Курсовая работа: Эстетическое воспитание детей в процессе занятий физической культурой

Название: Эстетическое воспитание детей в процессе занятий физической культурой
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа

Чайковский государственный институт физической культуры

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Курсовая работа

По дисциплине «Педагогика»

Тема: «Эстетическое воспитание детей в процессе занятий физической культурой»

Выполнил:

Студент 21 группы Сергеев С.И.

Научный руководитель:

Преподователь Мухамитянов Ф.Д.

Чайковский, 2007 г.

Содержание:

1. Введение ……………………………………………………………………...3

2. Глава№1

1.1 Взаимосвязь физического и эстетического воспитания………………4

1.2 Проблемы эстетического воспитания школьников на за­нятиях физической культурой………………………………………………………….5

1.3Источники и средства эстетического влияния в практике физической культуры…………………………………………………………...7

1.3.1 Основные источники эстетического влия­ния………………………...8

1.3.2 Группы средств эстетического воспитания………………………....10

1.4 Критерий эстетической оценки основных видов движений в спортивной деятельности……………………………………………………..11

1.5 Критерии эстетической оценки основных видов движения……...….12

1.6 Методика использования средств эстетического воспитания на занятиях по физической культуре с учащимися……………………………13

3. Глава№2……………………………………………………………………..19

4. Вывод………………………………………………………………………..20

5. Литература…………………………………………………………………..21

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: на мой взгляд тема актуальна так как эстетика воспитывает чувство прекрасного, в физической культуре красоту движений, правильно оценивать ее, формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству; формировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в физкультурной (в частности, спортивной) деятельности; вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному в любых его проявлениях.

Гипотеза – предполагаем, что на уроках физической культуры будет воспитываться эстетическое воспитание.

Объект – процесс воспитания детей через физкультурную деятельность.

Предмет – эстетическое воспитание детей.

Проблема эстетического воспитания школьников с каждым годом приобретает все большее значение.

Цель эстетического воспитания - формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Каждый школьник должен видеть, понимать, оценивать красоту окружающих его яв­лений и обязательно уметь вносить ее в свою жизнь и быт.

Средствами такого воспитания могут быть все виды и формы человеческой жизнедеятельности, в том числе физическая культу­ра и спорт.

И педагоги, и специалисты в области эстетики предают большое значение эстетическому воспитанию. В.А.Сухомлинский, например, отводит ему особую роль. Он писал, что красота средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве и особен­но в отрочестве - человек должен научиться индивидуально ос­ваивать эстетические ценности. Важно, чтобы это освоение продолжалось всю жизнь.

Знать, как с максимальной эффективностью использовать фи­зическую культуру для решения задач эстетического воспитания должен кажд учитель.

Глава№1

1.1Взаимосвязь физического и эстетического воспитания

Мысли об эстетическом воспитании средствами физической культуры и спорта нашли отражение в работах многих прогрессивных педагогов прошлого. В Российской педагогике конкретные формы взаимодействия физического в эстетического развитая челове­ка исследовались В.В.Белорусовой. И.В. Бе'рвиновой, Н.Я. Городничевой, Ю.С.Зазуля. А.А.Петерсон, И.Н.Решетень, Н.И.Шарабакиным, А.А.Фрэнкиным и др.

Различные аспекты взаимосвязи физического и эстетического совещаются в работах зарубежных авторов. Эти аспекты нахо­дились в центре внимания последних международных форумов по теоретическим проблемам спорта в физической культуры (Научный симпозиум в Мюнхене. 1972; Всемирный научный конгресс "Спорт в современном обществе", Москва, 1974; Тбилиси. 1980 в др.).

Почти во всех работах по эстетическому воспитанию отме­чается, что необходимы специальные исследования комплексного использования средств и методов физического я эстетического, воспитания учащихся. Однако пока таких работ крайне мало. В результате остается не раскрытой и не обоснованной целостная система возможных воспитательных воздействий, направленных на решение задач эстетического воспитания в условиях зачатий физической культурой и спортом. Идеи взаимосвязи эстетического и физического воспитания еще не зашли достаточного отражения и в программах по физическому воспитание школьников. Отсутствует и практические рекомендации частного харак­тера.

