Реферат: Л.Н Толстой это весь мир

Название: Л.Н Толстой это весь мир
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: реферат

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ
тема:




ТОЛСТОЙ – ЭТО ВЕСЬ МИР!

выполнил: Акимбаев Нуркен

ученик 5 «Б» класса

ГУ «ОСШ» 14

г. Темиртау

2011 г.

Введение ………………………………………………………......... 2
Часть 1: Формирование личности Льва Толстого
Глава 1. Начало жизненного пути Толстого………….. 3
Глава 2. Толстой на Кавказе………………………….... 6
Глава 3. Путешествие по Европе………………………. 8
Глава 4. Расцвет яснополянской школы………………. 9
Глава 5. Начало семейной жизни……………………… 10
Часть 2: Философия Толстого с 1880 года
Глава 1. Страх смерти…………………………………... 11
Глава 2. Зло и насилие в понимании Толстого……….. 12
Глава 3. Отлучение от церкви………………………….. 13
Часть 3: На рубеже веков
Глава 1. «Толстой, как зеркало русской революции»... 15
Глава 2. Последние годы жизни великого мыслителя.. 16
Часть 4: Творчество Льва Толстого
Глава 1. «Война и мир»……………………………….... 19
Глава 2. «Анна Каренина»……………………………... 19
Заключение ……………………………………………………………. 21
Список литературы

………………………………………… 22

Содержание

Введение

28 августа 1828 года – дата, отмеченная всеми календарями мира, - день рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Сначала эта дата имела только семейное значение, а потом приобрела значение национальное и, наконец, - общемировое.

Меня заинтересовала эта тема, потому что Толстой пользуется в современном мире беспримерной известностью и славой. Для всех, очевидно, что вокруг Толстого, как и при его жизни, кипит ожесточённая идеологическая борьба, идут страстные споры о смысле и значении произведений писателя, о его взглядах, убеждениях, наконец, о своеобразии личности писателя, об особенностях его характера. Это и не удивительно. По словам М.Горького: «Лев Толстой был самым сложным человеком среди всех крупнейших людей XIX столетия»1 .

Поэтому мне самой захотелось разобраться в том, как жизнь и творчество Толстого влияют на нашу жизнь.

Часть 1

Формирование личности Л.Н.Толстого

Род Толстых – один из самых знаменитых в России. Согласно преданиям, его основателем был Индрис. Он прибыл на Русь из Германии в 14 веке с трёхтысячной дружиной. По другим сведениям, его настоящее имя граф Анри де Монс, и происходил он из Фландрии. После неудачного крестового похода он отправился на службу в Россию. Его правнук получил прозвище Толстой, что означало «Большой, дородный, сильный». Со временем Толстые породнились с московской знатью и с самими царями. Дед Льва Толстого по матери Н.С.Волконский женился на дочери князя Трубецкого. Волконскому принадлежало имение Ясная Поляна, в котором 28 августа 1828 года родился Лев Толстой.

Начало жизненного пути Льва Толстого

На духовное формирование будущего писателя сильное влияние оказала в детстве его мать, а точнее – воображаемый её образ. Толстой не помнил своей матери, потому что она умерла, когда ему было только два года отроду, и он не мог её представить как реальное существо, но духовный её облик ярко сложился в представлении мальчика на всю жизнь. Получив за женой богатое, но запущенное имение, Николай Ильич Толстой занялся хозяйством, заботился о воспитании детей. Толстой очень любил отца. Отец представлялся ему человеком добрым и мягкосердечным. Николай Ильич был со всеми учтив и ласков, но ни перед кем никогда не унижался, никому не завидовал и всегда умел сохранять чувство собственного достоинства. Второй матерью и самым близким советчиком, вступавшего в жизнь Льва, стала Т.А.Ергольская, которая была его троюродной тётушкой. Всё время она жила в доме Толстых и всем сердцем привязалась к детям, особенно к Лёве.

Одним из мучительных впечатлений детства и отрочества Толстого была смерть близких ему людей – отца и бабушки. Отец умер внезапно, при невыясненных обстоятельствах. Произошло это в июне, когда Лёве не было девяти лет. Менее чем через год скончалась бабушка. Смерть отца, так ошеломившая Льва, повлекла и чисто внешние перемены в его жизни: вся семья переехала в Москву. В последующие четыре года (1837 – 1841) Толстой, три его старших брата и меньшая сестра живут то в Москве, то в Ясной Поляне, куда их обычно привозят на лето. Когда не стало отца, опека над осиротевшими детьми перешла в 1837 году к их родной тётушке А.И.Остен-Сакен. Она взяла на себя все хлопоты по воспитанию и образованию племянников. Установленный в доме тётушки-опекунши ритм и бытовой распорядок был оборван смертью А.И.Остен-Сакен летом 1841 года. Маленький Лев Толстой написал стихи-эпиграфию, которую поместили на её надгробии. Это было первое литературное произведение Толстого:

Уснувшая для жизни земной,

Ты путь перешла неизвестный.

