и извлечение полезных свойств ихжизнедеятельности, получение продуктов жизнедеятельности, а также изучение, исследование и иное использование без изъятия их из окружающей среды.

Пользование животным миром осуществляется на основе долгосрочной лицензии, выдаваемой гражданам органами государственной власти, уполномоченными осуществлять право собственности от имени Российской Федерации и ее субъектов, либо именных разовых лицензий. Кроме того, на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, требуется распорядительная лицензия. Право пользования животным миром прекращается полностью или частично в случаях: отказа от него; истечения срока пользования; нарушения законодательства или условий лицензии; при возникновении необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях их охраны; использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром; ликвидации предприятия, учреждения, организации — пользователей животным миром. Решение о прекращении данного права может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Пользователи животным миром обязаны: осуществлять только указанные в лицензии виды пользования; соблюдать установленные нормы, сроки, правила пользования; применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды
обитания животных; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозу исчезновения, и т.п. Пользователи объектами животного мира о6язаны вести учет используемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представлять эти и другие данные уполномоченным органам. Государственный учет, кадастр и мониторинг объектов животного мира ведутся по единым для Российской Федерации правилам,
с использованием унифицированных форм хранения информации в соответствии с законодательными и иными правовыми актами.

Самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, а равно самовольное пользование объектами животного мира, на пользование которыми требуется получение разрешения, запрещаются. Общественно опасные нарушения права пользования животным миром, в частности при незаконной охоте либо незаконной добыче водных животных, могут повлечь применение мер уголовной ответственности (ст. 256, 258 УК). Пользователи животным миром (юридические лица и граждане) возмещают ущерб, причиненный объектам животного мира и среде их обитания, добровольно или по решению суда (арбитражного суда). Ущерб взыскивается, если пользователи не приняли реальных и необходимых мер по его предотвращению или уменьшению на закрепленных за ними территориях или акваториях. КоАП РФ (ст. 7.11) предусматривает ответственность за пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, либо с нарушением предусмотренных в нем условий, а равно за самовольную переуступку права пользования объектами животного мира.

Общие нормы права пользования животным миром содержатся в Федеральном законе «О животном мире» и конкретизируются многочисленными подзаконными актами. Наиболее детально в российском законодательстве регламентируются такие виды пользования животным миром, как охота и рыболовство. Это традиционные, сформировавшиеся на протяжении многих веков виды деятельности, в которых участвуют сотни тысяч людей.

Охотакак вид пользования животным миром имеет глубокие исторические и национальные традиции и представляет собой изъятие диких животных (наземных и морских, птиц и зверей) в различных формах (отлов, отстрел, вагон и т.п.) живыми или умерщвленными для целей потребления (питание, использование шкур, жира, других частей и т.п.), изучения, создания коллекций, содержания в неволе или полувольных условиях. Охота осуществляется в особом разрешительном порядке. Различают активную, т.е. с использованием охотничьего оружия или ловчих животных, путем выслеживания и добычи, пассивную — с помощью капканов, сетей, иных стационарно устанавливаемых средств добычи, промысловую — для получения продукции (пушнины, мяса и т.п.) и спортивную (любительскую) охоту.

Право на охоту оформляется в разрешительном порядке путем выдачи долгосрочных или именных разовых лицензий либо охотничьих билетов.

Охота представляет собой один из видов пользования животным миром и заключается в выслеживании или преследовании с целью добычи и собственно в добыче животных, но даже нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, ловчими птицами, иными орудиями охоты приравнивается к охоте.

Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты или охотничьими животными может осуществляться всеми гражданами РФ, достигшими 18-летнего возраста, прошедшими испытание по правилам охоты и техники безопасности на охоте, обращения с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Право на любительскую и спортивную охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право охоты, т.е. охотничьим билетом. Охотничий билет выдается государственным органом управления охотохозяйством; членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний. Кроме того, необходимо наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия.

Право на любительскую и спортивную охоту может быть предоставлено лицам, не являющимся гражданами РФ, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.

Промысловая охота осуществляется лицами, заключившими договор с заготовительными организациями, охотниками промысловых хозяйств, штатными охотниками и приравненными к ним лицами. Они получают право на охоту с 14-летнего возраста после уплаты государственной пошлины и могут не состоять членами охотничьих обществ.

Специальные правила установлены в отношении права на охоту для тех граждан РФ, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков (граждане, принадлежащие к коренным малочисленным народам и этническим общностям, их объединения).

За незаконную охоту, т.е. осуществляемую лицом, не обладающим правом на нее, не отвечающим иным установленным законом требованиям, без разрешения, запрещенными орудиями, средствами, в отношении объектов животного мира, охота на которых полностью запрещена, с нарушением условий лицензии и т.п., российским законодательством установлена административная и уголовная ответственность (ч. 1 ст. 8.37 КоАП, ч. 2 ст. 256, ст. 258 УК).

Рыболовство, или добыча водных ресурсов, — процесс улова, убоя, извлечения или иного изъятия из природной среды водных животных; отрасль хозяйства, специфический вид пользования животным миром. Различают промышленное рыболовство, спортивный и любительский лов рыбы, осуществляемые соответственно с помощью судов, стационарных или береговых орудий и способов лова, удочек всех видов, спиннингов и т.п.

Вопросы сроков, выделения водоемов для спортивного и любительского рыболовства, платы, информирования населения об ограничениях и особых условиях рыболовства, иные вопросы организации и контроля за рыболовством решаются в нормативно-правовых актах субъектов РФ и органов местного самоуправления в установленном законом порядке.

