Реферат: Социальная ответственность бизнеса 3

Название: Социальная ответственность бизнеса 3
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат

1 Социальная ответственность бизнеса - что это?

Под социальной ответственностью следует понимать взаимоотношения более властных слоёв общества с менее властными и нуждающимися слоями. Да, понятно, что государство должно обеспечивать население всеми важнейшими социальными, материальными, в общем, всеми необходимыми вещами для наиболее лучшего его развития, но как оказывается в реальности не всё так просто как кажется на первый взгляд. Государство по своей сути играет роль некоторого регулятора в рыночных отношениях, из-за несовершенства последнего. Как известно общество состоит из отдельных индивидов, которые в свою очередь формируются в социальные группы, эти группы затем составляют страну, регулятором которой и является государство.

Регулировать отношения между людьми необходимо, по причине природы самих людей. Жадность, жестокость, страх и ещё масса характеристик людей способствуют их саморазрушению. Поэтому нужно создать систему контроля во избежание самоуничтожения и в обретение механизма экономического и духовного роста человечества.

Государство создаёт механизмы управления рынком. Формирование государственного бюджета за счёт денежных средств полученных от налогов, пошлин, таможенных сборов и других источников дохода, идёт на решения ряда проблем. Для развития страны необходимо учитывать социальные аспекты. Государством разрабатывается контрольные механизмы по этому вопросу называемые социальной политикой.

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она - органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечения благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется её влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь общества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и быта, развитие физкультуры и спорта, даёт снижение заболеваемости и тем самым оказывает ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем в социальной сфере, как общественное питание, дошкольное образование, освобождает часть населения из сферы домашнего хозяйства, повышается занятость в общественном производстве. Наука и научное обеспечение, определяющие перспективы экономического развития страны, также являются частью социальной сферы и их развитие, и эффективность регулируются в рамках социальной политики. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и является непосредственно местом приложения труда и обеспечивает работой миллионы людей в стране.

Основными задачами социальной политики являются:

1. Гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы.

2. Создания условий для обеспечения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни.

3. Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабо защищённых групп населения.

4. Обеспечение рациональной занятости в обществе.

5. снижения уровня криминализации в обществе.

6. Развитие отраслей социального комплекса, таких как образование, здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

7. Обеспечение экологической безопасности страны.

Государство старается контролировать вышеперечисленные аспекты социальной политики, но дело в том, что не хватает денежных средств и возможностей на обеспечение всего чего нужно. Вмешательство большого бизнеса в социальные нужды стаёт всё более и более актуальной задачей для современного российского общества.

Так что же такое социальная ответственность бизнеса. Это ведения бизнеса по тем нормам и законам, принятым в той стране, где он находиться. Это создания рабочих мест. Это благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества. Это обеспечение защиты окружающей среды своего производства, и многое другое поддерживающие социальный статус в стране.

Социальная ответственность бизнеса — это ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.

Социальная ответственность бизнеса (СОБ) — это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Данное определение скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения. Долженствование здесь является внутренним, перед самим собой, и основывается на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе социализации.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Словосочетания «социальная корпоративная ответственность», «ответственный бизнес», «корпоративное гражданство» все чаще встречаются не только на страницах общественно-популярных изданий, но и в бизнес-планах большинства компаний. То, что это не просто дань новой моде, у Дэниела Франклина никаких сомнений не вызывает. Гораздо больший интерес для автора тематического обзора в журнале The Economist представляет поиск ответа на вопросы, стоят ли за всей этой риторикой реальные изменения и чего ждать обществу от новомодных веяний. Выводы редактор британского издания делает в полном соответствии с традициями этого СМИ — достаточно неожиданные и столь же парадоксальные.

Не от хорошей жизни

Целая серия корпоративных скандалов, последние несколько лет сотрясавших ведущие корпорации мира, заставила их руководство задуматься о необходимости экстренных мер как по повышению корпоративной репутации в целом, так и по улучшению имиджа отдельных брендов. Если три года назад из 1192 топ-менеджеров, опрошенных Economist Intelligence Unit, корпоративную ответственность в качестве своих приоритетов называло чуть более 30%, то сейчас этот показатель приблизился к 60%. А в ближайшие три года ожидается его дальнейший рост. В результате доля тех менеджеров, для которых социальная ответственность не является приоритетом, сократится до единичных процентов.

