Реферат: Международный кредит необходимость, сущность и основные формы

Название: Международный кредит необходимость, сущность и основные формы
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТА

1.1. Сущность международного кредита

Международный кредит – это предоставление денежно-материальных ресурсов одних стран другим во временное пользование в сфере международных отношений, в том числе и во внешнеэкономических связях.

Эти отношения осуществляются путем предоставления валютных и товарных ресурсов иностранным заемщиков на условиях возвратности и уплаты процентов. Средства для международного кредита мобилизуются на международном рынке ссудных капиталов, на национальных рынках ссудного капитала, а также за счет использования ресурсов государственных, региональных и международных организаций.

Размер кредита и условия его представления фиксируются в кредитном соглашении (договоре) между кредитором и заемщиком.

Международные кредиты, если они предназначены для производительных целей: приобретение за границей нового оборудования или важного вида сырья для непосредственного осуществления инвестиций в производство, в конечном итоге увеличивают масштабы производства валового внутреннего продукта (ВВП) в стране заемщика и, следовательно, сами создают эквивалент той суммы средств, которая должна пойти на возмещение полученной за рубежом ссуды и уплаты процентов по ней. Если же международные кредиты предназначены для других, непроизводительных целей: приобретение продовольствия за границей, промышленных товаров потребительского характера, содержание государственного аппарата, преодоление дефицита государственного бюджета или платежного баланса, то это ведет к тому, что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляется не за счет созданного с использованием их эквивалента и в конечном итоге сказывается на сокращении ВВП страны.[17]
Международный кредит в современной практике по срокам подразделяются на:

1. краткосрочный (до одного года),

2. среднесрочный (от одного до десяти лет),

3. долгосрочный (свыше десяти лет).

С точки зрения обеспечения он делится на обеспеченные кредиты (такие кредиты обеспечены товарами, коммерческими документами и другими ценностями) и необеспеченные (бланковые).

С точки зрения объектов кредитования международные кредиты делятся на финансовые и коммерческие.

По форме кредиты подразделяются на товарные и валютные. В зависимости от того, кто является кредитором, различают частные кредиты, правительственные, кредиты международных и региональных организаций.

Более подробно об этих видах кредита.

1. Частные кредиты – это материально-денежные средства, которые представляются частными фирмами и банками и подразделяются соответственно на фирменные и банковские.

2. Правительственные кредиты (межправительственные, государственные займы) представляются правительственными кредитными учреждениями. Например, экспортно-импортным банком США. Обычно они представляются на более льготных условиях, чем частные: могут представляться беспроцентными, на срок в несколько десятков лет с большим льготным периодом перед началом выплаты кредита, могут быть в виде субсидии (даров), то есть безвозвратными, они бывают чаще всего целевыми (даются на приобретение определенных видов товаров, на осуществление конкретных объектов экономического развития) или имеют связывающую оговорку, определяющую в общем виде цели кредита.

3. Кредиты международных и региональных организаций представляются преимущественно через Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский инвестиционный банк и другие кредитно-финансовые институты Европейского Союза (ЕС). Причем МВФ и МБРР выступают не только как крупные кредиторы, но и как координаторы международного кредита развитых стран.

Основное же деление международного кредита – это кредитование внешней торговли и международный долгосрочный кредит.

Финансовые кредиты – это предоставление средств в денежно-валютной форме.[17] Одной из форм финансовых кредитов являются облигационные займы, размещаемые иностранными заемщиками на международном и национальных рынках ссудного капитала с помощью банков. Финансовые кредиты могут представляться в валютах страны-кредитора (например, в Германии это марки) и страны-должника, а также в третьих валютах или в нескольких валютах, как это бывает на еврорынке, когда заем размещается одновременно в нескольких странах.

Государство участвует в международном кредите развитых стран не только как заемщик и кредитор, но и как гарант. Например, широко практикуется государственное гарантирование экспортных кредитов.

На финансовых рынках используются различные формы государственного и международного регулирования международных кредитов, в частности – это межправительственные и джентльменские соглашения об условиях экспортных кредитов.

Функции международного кредита выражают особенности движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. В их числе входит следующее:

1. Перераспределение ссудного капитала между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Тем самым кредит содействует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль, увеличивая ее массу.

2. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования кредитных средств (тратт, векселей, чеков, переводов и другого), развития и ускорения безналичных платежей.

3. Ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию иностранных кредитов.

4. Регулирование экономики.

Выполняя эти взаимосвязанные функции, международный кредит играет двойную роль в развитии производства: положительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства.

Международный кредит используется для укрепления позиций иностранных кредиторов в конкурентной борьбе. Границы международного кредита зависят от источников и потребности стран в иностранных заемных средствах, возвратности кредита в срок. Нарушение этой объективной границы порождает проблему урегулирования внешней задолженности стран-заёмщиков. В их числе — развивающиеся страны, Россия, другие государства СНГ, страны Восточной Европы и так далее.

