Реферат: Анализ финансового состояния предприятия ООО Автосервис 2

Название: Анализ финансового состояния предприятия ООО Автосервис 2
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия 5

1.1 Сущность анализа финансового состояния предприятия 5

1.2 Методы проведения анализа финансового состояния 9

1.3 Современные проблемы анализа финансового состояния предприятия 13

2 Анализ финансового состояния предприятия ООО «Автосервис» 18

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Автосервис» 18

2.2Анализ состава и структуры средств предприятия и их источников по данным баланса 22

2.3Анализ состава и структуры оборотных активов по степени риска 27

2.4Анализ дебиторской и кредиторской задолженности 29

2.5Анализ ликвидности баланса, платежеспособности предприятия35

2.6Анализ оборачиваемости активов предприятия 37

2.7Обобщающий анализ финансовой устойчивости предприятия 39

Заключение 44

Список используемой литературы

Приложения

Введение

На современном этапе развития нашей экономики вопрос анализа финансового состояния предприятия является очень актуальным. От финансового состояния предприятия зависит во многом успех его деятельности. Поэтому анализу финансового состояния предприятия уделяется много внимания.

Актуальность данного вопроса обусловила развитие методик оценки финансового состояния предприятий. Эти методики направлены на экспресс оценку финансового состояния предприятия, подготовку информации для принятия управленческих решений, разработку стратегии управления финансовым состоянием.

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день реальные условия функционирования предприятия обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа, который позволяет определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выработать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности.

Объектомданной курсовой работы является анализ финансового состояния предприятия на примере ООО «Автосервис».

Предметом исследования данной курсовой работы являются тенденции исследования финансового состояния предприятия ООО «Автосервис».

Теоретические и методологические вопросы анализа финансового состояния предприятия изучены по нормативным документам и учебной литературе, при этом использовались следующие методы исследования - анализ специальной литературы, метод графического изображения (схемы, графики), расчётно-конструктивный, метод сравнения, аналитический, которые помогают разобраться в структуре и порядке анализа финансового состояния предприятия.

Цельюработы является проведение финансового анализа на примере ООО «Автосервис», выявление результатов анализа как основы для принятия управленческих решений.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы анализа финансового состояния предприятия и определить методы проведения анализа финансового состояния предприятия.

2. Провести анализ финансового состояния по данным отчетности предприятия, проанализировав:

Þ состав и структуру средств предприятия и их источников

Þ состав и структуру оборотных активов по степени риска

Þ дебиторскую и кредиторскую задолженность.

3. Провести анализ ликвидности баланса, платежеспособности предприятия, оборачиваемости активов предприятия.

4. Дать обобщающий анализ финансовой устойчивости предприятия.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1Сущность анализа финансового состояния предприятия

Анализ финансового состояния предприятия – одно из важнейших условий успешного управления финансами организации. Финансовое состояние организации характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние организации, по сути дела, отражает конечные результаты ее деятельности. Именно конечные результаты деятельности организации интересуют собственников (акционеров) организации, ее деловых партнеров, налоговые органы. Все это определяет важность проведения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе.[7, с. 67]

Анализ финансового состояния – непременный элемент как финансового менеджмента в организации, так и ее экономических отношений с партнерами, финансово – кредитной системой. Только на основе данного анализа, выявления сильных и слабых сторон финансового состояния предприятия можно наметить меры по его укреплению или выходу из сложной финансовой ситуации.[5, c. 45]

Анализ финансового состояния базируется на данных финансовой отчетности (бухгалтерского учета), расчета и сопоставления большого количества показателей и коэффициентов. Бухгалтерская отчетность состоит из образующих единое целое взаимосвязанных документов: бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, других отчетов и пояснений к ним. Бухгалтерская отчетность дает достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении предприятия, а также финансовых результатах его деятельности. .[5, c. 55]

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов и приемов.

Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

К первой группе относятся: использование абсолютных, относительных и средних величин; прием сравнения, сводки и группировки, прием цепных подстановок.

Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода.

Прием сводки и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

Основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.

Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т.е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессионный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже.

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа. [11, с. 79]

Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.

Основная цель анализа финансового состояния — это не только оценка текущего состояние предприятия, но и отслеживание тех или иных тенденций в изменении основных финансовых показателей, выявление слабых позиций, проведение целенаправленной работы на улучшение этих показателей.

Главенствующее место при анализе финансового состояния занимает:

1) изучение структуры того или иного показателя;

2) характеристика динамики показателя;

3) оценка и исследование факторов, влияющих на изменения основных показателей, их состав и динамику изменения.

В последнее время, в связи с повсеместным внедрением вычислительной техники процесс анализа финансового положения коммерческого предприятия значительно упростился. Любой грамотный экономист использует стандартные электронные таблицы и в состоянии написать программы расчета финансовых показателей и тем самым избавить себя от монотонной расчетной части и сосредоточится непосредственно на анализе и прогнозе.

Здесь следует отметить, что успех анализа и прогноза в значительной степени зависит от полноты и достоверности информации.

Методика анализа финансового состояния предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием предприятия и оценки финансовой устойчивости его деловых партнеров в условиях рыночной экономики. Она включает элементы, общие как для внешнего, так и внутреннего анализа.

Методика включает следующие блоки анализа: общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период; анализ финансовой устойчивости предприятия; анализ ликвидности баланса, анализ деловой активности и платежеспособности предприятия.

Оценка финансового состояния и его изменения за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а также анализ показателей финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого должен логически развиваться заключительный блок анализа финансового состояния. Анализ ликвидности баланса должен оценивать текущую платежеспособность и давать заключение о возможности сохранения финансового равновесия и платежеспособности в будущем. [11, c. 90]

1.2 Методы проведения анализа финансового состояния

Информационной базой финансового анализа является бухгалтерская отчетность, которая представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

В составе финансовой отчетности предприятий, безусловно, основными являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия.[13, c.78]

Чтобы использовать баланс для проведения анализа финансового состояния исходную его форму преобразовывают в агрегированный вид (Приложение 1).