Лишь в отдельных школах и вузах на занятиях по физическому воспитанию с учетов их специфики осуществляется целенаправ­ленное эстетическое воспитание. Но, как правило, работах выявля­ется только влияние эстетического воспитания на физическую подготовленность (Б.Шор. О.Аракелян и др.). Видимо, в какой-то мере это объясняется недостатком экспериментального мате­риала, который мог бы стать основой для развернутых методиче­ских выводов и рекомендаций.

Целенаправленная реализация комплексного использования в едином педагогическом процессе средств физического и эстетиче­ского воспитания оказывает многообразное положительное воздействие. При этом физическое воспитание стимулирует возникнове­ние многих эстетических переживаний, а эстетическое воспита­ние как бы "одухотворяет", облагораживает содержание и формы физического совершенствования.

Киященко Н.И. дает неудовлетворительную оценку постанов­ке и постановке эстетического воспитания средствами физиче­ской культуры. Он считает, что без эстетического воспита­ния вообще никакого воспитания нет. Он указывает, что "...оно обеспечивает максимальное иди универсальное развитие специаль­ных особенностей и черт личности, превращая трудовое, нравст­венное, идейно - политическое и физическое воспитание в совершенное.

1.2 Проблемы эстетического воспитания школьников на за­нятиях физической культурой.

Школьные программы по физической культуре не предусмат­ривают никаких эстетических требований. В разделе ''Требования к учащимся" четко и определенно перечисляется все то, чем не­обходимо овладеть ученику в каждом конкретном классе по видам физических упражнений без ссылок на эстетические требования.

Очень трудно определить результативность эстетического воспитания. Комплексным показателем может служить повышение уровня эстетической воспитанности в двух направлениях: уровень эстетического сознания, то есть эстетических представления, понятий, суждений и уровень эстетического поведения, поступ­ков занимающихся. Если уровень Эстетических представлений с помощью анкетирования и опроса, учащихся можно в некоторой степени узнать, то определять глубину эстетических чувств, вкусы, характер поведения учеников очень трудно. Для этого нужны дли­тельные наблюдения за каждым учеником отдельно, за его поведением в коллективе. При этом важно не только зафиксировать красивый поступок, но в узнать, чем он вызван, какие внутренние побуждения боли тому причиной, не было ли это желанием просто покрасоваться перед окружающими и т.д.

К сожалению, нет единых представлений о психологической структуре эстетического сознания. Отсутствуют четкие определе­ния понятий: эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетические вкус, оценка, идеал. Недостаточно полно разрабо­таны конкретные практические рекомендации по планомерному и эффективному влиянию средствами физической культуры на эмоциональную сферу учащихся.

Следует отметить недостаточный уровень эстетической под­готовленности значительной части учителей физической культуры. Успешно развивая физические способности учащихся не воздействуют в той же мере на их эмоциональную сферу. Уровень тех знаний и умений, навыков, которые необходимы для успешного реше­ния задач эстетического воспитания учащихся, оказывается невы­соким даже у имеющих высшее физкультурное образование. Многие учителя, сами не получившие в институтах соответствующей эсте­тической подготовки, часто становятся беспомощными и неуверенными при решении задач эстетического воспитания. Роль учителя физической культуры в эстетическом воспитании учащихся чрезвы­чайно важна и ответственна. Учитель должен уметь влиять на становление и совершенствование эстетических убеждений, взглядов, эстетика поведения.

Исследования показывают, что, привлекая школьников физ­культуре и спорту, учителя чаще всего обращаются к гигиениче­ским и утилитарным мотивам: будешь здоровым, сильным, спорт продлевает жизнь. Большинству учащихся заботы о здоровье и долголетии кажутся смешными, их еще это не тревожат. К тому же эффект физических упражнений виден не сразу, а молодость нетерпелива.

Все это говорит о важности формирования у школьников не только упомянутых мотивов, но и мотивов эстетических. Подлив­ное здоровье выражается в гармонии и совершенстве владения телом. Исследования. проведенные в школах, показывают, что уже второклассники обращают внимание на внешний облик товарищей и особенности своего тела. Им не нравится малый рост, слабосильность, сутулость. Особенно болезненно недостатки своего телосложения переживают старшеклассницы. Они хотят сбавить вес , не быть неуклюжими и т.п. Следовательно, надо заставить учащихся заниматься физкультурой ради своего здоровья и красоты тела. Эстетическая агитация за здоровье и красоту, а значит, и за физкультуру, как показывает опыт, весьма эффек­тивна.

