Реферат: Консалтинговый бизнес в России

Название: Консалтинговый бизнес в России
Раздел: Рефераты по маркетингу
Тип: реферат

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»

Кафедра организации производства и моделирования экономических систем

Реферат

По предпринимательству в АПК

на тему:

Консалтинговый бизнес в России

Выполнила: студентка 46 группы

экономического факультета

(отделения бухучет, анализ и аудит):

Трушина О.О.

Проверил: преподаватель

Малимонова А.В.

Оренбург-2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Основные типы консалтинговых компаний в России……………………… 4

2. Крупнейшие консалтинговые компании в России в 2009-2010 годах………………………………………………….…………………………..7

3. Проблемы и развитие консалтингового бизнеса в России…………………..10

Заключение……………………………………………………………………..13

Список источников…………………………………………………………….14

Введение

Консалтинговая компания - компания, занимающаяся консультированием своих клиентов по финансовым проблемам, оценкой эффективности проектов, инноваций по разработке маркетинговой стратегии, поиску путей выхода из кризисных ситуаций, оценке стоимости объектов.

Рынок консалтинговых услуг в России является одним из самых быстро растущих. Это неудивительно, поскольку со все возрастающим объемом законодательных актов разъяснить сложные ситуации может только специалист, занимающийся анализом разноплановых проблем законодательства профессионально.

Надо заметить, что увеличение спроса на консалтинговые услуги в рамках российского рынка несопоставимо с темпами развития этой сферы деятельности в странах с развитой рыночной экономикой, где консалтинг является одним из высокодоходных видов бизнеса, а годовая прибыль консалтинговых компаний может превышать доходы их клиентов.

Консалтинговый бизнес предъявляет все новые и новые требования к качеству и содержанию консультационных услуг, поэтому их спектр расширяется, становится более комплексным и системным. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Цель данного исследования – рассмотреть положение консалтингового бизнеса в России. Поставленная цель определяет круг основных задач, решаемых в ходе исследования: рассмотреть основные типы консалтинговых компаний в России, выделить крупнейшие из них, а также обозначить основные проблемы и пути развития консалтингового бизнеса в России.

Объектом исследования послужили крупнейшие консалтинговые компании в России, предметом исследования – сфера оказания консалтинговых услуг.

В рамках системного подхода применены методы анализа и синтеза, группировки и сравнения; табличныйи графическийметоды.

1. Основные типы консалтинговых компаний в России

В настоящее время можно назвать три ярко выраженных типа российских компаний.

Первый тип. Компании, которые созданы для обслуживания одного основного клиента.

Такие компании создаются по инициативе руководства холдинговых структур, и в большей степени их можно назвать структурно-выделенными и обособленными от основного бизнеса подразделениями, которые, тем не менее, обладают определенной свободой. Например, у них существует теоретическая возможность консультировать и других клиентов.

Экономическое положение подобных компаний полностью зависит от их отношений с основным, стратегическим клиентом. Следствием этого является отсутствие у них какой-либо маркетинговой стратегии и ориентация только на выполнение заказов, поступающих от основного клиента(а по сути своей, от материнской компании).

В связи с этим, качество услуг таких консультантов достаточно высокое, но они не преследуют целей развития самостоятельного бизнеса. Руководители таких компаний заняты текущей работой, являются специалистами в какой-то конкретной области практики и не обладают менеджерскими знаниями и опытом.

Такие компании, как правило, так и остаются всего лишь формально «независимыми». Как только отношения с материнской компанией по любым причинам прекращаются, компания рассматриваемого типа, спустя какое-то время, после использования всех своих финансовых резервов обычно исчезает с рынка.

Второй тип. Компании, которые оказывают услуги в одной хорошо освоенной ими области.

В качестве примера таких компаний можно привести компании, занимающиеся торговлей «готовыми фирмами», либо компании по сопровождению получения определенного вида лицензий.

Компании второго типа, как правило, выполняют техническую работу и по сути своей консалтинговыми, в классическом понимании, не являются. Скорее, это компании, продающие определенного рода технологии.

Прибыль от продаж у таких компаний низкая вследствие высокой конкуренции и посредственности самих услуг. Персонал соответствует уровню прибыли, которая формируется в основном за счет объема. Качество услуг и уровень сервиса низкие.

Срок жизни компаний данного типа зависит от потребности рынка в соответствующей технологии: как только потребность в ней пропадает, компания умирает, если не успевает освоить другую технологию или каким-либо иным образом реорганизовать свой бизнес, что, как правило, не получается.

У таких компаний, как и у компаний первого типа, отсутствует долгосрочная маркетинговая стратегия. Объясняется это низкой квалификацией менеджеров , узкой специализацией компаний и их сильной зависимостью от спроса на технологию: нет смысла создавать компанию на века, если спрос на услугу, которой она зарабатывает себе на жизнь, пропадет в лучшем случае через несколько лет.

Третий тип. Классические консалтинговые компании.

