Реферат: Коммерческий кредит 2

Название: Коммерческий кредит 2
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Содержание

Введение………………………………………………………………3

1.История становления центральных банков……………………….5

2. Рынок ценных бумаг……………………………………………. 10

3.Центральный банк – основной регулятор экономики ………..…20

Заключение……………………………………………………….…. 26

Практическое задание………………………………………………..28

Список использованной литературы………………..………………29

Введение.

Рынок ценных бумаг в России существовал с того момента, как натуральное хозяйство уступило место товарно-денежным отношениям. Продажа товаров в кредит и рассрочку породила такое проявление ценных бумаг, как долговая расписка, позже называемая вексель. Векселя скупались и продавались.

Переход нашей страны к рыночной экономике определил собой начало нового этапа в развитии рынка ценных бумаг. Условно все реформы можно разделить на три этапа:

На первом этапе, а он проходил с 1990-1992 год, происходило создание предпосылок для развития фондового рынка: образование фондовых бирж и рынка акций коммерческих банков, товарных и фондовых бирж. Началось формирование законодательной базы российского рынка ценных бумаг.

На втором этапе, это с 1993 – первая половина 1994 года фондовый рынок существовал в форме приватизационных чеков. Это было начало, расцвет и закрытие рынка приватизационных чеков, которые были выпущены государством в большом количестве и выдавались гражданам Российской федерации бесплатно. А люди обменивали приватизационные чеки на акции приватизируемых предприятий или продавали на биржевом и внебиржевом рынке. Надо отметить что на этом этапе было слабо развита нормативная база по ценным бумагам, что привело к появлению финансовых пирамид.

На третьем этапе, со второй половины 1994 и до сегодняшних дней. Начался складываться новый фондовый рынок, на котором торговля ведется уже акциями существующих российских акционерных обществ. Происходит формирование основной нормативной базы, создаются органы по регулированию рынка ценных бумаг (ФКЦБ), принимаются основополагающие законы («О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах»).

Актуальность, цели и задачи настоящей контрольной работы будут определены следующими теоретическими положениями. В самом названии Центрального банка, как мне кажется, отражается роль банка в кредитной системе страны. Для успешного функционирования государства Центральный банк служит осью, центром кредитной системы, он становится важным инструментом регулирования экономики.

Исходя из этого, целью настоящей работы является исследование операций центральных банков на рынке ценных бумаг.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить историю становления центральных банков;

2. описать рынок ценных бумаг;

3. рассмотреть Центральный банк, как основной регулятор экономики . Методологической и технической основой для написания данной работы послужили: Федеральные Законы, Постановления Правительства РФ и инструктивные материалы по изучаемым вопросам; учебная литература и труды отечественных и зарубежных ученых.

1.История становления центральных банков

Возникновение Центральных банков исторически связано с Централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными.

На ранних стадиях развития банковского дела строгого размежевания между коммерческими и эмиссионными банками не было – законодательство не запрещало коммерческим банкам самостоятельно выпускать банкноты. В XVIII в. и в начале XIX в. коммерческие банки обычно пользовались эмиссией банкнот для увеличения ресурсов, роста пассивов. С середины XIX в. происходило все большее разграничение функций коммерческих и эмиссионных банков. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало подвергать ее жесткой регламентации; коммерческим банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. Такое право было закреплено исключительно за эмиссионными банками.

Так сложилась двухуровневая банковская система, состоящая из многочисленных коммерческих банков и одного Центрального эмиссионного банка. В Англии – это Английский банк, во Франции – Французский банк, в США со времени издания федерального акта в 1913 году функционируют двенадцать федеральных резервных банков, входящих в единую Федеральную резервную систему США, в РФ – Центральный Банк России (Банк России).

Исторически существовали два пути образования Центральных банков. Одни из них стали Центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано.

