Курсовая работа: Представления и факторы формирования здорового образа жизни в студенческой среде на примере УО

Название: Представления и факторы формирования здорового образа жизни в студенческой среде на примере УО
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

Факультет истории и социологии

Кафедра социологии и специальных социологических дисциплин

Хитрушко Оксана Славомировна

«ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

(НА ПРИМЕРЕ УО «ГрГУ») »

Курсовая работа

студентки IV курса специальности «Социология»

дневной формы обучения

Научный руководитель: кандидат исторических наук

доцент кафедры социологии и специальных социологических дисциплин

Токть Сергей Михайлович

Гродно 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................... с. 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ И ЛИТЕРАТУРЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ............................................ с. 5

1.1 Понятие здоровья и здорового образа жизни…………………с.5

1.2 Анализ отечественной и зарубежной литературы посвященной изучению здоровья студентов…………………………………..с.

1.3 Основные факторы формирования здорового образа жизни в студенческой среде……………………………………………..с.

ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ФАКТОРАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ГрГУ…….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................. с. 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................ с. 37

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Программа социологического исследования на тему: представления и факторы формирования здорового образа жизни в студенческой среде (на примере УО «ГрГУ»)………...с.

2. Анкета………………………………………………………………с.

\

ВВЕДЕНИЕ .

Значительную роль в формировании культуры личности, в повышении интеллектуального, физического и духовного потенциала человека должны сыграть, на мой взгляд, образование и воспитание человека. Оттого, какими будут выпускники общеобразовательных школ, вузов, во многом зависит будущее Беларуси. Научный анализ не оставляет сомнения, что именно здоровье населения определяет в настоящее время перспективу и будущность развития любой страны. Анализ происходящих в Беларуси социально-экономических преобразований показывает, что, к сожалению, человеку стало чуждо понятие совершенствования. Утрачено понимание того, что саморазвитие, рост собственной личности – это помощь не только себе, но и окружающим. Поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, о совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство

Здоровье наивысшее благо и бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества, это величайшая социальная ценность. С одной стороны, здоровье одно из основных условий выполнения человеком его биологических и социальных функций, деятельности в материальной и духовной сферах, творческой самореализации, с другой стороны, без сознательного, деятельного стремления индивида к укреплению своего здоровья невозможно реализовать свой потенциал. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Таким образом, поведение человека напрямую зависит от здоровья, а здоровье - от поведения, которое является проявлением определенного образа жизни.

По данным ВОЗ именно образ жизни (на 50%) является основным фактором, влияющим на формирование здоровья.[12]

Понятие образ жизни охватывает всевозможные аспекты жизнедеятельности человека: труд, быт, досуг, формы удовлетворения материальных и духовных потребностей, мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения людей и т.д. Проблема здоровья это, прежде всего, проблема формирования здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни, на сегодняшний день, является актуальной аксиологической задачей. Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что принципы ЗОЖ - необходимые условия здоровья. По словам академика Е. Чазова, проблема теперь в том, чтобы эти принципы усвоил и освоил каждый. Человеку конца 20-начала 21 века приходится учиться здоровью!

Цель и задачи курсовой работы. Основной целью данной работы является представление системы о здоровом образе жизни в студенческой среде (на примере УО “ГрГУ”), выявить условия и возможность формирования здорового образа.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Дать общую характеристику здоровому образу жизни, и факторам их формирования

2. Анализ отечественной и зарубежной литературы посвященной изучению здоровья студентов.

3. Определить влияние различных источников информации на формирование о здоровом образе жизни.

4. Выяснить состояние здоровья студентов, и их отношение к вредным привычкам.

Объект исследования в данной курсовой работе – образ жизни в студенческой среде УО « ГрГУ».

Предмет исследования – представление и факторы формирования здорового образа жизни в студенческой среде УО « ГрГУ».

Методы исследования. Для реализации цели и решения поставленных задач были проанализированы специальная литература, интернет источники и печатные издания по указанной проблеме. Так же для выяснения мнения о здоровом образе жизни студентов ГрГУ использовался метод опроса.

Структура работы. Данная работа включает в себя следующие разделы:

1. Введение.

2. Глава 1, включающий в себя 3 подраздела; посвященным понятию здорового образа жизни, анализу отечественной и зарубежной литературы и факторам влияющим на здоровый образ жизни .

3. Глава 2, в которой изложены результаты исследования на тему: «Представления и факторы формирования о здоровом образе жизни (на примере УО «ГрГУ»).

4. Заключение.

5. Список литературы.

6. Приложения.

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ И ЛИТЕРАТУРЕ И ФАКТОРЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ .

1.1Понятие здоровья и здорового образа жизни

Несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом, большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие “здоровье индивида” [3, с.4-5].

Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил".

Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания"[7, с.65].

З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности.

По К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом[17].

С точки В.Райха, невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии.

Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии

Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым[20, с.22-26].

Существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”. Так, ряд авторов полагают, что образ жизни – это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека [18,14,1]. Согласно Ю. П. Лисицыну, “образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей” [18, с.6]

Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, Е. Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, нетрудовая, медицинская активность [18].

Если обратиться к историческому аспекту зарождения представлений о здоровом образе жизни, то впервые они начинают формироваться на Востоке. Уже в древней Индии 6 веков до н.э. в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них – достижение устойчивого равновесия психики. Первым и непременным условием достижения этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей среды. Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, в бхакти-йоге понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Третий путь достижения внутренней свободы – путь разума, рассудка - предлагался джана-йогой, утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от знания, ибо оно повышает жизненную устойчивость[8].