Агрегирование баланса – это объединение однородных по экономическому содержанию статей Баланса [4, c. 86]. При этом статьи актива баланса перегруппировываются по степени их ликвидности.

Наименование Содержание Значение
Анализ абсолютных показателей Состоит в оценке важнейших результирующих статей отчетности (выручки, чистой прибыли, суммы активов, величины акционерного капитала, заемных средств и т.д.) Позволяет оценить статьи отчетности в статике и динамике
Горизонтальный анализ Состоит в сравнении каждого значения отчетности с предыдущим годом, расчете темпов их роста (индексный анализ) Позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей (групп статей) отчетности
Вертикальный анализ Состоит в расчете структуры обобщающих итоговых статей отчетности и составлении динамических рядов (процентный анализ) Позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе источников средств и направлениях их использования
Анализ коэффициентов (относительных показателей) Состоит в расчете соотношений между отдельными статьями отчетности компании, определении взаимосвязи между показателями Позволяет провести сравнительный анализ эффективности: с предшествующими (удачными) годами; с компаниями-конкурентами или лидерами в отрасли; с запланированными показателями

Основные методы анализа финансового состояния предприятия

[3, c. 79]

Корректное агрегирование статей Баланса является основой проведения качественного анализа. На основании статей агрегированного баланса рассчитываются большинство показателей, использующихся для характеристики финансового положения организации – коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, оборачиваемости.[4, c. 88]

Для анализа финансового состояния предприятия использовались следующие формулы:

Величина чистого оборотного капитала (ЧОК):

ЧОК = Текущие активы – Текущие пассивы (1)

или, что то же самое

ЧОК = Инвестированный капитал – Постоянные активы (2)

Наличие и увеличение чистого оборотного капитала (ЧОК) является главным условием ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. ЧОК показывает, какая часть оборотных средств финансируется за счет инвестированного капитала (собственных и приравненных к ним средств). Если ЧОК положительный, то чем больше его величина, тем более финансово устойчиво предприятие.

(3)

Коэффициент текущей ликвидности характеризует потенциальную способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет всех текущих активов. Классически коэффициент общей ликвидности рассчитывается как отношение оборотных активов (текущих активов) и краткосрочных пассивов (текущих пассивов) организации.

(4)

где Ден.Средства – денежные средства;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения;

Деб.Задолж. – дебиторская задолженность;

Коэффициент промежуточной (срочной) ликвидности характеризует способность предприятия выполнять текущие обязательства за счет более ликвидной части текущих активов. Классически показатель рассчитывается как сумма денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности и товаров, отнесенная к величине текущих пассивов. Если величина данного показателя превышает 1, то оставшаяся часть текущих активов финансируется за счет долгосрочных источников.

(5)

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно. Это наиболее жесткий показатель ликвидности. Его значение признается достаточным, если он выше 0,25 -0,3. Если предприятие в текущий момент может на 25%-30% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной.

(6)

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости. Значение данного коэффициента должно быть не менее 0.1.

, где (7)

К-т т.л. к.г. – коэффициент текущей ликвидности на конец года;

К-т т.л. н.г. – коэффициент текущей ликвидности на начало года.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.

(8)

Коэффициент оборачиваемости активов показывает, сколько раз за период «обернулся» рассматриваемый актив.

(9)

Коэффициент автономии характеризует роль собственного капитала в формировании активов организации. Чем меньше значение этого коэффициента, тем больше зависимость предприятия от внешних источников финансирования. Чем больше зависимость фирмы от внешних источников финансирования, тем меньше ее финансовая устойчивость.

(10)

Коэффициент финансирования определяет долю собственного капитала в структуре заемных средств. Коэффициент показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств.

(11)

Данный коэффициент показывает, какая доля собственных средств предприятия задействована в финансировании наиболее маневренной части активов - оборотных средств. Чем выше доля этих средств, тем больше у предприятия возможностей для маневрирования своими средствами.

(12)

Доля собственных источников финансирования текущих активов показывает, какая часть текущих активов образована за счет собственного капитала.

Комплексный показатель вероятности банкротства Альтмана (Z-показатель) (13)

где ВБ – валюта Баланса (общая величина активов);

ТА – текущие активы;

ПОД – прибыль от основной деятельности;

НК – накопленный капитал;

УК – уставный капитал;

ВР – выручка от реализации за период.

Z-показатель Альтмана является комплексным показателем, включающем в себя целую группу коэффициентов, характеризующих разные стороны деятельности предприятия: структуру активов и пассивов, рентабельность и оборачиваемость. В связи с этим представляется интересным анализ влияния отдельных составляющих показателя Альтмана на изменение оценки вероятности банкротства.

(14)

Коэффициент самофинансированияпоказывает, какая часть чистой прибыли предприятия направлена на его развитие, то есть на увеличение накопленного капитала.

(15)

Финансовый леверидж – возникает в случае привлечения предприятием заемного капитала. Высокая доля последнего в общей сумме источников финансирования является свидетельством высокого уровня финансового риска. Финансовый леверидж может быть количественно оценен соотношением заемного и собственного капитала. Оптимальное значение показателя ≤ 1.

[2, c. 77]

1.3 Современные проблемы анализа финансового состояния предприятия

В настоящее время в России проблема анализа финансового состояния предприятия является крайне актуальной. Причем проблема анализа финансового состояния действительно существует, поскольку в современной российской науке до сих пор так и не выработано единого подхода к проведению такого рода анализа. Однако следует отметить, что попытки систематизировать подход к финансовому анализу существуют, например, Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций, разработанные Федеральной службой по финансовому оздоровлению. Однако предлагаемая методика не позволяет получить реальной картины финансового состояния предприятия, и, следуя ей, к предприятиям-банкротам можно было бы отнести многих из хозяйствующих субъектов в России, которые, тем не менее, достаточно успешно функционируют, получая прибыль и исправно выплачивая заработную плату работникам и налоги государству. При этом достаточно легко будет упустить из вида реально проблемные организации, так как в методических рекомендациях достойное отражение получили показатели, характеризующие лишь ликвидность. Хотя данные методические рекомендации уже не раз являлись предметом критики в периодической литературе, на настоящий момент можно сказать, что гораздо важнее их наличие, чем спорность их содержания.