Двоякая роль международного кредита в условиях рыночной экономики проявляется в его использовании как средства взаимовыгодного сотрудничества стран и конкурентной борьбы. [17]

1.2. Необходимость и целесообразность международного кредита
В современных условиях обострения конкуренции в международной торговле каждое государство стремится создать условия для повышения конкурентоспособности отечественных экспортеров. В этих целях государство во многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по рефинансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах.

Например, в одних странах созданы специальные государственные и полугосударственные (смешанные) банковские институты внешнеторгового кредитования, в других - банковские консорциумы, перед которыми становится задача создания благоприятных условий рефинансирования внешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке.
Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные и региональные финансово-кредитные институты: МБРР или Мировой банк, Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой банк с его двумя филиалами - Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международной ассоциацией развития (МАР). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные операции банков развития реализуется как кредиты различным, прежде всего развивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является так называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными. При этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты A и кредиты B. Кредиты A полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты B предоставляются банком как участником международного банковского консорциума, создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах 10-25%. [5, с. 410-412]

Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный капитал из других источников.
Другой филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты, значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров.
Россия в современных условиях выступает, как впрочем, и любое современное государство, одновременно и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим процесса кредитования ряда стран. Но особенность этих процессов состояла в том, что заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно военно-политический.

В результате, к настоящему времени, по отношению к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся странам Россия выступает чистым кредитором.
1.3. Классификация международного кредита

Международный кредит возник в XIV-XV вв. в международной торговле после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а позднее – в Америку и Индию. Его принципы: возвратность, срочность, платность, обеспеченность и целевой характер. Этот вид кредита осуществляется за счёт как внешних, так и внутренних источников.

В зависимости от главных признаков, характеризующих отдельные стороны кредитных отношений, принята следующая классификация основных форм международного кредита:

1. по источникам – внутреннее и внешнее кредитование внешней торговли;

2. по назначению:

а) коммерческие кредиты, непосредственно связанные с внешней торговлей и услугами;

б) финансовые кредиты на прямые капиталовложения, строительство объектов, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности, валютную интервенцию;

в) промежуточные кредиты для обслуживания смешанных форм вывоза капиталов, товаров и услуг, например, в виде выполнения подрядных работ «инжиниринг» - сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры и другого [16, с. 297];

3. по видам:

а) товарные кредиты, предоставляемые экспортёрами импортёрам;

б) валютные, выдаваемые банками в денежной форме;

4. по валюте займа – это кредиты:

а) в валюте страны- должника;

б) в валюте страны- кредитора;

в) в валюте третьей страны;

г) в международной счётной единице. Например, СДР (специальные права заимствования) – международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ [16, с. 787], или ЕВРО – единая европейская валюта для стран ЕС и другие [16, с. 216];

5. по срокам:

а) сверхсрочные – суточные, недельные, до трёх месяцев;

б) краткосрочные – до одного года;

в) среднесрочные – от одного до десяти лет;

г) долгосрочные – свыше десяти лет;

Если краткосрочный кредит пролонгируется (продлевается), он становится средне- и иногда долгосрочным. В процессе трансформации краткосрочных международных кредитов в ссуды на более длительный срок участвует государство в качестве гаранта. Для удовлетворения потребностей экспортеров в ряде стран (Великобритании, Франции, Японии и других) создана при поддержке государства специальная система средне- и долгосрочного кредитования экспорта машин и оборудования. Долгосрочный международный кредит (практически до десяти-пятнадцати лет) предоставляют, прежде всего, специализированные кредитно-финансовые институты — государственные и полугосударственные;

6. по обеспеченности:

а) обеспеченные (товарными документами, векселями, ценными бумагами, недвижимостью и другим);

б) необеспеченные – бланковые (под обязательства должника).

В качестве обеспечения используются товары, коммерческие и финансовые документы, ценные бумаги, недвижимость, другие ценности, иногда золото. Например, Италия, Уругвай, Португалия (в середине 70-х годов), некоторые развивающиеся страны (в 80-х годах) использовали международные кредиты под залог части официальных золотых запасов, оценивающихся по среднерыночной цене. Бланковый кредит выдается под обязательство (вексель) должника погасить его в срок.

7. по технике предоставления кредита:

а) наличные, зачисляемые на счёт и в распоряжение должника;

б) акцептные – при акцепте тратты импортёром или банком;

в) депозитные сертификаты;

г) облигационные займы;

д) консорциальные кредиты.

8. в зависимости от категории кредитора различаются международные кредиты:

а) фирменные (частные) кредиты;

б) банковские кредиты;

в) брокерские кредиты;

г) правительственные кредиты;

д) смешанные кредиты, с участием частных предприятий (в том числе банков) и государства;

е) межгосударственные кредиты международных финансовых институтов.

Фирменный кредит предоставляется экспортером иностранному импортеру в виде отсрочки платежа (от двух до семи лет) за товары. Он оформляется векселем или по открытому счету.