Один из девяти долларов, ныне инвестируемых в корпоративный менеджмент, идет по статье «социальная ответственность». 95% руководителей ведущих корпораций, опрошенных консалтинговой фирмой McKinsey в 2007 году, отметили, что ожидания от бизнеса существенно возросли даже по сравнению с предыдущим годом. Специализация по теме социальной ответственности становится наиболее рейтинговой в ведущих бизнес-школах мира, а консультанты данного профиля пользуются все большим спросом.

Впрочем, корпорации испытывают не только внешний, но и внутренний прессинг. Крылатая фраза «деньги не пахнут» постепенно утрачивает свою актуальность. По крайней мере, на Западе. Компания TNT, базирующаяся в Амстердаме и обеспечивающая логистику по всему миру, давно и плодотворно сотрудничает с ооновской World Food Programme, предоставляющей гуманитарную помощь пострадавшим от всевозможных бедствий. Согласно опросу, проведенному в 2006 году, 68% ее сотрудников гордятся своей работой именно благодаря участию компании в преодолении последствий наводнения в Бангладеш и прочим аналогичным примерам, а три четверти претендентов на работу в TNT просятся на направления, связанные с сотрудничеством с WFP.

Как отмечают специалисты, это давно уже стало тенденцией, заставляющей «охотников за головами» заманивать профессионалов и топ-менеджеров не просто обещаниями высоких доходов и всевозможных бонусов, но и возможностью участия в социально значимой деятельности. Если несколько лет назад основными темами на барбекю или за семейным ужином были финансовые успехи, то сейчас — реализованные или намеченные проекты, несущие на себе печать корпоративной ответственности.

Не царское это дело

С точки зрения психологии дивиденды подобной деятельности вполне очевидны. А вот с финансовой — остаются крайне спорными. Милтон Фридман, один из основоположников свободно-рыночной экономики, еще в 1970 году опубликовал в New York Times Magazine статью под красноречивым названием «Социальная ответственность бизнеса заключается в максимизации прибыли».

Самым заметным последним прибавлением армии критиков новомодной тенденции стал Роберт Райх, министр труда в правительстве Билла Клинтона, а ныне преподаватель Калифорнийского университета в Беркли. В прошлом году он опубликовал книгу «Суперкапитализм». Квинтэссенция критики — в том, что социально-ответственная активность корпораций подменяет собой деятельность избранных именно для этого правительства, специально созданных НПО, а также способствует развитию коррупции, зиждется на расходовании чужих средств.

Естественно, на все эти обвинения у сторонников идеи социальной ответственности бизнеса имеются контраргументы. В частности, кодексы корпоративной этики, которые становятся все более популярными, создают, с одной стороны, буферную зону между жестким законодательным регулированием определенных секторов и полным беспределом, а с другой — подменяют соответствующие законодательные акты. В условиях глобализации, когда французская компания, например, имеет своими поставщиками китайских производителей, такие кодексы играют очень важную роль. Хотя и не избавили компанию Mattel от необходимости отозвать свою продукцию, произведенную в Китае и загрязненную свинцом. Почему — активно разбираются представители всех заинтересованных сторон.

Впрочем, не менее важную роль они играют и тогда, когда соответствующая законодательная база присутствует. Пусть даже в виде исключения. В частности, в США действует закон о правонарушениях в отношении иностранных граждан, который регулирует гражданские иски, поданные негражданами, по поводу правонарушений, совершенных за пределами США. Так что компания Yahoo!, «прославившаяся» сотрудничеством с китайскими спецслужбами, в результате которого два китайских диссидента оказались в тюрьме, вполне могла попасть под его юрисдикцию. Однако до этого дело не дошло. После шумного общественного резонанса семьям пострадавших были выплачены значительные компенсации.