Методики расчета показателей рыночной привлекательности достаточно хорошо описаны в классической экономической литературе. При анализе важно обращать особое внимание на динамику этих коэффициентов с учетом количественной составляющей, например, норма дивиденда может быть высокой, однако в денежном выражении значение данного показателя может оказаться незначительным.

Проведение финансового анализа является достаточно трудоемкой процедурой, требующей обработки огромного количества данных, поэтому провести качественный финансовый анализ без использования современных программных средств невозможно.[14, c. 50]

В настоящее время все крупные предприятия обладают хорошо развитой системой оперативного учета и планирования показателей деятельности (учет производства и реализации продукции, кадров, планирования запасов и т.д.). Как правило, такие системы реализованы с использованием одной из современных технологии "клиент-сервер". Таким образом, в любой момент по запросу заинтересованных пользователей может быть получен набор отчетов, содержащих сведения, необходимых для проведения финансового анализа.

Дальнейшая обработка полученных результатов производится одним из следующих способов:

- используются специализированные программные продукты, позволяющие рассчитывать показатели финансовой деятельности, применять стандартизированные методики оценки текущего финансового состояния; некоторые из таких систем анализа позволяют прогнозировать показатели будущих периодов, моделировать различные сценарии развития предприятия;

- в качестве средства анализа показателей используются статистические пакеты или электронные таблицы (Microsoft Excel), имеющие в своем составе большой набор функций обработки и средств анализа и представления анализируемых показателей (например, в виде графиков);

- анализ производится специалистами "вручную" с применением аналитических методов расчета (при этом средства вычислительной техники используются только для сложных вычислений в качестве "калькулятора").

Два последних способа характеризуются высокой трудоемкостью, связанной с обработкой большого количества данных, полученных из оперативных отчетов, и требуют для обработки, анализа и принятия решения длительного периода времени. Очевидно, что трудоемкость и время анализа увеличивается с ростом количества анализируемых показателей.

Кроме этого, при использовании перечисленных способов анализа возникает ряд проблем:

1. Проблема определения (выбора) системы показателей, наиболее точно и полно характеризующих деятельность предприятия.

2. Проблема интерпретации полученных количественных значений показателей финансового анализа. Одинаковое значение показателя для разных предприятий не всегда свидетельствует об одинаковом (схожем) финансовом состоянии этих предприятий. Кроме этого, само по себе полученное значение вряд ли может свидетельствовать о том или ином изменении финансового состояния: имеет смысл сравнивать аналогичные показатели за разный период времени и на основании сравнения делать вывод об улучшении или ухудшении финансового состояния.

3. Проблема определения значимости показателей. Значимость (весомость) показателей является важным фактором при проведении комплексной оценки деятельности предприятия (например, при вычислении комплексных показателей, рейтинговой оценки и т.д.).

4. Проблема определения "эталонного" предприятия, т.е. такого, которое имеет некоторые усредненные показатели финансового состояния, в результате сравнения с которыми, можно сделать вывод о текущем финансовом состоянии анализируемого предприятия.

В настоящее время эти проблемы частично решаются за счет привлечения экспертов, имеющих опыт проведения финансового анализа в определенной отрасли. Однако при этом возникает фактор субъективности экспертной оценки. Кроме того, даже участие эксперта не может решить некоторых проблем. Также часто экспертами не учитываются или не обнаруживаются зависимости между показателями, характеризующими некоторые аспекты деятельности предприятия. Между ними, как правило, отсутствует функциональная зависимость, однако нередко изменение одного показателя приводит к изменению одного или нескольких других. Обнаружение таких зависимостей позволило бы более точно проводить анализ, а также учитывать такие взаимосвязи при прогнозировании и моделировании будущей деятельности.

Процесс проведения анализа финансового состояния предприятия, как и любой другой сложный процесс, должен иметь свою технологию - последовательность шагов, направленных на выявление причин ухудшения состояния предприятия и рычагов его оптимизации.

Проблемы и затруднения, возникающие в финансовом состоянии организации, в конечном итоге имеют три основных проявления. Их можно сформулировать как

1. Дефицит денежных средств; низкая платежеспособность

Экономическая суть проблемы состоит в том, что у компании в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для своевременного погашения обязательств.

Индикаторами низкой платежеспособности являются неудовлетворительные показатели ликвидности, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом и кредитующими организациями.

2. Недостаточная отдача на вложенный в предприятие капитал (недостаточное удовлетворение интересов собственника; низкая рентабельность)

На практике это означает, что собственник получает доходы, неадекватно малые своим вложениям. Возможные последствия такой ситуации - негативная оценка работы менеджмента организации, выход собственника из компании.

О недостаточной отдаче на вложенный в предприятие капитал свидетельствуют низкие показатели рентабельности. При этом наибольший интерес проявляется к рентабельности собственного капитала как индикатору удовлетворения интересов собственников организации.

3. Низкая финансовая устойчивость

На практике низкая финансовая устойчивость означает возможные проблемы в погашении обязательств в будущем, иными словами - зависимостью компании от кредиторов, потерей самостоятельности.

О недостаточной финансовой устойчивости, то есть риске срывов платежей в будущем и зависимости финансового положения компании от внешних источников финансирования, свидетельствуют снижение показателя автономии ниже оптимального, отрицательная величина собственного капитала компании. Также индикатором недостаточного уровня финансирования текущей деятельности компании за счет собственных средств является снижение чистого оборотного капитала ниже оптимальной его величины и, тем более, отрицательная величина чистого оборотного капитала. [14, c. 75]

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «АВТОСЕРВИС»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «Автосервис»

Организационная структура. Организационная структура управления определяет необходимое количество управленческого персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления; устанавливает состав подразделений аппарата управления; регламентирует административные, функциональные и информационные взаимоотношения между работниками аппарата управления и подразделениями; устанавливает права и обязанности и ответственность работников управления; определяет требования к профессиональному уровню работников и т.п.

