Реферат: Предпринимательство сущность, условие существования.

Название: Предпринимательство сущность, условие существования.
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Содержание

Введение. 3

1. Предпринимательство: содержание понятия. 5

2. Личность предпринимателя. Предпринимательский талант. 9

3. Предпринимательство: условия успешного функционирования. Состояние предпринимательской среды в современной России. 13

Заключение. 18

Список использованной литературы.. 20

Введение

Тема данной работы - «Предпринимательство: сущность, условие существования».

Уровень развития предпринимательства является важным показателем эффективности проводимых в стране экономических реформ. Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время имеются значительные предпосылки (природные, материальные, трудовые и иные ресурсы) для осуществления предпринимательской деятельности, последняя развивается неравномерно, низкими по сравнению с развитыми странами темпами. Предпринимательская активность преимущественно сконцентрирована в крупных городах, таких, как Москва, Санкт-Петербург, и вокруг них.

Это объясняется отсутствием эффективной государственной политики, способствующей развитию предпринимательской инициативы. Большинство мер, направленных на формирование условий функционирования предпринимателей, осуществляется лишь в отдельных сферах предпринимательской деятельности. В таких мероприятиях отсутствуют комплексность и целостность, они не имеют общей цели, а потому не оказывают положительного воздействия на развитие предпринимательства. Кроме того, сами хозяйствующие субъекты занимают пассивную позицию ожидания помощи от государства и не предпринимают активных действий для создания благоприятных условий своего существования и развития.

Сложившаяся в России внешняя предпринимательская среда не позволяет развиваться предпринимательской деятельности, в особенности в сфере инноваций, а также в секторе малого и среднего предпринимательства. Существуют проблемы, требующие конкретных решений, среди которых: несовершенство законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; отсутствие механизмов защиты прав предпринимателей; наличие высоких административных барьеров, и др.

Учитывая отмеченное выше, заявленную тематику следует признать актуальной.

Цель данной работы - изучить специфику феномена предпринимательства.

Для достижения заявленной цели были поставлены и решены следующие задачи :

· раскрыть содержание понятия «предпринимательство»;

· изучить роль предпринимательского таланта как фактора успешности предпринимательского дела;

· назвать условия успешного функционирования предпринимательства;

· обозначить проблемы, препятствующие развитию предпринимательства в России, рассмотреть, каковы возможные пути преодоления этих проблем;

· сделать выводы.

1. Предпринимательство: содержание понятия

Анализ специфики предпринимательской деятельности был осуществлён в трудах А. Смита, Р. Катильона, Ж. Б. Сея, И. фон Тюнена, М. Вебера, И. Шумпетра, Дж. М. Кейнса, Ф. А. фон Хайека и многих др.

А. Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) охарактеризовал предпринимателя как реализатора рискованных коммерческих идей. По Смиту предприниматель сам вносит капитал, планирует, организует производство и распоряжается результатами своего труда. Его прибыль - это компенсация собственника за риск. А. Смит относился скептически к предпринимательской деятельности управляющих: «От директоров акционерных компаний, которые заведуют в большей степени чужими деньгами, чем собственными, нельзя ожидать такой неусыпной осторожности, какую участники частного торгового товарищества проявляют в управлении своим капиталом. Поэтому небрежность и расточительность должна всегда в большей или меньшей степени проявляться в управлении такой компанией» [цит. по: 4, с. 37].

Р. Катильон одним из первых в 18 веке стал рассматривать предпринимателя как личность, принимающую решения и удовлетворяющую свои потребности в условиях неопределенности. Он считал, что высокий доход предпринимателя - это плата за риск.

Известный французский экономист Ж. Б. Сей показал активную роль предпринимателя в создании продукта. Он считал, что в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство, и сбыт продукции. Для Сея предприниматель - это человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Он ставил предпринимателя в центр процесса производства и распределения.

Немецкий ученый 19 века И. фон Тюнен обосновал специфику деятельности предпринимателя в сравнении с деятельностью управляющего или капиталиста-собственника. У государственного служащего доход гарантирован, а у предпринимателя - нет. Поэтому его риск должен компенсироваться большим доходом, чем у служащего. Предприниматель должен получать доход, как за риск, так и за предпринимательское искусство.

Немецкий ученый, экономист, социолог и философ М. Вебер видел в предпринимательской деятельности воплощение рациональности. Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий и т.п. Вебер считал, что в основе предпринимательства лежит рациональная этика протестантизма. Он доказывал, что мировоззрение, нравственность оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя.