Противопоставление социальной ответственности НПО также постепенно уходит в прошлое. Невиль Исдел, один из директоров компании Coca-Cola, отмечает, что 10 лет назад невозможно было представить себе, что представители компании будут находиться в одной комнате с представителями организации Greenpeace. А сейчас они сотрудничают в рамках проектов не только по сохранению запасов питьевой воды, но и по сокращению эмиссии парниковых газов промышленным оборудованием. А корпоративная коррупция, как показывают многочисленные исследования, «квартирует» в развивающихся странах — то есть там, где недоразвито правительственное регулирование этой сферы, а также не слишком процветает социальная направленность корпораций.

Тем не менее вопрос о финансовой целесообразности остается, пожалуй, самым противоречивым. С одной стороны, сравнение наиболее популярных индексов (MSCI World Index, Dow Jones Sustainability Index, FTSE4Good Index) показывает, что особых финансовых дивидендов социально ответственная деятельность не приносит. Однако лишь 4% топ-менеджеров, опрошенных Economist Intelligence Unit, назвали социально-ответственную деятельность пустой тратой времени и средств. С другой стороны, приблизительно такая же часть руководителей компаний подтвердила, что ожидает финансовых дивидендов от подобной деятельности.

Дэниел Франклин предпринял немалые усилия, чтобы обосновать финансовую привлекательность социально-ответственной деятельности корпораций. В частности, он ссылается на обобщение результатов 167 исследований, проведенных за последние 35 лет, которое подтверждает существование положительной корреляции между финансовыми показателями корпорации и масштабами ее социально-ответственной деятельности. Правда, корреляция эта выглядит достаточно слабой. С другой стороны, журналист подчеркивает, что более важным является отсутствие корреляции отрицательной.

Тонкости технологии

Итак, что вкладывают корпорации в понятие «социальная ответственность», как они ее планируют и осуществляют, чего ожидают от ее результатов и как их оценивают? В этом отношении автор The Economist демонстрирует наибольший пессимизм. Свыше 50% менеджеров, опрошенных Economist Intelligence Unit, сообщают, что ожидают от подобной деятельности улучшения репутации корпорации. И что это есть, как не управление рисками?

Профилактика техногенных катастроф, недопущение эксплуатации детского труда, незагрязнение атмосферы (а в украинском варианте — еще и своевременная уплата налогов) — зачем мешать божий дар с яичницей? Более того, даже в таком притянутом за уши понимании социальной ответственности присутствует принципиальный недостаток — отсутствие стратегического подхода. Наиболее показательный пример — Toyota, разработавшая перспективную модель гибридного автомобиля, но активно лоббирующая в США непринятие закона, который ограничивает выбросы парниковых газов.

С другой стороны, корпорации, осуществляющие социально-ответственную деятельность «по-взрослому», все-таки существуют! Например, кто не говорит о необходимости оказания помощи в развитии Африки? Разве что те, кто для этого что-то делает. Компания Anglo American занимается добычей полезных ископаемых на Африканском континенте. Бизнес, что и говорить, не самый комплиментарный. Тем не менее компании удалось заработать не только имиджевые дивиденды, но и финансовые. Во-первых, она разработала перечень требований к местным партнерам, который позволяет отбирать их не только на основании максимизации прибыли, но и с учетом того влияния, которое они оказывают на развитие местной общины. Во-вторых, расходы на ВИЧ-тестирование, которое обходится компании в 10 млн. долл. в год, постепенно вышло за рамки филантропии: увеличилась продолжительность жизни рабочих, на обучение которых компания тратит собственные средства.

Постепенный отход от филантропии является ярко выраженной тенденцией. Еще совсем недавно корпорации выделяли на благотворительность 1% своих доналоговых поступлений. Теперь же они предпочитают сами контролировать расходование своих средств. Причем таким образом, чтобы пользу получали все — как потребители, так и акционеры.