При вексельном кредите экспортер выставляет переводной вексель (тратту) на импортера, который акцептует его при получении коммерческих документов. Кредит по открытому счету основан на соглашении экспортера с импортером о записи на счет покупателя его задолженности по ввезенным товарам и его обязательстве погасить кредит в определенный срок (в середине или конце месяца). Такой кредит применяется при регулярных поставках и доверительных отношениях между контрагентами.

К фирменным кредитам относится также авансовый платеж импортера. Покупательский аванс (предварительная оплата) является не только формой кредитования иностранного экспортера, но и гарантией принятия импортером заказанного товара (например, ледокола, самолета, оборудования и другого), который трудно продать.

Банковские международные кредиты предоставляются банками репортерам и импортерам, как правило, под залог товарно-материальных ценностей, реже предоставляется необеспеченный кредит крупным фирмам, с которыми банки тесно связаны. Общепринято создавать банковские консорциумы, синдикаты, пулы для мобилизации крупных кредитных ресурсов и распределения риска. Банки экспортеров кредитуют не только национальных экспортеров, но и непосредственно иностранного импортера: кредит покупателю активно развивается с 60-х годов. Здесь выигрывает экспортер, так как своевременно получает иностранную валютную выручку за счет кредита, предоставленного банком экспортера покупателю, а импортер приобретает необходимые товары в кредит. [17]

Крупные банки предоставляют акцептный кредит в форме акцепта тратты. При этом акцептант становится непосредственным плательщиком по векселю, но за счет средств должника - трассата (акцептованные переводные векселя в разных валютах свободно продаются).

Брокерский кредит — это промежуточная форма между фирменным и банковским кредитами. Здесь брокеры заимствуют средства у банков; при этом роль последних уменьшается.

Межгосударственные кредиты предоставляются на основе межправительственных соглашений. Международные финансовые институты ограничиваются небольшими кредитами, которые открывают доступ заемщикам к кредитам частных иностранных банков.

Специфической формой кредитного обслуживания внешнеэкономических связей являются операции по лизингу, факторингу форфейтингу.

Лизинг — соглашение об аренде движимого и недвижимого имущества сроком от трех до пятнадцати лет. В отличие от традиционной аренды объект сделки выбирается лизингополучателем, а лизингодатель приобретает оборудование за свой счёт. Срок лизинга меньше срока физического износа оборудования. По истечении срока лизинга клиент может продолжать аренду на льготных условиях или купить имущество по остаточной стоимости. [6, с.232] Преимущества лизинга как формы предоставления во временное пользование определенных видов машин и оборудования заключается в том, что он позволяет арендатору получить необходимые ему технические средства до оплаты их полной стоимости, избежать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое. [10, с. 431]

В мировой практике лизингодателем обычно выступает лизинговая компания, являющаяся финансовым учреждением. Лизинговая фирма получает определенную прибыль, включаемую в арендную плату. Эти преимущества способствуют активному развитию международных лизинговых операций.

Факторинг – покупка специализированной финансовой компанией всех денежных требований экспортера к иностранному импортеру в размере до 70 – 90 % суммы контракта до наступления срока их оплаты; факторинговая компания кредитует экспортёра на срок до 120 дней. Благодаря факторинговому обслуживанию экспортер имеет дело не с разрозненными иностранными импортерами, а с факторинговой компанией. [9, с. 381]

Форфейтинг – кредитование внешнеэкономических операций в форме покупки у экспортера векселей, акцептованных импортером. В отличие от обычного учета векселей коммерческими банками форфейтинг предполагает переход всех рисков по долговому обязательству к его покупателю - форфейтеру. Форфейтинг носит среднесрочный характер – до семи лет. В результате продажи портфеля долговых требований упрощается структура баланса фирмы-экспортера, сокращаются сроки инкассации требований, бухгалтерские и административные расходы. Наиболее активны в сделках

«а-форфе» западноевропейские кредитные учреждения, прежде всего банки Швейцарии, Великобритании, ФРГ. [16, с.1007]

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2.1. Кредитование внешней торговли

Кредитование внешней торговли включает кредитование экспорта и импорта. Кредитование экспорта проводится в двух формах.