Основы современного понимания предпринимательства заложил И. Шумпетер. В книге «Теория экономического развития» он указывает на ключевую роль предпринимателя в экономическом развитии общества. Он считает, что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства, то есть реализация нововведений. По Шумпетеру главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, а не право собственности на предприятие (собственником предприятия может быть любой, кто осуществляет новые комбинации факторов производства: служащий акционерного общества, государственный чиновник и менеджер предприятия любой формы собственности, и т.п.).

Существенный вклад в современное представление о предпринимательстве внес Дж. М. Кейнс. Он трактует понятие «предприниматель» как своеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное «не рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумптера, сколько набор определенных психологических качеств» [цит. по: 4, с. 41]. К основным предпринимательским качествам Кейнс относит:

· умение соотнести потребления и сбережения;

· способность к риску;

· дух активности;

· уверенность в перспективах и др.

В качестве основных мотивов предпринимательской деятельности он рассматривает:

· стремление к лучшему;

· стремление к независимости;

· желание оставить наследникам состояние.

Лауреат Нобелевской премии Ф. А. фон Хайек считал, что для поддержания рыночного порядка необходимо соблюдение следующих правил:

· отказ от присвоения чужой собственности;

· выполнение добровольно взятых на себя договорных обязательств.

Конкуренция рассматривается им как процесс поиска нового в условиях неопределенности, в центре которого стоит предприниматель. Ф. А. фон Хайек стоял на либеральных позициях, согласно которым функции государства в экономике ограничиваются до минимума. Основой развития экономики являются рыночные отношения и предпринимательская деятельность.

Современные воззрения на роль предпринимательства в развитии экономики и общества в целом даются в трудах Г. Берга, Р. Хизрица, М. Питерса, М. Смолла, Р. Маккензи, А. Хоскинга, П Хайне. и др. Особый интерес представляет книга Р. Хизрица и М. Питерса «Предпринимательство». Это энциклопедическое изложение всех вопросов предпринимательства, рассмотрение в комплексе теоретических и практических аспектов создания, функционирования и развития предпринимательских единиц.

В 1990-е годы появился ряд работ российских авторов, посвященных проблемам развития предпринимательства в России и адаптации мирового опыта в этой области к российским условиям. Это работы Г. Л. Багиева, В. И. Богачева, В. С. Кабакова, В. В. Черникова и многих других.

2. Личность предпринимателя. Предпринимательский талант

Специалисты утверждают, что 70% новых фирм прекращают свою деятельность в течение первого года. И основная причина этого явления - отсутствие у их владельцев предпринимательского таланта. Этот талант считается одним из основных ресурсов любой экономики, но обладают им, по разным оценкам, всего 5-10% населения.

Причины, по которым одни предприниматели успешны в бизнесе, а другие - нет, всегда вызывали интерес у специалистов. И после ряда исследований они выявили три группы факторов, которые в значительной мере влияют на результат будущей деятельности человека, планирующего открыть свое дело:

· деловые навыки;

· личные качества;

· умение справляться с неизбежными испытаниями, проблемами.

Какими же деловыми навыками должен обладать человек, чтобы стать успешным предпринимателем?

Во-первых, высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой.

Во-вторых, отраслевым опытом, причем, особенно ценны знания отрасли, приобретенные непосредственно перед созданием нового предприятия.

В-третьих, опытом руководящей работы - ведь приобретенные ранее качества и проверенные способности делают начинающего предпринимателя более подготовленным в отношении разнообразных задач, возникающих при учреждении нового предприятия.

В-четвертых, опытом участия в создании предприятий, который позволяет быстрее распознать и оценить трудности раннего этапа работы, преодолеть или даже избежать их.

И наконец, в-пятых, во всех областях хозяйственного и профессионального общения с людьми, будь то управление персоналом, работа в группе, переговоры с деловыми партнерами или отношения с клиентом, большое значение для обеспечения успеха имеет наличие высокой социальной компетенции. Ее основными составляющими являются коммуникационные способности, контактность, готовность и умение разрешать конфликты, внимание к партнеру, чувство ответственности, эмоциональная устойчивость, мотивационные способности, стремление обучаться, способность к самоанализу, чувство справедливости.

Обладая этими качествами, начинающий предприниматель, как правило, оказывается на уровне встающих перед ним задач.

Что касается личных качеств предпринимателя, то среди большого множества черт характера эксперты выделяют четыре свойства, которыми обладают почти все успешные предприниматели:

· потребность в достижениях;

· инициатива;

· вера в себя;

· знание себя.