И это, если верить журналисту из The Economist, отнюдь не выглядит фата-морганой. В частности, инвестиционный банк Goldman Sacks разработал уникальную модель оценки эффективности бизнеса, которая включает показатели социальной ответственности. Понятно, что в первую очередь банк заинтересован в том, чтобы окупить свои инвестиции. Просто практика

Социальная ответственность бизнеса

Когда политические руководители говорят про социальную ответственность бизнеса, обычно имеют в виду дать деньги на их проекты. Люди попроще говорят – чтобы налоги платит побольше и не в офшоры и пусть работает. Типа – он, конечно, сволочь. Но если хорошо заплатит, ладно, развлекайся. Это о предприятиях, на которых работает половина страны.

Так что же стране нужно от владельцев бизнеса?

Неужели, в первую очередь, налоги, благотворительность?

В нормальной стране от бизнеса нужны рабочие места, позволяющие достигать европейский уровень производительности и получать на европейском уровне оплату труда. Пока не можете? Стремитесь, старайтесь. А страна будет подталкивать.

Социально ответственный бизнес заказывает товары и услуги внутри страны, развивая внутренний рынок, давая заработать специалистам, предпринимателям.

Социально ответственный бизнес увеличивает долю готовой продукции, производимую внутри страны, сокращая потребление сырья и энергии.

Социально ответственный бизнес не крышует мелких и средних предпринимателей, не дает это делать другим.

Социально ответственный бизнес не лоббирует в судах свои интересы, а, наоборот, добивается, чтобы правосудие в стране было честным с точки зрения морали и европейским по профессиональному уровню.

Социально ответственный бизнес лоббирует интересы бизнеса в целом, а не приватизацию интересующего его завода. Через политиков, участие в выборных органах добивается, чтобы чиновники исполняли законы, а не распоряжались страной, чтобы полномочия чиновников были четко прописаны, а ответственность – реальна.

Это все должна была бы требовать от бизнеса страна. Никто не против налогов и благотворительности. Но нельзя смещать в главную цель. Бизнес не выполняет сегодня своей общественной роли. И от него этого никто не требует.

Во время Перестройки часто повторялись слова Ленина "Нам нужны цивилизованные кооператоры". После чего один цивилизованный кооператор опубликовал статью "Цивилизованным кооператорам нужно цивилизованное государство".

3) В гл. 4 рассмотрены многочисленные факторы, прямо или косвенно влияющие на организацию. Косвенным образом на современные организации влияет и общество, в котором они функционируют. В данной главе рассмотрены вопросы социальной ответственности и этики.

Существуют две различные точки зрения на то, как следует вести себя организациям в отношении с их общественной средой, чтобы считаться социально ответственными. Согласно одной из них, организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этих позиций организация должна преследовать только экономические цели. Согласно другой точке зрения, организация в дополнение к ответственности экономического характера обязана учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности на работников, потребителей и местные общины, в которых проходит ее деятельность, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем в целом. Сторонники этой точки зрения считают также, что общественность ожидает от современных организаций не только демонстрации высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества. Перед обсуждением этих двух подходов рассмотрим происхождение споров на темы социальной ответственности.

Завершив ознакомление с данной главой, вы поймете выделенные в тексте понятия и определения.

Роль бизнеса в обществе

Эволюция перспектив

В начале XX века некоторые руководители бизнеса выражали уверенность в том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Занимавшийся производством стали Эндрю Карнеги, к примеру, вложил 350 млн. долл. в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и основал фонд Рокфеллера. Доктрина капиталистической благотворительности, согласно которой прибыльные организации должны жертвовать часть своих средств во благо общества, была рассмотрена Карнеги в работе “Евангелие процветания”, опубликованной в 1900 гПервые акции такого рода заложили основы подхода, который до сих пор является объектом споров. Еще одним сторонником рассматриваемой концепции стал Роберт Э. Вуд, глава фирмы “Сиро. В годовом отчете за 1936 г. Вуд упомянул “те широкие социальные обязательства, которые невозможно выразить математически, но можно считать тем не менее имеющими первостепенное значение”. Вуд имел в виду сильное косвенное влияние общества на организацию, функционирующую в данном обществе. Он утверждал далее, что нелегко измерить количественно или интерпретировать экономически затраты — выгоды для общества, вызываемые социальной ответственностью бизнеса. Среди руководителей деловых предприятий Вуд одним из первых признал “многослойность широкой публики” (выделив, например, потребителей, местные общины, держателей акций и работников), обслуживаемой фирмой. Он был также защитником подхода к. решению социальных проблем не столько с государственных, сколько с менеджерских позиций.