Анализируемое предприятие занимается розничной торговлей непродовольственными товарами, основную долю в которых занимают автомобильные запчасти. ООО «Автосервис» создано в 2000 году частными лицами в р.п.Тальменка, Алтайского края (по адресу ул. Тополей 83). Уставный капитал создан за счет взносов учредителей и составляет 30 тыс. руб. Численность работающих на предприятии на 31 декабря 2008 года составляет 108 человек. Запасы товаров хранятся на арендованных площадях.

Реализация товаров осуществляется потребителям города Барнаула и Алтайского края. Для финансирования своей деятельности ООО «Автосервис» пользуется заемными средствами в виде кредитов. Анализ состава и структуры средств ООО «Автосервис» и их источников за 2006–2008 года по данным Приложений показал: на 31 декабря 2008 года общая стоимость имущества предприятия составила 44 321 тыс. руб.

Рис. 1 Схема организационной структуры управления ООО «Автосервис»

Предприятия ООО «Автосервис имеет линейную организационную структуру управления.

Линейная организационная структура управления - это наиболее распространенный тип иерархической (бюрократической) структуры.

Преимущества линейной структуры управления:

+ четкая система взаимных связей функций и подразделений;

+ четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

+ ясно выраженная ответственность;

+ быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

+ согласованность действий исполнителей;

+ оперативность в принятии решений;

+ простота организационных форм и четкость взаимосвязей;

+ минимальные издержки производства и минимальная себестоимость выпускаемой продукции;

Недостатки линейной структуры управления:

- отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования;

- в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;

- тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

- малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

- критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом – разные;

- тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

- большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

- перегрузка управленцев верхнего уровня.

Экономическая характеристика предприятия ООО «Автосервис».

Для экономической характеристики предприятия используются общие экономические показатели за исследуемый период (2006-2008 г.), приведённые в таблице 1.

Таблица 1 Сводная таблица общих экономических показателей предприятия ООО «Автосервис»

показатели на начало периода на конец периода отклонения
1. Выручка 248155 319250 71095
2. Себестоимость 238189 304822 66633
3. Прибыль от продаж 4048 3441 -607
4. Чистая прибыль 1487 805 -682
5. Рентабельность 6родаж 8,98% 12,44% 3,46%
6. Рентабельность основной деятельности предприятия 5,61% 8,09% 2,48%
7. Общая рентабельность 8,73% 12,66% 3,93%
8. Рентабельность капитала 5,61% 8,09% 2,48%
9. Рентабельность основного капитала 20,22% 23,09% 2,87%
10. Рентабельность оборотного капитала 24,52% 24,84% 0,32%
11. Рентабельность собственного капитала 15,08% 19,01% 3,93%

Вывод: рентабельность капитала, основного, собственного повысилась. Следовательно, предприятие эффективно использует собственный капитал. Вместе с тем наблюдается повышение рентабельности по основной деятельности, по рентабельности продаж, обороту и общей рентабельности, что свидетельствует о хорошей деятельности трудового коллектива.

2.2 Анализ состава и структуры средств предприятия и их источников по данным баланса

Удельный вес постоянных активов в общей стоимости имущества к концу рассматриваемого периода составил 3,5%, что в абсолютном выражении составляет 1 561 тыс. руб. Соотношение внеоборотных и оборотных активов представлено на диаграмме (рис. 2):

Рис. 2 Соотношение внеоборотных и оборотных активов

Основными составляющими постоянных активов на конец анализируемого периода являются основные средства (100% или 1 561 тыс. руб.). В течение рассматриваемого периода доля основных средств увеличилась на 9,3%.

На конец 2006 года текущие активы составляли 98,0% общей суммы имущества предприятия (19 743 тыс. руб. в абсолютном выражении). Говоря о структуре активов предприятия, отмечу, что большой удельный вес текущих активов обеспечивает маневренность предприятия. Это положительный фактор.

При этом, за рассматриваемый период доля оборотных средств в составе активов из года в год значительно не снижалась и к концу рассматриваемого периода достигла величины 96,5% (42 960 тыс. руб. в абсолютном выражении).

На протяжении всего анализируемого периода основными составляющими текущих активов предприятия являлись товары для продажи и дебиторская задолженность (счета к получению). На 31.12.2007 доля указанных статей оборотных активов составила соответственно 60,43% и 35,29% (25 938 тыс. руб. и 15 091 тыс. руб. в абсолютном выражении).

Увеличение удельного веса товаров для перепродажи наблюдается на протяжении всего рассматриваемого периода. Данный показатель варьируется от 36,20% до 60,43% от общей величины текущих активов.

Анализ структуры текущих активов дает основание предположить, что в течение исследуемого периода товары отгружалась платежеспособным клиентам. Данный вывод основан на сравнении динамики изменения дебиторской задолженности. Этот показатель изменился в сторону уменьшения с 56,18% до 35,29% от общей величины текущих активов. Это положительный фактор.

На протяжении всего исследуемого периода уменьшается объем денежных средств на 2,48% от общей суммы текущих активов. За рассматриваемый период величина денежных средств уменьшилась в 12,39 раз (на 467 тыс. руб. абсолютном выражении). Данный факт может отрицательно отразиться на таком показателе, как абсолютная ликвидность предприятия.

Что касается структуры денежных средств ООО «Автосервис», то основной объем финансовых ресурсов предприятия сосредоточен на расчетном счете.

Анализируя актив в целом, нужно отметить:

- за период с 31.12.2006 по 31.12.2008 года происходит перераспределение между разделами актива «Внеоборотные активы», «Оборотные активы». Доля внеоборотных активов увеличивается с 2,0% до 3,5% , оборотных активов уменьшается с 98,0% до 96,5%. Не смотря на данную тенденцию изменения активов предприятия, в целом, большой удельный вес оборотных активов обеспечивает маневренность и мобильность средств предприятия. Объем оборотных активов в абсолютном выражении составляют в основном товары и дебиторская задолженность.

Определённым фактором констатирующим положительную деятельность предприятия является динамика изменения чистых активов. Так за анализируемый период величина чистых активов увеличилась в 1,71 раза. Однако чистые активы в процентном отношении к валюте баланса уменьшились с 11,47 % до 8,93%.