Так, Банк Англии, являющийся одним из старейших банков мира, стал эмиссионным центром в 1844 г. Он был создан в 1694 г. как первый акционерный коммерческий банк. В условиях острой потребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредиты правительству, за что получил право на эмиссию банкнот, беспрепятственно обменивающихся на металлические деньги. Кроме того, Банку Англии было предоставлено право размещения государственных займов, в результате чего была сформирована система управления государственным долгом через этот Банк. В 1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном порядке получил монопольное право на эмиссию банкнот. Обращавшиеся старые банкноты были заменены новыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом, за исключением 14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т.е. не покрытых золотом банкнот. После Второй мировой войны, в 1946 г. Банк Англии был национализирован. Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено право контроля над банками.

Во Франции процесс образования Центрального банка проходил следующим образом. С начала, во Франции первым банком, учрежденным в 1716 г. шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на ¼ наличными и на ¾ государственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк “пошел с молотка”. В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать Центральный банк Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в 1800 г. был образован Банк Франции как акционерный и частный банк. С 1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчинив себе провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции. После Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.

Вообще в эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации Центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию Центральных банков ускорили экономический кризис 1929 – 1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического регулирования экономики. Так помимо уже рассмотренных банков Англии и Франции в 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г. – Банк Японии и др.

Примерами другого способа образования Центрального банка в мировой практике могут служить образование Бундесбанка в ФРГ(1957г.), Резервного банка Австрии (1960г.), система банков Федерального резерва в США (1913г.),когда банки с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.

Основой банковской системы Германии является Немецкий Федеральный банк (НФБ), выступающий в качестве Центрального банка страны. Он был создан вскоре после второй мировой войны оккупационными властями западных зон в 1948 году. Законом о Немецком Федеральном банке, который был принят Бундестагом 26 июля 1957 г., проведено слияние Берлинского Центрального банка, Центральных банков земель с Банком немецких земель. С очень незначительными изменениями Закон о НФБ действует и в настоящее время. НФБ имеет свои представительства в столицах земель, некоторое число главных филиалов (58) и филиалов (170) по всей территории ФРГ.

В соответствии с Законом НФБ является юридическим лицом публичного права. Его основной капитал принадлежит Федерации. Основной задачей банка считается регулирование денежного обращения и кредита в целях обеспечения устойчивости валюты. НФБ стремится к развитию банковского платежного оборота как в стране, так и с заграницей. Закон предоставляет банку право участвовать в Международном компенсационном банке, а с согласия федерального правительства и в других учреждениях, которые обслуживают межнациональную валютную политику, обеспечивают международный платежный и кредитный оборот.

Категории Центрального банка с его отделениями и филиалами европейского законодательства соответствует в США система банков Федерального резерва. В 1913 году в США был принят Закон о Федеральном резерве. В преамбуле так определялась цель закона: «Создание банков Федерального резерва, обеспечения устойчивой денежной системы, получение средств переучета ценных бумаг, создание более эффективного надзора за банковским делом в Соединенных Штатах». Для этой цели создавалась система Федерального резерва (СФР). Создание СФР началось с создания организационного комитета, наделявшегося широкими полномочиями. Организационный комитет включал трех главных членов: министра финансов, министра сельского хозяйства и контролера денежного обращения.

В начале своей деятельности организационный комитет должен был определить с помощью экспертов и советников и после анализа необходимой информации не менее восьми и не более двенадцати городов Федерального резерва, где размещались бы главные конторы банков Федерального резерва. Такие округа, как указывалось в законе, не должны были обязательно вписываться в границы штатов, но непременно отражать обычный порядок ведения дел.

Со временем законом предусматривается возможность изменения округов Федерального резерва, а также городов, отделений банков Федерального резерва (БФР), контор. Надо заметить, что с самого начала были созданы двенадцать БФР, определены двенадцать городов и округов Федерального резерва. Границы округов менялись, но незначительно, а города остались те же, также в количестве двенадцати.

