Реферат: Налоговая система Украины 3

Название: Налоговая система Украины 3
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Налоговая система Украины

Принципы построения системы налогообложения в Украине, налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и в государственные целевые фонды, а также права, обязанности и ответственность плательщиков определены Законом Украины от 25 июня 1991 года № 1251-XII «О системе налогообложения» (далее - Закон).

Установление и отмена налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и в государственные целевые фонды, а также льгот их плательщикам осуществляется Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии законодательством о налогообложении.

Верховная Рада Автономной Республики Крым и сельские, поселковые, городские советы также могут устанавливать дополнительные льготы по налогообложению однако в пределах сумм, поступающих в их бюджеты.

Ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением особых видов таможенных пошлин, сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию и сбора в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности, и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении. Особые виды таможенных пошлин взимаются на основании решений о применении антидемпинговых, компенсационных и специальных мер.

Размер и механизм взимания сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию устанавливаются Кабинетом Министров совместно с Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины.

Размер и механизм взимания сбора в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Установление и отмена специального сбора в Фонд гарантирования вкладов физических лиц, размер и механизм взимания этого сбора осуществляются в соответствии с Законом Украины "О Фонде гарантирования вкладов физических лиц».

Налоги и сборы (обязательные платежи), взимание которых не предусмотрено Законом, кроме определенных Законом Украины "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины", уплате не подлежат.

Изменения и дополнения Закона, другим законам Украины о налогообложении относительно предоставления льгот, изменения налогов, сборов (обязательных платежей), механизма их уплаты вносятся в Закон, другие законы Украины о налогообложении не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с начала нового бюджетного года.

Это правило не применяется в случаях уменьшения размера ставок налогов, сборов (обязательных платежей) или отмены льгот по налогообложению и иных правил, которые приводят к нарушению правил конкуренции и созданию налоговых преимуществ отдельным субъектам предпринимательской деятельности или физическим лицам.

Какие-либо налоги и сборы (обязательные платежи), которые вводятся законами Украины, должны быть включены в Закон. Все другие законы Украины о налогообложении должны соответствовать принципам, заложенным в Законе.

Налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты и в государственные целевые фонды является обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в соответствии с законодательством о налогообложении.

Принципами построения системы налогообложения являются:

- стимулирования научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологической продукции;

- стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности - введение льгот по налогообложению прибыли (дохода), направленной на развитие производства;

- обязательность - внедрение норм по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности плательщиков налогов за нарушение налогового законодательства;

- равнозначность и пропорциональность - взимание налогов с юридических лиц осуществляется в определенной доле от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов и сборов (обязательных платежей) на равные прибыли и пропорционально больших налогов и сборов (обязательных платежей) - на большие доходы;

- равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования (юридических и физических лиц, включая нерезидентов) при определении обязанностей по уплате налогов и сборов (обязательных платежей);

- социальная справедливость - обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем введения экономически обоснованного не облагаемого налогом минимума доходов граждан и применения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие и сверхвысокие доходы;

- стабильность - обеспечение неизменяемости налогов и сборов (обязательных платежей) и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года;

- экономическая обоснованность - установление налогов и сборов (обязательных платежей) на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;- равномерность уплаты - установление сроков уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;

- компетенция - установление и отмена налогов и сборов (обязательных платежей), а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с законодательством о налогообложении исключительно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами;

- единый подход - обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определениям плательщика налога и сбора (обязательного платежа), объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора (обязательного платежа), налогового периода, ставок налога и сбора (обязательного платежа), сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот;

- доступность - обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей).

Плательщиками налогов и сборов (обязательных платежей) являются юридические и физические лица, на которых законодательством о налогообложении возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи).

Учет плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) осуществляется органами государственной налоговой службы и государственными органами, являющимися получателями соответствующих сборов.

Взятие на учет юридических лиц и физических лиц - предпринимателей в качестве плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей) в органах государственной налоговой службы осуществляется на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором согласно Закону Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей", не позднее следующего рабочего дня со дня получения указанных сведений органами государственной налоговой службы.

Взятие на учет плательщиков налогов, для которых установлены особенности их государственной регистрации и которые не включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня получения от них соответствующего заявления.

Документ, подтверждающий взятие на учет в органе государственной налоговой службы, направляется плательщику налогов на следующий рабочий день со дня взятия на учет.

Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей) определяется центральным органом государственной налоговой службы Украины – Государственной налоговой администрацией.

Финансовые учреждения открывают счета плательщикам налогов и сборов (обязательных платежей) лишь при условии предъявления ими документа, подтверждающего взятие их на учет в органе государственной налоговой службы.

Финансовые учреждения обязаны направить уведомление об открытии или закрытии счета плательщика налога и сборов (обязательных платежей) - юридического лица, в том числе открытого через его обособленные подразделения, либо самозанятого физического лица в орган государственной налоговой службы, в котором учитывается плательщик налогов, в трехдневный срок со дня открытия/закрытия счетов (включая день открытия/закрытия).

Финансовые учреждения начинают расходные операции по счету плательщика налогов - субъекта предпринимательской деятельности (кроме банка) с даты получения финансовым учреждением документально подтвержденного уведомления органа государственной налоговой службы о взятии счета на учет в органах государственной налоговой службы.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), добавленная стоимость продукции (работ, услуг), стоимость продукции (работ, услуг), в том числе таможенная, или ее натуральные показатели, специальное использование природных ресурсов, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, определенные законодательством о налогообложении.

Ставки налогов и сборов (обязательных платежей) устанавливаются Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с законами о налогообложении и не изменяются в течение бюджетного года за исключением случаев, связанных с применением антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.

Изменение налоговых ставок и механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей) не могут вводиться Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Плательщики налогов и сборов (обязательных платежей) обязаны:

1) вести бухгалтерский учет, составлять отчетность о финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивать ее сохранность в сроки, установленные законами;

2) представлять в государственные налоговые органы и другие государственные органы в соответствии с законами декларации, бухгалтерскую отчетность и иные документы и ведомости, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей);

3) уплачивать причитающиеся суммы налогов и сборов (обязательных платежей) в установленные законами сроки;

4) допускать должностных лиц государственных налоговых органов к обследованию помещений, используемых для извлечения доходов или связанных с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).

Руководители и соответствующие должностные лица юридических лиц, и физические лица во время проверки, проводимой государственными налоговыми органами, обязаны давать объяснения по вопросам налогообложения, выполнять требования государственных налоговых органов по устранению выявленных нарушений и подписать акт о проведении проверки.

Обязанность юридического лица по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) прекращается с уплатой налога, сбора (обязательного платежа) или его отменой, или списанием налоговой задолженности в соответствии с Законом Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом". При ликвидации юридического лица задолженность по налогам и сборам (обязательным платежам) уплачивается. В случае заключения мирового соглашения при процедуре производства по делу о банкротстве задолженность по налогам и сборам (обязательным платежам) уплачивается в размерах, определенных мировым соглашением.

Обязанность физического лица по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) прекращается с уплатой налога и сбора (обязательного платежа) или его отменой, а также в случае смерти плательщика.

Плательщики налогов и сборов (обязательных платежей) имеют право:

1) представлять государственным налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогообложению;

2) получать и знакомиться с актами проверок, проведенных государственными налоговыми органами;

3) обжаловать в установленном законом порядке решения государственных налоговых органов и действия их должностных лиц.

Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) и соблюдения законов о налогообложении несут плательщики налогов и сборов (обязательных платежей).

Финансовые санкции по результатам документальных проверок и ревизий, которые осуществляются органами государственной налоговой службы Украины и другими уполномоченными государственными органами, применяются в размерах, предусмотренных законодательными актами, действующими на день завершения таких проверок или ревизий.

Финансовые учреждения обязаны представлять органам государственной налоговой службы по их письменному запросу сведения о наличии и движении средств на текущих и вкладных (депозитных) счетах плательщиков налогов - клиентов этих учреждений.

Руководитель и другие должностные лица финансовых учреждений привлекаются к ответственности в соответствии с законом за:

1) неисполнение требований о предоставлении сведения о наличии и движении средств на текущих и вкладных (депозитных) счетах плательщиков налогов - клиентов этих учреждений, а также не выполнение поручений плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) на перечисление налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствующие бюджеты;

2) непредставление органам государственной налоговой службы уведомлений о закрытии счетов плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) - юридических и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности;

3) совершение расходных операций по счету плательщика налогов - субъекта предпринимательской деятельности (кроме банка) до получения документально подтвержденного уведомления соответствующего органа государственной налоговой службы о взятии такого счета на учет.