к положительным факторам следует отнести значительное увеличение чистого оборотного капитала в 1,25 раза.

Таким образом, анализ актива и его тенденций изменения показывают, что предприятие продолжает заметно развиваться с наращиванием темпов.

В течение анализируемого периода ООО «Автосервис» не привлекало долгосрочные источники финансирования. Таким образом, инвестированный капитал сформирован за счет собственных средств. Собственный капитал состоит из уставного капитала и накопленного капитала.

Структура собственного капитала предприятия на протяжении анализируемого периода оставалась неизменной: основной составляющей собственных источников финансирования являлся накопленный капитал. В анализируемом периоде произошло уменьшение доли уставного капитала в структуре баланса с 11,47% до 8,93%. Однако абсолютная величина собственного капитала увеличилась на 1 649 тыс. рублей. Накопленный капитал характеризует результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Его увеличение говорит о том, что предприятие «зарабатывает больше, чем тратит», то есть растет стоимость бизнеса и инвестиционная привлекательность организации. Доля собственных средств в структуре баланса остается достаточно низкой (на 31.12.2008 – 8,93%). Такой низкий уровень собственных средств является негативным фактором и свидетельствует о снижении финансовой устойчивости организации.

На 31.12.2008 года основными статьями текущих пассивов, иными словами, основными источниками финансирования текущей производственной деятельности являлись банковские кредиты (38,95% или 15 722тыс. руб.) и задолженность поставщикам (счета к оплате) – 29,04% или 11 790 тыс. руб.

Финансовое положение предприятия на протяжении всего анализируемого периода характеризуется преобладанием доли кредиторской задолженности над дебиторской в структуре активов предприятия. Фактически это означает, что кредит (отсрочка платежей), предоставляемый предприятием покупателю меньше кредита, получаемого предприятием от поставщиков. В данной ситуации предприятие выигрывает в свободных денежных средствах.

Удельный вес задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и персоналом в общей сумме текущих пассивов на 31.12.2008 составлял 0,08 %, 0,05%, 0,12% соответственно. Доли данных статей в сумме текущих пассивов предприятия на протяжении анализируемого периода изменялись по-разному.

Выводы из анализа пассива в целом:

Þдоля источников собственных средств в общих источниках средств, практически не изменяется. Так на 31.12.2006 года она равна 11,47% , на 31.12.2008 года - 8,93% и является ещё достаточно невысокой.

Þдоля заемных средств в общих источниках средств уменьшается. Она изменяется в основном за счет уменьшения доли долга поставщикам и уменьшения доли долгов по кредитным соглашениям.

Соотношение собственного и заемного капитала представлено на диаграмме (рис. 3):


Рис. 3 Соотношение собственного и заемного капитала

Интегрированной оценкой состояния является динамика изменения чистых оборотных активов и чистого оборотного капитала, свидетельствующая об улучшении положения предприятия за рассматриваемый период.

Методика расчета ЧОА определена приказом Минфина РФ от 29.01.2004г. № 10. Расчет производится на основании данных статей Формы №1 «Бухгалтерский баланс»:

ЧОА = строки 110 + 120 + 130 + 135 + 140 + 150 + 210 + 220 + 230 + 240 + 250 + 260 + 270 – 450 – 510 – 520 – 610 – 620 – 630 – 660

За анализируемый период величина чистых активов увеличилась с 2 311 тыс. руб. до 3 958 тыс. руб. Это говорит о повышении устойчивости развития ООО «Автосервис». Предприятие стабильно имеет возможность полностью покрывать возникшие краткосрочные обязательства за счет собственных оборотных средств. Главными источниками пополнения собственных оборотных средств являются дебиторская задолженность (счета к получению – 35,29% в структуре текущих активов на конец анализируемого периода) и товары для перепродажи (60,43% в структуре текущих активов на конец анализируемого периода).

Наличие и увеличение чистого оборотного капитала (ЧОК) является главным условием ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.(формула 1)

На протяжении анализируемого периода наблюдается стабильное увеличение чистого оборотного капитала - с 1 913 тыс. руб. на 31.12.2006 до 2 398 тыс. руб. на 31.12.2008. Данный результат вызван, в основном, хорошей деятельностью предприятия.

Увеличение величины чистого оборотного капитала на протяжении исследуемого периода свидетельствует о повышении финансовой устойчивости предприятия. Это обусловлено тем, что в структуре оборотных средств наибольший удельный вес имеют активы, являющиеся для данного предприятия высоколиквидными.

2.3 Анализ состава и структуры оборотных активов по степени риска

Оборотные активы – одна из основных экономических категорий. Нет необходимости доказывать их важность для любого предприятия. Но состав текущих активов неоднороден. Для того, чтобы реально оценить их качество, целесообразно сгруппировать оборотные активы по категориям риска, то есть по скорости превращения их в денежные средства.

Таблица 2 Динамика состояния текущих активов и их классификация по степени риска.

Состав текущих активов Группа Риска Остатки по балансу (тыс. руб.) Удельный вес в составе текущих активов

Темпы Роста (снижения)

конец года / начало года

31.12. 2006 31.12. 2007 31.12.2008 31.12.2006 31.12.2007 31.12.2008
Денежные средства и краткосрочные фин. вложения Минимальная 1504 1603 1797 0,0761 0,0661 0,042 55%
Дебиторская задолженность Малая 11092 11736 15091 0,5618 0,4839 0,3529 63%
Товары для перепродажи 7146 10881 25839 0,362 0,4486 0,6043 63%
Итого: 19742 24220 42727 0,9999 0,9986 0,9992 100%
Издержки на реализованные товары Средняя 0 0 31 0 0 0,0007 0,07%
Произв. запасы 1 34 2 0,0001 0,0014 0,0001 0%
Итого: 1 34 33 0,0001 0,0014 0,008 80%
Всего оборотные активы 19743 24254 42760 1 1 1 217%

Из таблицы видно, что особенность исследуемого предприятия – отсутствие оборотных активов с высокой степенью риска и ничтожно малая доля со средней степенью риска. Это не что иное, как результат заинтересованности руководства и собственников в одном лице в результатах деятельности организации.

