Доклад: Управление лесами - кто остался в лавке

Название: Управление лесами - кто остался в лавке
Раздел: Рефераты по юридическим наукам
Тип: доклад

?

Основным владельцем лесов России является государство (табл. 1.7). Официально частная собственность на лесные земли еще не введена. Вместе с тем, леса на землях бывших сельскохозяйственных предприятий (колхозов и совхозов) - это 3,6% лесных земель - уже фактически находятся в частной собственности.

Таблица 1. Лесные земли по управляющим ведомствам (Лесной..., 1999)

Орган управления Лесные земли Земли, покрытые лесной растительностью Доля спелых лесов, %
млн. га % млн. га %
Минприроды* 1129,4 95,83 729,6 94,23 44,15
Минсельхозпрод 42,5 3,61 39,9 5,15 18,11
Минобразования 0,4 0,03 0,3 0,04 22,00
Минобороны 4,9 0,42 3,5 0,45 37,17
Городские леса 1,3 0,11 1,0 0,13 15,63
Всего лесных земель** 1178,6 100,00 774,3 100,00 42,73

Примечания:
* В одну категорию объединены земли, которые на 1 января 1998 г. были под управлением Рослесхоза и Госкомэкологии.
** Цифры в графе могут не совпадать с суммой по отдельным органам управления из-за округления.

Согласно Лесному кодексу Российской Федерации, вопросы управления лесными ресурсами находятся в совместном ведении федерации и регионов, но четко их полномочия не разграничены. На практике региональные власти регулируют распределение участков лесного фонда среди лесопользователей, а лесхозы, являясь частью федеральной системы, передают лес в пользование и осуществляют контроль за лесопользователями.

Министерство природных ресурсов (Минприроды), которому в 2000 г. были переданы функции Федеральной лесной службы России и Государственного комитета по охране окружающей среды, затеяло коренную реформу системы лесного хозяйства. В ходе реформы предполагается упростить систему территориального управления лесами, значительно сократив контролирующий аппарат, и превратить лесхозы в коммерческие предприятия. Заявленная цель реформы - уменьшить государственные расходы на управление лесами и передать часть функций управления и распоряжения лесами регионам и частным компаниям.

По мнению некоторых экспертов, эти планы - первый шаг к приватизации лесных земель.

Со своей стороны лесная промышленность активно готовится к возможным преобразованиям, стремясь застраховать себя от возможных негативных последствий реформ. Так, на 1 января 2001 г. (Кукуев, 2001) в аренде находилось более 80,9 млн. га с установленным отпуском древесины свыше 110 млн. м3 (в 2000 г. всего был заготовлен 51 млн. м3 ).

Особое беспокойство вызывает отсутствие четкого и ясного плана преобразований, полная закрытость процесса принятия решений, игнорирование мнения общественности, а также происходящая на глазах деградация территориальной системы лесного хозяйства и развал системы государственного контроля за лесами.

Искусственное поддержание государством мифа об обильности лесов в России, несовершенство критериев при выборе территорий для строгой охраны природы и отсутствие практически работающей системы оценки воздействия лесопользования на окружающую среду ограничивают возможности лесопромышленных компаний по ведению подлинно неистощительного лесопользования и препятствуют их выходу на экологически чувствительные рынки.

М. Л. Карпачевский