По приведенному списку можно судить о размерах округов ФР и концентрации банковского капитала. Самые большие по площади округа имеют наибольшее число отделений с целью охвата всей территории: иногда сами отделения могут иметь объем операций, равный по сумме объему операций головной конторы. Наличие большого числа контор (помимо головной) свидетельствует о концентрации банковского капитала.

Банк Федерального резерва представляет собой корпорацию, т.е. юридическое лицо, созданное в форме публичной корпорации (или акционерного общества).

2. Рынок ценных бумаг

Российский рынок ценных бумаг находится в стадии становления, активно формируются его элементы и инфраструктура.

Основная задача, решаемая на рынке ценных бумаг, - обеспечение взаимодействия нуждающихся в заемном капитале и тех, кто может его предоставить, т.е. эмитентов и инвесторов. Решение этой задачи способствует перераспределение ресурсов на наиболее эффективные направления на основе рыночных механизмов.

Основными проблемами развития рынка ценных бумаг в России являются:

· Расширение масштабов рынка за счет увеличения числа видов и массы ценных бумаг, количества эмитентов и инвесторов, возникновения и развития разнообразных сегментов рынка в соответствии с интересами его участников;

· Переход от преобладания первичного размещения ценных бумаг к развитию вторичного рынка при наращивании объемов и доли публичного размещения ценных бумаг по сравнению с частным;

· Развитие профессиональной деятельности, определение организационных форм рынка, формирование системы торговли акциями, облигациями и другими ценными бумагами;

· Создание инфраструктуры фондового рынка, обеспечивающей четкое ведение реестров, депозитарные и расчетно–клиринговые услуги, информационное и правовое обслуживание;

· Налаживание регулирования рынка ценных бумаг на основе взаимодействия государственных органов и организаций профессиональных участников.

Рынок ценных бумаг объединяет часть кредитного рынка (рынок инструментов займа или долговых обязательств) и рынок инструментов собственности, т.е. охватывает операции по выпуску и обращению инструментов займа, инструментов собственности, а также их гибридов и производных.

В экономически развитых странах государственные ценные бумаги играют значительную роль в финансировании государственных расходов, поддержании ликвидности банковской системы, развитии экономики в целом.

Затраты госбюджета, превышающие доходы, можно финанси­ровать и за счет кредита, взятого государством у центрального или коммерческих банков. Однако, как показала мировая практика, кредиты на эти цели используются редко, поскольку требуют от го­сударства больших затрат на оплату высоких процентов, превыша­ющих расходы на эмиссию ценных бумаг. Кроме того, сами банки заинтересованы выдавать краткосрочные кредиты под более высокие проценты. Эмиссия денег для покрытия затрат государственно­го бюджета также нежелательна, поскольку это приводит к расстрой­ству денежного обращения и инфляции.

Таким образом, наиболее приемлемым вариантом финансиро­вания расходов государственного бюджета является выпуск госу­дарственных ценных бумаг. Традиционно с их помощью решаются следующие задачи.

Финансирование текущего дефицита бюджета. Такая необходимость возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами: поступления в бюджет обычно приходятся на определенные даты, а расходы распределяются более равномерно.

Погашение ранее размещенных займов. Потребность в эмиссии государственных ценных бумаг для данной цели возникает и при бездефицитности государственного бюджета.

Сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет (устранение кассовой несбалансированности бюджета).

Обеспечение коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели использовались краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента.

Финансирование собственных программ местных органов и капиталоемких проектов, а также привлечение средств во внебюджетные фонды.

Государственные ценные бумаги, выпускаемые центральным правительством и местными органами власти с целью мобилизации денежных ресурсов, бывают двух типов: рыночные ценные бумаги и нерыночные государственные долговые обязательства.

Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам после их первичного размещения. К ним относятся: казначейские векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) и долгосрочные государственные долговые обя­зательства.