Относящиеся к группе текущих активов с высокой степенью риска сомнительная дебиторская задолженность, неликвиды, которые, вероятны на предприятиях розничной торговли, в ООО «Автосервис» отсутствуют.

Основной частью оборотных активов, в основном за счет наличия товаров для перепродажи, являются текущие активы с малой степенью риска, что объясняется видом деятельности предприятия. К концу 2008 года по этой группе наблюдается небольшая тенденция к снижению на 0,08 % (с 0,9999 в общей сумме текущих активов на начало периода до 0,9992 - на конец периода).

Это снижение можно не расценивать как отрицательное, тем более, что составляющие среднюю группу риска активы не изменились.

Можно оценить положительно снижение к концу года денежных средств. Во-первых, их доля в общей сумме текущих активов составляет на конец периода около 0,09%. Можно сделать вывод, что разумно использовались высвобожденные денежные средства на приобретение товаров для перепродажи, чтобы добиться большего эффекта от их использования.

Итогом произведенных исследований может быть вывод о некотором увеличении маневренности и ликвидности, в основном за счет увеличения текущих активов с минимальной и малой степенью риска.

Организации необходимо лишь приложить все усилия для поддержания такого же товарного ассортимента и, соответственно, уровня товарооборота.

2.4 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Сравнение проводится на основании абсолютных величин и периодов оборота указанных элементов с использованием данных Агрегированного Баланса.

Таблица 3 Динамика состояния расчетов с дебиторами и кредиторами. Расчетный баланс.

Дебиторская задолженность На31.12.06 На31.12.08 Отклонения Кредиторская задолженность На31.12.06 На31.12.08 Отклонения
В тыс. руб. В тыс. руб.
1 2 3 4 6 7 8 9
1. Счета к получению 10092 15091 +3999 1.Счета к оплате 5927 11719 +5792
2.По оплате труда 36 49 +13
3.По социальному страхованию и обеспечению 9 22 +13
4.Задолж-сть перед бюджетом 35 33 -2
Итого: 11092 15091 +3999 Итого: 6007 11823 +5816
ПассивноеСальдо -:- -:- АктивноеСальдо 5085 3268
БАЛАНС: 11092 15091 БАЛАНС: 11092 15091

В результате расчетов, мы видим, что у предприятия и на начало и на конец исследуемого периода активное сальдо дебиторской и кредиторской задолженности очень велико.

Увеличение дебиторской задолженности к концу года произошло за счет роста задолженности покупателей и заказчиков. Положение всех дебиторов ООО «Автосервис» вполне благонадежное, поэтому в своевременной оплате долгов в течение двенадцати месяцев можно не сомневаться.

Кредиторская задолженность также возросла с 5 927 тыс. руб. на 31.12.2006 до 11 719 тыс. руб. к 31.12.2008, что в абсолютном значении составило 5 792 тыс. руб. Однако, доля задолженности перед поставщиками в общей сумме кредиторской задолженности уменьшилась на 4,2%. Пассивное сальдо баланса расчетов с дебиторами и кредиторами обычно характерно для предприятий торговли, так как средства поступают от дебиторов – покупателей, задолженность которых – желание и возможность приобрести товары – не может быть отражена в бухгалтерском учете и отчетности. В данном случае пассивного сальдо нет.

Наблюдается тенденция увеличения использования заемных средств. Краткосрочные кредиты выросли с 9 447 тыс. руб. на 31.12.2006 до 15 722 тыс. руб. на 31.12.2008, что в абсолютном значении составило 6 275 тыс. рублей.

Увеличились прочие краткосрочные обязательства с 2 376 тыс. руб. на 31.12.2006 до 12 817 тыс. руб. на 31.12.2008, что в абсолютном значении составило 10 441 тыс. руб.

Такой сдвиг нельзя оценить однозначно, так как с одной стороны, акцент делается на своевременные расчеты в пользу основного вида деятельности (расчеты с кредиторами – поставщиками), с другой стороны, ухудшается финансовый результат деятельности предприятия, так как значительные денежные средства отвлекаются на выплату процентов по долговым обязательствам.

Для более точной характеристики состояния дебиторской и кредиторской задолженности в течение года целесообразно рассчитать показатели их оборачиваемости и сопоставить их темпы роста/снижения с темпом снижения валюты баланса.

Таблица 4 Динамика показателей оборачиваемости дебиторской и креди-торской задолженности

Показатель

Расчетная

Формула

Дебиторская

Задолженность

Кредиторская

Задолженность

2006 год 2008 год 2006 год 2008 год
1.Коэффициентоборачиваемости Выручка (нетто) / Средняя. величина задолженности 248155/8480= 29 полных оборотов 319250/10479= 31полных оборота 248155/5057=49 полныхоборотов 319250/7953=40 полных оборотов
2.Средний срокоборота Количество дней периода / Коэффициент оборачиваемости

360/29=

12 дней

360/31=

11 дней

360/49=

7 дней

360/40=

9 дней

Средняя величина задолженности

Расчет средневзвешенной величины (11092+11736 /2)/2 = 8480 тыс. руб. (11736/2+ 15091)/2 = 10479 тыс. руб. (5927+8373/2)/2 = 5057 тыс. руб. (8373/2+ 11719)/2 = 7953 тыс. руб.

Таблица 5 Анализ изменения дебиторской и кредиторской задолженности по сравнению с изменением валюты баланса

Показатель Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность Валюта баланса
2008 к 2006 году 2008 к 2006 году 2008 к 2006 году
Темп роста (снижения)

10479/8480*100%

=123,57%

7935/5057*100%

=156,91%

44321/20140*100%

=220%

Оборачиваемость дебиторской задолженности незначительно ускорилась. Причем относительно дебиторской задолженности это произошло на фоне увеличения ее суммы на протяжении 2008 года и среднегодового остатка по сравнению с 2006 годом. Сумма кредиторской задолженности, также, увеличилась, что дало и увеличение среднегодового остатка в 2008 году по сравнению с 2006 годом на 2 896 тыс. руб.

