Реферат: Система налогообложения Российской Федерации 2

Название: Система налогообложения Российской Федерации 2
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА I. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Система налогов Российской Федерации…………………………….6

1.2. Функции и значение налогообложения Российской Федерации….15

ГЛАВА II. ФЕДЕРАЛЬНОЕ НАЛОГОБЛАЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Понятие, сущность и место федерального налогообложения…..…23

2.2. Виды и характеристика федеральных налогов..................................27

2.3. Анализ динамики федерального налогообложения на примере автотранспортного предприятия………………………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................41

В ведение

Актуальность темы. Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Общепринятыми являются два основных направления налогового регулирования. Первое заключается в централизации посредством налогов финансовых ресурсов государства и их использовании для целей развития общественного производства. На темпы экономического роста оказывают существенное влияние как объем мобилизованных посредством налогов ресурсов, так и масштабы инвестирования средств в экономику.

Решение ряда общественных задач (развитие науки, социальной сферы, решение экологических проблем и др.) с помощью эффективного использования централизованных финансовых ресурсов обеспечивает развитие национальной экономики в целом и создает тем самым возможности для успешного развития микроэкономики.

Второе направление налогового регулирования заключается в разработке государством системы мер, оказывающих влияние на интересы отдельных хозяйствующих субъектов в отношении их экстенсивного и интенсивного развития. Такое направление налогового воздействия государства на производство реализуется посредством контроля за объемом налоговых изъятий как за счет самой нормы налогового изъятия, так и за счет предоставления налоговых льгот.

Развитые в экономическом отношении государства используют в качестве инструментов косвенного воздействия на экономику и способов формирования своих доходов целую совокупность налогов, сборов и пошлин. Эта совокупность требует упорядочения, классификации.

В бюджетной практике государств наибольшее распространение получила классификация налогов исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов по установлению налогов и управлению налоговыми платежами. Такую группировку налогов называют еще статусной классификацией, предполагающей разделение налогов на государственные (федеральные и региональные), местные и межгосударственные.

В России состав федеральных, региональных и местных налогов в период с 1992 по 2010год постоянно изменялся. Это является отражением новых тенденций экономического развития и реформ государственного управления, что и предопределяет актуальность курсовой работы.

Степень научной разработанности. Проблема федерального налогообложения Российской Федерации – крупная проблема теории и практики экономики. В силу этого данная проблема давно и серьезно научно исследуется.

Необходимо отметить, что в большинстве научных трудов, посвящённых исследованию проблемы, основное внимание уделяется исследованиям проблем структуры и динамики налогов и налогообложения. Между тем, исследований, посвящённых практической разработке ориентированных моделей эффективного налогообложения российских предприятий в условиях формирования рыночных отношений явно недостаточно.

Целью данного исследования является анализ системы федерального налогообложения Российской Федерации.

Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи :

изучить систему налогов РФ;

рассмотреть функции и значение налогообложения РФ;

определить понятие, сущность и место федерального налогообложения;

дать характеристику видам федеральных налогов;

проанализировать динамику федерального налогообложения на примере автотранспортного предприятия

Объект исследования – система федерального налогообложения Российской Федерации.

Предмет исследования – федеральное налогообложение.

Теоретической и методологической базой исследования послужили теории управления, социологии, экономики. Изучены отдельные теоретические положения, касающиеся налоговой системы, и изложенные в трудах таких отечественных и зарубежных учёных и специалистов, исследующих вышеуказанные проблемы, нормативные и директивные документы, имеющие отношение к теме исследования и материалы, полученные непосредственно в процессе исследования.

Информационную базу составили материалы, полученные непосредственно в процессе исследования.

При проведении исследования использовались методы системного и комплексного анализа.

Эмпирическую основу работы составляет проведенное автором исследование состояния системы федерального налогообложения.

Использовался анализ законов, кодексов, положений, приказов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы, сформулированные нами, могут найти применение в оптимизации системы федерального налогообложения, приемлемой для современных социально-экономических условий России.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА I. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Система налогов Российской Федерации

Налоговая система — это совокупность налогов, взимаемых государством в федеральный, региональные и местные бюджеты, а также принципов, форм и методов их установления, порядка изменения и отмены1 . Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения, основными из которых являются:

1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов.