Не случайно в школьной программе по физической культуре на первое место при обучении физическим упражнениям выдвига­ется педагогическая оценка качества и формы движений, а не качественные показатели. Необходимо преодолеть безоглядную пого­ню за рекордами, техническими достижениями, ведущими к негармоническому развитию личности.

Трудности осуществления эстетического воспитания много­образны но они преодолимы. Расширяющаяся и крепнущая год от года материально-техническая спортивная база, обеспеченность учащихся спортивной формой я необходимым спортивным инвента­рем и оборудованием, многотысячный состав специалистов, пре­данных своему делу, постоянное повышения качества учебно-воспитательной работы, безграничные эстетические возможности занятий физическими упражнениями - это далеко не полный пере­чень предпосылок для успешного решения задач эстетического воспитания.

1.3Источники и средства эстетического влияния в практике физической культуры.

С первых дней учебно-тренировочных занятий по физическому воспитанию и спорту необходимо обратить внимание занимаю­щихся на то, что источники эстетического воздействия на чело­века в процессе физического воспитания весьма разнообразны. Это красивый внешний вид (чистая, аккуратная, единая, со вку­сом подобранная спортивная форма), телесная красота человека как воплощение здоровья, силы ловкости, красивая осанка (пря­мая спина, подтянутый живот, поднятая голова, опущенные раз­вернутые плечи); гармоничность и слаженность движений как

проявление внутренней полноценности, скрытых возможностей творческой, созидательной деятельности человека; движения - целесообразные, точные, экономные, свободные, непринужденные, ритмичные, изящные и выразительные; это и высоконравственные отношения людей, вступающих во взаимодействие, в частности, в спортивной борьбе; внешняя обстановка занятий физическими упражнениями; соприкосновение с природой; красочно оформлен­ные спортивные праздники.

1.3.1Основные источники эстетического влия­ния.

1. Красота личности проявляется в красоте поведения. Эстетика поведения предполагает установление положительного отношения личности школьника к трудовой, общественной деятельности, к людям, окружающей обстановке. Б.Т.Лихачев отмечал ,что "...именно отношения являются той формой, в которой только и возможно проявление эстетической сущности личности или коллектива. Эстетические качества человека про­являются 8 отношениях к делу ,труду, людям, природе, собствен­ности в т.п.) Не может вызвать положительной эстетической оценки ученик, которыйнебрежно и несвоевременно выполняет задания, не трудится в полную силу, нарушает единство я согласованность коллективных действий, небрежно относится к инвен­тарю и оборудована, невнимателен и груб со старшими, пренебрежителен, высокомерен и заносчив в обращении с товарищами. Постоянно пресекать, изживать подобные негативные проявления у учащихся - одна из главных задач учителя.

2.Осанка.

Трудно переоценить ее эстетическое значение. осанка обеспечивает правильное положение а нормальную деятельность внутренних органов, способствует лучшему проявлению функцио­нальных возможностей, помогает освоению всех двигательных действий, предусмотренных школьной программой по физической культуре, отражает эмоциональное состояние учащихся, создает условия для его повышения, формирования положительного наст­роения. Осанка - это непременное условие красоты телосложения. Внимание учащихся и особенно старшеклассников к внешнему облику вполне естественно и закономерно.

3. Красота коллективных отношений.

Единство и спаянность коллектива. товарищество и сплоченность, взаимопомощь и взаимоуважение делают прекрасным любой класс, любую группу. Красота коллек­тива - в полном слиянии всех членов коллектива на почве общих и единых интересов и целей, в строгом соблюдения учебной дис­циплины и организованности, в четкой внутреннем распорядке дня, урока. Добровольное согласованное выполнение обязанностей, связанных с подготовкой мест занятий и необходимого инвентаря и оборудования, организованные целесообразные построения, пе­рестроения и размещения учащихся придают уроку особую эстети­ческую привлекательность.

4.Предметно-вещественная среда, окружающая школьников.

Компоненты предметно-вещественной среды:

а) спортивные комплексы, спортивные городки с многочис­ленными подсобными помещениями (раздевалки, комнаты хранения инвентаря, оборудования и т.д.);

б) интерьеры спортивных залов (окраска стен, освещение);

в) используемый инвентарь и оборудование (в том числе и мелкий: гимнастические палки, мячи, обручи и т.д.);

г) одежда, внешний облик учащихся и учителя.