1. Фирменного кредита — покупательских авансов, выдаваемых импортерами той или иной страны иностранным производителям или экспортерам. Так, американские и английские машиностроительные фирмы нередко получают авансы от иностранных заказчиков в размере 1/3 стоимости заказа. Значение покупательских авансов заключается в том, что, во-первых, они служат формой обеспечения обязательств иностранных заказчиков, а, во-вторых, представляют собой увеличение капитала экспортера. Вплоть до начала 60-х годов XX века фирменные кредиты были преобладающей формой внешнеторгового кредита и по своему стоимостному объему более чем в два раза превышали банковский экспортный кредит. Однако быстрый рост международной торговли, необходимость импорта взаимосвязанной продукции сразу у нескольких поставщиков, увеличение сроков кредита продемонстрировали, что у фирменного кредита есть свои недостатки. Среди них, с точки зрения импортера, наиболее существенными являются: ограниченные сроки кредита, сравнительно небольшие объемы кредитования, жесткая привязанность импортера к продукции фирмы поставщика. Поэтому с ростом масштабов и диверсификацией международной торговли доля фирменных кредитов в общей сумме внешнеторгового кредитования начала снижаться, все, более уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию.
2. Банковского кредита в виде:

а) кредитования под товары в стране экспортера (этот кредит дает экспортерам возможность продолжать операции по заготовке и накоплению товаров, предназначенных на экспорт, не дожидаясь реализации ранее заготовленных товаров);

б) предоставления ссуд под товары, находящиеся в пути (под обеспечение транспортных документов — коносамент, железнодорожная накладная и другое);

в) выдачи кредита под товары или товарные документы в стране импортера.

Экономическое значение этих ссуд состоит в ускорении кругооборота капитала экспортера, т. е. в превращении его части из товарного в денежный.

г) бланковых кредитов, не обеспеченных товарами; которые получают крупные фирмы-экспортеры от банков, имеющих с ними длительные деловые связи или участие в их капитале. [17]

Кредитование импорта также имеет формы фирменного (коммерческого) и банковского кредита.

Фирменные (коммерческие) кредиты подразделяются на два вида:

1. Кредит по открытому счету осуществляется через банки импортера и экспортера. Между экспортером и импортером заключается долговое соглашение, по которому первый записывает на счет последнего в качестве его долга общую стоимость отгруженных товаров с учетом начисляемых процентов, а импортер, в свою очередь, обязуется в установленный срок погасить сумму кредита и выплатить проценты. Этот вид кредита применяется при регулярных поставках товаров с периодическим погашением задолженности. В данном случае банки выполняют функцию чисто технических посредников в расчетах торговых контрагентов.

2. Вексельный кредит, при котором экспортер после отгрузки товара выставляет тратту (переводный вексель) на импортера. Последний, получив товарные документы, акцептует тратту, то есть берет на себя обязательство оплатить вексель в указанный срок.

Во многих, в первую очередь англосаксонских странах, часто применяется финансирование фирменных кредитов с помощью аккредитивной формы расчетов. В этом случае банки импортера и экспортера заключают соглашение, на основании которого открывают аккредитив экспортеру против предоставленных им документов об отгрузке товаров.

Для уменьшения риска от возможной неплатежеспособности иностранных покупателей создана система страхования кредитов по внешней торговле, представленная в формах:

а) частного страхования, при котором специальные страховые компании принимают на себя риск по экспортным кредитам и в случае неплатежеспособности иностранных импортеров оплачивают их долговые обязательства отечественным экспортерам;

б) государственных гарантий, когда риск берет на себя государство.

Так, в Великобритании гарантирование экспортных кредитов осуществляет правительственный Департамент гарантий экспортных кредитов. Он гарантирует экспортерам возмещение убытков от 85 до 100%. В США эти функции осуществляет Экспортно-импортный банк, во Франции — Французская страховая компания для внешней торговли, в ФРГ — акционерное общество «Гермес» и Межминистерский комитет по экспортным кредитам. Страхование экспортных кредитов основано на том, что экспортер получает от страховой организации гарантии своевременного платежа за товары, которые он продавал в кредит иностранным покупателям. В случае неплатежеспособности последнего экспортер получает гарантированную сумму платежа от учреждения - гаранта, к которому переходит право последующего взыскания долга с импортера. [17]

Банковские кредиты по импорту подразделяются на следующие виды:

1. Акцептный кредит — это кредит, выдаваемый в форме акцепта, или согласия, банка-импортера на оплату тратты экспортера. При этом перед наступлением срока платежа импортер вносит в банк сумму долга, а банк в срок погашает его обязательство перед экспортером.

Акцептные кредиты предоставляются крупными банками как своим, так и иностранным экспортерам. Например, до Первой Мировой войны, когда мировым финансовым центром был Лондон, крупнейшие лондонские банки обслуживали внешнюю торговлю не только Англии, но и других стран.

После Второй Мировой войны большие масштабы приобрели акцептные операции американских банков.

2. Акцептно-рамбурсный кредит — акцепт векселя банком при условии получения гарантии со стороны иностранного банка, обслуживающего импортера. [16, с. 707] В таком случае импортер до истечения срока тратты должен внести средства в свой банк, который переводит (рамбурсирует) их иностранному банку, акцептовавшему тратту, после чего последний оплачивает ее экспортеру в установленный срок.