Таким образом, незначительное увеличение оборачиваемости дебиторской и снижение оборачиваемости кредиторской задолженности можно в большей степени связать со значительным ростом объема реализации в 2008 году по сравнению с 2006 годом на 71 095 тыс. рублей.

Наиболее полно оценить влияние на изменение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности таких факторов, как увеличение объема реализации в 2008 году по сравнению с 2006 годом, а также изменения среднегодовых сумм дебиторской и кредиторской задолженности, можно посредством проведения факторного анализа оборачиваемости указанных показателей.

Таблица 6 Факторный анализ изменения оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности

Показатели 2006 год 2008 год Отклонения
Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность
1.Выручка-нетто(тыс. руб.) 248155 319250 + 71095
2.Средне-годовая сумма задолженности (руб.) 8480 5057 10479 7953 +1999 +2896
3.К-т оборачиваемости (оборотов) 29 49 31 40 +12 -9
4.Средний срок оборота (дней) 12 7 11 9 -1 +2

1. Влияние изменения объема реализации на оборачиваемость дебиторской задолженности. 319250 / 8480 –29 = +9 (оборотов)

За счет увеличения объема реализации количество оборотов в год по дебиторской задолженности увеличилось на 9 оборотов.

Влияние изменения среднегодовой суммы дебиторской задолженности.

31 – 29 = + 2 (оборота)

Увеличение дебиторской задолженности не повлияло отрицательно на ее оборачиваемость, в результате количество оборотов увеличилось на 2

Общее положительное влияние роста объема реализации, не смотря на увеличение средне годовой суммы дебиторской задолженности в 2008 году, ускорило оборачиваемость на: +9 + 2 = + 11 (оборотов)

В связи с уменьшением коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности из оборота отвлечено: 319250 / 360 х (-1) = - 887 (тыс. рублей)

В связи с увеличением коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности, в оборот вовлечены средства в сумме:

319250 / 360 х 2 = 1774 (тыс. рублей).

В итоге в оборот дополнительно вовлечено средств:

1774 - 887 = 887 (тыс. рублей).

Оборачиваемость кредиторской задолженности также изменилась под влиянием увеличения объема реализации.

1. Влияние изменения объема реализации на оборачиваемость кредиторской задолженности. 319250 / 5057 – 49 = +14 (оборотов)

За счет увеличения объемов реализации количество оборотов в год по кредиторской задолженности увеличилось на 14 оборотов.

2. Влияние изменения среднегодовой суммы кредиторской задолженности. 40 – 49 = - 9 (оборотов).

Увеличение кредиторской задолженности снизило ее оборачиваемость, в результате количество оборотов уменьшилось на 9.

3. Общим результатом положительного влияния роста объема реализации и негативного влияния увеличения среднегодовой суммы кредиторской задолженности в 2008 году явилось ускорение оборачиваемости на:

14 – 9 = 5 (оборотов).

Таким образом, можно еще раз обратить внимание на то, что увеличение объема реализации положительно повлияло на оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности.

При рассмотрении результатов сравнительного анализа темпов увеличения дебиторской задолженности, кредиторской задолженности и валюты баланса можно сказать следующее: рост валюты баланса значительно опережает рост сумм дебиторской и кредиторской задолженностей.

Это характеризует ООО «Автосервис» как ответственного плательщика по своим долгам. Руководство предприятия не захотело рисковать своей деловой репутацией, так как большая часть кредиторской задолженности – бесплатный коммерческий кредит, поэтому идти на риск его неполучения в дальнейшем было бы просто неразумно. Нельзя, однако, забывать об истребовании собственных средств у дебиторов.

Вывод: предприятие продолжает заметно развиваться с наращиванием темпов, динамика изменения чистых оборотных активов и чистого оборотного капитала, свидетельствующая об улучшении положения предприятия за рассматриваемый период. Увеличение величины чистого оборотного капитала на протяжении исследуемого периода свидетельствует о повышении финансовой устойчивости предприятия. Отсутствуют оборотные активы с высокой степенью риска и ничтожно мала доля со средней степенью риска. Итогом произведенных исследований может быть вывод о некотором увеличении маневренности и ликвидности, в основном за счет увеличения текущих активов с минимальной и малой степенью риска.

В целом, положение у предприятия вполне благополучное дальнейшем следует не снижать товарооборот, а, наоборот, дальше повышать.

2.5 Анализ ликвидности баланса, платежеспособности предприятия

По мнению многих аналитиков и аудиторов, предприятие можно признать ликвидным при выполнении следующих двух условий. Во-первых, если значение коэффициента общей ликвидности превышает 1, во-вторых, наименее ликвидная часть текущих активов покрыта за счет собственных и приравненных к ним долгосрочных источников финансирования.[6, c. 55]

Первому условию состояние ООО «Автосервис» удовлетворяет на протяжении всего исследуемого периода (Приложение 3). Для оценки второго условия используется коэффициент промежуточной ликвидности. (формула 4)

Коэффициент промежуточной (срочной) ликвидности характеризует способность предприятия выполнять текущие обязательства за счет более ликвидной части текущих активов. При расчете показателя промежуточной ликвидности просроченная дебиторская задолженность и неликвидная доля готовой продукции учитываться не должны.[9, c. 80]. ООО «Автосервис» не имеет данных пассивов.

В течение анализируемого периода коэффициент промежуточной ликвидности предприятия ООО «Автосервис» больше единицы.

Анализ обозначенных выше условий показал, что ликвидность предприятия является достаточной.

Неблагополучно обстоят дела с абсолютной ликвидностью, характеризующей возможность предприятия выполнять текущие обязательства за счет свободных денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

Судя по значениям коэффициента абсолютной ликвидности (формула 5) (на 31.12.2008 его величина составила 0,045), предприятие испытывало недостаток свободных денежных средств для финансирования текущей производственной деятельности.

В целом, предприятие ООО «Автосервис» характеризуется низким уровнем ликвидности. С экономической точки зрения это означает, что в случае срывов (даже незначительных) в оплате за товары у предприятия могут возникнуть серьезные проблемы погашения задолженности поставщикам. Более того, наблюдается отрицательная динамика изменения показателей ликвидности, которая свидетельствует о постепенном снижении платежеспособности предприятия.