Взгляды Вуда и других его сторонников в дальнейшем не получили особой поддержки. Чтобы понять, почему эти люди не оказали заметного влияния на позиции и практику бизнеса в то время, нужно вспомнить, что это был за период. Во время Великой Депрессии 30-х гг. главной заботой американских предприятий было элементарное выживание. Важнейшими и решающими для этого были экономические факторы. В это время почти все американцы и не ждали от бизнеса ничего иного, кроме прибыли и рабочих мест. Вы можете припомнить, что в гл. 2 при рассмотрении различных школ управления мы подчеркнули, что ни одна из традиционных школ не акцентирует внимания на взаимосвязи организации с внешней средой.

Согласно мнению профессора Ли Престона, концепции социальной роли бизнеса начали постепенно изменяться в 50-х гг. Отчасти это было обусловлено развитием сотрудничества между бизнесом и правительством во время второй мировой и последовавшей за нею в 50-е гг. “холодной войной”. В этот период был создан Комитет по экономическому развитию, в который вошли наиболее видные представители делового мира. Хотя цель комитета заключалась в консультировании правительства по экономическим и коммерческим вопросам, значение комитета оказалось существеннее, поскольку таким путем расширялось участие делового мира в решении проблем социальной и государственной политики..

Социальная ответственность бизнеса – новая страница менеджмента

Современный мир живет в условиях острых социальных проблем. Их решение зависит от понимания каждым участником экономической и политической деятельности - органами власти и бизнесом; политическими партиями и профсоюзами; деятелями культуры, науки, образования, медицины и спорта; средствами массовой информации и, конечно, населением меры своей социальной ответственности. Поэтому на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) в 1999 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выдвинул идею Глобального договора в области в области социальных отношений, в рамках которого бизнес, правительства, профсоюзы, неправи¬тельственные организации могут сотрудничать для достижения социального равенства и сохране¬ния окружающей среды. Принципы Глобального договора основаны на Всеобщей Декларации прав человека, Декларации Международной организации труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда, Декларации по окружающей среде и развитию, Конвенции ООН о борьбе против коррупции.

Особенно значима социальная ответственность бизнеса – предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративной социальной ответственности» (КСО), которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом.

Под КСО понимается, прежде всего, готовность бизнеса на добровольные социальные инвестиции, т.е. вложения финансовых, материальных, технологических, управленческих и иных ресурсов для реализации социальных программ. Но для КСО не менее важно понимание и выполнение бизнесом социальных обязательств, предписываемых законом.

Таким образом, КСО рассматривается, с одной стороны, как философия поведения, а с другой, как деятельность, предусматривающая:

 соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового и др.;

 производство качественной продукции и услуг для потребителей;

 создание новых рабочих мест,

 общепринятые этические нормы деловой практики;

 постоянные усилия по защите окружающей среды и экономии ресурсов;

 развитие человеческого потенциала;

 формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

Социально ответственные инициативы западного бизнеса имеют давнюю историю и установившиеся традиции. В Европе корпоративная деятельность, как правило, регулируется национальными и общеевропейскими нормами, стандартами и законами, поскольку европейский бизнес рассматривает государство как институт, приводящий в исполнение принятые правила поведения. Поэтому во многих европейских странах законодательно закреплены обязательное медицинской страхование, пенсионное регулирование, природоохранная деятельность предприятий. Этому способствует также активная роль и авторитет европейской социал-демократии.

В США подобное вмешательство государства расценивается как нарушение свободы бизнеса. В результате многие сферы общественных отношений остаются до сих пор саморегулируемыми, в том числе, трудовые отношения работник-работодатель (двухсторонний договор), добровольность медицинского страхования. В то же время США выработали многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества через корпоративные фонды, нацеленные на решение разнообразных социальных проблем (например, спонсирование профессионального образования, пенсионных и страховых сфер для персонала). Ответственное социальное поведение и благотворительность корпораций поощряются соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне.