С конца 50-х — первой половины 60-х годов распространились новые методы финансирования экспорта из развитых капиталистических стран, среди которых ведущее место принадлежит прямому банковскому кредитованию иностранных покупателей. При этом происходит своеобразное разделение функций между банковским и фирменным кредитованием: первое сосредотачивается главным образом на предоставлении крупных средне- и долгосрочных кредитов покупателям продукции страны-кредитора; второму отводится сфера краткосрочных кредитных сделок на небольшие суммы. Если в начале 60-х годов соотношение между фирменными и банковскими кредитами в общем объеме средне- и долгосрочного кредитования, например, в Великобритании и Франции равнялось 2:1, то в последние годы на долю банковских кредитов (кредиты покупателю) приходится свыше 3/4 экспортных кредитов данной продолжительности.

Заметно активизировалась роль государства в развитии механизма прямого банковского кредитования. Опираясь на систему государственных гарантий и преференций по экспортным кредитам, прибегая в случае необходимости к рефинансированию своих заграничных активов в государственных кредитных институтах по льготным ставкам, банки в короткое время увеличили объем предоставляемых кредитов и обеспечили их умеренную стоимость для заемщиков.

Первоначально прямое кредитование импортеров осуществлялось путем «связывания» кредита с разовой внешнеторговой сделкой. Позднее широкое распространение получило открытие банками так называемых кредитных линий для своих иностранных заемщиков на оплату внешнеторговых сделок.

Кроме того, в 70-е годы появились новые формы кредитно-финансового стимулирования экспорта:

1. Возобновляемая, или ролл-оверная, кредитная линия (это разновидность кредитной линии, которая обычно применяется в кредитных операциях евро-валютного рынка). [16, с. 766]

2. Факторинг. Факторинговая компания является специализированным финансовым учреждением, оказывающим экспортеру, продавшему товар на условиях кредита, разнообразные услуги. Она берет на себя обязательства экспортера по взысканию задолженности, учету экспортных операций, контролю и так далее. При этом фирма обязуется либо вручить деньги клиенту по мере взимания их с должников, либо выплатить ему наличными при заключении сделки. Взимая долги с покупателя и принимая на себя риск по кредиту, факторинговая компания выполняет функции экспортного отдела промышленной фирмы, коммерческого банка и страховой компании одновременно. Стоимость факторинга дороже, чем обычной банковской ссуды. В процентном отношении к размеру фактически выданных заемных средств она может достигать 20%. Следует учитывать, что в нее входит не только оплата получаемого кредита, но и цена других услуг. Таким образом, система факторинга расширяет возможности экспортеров по предоставлению краткосрочных фирменных кредитов.

3.Операции по форфейтингу. Они развились на базе так называемого безоборотного финансирования, появившегося в конце 50-х годов в Западной Европе. В США этот метод менее развит и известен как «рефинансирование векселей». Суть операции заключается в передаче экспортером прав по требованиям, выставленным им на импортера, банку-форфейтору, который может держать их у себя или продать на международном рынке. В обмен на приобретенные ценные бумаги банк выплачивает экспортеру эквивалент их стоимости наличными за вычетом фиксированной учетной ставки, премии (forfait), взимаемой банком за принятие на себя риска неоплаты обязательств, и разового сбора за обязательство купить векселя экспортера.

Техника и финансовые инструменты, используемые в операциях по форфейтингу, аналогичны тем, которые применяются при традиционном учете торговых векселей банками. Отличие заключается в том, что векселедатель, то есть экспортер, не несет при форфейтинге никаких рисков, в то время как при обычном учете векселя ответственность за его неоплату должником, согласно вексельному законодательству многих стран, сохраняется за экспортером в любом случае. Сделки по форфейтингу позволили значительно удлинить сроки кредитования экспортером покупателя на условиях вексельного кредита, доведя их до пяти, а иногда восьми и более лет, поскольку принятие на себя риска солидным банком-форфейтером повышает заинтересованность инвесторов в длительном помещении своих средств.

Источником средств для банков, участвующих в форфейтинговых операциях, служит рынок евровалют. Поэтому учетная ставка по форфейтингу тесно связана с уровнем процента по среднесрочным кредитам на этом рынке. Основными валютами сделок являются: американский доллар, немецкая марка, японская йена и швейцарский франк.[6, с. 13] Классификация валют представлена в таблице 2.1.1.

Таблица 2.1.1

Классификация валют

Критерий Виды валют
1. По статусу валюты

Национальная, иностранная, международная, региональная, евровалюта

2. По отношению к валютным запасам страны Резервная, прочие валюты
3. По режиму применения Свободно конвертируемые, частично конвертируемые (внешне конвертируемая, внутренне конвертируемая), неконвертируемая
4.По видам валютных операций Валюта цены контракта, валюта платежа, валюта кредита, валюта клиринга, валюта векселя
5. По материально-вещественной форме Наличная, безналичная

Лизинговые операции становятся все более важной формой международной торговли машинами и оборудованием. Лизинг — одна из разновидностей арендных операций, при которых не происходит передачи юридического права собственности потребителю товара. Путем периодических отчислений средств арендодатель в течение срока договора оплачивает право временного пользования товарами. Лизинг подразумевает предварительную покупку оборудования специальным кредитно-финансовым обществом — лизинговой компанией, которая затем вступает непосредственно в прямые отношения с потребителем сдаваемого внаем товара.