В восточной философии всегда ставился акцент на единстве психического и телесного в человеке.[ 8, с.420-429]

В тибетской медицине в известном трактате “чжуд-ши” невежество считалось общей причиной всех болезней. Невежество порождает больной образ жизни, вечную неудовлетворенность, приводит к тягостным, пессимистическим переживаниям, пагубным страстям, несправедливому гневу, неодобрительности к людям [2].

Восточная философия основана на понимании человека как целого, неразрывно связанного с непосредственным окружением, природой, космосом и ориентирована на поддержание здоровья, выявление огромных возможностей человека противостоять недугам.

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

В этот период появляются первые концепции здорового образа жизни: “познай самого себя”, “заботься о самом себе”. Согласно последней концепции у каждого человека должен быть определенный образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе и включающий заботу о самом себе, изменение, преображение себя. Особенность античного периода заключается в том, что на первый план выходит физический компонент здорового образа жизни, оттесняя духовный на второй план [17] В восточной же философии четко прослеживается неразрывная связь между духовным и физическим состоянием человека. Здоровье здесь рассматривается как “необходимая ступень совершенства и высшая ценность” [9].

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И. И. Брехман выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни [5]. Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают его.

Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни - это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья . Автор указывает на то, что понятие здорового образа жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности (искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим другим, хотя все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни . “Здоровый ... образ жизни - это прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека” [18].

Дж. Рейнуотер, подчеркивая ответственность человека за собственное здоровье и большие возможности каждого в формировании последнего, указывает: “То, какое здоровье имеет каждый из нас, во многом зависит от нашего поведения в прошлом - от того, как мы дышали и двигались, как мы питались, какие предпочитали мысли и отношения. Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье в будущем. Мы сами за него отвечаем!” [23, с.172].

Как отмечают ряд авторов, в формировании здорового образа жизни и сохранении здоровья индивида большое значение имеет творчество, пронизывающее все жизненные процессы и благотворно влияя на них.

Итак, здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.

1.2 Анализ отечественной и зарубежной литературы посвященной изучению здоровья студентов

Первые попытки оценить состояние здоровья студентов были сделаны в конце XIX - начале XX веков . Так, в XIX веке Ф.Ф. Эрисман, А.В. Мольков (1885-1889) впервые занялись изучением состояния здоровья подростков В 1875 г. Э.К. Розенталь предложил проводить работу по повышению внимания вопросам гигиены в учебных заведениях [27].

С 1927 г. стала внедряться система медицинского диспансерного наблюдения студентов, открыты диетические столовые при некоторых УО, улучшилась система медицинского отбора абитуриентов. В 1933 г. на Украине организуется Институт здравоохранения студенчества и ученых по изучению проблем рационализации учебного процесса в УО с гигиенической позиции, организации медико-санитарного обслуживания студентов[12].

В 1959 году был создан Международный союз школьной и университетской гигиены СССР. Его цель - развития международного сотрудничества в области медицины, школьной и университетской гигиены, разработка мероприятий по укреплению здоровья растущего поколения, в том числе студенческой молодежи [27].

В 1963 году при кафедре гигиены детей и подростков I Московского медицинского института им. И.М. Сеченова была организована лаборатория проблем университетской гигиены, в которой проводилось изучение влияния факторов окружающей среды на физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в связи с интенсивным развитием предприятий химической промышленности. С 1968 г. ее расширили и стали заниматься изучением влияния условий обучения, быта, питания и физического воспитания на здоровье и качество профессиональной подготовки студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений [16].

По данным Д.И. Кича , в социально-гигиенических исследованиях проблем студенческих коллективов в советский период выделяют три этапа. Первый относится к 20-30-м годам XX столетия и характеризуется созданием методических и организационных основ для исследования. Получен ряд данных о санитарно-бытовых условиях проживания студентов и разработаны определенные санитарно-оздоровительные мероприятия. В течение второго этапа (40-50-е годы XX столетия) проводились исследования, направленные на установление стандартов физического развития студентов, бюджета их времени. Большинство работ, посвященных социально-гигиеническим исследованиям образа жизни, проблем питания, заболеваемости студентов приходятся на 60-е - первую половину 80-х годов XX столетия (третий этап). Были заложены методические основы изучения студенческих коллективов и разработаны предложения по рациональной организации учебного процесса, оптимизации условий труда и быта студентов [16].

С начала 90-х годов начался четвертый этап исследований в данном направлении, который продолжается по настоящее время. Возрастает количество работ, посвященных изучению студентов различных профилей обучения. Большее применение получает гигиеническая донозологическая диагностика с использованием неинвазивных методов исследования[17].

Далее мною будут рассмотрены основные направления в исследованиях здоровья студентов и факторах его обуславливающих.

