Реферат: Социально-экономический и политический строй
Название: Социально-экономический и политический строй Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат |
Р Е Ф Е Р А Т Тема: "Социально-экономический и политический строй. Внутреняя и внешняя политика Киевской Руси" I. Образование Древнерусского государства. 1. Факторы обусловившие образование государства: а) социальные; б) внешнеполитические и экономические; в) общественные; г) "союзы союзов". II. Социально-экономический строй. 1. Управление: а) князь; б) община; в) вече; г) система "старший город - пригороды". 2. Социальный строй: а) феодализм. 3. Категории населения: а) свободные общины; б) смерды; в) закупы; г) изгои (свободные и зависимые); д) челядь и холопы. 4. Вотчина. 5. Экономическое развитие. 6. Церковь. III. Политический строй. 1. Князь. 2. Община. IV. Внутренняя политика. 1. Занятие славян. 2. Князь и его дружина. Полюдье. 3. Вотчинная собственность. 4. "Правда Русская" 5. Социальная организация и система управления государством 6. Восстания и социальное волнение. V. Внешняя политика. 1. Русско-византийские отношения. 2. Разгром Хазарского каганата. 3. Борьба против кочевников. I. Образование 1. Факторы Из ряда существующих в советской Древнерусского обусловившие исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее государства: полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б.А.Рыбакова, в соответствии с которой с сере- дины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых, историю праславян следует вести приблизительно с середины I тыс. до н.э. а) социальные; В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды". Известно что венеды вели оседлый образ жизни,знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлению богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VIв. усиливается военная и политичес- кая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянского общества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углубления социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось государственное начало, что неизбежно вела в конечном счете к образованию государства. Но этот процесс потребовал длительного времени. б) внешнеполи- Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. тические На экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В результате этого задержалось и их собственное развитие. Как считал М.Н.Тихомиров, о при- чинах возникновения государства было "развитие земледе- лия и ремесла в области экономики, развитие феодализма - в области общественных отношений". Так в VII-VIIIвв. в связи с ростом производительности труда становилось вполне возможной индивидуализация производства. Подго- тавливались условия для перехода от раннеклассовых от- ношений к феодализму. Экономический прогресс у восточ- ных славян являлся движущей силой их общественного раз- вития. При условии существования индивидуальных хо- зяйств дополнительный продукт, получаемый в них и достигавший значительных размеров, становился собствен- ностью производителя и мог являться источником обогаще- ния. Так возникло сначала имущественное, а потом и со- циальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла частная собственность у зажиточных член общины. Формировалась социальная верхушка общеста. в) общественные Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще дол- гое время сохранялась первобытные демократи- ческие учреждения - народные собрания и со- вет старейшин: Но народное собрание превра- щалось в собрание воинов которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом шел процесс преоб- разования органов общественного самоуправле- ния в государственные органы. Военная демок- ратия постепенно перестала в военноиерархи- ческое правление-княжение. Органы обществен- ного самоуправления превращались в органы господства и угнетения,направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпада- ющей непосредственно с населением, отделен- ной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распрост- раняющейся на определенную территорию. Воен- ный предводитель крупного союза племен прев- ращался в правителя - князя. 56 0Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и намест- никами. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатиру- емых масс и вела захватнические и оборони- тельные войны. 57 0Указанный процесс преобразо- вания органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единов- ременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIIIв. в условиях борьбы с кочев- никами в Среднем Приднепровье произошло объ- единение нескольких союзов племен или княже- ний в "союз союзов" под названием "Русь" столицей которого стал Киев. г) "союзы союзов". г) "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми об- разованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-IXвв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полоча- не, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом госу- дарственном объединении, по своей вероят- ности, династия Кия, представителями которой в середине IXв. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд. II Социаль- 1. Управление В современной исторической но-экономичес- науке сложилось традиция, изоб- кий строй. ражающая Киевскую землю чуть ли не оплотом монархизма в Киевской Руси и про- тивопоставляющая ее в этом отношении городам с сильным вечевым началом, таким, как Полсук и Новгород. а) князь; В.Л.Янин и М.Х.Плешковский усматривают в новгородской республике нечто финаменальное, совершенно непохожее на социально - полити- ческую организацию древнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где господствовала якобы монархическое начало. 58 М.П.Толочко пишет о том, что "верховным гла- вой" в Киеве являлся великий князь. Правда, известную роль играло и вече: "При сильном киевском князе вече была послушным придатком верховной власти, при слабом - зависимость была обратной. Другими словами, в Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь)". 59 0Фор- мирование территориальных связей, складыва- ние города - волости (города - государство) более или менее хорошо прослеживается на ма- териалах, относящихся к истории Киевской земли. Под 996г. летопись сообщает о том, что старая система родовой защиты начинает давать сбои. Владимир как представитель от- живающего строя ищет пути решения этой проб- лемы. С летописью перекликается известная былина об Илье Муромце и Соловье - разбойни- ке. В образе Соловья следует видеть не "столько придорожного грабителя, сколько представителя косных сил родоплеменного строя." Прав Б.А.Рыбаков, отметивший, что соловей - не обычный разбойник на большой дороге, который живет за счет проезжих тор- говых караванов.Можно сказать, что образ Со- ловья порожден эпохой формирования террито- риальных связей. Родовой строй уходил в прошлое отнють не безболезненно, подчас от- чаянно сопротивлялся. Весьма характерно упо- минание летописью бедняков и нищих, живых в Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Вла- димира. -Авт.) праздник велик... болярам и старцем градским, и убогим раздая именье много". 5 0Князь "повеле всякому нищему и убогому приходите на двор князь и взимает всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць кунами". 5 0Эти убогие и нищие конечно, явле- ние нового времени - периода распада старого родоплеменного единства. б) община; В коллизиях гибели родоплеменного строя рождалась новая киевская община, которая властно заявляет о себе со страниц летописи. Это несмотря на то что летописец стремился в первую очередь отразить деятельность князей. В 980г. Владимир, собрав огромную рать, по- шел на своего брата Ярополка княжившего в Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и зат- ворился Киеве с людьми своими и с Блудам". 514 Владимиру удалось склонить к измене Блуда. И стал Блуд "лестью" говорить князю: "Кияне слются к Владимеру, глаголюще" Преступай к граду, яко предамы ти Ярополка. Побегни за град." 515 0Напуганный Ярополк "побежал", а Владимир победно "вниде в Киев". 516 0Отсюда ясно, что уже в этот ранний период положение князя в Киеве в немалой мере зависело от расположения к нему городской массы. Поэтому не выглядит неожиданной и история, произо- шедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он "приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма его кыне". 517 0Князья, правившие в конце X на- чале XIвв. считались с растущей силой го- родской общины, стремились ее как-то убла- жить. Не случайно Святополк скрывая от киев- лян смерть Владимира, 518 0а сев на стол, соз- вал "кыян" и "нача даяти им именье". 519 0После убийства Бориса и Глеба, он также "созвав люди, нача дояти овем корзна, а другим куна- ми, и раздая множество". 520 0Крепнущая го- родская община держала в поле зрения и рели- гиозный вопрос, Князь Владимир предстает на страницах летописи в окружении не только дружинном, но и народном. Вместе с "людьми" он совершает языческие жертвоприношения. 521 Особенно важно подчеркнуть причастность "лю- дей" киевской общины к учреждению христи- анство на Руси. Они присутствуют на совеща- нии по выбору религии, подают свой голос, избирают "мужей добрых и смысленных" для заграничного путешествия с целью "испытания вер". 