Нерыночные государственные долговые обязательства предназ­начены для размещения главным образом среди населения. Они не могут свободно переходить от одного владельца к другому. Эти цен­ные бумаги являются особенно эффективными в условиях развития рынка ценных бумаг.

Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется с помощью посредников. Среди последних главенствующее положение занимают центральные банки, которые не только организуют работу по размещению новых займов, но и в ряде случаев сами приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняют министерства финансов, а в большинстве стран с развитой экономикой в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг могут выступать коммерческие и инвестиционные банки, банкирские дома. Вместе с тем в ряде государств существуют запреты на участие в качестве посредников коммерческих банков.

Основными способами размещения государственных ценных бумаг являются: аукционы, открытая продажа, индивидуальное размещение.

Аукционная форма первичного размещения ценных бумаг характерна для большинства стран с развитой экономикой. Подобным путем реализуются краткосрочные долговые обязательства, а в отдельных государствах — среднесрочные и долгосрочные.

Потенциальные покупатели заранее подают заявки устроителям аукциона с указанием объема ценных бумаг, которые они хотели бы приобрести с учетом содержащейся в заявке цены. При этом участие в аукционе может быть на конкурентной и неконкурентной основе.

Открытая продажа государственных ценных бумаг производится с помощью посредников (агентов), которыми могут выступать центральный банк или иные кредитно-финансовые институты (в основном инвестиционные банки). Эта процедура продолжается в течение длительного периода (от нескольких недель до нескольких месяцев), условия продажи публикуются заранее.

Американский рынок ценных бумаг, в том числе государствен­ных долговых обязательств, является наиболее развитым в мире. Он выделяется не только по объемам, но и по разнообразию государственных облигаций (рис.1).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством.

Эмитенты:

организации, пользую-щиеся поддержкой правительства

Другие гарантированные правительством ценные бумаги
Облигации федеральных банков жилищного кредита
Облигации системы фермерского кредита
Облигации Азиатского банка развития

Муниципальные облигации.

Эмитент:

Органы власти штатов, муниципалитетов и др.

Краткосрочные казначейские векселя
Долгосрочные облигации
Другие муниципальные ценные бумаги
Специальные налоговые ноты
Муниципальные ноты

Федеральные нерыночные бумаги.

Эмитент:

центральное правительство

Другие федеральные нерыночные бумаги
Облигации пенсионных планов и индивидуальные пенсионные облигации
Сберегательные облигации

Федеральные рыночные бумаги.

Эмитент:

центральное правительство

Среднесрочные ноты

Рис.1. Виды государственных ценных бумаг США

Основным эмитентом государственных долговых обязательств выступает федеральное правительство в лице министерства финан­сов, которое выпускает как рыночные, так и нерыночные ценные бумаги, причем первые преобладают.

К рыночным ценным бумагам в США относятся: краткосроч­ные казначейские векселя, среднесрочные ноты и долгосрочные об­лигации.

Срок обращения краткосрочных казначейских векселей — от нескольких недель до года. Они введены в практику в 1929 г., разме­щаются посредством аукционов, для участия в которых необходи­мо подать заявку в Финансовое управление Министерства финан­сов или отделение банка, являющегося его агентом. Казначейские векселя — беспроцентная ценная бумага, они реализуются со скид­кой по отношению к их номинальной стоимости, а доход образует­ся за счет разницы между ценой погашения и ценой реализации (при­обретения) векселя. При этом прибыль, полученная держателем этого долгового обязательства (от продажи, погашения), облагается на­логом, как и любой другой доход. Казначейские векселя в США давно существуют в безбумаж­ной форме и их приобретение фиксируется в виде бухгалтерских за­писей на счетах.

Среднесрочные ноты. Эти ценные бумаги выпускаются Казна­чейством США на срок от 1 года до 3, а иногда до 4 лет. С 1986 г. новые выпуски нот осуществляются в виде бухгалтерских записей на счетах. Ноты выпускаются в основном ежеквартально, за исклю­чением нот со сроком погашения 2 года, которые продаются за не­делю до окончания каждого месяца (на аукционной основе).