К сожалению, более точное определение компаний данного типа сформировать в процессе исследования не удалось. Данные компании отличаются от компаний первых двух типов:

-ориентацией на определенный рынок;

-осмысленным подходом к выбору клиентов;

-наличием ценовой политики, методов работы с клиентами, технологии продаж;

-высоким качеством сервисных услуг;

-уровнем требований к качеству самих услуг;

-наличием принципов оказания услуг и стремлением к их строгому соблюдению;

-другими элементами бизнеса.

Как правило, это компании широкой специализации, ориентированные на формирование солидного клиентского портфеля, и, соответственно, заинтересованные в выращивании брендов. Их менеджеры делают все возможное для того, чтобы оказывать услуги максимально высокого качества, однако получается это далеко не всегда в силу и объективных, и субъективных причин.

Рассмотрев основные типы консалтинговых компаний в России, перейдем к обзору крупнейших консалтинговых компаний в России в 2009-2010 годах.

2.Крупнейшие консалтинговые компании в России в 2009-2010 годах

Для чего нужны различные рейтинги? Смысл рейтингов всегда один - стимулирование развития рынка. Рейтинги повышают открытость, прозрачность отрасли и тем самым стимулируют конкуренцию. У игроков на рынке появляется точка отсчета - есть на кого равняться, есть, с кем соперничать, а значит, есть куда двигаться и зачем расти. Соревновательность - вот главная цель. Кроме этого любая открытость способствует снижению коррупции. Для нашей страны это само по себе немаловажно. По большому счету, участие в рейтингах должно быть одним из критериев при принятии решения о закупках. В некоторых случаях так и происходит, правда, пока очень-очень редко.

Таблица 1 - Список крупнейших консалтинговых компаний России по итогам 2010 года

Место по итогам 2010 года Место по итогам 2009 года Компания

Местополо-жение централь-

ного офиса

Год основа-ния Совокупная выручка за 2010 г. (тыс. руб.) Совокупная выручка за 2009 г. (тыс. руб.) Прирост выручки за год (%)
1 1 PricewaterhouseCoopers Москва 1 989 7 953 015 7 796 000 2.0
2 2 КПМГ Москва 1 992 7 852 922 7 556 447 3.9
3 3 BDO Москва 1 989 4 497 859 4 388 049 2.5
4 4 "Интерком-Аудит" Москва 1 993 3 227 817 2 992 144 7.9
5 6

"ФинЭкс-

пертиза"

Москва 1 997 3 224 257 2 766 987 16.5

Сфера услуг, как известно, в кризис сжимается первой и выходит из него последней. К рынку консалтинга это относится в полной мере: завершив 2009-ый год с отрицательной динамикой – прирост суммарных доходов участников рейтинга тогда составил -5% (см. «Несвоевременные советы»), компании этого сектора рынка надеялись наверстать упущенное в году 2010-м. И эти надежды во многом оправдались: общая выручка 150-ти крупнейших консалтинговых компаний увеличилась по итогам прошлого года на 13% и составила 88 миллиардов рублей (см. график 1).

График 1 - Темпы роста выручки участников рейтингов по итогам 2009 и 2010 гг. (%)

По итогам 2010 года большая часть выручки крупнейших150 консалтинговых групп приходится на сектор ИТ-консалтинга (см. график 2). Суммарно компании, практикующие предоставление консалтинговых услуг с ИТ-составляющей, заработали порядка 48 млрд. рублей — на 15% больше, чем год назад.

График 2 - Структура выручки крупнейших консалтинговых компаний по итогам 2010 года

Несмотря на положительную динамику развития, специалисты характеризуют прошедший год как период продолжающейся стагнации, который начался в кризисном 2009 году при сокращении бюджетов на консалтинг.

Итак, показав ситуацию на консалтинговом рынке в 2009-2010 году, необходимо определить пути развития консалтингового бизнеса в России.

3.Проблемы и развитие консалтингового бизнеса в России

Проблемы с качеством услуг, оказываемых российскими консультантами, связаны с тем, что к ним обращаются не для решения текущих стратегических и хозяйственных задач, а для решения проблем, возникших вследствие того, что вовремя эти задачи либо не решались вообще, либо решались ненадлежащим образом за счет «дешевых» некачественных услуг.

К сожалению, следует признаться, что ситуация на рынке существенно усложнена отсутствием протекционизма со стороны государства, а также практически полной неразвитостью нормативной базы, регламентирующей стандарты и этику консультанта. Финансово привлекательный (за счет относительно малой затратности) консалтинговый бизнес притягивает фирмы-однодневки, которые зачастую дискредитируют профессию консультанта и приносят предприятию-клиенту, увы, гораздо больше вреда, чем пользы. Недаром налоговые органы еще совсем недавно относились к консалтинговым фирмам с подозрением, как к ничего не производящим компаниям, ставя их на одну ступень со всякими "маркетинго-брокерско-обналичивающими" организациями.