Аренда выступает своеобразной формой получения кредита и во многих случаях существенно облегчает продвижение продукции экспортеров на внешние рынки. С обычным товарным кредитом лизинг сближают условия проведения арендных операций. Арендатор избавлен от необходимости мобилизовывать денежные средства. Оплата аренды производится по частям в течение всего периода использования оборудования. Однако целью лизинга является не получение права собственности на товар, а приобретение права использовать его потребительские качества. Увеличение объема арендных операций в международной торговле требует привлечения значительных финансовых средств. Поэтому не случайно крупные коммерческие банки многих стран активно участвуют в финансировании лизинговых компаний, которые затем переходят часто в их собственность.

В последние годы отчетливо проявилась тенденция к интернационализации национальных систем финансирования экспорта как в сфере фирменного кредитования (например, развитие операций на рынке форфейтинга), так и в области банковского кредитования. Характерным стало предоставление банками долгосрочных кредитов по компенсационным сделкам, которые основаны на взаимных поставках товаров на равную стоимость. В этом случае страна-заемщик, получая в кредит на 15—20 лет машины, оборудование для создания и реконструкции предприятий, освоения природных ресурсов, в погашение этого кредита осуществляет встречные поставки продукции построенных предприятий. Отличительными чертами компенсационных соглашений являются крупномасштабный долгосрочный характер, а также взаимная обусловленность экспортной и импортной сделок.

Широкое распространение получили так называемые мультинациональные контракты на огромные суммы, в выполнении которых в качестве самостоятельных подрядчиков принимают участие фирмы различных стран. Такие контракты совместно страхуются и финансируются банками и национальными страховыми институтами экспортного кредитования участвующих в них стран. В связи с этим можно отметить создание временных международных банковских консорциумов для финансирования определенных контрактов, выполняемых фирмами нескольких стран. Проблемы финансирования решаются внутри консорциума, который выступает перед заемщиками в качестве единого института. С категорией экспортных кредитов данную форму финансирования сближает то, что она носит целевой, а не чисто финансовый характер, и в гарантировании этой операции принимают участие правительственные институты заинтересованных стран. [17]

2.2. Международный долгосрочный кредит

Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского и ссудного капитала, последний — в виде внешних займов. Международные займы различаются, прежде всего, по субъектам кредитных отношений. В качестве должников по внешним займам выступают: промышленные и другие частные предприятия, правительства, муниципалитеты и прочие публично-правовые учреждения. Кредиторами по внешним займам могут быть: частные капиталисты и банки, приобретающие облигации займов; государства, представляющие займы другим странам; международные валютно-кредитные организации. В соответствии с этим международный долгосрочный кредит подразделяется на частный, государственный и частногосударственный.

Международный частный кредит становится одной из неотъемлемых основ международных кредитных отношений с конца 50-х годов, когда почти все развитые страны ввели полную обратимость валют. Быстрому развитию международных финансовых кредитов в послевоенный период способствовала, прежде всего, экономическая разруха большинства стран Западной Европы и Японии. Необходимость восстановления разрушенного войной хозяйства требовала крупных материальных затрат. Единственным платежеспособным государством в то время были США. Первоначально страны-заемщики получили кредиты в США с условием покупки там же товаров. Постепенно все большая часть долларов использовалась для оплаты товаров в других странах, что привело к оседанию долларов на счетах западноевропейских банков и других стран. Так образом возник рынок евродолларов, а на его основе образовался институт частных финансовых кредитов и займов. Главными источниками международных частных финансовых кредитов и займов являются межбанковские депозиты и вклады под евро-долларовые депозитные сертификаты. Большинство депозитов и вкладов носит краткосрочный характер, поэтому актуальной задачей банков становится их пролонгация.

Долгосрочные ссуды обычно осуществляются в форме выпуска облигаций и подразделяются на иностранные облигационные и международные облигационные займы. Последние получили большое развитие в 60-е годы и заняли лидирующее положение в сфере долгосрочного инвестирования капиталов. Они проводятся на базе евровалютных рынков и чаще всего называются еврооблигационными, причем в последнее время прослеживается тенденция к их росту.

Межправительственные займы получили широкое развитие в годы Первой Мировой войны в связи с военными поставками из США в Европу. Межправительственная задолженность (без процентов) достигла в этот период 11 миллиардов долларов.

Во время мирового экономического кризиса 1929—1933 годов Германия, Франция и ряд других стран отказались в дальнейшем оплачивать свои долги. В связи с этим во время Второй Мировой войны США вместо кредитов осуществляли поставки по ленд-лизу (предоставление материальных средств взаймы или в аренду). [16, с.369]

После второй мировой войны до середины 50-х годов США были монопольным кредитором по межправительственным займам. За период с 1946 по 1950 года объем межправительственных займов США и других развитых стран составил 30,2 миллиардов долларов, из них около 2/3 кредитов приходилось на страны Западной Европы. Самым крупным из них был правительственный заем США Великобритании в сумме 3 750 миллионов долларов на 50 лет из 2% годовых. Льготные условия займа сопровождались такими требованиями США к Великобритании, как отмена валютных ограничений и других преград для проникновения американского капитала

в стерлинговую зону.