В Украине взимаются:

- общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи);

- местные налоги и сборы (обязательные платежи).

К общегосударственным относятся следующие налоги и сборы (обязательные платежи):

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизный сбор;

3) налог на прибыль предприятий, в том числе дивиденды, уплачиваемые в бюджет государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями;

4) налог на доходы физических лиц;

5) таможенная пошлина;

6) государственная пошлина;

7) налог на недвижимое имущество (недвижимость);

8) плата за землю (земельный налог, а также арендная плата за

земельные участки государственной и коммунальной собственности);

9) рентные платежи;

10) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

11) налог на промысел;

12) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;

13) сбор за специальное использование природных ресурсов;

14) сбор за загрязнение окружающей природной среды;

15) сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения;

16) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

17) сбор в Государственный инновационный фонд;

18) плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;

19) фиксированный сельскохозяйственный налог;

20) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

21) гербовый сбор (применялся до 1 января 2000 года);

22) единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

23) сбор за использование радиочастотного ресурса Украины;

24) сборы в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (начальный, регулярный, специальный);

25) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками;

26) сбор за проведение гастрольных мероприятий;

27) судебный сбор;

28) сбор в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

29) сбор на социально-экономическую компенсацию риска населения, которое проживает на территории зоны наблюдения.

Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины.

Порядок зачисления общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) в Государственный бюджет Украины, бюджет Автономной Республики Крым, местные бюджеты и государственные целевые фонды определяется согласно Законам Украины.

К местным налогам относятся:

1) налог с рекламы;

2) коммунальный налог.

К местным сборам (обязательным платежам) относятся:

2) сбор за припарковку автотранспорта;

3) рыночный сбор;

4) сбор за выдачу ордера на квартиру;

5) курортный сбор;

6) сбор за участие в бегах на ипподроме;

7) сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;

8) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

9) сбор за право использования местной символики;

10) сбор за право проведения кино- и телесъемок;

11) сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;

13) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

14) сбор с владельцев собак;

Местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в границах предельных размеров ставок, установленных соответствующими законами о налогообложении. При этом налоги и сборы (обязательные платежи), указанные в пункте 2 коммунальный налог - и пунктах 2 - 4, 13 и 14, являются обязательными для установления сельскими, поселковыми и городскими советами при наличии объектов налогообложения или условий, с которыми связано введение этих налогов и сборов.

Суммы вышеуказанных налогов и сборов (обязательных платежей) зачисляются в местные бюджеты в порядке, определенном сельскими, поселковыми, городскими советами.

Уплата налогов и сборов (обязательных платежей) производится в порядке, установленном Законом и другими законами о налогообложении Украины.

Налоги и сборы (обязательные платежи), которые включаются в цену товаров (работ, услуг) или относятся на их себестоимость, уплачиваются независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Сумма дохода или прибыли, полученная юридическими лицами, их филиалами, отделениями за границей, включается в общую сумму дохода (прибыли), подлежащую налогообложению в Украине, и учитывается при определении размера налога.

Суммы налога на доход (прибыль), полученные за пределами территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, уплаченные юридическими лицами, их филиалами, отделениями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, зачисляются при уплате ими налога с доходов (прибыли) в Украине. При этом размер зачисляемых сумм не может превышать суммы налога с доходов (прибыли), подлежащей уплате в Украине, относительно дохода (прибыли), полученного за границей.

Доходы, полученные за пределами Украины физическими лицами с постоянным местом жительства в Украине, включаются в состав совокупного дохода, подлежащего налогообложению в Украине.

Суммы налога с доходов физических лиц, уплаченные за границей в соответствии с законодательством иностранных государств гражданами с постоянным местом жительства в Украине, зачисляются при уплате ими налога с доходов физических лиц в Украине. При этом размер зачисляемых сумм налога с доходов, уплаченных за пределами Украины, не может превышать суммы налога с доходов физических лиц, подлежащей уплате этими лицами в Украине.

Суммы налога на недвижимое имущество (недвижимость), уплаченные за границей в соответствии с законодательством иностранных государств физическими лицами, постоянно проживающими в Украине, за объекты, находящиеся за ее пределами, зачисляются при уплате ими налога на объекты в Украине. При этом размер зачисляемых сумм налога, уплаченных за пределами Украины, не может превышать суммы, подлежащей уплате этими лицами в Украине.