В обителях жизни небесной,

Твой сладок, завиден покой.

В надежде сладкого свиданья

И с верой за гробом жить,

Племянники сей знак воспоминанья

Воздвигнули, чтоб прах усопшей чтить. 2

Эта смерть снова расшевелила в душе подростка улёгшиеся горькие чувства, невесёлые мысли. Толстому в тот год исполнилось ровно тринадцать.

В ноябре 1841 года все дети семьи Толстых переехали в Казань, где жила их вторая тётушка, П.И.Юшкова, назначенная новой опекуншей несовершеннолетних детей. Однако его воспитанием никто в семье не занимался. Старшие братья Толстого без всякого труда закончили университет. У Льва же были трудности. В сентябре 1844 года Лев был зачислен на факультет арабско-турецкой словесности. Но после двух годов обучения, не сдав переводные экзамены, он перешёл на юридический факультет и, проучившись ещё два года, оставил университет.

К этому времени между братьями уже произошёл раздел наследства. По неписаной традиции, поместье, в котором жила семья, обычно оставляли самому младшему сыну. Так Льву досталась Ясная Поляна. Ясная Поляна считалась недоходным имением, поэтому братья выплатили владельцу несколько тысяч рублей деньгами.

Уже в мае 1847 года Толстой приехал в Ясную Поляну. Он счёл своей обязанностью самому заняться ведением хозяйства. У него была цель – «сделать, сколько возможно своих крестьян счастливыми». Но все его добрые намерения и замыслы ни к чему не привели.

Помимо хозяйственных работ были у Толстого и другие, не менее для него важные и неотложные. Признав, что «цель жизни человека есть всестороннее развитие человечества». Толстой заключил, что участвовать в осуществлении этой высокой цели возможно только путём постоянного самосовершенствования. На практике это предполагало решение двух задач: завершить образование и неустанно – изо дня в день – заниматься нравственным самовоспитанием.

Толстой на Кавказе

Всё чаще и всё острее испытывает Толстой неудовлетворённость собой, всей своей жизнью. Несколько лет он метался между Ясной Поляной, Тулой, Москвой и Петербургом. Подолгу живя в Москве, он приходит к выводу, что такая жизнь не для него. Надо бежать из Москвы, бежать из Ясной Поляны. Как раз в это время старший брат Николай, служивший в армии на Кавказе, предложил ему ехать с ним. Толстой с радостью ухватился за эту мысль. Представлялась возможность резко порвать со светским обществом и найти совсем других людей.

Отъезд на Кавказ знаменовал завершение ещё одного периода ранней жизни и духовного развития Толстого.

За несколько месяцев, проведённых в ожидании документов, Толстой написал свою первую повесть «Детство». Он отослал её в лучший журнал того времени «Современник», главному редактору Некрасову. Автор не очень надеялся на успех – в конверт он вложил деньги для обратной присылки рукописи. В ответном письме Некрасов сообщал, что рукопись принята к печати, и добавлял: « Не зная продолжения, не могу сказать решительно, но мне кажется, что в авторе есть талант».3

Перед получением этого письма Толстой писал в дневнике: «Мне 24 года, а я ещё ничего не сделал, но я чувствую, что недаром вот уже семь лет я борюсь со страстями и сомнениями. Но на что я назначён? Это откроет будущность».4

Появление в «Современнике» повести, подписанной инициалами Л.Н.Т., поставило Толстого в один ряд с самыми знаменитыми писателями того времени. Он нашёл свою цель в жизни.

Толстой пробыл на Кавказе два года. Он сдал экзамены на звание юнкера, был зачислен фейерверкером четвёртого разряда в четвёртую батарею, участвовал в боях, был несправедливо обойдён крестом и, присвоением офицерского звания, добивался производства в офицеры. Толстой также участвовал в русско-турецкой войне, воевал в Севастополе. И там же – в окопах, под пулями – писал свои «Севастопольские рассказы». Они потрясли читающую Россию правдой о войне. Возможно, он достиг не высоких чинов в армии, но после окончания войны решил оставить службу и вернулся в Ясную Поляну.