Долгосрочные облигации. Характерной чертой долгосрочных облигаций США является длительный срок их обращения: от 5 до 20—30 лет. Такие облигации называются бонами. В настоящее вре­мя более эффективными считаются десятилетние и тридцатилетние облигации.

Долгосрочные облигации, как и среднесрочные ноты, приносят их держателям фиксированный процентный доход к номиналу. Вместе с тем для повышения конкурентоспособности на рынке ценных бумаг облигации реализуются со скидкой относительно их номинальной стоимости.

Облигации выпускаются в безналичной форме и размещаются на аукционах.

Нерыночные ценные бумаги в США достаточно многообраз­ны: сберегательные облигации, облигации пенсионных планов, ин­дивидуальные пенсионные облигации, депозитные облигации и др.

Сберегательные облигации размещаются главным образом сре­ди населения. Они являются именными, не подлежат купле-прода­же. В настоящее время выпускается две серии облигаций: серия ЕЕ сроком на 12 лет, рассчитанная на небогатых граждан, и серия НН сроком на 10 лет для богатых инвесторов. По истечении шести ме­сяцев со дня приобретения такие облигации могут быть предъявле­ны к выкупу. Цена реализации облигаций различна. Облигации се­рии НН размещаются по номинальной цене, каждые полгода вы­плачивается фиксированный доход. При этом величина дохода пос­тепенно увеличивается (по шкале ставок). Облигации другой серии (ЕЕ) реализуются со скидкой до 50% номинальной цены, а их вы­купная цена периодически увеличивается нарастающим итогом в течение всего периода погашения (12 лет).

Муниципальные облигации. Этот вид облигаций получил ши­рокое распространение и характеризуется большим разнообразием (например, муниципальные ноты, специальные налоговые облига­ции).

Выпускаются долгосрочные и краткосрочные муниципальные облигации; в зависимости от целей выпуска они находятся в обра­щении от 30 дней до нескольких десятков лет.

Существуют также ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Их эмитентами являются организации, пользующиеся поддержкой правительства.

Рынок государственных ценных бумаг в ФРГ — один из крупнейших в мире и уступает лишь США, Великобритании и Японии. Его характерной особенностью является то, что на нем в меньшей степени представлены другие виды долговых обязательств (банковские облигации и облигации промышленных фирм). Вместе с тем его объемы постоянно растут.

Государственные долговые обязательства Германии отличаются большим разнообразием. Правительство выпускает облигации ФРГ, федеральные облигации, федеральные кассовые облигации, казначейские финансовые обязательства, а также финансовые инструменты: долговые сертификаты, сберегательные сертификаты, беспроцентные казначейские сертификаты ( рис.2).

Облигации федеральной железной дороги

Облигации

федеральной почты

Федеральные кассовые облигации
Федеральные облигации
Облигации ФРГ

Федеральные ценные бумаги.

Эмитент:

Центральное правительство

Ценные бумаги, гарантиро-ванные федеральным правительством.

Эмитенты:

Федеральные почтовая и ж/д службы

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Финансовые инструменты
Казначейские финан-совые обязательства
Рис.2. Виды государственных ценных бумаг ФРГ

С 1952 г. начали выпускаться облигации ФРГ, которые длительное время играли незначительную роль в финансировании расходов государственного бюджета. Однако постепенно высокая надежность и налоговые льготы привлекли к ним внимание национальных и зарубежных банков, частных лиц и прочих инвесторов (страховых компаний, инвестиционных фондов).Обычный срок облигаций ФРГ — 10 лет, но имеются облигации с периодом обращения от 5 до 30 лет. Их минимальный номинал— 100 евро. Выпуск осуществляется в безналичной форме. Федеральная долговая администрация регистрирует их движение в Федеральном долговом регистре.