Сами же предприниматели, как показывают опросы социологов, к числу личностных черт, обеспечивающих им эффективную деятельность в бизнесе, относят следующие:

· способность быстро принимать неожиданные решения;

· умение рисковать;

· коммуникативные преимущества;

· агрессивность характера;

· интуитивные способности;

· умение работать с людьми;

· устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях.

Следующая группа факторов успеха любого предпринимателя - его способность справляться с неизбежными испытаниями, проблемами и жертвами.

Те, кто решил начать свое дело, должны знать, что это требует:

· исключительной самодисциплины и готовности напряженно работать неограниченное время без надежды на немедленное получение доходов;

· отказа от отпуска и почти постоянной работы по вечерам и выходным дням;

· сокращения времени, уделяемого семье и личным интересам.

Подводя предварительные итоги, процитируем М. Гербера, который в своей книге «Предприятие, которое работало бы» дает следующую характеристику предпринимателей: «Личность предпринимателя превращает самые тривиальные обстоятельства в потрясающие возможности. Предприниматель видит будущее. Он - мечтатель. Он привносит энергию в любую человеческую деятельность. Воображение переносит предпринимателя в будущее. Он - катализатор изменений. Предприниматель живет будущим, никогда не живет прошлым. Предприниматель - это творческая личность, которая лучше всего справляется с неизвестностью, пробует будущее, создает возможности, конструирует гармонию из хаоса. Если менеджер строит дом и вселяется в него на всю жизнь, то предприниматель в момент, когда дом окончен, принимается планировать новый. Помните, что основное, что отличает предпринимателя от наемного служащего - УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, основанная ни на чем. Просто вы лучше и всё. Но при этом - упаси вас Бог вести себя ВЫСОКОМЕРНО. Не ВЫСОКОМЕРНО, а УВЕРЕННО: благожелательно и великодушно» [цит. по: 5, С. 24].

Т.е. предпринимательство - это ещё и своего рода искусство. Именно поэтому успех того или иного предпринимательского начинания во многом зависит от личности предпринимателя, от наличия или отсутствия у него предпринимательского таланта.

3. Предпринимательство: условия успешного функционирования. Состояние предпринимательской среды в современной России

В формировании благоприятной предпринимательской среды участвуют, прежде всего, государство и объединения предпринимателей. При этом основными задачами государства являются:

· разработка общеэкономической политики и создание благоприятной экономической среды;

· создание стимулирующей предпринимательство нормативно-правовой базы;

· обеспечение развития научно-технической и технологической среды субъектов предпринимательства;

· регулирование процессов распределения природных и иных ресурсов между участниками предпринимательской деятельности и контроль их использования;

· создание эффективной инфраструктуры развития предпринимательства;

· формирование действующего механизма защиты прав предпринимателей;

· разработка концептуальных положений и основных направлений поддержки предпринимательской деятельности, в том числе малого предпринимательства;

· контроль за осуществлением предпринимательской деятельности;

· экономическое регулирование [3, с. 8].

Предпринимательские организации участвуют в формировании благоприятной предпринимательской среды преимущественно посредством деятельности объединений предпринимателей, создаваемых для защиты прав субъектов предпринимательства, удовлетворения их потребностей в информационных, консультационных, образовательных и иных услугах и содействия развитию предпринимательства.

Мировая практика показывает, что объединения предпринимателей являются эффективным инструментом организации обратной связи между государством и субъектами предпринимательства, обеспечивающей соблюдение интересов последних. Заслуживает внимания опыт развитых стран (Великобритании, Нидерландов, Бельгии и др.), где подобные объединения не только активно участвуют в экспертизе законопроектов, способствуя формированию правовой среды, но также выполняют ряд регулирующих функций посредством организаций саморегулирования. Последние являются действенным методом снижения административных барьеров, который может быть применен в России.

Состояние предпринимательской среды России на современном этапе характеризуется:

· нестабильностью «правил игры» на рынке;

· отсутствием эффективной системы применения права на практике и низким обеспечением исполнения контрактных обязательств;

· слабым инфраструктурным обеспечением предпринимательства;

· относительно невысокой по сравнению с развитыми странами долей малого и среднего предпринимательства в объеме ВВП и численностью занятых в этой сфере;

· сравнительно низкой инвестиционной активностью в инновации и модернизацию производства и технологий;

· неэффективной системой ликвидации субъектов предпринимательства [3, с. 12].