Каждый из этих компонентов может оказывать определенное влияние на эстетическое сознание, на формирование эстетических переживаний, чувств, вкусов. Безупречная чистота и порядок в раздевалках и спортивном зале, веселая, приятная окраска стен достаточная освещенность, продуманная расстановка снарядов и инвентаря, аккуратная спортивная форма благожелательные, ува­жительные отношения между учениками - все это создает впечат­ление максимального удобства, некоторой необычности, формирует эстетическое восприятие окружающей обстановки, способствует созданию бодрого и радостного настроения, содействует повышению работоспособности школьников. Неудобные, плохо освещенные и безвкусно окрашенные раздевалки, спортивные залы, инвентарь оказывают но только отрицательное влияние на эстетическое. но и нравственное развитие школьников.

5. Физические упражнения . Истинная красота ярче всего проявляется в динамике, в движении. Умение владеть своим телом, выполнять упражнения легко, свободно, непринужденно, выразительно не может не затронуть эстетических чувств, не может не оставить следа в развитии понимания красоты движений. Движения, выпол­няемые непринужденно и легко, свидетельствуют не только о по­нимании значимости сновных параметров движений (амплитуды движений, положения тела и др.), но и об умелом управлении взаимодействиями внутренних (сила тяги мышц, реактивные силы и др.) и внешних (реакция опоры, сила тяжести и др.) сил.

1.3.2Группы средств эстетического воспитания:

I. Средства, непосредственно связанные с самой двигательной деятельностью (основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания; общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов; строевые упражнения; упражнения импровизационного характера; виды спорта, предусмотренные программами по физи­ческому воспитанию; плавание, лыжи, туризм, спортивные игры).

2. Специально вводимые средства искусства (музыка, эле­менты танца, образцы художественного творчества).

3. Общение с природой (походы, экскурсии, учебные занятия в естественных условиях, закаливание).

4. Эстетическая обстановка занятий (эстетическое оформ­ление интерьеров спортивных помещений, применениеяркого красочного инвентаря. спортивного оборудования).

5. Спортивные праздники.

Необходимо отметить, что приведенная классификация средств эстетического воспитания является в некоторой степени, условной, поскольку отдельные средства можно отвести не к одной, а к нескольким группам. Так, танцы могут войти в группу средств, связанных непосредственно с двигательной деятель­ностью, и в группу средств, специально вводимых как отдельный вид упражнений.

Средства эстетического воспитания необходимо рассматривать в тесном единстве со средствами физической культуры, помня о том, что первые должны служить своеоб­разным фоном на занятиях по физической культуре (музыкальное сопровождение, общение с природой т.д.), однако это нисколь­ко не спадает значимости и действенности самих эстетических средств.

Однако стихийное воздействие объективно существующего прекрасного в физическом воспитании не может обеспечить макси­мально полного эстетического влияния на учащихся. Поэтому большое значение придается направленным воздействиям, осуществляемым прежде всего под руководством опытного, обладающего вы­соким уровнем профессиональной подготовки учителя, человека разносторонне образованного, в совершенстве владеющего специальными навыками и умениями, дисциплинированного, сдержанного, эстетически воспитанного; педагога, которой своим личным примером в учебно-тренировочной обстановке постоянно несет эле­менты эстетической культуры в спортивной этики.

1.4Критерий эстетической оценки основных видов движений в спортивной деятельности

В соответствия с программами по физической культуре отра­ботка основных видов движений занимает большую часть времени занятий; поэтому очень важно, чтобы эта часть занятий несла основную нагрузку и по эстетическому воспитанию. Приме, как конкретно реализуется взаим­ное влияние одновременно развиваемых физических и эстетических качеств.

Выполняя упражнения в равновесии (на бревне), многие уча­щиеся теряют его. В доступной форме учитель разъясняет им при­чины: нарушена координация, неправильная осанка, отсутствует согласованность движений, свобода действий, симметрия в распределении веса тела.

Некоторые эстетические критерии являютсяобщими для большинства или нескольких видов движении. Так, для всех основных видов движений их критериями являются естественность, координация, ритмичность, выразительность; ходьба, бег, упражнения в равновесии отличается легкостью. мягкостью, целесообразностью, правильной красивой осанкой; мета­ния и прыжки - точностью и достаточно широкой амплитудой;

строевые и общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) - согласованностью с гармонией. Следует акцентиро­вать некоторые эстетические некоторые, присущие только определенным видам движений: например, прыжок должен отличаться слитностью всех компонентов техники (разбег, толчок, полет, приземление).