Свою роль играет и относительная молодость консалтинга в России, где насущная потребность в такого рода услугах возникла лишь несколько лет назад. На Западе же данный вид деятельности имеет столетнюю историю существования и прочно устоявшуюся позицию в сфере интеллектуальных услуг. Поэтому в данной ситуации естественно, что образовавшийся вакуум был немедленно занят западными специалистами. Юные российские консультационные фирмы фактически вынуждены были начать свое развитие в сегменте открытого международного рынка, в беспощадной конкуренции со всемирно признанными грандами, имеющими чуть ли не порядок более богатый опыт, устоявшуюся структуру и десятилетиями отшлифованные методы.

Впрочем, у отечественных консалтинговых фирм есть одно неоспоримое преимущество - это единый с заказчиком ярко выраженный российский менталитет. Пожалуй, именно необходимость постижения "русской души" смогла предотвратить стопроцентную экспансию западных консультантов в российский бизнес. Вот почему довольно часто отечественные предприниматели, попробовав "импортный сервис" и втридорога заплатив за престиж обращаться за решением проблем к знаменитым западным компаниям, возвращаются к услугам своих, российских, пока не столь именитых, зато понятных и понимающих консультантов.

В последнее время повышенный спрос отмечается и в сфере услуг в области налогового и юридического консалтинга — за последний год доходы ведущих консалтинговых групп в данном секторе выросли на 11%, а суммарный объем выручки достиг 10,5 млрд. рублей.

Налоговый консалтинг. Согласно данным участников рейтинга, их общий доход от услуг в области налогового консалтинга составил в прошлом году 5,99 млрд. рублей (плюс 14% к прошлому году).

«Рост спроса на налоговый консалтинг обусловлен стремлением клиентов к более доскональному изучению налогового законодательства и практики его применения, а также желанием защитить себя в различных ситуациях по налоговым спорам», — объясняет Ян Гританс, генеральный директор АКГ «МЭФ-Аудит». Ситуацию подогревает и сложность законов, которая часто служит причиной обращения к консультанту. «Налоговое законодательство как российское, так и зарубежное – это очень сложная отрасль права с определенными особенностями применения для различных отраслей», — добавляет Ян Гританс. Среди клиентов преобладают компании из высокодоходных отраслей экономики, связанных с внешнеэкономической деятельностью, строительством, нефтепереработкой, торговлей подакцизной продукцией и работой по соглашению о разделе продукции.

Юридический консалтинг. По итогам 2010 года прирост доходов консультантов в данном сегменте (без учета выручки в сегменте налогового консалтинга) составил 8%, а их объем достиг 4,5 млрд. рублей.

Росту здесь способствовал спрос на юридическое сопровождение сделок, характерных для посткризисного времени: передел активов, слияния и поглощения и т.д. «В связи с изменением рыночной конъюнктуры мы видим падение спроса на помощь в проведении финансовой реструктуризации и повышение спроса на услуги по вопросам слияний и поглощений и сопровождению корпоративных сделок», — говорит Эндрю Крэнстон. В тоже время, повышенное внимание клиента к юридической защищенности, обеспечило положительную динамику компаниям, специалисты которых участвуют в судебных спорах и разбирательствах.

Помимо традиционных корпоративных и коммерческих направлений юридического консалтинга в 2010 году были востребованы и услуги в области таможенного и антимонопольного законодательства, сыгравшие немалую роль в наращивании оборотов консультантов. «Антимонопольная практика сейчас самая рентабельная – на один рубль затрат приходится два рубля выручки, в то время как у налоговой практики это соотношение составляет 1 к 1,5», — рассказывает управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев.

Положительной динамикой год завершился и для компаний, практикующих консалтинг в области маркетинга и связей с общественностью. Прирост суммарной выручки у 20-ти участников рейтинга с данной специализацией составил по итогам 2010 года порядка 9%, а их общий доход — 450 млн. рублей.

Заключение

Подводя некоторый итог сказанному, можно констатировать, что на отечественном рынке вырисовывается достаточно оптимистичная картина перспектив консалтинговой индустрии. Совершенно очевидно наблюдается, наряду с реальным приближением российского консалтинга к международным стандартам, творческое преломление западного опыта к отечественным условиям, разработка новых методик и принципов.

Стремление наиболее продвинутых и думающих предпринимателей формировать для привлечения клиентов сложную, но рациональную систему бизнеса с прозрачной структурой, тенденция к планомерному продвижению по пути обладания особенными технологиями и нешаблонным подходом, персональными системными методиками, как нигде в мире, создают богатый материал для продуктивного приложения профессиональных способностей квалифицированных отечественных консультантов.

Список источников

1. «Консалтинг сегодня и завтра» (интервью с Д. Лысенко, управляющим партнером аудиторско-консалтинговой группы РБТС). "Аудит и налогообложение", N 3, март 2011 г. с. 11-15

2. http://www.raexpert.ru

3. http://www.hrm.ru

4. http://c-lawyer.ru

5. http://www.inoaudit.ru