Путешествие по Европе

Два месяца спустя после выхода в отставку – в конце января 1857 года – Толстой уехал за границу. Это был его первое заграничное путешествие. Дорожный маршрут пролегал через Варшаву и Берлин в Париж, куда Толстой прибыл 9 февраля. Во французской столице он встретился с Тургеневым и Некрасовым. Осмотрев военный музей и саркофаг Наполеона, Толстой записал в своём дневнике: «Обоготворение злодея ужасно»5 . Тяжёлое нравственное потрясение вызвало в душе толстого зрелище смертной казни гильотиной на одной из площадей Парижа. По признанию Толстого, гильотина долго не давала ему спать «и заставляла оглядываться»6 . На следующий же день Толстой внезапно покинул Париж. 30 июля 1857 года Толстой приехал в Петербург. После возвращения из-за границы и вплоть до конца 50-х годов Толстой постоянно испытывал неудовлетворённость происходящим вокруг него и в нём самом, жил «в большом разладе сам с собой». Он часто вступал в конфликты с единомышленниками и даже друзьями. В Толстом происходил сложный духовный и нравственный процесс, который переживался им трудно. Он признал, что сегодняшняя «тяжёлая, нелепая и нечестная действительность не случайность, а необходимый закон жизни»7 . Ни собственное художественное творчество, ни состояние всей современной русской литературы – ничто не удовлетворяет Толстого. К этому относится разрыв Толстого с редакцией «Современника». Он выступил против гражданской и политической направленности искусства и литературы. Своеобразным приложением этих литературных воззрений был роман «Семейное счастье», над которым он спешно работал в течение января – апреля 1859 года. После этого романа Толстой свыше трёх лет не печатал новых художественных произведений. Вместо литературы Толстой занялся обучением крестьянских детей в школе, которую он открыл в октябре 1859 года в яснополянской усадьбе. Начался новый период в жизни Толстого.

Расцвет яснополянской школы

Занятия по обучению крестьянских детей были действенной формой ещё большего сближения писателя с народом. Завершив первый год своего учительства, он решает ехать за границу. Так как там лечился от чахотки опасно больной старший брат Николай. 2 июля 1860 года Лев Николаевич отправился в своё второе заграничное путешествие. В сентябре брат скончался в возрасте 37 лет. В середине апреля 1861 года Толстой вернулся в Россию.

С первых дней своего возвращения из-за границы он занялся школьными делами. Летом 1861 года Толстой открыл педагогический журнал «Ясная Поляна». К деятельности Толстого как педагога и издателя правительственные органы отнеслись с опаской и подозрением. А в июле 1862 года, когда Толстой был в отъезде, жандармский полковник произвёл в Ясной Поляне обыск. Толстой был до такой степени возмущён, что обратился с письмом к царю Александру II, требуя наказания полковника. Каков был ответ на это письмо-протест, оказалось неизвестно. После всего, что произошло, Толстому пришлось закрыть яснополянскую школу. Его педагогическая деятельность была прервана на десять с лишним лет.

Начало семейной жизни

По-прежнему продолжались кутежи с цыганами и картёжные игры. Чтобы расплатиться по карточным долгам, Толстому пришлось продать издателю неоконченный с кавказских времён роман «Казаки». Этот случай так повлиял на него, что он больше ни разу в жизни не сел за карточный стол.

В это время в личной жизни Толстого произошли большие перемены. В 1862 году он женился на дочери московского врача, Софье Андреевне Берс. Ей было тогда 18 лет. Толстой много занимался делами имения, семьёй, но главным его делом стала работа над романом «Война и мир». Этот роман – беспримерное явление не только в литературе, но и в истории человечества. В нём автор выразил всего себя, всю свою душевную и умственную полноту и глубину, свою удивительную многогранность. Появление романа было настолько ошеломляющим, что критики, писатели и журналисты растерялись и не могли понять, что произошло. Роман Толстого они назвали странным: это и не историческое исследование, и не вымышленное произведение в общепринятом виде. Слава Толстого стала всемирной. Эта слава стала ещё больше, когда появилась «Анна Каренина». Толстой достиг вершины писательского успеха. Но это была только первая половина его жизни.

Часть 2

Философия Толстого с 1880 года.

Большими событиями была наполнена жизнь Толстого в последние три десятилетия. В эти годы направление творчества писателя определил коренной перелом в его мировоззрении. Причины этого перелома раскрыты в словах В.И.Ленина: «Острая ломка всех старых устоев деревенской России обострила его внимание, углубила его интерес к происходящему вокруг него, привела к перелому всего его миросозедания»8 .