1.5Критерии эстетической оценки основных видов движения:

1. Ходьба.: красивая осанка (естественное, свободное, не­принужденное без излишнего напряжения, держание туловища, втянутый живот, опущенные развернутые плечи), согласованная работа рук и ног, ритмичный отрыв ног от пола, энергичный от­мах руками, легкий шаг с достаточно умеренной его длиной, мяг­кая постановка стопы.

2.Бег общий ритмический рисунок движения, устремленность туловища вперед, красивая постановка туловища (расслабленность мышц шеи, синхронная работа рук и ног, степень “полета” в мо­мент отталкивания ногами от пола, вынос бедра, мягкая постанов­ка ног).

3.Прыжки : естественное, без излишнего напряжения положе­ние головы и туловища перед началом упражнения, сила и энергичность (юноши), легкость (девушки), хорошая координация, стремительность, ритм разбега, мягкость приземления, точность, слитность всех компонентов техники (разбег, толчок, полет, приземление), синхронность движений.

4. Метание: подтянутость, собранность, сосредоточен­ность, концентрация внимания перед началом ("взрывом"), един­ство (замкнутость) линий в "положении натянутого лука", широта амплитуды движения (замах), умение соразмерить силу броска с расстоянием, целенаправленностью, целеустремленность движения (точность), четкость.

5. Упражнения в равновесии: правильная осанка с точным пластичным положением рук (девушки) и строгим (юноши), исполнение естественное, свободное, с сохранением равновесия, выразительность (легкость, изящест-

во, грациозность), ловкость.

6. Групповые общеразвивающие упражнения с предметом и без: согласованность, соответствие выполняемого упражнения темпу и ритму музыкального сопровождения, выразительность, чувство симметрии.

7.Танцевальные шаги: красивая осанка, общая подтяну­тость, легкость, изящество, выразительность, свобода, непринужденность, соответствие выполняемого упражнения или движения темпу и ритму музыкального сопровождения, эстетика поведения.

8. Строевые упражнения: единство линий (колонна, шеренга), единство коллективных действий (повороты, перестроения), согласованность движений с ритмическим рисунком и темпом музыки, красивая осанка.

1.6Методика использования средств эстетического воспитания на занятиях по физической культуре с учащимися

На уроках физической культуры значительное место занимают подвижные игры. Важное значение игр как средства воспитания навыков общественного поведения, познания окружающего мира и деятельности, отвечающего возрастным особенностям подчеркивалось многими педагогами. Эмоции, возникающие во время игры, чрезвычайно полезны. Особое значение имеет в игре соревнование, которое еще больше повышает эмоциональный настрой игры и может быть использовано в целях воспитания мо­ральных и астатических качеств.

Придерживаясь правил игры, человек приучается к соблюдению правил человеческого общежития, поведения в коллективе и т.п. Вместе с тем нельзя упускать из виду то обстоятельство, что в игре диалектически сочетаются, с одной стороны, строгое соблюдение правил игры, с другой – наличие определенной свободы действий, простор для фантазии и выдумки. Как раз в игровой ситуации могут быть реа­лизованы многие внутренние потребности человека, его потреб­ность в самовыражении, благодаря чему игра становится средством развития его творческих возможностей и, следовательно, эстети- ческого воспитания.

Действенным средством эстетического воспитания на заняти­ях по физической культуре являются упражнения импровизированного характера (вольные гимнастические упражнения под музыку, самостоятельные упражнения на 8-16-16 счета и т.д.). При вы­полнении таких упражнений акт авизируется и развивается творче­ское воображение занимающегося, который должен осмыслить ха­рактер музыки, сопровождающей упражнения; соотнести свои дви­жения с музыкальным темпом и ритмом; увязать разрозненные дви­жения в единое целое благодаря привнесении сюжетной линии, при этом музыка предрасполагает выполняющего упражнения к изящно­му, гармоническому, грациозному исполнению.

Упражнения на импровизацию имеют разностороннюю педагоги­ческую направленность: они не только способствуют воспитанию творческих способностей, эстетических качеств, но и помогают учащимся и студентам преодолеть собственную робость, неуверен­ность в своих силах, внутреннюю скованность, стеснение, тем самым закладываются основы для воспитания воли, общительности.

Богатым источником многообразных эстетических переживаний является музыка, играющая чрезвычайно большую роль в овладении навыками физической культуры

Выполнение физических упражнений с музыкальным сопровож­дением может быть подчинено разнообразным музыкально-двигательным задачам:

1. Отработка техники движений (достижение полной амплитуды движения, пружинный толчок, плавное и мягкое приземление).