Федеральные облигации выпускаются сроком на 5 лет с минимальной номинальной стоимостью 100 евро. Они обращаются в безбумажной форме в виде записей в Федеральном долго­вом регистре. Федеральные облигации рассчитаны главным образом на население.

Федеральные кассовые облигации выпускаются на срок от 3 до 5 лет, т. е. они являются среднесрочными долговыми обязательствами. Эмитируются в форме записей в Федеральной долговой книге; минимальная номинальная стоимость облигации — 5 тыс. евро.

Казначейские финансовые обязательства выпускаются на 1 и 2 года. Они реализуются по цене, ниже номинальной. Иными словами, это дисконтная ценная бумага, рассчитанная на мелких вкладчиков.

Долговые сертификаты относятся в ФРГ к разряду финансовых инструментов. Они похожи на контракты по получению кредита, однако могут обращаться на фондовом рынке. Их основными эмитентами являются государственные федеральные и местные органы власти, почтовая и железнодорожная службы, правительства земель. Срок их обращения — от 1 года до 15 лет. Выплачивается ежегодный доход в виде фиксированного процента. Долговой сертификат может быть продан другим субъектам, что и служит основанием для отнесения его к ценным бумагам.

Беспроцентные казначейские сертификаты — финансовый инструмент, который выпускается для повышения ликвидности банковской системы и удовлетворения потребностей правительства в финансовых ресурсах.

Сберегательные сертификаты являются нерыночными ценными бумагами. Они представлены двумя типами, обозначенными буквами «А» и «Б». Инвесторами выступают в основном частные лица. Срок обращения облигаций типа «А» — 6 лет, типа «Б» — 7 лет. Как и другие виды облигаций, они не существуют в бумажной форме. Их минимальная стоимость составляла 100 немецких марок.

Облигации федеральной железнодорожной и федеральной почтовой служб, а также правительства земель ФРГ предназначены для большого круга инвесторов и являются высоколиквидными ценными бумагами.

Выпуск государственных долговых обязательств в ФРГ регламентируется Экономическим советом государственных властей, который принимает решения о необходимости выпуска облигаций, определяет эмитентов, учитывая состояние рынка ценных бумаг.

Государственные облигации в других западноевропейских странах чрезвычайно разнообразны по условиям выпуска, размещения, срокам обращения, выплате дохода. Они выпускаются главным образом для финансирования дефицита государственного бюджета.

3. Центральный банк – основной регулятор экономики

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если Центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, Центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции Центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если Центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции Центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств Центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигации означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций Центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности.

В целом операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

- Условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – так называемые обратные операции (операции РЕПО);

- Объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

- Срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

- Сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или на небанковском секторе рынка;

- Способа установления ставок: определяемых или Центральным банком, или рынком.

- Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства.

- Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах).

- Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг.

- Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население.

- Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

- Государственный долг России почти целиком образовался в результате прямого кредитования государства центральным банком. Однако Законом о центральном банке РФ (Банке России) предусмотрено, что последний может предоставлять кредит министерству финансов лишь путем покупки у него ценных бумаг.

- Операции центральных банков отражаются в их балансах.

Операции ЦБ на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

Если центральный банк продает ценные бумаги на откры­том рынке, а коммерческие банки их покупают, то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в цен­тральном банке, уменьшаются на сумму купленных бумаг. Соот­ветственно уменьшаются их возможности по предоставлению ссуд своим клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении. При покупке ценных бумаг у коммерческих банков центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корсчета, что расширяет возможности банков по выдаче ссуд.

Операции на открытом рынке могут использоваться для регулирования про­центных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг [2, стр. 237].

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

· условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;

· объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

· срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

· сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;

· способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.

· Банк России на рынке ГКО выполняет следующие функции:

· 1) агента Министерства финансов Российской Федерации по обслуживанию выпусков Облигаций;

· 2) Дилера;

· 3) контролирующего органа.