Страх смерти

Огромное значение в жизни Толстого имело чувство страха смерти. Возможно, это чувство возникло у него еще, когда он даже не помнил себя.

Однажды, когда Лев Толстой был в Арзамасе, он неожиданно для самого

себя ночью пришёл в сознание ужаса от мыслей о смерти, его охватило отчаяние оттого, что он не в силах ответить на вопрос: «Зачем человек живёт? Какой смысл жить, если всё равно умрёшь? Ну, куплю я одно имение, второе, третье – ну и что, ведь всё равно потом смерть. Ну, стану я писать лучше всех писателей, лучше Мольера, Шекспира, Гоголя, Пушкина, и что с того, если всё равно умирать?»9 . После этого случая Толстой боялся, что совершит самоубийство, убирал с глаз верёвки, чтобы не повеситься, перестал один ходить в лес с ружьём, чтобы не застрелиться. Страшное чувство бессмысленности жизни, страх и ужас смерти и раньше преследовали Толстого и присутствовали в его произведениях: «Записки маркера», «Три смерти», «Записки сумасшедшего». Потом он создал повесть «Смерть Ивана Ильича», потрясающую описанием смерти и анализом бессмысленности жизни человека. Толстой попытался переменить свою жизнь.

Зло и насилие в понимание Толстого

Толстой пришёл к осознанию того, что жизнь дворян и вообще богатых людей не может быть признана справедливой, потому что она поддерживается за счёт труда других людей, основана на обмане и ограблении трудового народа. Идеалом для Толстого отныне становится жизнь, которую ведёт народ, - в труде, бескорыстии, доброте и смирении. Уже в «Исповеди» он обнаруживал умение передавать с глубоким сочувствием и пониманием народный взгляд на жизнь. Толстой считал, что надо уничтожить все виды зла и все формы насилия. Непротивление злу насилием – вот один из важнейших постулатов (бесспорная истина) социально-этического и религиозного учения, которое называется толстовством. Насилием нельзя ни уничтожить зла. Всякое насилие есть тоже зло, а зло невозможно истребить злом. «Как огонь не тушит огня, так - зло не может потушить зла»10 - заявил Толстой в трактате «В чём моя вера?». Чтобы не было зла, говорит Толстой, не делайте зла. Делание людям добра – «в этом одном всё дело жизни христианина и весь смысл её, не уничтожаемый смертью» 11 .

Отлучение Толстого от церкви

К этому ведёт один путь – путь нравственного самосовершенствования. Эта идея не нова в философии Толстого, но теперь основой этой философии он сделал христианское вероучение. Именно учение о жизни людей Толстой считал главным содержанием истинного, не извращённого церковью христианства. Церковь, по словам Толстого, извратила чистое и ясное христианское учение. Церковь есть «злейший враг христианства», она есть не что иное, как «название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими»12 .

Толстой начал писать книги философско-религиозного содержания. Он написал повесть «Воскресенье», на неё во многом лежала печать новых

взглядов писателя. У него появились последователи. Возникло религиозно-общественное движение – толстовство, которое объявило своими основными принципами непротивление злу насилием, моральное самоутверждение и опрощение. Последователи толстовства появились не только во всех концах России, но и в других странах (такие как: Горький, Бунин, Ганди и др.). Толстой также писал и печатал статьи против господствующей церкви и государства и очень тяжело переносил то, что они подвергались преследованию.

Толстой заявлял, что всю жизнь будет печатать подобные статьи. Уже через пять лет, в 1901 году, правительство переменило отношение и через Святейший синод выступило против Толстого, отлучив его от церкви.

Часть 3

На рубеже веков

На рубеже нового века Толстой жил в предчувствии и ожидании социальных потрясений в России и во всём мире. Он верил в обновление жизни, понимал неизбежность крушения старого миропорядка. Остро ощущая кризисное состояние государственного строя в России и современного буржуазного общества, Толстой боролся против них теми средствами, которые он признавал справедливыми.

Свои мысли и чувства Толстой в это время чаще и охотнее всего торопился облечь в форму газетной и журнальной статьи, трактата:

«Солдатская памятка», «К рабочему народу», «Стыдно!», «Одумайтесь!», «Что же делать?» и многие другие.

Всю глубину «кричащих противоречий» во взглядах, учении и творчестве Толстого чётко раскрыл В.И.Ленин в своих гениальных статьях, которые были написаны в 1908 – 1910 годах.