Социальная ответственность российского бизнеса также имеет свою историю – дореволюционную и советскую. Русские купцы и промышленники строили школы и богадельни, больницы и театры, церкви и общежития для рабочих, жертвовали деньги на «богоугодные дела». В советское время существовало понятие «социалка», которое означало участие предприятий в обеспечении условий и охраны труда и отдыха персонала, помощь местным организациям, шефскую помощь и т. д. Поэтому существует понимание руководителями отечественных предприятий своей социальной ответственности и своих социальных обязательств.

Уже в ноябре 2004 года в Москве на XIV съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) одобрена Социальная хартия российского бизнеса. Этим документом устанавливаются общие этические принципы социальной деятельности российского бизнеса по указанным выше направлениям. Принятие хартии имеет позитивный эффект с точки зрения влияния на бизнес-сообщество, но она ориентирована, главным образом, на крупные, трансроссийские и транснациональные компании. При общественных организациях созданы комитеты по социальной ответственности, отрабатываются различные модели социального партнерства государственных, общественных и коммерческих структур. А самое важное заключается в том, что крупные российские компании уже осуществляют социальные программы, разработанные с учетом интересов внутренних и внешних заинтересованных сторон.

Но дальнейшее расширение масштабов и упорядоченности работ по КСО в России сдерживается рядом факторов.

1. Основная масса средних и мелких предприятий даже не имеет понятия о КСО. Их социальная ответственность исчерпывается стремлением соблюдать законы, регулирующие социальные отношения.

2. Высшее руководство многих компаний не понимает, что социальные инвестиции полезны не только для общества, но и для их долгосрочного успеха, что в итоге социальных инвестиций рано или поздно будет получен экономический эффект.

Такие руководители не учитывают того, что КСО стало средством конкурентной борьбы, и следование принципам КСО рассматривается как желательное и достойное поведение бизнеса, которое учитывается при заключении контрактов, кредитовании и страховании. Капитализация и рыночная стоимость акций оценивается во многих случаях с учетом социально ответственного поведения компаний. Пока немногие, наиболее предусмотрительные руководители стараются демонстрировать свою социальную ответственность, используя для этого все известные инструменты.

3. На многих предприятиях отсутствует системный и скоординированный менеджмент социальной деятельности. Усилия по обеспечению качества, удовлетворению социальных нужд персонала, охрана труда и окружающей среды, взаимодействие с местным сообществом и органами власти не связаны единой социальной политикой, не определяются социальными целями и не реализуются на основе программ скоординированных инвестиций.

4. Отсутствие системного и скоординированного менеджмента социальной деятельности связано во многом с отсутствием относительно простых, понятных и доступных методических подходов к организации и реализации социальной деятельности на предприятиях, основанных на определенных правилах и требованиях.

Существует уже достаточное число наработок, из которых наиболее известны приведенные ниже.

Руководствопоотчетностивобластиустойчивогоразвития - Global Reporting Initiative Sustainability Reporting Guidelines - GRI.

 Стандарт SA 8000 – 2001 «Социальная ответственность» -Social Accountability (CEPAA - Агентство по аккредитации Совета по экономическим преимуществам Международной организации труда).

 Основы оценки корпоративной социальной ответственности по Модели совершенства Европейского Фонда Менеджмента качества - EFQM Framework for Corporate Social Responsibility.

 Стандарт АА1001 для проверки (верификации) отчетов в области устойчивого развития - Институт социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Accountability).

Кроме того, известны международные стандарты ИСО 14000 и OHSAS, которые регламентируют деятельность в отдельных составляющих КСО (охрана окружающей среды и охрана труда).

Каждый из перечисленных выше руководств и стандартов рассматривает отдельные направления социальной деятельности, так что до недавнего времени отсутствовал документ, который устанавливал бы все основные требования, как собственно к КСО, так и к менеджменту социальной деятельности. Например, «EFQM Framework for Corporate Social Responsibility» предлагает метод оценки успешности социальной деятельности. Стандарт SA 8000 – 2001 определяет требования к КСО, относящиеся к интересам персонала компании, не затрагивая охрану окружающей среды и экономию природных ресурсов, помощь местному сообществу и этические нормы деловой практики.

Вместе с тем, российским предприятиям нужен документ, который в привычной и понятной форме излагал бы все требования к организации и реализации социальной деятельности. Наиболее приемлемой формой такого документа является стандарт. По известному определению ИСО стандартом называют документ, разработанный на основе консенсуса и принятый признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Кроме того, стандарт дает основу для внешней, независимой оценки объекта стандартизации. Поэтому Всероссийской организацией качества (ВОК) разработан и введен в действие стандарт ВОК-КСО-2007, который охватывает все составляющие социальной ответственности, кроме этических норм и добросовестной практики ведения бизнеса и финансовой прозрачности. Он устанавливает требования к деятельности организаций в области права на труд и охраны труда, социальных гарантий для персонала, охраны окружающей среды, экономного ресурсосбережения, участия в социальных мероприятиях и поддержки инициатив местного сообщества. Требования, относящиеся к добросовестной практике ведения бизнеса и финансовой отчетности, не включены в стандарт ВОК-КСО-2007, поскольку они регулируются национальным законодательством и контролируются соответствующими надзорными органами.

Стандарт ВОК-КСО-2007 является стандартом организации и соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона «О техническом регулировании» как документ в области стандартизации, используемый на территории Российской Федерации.

Требования стандарта сведены в шесть модулей, охватывающих все стороны деятельности организации в области социальной ответственности.

А. Социальные права персонала

Б. Социальные гарантии персонала

В. Охрана окружающей среды

Г. Экономное расходование ресурсов

Д. Поддержка местного сообщества

Е. Управление в области социальной ответственности

Требования, установленные в Модуле «А», соответствуют стандарту SA 8000.

По стандарту ВОК-КСО-2007 деятельность организации в области социальной ответственности должна быть направлена на достижение следующих стратегических целей:

• выпуск доброкачественной продукции,

• соблюдение трудовых и социальных прав персонала;

• исключение несчастных случаев в производстве;

• защита жизни, здоровья и имущества потребителей продукции или услуг организации;

• снижение вредных воздействий на окружающую среду;

• экономное расходование невосполнимых ресурсов;

• оказание помощи малоимущим группам населения.

Стандарт пригоден для применения любой организацией, которая имеет намерение системно структурировать и скоординировать свои усилия в социальной деятельности, обеспечить управление этой деятельности с применением всех современных инструментов менеджмента, прежде всего, на основе сформулированной политики, выбранных целей и разработанной на ее основе программы действий. Таким образом, стандарт открывает новую область корпоративного менеджмента, которая может быть интегрирована с другими областями (качество, экология, охрана труда и др.). Опыт показывает, что наиболее восприимчивы к менеджменту социальной деятельности специалисты, имеющие навыки работы в системах менеджмента по ИСО 9000 и ИСО 14000, особенно при их интеграции.

Весьма важным аспектом социальной деятельности бизнеса является подтверждение им выполнения тех правил и внешних требований, которые являются общепринятыми или установлены в каких-либо нормах.

Распространенной формой такой демонстрации является Годовой корпоративный социальный отчет (ГКСО). С помощью ГКСО компания информирует акционеров, сотрудников, партнеров, общество о том, как и какими темпами реализует заложенные в своей миссии или стратегических планах цели экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. ГКСО регистрируются в РСПП. Такие отчеты готовят крупные компании, работающие на глобальном рынке.

Стандарт ВОК-КСО-2007 также позволяет предприятию самостоятельно (через внутренние проверки) оценить свою социальную деятельность и заявить об её соответствии требованиям стандарта всем заинтересованным сторонам - партнерам по бизнесу, органам власти, контрольным и надзорным органам, общественности и средствам массовой информации.

Однако все чаще компании прибегают к внешней оценке своей социальной деятельности, справедливо полагая, что её результаты более убедительны для заинтересованных сторон, начиная с персонала и кончая региональными властями. Обычными формами такой оценки являются так называемый социальный аудит и обычная сертификация, аналогичная той, которая проводится при проверке выполнения требований стандартов на менеджмент качества или менеджмент охраны окружающей среды.

Социальный аудит, выполняемый по особой программе специально приглашенными исследовательскими или экспертными организациями, охватывает, как правило, не все составляющие КСО. Но главный недостаток социального аудита – вариативность оценок из-за вариативности программ и методики аудита, а также вариативности квалификации аудиторов.

Сертификация является методически и организационно существенно более стабильным процессом и позволяет получить наиболее убедительные свидетельства соответствия каким – либо требованиям. Но до недавнего времени в области КСО её можно было провести только в части защиты прав персонала на соответствие стандарту SA 8000 – 2001.

Появление стандарта ВОК-КСО-2007 открыло дорогу для сертификации по всем составляющим КСО. Кроме того, он содержит только те требования, которые могут быть подвергнуты объективной экспертизе и проверке при сертификации.

Результаты сертификации наряду с другими доказательствами могут учитываться потребителями, органами власти, надзорными и регулирующими органами, устроителями торгов, конкурсов, инвесторами и другими заинтересованными сторонами при принятии соответствующих решений.

Сертификацию соответствия стандарту ВОК-КСО-2007 предприятия могут выполнить в «Системе добровольной сертификации деятельности организаций в области социальной ответственности «СОЦСЕРТ», которая зарегистрирована ФА «Ростехрегулирование». Работы по сертификации выполняет Центр экспертных программ ВОК.

По желанию заявителя сертификация может быть выполнена по всем или нескольким модулям стандарта ВОК-КСО-2007, но во всех случаях она предусматривает проверку требований модуля Е. Если сертификация включает модуль А, то при успешных результатах заявитель получает дополнительно сертификат, подтверждающий выполнение требований международного стандарта SA 8000: 2001.

Система «СОЦСЕРТ» предусматривает также возможность декларирования предприятиям соответствия своей социальной деятельности всем или некоторым модулям стандарта ВОК-КСО-2007. В этом случае заявитель оформляет декларацию соответствия и представляет её на регистрацию в Центр экспертных программ ВОК.

И при декларировании, и при сертификации заявитель самостоятельно формирует доказательные материалы для подтверждения соответствия своей социальной деятельности положениям выбранного стандарта. В качестве основного доказательного материала используется отчет установленной формы, разделы которого соответствуют модулям стандарта. Отчет должен содержать информацию о том, как выполняются его требования, а также указывать документы, которые подтверждают эту информацию. К отчету прилагаются копии документально оформленных Политики, Целей и Программы социальной деятельности предприятия. Заявитель по своему выбору в дополнение к указанным материалам может представить и другие документы, включая фрагменты технической документации, копии сертификатов, аттестатов, дипломов, протоколов и заключений внешних организаций.

Сертификационный аудит состоит, как обычно, из двух этапов - анализ и оценка отчета и документов, представленных заявителем, и сбор, анализ и оценка информации о выполнении требований при посещении предприятия–заявителя. При декларировании второй этап не выполняется.

Первый опыт знакомства предприятий и других заинтересованных сторон со стандартом ВОК-КСО-2007 подтвердил возможности его практического использования предприятиями, региональными администрациями и профсоюзами при планировании и организации мероприятий в социальной сфере. Некоторые регионы уже планируют разработку (или актуализацию) на основе стандарта специального раздела по КСО в региональной программе социально-экономического развития. Возможно использование стандарта при заключении соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между региональными и муниципальными администрациями, профсоюзами и предприятиями.

В настоящее время Центр экспертных программ ВОК проводит серию информационно-методических семинаров в Москве, регионах и на предприятиях, которые знакомят специалистов со стандартом ВОК-КСО-2007 и системой «СОЦСЕРТ». Семинары – бесплатные. Более подробную информацию можно получить на сайте www.cepvok.ru