· 1. Выполняя функции агента Министерства Финансов Российской Федерации по обслуживанию выпусков, Банк России:

· — устанавливает тpебования к Тоpговой системе, Расчетной системе, Депозитарию и субдепозитариям, заключает договоpы с оpганизациями на выполнение функций соответствующих систем;

· — устанавливает тpебования к Дилеpам, а также кpитеpии отбоpа Дилеpов и их количественный состав, заключает договоры с организациями на выполнение функций Дилеров;

· — устанавливает пpавила пpоведения и пpоводит аукцион по продаже ГКО на первичном рынке;

· — хранит глобальные сеpтификаты о каждом выпуске, присваивая каждому выпуску государственный регистрационный номер;

· — осуществляет на условиях, согласованных с Министеpством финансов Российской Федеpации, дополнительную пpодажу на вторичном рынке не пpоданных на аукционе ГКО в течение сpока их обpащения;

· — осуществляет погашение облигаций по поручению Министерства Финансов Российской Федерации в день погашения.

· 2. Выполняя функции Дилера, Банк России:

· — обладает пpавами Дилеpа и может делегиpовать эти пpава своим теppитоpиальным упpавлениям;

· — осуществляет торговлю облигациями на вторичном рынке путем выставления во время тоpгов заявок на покупку и продажу облигаций;

· — осуществляет сбор заявок Инвесторов на покупку или продажу ГКО на первичном и вторичном рынках, исполняет эти заявки через Торговую систему.

· 3. Выполняя функции контролирующего органа, Банк России:

· — осуществляет контpоль за размещением и обращением ГКО;

· — получает информацию о ходе торгов государственными краткосрочными облигациями, имеющуюся в Тоpговой системе, об остатках на счетах “депо” Дилеров в Депозитарии, о движении средств по счетам в Торговой системе.

· — получает информацию о состоянии счетов “депо” в субдепозитарии каждого Дилера;

· — пpиостанавливает опеpации любого Дилеpа при обнаpужении в опеpациях данного Дилера наpушения действующего законодательства или “Положение об обслуживании и обращении выпусков госудаpственных кpаткосpочных бескупонных облигаций”;

· — не может использовать при осуществлении Банком России собственных операций с ГКО информацию, полученную в ходе контроля за размещением и обращением облигаций, а также пеpедавать ее тpетьим лицам.

· Кроме этого, Банк России может осуществлять на условиях, согласованных с Министерством финансов РФ, дополнительную продажу на вторичном рынке непроданных на аукционе облигаций в течении срока их обращения.

· Банк России может приобретать облигации от своего имени и за свой счет на первичном аукционе у Министерства финансов РФ. Это происходит в двух случаях:

· а) при предоставлении Министерству финансов РФ прямого краткосрочного кредита в виде покупки облигаций;

· б) при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска и погашения облигаций.

· В обоих случаях ГКО приобретаются по средневзвешанной цене аукциона и в пределах лимита, определенного законодательными органами для кредитования федерального бюджета.

Заключение

В заключение работы можно выделить следующие аспекты, которые обобщено характеризовали бы основные моменты. Задачи, поставленные в начале работы, достигнуты, раскрыты, и также достигнута главная цель работы, т.к. рассмотрены операции центральных банков на рынке ценных бумаг.

Актуальность данной темы подтверждается и вниманием законодательных органов к операциям центральных банков на рынке ценных бумаг

Российский рынок ценных бумаг находится в стадии становления, активно формируются его элементы и инфраструктура.

Основная задача, решаемая на рынке ценных бумаг, - обеспечение взаимодействия нуждающихся в заемном капитале и тех, кто может его предоставить, т.е. эмитентов и инвесторов. Решение этой задачи способствует перераспределение ресурсов на наиболее эффективные направления на основе рыночных механизмов.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если Центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, Центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции Центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если Центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции Центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств Центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигации означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций Центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности.