«Толстой, как зеркало русской революции»

В.И.Ленин назвал Толстого зеркалом русской революции 1905 – 1907 годов, ибо совокупность толстовских «взглядов, взятых как целое, выражает как раз особенности нашей революции…»13 .

Когда Толстой вскрывал вопиющие противоречия между ростом богатства в стране и ростом народной нищеты, он представал перед современниками и вошёл в сознание потомков как «самый трезвый реалист»14 , имевший мужество смело срывать все маски с носителей зла. Но когда великий писатель русской земли предлагал явно утопические планы по переустройству общества, отрицал революцию, выдвигал новую религию, - тогда вылезло, безусловно, вредное содержание толстовского учения. Непротивление злу насилием Ленин считал одной из причин поражения первой русской революции. Эту наиболее слабую сторону учения Толстого подхватили толстовцы (участники религиозно-общественного движения, которое проповедовал Л.Н.Толстой). Революционный 1905 год принёс с собой исторический конец всей эпохе, которая могла и должна была породить учение Толстого – не как индивидуальное нечто, а как идеологию условий жизни, в которых действительно находились миллионы в течение известного времени.

Последние годы жизни великого мыслителя

Последние годы жизни Толстого были очень трудными. В 1901-1902 годах он перенёс длительную и тяжёлую болезнь. Врачи опасались за его жизнь. Ему пришлось поехать в Крым и провести там более полугода.

Трагично сложилась и семейная жизнь Толстого. Она началась, как казалось им, счастливо. Толстой любил Софью Андреевну Берс, свою

жену, она помогала ему в работе. Но с годами отношения в семье испортились. Софья ревновала Толстого к литературе, требовала, чтобы он подчинялся правилам жизни. Всю жизнь, пытаясь решить вопрос, как устроить так, чтобы все люди были счастливы, любили друг друга, трудились, добывали себе хлеб честным трудом своих рук, Толстой так устроил свою семейную жизнь, что она превратилась в мучение и для него самого, и для семьи. Он несколько раз заговаривал с женой о разводе, отказался от всего имущества. Жена изводила его постоянной слежкой, терроризировала угрозами самоубийства.

В конце концов, 82-летний измученный Толстой ночью 28 октября 1910 года, тайно сбежал из дома. Он решил отправиться на юг и поселиться в крестьянской избе, чтобы провести остаток своих дней среди простого трудового народа. В поезде он и, сопровождавшие его, дочь и толстовец Душан читали газеты, которые уже кричали о его бегстве и о

поисках, которые начала Софья Андреевна. На станции Астапово у Толстого началось воспаление лёгких. Здесь, в доме начальника станции, он провёл последние семь дней в борьбе с болезнью. Прибывшая на станцию Софья Андреевна жила в вагоне, по просьбе Толстого её не пускали к нему. Придя в сознание, он успокоился и, засыпая, проговорил:

- Я пойду куда-нибудь, чтобы никто не мешал. Оставьте меня в покое.

7 ноября 1910 года в шесть часов утра Лев Николаевич Толстой скончался. Льва Толстого похоронили недалеко от Ясной Поляны, в лесу Заказ, в том

месте, которое он сам когда-то указал для своей могилы. Так как Толстой отлучён от церкви, могила его была без креста.

Часть 4

Творчество Льва Толстого

Толстой дорог нам тем, что в своих произведениях он отразил целую историческую полосу русской жизни 50-х годов XIX века до конца 900-х годов нового столетия. «Поистине огромное дело», которое совершил Толстой, состоит в том, что он «дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой»15 . Его гениальные творения, неисчерпаемо глубокие по идейному содержанию и классически совершенные с художественной стороны, имеют для нас огромную ценность. Толстой показал истинный облик русской и международной буржуазии, осудил колониальные войны.

Произведения Толстого воспитывают людей в любви к миру, в чувствах дружбы и братского единения всех народов земного шара. Толстой воспел русский народ, его беззаветную храбрость, мужество, героизм и патриотизм. Его книги, запечатлевшие яркие героические русские характеры, воодушевляли и воодушевляют народ на подвиг во имя процветания и могущества нашей Отчизны, воспитывают безграничную любовь к Родине.

Гуманистическое творчество Толстого близко нам своим жизнелюбием и светлым взглядом на мир, своей враждебностью ко всяким проявлениям неверия в человека, пессимизма, отчаяния и аморализма – ко всему тому, что культивирует современное искусство.