522 0В одной из скандинавских саг гово- рится о том, что по вопросу о вере русский князь созывает народное собрание. 524 0При ре- шение важнейших вопросов князья должен были считаться с мнением городской общины. Внима- тельное отношение к городской общине станет еще понятнее, если учесть, что она обладала военной организацией,в значительной степени независимой от князя. Вои, городское ополче- ние - действенная военная сила уже в этот ранний период. Именно с воями князя Владимир "поиде противу" печенегам в 992г. 525 0Любопыт- но, что в легенде, помещенной в летописи под этим годом, героем выставлен не княжеский дружинник, а ..нама - кожемяка - выходец из простонародья. В 997г. Владимир не сумел вы- ручить белогвардейцев, поскольку "не бе бо вой у него, печенег же множьство много". 526 Без народного ополчения (воев) справиться с печенегами было невозможно. Вои активно участвовали и в междоусобных княжеских расп- рях. Не зря советники Бориса Владимировича говорили ему: Се дружина у тобе отьня и вои. Пайди, сяди Кыеве на столе отни". 527 0Вои так- же служили опорой Ярославу в его притязаниях на Киев, а Святополку - для отражения яросла- вовых полков. 528 в) вече; Так начинался процесс формирования волост- ной общины в Киевской земле. Особый интерес представляет события в Киеве в 1068-1069гг., в которых перед нами выступает достаточно конституированная городская община. Так пик ее самовыражение - вече, т.е. сходка всех свободных жителей Киева и его окрестностей. Возмущеные, требующие оружие киевляне соби- раются на торговище. Из слов летописца явствует, что "людье", собравшиеся на вече, сами принимают решение вновь сразиться с по- ловцами и предъявляют князю требование о вы- даче коней и оружие. То есть проявляется не- зависимость веча по отношению к княжеской власти. В событиях 1069-1069гг. киевская об- щина действует как вполне самостоятельный социум, ставящий себя на одну доску с кня- жеской властью. Вместо изгнанного Изяслава киевские "людье" сажают на стол Всеслава. Что касается состава киевлян, изгнавших Изяслава, то к этому вопросу имеется несколько точек зрения. М.Н.Тихомиров и Л.В.Черепин считали, что термин "людье киев- тии" обозначает торговоремесленное население Киева. 529 0Б.Д.Греков писал о том, что "движение киевлян 1068г. против Изяславича в основном было движением городских масс". В то же время он замечая: "Но не только в XIв, а и позднее трудно отделить городскую народ- ную массу от сельского населения. Необходимо допустить, что и в этом движении принимало участие сельское население, подобно тому, как это было в 1113г. в Киеве". 530 0Несколько иначе к решению этого вопроса подходит В.В. Мавродин: "Кто были киевляне - "людьи кы- евстии?" Это не могли быть ни киевская бо- ярская знать, ни воины киевского "полка", ни тем более княжеское дружинники, так как и те, и другие, и третьи не нуждались ни в оружии, ни в конях. Нельзя также предложить, что под киевлянами "повести временных лет" следует подразумевать участников битвы на берегах Альты, потерявших в бою с половцами и все свое военное снаряжение и коней. Пеш- ком и безоружными они не могли бы уйти от быстроногих половецких коней, от половецкой сабли и стрелы. Прибежали в Киев жители ок- рестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то и принесли в Киев весть о том, что половцы рассыпались по всей киевской земле, жгут, убивают грабят, уводят в полон. Их-то и име- ет в виду "Повесть временных лет", говорящая о киевлянах бегущих от половцев в Киев." 531 На Киевском вече вечники без князя обсуждают сложившуюся обстановку, изгоняют одного пра- вителя и возводят на княжеский стол другого, договариваются о продолжении борьбы с вра- гом, правят посольства. В событиях 1068-1069г.г. вече вырисовывается как вер- ховный орган народоправства, возвышающейся над княжеской властью. г) система Что касается системы "старший "старший город город - пригороды", то первые ее - пригороды". проявления мы замечаем в начале XIв. Летописец сообщает: "Болеслав же винеде в Киев с Свя- тополком. И рече Болеслав: "Разведете дружи- ну мою по городом на покоръм", и быть та- ко." 532 0Здесь, судя по всему, упоминаются пригороды Киева. Захват главного города оз- начает распространение власти и на пригоро- ды. Из Киева Святополк отдал распоряжение: "Елико ляхов по городам, избиваибте я". И избиша ляхы." 533 0В летописном рассказе о со- бытиях 1068-1069г.г. есть еще одна любопыт- ная деталь, ярко характеризующая городскую общину. Изгнав Изяслава "киевляне "двор же княхь, разбиша, бесчисленное множество злата и серебра кунами и белью." 534 0Такого рода яв- ления мы встречаем и в других землях. Князья на Руси существовали в значительной степени за счет кормлений - своеобразной платы сво- бодного населения за отправление ими общест- венных служб, происхождение которой теряется в далекой древности. 535 0Все это способствова- ло выработке взгляда на княжеское добро как на общественное отчасти достояние, чем и мо- тивировано требование, предъявленное князю киевлянами: дать и оружие и коней. Князья в Киевской Руси должны были снабжать народное ополчение конями и оружием. 536 0Итак, под 1068-1069г.г. летописец разворачивает выра- зительную картину деятельности киевский во- лостной общины. Становление киевской общины осуществлялось на путях утверждения демокра- тизма социально-экономических отношений. Не- даром князья апеллируют к мнению общины даже в вопросах внутрекняжеского быта. В 1096г. "Святополк и Володимер послата к олгови, глаголюща аще: "Поиде Кыеву, да поряд поло- жим о Русьстей земли пред людьми градьскими, да быхом оборонили Русьскую землю от пога- ных." 537 0Олег, "послушав злых советников", надменно отвечая: "Несть мене лепо судити епископу, ли игуменом, ли смердом". Послед- няя фраза говорит о многом. Во-первых, она намекает, что за "людьми градскими" скры- вались демократические элементы, почему Олег и уподобил их смердам. Во-вторых из нее сле- дует что князь приглашался в Киев не только для выработки совместных действий против "поганых", но для разрешения межкняжеских споров, где "людям градским" наряду с епископами, игуменами и боярами предназнача- лось быть посредниками. В дальнейшем "кыяне" переходят к активным действиям, указывающим на широкие полномочия киевской общины. То центральное место, которое занимало вече в социально-политическом механизме Киевской волости в середине XIIв. определяется не только его социальным составом но и тем кру- гом вопросов, который оно решало. В компе- тенции вече находились вопросы, касающиеся войны и мира, избрания князей. Более того, эта компетенция распространялась даже на назначение судебно-административных "чинов". 2. Социальный 2) Социальный строй. Процесс строй: формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источ- никах. Это одна из причин, почему вопрос о характере и кассовой основе древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценить Древнерусское государство как раннеклассо- вое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальном. Большинство ученых поддерживают мысль акаде- мика Б.Д. Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IXв. ведущей тенденцией в социально-экономическом разви- тии Древней Руси. а) феодализм. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю, первичной формой которой является полюдье. Полюдье - институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором "в обнаженной форме выступают отно- шения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодаль- ную собственность." 538 0В IXв. формируется господствующий класс феодалов, в который входили киевские князья, меснык бояре. 539 0В Xв. усиливается формирование великокняжеско- го домена и доменов отдельных князей. 540 0Фео- дальные землевладения увеличились как за счет великокняжеских и княжеских пожалова- ний, так и за счет захвата пустующих земель и земель общинников. Феодализм также харак- теризуется и неполной собственностью феодала на крестьян, по отношению к которым он при- меняет различные формы экономического и вне- экономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю фео- дала, но и свой земельный участок, который он получает от феодала или феодального госу- дарства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д. Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собствен- ников земли в первые два столетия существо- вания государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом ма- териале. Это богатые погребения бояр и дру- жинников, останки укрепленных пригородных имений (вотчин) принадлежавших старшим дру- жинникам и боярам. В основном же развитие феодализма привело к тому, что только феода- лы-князья, бояре и церковь могли обладать правом собственности на землю. Они не плати- ли дани и имели другие привилегии. Таким об- разом, в Киевской Руси наряду с классовым делением общества шел процесс формирования сословного строя, т.