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:

Þкоэффициент текущей ликвидности;

Þкоэффициент обеспеченности собственными средствами;

Þкоэффициент восстановления платежеспособности;

Þкоэффициент утраты платежеспособности.

В период 31.12.2006 - 31.12.2008 значения коэффициента обеспеченности собственными средствами предприятия ООО «Автосервис» были ниже требуемого уровня (0,097 на 2006; 0,056 на 31.12.2008 г.).

Основанием для признания баланса предприятия неудовлетворительным, а предприятия неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

Þкоэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

Þкоэффициент обеспеченности собственными средствами (формула 6) на конец отчетного периода имеет значение менее 0.1.[8, c. 64]

Таким образом, необходимо признать структуру баланса ООО «Автосервис» неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным.

В течение анализируемого периода коэффициент текущей ликвидности (формула3) ООО «Автосервис» ниже нормативного и имеет тенденцию к снижению: 1,137 на 31.01.2007г. и 1,059 на 31.12.2008г. (Приложение 3).

Коэффициенты, свидетельствующие о неудовлетворительной структуре баланса сгруппированы в таблице 7.

Таблица 7 Показатели признания структуры баланса неудовлетворительной

Наименование позиций Норма Отчетные даты
31.12.06 31.12.07 31.12.08
Коэф-т текущей ликвидности 2 1,107 1,137 1,059

Коэф-т обеспеченности собственными

средствами

0,1 0,097 0,12 0,056
Коэф-т утраты платежеспособности 1 0,572 0,520

Все показатели ниже нормативов, что усиливает тенденцию к ухудшению создавшегося в ООО «Автосервис» положения (Приложение 3).

2.6 Анализ оборачиваемости активов предприятия

Анализ оборачиваемости всех активов ООО «Автосервис» (Приложение 4) показал снижение эффективности использования имущества предприятия: в основном, в части постоянных и текущих активов. В течение всего рассматриваемого срока период оборота постоянных активов увеличился с 0,47 до 1,02 дней, что являлось следствием увеличения части основных фондов предприятия.

Анализ оборачиваемости текущих активов показал ухудшение использования средств предприятия на протяжении анализируемого периода.

В течение анализируемого периода кратность оборачиваемости товаров уменьшилась в 19 раз. Полученные значения свидетельствуют, что при сложившемся на 31.12.2008 года уровне объема реализации на складе предприятия ООО «Автосервис» сосредоточен большой запас товаров.

Увеличение объема запасов товаров связано с тем, что для пополнения оборотных средств ООО «Автосервис» активно использует заемные источники в виде банковских краткосрочных кредитов. ООО «Автосервис» вынуждено держать определенный запас товаров на складах, что увеличивает срок связывания денежных средств и, в конечном итоге, ухудшает положение ООО «Автосервис».

Оборачиваемость выставленных счетов (период отсрочки платежей покупателей) в анализируемом периоде несколько увеличился с 29,3 до 30,5. ООО «Автосервис» сокращает отсрочку платежей для своих покупателей – дебиторов, что сокращает период оборота и увеличивает кратность оборачиваемости дебиторской задолженности. Это положительный фактор, характеризующий правильную стратегию продаж.

Cумма периодов оборота отдельных составляющих текущих активов за исключением денежных средств составляет "затратный цикл". Чем больше "затратный цикл", тем меньше скорость оборота текущих активов, и тем больше средств требуется предприятию для финансирования текущей производственной деятельности предприятия.[7,c.69]. В рамках рассматриваемого периода период оборота всех активов предприятия увеличился с 23,59 до 31,97 дней. Данный факт свидетельствует о снижении эффективности использования оборотных средств предприятия.

За рассматриваемый период снизилась оборачиваемость предъявленных счетов с 49,07 до 40,14 дней. Это положительный фактор.

Превышение периода оборота предъявленных счетов над периодом оборота выставленных счетов свидетельствует о том, что предприятие имеет выгодные для своего финансового положения взаимоотношения с поставщиками и покупателями.

Выгода ситуаций состоит в том, что отсрочка оплаты счетов, получаемая от поставщиков, превышает отсрочку, предоставляемую покупателем. При этом предприятие получает выигрыш в свободных денежных средствах.

ООО «Автосервис» в конце 2008 года имеет кратность оплаты предъявленных счетов покупателям 30,5, а кратность оплаты предъявленных счетов 40,14 (в 1,3 раза меньше). Следовательно, предприятие не имеет проигрыша во времени, а, значит, и возможности использовать свободные денежные средства. Эта ситуация складывалась на протяжении всего рассматриваемого периода.

Сумма периодов оборота составляющих текущих пассивов носит название "кредитный" цикл. На протяжении исследуемого периода "кредитный" цикл ООО «Автосервис» уменьшился с 197,93 до 86,49 дней.

Разница между "затратным" и "кредитным" циклом носит название "чистый" цикл.[7,c.72]. Данный показатель характеризует организацию финансирования производственного процесса. За период 2006 – 2008 года величина "чистого цикла" предприятия увеличилась в 26 689,4 раз. Данный факт говорит о тенденции значительного увеличения потребности предприятия в финансировании со стороны внешних, по отношению к производственному процессу источников (в данном случае это кредиты). Причиной данных изменений является значительный темп увеличения «затратного» цикла, уменьшения «кредитного» цикла.

Оптимизация финансирования текущей производственной деятельности предприятия должна происходить в первую очередь за счет увеличения оборачиваемости текущих активов. Наиболее эффективными путями решения данной задачи являются сокращение объемов запасов товаров и сокращение дебиторской задолженности.

2.7 Обобщающий анализ финансовой устойчивости предприятия

Интегральным показателем, характеризующим финансовую устойчивость организации, является коэффициент автономии.(формула 9)

Для финансово устойчивого предприятия коэффициент автономии должен быть больше 0,5. Динамика изменения этого коэффициента, рассчитанного для ООО «Автосервис», не стабильна с 0,139 до 0,089. На