Исследовав операции центральных банков на рынке ценных бумаг, мы укрепили свои теоретические знания и получили практический опыт по данной теме.

Практическое задание

Вариант № 4

Индекс инфляции среднемесячный - 1,025

Номинальная ставка по вкладу, % годовых - 28

Число начислений процентов в течение года – 12

1. Рассчитайте годовой индекс инфляции

2. Годовую эффективную ставку доходности по вкладу при условии, что используется метод сложных процентов

3. Уровень процентной ставки, компенсирующей действие инфляции

4. Реальную процентную ставку по вкладу за год

1. I год = (i мес + 1)х12

I год = (1,025+1)х12=291,6

2. rэф = ((1+r/m)m -1)х100%

rэф = ((1+0,28/12)12 -1)х100%=31,88%

3. Уровень процентной ставки, компенсирующей действие инфляции = номинальная ставка по вкладу / индекс инфляции = 28%/1,025=27,317%

4. R=rэф -i/1+i = 31,88-1,025/1+1,025=30,855/2,025=15,237%

Список использованной литературы

1. Нормативные правовые акты.

1. Гражданский Кодекс РФ (Часть вторая). - "Собрание законодательства РФ", 29.01.96, №5, ст. 410.

2. Федеральный Закон РФ от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ "О переводном и простом векселе". - "Собрание законодательства РФ", 17.03.97, № 11, ст. 1238.

3. Федеральный Закон РФ от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). - СЗ РФ. - 15.07.2002. - № 28. - Ст. 2790.

4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. Федеральных законов от 03.02.1996 № 17-ФЗ, от 31.07.1998 № 151-ФЗ, от 05.07.1999 № 126-ФЗ, от 08.07.1999 № І36-ФЗ, от 19.06.2001 № 82-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 № 4-П) // СЗ РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492; 1998. - № 31. - Ст. 3829; 1999. - № 28. - Ст. 3459; 2001. - № 26. - Ст. 2586.

5. Федеральный закон от 18 сентября 1998 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" // СЗ РФ. - 01.02.99. - № 9. - Ст. 1097.

6. Инструкция Банка России от 1 октября 1997 года №1 "О порядке регулирования деятельности банков" (в ред. Указаний ЦБ РФ от 06.05.2002 № 1147-У) // Вестник Банка России. - 02.06.99. - № 33.

7. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации Утверждено ЦБ РФ 03.10.2002 №2-П.

І.Основная литература

1. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник /Под ред. Е.Ф.Жукова. - М.: Вузовский учебник, 2004.

2. Баринов Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные и ценных бумаг. - М.: Экзамен, 2001.

3. Деньги. Кредит. Банки. /Под ред. Е.Ф.Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт, 2004.

5. Деньги. Кредит. Банки. /Борискин А.В. и др. - М.: 2000.

6. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. Деньги, кредит, банки. - М.: Владос, 2003.

7. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

2. Дополнительная литература

1. Банковское дело: Учебник/ Под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Экономист, 2004.
2. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 1999.

4. Березина М.П. Безналичные расчеты в России // Финансы. - 2001. - № 4.

5. Глазьев С, Диянский А. Центральный банк России: цена «независимости» // Российский экономический журнал. - 2001. - № 5-6.

6.Жуков П.Е. Монетаризм и современная денежно-кредитная политика // Финансы. - 2004. - N 10. - С.64-67.

7.Красавина Л.Н. Проблемы денег в экономической теории // Деньги и кредит. - 2001.-N 10.-С.3-6.

8.Павлов В.В. Банковское обслуживание внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2002.

3. Ресурсы Интернет.

http://www.cbr.ru

Поисковая система Банка России.

www.mirkin.ru.

База финансовых знаний.

http://www.finbook.biz Электронный портал по бизнесу, экономике, финансам и смежным темам:

http://www.k2kapital.com.

Финансовые рынки, новости, аналитика, цены.