2. Отработка художественной выразительности (легкости, изящества, ритмичности), диктуемой музыкой.

3. Обучение человека ориентировке в пространстве и органи­зованному передвижений в группе, уверенному выполнению различ­ных перестроений. Важны эти навыки и в играх, где учащиеся учатся четко и динамично переходить от одного характера движения к другому, фиксируя начало и конец музыкальных фраз; менять характер движения в связи со сменой музыкальных образов.

Важными средствами эстетического воспитания на занятиях физической культуры является элементы танца. Опыт работы убеж­дает, что элементы танца очень оживляют занятия по физическому воспитании, вносят в них разнообразие, создают эмоциональ­ный подъем, а главное - эффективно влияют на формирование красивой осанки, правильной позы (умение красиво держаться), лег­кости, грациозности, изящества, ритмичности движений, музы­кальности, выразительности, гибкости. Поскольку элементы танца, хореографии всегда сопровождаются музыкой, в них, естест­венно, соединяется физическое и эстетическое начало.

Природа имеет важное значение как оздоровительным фактор. Общеизвестно благотворное влияние на организм водных, воздуш­ных и солнечных ванн. Общение с природой закаляет человека Физически и духовно. Вместе с тем занятия физической культурой на фоне природы в разные времена года можно использовать в ка­честве средства эстетического воспитания,

Прежде всего, во время таких мероприятии на открытом воз­духе, как физическая зарядка, игры учебные и тренировочный занятия, походы, преподаватель, вместе с учащимися наблюдает различные явления природы, характерные для данного дня, времени года. Он обращает внимание на восход и закат солнца, на листопад осенью и парение снежинок зимой, на рас­пускающиеся почки весной, на прорастающую первую зелень, цветы, на светлое голубое небо и т.д. Все это непродолжительные наблюдения пробуждают яркие эстетические чувства. Однако общение с природой не долж­но ограничиваться пассивным созерцанием ее; очень важно, что­бы учащийся активно воспринимала и запечатлели в памяти явления живой природы (полет птиц, покачивание деревьев, стремительное движение ручейка), эти представления впоследствии станут подспорьем для более технического исполнения прыжка, метания.

Использование природных условий во время занятий по физическому воспитанию усиливает эстетический эффект от общения о природой. Так. при выполнении тех или иных движений преподаватель обращает внимание на различные качества явлений и предме­тов природы, о которыми имеют дело учащееся; предлагается пе­репрыгнуть через чистый, прозрачный, стремительный ручеек, обежать стройное, ветвистое, зеленое дерево. Подобное привле­чение внимания к эстетически значимым качествам явлений и предметов природы должно практиковаться не только во время учебных и тренировочных занятий, но и в момент отдыха, временных передышек, переходов и перестроении.

Как мы уже говорили, эстетическое воздействие на учащих­ся оказывает внешняя обстановка: интерьер помещения, общий вид и качество предметов, инвентаря, освещенность, цветовая гамма.

Отрицательное влияние производят темные, мрачные стены, рваные маты, грязные снаряды, нечистый пол, аляповатые объявления и кривые надписи на них, примитивные физкультурные уголки, небрежно одетый или плохо причесанный преподаватель, тре­нер.

Педагог-организатор должен неуютное помещение превратить в образцовый центр физической культуры, причем сделать это силами учащихся. Учащиеся могут со вкусом оформить интерьеры произвести небольшие ремонтные работы. Здесь могут проя­виться различные творческие способности учеников и преподава­телей.

Привлекая внимание учащихся к красивому инвентарю (обру­чи, мячи, гимнастические палки, лестницы т.д.), надо стре­миться научить их видеть красоту цветовых сочетаний, их фор­му, пропорцию, обратить внимание на тщательную и тонкую обра­ботку Спортивного инвентаря. Необходимо доводить до сознания учащихся, это результаты кропотливого, упорного труда мно­гих мастеров.

Эстетически ярким и эмоционально действенным средством воспитания могут быть спортивные праздники, соревнования.

Сама подготовка к празднику создает у школьников особое настроение, ожидание чего-то необычного , выделяющегося из будничной, повседневной жизни. Эстетическое ощущение необыч­ности должно поддерживаться на протяжений всего подготови­тельного периода. Сам праздник, его обстановка более красочное оформление, музыкальное сопровождение, присутствие гостей вызывают переживание радостного подъема, торжественности и чувство ответственности.