В мае 1946 г. США предоставили правительственный заем Франции в размере 650 миллионов долларов сроком на 35 лет с условием использования половины этой суммы на оплату американских военных материалов, оставшихся после войны во Франции. Однако межгосударственные кредиты представляются за счет средств государственного бюджета и в рамках помощи. Например, были предоставлены крупная сумма кредитов и финансовая помощь для восстановления экономики в послевоенное время в рамках «плана Маршалла»: за период с 1950 по 1955 года общая сумма помощи США 17 странам Западной Европы составила около 17 миллиардов долларов. Количество государственных займов как составной части программ помощи постепенно возрастает, особенно от стран Организации экономического сотрудничества и развития развивающимся странам. В 70—80-е года межправительственные займы предоставлялись в основном промышленно развитыми странами развивающимся странам, за исключением межгосударственных кредитов предназначенных для поддержки валют путем проведения валютной интервенции. [17]

В Федеральном законе «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, юридическим лицам и международным организациям» в основу классификации задолженности положен источник заимствований (резиденты или нерезиденты). В бюджетной же классификации государственный внешний долг определяется как по источнику, так и по валюте. [1]

В России в 90-х годах XX века был особенно значителен рост просроченной задолженности. Объем накопленной просроченной дебиторской задолженности увеличился с 30 миллиардов рублей в 1994 году до 641 миллиардов рублей в 1999 году. Проблема неплатежей несколько утратила свою остроту к началу XXI века, но и в 2001 года просроченная дебиторская задолженность в России составила 916 миллиардов рублей. Таким образом, уровень дебиторской задолженности оказывает существенное влияние на макроэкономическую платежную ситуацию и финансовую стабильность в стране и в настоящее время.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ И КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Международный валютный фонд

Международный валютный фонд следит, главным образом, за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов, а также за соблюдением ими кодекса поведения в международных валютных отношениях, включая оказание помощи странам-членам путем предоставления краткосрочных кредитов в случае затруднений, связанных с платежным балансом.
Два основных момента в Уставе Международного валютного фонда обеспечивают гибкость в достижении внешнего равновесия:
1. Кредитные услуги МВФ.

МВФ готов предоставлять валютные кредиты своим членам, чтобы дать им возможность преодолеть период, на протяжении которого баланс текущих операций находится в дефиците, а проведение более жесткой кредитно-денежной или бюджетной политики оказало бы нежелательное воздействие на занятость в стране. Общий резерв золота и валюты, формируемый членами, представляет ресурсы МВФ, используемые в этих кредитных операциях.
Каким образом МВФ осуществляет кредитование? При вступлении в МВФ новый член вносит квоту, которая определяет как его вклад в общий резервный фонд, так и его право привлекать ресурсы МВФ. Каждый член вносит в Фонд золото в количестве, равном по стоимости 1/4 квоты. Остальные 3/4 квоты вносятся в его собственной национальной валюте. Страна-член наделяется правом использования собственной валюты для временных закупок золота или иностранной валюты у Фонда в размере, равном по стоимости ее членскому взносу в золоте.

2. Регулируемые паритеты. Хотя валютный курс страны зафиксирован, его можно изменить - девальвировать или ревальвировать, если МВФ признает, что платежный баланс страны находится в состоянии "фундаментального неравновесия". В Уставе нет определения фундаментального неравновесия, однако, этот термин применяется по отношению к странам, постоянно испытывающим неблагоприятное воздействие международных изменений на спрос их товаров. Без девальвации в таких странах была бы более высокая безработица и больший дефицит баланса текущих операций до тех пор, пока внутренний уровень цен не упал бы достаточно низко, чтобы восстановить внутренний и внешний баланс.

С другой стороны, девальвация может одновременно улучшить ситуацию и с занятостью и со счетом текущих операций, исключая, таким образом, длительный и болезненный процесс восстановления равновесия, в ходе которого международные резервы все равно утекли бы. [6, с. 396-400]

Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом свободно конвертируемой валюты (СКВ) на национальную валюту страны-должника, а погашается кредит посредством выкупа национальной валюты заемщиков за СКВ или СДР. Базой кредитных сумм является квота уставного фонда МВФ, которая приходится на страну, члена организации.

В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции. Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, государство обязуется проводить экономическую политику, в результате которой оно находит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.