Толстой недосягаем как художник слова, оставивший после себя «произведения, написанные со страшной, почти чудесной силой»16 , в которых с поражающей реалистической мощью, правдой и глубиной запечатлены живые, яркие картины русской жизни. Никто до него не умел так глубоко проникать в психологию человека и так верно передавать тончайшие движения человеческих чувств и мыслей, «диалектику души».

«Война и мир»

В романе-эпопее «Война и мир» Толстой обратился к историческому прошлому своего народа и страны, хотя, конечно, современность присутствует и здесь. Обращение Толстого к истории отвечало общей направленности, тенденции развития русской общественной и художественной мысли после Крымской войны и в период реформ 60-х годов. Заслуга Толстого как автора романа «Война и мир» состоит в том, что он первый так глубоко раскрыл и столь убедительно ярко осветил великую роль народных масс в исторических событиях XIX века, в жизни Русского государства и общества.

Толстовская «Война и мир» явилась «Илиадой» XIX столетия. «Война и мир» - вершина эпического творчества Толстого. Великий художник слова синтезировал здесь собственный творческий опыт предшествующего десятилетия и одновременно открыл новую эпоху в своей писательской биографии. Эта «вечная книга»17 положила начало всеевропейской славы Толстого, принесла ему едва ли не местное мировое признание как гениального писателя-реалиста.

«Анна Каренина»

Судьбой будущих поколений и завтрашним днём всей России, не дававшими писателю ни дня покоя, было пронизано самое большое его произведение 70-х годов – роман «Анна Каренина». В рукописи роман вначале имел заглавие «Два брака», но вскоре за ним твёрдо закрепилось знакомое нам название «Анна Каренина». Время действия в «Анне Карениной» синхронно времени создания романа, то есть пореформенная эпоха. Главной, основной мыслью, которую Толстой любил и стремился художественно воплотить в своём романе, была «Мысль семейная». Она возникла и сложилась на ранней стадии создания романа. Этой мыслью определялись тема и содержание романа, взаимоотношения между героями и суть романного конфликта и жанровая форма произведения.

Толстой предстал в «Анне Карениной» гениальным художником-реалистом. Динамичность действий и острота конфликтных ситуаций, социальная насыщенность содержания, философская напряжённость размышлений о современности и о жизни в целом – вот что отличает роман Толстого и делает его выдающимся явлением русского и мирового реалистического искусства.

Заключение

Работая над своим рефератом, я получил ценную и полезную информацию, которая мне очень пригодится в изучении творчества Л.Н.Толстого в школе. Я думаю, что, зная период написания произведения, я буду знать внутреннее состояние писателя, и тогда мне будет легче раскрыть образ героя произведения, представить его таким, каким хотел видеть его Толстой.

Узнав много интересного о таком сложном человеке, как Лев Николаевич Толстой, мне захотелось прочесть его произведения, потому что, как мне кажется, это очень интересно и полезно.

Кроме того, я научился лучше работать с литературой, выбирать и находить в ней, на мой взгляд, самое главное.

Лев Толстой один из тех гигантов, которые живут для всех времён и для всех народов. Уже 90 лет отделяют нас от даты смерти писателя, но он был и остаётся нашим современником.

И читатель всё глубже осознаёт справедливость мысли: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

Список литературы

- В.И.Ленин. Полное собрание сочинений, 20 и 17 тома, Москва

-«Всемирная история в лицах», В.Бутромеев, 6 том, Москва, 1999 год

- История русской литературы, М. Горький, Москва, 1939 год

- История русской литературы, М.Горький, Москва, 1930 год

- «Лев Толстой», В.Шкловский, Москва, изд. «Молодая гвардия», 1963 год

-«Л.Н.Толстой» (из лекций по русской литературе 19 века), Кулешов, Минск, изд. БГУ им. В.И.Ленина, 1978 год

- «Лев Толстой», очерк жизни и творчества; К.Н.Ломунов, издание 2-е, Москва, изд. «Детская литература», 1984 год

- «Ленин читает Толстого», К.Н.Ломунов, Москва, изд. «Детская литература», издание 2-е, 1974 год

- «Отлучение Толстого от церкви», Г.И.Петров, Москва, изд. «Знание», 1978 год

- Полное собрание сочинений, Л.Н.Толстой, том 25

- Собрание сочинений в 14 томах, Л.Н.Толстой, том 1 (творчество)

- Сочинения, В.И.Ленин, издание 4-е, Москва, том 16

- «Всё обо всех», Колядич, том 1, Москва, 1996 год