Исследованиями Т.Г. Малковой (1992) и С.В. Емельяненко (2003) доказано, что вероятность успешной адаптации к условиям обучения в УО выше при соблюдении следующих условий: а) регулярные занятия физической культурой; б) соответствие организации труда и режима дня гигиеническим требованиям; в) психологический комфорт во взаимоотношениях в коллективе и семье; г) следование принципам рационального питания. [1]

Анализ литературы показал, что ряд исследователей занимался изучением условий труда и быта студентов, однако большинство этих работ проведены в 70-80 гг. XX века (О.В. Карева, 1973; В.А. Курашов, 1975; Т.Ш. Миннибаев, 1989 и др.). О.В. Каревой доказано, что на успеваемость студентов влияют особенности организации учебного процесса, уровень довузовской подготовки, состояние здоровья, условия проживания, половая принадлежность, занятия общественной работой. Дана оценка влияния указанных факторов на успеваемость студентов в зависимости от курса обучения. Аналогичные исследования проведены Н.Н. Пилипцевичем и соавт. (1996) по выявлению факторов, влияющих на успеваемость студентов Минского государственного медицинского института.[11]

В.А. Курашовым (1975) установлен более высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности у студентов младших курсов по сравнению со старшекурсниками, что, по мнению автора, связано с течением адаптации студентов к условиям обучения в вузах УО. Показано влияние формы контроля уровня знаний на здоровье студентов, причем, наиболее приемлемой из которых для здоровья является традиционная форма (устный экзамен с использованием билетов). Разработан ряд предложений по дальнейшему совершенствованию врачебно-профилактической помощи студентам-медикам (Карева О.В., 1973; Курашов В.А., 1975). [10]

Первые отечественные классические статистические исследования физического развития различных групп населения проведены под руководством Ф.Ф. Эрисмана (Мерков А.М. с соавт., 1974). Массовые исследования молодежи были начаты с введением обязательных измерений и взвешиванием призывников в 1869 года (Пряткин П.В., 1964). Уже в 1887 году проведены исследования по изучению влияния обучения в учебных заведений на физическое развитие учащихся. В работах конца XIX века появляются первые сведения о физическом развитии населения, проживающего на территории Республики Беларусь. Только в послереволюционный период данные исследования приняли плановый характер, в том числе в отношении студенческих коллективов (Пряткин П.В., 1964) [11].

В медицинской литературе представлены данные об антропометрических показателях 21-летних студентов Англии 30-х гг. XX века. Так средний рост студентов в возрасте 21 лет составлял 174,3 см, средний вес - 63,8 кг [28, с. 31].

Первые стандарты физического развития студентов разработаны сотрудниками лаборатории по научному контролю за физическим развитием, созданной в 1924 г. при Государственном Центральном институте физической культуры (Пряткин П.В., 1964) [2].

Результаты исследований Ж.П. Лабодаевой с соавт. (1996), свидетельствуют о том, что к окончанию института уменьшается количество студентов со средним уровнем физического развития, 71 % студентов имеют дисгармоничное и резко дисгармоничное физическое развитие [6].

Состояние здоровья индивида, в том числе и физическое развитие, зависит от его фактического питания. То есть, одним из главных условий, определяющим здоровье организма, его работоспособность, устойчивость к неблагоприятным факторам является питание, удовлетворяющее энергетическим, пластическим и другим потребностям организма человека (Кошелев Н.Ф. с соавт., 1993) [12].

Правильные представления и рекомендации по некоторым вопросам питания появились еще в эпоху эмпирической гигиены, которые упоминаются в трудах Ибн Сины, Горация, Галена [15]. Научно-экспериментальные основы гигиены питания начали разрабатываться в конце XVIII - в начале XIX столетий Лавуазье, Ю. Либихом, К. Фойтом, М. Рубнером, А.П. Доброславиным, В.В. Пашутиным и др. (Мартинчик А.Н. с соавт., 2002). Новое, физиолого-гигиеническое направление науки о питании придало физиологическое учение И.П. Павлова и его по-следователей (Василевская Л.С. с соавт., 2002). В XX веке академиком А.А. Покровским (1964) разработана концепция сбалансированного питания, послужившая методологической базой построения рациона.

Анализ зарубежной медицинской литературы выявил многочисленные публикации, посвященные различным аспектам питания студентов [1, 24, 25,5,17, 27 и др.].

Особый интерес представляет тот факт, что еще в 80-гг. XIX века Русское общество охранения народного здравия выступило инициатором организации в Петербурге и Москве так называемых «нормальных столовых» для учащейся молодежи, в которых питание было основано на физиологических нормах [10].

В последние десятилетия проводились диссертационные исследования питания студентов УО (Е.Б. Мрыхина, 2000; А.В. Абелян, 2004; Н.Л. Аношкина, 2005; О.В. Баранова, 2005 и др.) [12].

По данным Е.А. Улановой (2005), несмотря на высокий уровень общего показателя качества жизни по основным компонентам, около 30 % студентов УО к завершению учебы состоят на диспансерном учете, причем преобладают такие заболевания как хронический гастрит, бронхиальная астма, язва двенадцатиперстной кишки. Результаты аналогичных исследований в Российской Федерации подтверждают, что к моменту окончания учебы студенты имеют слабые навыки здорового образа жизни. [25, с. 19].

1.3Основные факторы формирования здорового образа жизни в студенческой среде

К основным составляющим факторам формирования здорового образа жизни у студентов, по мнению Лисицина, относят:

-режим труда и отдыха;

-организацию сна;

-режим питания;

-организацию двигательной активности;

-выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

-профилактику вредных привычек;

-культуру межличностного общения;

-психофизическую регуляцию организма.

-духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

-интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;

-эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями. [ 18]

Рассмотрим более подробно некоторые факторы здорового образа жизни.

Режим питания.