Факторы, более всего сдерживающие развитие предпринимательства в России:

· недостатки системы взаимоотношений между государством и предпринимателями, в частности, несовершенство законодательства и высокие административные барьеры;

· общеэкономические факторы – слабое развитие финансово-кредитной системы и, как следствие, недостаток средств у предпринимателей для начала нового дела и его развития; низкая инвестиционная привлекательность предпринимательской среды; неэффективность налоговой системы и др.;

· недостаточное развитие инфраструктуры предпринимательства и ее слабая доступность для хозяйствующих субъектов [3, с. 12].

Каковы возможные пути улучшения предпринимательской среды в РФ?

Формирование благоприятной предпринимательской среды целесообразно начать с пересмотра государственной политики в сфере регулирования предпринимательской деятельности и разработать долгосрочную стратегию развития последней на основе принципов единства стратегии развития предпринимательства, равенства всех хозяйствующих субъектов и минимального вмешательства государства в хозяйственные процессы.

С целью снижения административных барьеров исследователями рекомендуется законодательно определить данное понятие и обратить, прежде всего, внимание на реализацию мер, направленных на упрощение выхода на рынок субъектов предпринимательства (рис. 1).

Рис. 1. Предложения по снижению административных барьеров

при входе субъекта предпринимательства на рынок

Для решения проблем информационного обеспечения необходимы: актуализация информационных ресурсов; поддержка работы региональных и межрегиональных информационных центров; исключение «избыточности» информационных ресурсов с помощью систематизации данных различных источников и создания профильных тематических сайтов, предоставляющих синтезированную информацию по определенной тематике и обобщенный накопленный опыт.

Совершенствованию кадрового обеспечения предпринимательства должно содействовать поддержание баланса спроса и предложения на рынке труда посредством повышения качества образовательных услуг, а также профессионального уровня преподавателей системы подготовки и переподготовки кадров и развития теоретической и практической ценности материалов учебно-методической литературы.

Заключение

Анализ подходов к интерпретации понятия предпринимательства показал: на разных этапах развития общества представления о сущности предпринимательства менялись в соответствии с состоянием экономики, политическим строем и т.п.

В самом общем виде предприниматель - это основной субъект предпринимательской активности, стремящийся к максимизации своей прибыли за счет сознательного повышения экономического риска, связанного с вложением в дело собственных средств и принятием на себя имущественной ответственности за результаты хозяйственной деятельности.

Каковы условия успешного функционирования предпринимательства? В формировании благоприятной предпринимательской среды участвуют, прежде всего, государство и объединения предпринимателей. При этом основными задачами государства являются:

· разработка общеэкономической политики и создание благоприятной экономической среды;

· создание стимулирующей предпринимательство нормативно-правовой базы;

· обеспечение развития научно-технической и технологической среды субъектов предпринимательства;

· регулирование процессов распределения природных и иных ресурсов между участниками предпринимательской деятельности и контроль их использования;

· создание эффективной инфраструктуры развития предпринимательства;

· формирование действующего механизма защиты прав предпринимателей;

· разработка концептуальных положений и основных направлений поддержки предпринимательской деятельности, в том числе малого предпринимательства;

· контроль за осуществлением предпринимательской деятельности;

· экономическое регулирование.

Предпринимательские организации участвуют в формировании благоприятной предпринимательской среды преимущественно посредством деятельности объединений предпринимателей, создаваемых для защиты прав субъектов предпринимательства, удовлетворения их потребностей в информационных, консультационных, образовательных и иных услугах и содействия развитию предпринимательства.

Состояние предпринимательской среды России на современном этапе характеризуется:

· нестабильностью «правил игры» на рынке;

· отсутствием эффективной системы применения права на практике и низким обеспечением исполнения контрактных обязательств;

· слабым инфраструктурным обеспечением предпринимательства, и т.п.

Таким образом, необходимо предпринимать меры, нацеленные на улучшение предпринимательской среды в РФ.

Список использованной литературы

1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. М., 2003.

2. Гибадуллин Р., Шадрин В. Предпринимательство: сущность и основные черты // Управленческое консультирование. 1999. № 1.

3. Кан С. Л. Формирование благоприятной внешней предпринимательской среды: Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук. М., 2007.

4. Шевченко И. К. Организация предпринимательской деятельности: Учеб. пособие. Таганрог, 2004.

5. Юткина Ю. Становиться ли вам предпринимателем // Личные деньги от 24.07.2006.