е. оформление юридически замкнутых групп среди населения. Кроме фео- далов, в Киевской Руси существовали свобод- ные крестьяне - общинники, свободное го- родское население, феодально-зависимое население, рабы. 3. Категории Свободные общинники. Основную населения: а) массу сельского и городского на- свободные об- селения Киевской Руси составляли щины; "люди", то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора да- ни, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине. Однако в начальной летописи термин "люди" употребля- ется для наименования широких слоев сельско- го и городского населения. Сохранения в те- чении длительного периода времени этого тер- мина в значении свободного населения указы- вает на то, что шедший процесс феодализации неодинаково затрагивал отдельные сельские крестьянские общины, жители многих из них, утрачивая сословную полноправность, сохраня- ли личную свободу. б) Смерды. Как отмечает Б.А. Рыбаков, древнерусские смерды XI-XIIв.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо- зяйство. Князь давал смерду землю при усло- вии, что тот будет работать на него. В слу- чае смерти смерда, не имеющего сыновей, зем- ля возвращалась к князю. За свое право вла- дения самостоятельным хозяйством смерд пла- тил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. Это обусловило появление самых раз- ных точек зрения на данную категорию населе- ния. Так, С.В.Юшков видел в смердах особый разряд закрепощенного сельского населения. 541 Б.Д.Греков считал, что были смерды зависимые и смерды свободные. 542 0А.А.Зимин отстаивая идею о происхождении смердов от холопов, посаженных на землю. 543 0По мнению С.А.Пок- ровского, "смерд Русской Правды, как просто- людин, рядовой гражданин, везде выставляется Русской Правдой как свободный, неограничен- ный в своей правоспособности человек". 544 М.Б.Свердлов считает наиболее плодотворным деление смердов на лично свободных и фео- дально-зависимых." 545 в) Закупы. Распространенным термином для обозначения фео- дально-зависимого крестьянства в Киевской Руси был термин "закуп". Основным источником для изучения закупничества является Прост- ранная редакция Р.П. Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полу- ченную у него "купу". Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял заку- пу земельный надел, а также сельскохо- зяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от "господина". Но за- купа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения. г) Изгои. Изгой - это человек "изжитый", выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Значительный контингент феодаль- но-зависимых изгоев формировался за счет вы- купившихся на волю холопов. Они, как прави- ло, не разрывали связи с господином и оста- вались под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от своего хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, пор- вавшие со своими прежним господином, попада- ли обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои - выходцы из свобод- ных слоев древнерусского общества. Источники в качестве феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчиных ремесленников. д) Челядь В Киевской и холопы. Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XIIв.в. рабов-пленников называли "че- лядь". Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, называ- лись холопами. Источниками холопства явля- лись: самопродажа, женитьба на рабе "без ря- ду", вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превра- щался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротивше- гося должника. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи бо- ярским тиуном, он мог выступить в суде в ка- честве "видока". Широкое распространение по- лучило долговое холопство, которое прекраща- лось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые па- шенные холопы, посаженные на землю и обла- давшие собственным хозяйством. 4) Вотчина. Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или бо- ярской усадьбы и зависимых от нее общин-вер- вей. В усадьбе находились двор и хоромы вла- дельца, закрома и амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отрасля- ми хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоял огнищанин. Посадники в отличии от тысяцких и сотских, которые были вначале командирами дружины, а затем уже об- растали административными функциями, явились сразу же полномочными представителями кня- жеской власти на местах. 546 0Будучи представи- телями князей в том или ином месте, посадни- ки выполняли функции самого князя. 547 0Они су- дили, собирали дань и различные пошлины, ве- дали помещейскими делами. Посадники и во- лостели - управители сельскими волостями - имели ближайших помощников в лице тиунов. В боярской или княжеской вотчине, как правило, работали ремесленники, обслуживавшие бо- ярские хозяйства. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление са- мого феодала и его слуг. Источники не позво- ляют однозначно судить о господствующей фор- ме феодальной эксплуатации в вотчине. Воз- можно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землев- ладельцу натуральный оброк. Городское насе- ление также попадало в зависимость от кня- жеской администрации или феодальной верхуш- ки. Вблизи городов крупные феодалы основыва- ли часто специальные поселения для ремеслен- ников. С целью привлечения населения вла- дельцы сел представляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободными или слободами. Расп- ространение экономической зависимости, уси- ление эксплуатации вызывали сопротивления со стороны зависимого населения. Наиболее расп- ространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствуют и суровость наказания, предусмотренного за подобный по- бег - превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушении границ земельных владений, поджог бартных деревьев, убийство представителей вотчиной администрации, кра- жах имущества. 5) Экономичес- Основу хозяйства составляло па- кое развитие. шенное земледелие. На юге пахали а) Сельское в основном плугом, или ралом, с хозяйство. двойной упряжкой волов. На севере - сохой с желе- зными лемехами, запряженной лошадьми. Выра- щивали, главным образом, зерновые культуры рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Расп- ространены были также просо, горох, чечеви- ца, репа. Были известны двухпольный и трех- польный севообороты. Двухпольное заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использо- валась для выращивания хлеба, вторая "отды- хала" - находилась под паром. При трехполь- ном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства. У славян сохранялся устойчивый набор домаш- них животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли про- мыслы: охота, рыболовство бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину. б) Ремесло. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделя- ются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются при- емы домашнего ремесла: обработка льна, ко- нопли, дерева, железа. Собственно ремеслен- ное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнеч- ное, гончарное, ткацкое, и кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и ху- дожественному уровню не уступало ремеслу пе- редовых европейских стран. Особенно слави- лись ювелирные изделия, кольчуги, кленки, замки. в) Торговля. Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расши- рение внешней торговли было связано с обра- зованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пу- ти и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и в странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов, изделия ремесленников и рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардорикой - страной городов. 548 0Одна- ко жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледе- лием и скотоводством. 6. Церковь. Кроме гражданского права в Киевской Руси сущест- вовало и церковное право, регулирующие долю церкви в княжеских доходах, круг преступле- ний, подлежащих церковному суду. Это церков- ные уставы князей Владимира и Яраслава. Цер- ковному суду подлежали семейные преступле- ния, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви. После при- нятия христианства на Руси возникает церков- ная организация. Русская церковь считалось частью вселенской Константинопольской патри- архии. Ее глава - митрополит - назначал константинопольским патриархом. В 1051г. ки- евский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Илларион, вы- дающийся писатель и церковный деятель. Одна- ко последующие киевские митрополиты по-преж- нему назначались Константинополем. В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов - епархий. Во главе епархий находились еписко- пы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков - десятину. Особое место в церковной организации занима- ли монастыри. Монастыри создавались как доб- ровольное сообщество людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятив- ших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был осно- ванный в середине XIв. Киево-Печерский мо- настырь. Так же как и высшие церковные ие- рархи - митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами, занимались торгов- лей. Скапливавшиеся в них богатства расходо- вались на строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового об- щества. Наличие в городе или княжестве мо- настыря, по представлениям людей того време- ни, способствовало стабильности и процвета- нию, так как считалось, что "молитвами ино- ков (монахов) мир спасается". Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государствен- ности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влия- ние церкви на разные культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее. III Политичес- 1) Князь 1) Рассуждая о политическом кий строй. строе Киевской земли в "удельно-вечевой период", М.С.Грушевский утверждал, что "земская авто- номная, суверенная община, обнимающая собой всю землю, и единоличная власть, опирающаяся на дружину, составляют два элемента, два фактора, обуславливающие этот строй. Первый из этих элементов - общинный - вступает в рассматриваемый период в состоянии ослабле- ния аторории. Хотя под влиянием внешних условий он затем возвращается к политической деятельности, но не создает для себя опреде- ленных, постоянных функций, а остается в своей практике, так сказать, органом экстра- ординарным, текущее же управление ведает элемент дружинный, причем эти два элемента иногда конкурируют и сталкиваются." 549 Представления А.С.Грушевского о политическом строе Киевской земле отрывают общинно-вече- вую власть от княжеской власти, противо- поставляя их друг другу, что неправомерно, поскольку этим разрушается единство социаль- ной структуры киевского общества, а кня- жеско-дружинная знать оказывается в изолиро- ванном от земской среды положении, превраща- ясь в некую замкнутую надклассовую социаль- ную категорию. Предполагается рассматривать вече и князя в Киеве в рамках единой соци- ально-политической целостности, где вече - верховный орган власти, а князь - олицетво- рение высшей исполнительной власти, подот- четной, подчиненной вечу. Князь, будучи гла- вой общинной администрации, в то же время сам представлял собой общинную власть, вы- полняя разнообразные функции. Вот почему князь являлся необходимым элементом социаль- но-политической структуры. В XI-начале XIIвв. шел процесс образования республики, а не монархии. Республиканские порядки сложи- лись в Киеве несколько раньше, чем даже в Новгороде, республиканский строй которого незаслуженно признан современной историогра- фией феноменальным явлением в Древней Руси. Разумеется, древний князь таил в потенции монархические качества и свойства. Но для того, чтобы они получили выход и возоблада- ли, необходимы были иные социальные и поли- тические условия. Эти условия возникали за пределами древнерусского периода отечествен- ной истории. 2. Община. Сохраняется прежняя суверенность и самостоятель- ность городской общины, проявляющиеся в призвании князей. Киевляне призывают Изясла- ва Давыдовича: "Послаша Кыяне Демьяна Ка- невского по Изяслава по Довыдовича." Понятно почему, оправдываясь перед Юрием, Изяслав говорит: "Посадили мя Кыяне". Интересно, что в качестве посланца городской общины высту- пает епископ, видимо церковь становиться подручной общины.Сохраняются традиции преж- ней жизни. Но антикиевская борьба вызревших и развившихся волостей Руси, борьба князей за киевский стол Сделали свое дело: истощили силы Киева. Стольный город становится добы- чей соседних городов государств. Свиде- тельством этого служит ограбление Киева по инициативе Андрея Боголюбского. Воинство враждебных городов-государств опустошило го- род: "Церквам горящим, крестьяном убиваемом, другым вяжемым, жены ведоми быша в плен, разлучаеми нужею от мужа свои, младенци ры- даху зряще матери своих и взяша именья множьство и церкви обнажиша иконами и книга- ми и ризами и колоколы, изнесоше все Смолыя- не, и Суждльци и Черниговци." 552 0После упомя- нутого погрома политические силы киевской общины были надломлены, и она не смогла уже полностью оправиться от нанесенного ей уда- ра. По разграблении Киева его сын Мстислав Андреевич сажает здесь на столе князя Глеба. Правда, киевская община не сразу сдает свои позиции. Но, с возрастанием могущества при- городов Киевской земли Киевская община, хотя и ведет себя довольно-таки инертно, все же больше становится уже лишь орудием в руках других сил. IV. Внутренняя 1. Занятие После Олега (879-912гг.) княжил политика. славян. Игорь, которого называют Игорем Старым (912- 942гг.) и считают сыном Рюрика. Игорь погиб при своеобразных обстоятельствах. О них под- робно, очевидно, на основании преданий, так повествует русская летопись. Дружинники Иго- ря пожаловались князю на то, что отроки Све- нельда богаты, а они бедны. Свенельд как раз вернулся с полюдья в земле древлян, и теперь по настоянию дружины туда отправился и князь. Ему удалось собрать дань, но при возвращении Игорю и какой-то части дружины показалось, что эта часть невелика. Князь отпустил большую часть дружины, а с оставши- мися пошел по дань вторично. Очевидно он на- рушил пакт (ряд) о соборе полюдья, и на сей раз древляне не выдержали и, напав на князя, перебили его и его спутников. После Игоря страной стала править его жена, теперь уже вдова, Ольга, которая оказалась вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная - административно-налого- вая: есть основание полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно расп- ространенная прежде, была отменена и замене- на систематической уплатой дани, которая со- биралось в административных центрах (по- гостах) специальными чиновниками прави- тельства (тиунами). Ольга ездила в Констон- тинополь в 955г. и приняла там христианство, однако она имела отношения и с западной цер- ковью. Возможно это и привело к тому, что, согласно летописи, в 964г. Святослав "возму- жая" и отстранил мать от власти. Святослав был прежде всего князем-воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тог- дашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла почти в непрерывных походах и сражениях: он разгромил Хазарский каганат, нанес сокруши- тельное поражение печенегам под Киевом, со- вершил два похода на Балканы. После гибели Святослава великим князем стал его сын Яро- полк (972-980гг.) Своей главной задачей Яро- полк считал объединение всей державы, и вся- чески стремился к осуществлению этой цели. Советником князя стал на первых порах престарелый воевода Свенельд. Однако осу- ществить задуманное не удалось из-за военных действий против Олега, затем против своего брата Владимира, который и одержал победу в сражении. А вскоре, во время встречи с побе- дившим братом Ярополк бы убит двумя варяга- ми. Владимир остался единовластным правите- лем державы. 2. Князь и его б) В княжение Владимира Святославича к Древне- дружина. руссому государству были присоединены червенские Полюдье. города - восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятечей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-пе- ченегов. Владимир стремился не только к по- литическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, реформировав традици- онные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на терри- тории своего государства. ПВЛ отмечает: "и стал Владимир княжить в Киеве один и поста- вил кумиры на холме за теремным двором: де- ревянного Перуна с серебряной головой и зо- лотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стри- бога, Симаргла, Мокоши. И приносили им жерт- вы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы те шли бесами и оскверняли землю жертвоприношениями своими." Послание другим богам жестоко преследовалось. Неканонические идолы уничто- жались. Однако языческая реформа не удовлет- ворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сро- ки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христи- анскими державами языческая Русь воспринима- лась как варварское государство. Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 989г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновения христианства на Русь началось за долго до признания его официаль- ной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уровняло Киевскую Русь с сосед- ними государствами. Христианство оказало ог- ромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христи- анства, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огром- ный толчок развитию русской культуры и искусства. Прослеживается влияние христи- анства и на политическую структуру Древне- русского государства. Но именно здесь отчет- ливо проявились противоречия между мероприя- тиями киевских князей, пытавшихся с помощью новой религии укрепить центральную власть, и, в конечном счете, реальным ходом социаль- но-экономического развития, которое вело "державу Рюриковичей" к неизбежной победе раздробленности уже на новой основе. Чтобы укрепить свою власть в различных частях об- ширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между сы- новьями началась ожесточенная борьба за власть. Один из сыновей Владимира, Свято- полк, захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев - Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский. За- нимавший престол в Новгороде Ярослов Влади- мирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемни- ков-варягов. Междоусобная война между брать- ями завершилась бегством Святополка в Поль- шу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Ки- евского (1019-1054гг.) В 1024г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутара- канский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. Время Ярослава - это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью. 3. Вотчинная в) Носители верховной власти в собственность. Киевской державе считался весь княжеский род, а каждый отдельный князь считался только временным владельцем княжества, которое доставалось ему по очереди старшинства. После смерти великого князя на его место "садился" не его старший сын, а старший в роду между князьями. Его освободившийся удел доставался также следующему по старшинству среди остальных князей. Таким образом князья передвигались из одной области в другую, из менее в более богатую и престижную. По мере мере увеличения княжеского рода расчет по старшинству становился все труднее. В отно- шения князей вмешивалось боярство отдельных городов и земель. Способные и даровитые князья стремились подняться выше своих роди- чей. После смерти Ярослава мудрого Русь вступила в период княжеских усобиц. Однако о феодальной раздробленности в это говорить еще нельзя. Она наступает, когда окончатель- но сформировываются отдельные княжества-зем- ли со своими столицами, а на этих землях закрепляются свои княжеские династии. Борьба же между сыновьями и внуками Ярослава Мудро- го была еще борьбой направленной на поддер- жание принципа родового владения Русью. Ярослав Мудрый перед смертью разделил Русскую землю между своими сыновьями. Княже- ние последнего из сынове Ярослава, Всеволо- да, было особенно беспокойным: младшие князья ожесточенно враждовали из-за уделов, половцы часто нападали на русские земли. Сын Святослава, князь Олег, вступил в союзные отношения с половцами и неоднократно приво- дил их на Русь. Занятия славян и их социаль- ная организация. Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях), соха (на севере). Подчиненную роль в хозяйстве играли ското- водство, охота, рыболовство, бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной орга- низации непосредственных производителей, объединявшим хозяйства отдельных семей, слу- жила соседская (территориальная) община - вервь. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе рассе- ления VI-VIII вв. Члены верви совместно вла- дели сенокосными и лесными угодьями, а па- шенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. На основе по- лянского союза племенных княжеств к началу IX в. сложилось политическое образование, носившее название Русь. Распространено мне- ние о привнесении этого термина в Восточную Европу скандинавскими дружинниками (имено- вавшимися на Руси варягами). Но его первое достоверное упоминание на юге Восточной Ев- ропы (в так называемом "Баварском хроногра- фе", составленном между 811 и 821 гг.,-Ruzzi названы после хазар, обитавших между Доном и Волгой) относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается. Вопрос остается дискуссион- ным, но наиболее вероятно, что это название имеет местное, южное (при этом, скорее все- го, неславянское в основе) происхождение и восходит ко времени во всяком случае раннее IX в. В Этом же столетии оно выступает как обозначение этнополитического образования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзом племенных княжеств: "Русь" в IX в. включала помимо земли полян значи- тельную часть территории северского союза. Центром Руси стал Киев. Факт присутствия на Руси в IX-X вв. скандинавских дружинни- ков-варягов и летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей ди- настии (Рюриковичей) породили длительную (с XVIII в.) дискуссию между норманистами и ан- тинорманистами. Первые отстаивали точку зре- ния о создании Древнерусского государства скандинавами, а вторые отрицали это. В настоящее время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывают сомнения как местные корни восточнославянской госу- дарственности, так и активное участие в про- цессе складывания Киевской Руси (главным об- разом, в формировании господствующего слоя) выходцев из Скандинавии. Вместе с тем сохра- няется и ряд разногласий по частным вопросам этой проблемы, в том числе о призвании Рюри- ка. Князь и его дружина. Полюдье. Правитель Руси в первой половине IX в. принял в допол- нение к общеславянскому титулу князь восточ- ный титул "каган" ("хакан"), у тюркских и монгольских народов обозначавший верховного правителя ("хан ханов"). Это событие имело большое значение. Во-первых, титулом "каган" именовался правитель Хазарии - государства, созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками - хазарами. Часть восточных славян (поляне, север, радимичи и вятичи) были вынуждены выплачивать хазарско- му кагану дань. Принятие киевским князем ти- тула кагана символизировало, таким образом, независимость нового государства - Руси - от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верхо- венство русского князя над князьями других крупных славянских общностей, которые в то время носили титулы светлый князь и великий князь (эти титулы сохранялись, наряду с ти- тулом кагана, и за киевским князем в IX - первой половине X в.). IX-X века были време- нем постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе игра- ла военно-служилая знать - дружина киевских князей. Дружинный слой у славян фиксируется по византийским источникам и данным археоло- гии уже в эпоху расселения, в VI-VII вв. К IX в. он несомненно выдвигается на ведущие позиции в обществе. Для некоторых из союзов племенных княжеств подчинение киевским князьям проходило в два этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю "автономию", будучи обязан лишь выплачивать подать - дань. Дань собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территории под- чиненного союза; такой объезд со сбором дани именовался полюдье. Взималась дань в X в. в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме. Существовали единицы обложе- ния: дым (т.е. крестьянский двор), рало, плуг (эти термины обозначали в данном случае единицы земельной площади, соответствующие возможностям одного крестьянского хо- зяйства). Есть данные, что социальные про- цессы, свойственные среднеднепровской "Руси", происходили и в других союзах пле- менных княжеств (складывание системы сбора дани, выдвижение на ведущие роли в обществе военно-служилой знати). Опережающее развитие Руси выразилось в вынесении даннической системы за рамки "своего" союза, переходе к эксплуатации "чужих" общностей. Вторым эта- пом было непосредственное подчинение союза племенных княжеств, ликвидация местного кня- жения и посажение в качестве князя-наместни- ка представителя киевской династии. При этом, как правило, строился новый град, ста- новившийся центром территории вместо старого "града" "племенного" центра. Целью такой смены центра была нейтрализация сепара- тистских тенденций местной знати. Древляне были обложены данью еще в IX в., но полное их подчинение относится к 945-946 гг. В 945 г. древляне восстали против киевского князя Игоря, нарушившего установленные нормы взи- мания дани, и убили его. Вдова Игоря Ольга, мстя за смерть мужа, учинила жестокий разг- ром Древлянской земле. Для земель дрегови- чей, радимичей и кривичей первый этап подчи- нения относится к IX в., второй - к концу X в., вятичей - соответственно ко второй поло- вине X и второй половине XI в.(эта восточ- нославянская общность дольше всех боролась за свою самостоятельность). Покорение волы- нян и хорватов было одноэтапным: в конце X в. они были сразу же непосредственно подчи- нены Киеву. Что касается уличей и тиверцев, то их земли в X в. были заняты тюркскими ко- чевниками - печенегами. Особый случай - включение в состав Киевской Руси земли сло- вен. В этом регионе к середине IX в. сложи- лось полиэтничное политическое объединение, включившее помимо словен часть кривичей и финноязычного населения (чуди). Входили в него также и переселенцы из Скандинавии. Около 60-х годов IX в. на княжение в это объединение был приглашен норманнский конунг (князь) Рюрик, пришедший со своей дружиной. Его преемник Олег (по одной версии - сканди- нав, по другой - представитель местной зна- ти, включавшей в себя со второй половины VIII в. скандинавские элементы) в 882 г. захватил Киев, центр "Руси". Но поскольку потенции государствообразования в этой последней были гораздо сильнее, чем в север- ном политическом объединении, во княжение Олега в Киеве имело следствием превращение земли словен в территорию, зависимую от Кие- ва, и обложение ее данью. С ликвидацией "ав- тономии" восточнославянских союзов племенных княжеств изменялась форма эксплуатации их населения киевской военнодружинной знатью. Теперь не было необходимости в полюдье - объездах, исходящих из Киева; дань собира- лась наместниками киевского князя, правивши- ми на территориях бывших союзов племенных княжеств. Часть собранной дани (по имеющимся сведениям, две трети) отправлялась в Киев, другая распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках едино- го раннефеодального государства, управляемые князьями - вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Государство же в целом в X в. носило название "Русь" (распространившееся с региона Среднего Под- непровья на всю территорию, подвластную ки- евским князьям) и "Русская земля". Такая структура государства сложилась к концу X в., в эпоху киевского княжения Владимира Святославича, который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыно- вей: в Новгороде (земля словен) - Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) - Изяслава, в Турове (дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Святослава, во Владими- ре-Волынском (волыняне) - Всеволода, Смо- ленске (кривичи) - Станислава, Ростове (зем- ля финноязычного племени меря) - Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) - Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) - Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично финноязычных народов, составлявших террито- рию Древнерусского государства, в IX-X вв. сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Киевской Руси, но были обязаны русским князьям данью. В нее входили этносы, обитавшие вдоль севе- ро-западных, северных и северо-восточных границ Руси: Литва, курши, земгалы, латгалы, ливы, чудь (эсты), еж (племя в Восточной Финляндии), печеры, пермь, черемисы (марий- цы), мордва и др. Волости сложились на осно- ве территорий прежних союзов племенных кня- жеств, но их границы не оставались неизмен- ными. Они менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и деле- жей территории. Так, в 1054 г. по завещанию киевского князя Ярослава Мудрого произошел раздел между его сыновьями Изяславом, Свя- тославом и Всеволодом территории "Руси" в узком смысле. Киев остался за старшим Изяславом, а города Чернигов и Переяславль на побережье Днепра стали центрами княжений младших братьев, при этом в волость Свя- тослава вошли территории вятичей и Муром, а Всеволод получил Ростовскую землю. В ки- евское княжение Всеволода Ярославича (1078-1093) на юго-западе Руси сформирова- лись волости с центрами в Перемышле и Тере- бовле. Главной формой эксплуатации земле- дельческого населения в конце X - середине XII в. оставалась государственная дань - на- лог. В то же время к данному периоду от- носится начальный этап складывания на Руси индивидуальной крупной земельной собствен- ности - вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала складываться еще во второй половине X в.- в это время уже известны княжеские села и охотничьи угодья. В XI в. появляется зе- мельная собственность у дружинников и церк- ви. Но вотчинная форма собственности не иг- рала еще существенной роли - ее удельный вес был незначителен, основная часть территории находилась в корпоративной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реали- зуемой через систему даней-налогов. 4. "Правда Русская". Завершение складывания государственной структу- ры и развитие феодальных отношений сделали необходимой кодификацию древнерусского пра- ва. Свод законов Киевской Руси именовался "Правда Русская". В XI в. происходит склады- вание так называемой краткой редакции Русской Правды. Она состоит из двух основных частей - "Древнейшей Правды" (или "Правды Ярослава") и "Правды Ярославичей". Древней- шая Правда представляет собой кодекс, соз- данный Ярославом после победы над Святопол- ком и предназначенный первоначально для нов- городцев (оказавших ему поддержку в междо- усобной войне): при этом в ней использова- лись уже существовавшие правовые нормы (от- части известные из статей русско-визан- тийских договоров 911 и 944 гг.). Так назы- ваемая Правда Ярославичей появилась, по мне- нию одних исследователей, в 70-х годах XI столетия, по мнению других - в середине XI в. (т.е. еще при Ярославе). В этом юриди- ческом памятнике отразился факт складывания княжеского домениального землевладения боль- шинство статей посвящено правовой защите княжеской собственности, должностных лиц и зависимых людей вотчины. Социальная ор- Корпорацией, в которую был орга- ганизация и низован господствующий класс Ки- система управ- евской Руси в этот период, про- ления госу- должала оставаться дружина. Су- дарством. ществовали дружины у киевского князя и его родственников-вассалов. В дружинной органи- зации была и внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя представляла старейшая дру- жина, ее члены именовались боярами. Низшим слоем была "молодшая дружина"; ее представи- тели назывались отроками; со второй половины XI в. этот термин начинает употребляться преимущественно по отношению к военным слу- гам князей и бояр, рекрутировавшимся в основном из "молодшей дружины", а для менее зависимого от князей слоя внутри этой последней начинает употребляться термин детские. Члены "молодшей дружины" иногда именовались также гридями (скандинавский по происхождению термин, распространение полу- чил только на севере Руси). Привилегирован- ное положение членов старейшей дружины нашло отражение в древнерусском праве. В начале XII в. все ее представители получили повы- шенную правовую защиту - за их убийство был установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника. Со складыванием к концу X в. структуры еди- ного государства формируется централизован- ный и разветвленный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной ад- министрации выступают представители дружин- ной знати. При князьях действует совет (ду- ма), представляющий собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из числа дружинников посадников-наместников в горо- дах; воевод - предводителей различных по численности и назначению военных отрядов; тысяцких - высших должностных лиц в так на- зываемой десятичной системе деления общест- ва, восходящей к догосударственному периоду; сборщиков поземельных податей - данников, судебных чиновников - мечников, вирпиков, емцев, подъездных; сборщиков торговых пошлин - мытников, мелких должностных лиц - бири- чей, метельников. Из состава дружины выделя- ются и управители княжеского вотчинного хо- зяйства - тиуны (с ХII в. они включаются и в систему государственного управления). Лично свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане име- нуются в источниках люди. Для лично зависи- мого населения вотчин, а также для несвобод- ных слуг использовались термины челядь (ед.ч. челядин) и холопы. Их не полноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство холопа уплачивался штраф всего лишь в 5 гривен, шедший господину уби- того в качестве возмещения ущерба. Особую категорию населения составляли смерды. Воп- рос о ее сущности - предмет давнего спора в историографии; наиболее вероятно, что смерды - группа полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя; но есть так- же мнение, что этим термином обозначались все крестьяне, обязанные уплачивать госу- дарственную подать - дань. Во второй полови- не XI в. появляется категория закупов - лю- дей, вступающих в зависимость от землевла- дельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их право- вое положение было промежуточным между сво- бодными людьми и холопами. Княжение Владими- ра Святославича (980-1015) было периодом по- литической стабильности Киевской Руси, когда сложилась структура единого раннефеодального государства, был нейтрализован натиск пече- негов на южные границы. После смерти Влади- мира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. Ту- ровский князь Святополк (сын убитого в борь- бе с Владимиром его старшего брата Ярополка, усыновленный великим князем) захватил ки- евский стол и организовал вероломное убийство своих братьев Бориса, Глеба и Свя- тослава (двое первых были впоследствии кано- низированы и стали первыми русскими святы- ми). В 1016 г. против Святополка выступил княживший в Новгороде Ярослав Владимирович с войском из новгородцев и наемных варягов. В битве под Любечем (на Днепре выше Киева) Ярослав одержал победу. Святополк бежал в Польшу к своему тестю польскому королю Бо- леславу Храброму. 