Следующей составляющей здорового образа жизни яв­ляется рациональное питание . Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основн ых законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочув­ствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - из быточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, посколь­ку не образуются в организме, а поступают только с пищей. От­сутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются мо­лочная продукция, рыбий жир, печень.[23]

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, вы­сокой работоспособности и продлению жизни. [23]

Двигательная активность.

Оптималь ный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно ре­шающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 кало­рий.

Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов.
Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает следующие нормы недельного объема двигательной активности:
- учащихся ПТУ и средних учебных заведений - 10 - 14 часов;
- студентов - 10 - 14 часов; [5,с 248 ]

Закаливание.

Для эффективного оздоро вления и профилактики болезней необходимо тренировать и со вершенствовать в пе рвую очередь самое ценное качество - выносливост ь в сочетании с закаливанием и другими компонентами здоров ого образа жизни, что обеспечит растущему организму на­дежный щит против многих болезней.

В России закаливан ие издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наш и дни большинство людей ничего не делают для закаливания как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней, месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая «забота» о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффек­тивных методов закаливания остается одной из важнейших [26].

Психологическая саморегуляция.

Кому не хочется иметь хорошее настроение? Если человек в хорошем настроении, он становится добрее, отзывчивее и красивее. Любое дело у него спорится, куда-то уходят тревоги и заботы, кажется, что нет ничего невозможного. Изменяется выражение его лица, в глазах появляется особая теплота, приятнее звучит голос, движения приобретают легкость, плавность. К такому человеку невольно тянутся люди. Но все меняется, если настроение плохое. Словно черная туча окружает человека. Он еще ничего не сказал, но уже можно ожидать неприятностей. Будто возникает некая отрицательная энергия, она передается другим, вызывает тревогу, напряженность, раздражение. Вспоминаются какие-то досадные мелочи, обиды, работоспособность резко падает, теряется интерес к учёбе, все становится скучным, неприятным, безысходным [4].

Наше настроение определяется в первую очередь эмоциями и связанными с ними чувствами. Эмоции - это первичные, простейшие виды реакции на какие-либо раздражители. Они могут быть положительными или отрицательными, сильными или слабыми, нарастать или, наоборот, снижаться. Иное дело чувства. Это сугубо человеческие качества, характеризующие наши личностные переживания. Очень важно, что в отличие от эмоций чувства возникают не спонтанно, а контролируются сознанием, подчиняются психике. Но настроение имеет не только психическую, но и психофизиологическую основу, управляется определенным гормональным аппаратом. Продукция этих гормонов в первую очередь подчинена психике. Именно психика, являющаяся продуктом деятельности мозга, выступает в роли главного судьи и распределителя. [6]

Профилактика вредных привычек.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения , которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связа ны самые серьезные болезни сердца, сосу­дов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и заби­рает силы в самом прямом смысле. Как установили спе­циалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сига­реты мускульная сила снижается на 15% , спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят[12]. Отнюдь не стимулиру­ет курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-з а курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними[2].

Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека.

Изменение психики, возникающее даже при эпизоди­ческом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту само­ убийств, совершаемых в состоянии опьянения. Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на пе­чень: при длительном систематическом злоупотреблении алкого­лем происходит развитие алкогольного цирроза печени [26].

Алкого­лизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной же­лезы (пан креатита, сахарного диабета) [24, с.145 ].

ГЛАВА 2

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ФАКТОР Ы ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ГрГУ.

Общая характеристика состояния здоровья студентов ГрГУ.

На формирование здоровьястуденческой молодежи в процессе обучениявлияет множество факторов, которые условноможно разделить на две группы. Первая группа– это объективные факторы, непосредственносвязанные с учебным процессом(продолжительность учебного дня, учебнаянагрузка, обусловленная расписанием,перерывы между занятиями, состояние учебныхаудиторий и т.д.). Вторая группа факторов –субъективные, личностные характеристики(режим питания, двигательная активность, организация досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.). В реальных условиях обучения и быта именно вторая группа факторов, характеризующая образ жизни студентов, вбольшей степени влияет на здоровье. Социологические исследования показали, чтобольшинство студентов университета считаютсебя скорее здоровыми: 64% Оценки собственного здоровья молодыми людьми показывают, что в большинстве своем они скорее не думают о своем здоровье, чем действительно обладают им.(Рисунок 1)

Рис. 1 Оценка собственного здоровья, %

Этот момент находит подтверждение в том обстоятельстве, что почти половина студентов признаются в том, что они не обладают какой-либо информацией о своем здоровье. Самооценка здоровья может служить важным индикатором состояния и динамики здоровья студентов в дополнение к объективным медицинским исследованиям. С другой стороны, самооценка здоровья отражает субъективную характеристику человека, его удовлетворенность условиями жизни, определенный качественный результат социальной политики. Именно в последнее время в нашей стране все большее распространение приобретают различные социальные программы, направленные на укрепление и сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни.