Промышленное рыболовство в Российской Федерации осуществляется юридическими лицами, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, на основании лицензии — специального разрешения, выдаваемого федеральным органом по рыболовству или его бассейновыми управлениями поохране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства либо органом исполнительной власти субъекта РФ, как правило, на срок не менее трех лет. Законодательством определены порядок, сроки и условия регистрации лицензий и др. Наличие лицензии на промышленное
рыболовство обязательно для получения в установленном порядке ежегодных квот вылова водных биоресурсов, разрешений на право промысла водных биоресурсов.

Все граждане РФ имеют право на любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов для личного потребления бесплатно в водоемах общего пользования, т.е. не входящих в состав особо охраняемых природных территорий, не являющихся товарными рыбными хозяйствами, рыбопитомниками и др., для которых установлен специальный режим водопользования.

Лицензионный лов рыбы разрешается всем гражданам РФ по платным лицензиям в водоемах или их участках, определенных органами рыбоохранны по согласованию с администрацией субъекта РФ или органом местного самоуправления. В лицензии определяются количество, вид добываемой рыбы, используемые орудия лова, сроки лова (сутки, месяц, сезон) и иные условия.

Специальные правила (с учетом правовых обычаев) устанавливаются для граждан РФ и их объединений, являющихся представителями малочисленных народов и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.

За нарушение правил рыболовства предусмотрена административная и уголовная ответственность (ч. 2 ст. 8.37 КоАП, ст. 256 УК). Применение административных или уголовных санкций не освобождает от обязанности возместить ущерб и сопровождается, как правило, конфискацией незаконно добытого, изъятием орудий и средств лова.

Плат а за пользование животным миром. Исходные положения, регулирующие плату за пользование животным миром, содержатся в ст. 52 Федерального закона «О животном мире». Систему платежей образуют: плата за пользование животным миром; штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование им. Для отдельных категорий пользователей животным миром органами законодательной власти РФ и ее субъектов могут быть установлены льготы в пределах их компетенции.

Плата за пользование животным миром взимается в виде государственной пошлины, членских взносов, оплаты лицензий при предоставлении права на охоту, платы за лицензии на добычу водных биоресурсов при промышленном, лицензионном рыболовстве либо добыче живых ресурсов континентального шельфа, а также сборов за выдачу лицензии на пользование животным миром (сбор поступает на счет специально уполномоченного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдавшего лицензию, и используется для оплаты связанных с выдачей лицензии расходов), а также за пользование животным миром в научных, культурных, воспитательных, рекреационных целях.

Согласно Правилам добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, за рассмотрение заявления о выдаче разрешения и выдачу разрешения взимается плата. В соответствии с п. 9 Положения о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений взимается плата: за рассмотрение заявлений — в размере 1/10МРОТ; за выдачу лицензии или заверенной ее копии — З МРОТ. Аналогичные размеры платы установлены за рассмотрение заявлений.

Нарушение правил охраны и использования объектов животного мира. Составы таких нарушений, весьма многочисленные, формулируются УК, КоАП, специальным экологическим законодательством, в частности федеральными законами «О животном мире» и «О континентальном шельфе Российской Федерации». Для привлечения виновных к юридической ответственности следует обращаться также к нормам других законодательных и подзаконных актов, в которых формулируются правила охраны и использования животного мира.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную охоту (ст. 258), если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Аналогичным образом, с использованием иных признаков объективной стороны, построена ст. 256 УК, устанавливающая ответственность за незаконную добычу водных животных и растений. В ч. 2 этой нормы предусматривается ответственность за посягательства на особый объект — котиков, морских бобров и иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах. Ряд составов: производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, повлекшие массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, - содержит ст. 257 УК. Суровые санкции — ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок — установлены за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов, — ст. 259 УК. В других статьях УК предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира либо как части правил охраны окружающей среды, либо путем указания на последствия преступных деяний. Например, в ст. 246, 247, 250 в числе последствий указывается массовая гибель животных, в ст. 248—249 — распространение эпизоотий, в ст. 245 устанавливается ответственность за жестокое обращение с животными.

Статья 55 федерального закона «О животном мире» предусматривает такое нарушение, как сокрытие или искажение информации о состоянии ичисленности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания, а также нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств. Эта норма в той или иной степени воспроизводится в статьях УК РФ, КоАП РФ, законах субъектов Федерации.

В КоАП РФ сохранены традиции в решении вопроса об административной ответственности за посягательства на животный мир и среду обитания животных, и перечень составов проступков, и способы описания их признаков. В ст. 8.33—8.38 предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охраны среды обитания и путей миграции животных, установленного порядка создания, использования и транспортировки биологических коллекций, правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира, правил пользования объектами животного мира, т.е. охоты, рыболовства, добычи других видов водных биоресурсов, иных видов пользования, а также правил охраны рыбных запасов и уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. В них сформулированы как формальные и материальные (уничтожение) составы, так и составы поставления в опасность; при лесосплаве, строительстве мостов и иных действиях с нарушением правил охраны рыбных запасов ответственность наступает, если эти деяния могут повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. Наряду с административным штрафом предусмотрена конфискация орудий охоты, орудий лова, судна.

Анализ норм уголовного, административного и экологического законодательства показывает, что рассматриваемым нарушением является виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на животный мир (или отдельные его объекты), порядок пользования им и предусмотренное соответствующими законодательными актами.

Объективнаясторона включает: 1) действия или бездействие, состоящие в нарушении установленных правил; 2) последствия; 3) причинную связь между деянием и наступившими последствиями (для материальных составов) или угрозой наступления так последствий (для составов поставления в опасность). Определение последствий, размеров причиненного вреда представляет собой достаточно сложную задачу и осуществляется с учетом фактических обстоятельств по таксам для исчисления размеров взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира.