Реферат: Аграрные отношения и земельная рента 2

Название: Аграрные отношения и земельная рента 2
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Министерство образования и науки Украины

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политическая экономия»

на тему: «Аграрные отношения и земельная рента. Рынок земли в Украине»

Реферат

Курсова робота містить: 45 стор., 3 мал., 2 табл., 33 літературних джерел.

Об, єкт дослідження : сукупність відносин, виникших в аграрному секторі в умовах його формування.

Мета роботи : обгрунтування теоретичних засад щодо реформування і розвитку земельних відносин в сільському господарстві в умовах трансформації форм власності і господарювання.

Методи дослідження : системно-структурний, абстрактно-логічний, метод порівняльного аналізу.

У роботі розглядаються теоретичні положення щодо сутності земельних відносин та їх розвитку в сільському господарстві з метою виділення єфективних форм користування і управління земельними ресурсами; надається обгрунтування засадам економічного регулювання відносин власності на землю в сільському господарстві з урахуванням принципів ринкової економіки; охарактеризовані основні напрямки щодо удосконалення механізму функціонування земельних орендних відносин у системі аграрного землекористування, надані пропозиції щодо становлення і розвитку ринку земель сільськогосподарського призначення з метою його ефективного функціонування.

Содержание Стр.

Введение..................................................................................................................3

Раздел 1. Теоретично- методологические аспекты исследования аграрных отношений...............................................................................................................5

1.1 Сущность и особенности аграрных отношений..............................5

1.2 Земельная рента, ее сущность, виды и механизм образования....11

Раздел 2. Особенности аграрных отношений в экономике Украины...............18

2.1 Особенности формирования АПК в Украине.................................18

2.2 Ценообразование на рынке земли: сущность, механизм и особенности в экономике Украины.....................................................................29

Раздел 3. Механизмы государственной поддержки развития (АПК) аграрных отношений в экономике Украины.......................................................................32

3.1 Особенности государственного регулирования АПК в экономике Украины.................................................................................................................32

3.2 Мировой опыт государственного регулирования АПК........................................................................................................................37

Заключение............................................................................................................43

Список использованной литературы...................................................................45

Введение

Актуальность темы. Становление рыночных отношений в аграрном секторе Украины, законодательное утверждение частной собственности на землю, расширение евроинтеграционных процессов нуждаются в обосновании новых подходов к организации использования сельскохозяйственных угодий, которые дали бы возможность создать условия для рационального использования и охраны земель. Коренная перестройка земельных отношений на селе, формирование их в соответствии мировым стандартам подталкивает к развитию системы форм собственности, способной гармонизировать интересы субъектов хозяйствования и государства.

Целью курсовой работы является рассмотрение необходимости усовершенствования земельных отношений в аграрном секторе, которые предусматривают создание эколого-безопасных и экономически-эффективных механизмов использования земель в сельском хозяйстве.

Объект исследования – совокупность отношений на счет владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами в аграрном секторе.

Предметом исследования являются организационно-экономические меры развития и усовершенствования земельных отношений в аграрном секторе.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В работе использованы такие основные методы исследования: системно-структурный и абстрактно-логический (для теоретического обобщения результатов данных и формулирования выводов); анализа и синтеза (для детализации объекта исследования); метод сравнительного анализа (для обоснования динамики приведенных статистических данных).

Информационной основой исследования являются соответствующие законодательные, нормативно-правовые акты Украины, материалы Государственного комитета статистики, научная литература.

Раздел 1. Теоретично- методологические аспекты исследования аграрных отношений

1.3 Сущность и особенности аграрных отношений

Аграрные отношения – это составляющая экономических отношений, которые возникают в сельском хозяйстве по поводу владения и использования земли как главного средства сельскохозяйственного производства, а также производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции и услуг [2, с.255].

Главной особенностью аграрных отношений является то, что в сельском хозяйстве основным средством производства является земля. Земля – первое и основное условие любого производства, однако в сельском хозяйстве она еще и главное средство производства, элемент продуктивных сил. Поэтому в этой сфере результаты производства значительной мерой определяются качеством земельных участков, их плодородием, месторасположением относительно рынков сбыта, баз поставки необходимой техники, минеральных удобрений и др.

Аграрные отношения во многих странах Европы в XIX – начале XX в. характеризовались господством крупного землевладения. Так, в Англии в 70-х годах XIX в. землевладельцам принадлежало больше половины всей земли.

Значительное распространение в этот период получило фермерское хозяйство. Например, в Англии во второй половине XIX в. в найме у фермеров, арендовавших землю у лендлордов, было около 1 млн. человек. Накануне первой мировой войны в стране насчитывалось свыше 500 тыс. ферм, причем наиболее крупным из них принадлежала треть всех отрабатываемых земель. В Германии в конце XIX в.3 млн. хозяйств имели менее 2 га земли. Основная часть владельцев этих участков превратилась в наемных работников с наделом и арендаторов. Крестьяне платили ростовщикам огромные проценты, а значительная часть их превратилась в номинальных владельцев земли [26,с.276].

Господствующей формой аграрных отношений в США было фермерское хозяйство. В начале XX в. здесь насчитывалось 5,8 млн. ферм, которые образовались преимущественно в результате выкупа земли у государства и крупных землевладельцев, а также ее аренды. Так, 35% фермерских земель были арендованы, 25 отданы в залог страховым компаниям, а 40% были собственностью фермеров. 1 млн. фермерских хозяйств или 17% их общего количества, развивались как капиталистические хозяйства, в них работало около 60% сельскохозяйственных рабочих, производивших свыше 50% всей продукции. Средняя площадь крупной фермы в 1910 г. составляла 2 тыс. га земли, малой – 1,5.

В XX в. развитие аграрных отношений в капиталистических странах происходило преимущественно через создание крупных ферм, коллективных хозяйств, сокращение численности фермерских хозяйств, расширение арендных отношений. Так, в Англии традиционно сдается в аренду унаследованная еще со времен феодализма земельная собственность титулованной аристократии [26,с.276].

В США количество фермерских хозяйств с начала века до середины 90-х гг. сократилось с 5,8 до 2 млн. хозяйств. При этом на одно хозяйство приходится в среднем 180 га земли. Около 60% таких хозяйств при производстве сельскохозяйственной продукции обходятся собственными силами, без привлечения наемных работников. В целом 1,3 мелких фермерских хозяйств производили в середине 90-х гг. менее 9% сельскохозяйственной продукции. На долю 300 тыс. наиболее крупных из них (13,8%) приходилось более 70% сельскохозяйственной продукции, около 80% наемной рабочей силы. Каждое из этих хозяйств владело в среднем 1400 га земли. Их роль в третьем тысячелетии еще больше усилится [28,c.82].

В США насчитывается около 5 тыс. кооперативов, которые перерабатывают почти треть фермерской продукции, в Швеции имеется более 100 тыс. фермерских хозяйств, подавляющее большинство которых является членами сельскохозяйственных кооперативов.

В странах Западной Европы размеры фермерских хозяйств значительно меньше. Так, в Дании средняя ферма имеет 32 га земли, в Германии – 18, в Бельгии - 15, во Франции - 14, в Италии – 6, в Греции – 4 га. Тем не менее, основная масса сельскохозяйственной продукции в этих странах производится крупными фермами. Существование же большинства небольших ферм возможно лишь потому, что доля различных субсидий на производство ими сельскохозяйственной продукции, достигает в странах ЕЭС 50% (в США - 35, в Японии - 75). Без такой помощи фермерские хозяйства не смогли бы выжить. По подсчетам немецких экономистов, оптимальный размер фермы должен составлять 100 га, а для создания таких фермерских хозяйств необходимо иметь капитал от 750 тыс. 1 млн. марок.

Значительное распространение в развитых странах мира получила аренда – временное предоставление земли за плату арендатору. Например. Во Франции арендуется более половины земель, в Англии – около 40%. В США более трети сельскохозяйственных угодий являются собственностью государства. Они передаются в аренду сроком на 1-2 года, при выполнении условий договора его сроки продлеваются. К арендатору предъявляются следующие требования: он должен иметь соответствующие знания и опыт работы на земле, хорошее здоровье, определенный возраст, некоторый капитал, полученный от работы на ферме и др.

Разновидность аренды – семейная аренда, при которой глава семьи передает свой участок земли в аренду за определенную плату одному из членов семьи. В Германии и Англии на этот вид аренды приходится 15-20% всей арендуемой земли. Особенностью арендных отношений в некоторых развитых странных мира является объединение семейных ферм в сельскохозяйственные корпорации. Например, в США в такие корпорации объединены около 90% семейных ферм, при этом 95% корпораций включают до 10 ферм.

В СССР эволюционный (поступательный) путь развития аграрных отношений прервала форсированная коллективизация, результатом которой стало массовое создание колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства были ликвидированы, а наиболее трудоспособная и активная (а потому – и более зажиточная) часть крестьян попала в разряд кулаков и была репрессирована.


В ходе коллективизации происходило насильственное обобществление средств труда, скота и др. Не желая вступать в колхозы, крестьяне массово вырезали скот. Поэтому количество лошадей с 1929 по 1935 гг. сократилось с 32,6 до 14,9 млн., примерно в два раза уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, остановился рост валовой продукции сельского хозяйства [22,c.18].

На фоне развития официально признанных форм собственности – коллективной и государственной – происходило вытеснение других форм собственности, прежде всего, - частной. В действительности же, коллективная форма собственности в сельском хозяйстве была квазиколлективной, огосударствленной, управление ею осуществлялось административно – командными методами. В течение нескольких десятилетий через механизм «ножниц цен» прибавочный и часть необходимого продукта, созданного в аграрной сфере, изымались из села. Вследствие этого имело место отчуждение сельскохозяйственных работников от земли и других средств производства, утрачивались стимулы к труду. Наряду с этим проводилась политика преобразования части колхозов в совхозы [23, c.15].

После распада СССР перед независимыми государствами, в том числе и Украиной, встал вопрос о радикальной перестройке аграрных отношений. Аграрные отношения в Украине имели долгую сложную иногда трагическую историю. Они определили судьбу значительной части населения, от них зависело могущество государства: военная и экономическая, стабильность в обществе.

Многовековая оседлость украинцев создавала благоприятные условия для ведения земледелия. Исторические документы зафиксировали в VI-II тыс. до н.э. высокий уровень развития земледелия. В этот период имеет место развитие хлеборобской культуры, известной под названием Трипольская. Трипольские племена занимали огромные территории в бассейнах рек Днестра и Днепра. Они были землеробами, обрабатывали землю сначала мотыгами, а потом научились использовать плуг. Развивалось и табунное скотоводство, выкармливали птицу.Во время древнерусского государства – Киевской Руси - земледелие стало основой экономики. Уровень развития хлеборобства в этот период, по мнению известного исследователя в отрасли экономической истории С. Злупка, отображают такие основные компоненты, как земледельские орудия, технология земледелия и место земледелия в экономике.

Субъектами экономических отношений в аграрном секторе являются: общество в целом в лице государства; сельскохозяйственные предприятия; индивидуальные производители сельскохозяйственной продукции (фермеры, семейно-индвидуальные хозяйства). Взаимодействие субъектов аграрных отношений является основой экономических отношений в этом секторе. Эти субъекты вступают в экономические отношения не только между собой, но и с представителями других отраслей и общества в целом [17, c.49].

Характер и особенности аграрных отношений определяются в первую очередь формой собственности на землю как основное средство производств. В современных условиях собственность на землю в разных странах имеет следующие формы: государственная, муниципальная (коммунальная), частная. Наличие разных форм собственности на землю и землепользование является основой многоукладности сельского хозяйства. Мировая практика показывает, что в аграрном секторе эффективно функционируют различные по размерам и формам собственности виды предприятий – мелкие, средние и большие, основанные на полно собственности на землю, частичной собственности и аренде; семейные фермы, сельскохозяйственные кооперативы и корпорации. Все они имеют одинаковые права в отношениях с государством, другими аграрными несельскохозяйственными предприятиями и организациями [15, c.20].

В Украине в результате проведения поэтапной земельной реформы произошли коренные, необратимые преобразования земельных отношений. Одним из важнейших является преодоление монополии государственной собственности на землю и введение института частной собственности. Согласно с новым Земельным кодексом, принятым в октябре 2001 г. парламентом Украины, субъектами права собственности на землю являются:

- граждане и юридические лица – на земли частной собственности;

- органы местного самоуправления – на земли коммунальной собственности;

- государственные органы – на земли государственной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отно­шений только путем аренды земли. Земля особо охраняемых тер­риторий иностранным гражданам и лицам без гражданства, юриди­ческим лицам не предоставляется.

Анализ причин аграрного кри­зиса позволяет сделать вывод о том, что только на основе преоб­разования форм собственности невозможно обеспечить динамичное развитие агропромышленного производства.

1.2 Земельная рента, ее сущность, виды и механизм образования

Земельная рента - это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количества которых (их запасы) строго ограничены. Именно уникальные условия предложения земли и других природных ресурсов, их фиксированное количество отличает рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли [30, c.320].

Возникновение земельной ренты обусловлено особенностями земли как экономического ресурса и связанными с ним отношениями землепользования. Земля представляет собой уникальный ресурс, она количественно ограниченна. Если не брать ко вниманию нетипичный пример Голландии, где в последнее время получают определенную площадь земель для сельского хозяйства, возможности для ее расширения ограничены или вообще отсутствуют. Общее предложение земли в границах национальной экономики абсолютно неэластично. На рынке земли активный только спрос. Землю невозможно искусственно воссоздать, а сами земельные участки отличаются плодородием, то есть имеют разную продуктивность, которая создает разный спрос на нее и формирует разную цену. Различают природное и искусственное плодородие земли. Природное – это совокупность физических, химических, биологических способностей почвы, а искусственное – результат мероприятий, направленных на улучшение этих земель (мелиорация, орошение и др.). Способности почв дают возможность осуществит их агропромышленную группировку, так называемое бонитование. Лучшие почвы оцениваются самыми высокими 100 балами. Они служат эталоном, худшие имеют низший класс бонита.

Субъектами аграрных земельных отношений является землевладелец и землепользователь. Для обоих важным является экономическое плодородие почв как результат природных и искусственно созданных возможностей земли. Землевладелец создает монополию частной собственности на землю. Монополия на землю как исключительное право рыночного субъекта распоряжаться этим ресурсом, приносит его владельцу доход, который приобретает экономической формы земельной ренты.

Рента - один из видов дохода на собственность, плата владельцу за разрешение использования земли, применения к ней капитала. Ее размер обусловлен в договоре об аренде. Выплачивается она на весь срок, подписанный в договоре об аренде. Земельная рента как разновидность дохода она использовалась еще в античности. Тогда на первоначальном этапе арендную плату называли земельной рентой. Физиократы считали ренту даром природы, которая приносит ее владельцу дополнительный доход. Однако самое большое влияние в теорию ренты было сделано классической и неоклассической школами и марксизмом.

Согласно с марксистским определением земельная рента – это часть дополнительного продукта, которая создается работниками в сельскохозяйственном производстве и присваивается землевладельцем или землепользователем. Процесс создания земельной ренты обусловлен наличием в сельском хозяйстве трех социальных групп: земельных собственников, капиталистов- предпринимателей (арендаторов) и наемных сельскохозяйственных работников. Земельные собственники сдают землю в аренду и получают в виде ренты часть стоимости произведенной продукции. Капиталисты- предприниматели организовывают сельскохозяйственное производство и получают прибыль. Наемные работники создают стоимость товара своим трудом, получают заработную плату и одновременно создают дополнительную стоимость, значительная часть которой присваивается землевладельцам в виде ренты.

Важным условием создания земельной ренты, по мнению марксистов, являются два вида монополий на землю: монополия частной собственности на землю и монополия на землю как объект хозяйствования. Первая приводит к созданию абсолютной ренты. Вторая создает дифференцированную ренту.

Причиной образования дифференцированной ренты является естественная монополия на объект хозяйства, то есть, невозможно создать равные условия хозяйствования из-за естественных различий в плодородии, в транспортных издержках. Конкуренция не устраняет этих различий, а как перелив капитала не влияет на плодородие и местоположение. Результат – разная производительность труда при одних и тех же издержках, затратах труда и капитала. Факторами, условиями образования дифференциальной ренты в современных условиях становятся различия:

· в климате и плодороди почв;

· в богатстве месторождений полезных ископаемых;

· в местоположении рынков сбыта;

· в размерах налогов, дорожных сборов, таможеных пошлин;

· в затратах на средства связи.

Разнообразные условия производства и реализация редопределяют дифференциацию издержек производства, издержек обращения, прибылей. Естественная мнополия вынуждает общество признавать, то есть предъявлять спрос на продукцию, созданную не только с минимальными и средними, но и максимальными затратами. Общественные цены реализации складываются на основе предельных, максимальных затрат, отражающих худщие условия производства и реализации. Задача собственика естественой монополии – уловить, предвосхитить эту разницу между общественно допустимыми (максимальыми, предельными) и индивидуальными (фактаческими) затратами при установлении арендной платы.

Количественно дифференциальная рента равна:

ДР = ПЗ – ИЗ,

где ДР - дифференциальная рента;

ПЗ – предельныеобщественно допустимые затраты;

ИЗ – индивидуальные фактические затраты.

В случае равенства предельных и индивидуальных затрат (ПЗ = ИЗ, дифференциальная рента не образуется, ДР = 0).

Дифференциальная рента может представлять собой разбухание:

- издержек производства (ДР по плодородию);

- издержек обращения (ДР по местоположению);

- прибавочного продукта (ДР от месторождений полезных ископаемых).

Принято различать ренту,возникшую в связи с различием земель по плодородию и местоположению (дифференциальная рента I) ренту, возникающую в результате дополнительных инвестиций, вызывающих рост производительности труда (дифференциальная рента II).Различия между двумя формами дифференциальной ренты заключаются том, что:

1. дифференциальная рентаI возникает на основе экстенсивного хозяйствования, тогда как дифференциальная рентаII возникает только на основе интенсификации производства;

2. дифференциальная рентаIполностью присваивается землевладельцем, а рента II – частично арендатором.

Механизм образования абсолютной ренты обусловлен наличием худших земель, которые вводятся в хозяйственный оборот. При этом арендная плата берется и за худшие земли, на которых создается абсолютная рента.

Механизм образования абсолютной земельной ренты описал К.Маркс в работе «Капитал». Суть его сводится к следующему: образование абсолютной ренты совершается потому, что в качестве общественных затрат производства в сельском хозяйстве выступают затраты производства на худших землях, а продукция реализуется по общественным ценам. Разница между ними дает возможность получить дополнительную прибыль в виде абсолютной ренты. Количественная абсолютная рента может быть вычислена по формуле:

АР = ЦВ - ЦС,

где АР – абсолютная рента;

ЦВ – цена недвижимости, по которой она передается владельцу собственником;

ЦС - цена недвижимости, по которой она достается собственнику.

Если собственник, владелец и пользователь недвижимости совпадают в одном лице, абсолютная рента не образуется.

Впервые экономическую природу ренты раскрыл представитель классической школы Д. Риккардо. Он обратил внимание на то, что цена на зерно на рынке единая и не зависит от затрат производства, то есть совсем не учитывается на каких землях было произведено зерно – плодородных (где затраты на производство меньше) или менее плодородных (где затраты довольно велики). Он пришел к выводу, что производитель зерна, который хозяйствует на лучших землях, получает сверх прибыли по сравнению с теми, кто ведет хозяйство на худших. Этот дополнительный доход он назвал рентой. По мнению Риккардо, рента выплачивается за пользование землей потому, что количество земли является неограниченным, а качество – неодинаковым. В период освоения новых земель, когда их количество является избыточным по сравнению с продовольственными потребностями населения, ни одной земельной ренты возникать не будет.

В основе современного подхода к определению понятия земельной ренты содержится неоклассический подход. Представители неоклассической школы для объяснения ренты используют теорию граничных продуктов. При этом вводится понятие экономической ренты – отношение любого подхода к производственным затратам, которые превышают его альтернативную стоимость. Доход, полученный от пользования землей, называется чистой экономической рентой. Основу определения земельной ренты составляет спрос, предложение и равновесная цена (рис.1.1).

Поскольку земля ограниченна, предложение ее на рынке составляет величину фиксированную, а поэтому линия предложения (SS) будет иметь вид вертикальной прямой. На пресечении спроса (DD) и предложения (SS) образуется равновесная цена (Е), которая соответствует величине ренты. Если рента будет выше от равновесной точки (Е), то спрос на землю уменьшится, часть ее окажется незанятой. Землевладельцы вынуждены будут предлагать землю по низшей плате. Если рента будет ниже от равновесной точки (Е), то произойдет возрастание спроса на землю, а это, в свою очередь, приведет к повышению величины ренты и перемещению ее к точке рыночного равновесия.

Рис.1.1 Процесс образования земельной ренты

Рента как экономическая категория означает не просто доход от земли. Это доход от такого фактора производства, который является чрезвычайно важным, ограниченным, разного качества, невозобновимый и в связи с этим не эластичный. А.Маршал заметил, что любое возрастание чистого дохода, полученное бесплатно, как дар природы и которое не обусловлено специальными затратами землевладельцев, следует считать земельной рентой. Однако полная земельная рента создается из трех элементов. Источник первого – природное плодородие почв, второго – улучшение качества земель человеком, третьего – приближенность земель к городам, коммуникациям, рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции.

Особенную форму земельной ренты составляет монопольная. Условиями ее создания является ограниченность и невозобновимость земель особенного качества или земель расположенных в уникальных природно – экономических условиях. Собственники земель для производства продукции с особенно редкими характеристиками (винограда, табака, чая) могут реализовывать продукцию по монопольно-высоким ценам. Монопольную ренту присваивает собственник редкого товара. Она равна абсолютной величине в виде разницы между общественной и индивидуальной ценой производства:

МР =ЦО – ЦП ,

где МР – монопольная рента;

ЦО – общественная цена продукции, то есть цена производства;

ЦП – индивидуальная цена продукции.

При этом учитывается абсолютная величина, так как:

- ЦП может быть больше ЦО, если качеством редкости обладает продукция;

- ЦП может быть меньше ЦО, если качеством редкости наделены факторы производства, порождающие более высокую производительность труда.

Раздел 2. Особенности аграрных отношений в экономике Украины

2.1 Особенности формирования АПК в Украине

Отраслевой структуре народного хозяйства присущи определенные межотраслевые пропорции, межотраслевые производственные связи, которые постоянно усиливаются и расширяются. Происходит процесс интеграции разных стадий производства и деления той или другой продукции. В народном хозяйстве Украины наблюдается взаимодействие отраслей в составе интеграционных структур, межотраслевых комплексов.

Одним из таких наиболее мощных и многоотраслевых комплексов есть аграрнопромышленный. Это сложный комплекс производства, которое объединяет разные отрасли народного хозяйства. Агропромышленный комплекс (АПК) в значительной мере определяет социально-экономическое развитие страны, уровень жизнь населения, его обеспечения продуктами питания, а промышленность - сельскохозяйственным сырьем. Решение продовольственной проблемы осуществляется преимущественно в АПК. Именно из-за этого он является важным звеном экономики и должен иметь приоритетное развитие.

В АПК занято около 1/3 всей численности работников народного хозяйства. Его отраслей приходятся свыше 30% основных производственных фондов. Отрасли АПК формируют около 1/3 национального дохода и почти 2/5 валового общественного продукта. АПК - это совокупность отраслей народного хозяйства занятых производством, переработкой, хранением и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции. АПК имеет слишком сложную функциональную и отраслевую структуру. В его состав входят следующие основные сферы:

1)Сельскохозяйственное производство - растениеводство и животноводство, которые создают сырьевую базу АПК. Это основное базовое звено.

2)Отрасли, которые создают материально-технические средства для отраслей АПК: сельскохозяйственное машиностроение, производство средств защиты растений, минеральных удобрений, комбикормовая и микробиологическая промышленность, производство тары, специального оборудования и приборов для АПК и др.

3)Отрасли, которые обеспечивают переработку сельскохозяйственной продукции (пищевая, легкая).

Кроме этих основных сфер, в АПК входят производственная и социальная инфраструктуры в той части, которая работает на потребности этого комплекса. Речь идет о транспорте, складское хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, в том числе ирригационные системы заготовку, хранение сельскохозяйственной продукции, информационное обеспечение, специализированная торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, культурное и медицинское обслуживание и тому подобное. Дополняющим звеном АПК являются научные заведения и подготовка квалифицированных кадров для обеспечения его эффективного функционирования.

По производственному признаку в состав АПК входят продовольственный комплекс и непродовольственный. Продовольственный комплекс - это совокупность отраслей, связанных с производством продуктов питания растительного и животного происхождения. Кроме того, в продовольственный комплекс входят производства, которые технологически не принадлежат к сельскому хозяйству. Это - производство соли, минеральных вод, вылов рыбы и др.

К непродовольственному комплексу принадлежат отрасли, связанные с производством товаров широкого потребления из сырья растительного и животного происхождения; отрасли легкой промышленности, в первую очередь те, которые занимаются первичной переработкой сельскохозяйственного сырья. Эти комплексы, в свою очередь, в зависимости от вида сырья, что используется, разделяются на растениеводческие и животноводческие подкомплексы.

Особенную роль в АПК играет продовольственный комплекс, который обеспечивает население продуктами питания. Он включает отрасли связанные лишь с производством продовольственной продукции. В состав этого комплексу входят зернопродуктовый, сахаросвекольный, плодоовощеконсервный, виноградно-винодельческий, мясной, молочный, масляно - жировой подкомплексы. Кроме того, в его состав входят определенные инфраструктурные отрасли. Относительно территориальной структуры АПК, то он формируется на конкретной территории образования в виде разных форм агропромышленной интеграции, то есть элементов территориальной структуры. В научной литературе выделяют локальные и региональные АПК. Локальные АПК сформировались на сравнительно небольших территориях на основе сочетания агропромышленных предприятий по переработке малотранспортабельной сельскохозяйственной продукции и имеют самую низкую степень интеграции. Локальные формы АПК считаются наиболее распространенными. Среди них выделяют: агропромышленный пункт; агропромышленный центр; агропромышленный куст; агропромышленный узел.

Важнейшим звеном АПК, второй важной отраслью материального производства Украины есть ее высокоинтенсивное, многоотраслевое сельское хозяйство. В структуре АПК по показателям объема продукции, основным производственным фондам, численность занятых в сельскохозяйственном производстве играет ведущую роль, то в народнохозяйственном комплексе Украины на него приходится близко 24,6% основных производственных фондов, 14,4% валовой общественной продукции 21,9% работников народного хозяйства. Сельскохозяйственное производство формирует 16,22% национального дохода страны.

В структуре сельского хозяйства выделяют две основных отрасли: растениеводство и животноводство. В зависимости от социально-экономических условий и уровня развития сельского хозяйства соотношения между этими отраслями в объемах его продукции изменяются. В 80-ые- 90-х гг. в структуре продукции сельского хозяйства преобладала продукция животноводства, а в последние годы продукция растениеводства (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Структура валовой продукции сельского хозяйства Украины в 1999 г. (в хозяйствах всех категорий)

Показатели В сравнительных ценах 1996г., млн. грн. в %
Продукция сельского хозяйства 28112 100
Продукция растениеводства 17364 62,1
Зерновые культуры

5661

20,1

Технические культуры

1787 6,3
Кормовые культуры и другая продукция растениеводства

1751

6.9

Продукция животноводства

І0748

37,9

Выращивание скота и птицы 4967

17

Другая продукция животноводства

537

1,96

В свою очередь, растениеводство по виду продукции, которая производится, разделяется на ряд отраслей: зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство и бахчевник, плодоводство, полевое кормопроизводство. В состав растениеводства входят такие отрасли: овощеводство, бахчевник, плодоводство др.

Сельскохозяйственное производство развивается на основе тех же экономических законов, которые определяют развитие и размещение всего народного хозяйства. В то же время здесь отмечаются и некоторые специфические условия развития этой отрасли, связанные с естественными особенностями сельскохозяйственного производства. Большое влияние на развитие и размещение сельского хозяйства имеет действие естественных факторов, таких как климатические условия, грунтовой покров, водные ресурсы. Именно они влияют на развитие и размещение этой отрасли народного хозяйства. Одной из особенностей сельскохозяйственного производства есть то, что основным средством производства выступает земля, свойство которой - плодородие. В то же время в других отраслях народного хозяйства земля не играет такой роли, а используется преимущественно как территория для размещения того или другой производства Основное средство производства в сельском хозяйстве. Земля при правильном использовании имеет свойство постоянно повышать плодородие - естественную основу интенсификации сельскохозяйственного производства.

Вторая особенность сельского хозяйства заключается в том, что и растения, и животные выступают одновременно и как средства, и как предметы труда. Для них характерные естественные циклы производства. Развитие сельского хозяйства как отрасли, которая обеспечивает население продуктами питание, а промышленность сырьем, имеет приоритетное значение. Однако эта проблема сейчас решается в чрезвычайно сложных экономических условиях. В решении актуальных проблем аграрного сектора АПК должны играть более активную роль все формы ведение хозяйства на земле: коллективные, сельскохозяйственные предприятия, арендные, фермерские, семейные хозяйства и тому подобное. На начало 1998 гг. в Украине насчитывалось 35927 фермерских хозяйств с площадью сельскохозяйственных угодий 932,2 тыс. га.

Земельный фонд Украины характеризуется высокой степенью освоения. Сельскохозяйственные угодья занимают 42,4 млн. га, или 70% общей земельной площади. Земли, которые требуют освоения, занимают лишь 2,5% ее территории. В сельском хозяйстве земля есть важнейшим средством производства. Характерной особенностью структуры сельскохозяйственных угодий является высокий удельный вес пахотных земель (больше 80%). Другие площади используются под многолетние насаждения (2,7%), сенокосы (5,1%) и пастбища (11,4%). Более всего распаханы сельскохозяйственные угодья в Лесостепной зоне (85,4%), а меньше всего – на Полесье (68,9%). В Полесской зоне почти треть площадей сельскохозяйственных угодий занимают естественные кормовые угодья.

В связи с тем, что в Украине сельское хозяйство уступает промышленности как, по плотности основных производственных фондов, так и по объему производства товарной продукции, в государстве преобладает промышленно-сельскохозяйственный тип освоения территории. Важной составной частью освоения территории Украины является уровень развития инфраструктуры территории, в особенности коммуникационной. От территориальной организации инфраструктуры, густоты транспортной сети, ее технического состояния, направления железных дорог и автомобильных дорог зависят особенности территориальной организации АПК и регулярность связей между его основными звеньями.

Украина принадлежит к странам мира, где уровень сельскохозяйственного использование земельного фонда один из наивысших. Обеспеченность земельными ресурсами достаточно высокая и составляет 0,65 га пашен на душу население (для сравнения в Европе - 0,26 га, в мире в целом - 0,29 га). В последние десятилетия наблюдается снижение землеобеспечености в Украине. Если в 1950г. на душу населения приходилось 1,2 га сельскохозяйственных угодий и 1 га пашни, то в 1965 г. соответственно 0,95 га и 0,78 га. В 1996 г. этот показатель снизился и составлял 0.8 га и 0,6 га. Наибольшей землеобеспеченностью характеризуются южные области Украины: Херсонская, Николаевская, Кировоградская, где на душу население приходится 1,3 - 1,4 га пахотных земель, а менее всего обеспеченные пашней в расчете на душу населения Закарпатская (0,15 га), Львовская (0,29 га), Ивано-Франковска (0,26 га). Черновицкая (0,3 га) области.

Земли Украины характеризуются высоким естественным и економическим плодородием, особенно черноземы лесостепных и степных областей, где сосредоточена треть их мировых запасов. Под черноземами занято больше половины (55%) грунтового покрова Украины. Особенно высоким естественным плодородием среди них отмечаются самые ценные типичные черноземы (18% всего грунтового покрова), распространенные преимущественно в Лесостепи, а также обычные черноземы (28%), которые имеют высокое естественное плодородие и распространенны преимущественно в северной Степи, и черноземы мало и слабогумусные (9%), которые нуждаются в искусственном орошении, размещенные на юге Степной зоны.

На начало апреля прошлого года сев яровых культур был начат во всех регионах Украины. По расчетам, хозяйствами всех категорий яровые культуры, с учетом пересеивания по погибшим озимым и многолетним травам, посеяны на площади 2403,9 тыс. га, что составляет 52,8% аналогичного показателя в 2007 году (таблица 2.2).

Зерновые и зернобобовые культуры (без кукурузы) посеяны на площади 2050,0 тыс. га, (на 47,8% меньше сравнительно с прошлым годом), из них ячменя - 1659,4 тыс. га (на 47,1% меньше).

В результате Чернобыльской трагедии из сельскохозяйственного обращения изъято почти 100 тыс. га земель. Изымаются значительные площади земельных угодий для несельскохозяйственного использования. Для разных видов строительства ежегодно отводится 12 - 14 тыс. га сельскохозяйственных земель. Все это требует экономного и научнообоснованного использования земельных ресурсов как одного из важных направлений рационального природопользования.

Таблица 2.2

Ход сева яровых культур в разрезе регионов за 2007 год (тыс. га)

Области Все категории хозяйств В том числе

Сельскохозяйственные предприятия

Хозяйства населения

2008 г.

2008г.

в % до 2007г.

2008г.

2008г.

в % до 2007г.

2008г.

2008г.

в % до 2007г.

Украина 2403,9 52,8 1668,7 49,5 735,2 62,4

Автономная

Республика Крым

110,8 90,0 72,6 82,7 38,2 108,2
Винницкая 149,9 58,1 133,5 55,5 16,4 92,7
Волынская 34,6 66,5 13,5 71,1 21,1 63,9
Днепропетровская 188,4 55,1 84,8 36,7 103,6 93,7
Донецкая 135,4 54,7 80,4 48,5 55,0 67,2
Житомирская 45,0 47,4 30,1 47,5 14,9 47,2
Закарпатская 2,7 9,6 0,5 10,2 2,2 9,5
Запорожская 159,5 62,2 103,6 57,6 55,9 73,2
Ивано-Франковска 21,3 63,2 8,9 82,4 12,4 54,1
Киевская 109,9 66,8 99,1 60,2 10,8 -
Кировоградская 116,9 32,5 116,9 42,3 - -
Луганская 48,1 34,5 38,0 34,2 10,1 35,6
Львовская 45,5 69,9 15,1 68,0 30,4 70,9
Николаевская 138,2 44,6 89,1 42,7 49,1 48,7
Одесская 279,7 73,3 187,7 65,2 92,0 98,6
Полтавская 164,4 50,7 119,8 49,2 44,6 55,4
Ровненская 12,8 39,6 12,8 39,6 - -
Сумская 44,4 37,1 38,8 37,3 5,6 35,2
Тернопольская 35,1 32,2 31,7 31,3 3,4 45,3
Харьковская 112,3 43,6 86,7 43,1 25,6 45,5
Херсонская 201,2 82,6 95,3 65,8 105,9 107,4
Хмельницкая 81,1 34,2 63,7 38,5 17,4 24,3
Черкасская 95,2 38,4 93,8 45,8 1,4 3,3
Черновицкая 30,5 103,4 15,0 98,7 15,5 108,4
Черниговская 41,0 42,6 37,3 43,3 3,7 36,3

В Украине с развитием многоукладной экономики большим перерабатывающим предприятиям тяжело организовывать заготовку сельскохозяйственного сырья, поскольку они ориентированы на высококонцентрированное производство, а количество поставщиков сырья существенно возрастает в связи с снижением уровня объемов производства в коллективных хозяйствах и созданием фермерских хозяйств. Поэтому нужно, чтобы перерабатывающие предприятия приспособились к условиям мелкотоварного производства.

Одним из возможных путей формирования новых типов связей между большими перерабатывающими предприятиями и мелкими сельскохозяйственными (в том числе фермерскими и подсобными хозяйствами населения) может быть возникновение новых промежуточных звеньев, которые будут выполнять функции заготовки сельскохозяйственного сырья. С развитием рыночных отношений среди инфраструктурных подразделений возникают подразделения, которые обслуживают сферу оборота материальных и финансовых ресурсов. Среди них одно из ведущих мест занимают кредитно-финансовые учреждения.

Оказывать содействие развитию АПК в Украине призванное принятие Верховной Радой целого пакета законодательных документов и нормативных актов. В частности, это Законы «О предприятии», «О предпринимательстве», «О приоритетности развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве Украины», «Про крестьянское (фермерское) хозяйство», «Земельный кодекс Украины», «О кооперации» и др. Современное положение в сельском хозяйстве, большинство ученых выделяют три главных этапа аграрной политики:

Первый этап – стабилизационный. Его назначение - приостановить спад производства в области. Ориентировочная продолжительность - ближайшие два-три года. Для этого придется мобилизовать внутренние и внешние инвестиции, задействовать стимулы высокопроизводительной работы, развивать предпринимательство в АПК.

Второй этап – возобновительный. Его цель - доведение объемов сельскохозяйственного производства к уровню конца 80-х - начала 90-х лет, с постепенным поступлением продукции на мировой рынок. Предусматривают, что продолжительность этого этапа будет охватывать первое десятилетие XXI ст.

Третий этап – стратегический. Он предусматривает вывод сельского хозяйства Украины на уровень наиболее развитых сельскохозяйственных стран, надежное закрепление ее места в мировом распределении производства аграрной продукции и его широкого ассортимента.

Результаты хозяйствования предпринимательских сельскохозяйственных структур являются довольно низкими, для развития АПК нужны как внутренние, так и внешние инвестиции. Возможности бюджетных инвестиций в аграрную сферу в Украине чрезвычайно ограниченны. Соответственно сокращение инвестиций (в особенности на разработку эффективных технологий, прогрессивной техники) увеличивает зависимость нашей страны от импорта продуктов питания, закрепляет технологическое отставание от развитых стран мира. Поэтому инвестиционная политика в Украине должна быть единой системой государственного регулирования АПК вместе с ценами, налогами и кредитами, как в странах с развитой рыночной экономикой. Поступления инвестиционных ресурсов из-за границы ограниченны нестабильностью экономики, отсутствием законодательной базы и механизма реализации уже принятых законов, недостачей гарантий иностранным инвесторам на государственном уровне, несовершенством и частыми изменениями действующей налоговой системы и др.

Только достаточно высокий уровень цивилизованности предпринимательских отношений, осведомленность предпринимателей с основами ведения предпринимательской деятельности, создание юридической базы для ее эффективного развития даст возможность вывести сельскохозяйственное производство страны на мировой уровень. Нужно создавать интегрированные объединения предпринимательских структур, в частности, ассоциации, союзы предпринимателей агропромышленного направления, финансово-промышленные группы (ФПГ), инвестиционные фонды. Такие объединения обеспечат эффективное развитие сельских регионов, дадут возможность наладить и внедрить прогрессивные ресурсосберегательные технологии, поставлять продукцию на внутренние и внешние рынки, обеспечить высокий уровень оплаты работников сельскохозяйственного сектора, быть равноправными партнерами с иностранными предпринимателями и инвесторами.

Ценообразование на рынке земли: сущность, механизм и особенности в экономике Украины

Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной.

Земельный рынок – одна из самых прибыльных статей доходов бюджета многих государств. В этот нелегкий для нашей страны период, когда в государстве растут внутренние и внешние задолженности, спад производства, увеличение безработицы и ухудшение уровня жизни населения, развитие рынка земли могло бы стать дополнительным источником бюджетных поступлений.

На рис. 2.1 изображен рынок услуг (или использования) земли. Предложение земли, а значит, и предложение услуг земли характеризуется свершенной неэластичностью, так что кривая предложения вертикальна. Кривая спроса DТ показывает производный спрос на услуги земли. Расположение и форма кривой зависят от технологий в отраслях, использующих землю, количества других применяемых ими факторов производства, а также от спроса на производимую ими продукцию.

В частности, увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию приводит к росту предельной даст земли, которая равна предельному продукту земли, умноженному на цену выпускаемой продукции. В результате повышается спрос на землю при любой данной арендной ставке.

Увеличение спроса на услуги земли отображается как сдвиг вверх кривой спроса до положения DТ. Ставка арендной платы за один акр земли должна увеличиться с R0 до R` , для того чтобы спрос сравнялся с фиксированным предложением. Арендные ставки вырастут из – за роста спроса на сельскохозяйственную продукцию.

Поскольку цена, которую покупатель будет готов заплатить за земельный участок, равна современной стоимости всех будущих арендных поступлений, цены на землю будут также расти. Поскольку земля является вечным фактором, уравнение позволяет применить немного более специфический метод: если процентная ставка остается неизменной, процентное увеличение цен на землю будет равняться процентному увеличению годовых арендных ставок. Если арендная плата увеличится вдвое, увеличатся в 2 раза и цены на землю.

Реальная процентная ставка = номинальная процентная ставка * темпы инфляции

Для фермера, который владеет собственным участком земли и не намеревается уходить из сельскохозяйственного сектора или расширять свои владения, не будет ощутимым ни один из этих процессов. Рост арендной платы и стоимости земли не влияет на его фактические расходы. Конечно, повысятся и его заработки в связи с ростом цены на продукцию сельского хозяйства. Экономическое положение фермера, который не владеет обрабатываемым им участком, а арендует его, ощутит рост цен на свою продукцию, однако арендная плата будет также расти. Несмотря на этот спроса и цен, такой фермер может и не получить более высокого дохода.

Земля традиционно рассматривается как количественно фиксированный актив, слово «рента» часто используется для обозначения дохода от любого фактора, получаемого благодаря ограниченности его предложения.

Таким образом, фактор приносит ренту, если он оплачивается на уровне большем, чем это необходимо для обеспечения предложения данного потока услуг этого фактора.

Часто землю покупают в связи с ожидаемым ростом цен на нее, а совсем не потому, что люди хотят получать доход посредством ее обработки или сдачи в аренду. В таких случаях покупатели предполагают, что найдется еще кто – то, который пожелает заплатить за эту землю в будущем. Такой потенциальный покупатель в свою очередь, или какой - нибудь другой покупатель в другой части цепочки должен задуматься о том, какую сумму будут готовы платить арендаторы за право пользования этой землей. В конечном итоге главным фактором, определяющим цену на землю, будет количество людей, готовых платить за право пользования ею в будущем. Цена земли определяется арендной платой, которую предполагают получать землевладельцы.

Раздел 3. Механизмы государственной поддержки развития (АПК) аграрных отношений в экономике Украины

3.1 Особенности государственного регулирования АПК в экономике Украины

Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных рычагов, вы­зывает необходимость разработки теории и совершенствования прак­тики государственного воздействия на макро- и микроэкономические процессы в сельском хозяйстве и связанных с ним отраслях.

Государственное регу­лирование в АПК предполагает осуществление его преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продо­вольственного рынка от импорта, а также аграрного сектора от вы­сокомонополизированных отраслей, производящих средства производ­ства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию; сохра­нение и совершенствование функции государства в качестве заказчи­ка и инвестора применительно к условиям переходного периода; со­действие развитию рыночной инфраструктуры; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовка кадров для сельского хозяйства. Регу­лирующая роль государства особенно важна на нынешнем этапе пе­рехода к рыночной экономике, когда не сформировался эффектив­ный механизм экономического регулирования.

Активное воздействие на развитие АПК экономическими мето­дами государство может осуществлять через кредитное и налого­вое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование ус­ловий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государ­ственные программы, госзаказы, эффективную таможенную полити­ку и т. д.

В области ценовой политики должны действовать принципы свободного ценообразования в сочетании с государственным регулированием цен, установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирования цен в соответствии со спросом и предложением при относительно жестком ограничении тенденций к их монополизации. В области кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое использование кредитов с пониженной для сельского хо­зяйства процентной ставкой.

Государственное регулирование АПК обязательно включает и внешнеэкономическое направление. Оно в качестве одной из важ­нейших задач имеет защиту отечественного сельского хозяйства. Степень и формы внешнеторговой защиты и аграрного протекцио­низма должны зависеть от состояния сельскохозяйственного произ­водства и рынка по отдельным товарам и товарным группам, от насыщения рынка и конкурентоспособности отечественной продук­ции.

В будущем представляется вполне реальным повышение экс­портных возможностей аграрного сектора Украины. В частности, перспективным ресурсом для экспорта является зерновое хозяйство, где можно добиться радикального перелома при наличии ряда ус­ловий - коренной реорганизации закупочной системы, создания лучшей складской и транспортной инфраструктуры, экономии по­севного материала, а также при достижении паритета цен на сель­скохозяйственную продукцию с ценами на средства производства. При этих условиях зерновое хозяйство в перспективе сможет вы­делять экспортные ресурсы. Во внешнеэкономических связях АПК нужна тщательная поста­тейная проверка необходимых пропорций сочетания протекциониз­ма, свободной торговли и сотрудничества с учетом большой раз­ницы между первой сферой и пищевой промышленностью, хра­нением, которые, остро нуждаются в западных капиталах и технологиях [30, c.80].

В связи с изменениями в социально-экономической структуре сельского хозяйства - падением производства и повышением про­изводства и доли в валовой сельскохозяйственной продукции хо­зяйств населения - требуется большее внимание уделить индивиду­альному сектору аграрной экономики. Поддержку хозяйств населе­ния следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной по­литики именно сейчас, когда производство в крупных сельскохо­зяйственных предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации организационно не окрепли и не получили весомого развития с точки зрения их вклада в продовольст­венное обеспечение страны.

Крупные сельскохозяйственные предприятия заслуживают прове­дения в отношении их избирательной политики. Они должны по­лучать кредиты по строго целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств. Средства предпри­ятиям должны выделяться в рамках специальных программ на конкурсной основе. В этих условиях средства получат те хозяйст­ва, которые могут обеспечить использование этих средств с наибольшей отдачей.

В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств основной за­дачей на ближайшие годы становится не столько создание новых хозяйств, сколько повышение устойчивости и подготовка условий для их последующего роста и развития. Однако многое здесь будет зависеть от аграрной поли­тики и бюджетных возможностей.

Особым направлением любого аграрного реформирования, его центральным звеном является земельная ре­форма. Земельные преобразования призваны обеспечить рациональ­ное использование и охрану земель как важнейшего природного ресурса, создание условий для воспроизводства и повышения пло­дородия почвы, равноправное развитие различных форм хозяйство­вания на земле. Однако в использовании земель наметились устойчивые нега­тивные процессы: усилилась эрозия, опустынивание, деградация, осолонцевание почв; происходит истощение земель, разрушение мелиоративных систем; резко ухудшилось использование сенокосов и пастбищ. В этой связи государство берет под контроль и опре­деляет механизм экономического и административного воздействия за целевое и рациональное использование земель, предотвращение спекуляции землей и коррупции. В земельной политике государства особое место должно быть уделено развитию арендных отношений, которые позволяют наиболее простым способом и в относительно ко­роткие сроки оптимизировать соотношение между землей, произ­водственными фондами и рабочей силой, облегчить и удешевить процесс концентрации земли в пределах, необходимых для эффек­тивного хозяйствования.

Достижение стабилизации и развитие АПК включают и реше­ние социальных проблем. За прошедшие с начала аграрного ре­формирования годы расширены земельные права граждан. Немало селян увеличили землепользование, а горожане стали владельцами садово-дачных земельных участков. Миллионы сельских жителей, где условно, а где фактически, стали владельцами земельных паев. Наряду с этим возросла сельская безработица, как официально за­регистрированная, так и скрытая, на селе усилилась социальная дифференциация селян по доходам, снизилась гарантированность, общая надежность оплаты труда и выплаты пенсий, происходит свертывание сети объектов социальной сферы и ухудшение их со­стояния.

3.2 Мировой опыт государственного регулирования АПК

Анализ тенденций современных процессов государственного регулирования аграрной сферы позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, высокоразвитые страны, которые традиционно экспортируют сельскохозяйственную продукцию (США, Австралия и др.) и стремятся сохранить свое место на мировом рынке, усиливают поддержку отечественного фермерства. Во-вторых, высокоразвитые технически страны (Япония, Норвегия, Австрия и др.), что традиционно импортируют значительную часть продуктов питание, стремятся уменьшить зависимость от стран-экспортеров, поддерживая отечественного товаропроизводителя. В-третьих, на разных этапах экономического развития некоторые страны (Швеция, Финляндия, Канада и др.) изменяли уровень поддержки собственного сельского хозяйства - в определенные периоды он увеличивался, а потом снова уменьшался.

Система регулирования цен (прежде всего это касается оптовых фермерских цен, иногда и розничных) имеет следующие направленния: достижение стабилизации цен и их колебаний в сравнительно узком «коридоре»; поддерживание фермерских цен на равные, что дает возможность товаропроизводителям вести расширенное воспроизводство; регулирование объемов и структуры производства.

Во время формирования политики государственных цен в странах с рыночной экономикой учитывают такие факторы:

· паритетность цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию;

· затраты на производство продукции в специализированных фермерских хозяйствах;

· прибыльность фермерских хозяйств, специализированных областей и сельского хозяйства в целом;

· доходы фермеров на вложенный капитал и их финансовые возможности ведения расширенного производства.

Развитые страны активно стимулируют национальное сельское хозяйство, где затраты производства высшие от мировых; в этом случае учитывают импортно-экспортные возможности отечественных товаропроизводителей. Особенности механизма поддержки аграрного сектора в каждой стране зависят от природно-экономических, географических, внешнеэкономических условий и т.п.[12, c.11].

Система государственного регулирования цен во всех странах с развитой рыночной экономикой почти одинаковая: внедрение верхних и нижних границ колебания цен и условной цены, какую государство стремится поддерживать. Инструментом такого регулирования есть скупка или продажа продукции (товарная интервенция).Эта система известная довольно давно, однако впервые широко была использована в США в середине 30-х лет XX ст. после создания Товарно-кредитной корпорации. Главной ее целью было восстановление докризисного паритета цен и покупательной способности фермеров.После второй мировой войны такие системы стали стандартным методом поддержки цен, в особенности после создания Общего рынка.

На современном этапе для аграрного сектора США характерное объединение государственного вмешательства и рыночного регулирования. За федеральными сельскохозяйственными программами фермеры, которые выращивают зерновые, получают от министерства сельского хозяйства США займа для финансирования производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и рассчитываться за займы частью выручки. Если же рыночные цены падают ниже ровня контрольных цен, внедренных конгрессом, то фермер может передать урожай государству по контрольным ценам, рассчитываясь за заем и получая выручку.В США официально действуют целевые (гарантированные) и заставные цены. Целевые изменения обеспечивают фермерам получения нормативных доходовот производства сельскохозяйственной продукции и страхуют их от влияния монополистов. Заставные цены дают возможность на протяжении девяти месяцев свободно распоряжаться выработанной продукцией: реализовывать за контрактами, продавать на свободном рынке, сохранять на ферме или сдавать на хранение (за соответствующую плату), ожидая повышения цен на мировом рынке, сдавать продукцию под залог. Заставные цены вводят на уровне среднерынковых за минувшие пять лет. Для пшеницы и кормового зерна уровень заставных цен составляет 75-85%. Поскольку заставная цена есть нижней границей гарантированной цены, то фермер может получать дополнительные доходы благодаря вилке заставной и мировой цен[33, c.647].

Особенность политики ценообразование в аграрной сфере стран Европейского Союза состоит в учете условий кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции, которая предопределяет потребность поддержки национальных товаропроизводителей.Комиссия сообщества периодически регулирует цены по трем главным категориям:

1) желательные цены (индикативные - для зерновых, молока, сахара, маслинового масла, подсолнуха; ориентированные - для крупного рогатого скота, вина; целевые - для табака);

2) минимальные цены импорта (порог - для зерновых, сахара, молочных продуктов, маслинового масла; справочные - для фруктов, овощей, вина, некоторых рыбных продуктов; шлюзовые для свинины, яиц, птицы);

3) пороговую цену определяют как индикативную минус затраты на транспортирование и разгрузку товаров от границы сообщества к стране Европейского Союза, которая наибольшее требует этой продукции. Защита от импорта ведут путем обложения дополнительным таможенным сбором, который равняется разности между национальной торговой ценой и ценой импорта. Кроме защиты от импорта, используют средства, которые оказывают содействие экспорту за границы ЕС - экспортные субсидии;

4) минимальные цены, цель которых - гарантировать производителю нормальный уровень дохода и дифференцировать заготовительные цены по районам по видам продукции.

С середины 80-х лет страны - члены ЕС стали широко использоватьгосударственное субсидирование экспорта пшеницы. Субсидии превысили половину цены на пшеницу на мировом рынке. Экспортное субсидирование сельского хозяйства в странах Западной Европы имеет не экономическая, а социальная погрузка. Страны Европейского Союза могли бы существенно уменьшить объем сельскохозяйственного экспорта. Однако это увеличит уровень предложения в рамках Союза, и в конечном итоге, может оказывать содействие разорению нерентабельных хозяйств. Именно этого стремятся избегнуть страны, увеличивая субсидии фермерам.

Государственная политика регулирования цен, кроме общепризнанных положительных сторон, имеет ряд недостатков. Область медленно разворачивает свои мощности, с опозданием на технологический цикл реагирует на повышение цен, а потом, в меру снижения цен, так же медленно свертывает производство. Возможна даже отрицательная эластичность производства, если в условиях падения цен фермеры, в которых высокая частица постоянных затрат, стремятся расширить производство, чтобы поддержать предшествующий уровень доходов.Типичным недостатком ценового регулирования в условиях насыщения рынка есть трудности, связанные с сдерживанием роста производства, которые приводят к увеличению непроизводственных затрат на закупку сельскохозяйственной продукции, ее сохранение и экспорт на льготных условиях.

В отличие от США и большинства европейских стран, государственное регулирование цен в Украине применяют в условиях сравнительно высокого спроса на сельскохозяйственную продукцию и спада производства. Имеющаяся система цен не возмещает высоких затрат на производство сельскохозяйственной продукции.

В аграрном производстве практически всех стран с развитой рыночной экономикой действует специализированная система сельскохозяйственного кредита. Это обусловлено спецификой сельского хозяйства, недостатком свободного финансового средства, высокой капиталоемкостью и сравнительно низкой фондоотдачей, сезонностью производства и значительной продолжительностью производственного цикла.

Система финансирования аграрного сектора в разных странах Западной Европы и Америки имеет свою специфику. Например, в Великобритании никогда не было специализированной системы аграрных кредитов и фермерские хозяйства поддерживали с помощью государственных субсидий. В Германии, Бельгии, Дани, Франции, США, наоборот, историческое развитие фермерского уклада привел к созданию специализированных учреждений кредитования фермеров.

Важное место в кредитной системе западных стран имеют кооперативные банки. Впервые они начали функционировать в Германии в виде кредитно-сберегательных сельских кооперативов Райфазен (по имени основателя). На базе некоторых кооперативов возникли большие банки. Известнейшие среди них: Креди Агриколь (Франция), ДГ Банк (Германия), РАБОБАНК (Нидерланды), Фарм Кредит Систем (США) и др. В частности, Креди Агриколь есть одним из наибольших банков Европы, он обслуживает 14 млн. клиентов и свыше 75% кредитных потребностей сельской местности Франции.Широкого развития сельская кредитная кооперация приобрела в США, где ею опекается Министерство сельского хозяйства. В США насчитывается 4000 коммерческих сельскохозяйственных банков, на которые приходится почти 35% общего объема кредитных ресурсов в сельском хозяйстве (в 1995 г. общая сумма кредитов в аграрной сфере составляла 160 млрд. долл.).Кооперативная сельскохозяйственная банковская система функционирует в рамках кооперативного законодательства и имеет ряд преимуществ, в частности она не подпадает под действие антимонопольного законодательства. Поскольку кооперативные банки ориентированы прежде всего на обслуживание фермерских хозяйств, им часто предоставляют льготы в налогообложении.

Государство выделяет бюджетные средства для кооперативных и специализированных сельскохозяйственных банков по таким направлениям: выдача льготного кредита на укрупнение хозяйств и проведения землеустроительных работ; снижение ссудного процента; перепланирование хозяйств; изменение структуры и типа производства.К льготному кредитованию можно отнести и систему залогов под сельскохозяйственную продукцию, и кредиты, в сущности, превращаются в беспроцентный заем.Есть также льготные кредитные займы для фермеров-начинающих, молодые; целевые займы на обустройство хозяйства, жилья. В некоторых странах функционирует льготная система кредитов для строительства жилья, а сами эти затраты изымают из налогооблагаемого дохода.Система льготного кредитования фермеров хорошо отработанная в США, она касается также обеспечение жилищными условиями населения в сельской местности. Льготные кредиты под 1% сроком до 50 лет предоставляют для аренды дома в сельской местности людям с низкими доходами, а также старшим 62 лет. Кроме того, правительство ведет активную политику относительно регулирования процентных ставок[6, c.20].

Главной задачей государств является формирование благоприятного инвестиционного климата и стимулирования инвестиционных процессов средствами косвенного влияния. Прямые государственные средства нужно выделять для финансирования лишь программ государственного уровня.

Для обоснования направлений и приоритетов капиталовложений в АПК Украины необходимо обобщить и проанализировать инвестиционные процессы, которые происходят в агробизнесе экономически развитых стран. По разным оценкам, в агропромышленной сфере западных стран функционирует от 72 до 97 областей. Инвестиционные процессы значительно зависят от конъюнктуры рынка, особенностей экономики, связанных с отличиями в размерах и источниках финансирования капиталовложений [14, с.71].

Инвестиции в агропромышленную сферу делают путем вложения частного капитала (внутреннего и иностранного), прямых инвестиций из бюджетного средства; косвенного бюджетного дотирования частных капиталовложений (за счет инвестиционных кредитов и налоговых льгот); инвестиций из общественных и благотворных фондов (преимущественно на объекты социального назначения).В рыночной экономике динамика и объем капиталовложений зависят от конъюнктуры рынка – спроса, предложения и цен на аграрную продукцию, прибыльности области в конкретный момент.

Анализ современных тенденций инвестиционной политики в экономически развитых странах удостоверяет, что близко 80% инвестиций в продовольственный комплекс составляют капиталовложения производственного назначения (в том числе в производственную инфраструктуру). Это прежде всего частные вложения, а также бюджетные средства в форме прямых инвестиций и кредитов. Инвестиции на социальные потребности (20% совокупных инвестиций) делают преимущественно из бюджетного средства и кредитов[3, c.4].

Инвестиционная политика в агропромышленной сфере стран Западной Европы существенно отличается от политики, которую ведут в США. В странах Европейского Союза важным показателем инвестиционного процесса есть объем капиталовложений в сельское хозяйство и пищевую промышленность, то есть без первой сферы АПК.

Заключение

Проведенное исследование в данной курсовой работе позволило сделать следующие основные выводы:

Госрегулирование – это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство уча­ствует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отноше­ний, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производ­ства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики.

Статистический анализ позволяет сделать вывод, что экономиче­ское, техническое и социальное положение в агропромышленном комплексе по-прежнему остается напряженным. Принятые организационно-технические меры существенно не изменили условий сельскохозяйственного производства, не усилили мотивацию труда. Низкий уровень платежеспособного спроса товаропроизводителей на материально-технические ресурсы, недостаточные инвестиции, экономически необоснованное соотношение цен на продукцию сель­ского хозяйства и промышленных предприятий стали следствием неэффективного сельскохозяйственного производства в целом. У более чем 80% сельскохозяйствен­ных предприятий уровень рентабельности составляет примерно минус 20%. Это говорит о том, что требуется глубокое осмысление стратегии и тактики проводив­шихся аграрных реформ, что основные направления аграрной политики, реализация которых будет способствовать стабилизации и переходу к эко­номическому росту в сельском хозяйстве, нуждаются в совершенствова­нии.

Существуют внешние и внутренние причины тяжелого состояния сельскохозяйственного производства. Внешние - ин­фляция, дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, непла­тежи; политическая нестабильность, обусловившая нарушение или полный распад межотраслевых и территориальных связей; ослабление государст­венного управления аграрной экономикой, изменение правил экономиче­ского поведения и противоречивость земельного и аграрного законодатель­ства; снижение уровня доходов большинства населения, что обусловило его низкую покупательную способность и сокращение платежеспособного спроса на продукты питания. Внутренние - несовпадение между преобразо­ваниями отношений собственности (приватизация земли и имущества предприятий) и изменениями общеэкономических условий хозяйствования в АПК, включая развитие рыночной инфраструктуры.

Необходимо помнить, что подъем в агропромышленном секторе возможен только после достижения устойчивой макроэкономической стабилизации и роста показателей в промышленных отраслях.

Список использованной литературы

1. Богиня Д., Волынский Б. Государственное регулирование переходных процессов//Экономика Украины.- 1999.-№5.- С.12-21.

2. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие/ А.Я. Лившиц и др. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 255.

3. Гальчинский А. Сложным путем реформ: некоторые итоги и перспективы//Экономика Украины.- 1999.- №6. - С.4-12.

4. Гудзь А.Е. Концепции перестройки системы агрострахования в Украине// Экономика АПК. – 2006. - №11. – С. 35-37.

5. Данкевич А.Е. Арендные земельнье отношения в сельском хозяйстве// Экономика АПК. – 2006.- №5. - С.63-65.

6. Долишний М., Козорез М. Модели государственного регулирования в рыночнойэкономике//Экономика Украины.- 1999.-№6.- С.13-22.

7. Заставнюк Л.И.Реформирование и развитие земельных отношений в условиях трансформации форм собственноси и хозяйствования.- Т.: Добрі справи, 2008. - С.20.

8. Лавейкин М. Реформирование земельных отношений в Украине// Региональная экономика. – 2001. - №3. – С. 212-213.

9. Лановик Б.Д. та ін. Історія господарства: Україна і світ: Підручник. - К.: Вищашкола, 1995.- С.480.

10. Лопатинскй Ю.М. Трансформация аграрного сектора: институциональные меры. – Ч.: Рута, 2006. – С.234-256.

11. ЛукиновИ. РезультатыиперспективырыночныхпреобразованийвэкономикеУкраины//ЭкономикаУкраины.-1995.-№12.

12. Лукинов И. Методы и средства государственного регулирования экономикипереходного периода//Экономика Украины.- 1999.-№5.- С. 8-11.

13. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемыи политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т.2.-М.: Республика, 1992.- С.400.

14. Марчук Е.К. Село – опора украинской экономики // Экономика АПК. – 1995. – №11 – C.71.

15. Михасюк И.Р., Герасимчук А. Становление и развитие частных агроформирований. – Л.: Издательский центр ЛНУ им. Франка, 2001.– C.20.

16. Могильный А.М. Концепция развития сектора аграрной экономики пореформенного периода: трансформационная парадигма// Экономика АПК. – 2002. - №11. – С. 34.

17. Мочерный С.Ф. Основные причины социально-экономического кризиса в Украинеи пути его преодоления// Экономика Украины.- 1995.-№2.- С. 48-57.

18. Мунтиян В. Об украинской экономической модели//Экономика Украины.- 1994.-№6.- С. 82-83.

19. Онищенко А. Сдвиг в организационной структуре сельскохозяйственных предприятий//Экономика Украины.–2004.- №11.

20. Программа социально-экономического развития «Украина - 2010» - Киев, 2008. – С.10.

21. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономическийсловарь. - М.: ИНФРА-М, 1998.- С.479.

22. Ревенко Н. Усовершенствование государственного регулирования развития аграрного сектора экономики//Экономика украины. – 2003. - №12. – C.14.

23. Саблук П.Г. Социально – экономическая модель послереформенного агропромышленного производства в Украине// Экономика АПК. – 2000. - №2. – С.4-24.

24. Сафин О. Планирование в сельском хозяйстве в новых экономических условиях// Экономика Украины. – 1993. – №9.- C.15-18.

25. Статистический сборник «Украина в цифрах в 2006 году».

26. Соколик М. Денежные доходы и расходы населения Украины: тенденции и структура// Экономика Украины.-1999.-№3.- С.21-30.

27. Тарасевич В. К проблемам экономического роста в Украине//ЭкономикаУкраины.- 1999.-№8.- С.11-18.

28. Теорія аграрних відносин: Навчальний посібник – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – С. 276.

29. Чеботарев В. Структура АПК и формирование инвестиционной политики ее трансформации// Экономика Украины. – 2003. - №4. – С.55-81.

30. Чистилин Д. Эволюционное развитие мировой экономики и интеграция Украины//Экономика Украины.- 1999.-№1.- С. 80-87.

31. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства(политическая экономия): Учебник / Под ред. проф. А.Г. Грязновой, проф. Т.В. Чечелевоц.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- С.326.

32. Экономическая теория: Политэкономия: Учебник/ Под ред. В.Д. Базилевича. – К.: Знания, 2006. – С.318-340.

33. Экономическая теория: Учебник/ Под общей ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007.- С.625-647.