Молодежь должна быть более здоровой и лучше подготовленной к тому, чтобы выполнять свои обязанности в обществе. Необходимо учитывать, что в подростковом возрасте закладывается отношение к питанию, физкультуре, курению, формируется образ жизни, сексуальное поведение и одновременно проявляются факторы риска хронических заболеваний старшего возраста. Резко изменяется структура угроз здоровью, включающих алкоголь и наркотики, правонарушения, групповое насилие и нежелательную беременность

Несмотря на высокую оценку собственного здоровья, у студентов остаются серьезные проблемы со здоровьем. В структуре проблем касающихся заболеваемости студентов первое место занимает усталость (отметили 50% студентов), легкие недомогания (26%), угнетенное психологическое состояние (25%), головные боли (18%), простудные заболеваний (21%), заболеваний сердечно-сосудистой (14%) и пищеварительной системы (14%). На заболевания аллергией указали 11% студентов, зубов – 10%, заболевания мочеполовой системы (урология, гинекология) 2%.

Чуть менее половины студентов предпочитают обращаться к врачу не чаще одного раза в год. Очевидно, большинство таких обращений связано с необходимостью получить справку о состоянии здоровья, а не пройти профилактический медицинский осмотр. В связи с продолжающимся развитием организма студентов в период обучения, он более подвержен различным неблагоприятным воздействиям. Это приводит к срыву процесса адаптации и развитию целого ряда заболеваний. Рост заболеваемости студентов снижает эффективность учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает их профессиональную деятельность.

Деятельность студентов по поддержанию здоровья .

Тем не менее результатысоциологического исследования демонстрируютустойчивый интерес к собственному здоровью издоровому образу жизни в студенческой среде.На вопрос о частоте посещения врача по состоянию здоровья, студенты ответили следующим образом:

· Один раз в месяц 4 %

· Один раз в несколько месяцев 25 %

· Один раз в полгода 27%

· Не чаще одного раза в год 41%

Среди мер по поддержанию собственногоздоровья наряду с мерами, которые не требуютот студентов особых усилий (прием витаминови прогулки на свежем воздухе), лидирующиепозиции занимают занятия физическойкультурой и спортом. Однако занятияразличными видами спорта, поддержание своейфизической формы не являютсяраспространенными способами поддержаниясвоего здоровья среди студентов. Следуетобратить внимание, что менее трети студентов имеют возможность поддерживать регулярный и полноценный режим питания. При этом студенты, имеющие жалобы на органы пищеварения, чаще остальных студентов стараются соблюдать диету. Они реже остальных отмечают, что могут иметь регулярное и качественное питание.

Меры для поддержания своего здоровья, %

· Принимают витамины - 41%

· Стараются больше бывать на свежем воздухе - 45%

· Занимаются спортом - 40%

· Питаются регулярно и полноценно - 31%

· Пьют чай из целебных трав - 19%

· Занимаются аэробикой, фитнесом - 14%

· Делают утреннюю зарядку - 14%

· Включают в питание биодобавки 8%

· Соблюдают режим (вовремя питаются и ложатся спать) - 9%

· Соблюдают диету - 7%

· Делают прививки (например, против гриппа) - 6%

· Делают закаливающие процедуры - 6%

· Делают физиопроцедуры, массаж - 4%

· Предпочитают вегетарианскую пищу 3%

· Регулярно посещают врачей в профилактических целях - 7%

· Занимаются восточными видами боевого искусства - 2%

· Занимаются йогой, оздоровительными практиками - 3%

Субъектами формирования здорового образа жизни являются не только семья, образовательные учреждения, но средства массовой информации, искусство и литература. Уровень интереса к информации о здоровом образе жизни и способах улучшения здоровья в студенческой среде достаточно высок. Большинство студентов в той или иной степени проявляют интерес к подобной информации: 40% молодых очень интересует такая информация, 41% – интересует в некоторой степени. Основной канал информации о здоровом образе жизни – программы телевидения. Более половины студентов получают информацию в пассивном режиме просмотра телепередач (отметили 58% студентов). Характерная черта нашего времени – высокая популярность Интернета как информационного источника 41%. В связи с этим уменьшается интерес студентов к специализированным источникам информации – журналам 13%, книгам и брошюрам о здоровье

19%. Также студенты не рассматривают в качестве основного источника информации и специализированные курсы в университете (10%).

Питание студентов .

Важным фактором формирования здоровья студентов и характеристикой их образа жизни является организация питания. Характер питания зависит не только от объективных условий: организации учебного процесса, места жительства, материального достатка семьи, организации общественного питания в вузе (здесь важно отметить, что в последние годы кафе и столовые ГрГУ получили качественно новое развитие).Этот фактор во многом определяется самими студентами, является отражением их социальных установок. Питание студентов не отличается особой рациональностью и сбалансированностью. Половина студентов питается два раза в течение суток. Еще 5% потребляют пищу один раз в день. Эти студенты представляют группу риска по заболеваниям пищеварительной системы. Предприятия общественного питания ГрГУ выступают основным местом обеда для студентов в учебные дни. Для большинства студентов обычным местом обеда являются кафе университета, где предпочитают питаться почти половина студентов. Еще четверть обедает в столовой университета. Этот сравнительно низкий показатель объясняется тем, что столовые ГрГУ имеются не на всех факультетах, а здания различных факультетов расположены по всему городу. Причем не на каждом факультете есть стационарная точка питания. Уровень удовлетворенности студентов качеством своего питания нельзя назвать высоким. Только менее половины студентов остаются, удовлетворены этим показателем. Почти четверть студентов не удовлетворены качеством питания.

Традиционные места обеда студентов в учебные дни.

· В кафе университета - 45%

· Дома, в общежитии - 40%

· В столовой университета - 27%

· В кафе, в кафе быстрого питания - 12%

· Приносят с собой бутерброды из дома - 4%

· Покупают еду на улице - 8%

Организация досуга.