6. Восстания и В 1018 г. Болеслав выступил в социальное поход на Русь, разбил Ярослава, волнение. занял Киев и вернул престол Святополку. Затем он возвратился в Польшу, оставив за собой западную окраину русских земель (с городами Перемышлем и Червенем - эти территории были возвращены Ярославом в 1031 г.). Ярослав, бежавший после битвы в Новгород, получил вновь поддержку от новгородцев, давших средства на найм новой варяжной дружины, и опять двинулся на Киев. На этот раз Свято- полк, лишившийся польской помощи, бежал из Киева, не принимая боя, и в 1019 г. подо- шел к столице теперь уже с печенежским сила- ми. Войско Ярослава одержало победу, Свято- полк бежал на западные границы Руси и по до- роге умер. Но на этом междоусобная борьба не окончилась. В 1021 г. Ярослав воевал со сво- им племянником Брячиславом Изяславичем, кня- жившим в Полоцке. Тот претендовал на Новго- род, но потерпел поражение и вынужден был заключить мир с киевским князем. В 1024 г. против Ярослава выступил его брат тмутара- канский князь Мстислав Владимирович. Неза- долго до этого Мстислав укрепил свое кня- жество, подчинив северокавказское племя касогов: он победил в поединке касожского князя Редедю и получил по праву победителя его землю; воины Редеди влились в дружину Мстислава. Ярослав во время выступления Мстислава находился в Ростовской земле, где подавил восстание местного населения, выз- ванное голодом. Узнав о действиях брата, он нанял варяжскую дружину во главе с Якуном и двинулся на юг. Битва между братьями прои- зошла при Листвене (близ Чернигова). Ярослав ввел в бой дружину Якуна, а собственную дру- жину оставил в резерве. Мстислав выставил против варягов северян - ополчение из жите- лей Черниговщины, а когда варяги стали брать над ними верх, ввел в действие свою русско-касожскую дружину и одержал победу. В конце концов братья заключили договор, по которому к Мстиславу отходило левобережье Днепра со столицей в Чернигове. Лишь, после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал "са- мовластцем" Русской земли. В 1037 г. прои- зошло последнее крупное сражение с печенега- ми: они были разгромлены под Киевом и после этого больше не представляли опасности для Руси. В 1043 г. обострились русско-визан- тийские отношения. Ярослав отправил на Константинополь войско во главе со своим старшим сыном Владимиром (ум.1052 г.), кня- зем новгородским. Поход оказался неудачным - русское войско было разбито греческим фло- том. После смерти Ярослава в 1054 г. и упо- мянутого выше раздела княжений между его сы- новьями некоторое время сохранялась полити- ческая стабильность. Ярославичи - киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и пе- реяславский Всеволод - составляли правящий триумвират под главенством старшего Изясла- ва. Разделение власти привело к временному возникновению наряду с Киевской митрополией двух новых - Черниговской и Переяславской (упразднены в конце 70-х годов после смерти Святослава и Изяслава). Князьям-триумвирам удалось в 1060 г. разбить соединенными силами кочевников-торков, пы- тавшихся занять в причерноморских степях место печенегов. Но во второй половине 60-х годов XI в. разразился кризис. В 1066-1067 гг. развернулась междоусобная война между Ярославичами и их двоюродным племянником по- лоцким князем Всеславам Брячиславичем. В конце концов Всеслав был вероломно захвачен во время переговоров и заключен в Киеве в темницу - поруб. В 1068 г. в крупный поход на Русь двинулись половцы (кипчаки, куманы) - тюркский кочевой этнос, сменивший печене- гов и торкав в причерноморских степях. Три Ярославича потерпели поражение в открытом бою и бежали в свои города. Тогда в Киеве началось восстание горожан, требовавших у Изяслава оружие и коней, чтобы биться с по- ловцами. Кульминацией восстания стало осво- бождение Всеслава Полоцкого из поруба и про- возглашение его киевским князем. Изяслав бе- жал в Польшу. Всеслав находился у власти 7 месяцев, причем младшие Ярославичи в это время признавали его верховенство. Святосла- ву удалось разбить значительную часть поло- вецких сил и взять в плен хана Шарукана. Весной 1069 г. Изяслав с помощью польских войск вернул себе киевский стол, вынудив Всеслава бежать в Палоцк. Однако союзни- ческие отношения между братьями Ярославичами были подорваны, и в 1073 г. Святослав и Все- волод изгоняют Изяслава, которому пришлось на этот раз отправиться в четырехлетние ски- тания по Европе, в ходе которых он просил помощи у польского короля и римского папы. Киевским князем стал Святослав. После его смерти в 1076 г. престол занял Всеволод, но в следующем году он уступил его Изяславу, двинувшемуся на Русь с польским войском. В конце 60-х - начале 70-х годов XI в. на Руси обострилась борьба зависимого населения про- тив феодальной знати. Она была вызвана уси- лением феодальной эксплуатации, в первую очередь государственной, широким распростра- нением помимо дани других податей, таких, как виры и продажи (судебные пошлины), корд (поставки для содержания княжеских должност- ных лиц). Помимо упомянутого восстания в Ки- еве произошли выступления в Новгороде и Ростовской земле. Движение принимало здесь форму антихристианского, апеллируя к возвра- ту старой языческой религии. Во главе его вставали языческие жрецы - волхвы. Решитель- ные действия представителей государственной власти позволили справиться с этими выступ- лениями. В 1078 г. в политическую борьбу на Руси вступили в качестве самостоятельных князей представители следующего поколения - внуки Ярослава. Лишенные столов князья Олег Святославич (сын Святослава Ярославича) и Борис Вячеславич (сын младшего сына Ярослава - Вячеслава) бежали в Тмутаракань (где кня- жил брат Олега Роман), заключили союз с по- ловцами и двинулись на Русь. Им удалось раз- бить Всеволода, а затем овладеть Черниговом. Тогда против Олега и Бориса выступило войско четырех князей: Изяслава с сыном Ярополком и Всеволода с сыном Владимиром Мономахом. В битве на Нежатиной Ниве близ Чернигова по- гибли Борис Вячеславич и Изяслав Ярославич. Половецко-русское войско молодых князей по- терпело поражение; Олег бежал в Тмутаракань. Киевское княжение вновь перешло к Всеволоду. В 1079 г. тмутараканский князь Роман Свя- тославич вместе с половецким войском высту- пил против Всеволода. Киевский князь сумел заключить мир с половцами, после чего те убили Романа. Олег же был схвачен агентами Византии и отправлен в ссылку на о. Родос в Эгейском море. Оттуда он вернулся в 1083г, и вокняжился в Тмутаракани. Киевское княжение Всеволода Ярославича (1078-1093) было време- нем относительной стабильности во внутри- и внешнеполитической жизни Руси. Сын Всеволода черниговский князь Владимир Мономах (полу- чивший свое прозвище по матери, дочери ви- зантийского императора Константина IX Моно- маха) окончательно подчинил вятичей - последний восточнославянский союз племенных княжеств, сохранявший еще собственных кня- зей. После смерти Всеволода в 1093 г. насту- пает период обострения усобиц и борьбы с по- ловцами. Киевским князем стал старший пле- мянник Всеволода Святополк (сын Изяслава Ярославича). В том же 1093 г. Святополк и Владимир Мономах с братом Ростиславом, кня- зем переяславским, выступили против полов- цев, начавших войну с Русью. Русские войска потерпели жестокое поражение, князь Ростислав утонул в р. Стутне во время отступления; после этого половцам удалось захватить несколько городов (что было крайне редким явлением в русско-половецких отноше- ниях). Южная Русь подвергалась сильному ра- зорению. В 1094 г. Олег Святославич в союзе с половцами пришел из Тмутаракани на Русь и вынудил Владимира Мономаха уйти из Чернигова в Переяславль. В два последующих года Свято- полк и Владимир вели борьбу одновременно с половецкими ханами Боняком и Тугорканом и с Олегом. В 1095 г. Владимир под Переяславлем уничтожил отряды ханов Итларя и Кытана. В 1096 г. была разгромлена орда Тугоркана, а сам он (тесть Святополка) убит. Олег в том же году был изгнан из Чернигова и перенес усобицу на северо-восток Руси. Здесь, под Муромом, в бою с ним погиб сын Владимира Мо- номаха Изяслав, но старший брат последнего Мстислав, князь новгородский, нанес Олегу поражение в Ростовской волости, после кото- рого тот вынужден был пойти на переговоры со своими двоюродными братьями Святопалком и Владимиром. В 1097 г. на съезде князей в Лю- бече было заключено соглашение, по которому Святополк, Владимир и Олег с братьями Давы- дом и Ярославом Святославичами должны были владеть отчинами - территориями, которые по завещанию Ярослава Мудрого принадлежали их отцам Изяславу, Всеволоду и Святославу (с центрами соответственно в Киеве, Переяславле и Чернигове). Давыд Игоревич, внук Ярослава, получил Владимир-Волынский, а внуки старшего сына Ярослава Владимира - Володарь и Василь- ко - соответственно Перемышль и Теребовль (Юго-Западная Русь). Князья договорились о совместных действиях по защите Руси: "...имемся в едино сердце и блюдем Русскую землю". Но сразу же после съезда разгорелась новая кровопролитная усобица. Давыд Игоревич в сговоре со Святополком Изяславичем захва- тил в Киеве Василька Ростиславича Тере- бовльского и ослепил его. После этого он по- пытался захватить волость Василька, но по- терпел поражение от его брата Володаря и вы- нужден был освободить пленника. Тем временем Владимир Мономах с Олегом и Давыдом Свя- тославичами выступили против Святополка. Тот вынужден был пойти в поход против Давида Игоревича и изгнать его из Владимира-Во- лынского. После этого Святополк, однако, по- пытался захватить также волости Володаря и Василька. В решающей битве он потерпел пора- жение, и тогда его сын Ярослав привел в Пе- ремышлю (столице княжества Володаря) войско венгерского короля Кальмана. Давид Игоревич, к этому времени вступивший в союз с Волода- рем, в противовес венграм соединился с поло- вецким ханом Боняком. В битве под Перемышлем (1099) половцы, применили характерный для кочевников прием "ложного отступления": их отряд подскакал к расположению венгерских войск, выпустил по стреле и обратился в бегство; когда же венгры погнались следом, основные силы Боняка ударили им в тыл. Окру- женное войско Кальмана было наголову разбито и бежало в беспорядке, неся огромные потери. Потерпела неудачу и попытка Святополка зак- репить за собой Владимир-Волынский. В 1100 г. состоялся княжеский съезд в Уветичах, подведший итог трехлетней войне. Давид Иго- ревич как инициатор усобицы был лишен Влади- мира-Волынского и посажен на княжение в Бужск (менее значительный город Западной Руси). Последующие годы отмечены отсутствием усобиц и организацией Владимиром Мономахом и Святополком Изяславичем нескольких успешных походов в Половецкую степь с участием многих русских князей - в 1103,1107, и 1111гг.; бы- ли разбиты ханы Шарукан (возглавлявший еще поход на Русь в 1068 г.), Боняк, Урусоба, Сугра. В 1113 г. умер киевский князь Свято- полк Изяславич, и в Киеве вспыхнуло восста- ние против администрации умершего князя и ростовщиков. В этих условиях киевское бо- ярство пригласило на княжение Владимира Мо- номаха. Владимир, вокняжившись в Киеве, из- дал ряд законов, учитывавших требования восставших; по его повелению был создан но- вый юридический свод - так называемая Прост- ранная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI - начале XII в. Пространная Правда фиксирует существование боярской собственности; специ- альные разделы посвящены закупам, новой ка- тегории зависимого населения, а также холо- пам. Внесены были изменения и в ряд сущест- вовавших ранее норм. V. Внешняя политика. Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнеруского государства, были борьба со степными кочевниками, защита тор- говых путей и обеспечение наиболее благопри- ятных торговых связей с Византийской импери- ей. Русско-визан- Торговля Руси и Византии имела тийские отно- государственный характер. На шения. рынках Константинопаля реализо- валась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попыт- ки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к воен- ным столкновениям. При князе Олеге объеди- ненные силы Киевского государства осадили столицу Византии Константинополь (русское название - Царьград) и вынудили византийско- го императора подписать выгодный для Руси торговый договор (911). До нас дошел еще один договор с Византией, заключенный после менее удачного похода на Константинополь князя Игоря в 944г. В соответствии с догово- рами русские купцы ежегодно летом приезжали в Константинополь на торговый сезон и жили там шесть месяцев. Для их проживания было выделено определенное место в предместье го- рода. По договору Олега, русские купцы не платили никакой пошлины, торговля была по преимуществу меновой. Византийская империя стремилась втянуть соседние государства в борьбу между собой, чтобы ослабить их и под- чинить своему влиянию. Так, византийский им- ператор Никифор Фока пытался воспользоваться русским войсками для ослабления Дунайской Болгарии, с которой Византия вела долгую и изнурительную войну. В 968г. русские войска князя Святослава Игоревича вторглись на тер- риторию Болгарии и заняли ряд городов по те- чению Дуная, из которых наиболее важным был Переяславец - крупный торговый и полити- ческий центр в низовьях Дуная. Успешно наступление Святослава было расценено как угроза безопасности Византийской империи и ее влиянию на Балканах. Вероятно, под влия- нием греческой дипломатии печенеги напали в 969г. на ослабленный в военном отношении Ки- ев. Святослав был вынужден вернуться на Русь. После освобождения Киева он совершил второй поход в Болгарию, действуя уже в сою- зе с болгарским царем Борисом против Визан- тии. Борьбу со Святославом возглавил новый византийский император Иоанн Цимисхий, один из видных полководцев империи. В первой же битве русские и болгарские дружины разгроми- ли византийцев и обратили их в бегство. Преследуя отступающую армию, войска Свя- тослава захватили ряд крупных городов и дош- ли до Адрианополя. Под Адрианополем был зак- лючен мир между Святославом и Цимисхием. Основная часть русских дружин вернулась в Переяславец. Этот мир был заключен осенью, а весной Византия начала новое наступление. Болгарский царь перешел на сторону Византии. Войско Святослава из Переяславца перешло в крепость Доростол и приготовилось к обороне. После двухмесячной осады Иоанн Цимисхий предложил Святославу заключить мир. Согласно этому договору русские войска уходили из Болгарии. Восстанавливались торговые связи. Русь и Византия становились союзниками. Последний крупный поход на Византию был со- вершен в 1043г. Поводом для него послужило убийство русского купца в Константинополе. Не получив достойного удовлетворения за оби- ду князь Ярослав Мудрый послал к визан- тийским берегам флот, во главе которого сто- ял его сын Владимир и воевода Вышата. Несмотря на то, что буря рассеяла русский флот, кораблям под командованием Владимира удалось нанести значительный урон греческому флоту. В 1046г. между Русью и Византией был заключен мир, который по традиции того вре- мени был закреплен династическим союзом - браком сына Ярослава Всеволодовича с дочерью императора Константина Мономаха. Разгром Ха- Соседом Древнерусского государства зарского кага- являлся Хазарский каганат, рас- ната. полагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье. Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. Их столица Итиль, находивша- яся в дельте Волги, стала крупным торговым центром. В период расцвета Хазарского госу- дарства некоторые славянские племена платили хазарам дань. Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, кер- ченский пролив, переправу между Волгой и До- ном. Установленные там таможенные пункты со- бирали значительные торговые пошлины. Высо- кие таможенные платежи отрицательно сказыва- лись на развитии торговли Древней Руси. Иногда хазарские каганы (правители госу- дарства) не довольствовались торговыми сбо- рами, задерживали и грабили русские купе- ческие караваны, возвращавшиеся с Каспийско- го моря. Во второй половине Xв. началась планомерная борьба русских дружин с Ха- зарским каганатом. В 965г. киевский князь Святослав разгромил Хазарское государство. После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел (русское название Белая Вежа). На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с центром в Тмутаракани. Этот город с большим морским флотом стал форпостом Руси на Черном море. В конце Xв. русские дружины совершили ряд походов на Каспийское побережье и в степные районы Кавказа. Борьба против В X и начале XIвв. на правом и левом кочевников берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, которые совершали быстрые и реши- тельные нападения на русские земли и го- рода. Для защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений го- родов-крепостей, валов и т.д. Первые сведе- ния о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко времени князя Олега. В 969г. печенеги во главе с князем Курей осадили Ки- ев. Князь Святослав в это время находился в Болгарии. Во главе обороны города встала его мать княгиня Ольга. Несмотря на тяжелое по- ложение (отсутствие людей, недостаток воды, пожары), киевлянам удалось продержаться до прихода княжеской дружины. Южнее Киева, у города Родня, Святослав наголову разбил пе- ченегов и даже взял в плен князя Курю. А три года спустя во время столкновения с печене- гами в районе днепровских порогов князь Свя- тослав был убит. Мощная оборонительная линия на южных рубежах была построена при князе Владимире Святом. На реках Стунге, Суле, Десне, и других были построены крепости. Наиболее крупными были Переяславль и Белгород. Эти крепости имели постоянные военные гарнизоны, набранные из дружинников ("лучших людей") разных сла- вянских племен. Желая привлечь к обороне государства все силы, князь Владимир набирал в эти гарнизоны в основном представителей северных племен: словен, кривичей, вятичей. После 1136г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского государства. По преданию, в честь решающей победы над пе- ченегами князь Ярослав Мудрый возвел Со- фийский собор в Киеве. В середине XIв. пече- неги были вытеснены из южнорусских степей к Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными пле- менами кипчаков. На Руси их называли полов- цами, они заняли Северный Кавказ, часть Кры- ма, все южнорусские степи. Половцы были очень сильным и серьезным противником, часто совершали походы на Византию и Русь. Положе- ние Древнерусского государства осложнялось еще и тем, что начавшиеся в это время кня- жеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья, стремясь использовать половецкие от- ряды для захвата власти, сами приводили вра- гов на Русь. Особенно значительна была поло- вецкая экспансия в 90-е гг. XIв., когда по- ловецкие ханы даже пытались взять Киев. В конце XIв. были предприняты попытки органи- зовать общерусские походы против половцев. Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским дружинам уда- лось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их тер- ритории. В 1111г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований - город Шарукань (недалеко от современного Харькова). После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ. Од- нако половецкая опасность не была ликвидиро- вана. В течение всего XIIв. происходили во- енные столкновения между русскими князьями и половецкими ханами. |