Зачисление уплаченных за пределами Украины сумм налогов производится при условии письменного подтверждения налогового органа соответствующего иностранного государства в отношении факта уплаты налога и наличия международных договоров об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, и предупреждения уклонений от уплаты налога.

Если международным договором Украины, ратифицированным Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законах Украины о налогообложении, то применяются правила международного договора.

Контроль за правильностью и своевременностью взимания налогов и сборов (обязательных платежей) осуществляется государственными налоговыми органами.

Украинская система налогообложения является одной из самых обременительных в мире. Предпринимателям в Украине приходится платить 147 налогов и сборов и тратить на это более 736 часов. Таким образом, в рейтинге налоговых систем Украина занимает 181 место из 183 (хуже дела обстоят только в Венесуэле и Беларуси).

Необходимость комплексного реформирования системы налогообложения в Украине на сегодняшний день является одной из самых приоритетных задач. Прежде всего потому, что ситуация в фискальной сфере сегодня критическая и требует срочной корректировки. В противном случае — негативные последствия гарантированы не только для экономики, но и для страны в целом. Бюджетный дефицит, с учетом его сегодняшних масштабов, — проблема не только для текущих и инвестиционных бюджетных расходов, но и для общей инвестиционной привлекательности Украины, деловой активности, занятости, уровня обеспечения социальных гарантий.

Правительство Украины, похоже, понимает проблему. С начала года анонсирован целый комплекс изменений в налоговом законодательстве. Однако большая часть изменений касается пересмотра налоговых льгот, увеличения уровня целого ряда налогов и сборов, «детенизации» экономики. При этом очень мало внимания уделяется реформированию налоговой системы в части идеологии. Что понимается под идеологией? В настоящее время в Украине взаимоотношения государства и общества в налоговой сфере представляют собой переходный вариант между подходом на основе силы и подходом на основе права. Оба подхода неэффективны в современных рыночных условиях, поскольку первый порождает коррупцию и произвол чиновников, а второй, при формальном равенстве участников налоговых отношений перед законом, — приводит к тотальному полицейскому надзору над рынком.

Как бы там ни было, но опыт развитых стран показывает, что партнерство и диалог между налоговыми органами и налогоплательщиками — единственный выход и для Украины. В цивилизованном мире давно пришли к пониманию того, что налогоплательщик — это главная фигура в государстве, наделенная правами и надежно защищенная законом. Готовность платить налоги в развитых странах выше еще и потому, что налогоплательщик имеет свободный доступ к информации касаемо направлений использования бюджетных средств. Таким образом, налогоплательщик имеет возможность сравнивать сумму своих выплат в бюджет с выгодами, которые он получает. Если к этому приплюсовать понятную и простую систему начисления и администрирования налогов — эффективность новой модели налоговой системы становится очевидной.

С четом всего вышесказанного можно сформулировать десять основных шагов в рамках проведения комплексной реформы системы налогообложения в Украине:

Открытое проведение налоговой реформы. Украинское правительство должно раз и навсегда отказаться от традиции разрабатывать и принимать налоговые изменения кулуарно. Необходимо перейти от кулуарного обсуждения/принятия изменений к открытому диалогу, привлекая к обсуждению независимых отраслевых экспертов и представителей бизнеса. Только так можно будет избежать ошибок и необдуманных решений.

Внедрение модели партнерских взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками

Создание простой и доступной системы формирования, начисления и администрирования налогов/сборов

Пересмотр действующей системы налоговых льгот с целью ее дальнейшей оптимизации и адаптации в соответствии с текущими экономическими реалиями

Оптимизация действующих налогов и сборов и формирование оптимальной и адекватной системы налоговой нагрузки

Усиление/возвращение регулирующей функции налогов. На сегодняшний день налоги в Украине хорошо выполняют только фискальную функцию. Но они ничем не помогают экономике в части стимулирования инвестиций, деловой активности, производства и потребления. Проводя реформирование налогового законодательства, необходимо усилить регулирующую функцию налогов, что даст возможность более эффективно управлять экономикой и планомерным региональным развитием.

Формирование стабильного и сбалансированного налогового законодательства

Проведение гармонизации налогового и бухгалтерского учета

Реформирование налоговой службы

Обеспечение свободного доступа граждан к информации о направлениях использования бюджетных средств и деятельности налоговых органов