Существуют три досуговые сферы, в которых студенты наиболее

активны: посещение спортивных и оздоровительных центров; кафе и баров; кинотеатров, театров, дискотек. Самым популярным видом досуга у студентов остаются посещения кинотеатров и концертных залов – чуть более половины студентов посещают их с регулярностью один раз в месяц. Второе место в этом рейтинге делят, с одной стороны, такие пассивные виды времяпрепровождения, как кафе и бары (31% посещает один раз в месяц, а 29% – один-два раза в неделю), частое посещение которых оказывает только пагубное влияние на организм любого человека, с другой стороны, почти треть студентов предпочитают активный отдых. Они хотя бы один раз в месяц отдыхают на природе, ходят в турпоходы. На третьем месте по популярности – посещение спортивных и оздоровительных центров. 15% студентов посвящают время физкультуре и спорту один раз в месяц, 23% – один-два раза в неделю. Физическая культура и спорт представляют социально-позитивные виды досуга. Они способствуют не только удовлетворению потребности молодежи в общении со сверстниками, в саморазвитии, но и являются активной формой укрепления здоровья, профилактикой различных заболеваний массового характера. Стоит отметить, что 40% студентов университета вообще не интересуются подобной формой досуга. Практически не пользуются популярностью такие коллективные виды отдыха, как рок-концерты, спортивные состязания. Наименее популярен среди студентов такой вид отдыха, как посещение казино и залов игровых автоматов.

Физкультурно-спортивная деятельность студентов.

Физкультурно-спортивная деятельность является одним из основных элементов здорового образа жизни. Так, этим занятиям в среднем не менее одного часа в день посвящали 30% студентов университета, При этом 41% юношей и 59% девушек посвящают занятиям спортом один-два раза в неделю, а 29% и 19% соответственно – три-четыре раза в неделю.

Среди основных причин, побуждающих к занятиям физкультурой и спортом, студенты отмечают желание укрепить собственное здоровье (57%), заботу о внешнем виде (51%) и желание улучшить фигуру (47%), повысить физическую подготовленность (49%), снять усталость и повысить работоспособность (26%). Но как элемент здорового образа жизни физкультуру и спорт воспринимают лишь 39%. Серьезные опасения вызывает и тот факт, что большинство студентов (75%) не рассматривают физкультурно-спортивную деятельность как способ отказаться от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков). А более половины студентов не считают такие занятия рациональным времяпрепровождением в свободные от занятий в университете часы.

Наиболее привлекательными формами физической активности половина студентов называют активный отдых (прогулки, путешествия, игры и занятия на свежем воздухе), секционные занятия по видам спорта – 48%, клубная форма по интересам – 22%. При этом занятия в группах, как форма организации физкультурно-спортивной деятельности, предпочтительна для 68% студентов университета. А вот участие в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях вызывает интерес лишь у 10% студентов.

Отношение студентов к курению и алкоголю .

Конечно, каждый студент знает,какое губительное воздействие на организмоказывает употребление табака и спиртныхнапитков. Тем не менее, практика курения иупотребления спиртных напитков довольношироко распространены в студенческой среде.Поэтому отношение студентов к курению иалкоголю важно при оценке их образа жизни. Декларируемое отношение к курению в студенческой среде вполне укладывается в рамки нормативной модели, согласно которойкурение представляется вредной привычкой, опасной для здоровья. Так, 80% студентовзаявляют, что они не курят. Можно предположить, что реальное число курильщиков несколько больше, так как некоторые могут скрывать факт своего курения, а некоторые студенты, нерегулярно прибегающие к подобным практикам (например, только на вечеринках, в дружеских компаниях), также могут относить себя к числу некурящих. В группе курильщиков существует некоторая дифференциация по степени вовлеченности:большинство студентов заявляют, что выкуривают не больше половины пачки сигарет в день (70% курильщиков). Те, кто выкуривает пачку и больше, составляют 30% от числа курящих студентов. Таким образом, относительно большое число студентов испытывают серьезную зависимость от курения, хотя следует учитывать фактор преуменьшения числа выкуриваемых в день сигарет. Из тех студентов, которые курят, бросить эту привычку пытались 68%, 28% заявляют, что и не пытались бросить курить. Курение выполняет у студентов в основном коммуникационную функцию, является способом завязать отношения, поддерживать разговор в компании. Еще одним коммуникативным фактором является употребление спиртных напитков. Подавляющее большинство студентов – три четверти – выпивают, причем в большинстве своем несколько раз в месяц. Группу риска составляют 13% студентов, для которых частота употребления алкоголя составляет более одного раза в неделю. Однако число тех, кто выпивает каждый день, незначительно и составляет 1%. Однако, если исходить из того, что ежедневное употребление крепких напитков молодыми людьми чревато алкоголизмом, ситуация становится тревожной. Причем, как и в отношении курения, следует учитывать фактор преуменьшения количества употребляемого алкоголя, эта цифра, очевидно, является более значимой. Важно отметить, правда, что почти четверть студентов заявляют, что вообще не пробовали спиртные напитки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Здоровье и здоровый образ жизни – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. Однако студенты ГрГУ имени Я. Купалы не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и преумножать, дабы в перспективе он принес свои дивиденды. Молодые люди довольно уверенно ставят здоровье на первые места в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом, как показывают социологические исследования, они не предпринимают должных мер к сохранению и приращению этого капитала.

Основные требования здорового образа жизни – двигательная активность, рациональное питание, комфортные условия труда (учебы) и быта, рациональный режим труда и отдыха, оптимальная физическая нагрузка, отказ от вредных привычек, нормальная интимная жизнь, использование традиционных и нетрадиционных средств оздоровления. Большинство этих требований носит субъективный характер, и их выполнение зависит исключительно от самого человека.

Проблема здорового образа жизни студентов ГрГУ имени Янки Купалы стоит достаточно остро, в студенческой среде ощущается недостаток знаний на эту тему, и многие из них испытывают потребность в получении соответствующей совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением и охраной здоровья, а также повышением работоспособности студенческой молодежи. Реальную помощь в решении этих проблем может оказать создание целевой программы, направленной на укрепление здоровья студентов и формирование здорового образа жизни, которая может рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в университете. Естественно, в такой масштабной работе должна быть задействована не только администрация ГрГУ, преподаватели профильных дисциплин, медицинские работники, исследовательские коллективы, но и студенческие общественные организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Атрощенко, Г. Н. Влияние занятий по физкультуре на сердечно-сосудистую и дыхательную систему студентов / Г. Н. Атрощенко, И. Н. Сахаров // Гигиена и санитария. 2005. № 1. С. 41-42.

2. Антонова, Л. Т. О проблеме оценке состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях / Л. Т. Антонова, Г. Н. Сердюковская // Гигиена и санитария. 1995. № 6. С. 22-28.

3. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. — Минск: 1997.

4. Белов, В.И. Психология здоровья/В.И. Белов. – СПб: 1994, 272 с.

5. Брехман, И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье/ И.И. Брехман. – Москва: 1987.

6. Василюк, Ф. В. Психология переживания / Ф.В. Василюк. – Минск: 1984.

7. Васильева, О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии /О.С. Васильева//.Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 406-411.

8. Гарбузов, В.И. Человек - жизнь – здоровье. Древние и новые каноны медицины/ В.И. Гарбузов. – СПб: 1995.

9. Горчак, С.И. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы/ С.И. Горчак. - Кишинев: 1991, с. 19-39.

10. Егорышева, И. В. Русское общество охранения народного здравия (к 125-летию со дня основания) / И. В. Егорышева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. № 6. С. 56-57.

11. Залевский, В. С. О Международном союзе школьной и университетской гигиены / В. С. Залевский // XI между-нар. симпозиум университетской и школьной гигиены и медицины: сб. аннотаций, Москва, 7-9 декабря 1976 г. / Ин-т гигиены детей и подростков. М-во здравоохранения СССР. М., 1976. С. 144.

12. Здравоохранение Республики Беларусь (офи­циальный статистический сборник). – Минск : РНМБ, 2006.

13. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко – 4-е изд. – М.: КДУ, 2006. – 296 с.

14. Добреньков, В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. / В.И. Добреньков , А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2006.-768 с. (Классический университетский учебник)

15. Ибн Сина Абу Али. Трактат по гигиене: устранение всякого вреда от человеческих тел путем исправления различных ошибок в режиме (перевод И. Бабахана) / Ибн Сина Абу Али; под ред. У. И. Каримова. Ташкент: «Фан», 1980. 115 с.

16. Кича, Д. И. История социально-гигиенических исследований студентов / Д. И. Кича, М. И. Паначина // Советское здравоохранение. 1987. № 7. С. 63-66.

17. Кураев, Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России /Г.А. Кураев, С.К.Сергеев// Валеология. 1996, №1,

18. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения/Ю.П. Лисицин. - М., 1982,.

19. Лищук, В.А. Стратегия здоровья. Медицина - наиболее выгодное вложение средств/В.А Лещук. - М., 1992.

20. Мартынова, Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 1992, №2.

21. Нуштаев, И. А. К истории научных медицинских обществ в Саратове / И. А. Нуштаев // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. № 1. С. 56-57.

22. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник для иностранных студентов / Е. И. Гончарук [и др.]; под ред. Е. И. Гончарука. 2-е изд., перераб. и доп. Киев: Выща школа, 1999. 561 с

23. Рейнуотер, Д. Это в ваших силах/Д. Рейнуотер - М., 1992. 240 с.

24. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/К. Роджерс. - М., 1994.

25. Роль вуза в формировании врачебных кадров и сохранении их здоровья / В. М. Тимербулатов [и др.] // Медицина труда и промышленная экология. 2005. № 7. С. 17-20

26. Соковня- Семенова, И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь./И.И Соковня- Семенова. - М:, 1997.

27. Степанов, А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования /А.Д.Степанов, Д.А. Изуткин.// Советское здравоохранение. 1981. №5. с.6.

28. Учебник школьной гигиены. 4-е изд. / под ред. А. В. Молькова. М.: «Медгиз», 1945. 220 с.

29. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э.Чарлтон//Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.

30. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – Москва: Омега-Л, 2007. – 567 с. – (Университетский учебник).

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: « ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФАКТОРАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ (НА ПРИМЕРЕ УО « ГрГУ »).

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Проблемн ая ситуаци я .

Первые попытки оценить состояние здоровья студентов были сделаны в конце XIX - начале XX веков В настоящее время изучение идет по таким направлениям, как:

- Общая характеристика состояния здоровья;

- Деятельность студента по поддержанию здоровья;

- Питание студентов;

- Организация досуга;

- Физкультурно-спортивная деятельность;

- Отношение студентов к курению и алкоголю.