Построения и перестроения, выход в праздничной форме под торжественна звуки пробуждают чувство сплоченности, собранности, подтянутости, согласованности ритма. Демонстрация спор­тивного мастерства ( быстроты, силы. ловкости, координации), участие в групповых праздничных выступлениях (упражнения с предметами, акробатические элементы), награждение победителей -все это пробуждает целую гамму эмоций: предвосхищение успехов, радостное возбуждение, дух соревновательности, чувство ответ­ственности, стремление доставить своим тренерам, чув­ство законной гордости в связи с получением награды, одобрения.

Итак, существует ряд средств, которые с успехом могут быть применены в целях эстетического воспитания на занятиях по физической культуре. Вез эти средства уже давно применяются для эстетического воспитания, однако далеко не все из них используются в сочетании с занятиями по физическому воспитанию.

Рекомендуемые средства эстетического воспитания взаимо­связаны и дополняют друг друга, причем каждое из чих имеет многообразную педагогическую направленность, способствует вы­работке различных физических навыков и умении, а также разви­тию эстетических качеств. Применение всех средств в совокупно­сти обеспечивает при правильном физической развитии занимающих­ся воспитание у них широкого диапазона эстетических качеств - от чувств гармонии, согласованности, изящества, выразительности, до сложных чувств оригинальности, торжественности, возвы­шенного, волшебного, комического и др.

Органическое сочетание физического и эстетического нача­ла в воспитательном процессе повышает значение занятий физиче­ской культурой в реализации комплексного подхода к воспитанию.

Таким образом занятия физическими упражнениями в школе располагают многообразием эстетических аспектов сторон. Кро­ме красоты коллектива я коллективных отношений, красоты пове­дения, эстетической привлекательности осанки, движений педаго­га, нельзя не отметить огромное эстетико-воспитательные возможности окружающей школьника природы, используемых средств художественного воспитания - музыки и танцевальных движений. Задача педагога состоит в том, чтобы подготовить учеников к восприятию прекрасного в учебно-воспитательном процессе, на­учиться последовательно и целеустремленно влиять на уровень эстетического сознания, развивая и совершенствуя его формы: эстетическое восприятие, эстетическое переживание и чувство, эстетический вкус и эстетическую оценку.

Глава№ 2

Цель: изучить роль эстетического воспитания в процессе обучения по

средствам физической культуры.

Задачи: 1) провести анализ литературных источников.

2)выявить взаимосвязь эстетического воспитания и физической

Культуры.

Метод- анализ научно – методической литературы.

Организация исследования:

1этап – была выбрана тема

2этап – определение цели, задачи и методы исследования

3этап – была подобрана соответствующая литература

4этап – литература была проанализирована

5этап – вся полученная литература была построена в соответствующей последовательности.

Вывод:

- основной путь эстетического воспитания в процессе физического воспитания проходит через формирование творческого отношения к физкультурной, спортивной деятельности, развитие эстетически осмысленной потребности в физическом совершенствовании, достижение все более высоких результатов в реализации этой потребности.

- связь физического и эстетического воспитания – условия успешного осуществления и того и другого направления воспитательной работы.

Литература:

1.Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и деятельности. - М.: Педагогика, 1986.

2.Лихачев Б.Т. теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спец курсу для студентов пед. ин – тов. – М: Просвещение, 1985.

3.Неменский Б.М. Мудрость красоты (о проблемах эстетического воспитания). Книга для учителя. Изд., 2-е переп. и доп. – М.: Просвещение, 1987.

4.Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя (Ю.Б.Алиев, Г.Т. Ардаширова, Л.П. Баршникова и др.; Под ред. Н.А.Кушаева, - М.: Просвещение, 1986.

5.Эстетическе воспитание школьников: Вопросы теории и методики: (Педагогическая наука – реформа школы )/ Под. ред. М.Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988.

6.Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя/ сост. Т.С.Лабковская.- М.: Просвещение, 1983.

7.Решетень И.Н., Бервинова Н.С. и др. Средства эстетического воспитания на занятиях по физической культуре: Методические разработки. – М.: ГЦОЛИФК, 1985.

8.Столяров В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры: Метод. Разработка. – М.: ГЦОЛИФК, 1988.

9.Кинеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста. – М.: Просвещение, 1972.

10.Белорусова В.В., Решетень И.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой. – М.: ФиС, 1964.