Сейчас в МВФ входят более 180 государств. Каждое государство, вступая в МВФ, вносит определенную сумму денег - подписную квоту, которая оценивается и пересматривается каждые пять лет (более богатая страна - более высокая квота - большее количество имеющихся у нее голосов).
Квоты по подписке (членские взносы) составляют основной источник финансирования Фонда. В дополнение к этому МВФ получает займы у правительств государств-членов для осуществления конкретных программ, направленных на удовлетворение их потребностей. Согласно решению этих стран Фонд может получать займы, в целом не превышающие 60% от общей суммы квот. Механизмы и стратегии, посредством которых МВФ обеспечивает финансовую поддержку своим членам, варьируется в зависимости от характера макроэкономических и структурных проблем, которые они стремятся решить, и от того, какие условия необходимы для этого. [17]

Политика траншей. Кредиты Фонда предоставляются по обычным каналам странам-членам в виде траншей или долей, составляющих 25 % квоты соответствующего государства. Для приобретения первого кредитного транша государства-члены должны продемонстрировать серьезные усилия по преодолению испытываемых ими трудностей с платежным балансом.
Специальные механизмы. Фонд компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств предоставляет ресурсы государствам-членам для компенсации нехватки поступлений от экспорта, покрытия расходов за услуги и возмещения убытков, связанных со значительным ростом цен на импортируемое зерно, если эти убытки носят временный характер и обусловлены обстоятельствами, не зависящими от этих стран.

Чрезвычайная помощь. Фонд предоставляет чрезвычайную помощь в форме закупок товаров с тем, чтобы помочь государствам-членам решить проблемы платежного баланса, вызванные внезапными стихийными бедствиями.
Механизмы для стран с низким уровнем дохода. Фонд структурной перестройки предоставляет ресурсы на льготных условиях в целях поддержки среднесрочной макроэкономической перестройки и структурных реформ в государствах-членах с низким уровнем доходов, сталкивающихся с затяжными проблемами платежного баланса. В данном случае заемщик разрабатывает и обновляет с помощью Фонда и Международного банка реконструкции и развития рамки среднесрочной политики сроком на трехгодичный период.
При предоставлении финансовой помощи через Расширенный фонд структурной перестройки МВФ руководствуется теми же критериями, которые установлены для Фонда структурной перестройки: цели, условия приемлемости для финансирования и основное содержание программ.

Отличие заключается только лишь в масштабах и решительности проведения политики структурной перестройки, а также в уровнях доступа к ресурсам Фонда, процедурах мониторинга и источниках финансирования.
Расширенный фонд структурной перестройки, созданный в 1987 году, предоставляет кредиты на льготных условиях развивающимся странам-членам МВФ с низким уровнем доходов. [17]

При предоставлении государству-члену займов на сумму, превышающую 25 % его долевой квоты, Фонд придерживается двух принципов:
1. пул валют, находящийся в распоряжении Фонда, существует для всех его членов, и поэтому предполагается, что каждый член, заимствующий валюту у другого члена, вернет ее, как только будут решены его проблемы платежей;
2. прежде чем Фонд представит какие-либо денежные средства из пула, член Фонда должен доказать реальность своих намерений решить проблемы с платежами, т.е. чтобы он мог вернуть эти деньги в Фонд в течение нормального срока погашения долга, в период от трех до пяти лет.
3.2. Международный банк реконструкции и развития
Международный банк реконструкции и развития был создан в 1945 году после того, как 28 стран подписали "Статус соглашения о международном банке реконструкции и развития", который был разработан на конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 году в Бреттон-Вудсе (США).

Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк, как специализированное учреждение ООН, входит в систему Объединенных Наций. Местопребывание МБРР - Вашингтон. В настоящее время он объединяет более 180 стран мира. МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются кредиты по льготным, сильно заниженным процентным ставкам.

Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначены для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например, строительство дорог, мостов или электростанций. Программные кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэкономических связей. В этом случае кредит - не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а средство общего финансирования государственного бюджета в соответствии с кардинальным изменением политики.[17]
Международная ассоциация развития была создана в 1960 году как филиал МБРР. В качестве специализированного учреждения она принадлежит к системе Объединенных Наций. МАР во многих отношениях не отличается от МБРР. Обе организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, а президент Банка является одновременно президентом МАР. Главные различия между этими двумя организациями в том, как они приобретают финансовые средства для кредитования и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. В отличие от МБРР, МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты. Источники ее финансирования - взносы стран-доноров.
Основная часть финансовых ресурсов МАР состоит из трех источников: переводов из прибыли МБРР; капитала, подписчики которого - государства-члены; взносов в основном более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним уровнем доходов.

Кредиты МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных стран и выделяются с учетом размеров территории страны, годового дохода на душу населения и степени эффективности экономической политики. Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.

Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его территории. Международной финансовой корпорации была создана по инициативе США в качестве филиала МБРР в 1956 году путем ратификации устава МФК. МФК является самостоятельным юридическим лицом и финансовой организацией, входящей в Группу Всемирного банка и принадлежащей к системе Объединенных Наций в качестве специализированного учреждения. [6, с. 416-418]