Ряд эмпирических исследований, проведенных в последние годы, затрагивает те или иные стороны представлений о факторах формирования здорового образа жизни в студенческой среде. В частности, типичное исследование отношения к здоровому образу жизни включает оценку различных факторов.

Актуальность изучения представлений здорового образа жизни в студенческой среде. Также определяется сложностью структуры таких представлений. Также следует затронуть и практическую значимость такого исследования, результаты которого можно использовать для повышения уровня информированности студентов в данном вопросе.

1.2. Цель исследования.

Целью данного исследования является анализ системы о представлениях о здоровом образа жизни в студенческой среде

1.3. Задачи исследования.

1. Изучить общую характеристику состояния здоровья;

2. Оценить влияние различных источников информации на формирование здорового образа жизни.

3. Выяснить отношение студентов к курению и алкоголю, Физкультурно-спортивная деятельность

1.4. Предмет исследования.

1. Содержание социальных представлений о факторах формирования здорового образа жизни

2. Факторы, влияющие на формирование и представления здорового образа жизни студентов ГрГУ

1.5. Объект исследования.

Студенты факультета истории и социологии, экономики и управления, филологического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

1.6. Гипотезы.

1. Большое число студентов ГрГУ находятся в зависимости от вредных привычек (курение, алкаголь).

2. Наибольшее влияние на формирование представлений о здоровом образе жизни оказывают такие категории как интернет и телепередачи о здоровье

3. Студенты ГрГУ в связи с продолжающимся развитием организма и из-за стрессов в период обучения подвержены различным неблагоприятным воздействия, что снижает эффективность учебного процесса.

1.7. Теоретическая интерпретация ключевых понятий.

Здоровый образ жизни - определим как жизнедеятельность человека по законам сохранения и укрепления здоровья (профилактика, минимизация, преодоление, устранение последствий факторов риска, негативно влияющих на здоровье), основанную на сочетании социально обусловленных (культура здоровья) и природных свойствах субъекта жизнедеятельности, при которых риск причинения ущерба здоровью не превышает социально приемлемого уровня.

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Методы сбора первичной социологической информации.

В данном социологическом исследовании будет использоваться метод анкетирования.

В анкете 18 вопросов, в том числе:

1. По содержанию :

1) о личности респондента – 1 (18);

2) по проблематике – 17 (1-17);

2. По форме :

1) закрытые

· альтернативные – 0;

· неальтернативные – 12 (1,4,6-9,11-15,17-18).

2) полузакрытые – 5 (2,3,5,10,16);

3) открытые – 0.

3. По оформлению:

1) табличные – 0

2) линейные – 18 (1-18).

Макет анкеты прилагается.

2.2. Метод обработки эмпирических данных.

В данном социологическом исследовании предусмотрен метод обработки эмпирических данных с использованием программы MSOfficeExсel и SPSS.

2.3. Место и время проведения исследования.

Исследование будет проводиться в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы, на факультете истории социологии, экономики и управления, филологическом. Анкеты будут раздаваться, и заполняться на местах.

Даты: 15.03.2010 г. – факультет истории и социологии

18.03.2010 г. – факультет экономики и управления

19.03.2010 г. – филологический факультет

2.4. Выборка.

Объем выборки Тип выборки Единица наблюдения География
100 человек стихийная респондент (студент)

ГрГУ им. Я.Купалы,

ф-т истории и социологии, экономики и управления, филологический.

Приложение 2

АНКЕТА

Уважаемый респондент!

Мы предлагаем Вам ответить на несколько вопросов о факторах и представлениях о формировании здоровом образе жизни. Во всех вопросах даны варианты ответов, и Вам нужно просто отметить тот вариант, который наиболее близок к Вашему личному мнению.

Выбранный Вами вариант ответа просто обвести в кружок (О ) или поставит галочку (V ), (Х).

Заранее благодарим Вас за участие в опросе!

1. Как вы оцениваете собственное Здоровье?

2. Какие недомогания вас беспокоят?

3. Какие заболевания беспокоят вас чаще всего?

4. Как часто вы посещаете врача?

5. Какие меры вы принимаете для поддержания своего здоровья? (Выберите несколько вариантов ответов)

6. Интересуетесь ли вы информацией о здоровом образе жизни?

7. Через какие источники вы получаете информацию о здоровом образе жизни?

8. Как часто вы питаетесь?

9. Где вы обычно питаетесь в учебные дни?

10. Как вы предпочитаете проводить своё свободное время?

11. Воспринимаете ли вы физкультуру как элемент здорового образа жизни?

12. Рассматриваете ли вы физкультурно-спортивную деятельность как способ отказаться от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков)?

13. Считаете ли вы занятия физкультурой рациональным времяпрепровождением в свободные от занятий в университете часы?

14. Как часто вы посвящаете время Физкультурно-спортивной деятельности?

15. Какие причины побуждают вас к занятиям физкультурой и спортом?

16. Как часто вы употребляете крепкие алкогольные напитки?

17. Ваше отношение к курению?

17.1 Количество сигарет, выкуриваемых вами в день?

17.2 Вы пытались бросить курить?

В заключение, пожалуйста, сообщите о себе:

18. Ваш пол:

Благодарим Вас за участие в социологическом исследовании!