2. Справедливость налогообложения - каждое физическое и юридическое лицо должно платить налоги в зависимости от получаемой прибыли, дохода.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Экономическая обоснованность налогов.

Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

4. Однократность налогообложения - один и тот же объект налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

5. Определенность налогообложения.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

6. Нейтральность налогов - налоги не должны вредить деятельности предприятий и жизнедеятельности граждан.

Данный принцип реализуется в ряде стран в отношении налогообложения физических лиц, в частности, путем введения не облагаемого налогом дохода, связанного с размером прожиточного минимума.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика.

7. Простота, доступность и ясность налогообложения. Наиболее простыми с точки зрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии с мировой практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов, поступающих от налоговой системы.

8. Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты налогов.

Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Налоговая система РФ включает совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований1 .

Налоги увязаны между собой и представляют в совокупности целостную систему.

Основными принципами построения налоговой системы являются:

1. Единство налоговой системы.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств, а также создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

2. Верховенство федеральных налогов, их первоочередное перечисление.

3. Стабильность налоговой системы.

Международными нормами предусмотрено внесение существенных изменений в налоговую систему 1 раз в 5 лет при стабильной системе, 1 раз в 3-4 года - при нестабильной системе2 .

4. Гибкость налоговой системы, заключающаяся в множественности применяемых налогов.

5. Определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков с одной стороны, и налоговых органов - с другой.

Процесс формирования конкретных налогов регламентируется серией специальных законов. Законодательной основой построения налоговой системы РФ является Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, Законодательство субъектов РФ. Законодательство о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым Кодексом.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налоговою периода по соответствующему налогу (сбору), за исключением случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом.

С 1.01.2000г. Федеральные законы, вносящие изменения в НК в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Стержнем налоговой системы РФ является НК РФ, принятый Федеральным законом РФ от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями, утвержденными Федеральными законами № 154-ФЗ и №155-ФЗ от 9.07.99г.), который устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе[1] :

- определяет виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

- устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- определяет основные начала установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

- устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- определяет формы и методы налогового контроля;

- устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц[2] .

В целях определения прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов НКФ определяет элементы налогообложения:

- категории налогоплательщиков (субъекты налога), то есть организации и физические лица, на которые возложена обязанность выплачивать налоги. В соответствии с Налоговым Кодексом (ч.1) филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанность этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений;

- объект налогообложения (имущество; прибыль; доход; стоимость реализованных товаров выполненных работ, оказанных услуг); иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Налоговый Кодекс устанавливает понятие отдельных видов объектов налогообложения: имущество, товар, работа, услуга - и принципы определения их цены для целей налогообложения, а также дает понятие реализации товаров, работ, услуг;

- налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, которая исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основании иных документально подтвержденных данных. При обнаружении ошибок и искажений в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым отчетным периодам в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения);

- налоговый период, - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые взносы. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания[3] ;

- налоговая ставка(норма налогового обложения) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности, которые устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с НК Ф применительно к каждому налогу. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день;

- бюджет или внебюджетный фонд, в который начисляется налоговый оклад;

- источник налога (доход, из которого выплачивается налог);

- налоговые льготы - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. По налогам и сборам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, льготы:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налогового оклада;

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты 1 .

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Налоговая система России является трёхуровневой вследствие федеративного устройства нашего государства.

В РФ устанавливаются и взимаются следующие виды, налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы (Налоги и сборы субъектов РФ) и местные налоги и сборы.

Важно отметить, что отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства.

На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных за ними местных налогов, они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ.

Региональными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ, которые вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Устанавливая, региональный налог, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения:

Местными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местногосамоуправления, которые вводятся в действие в соответствие с Налоговым кодексом РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательством РФ и другими органами государственной власти в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами.

Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и в зависимости от других признаков.

В зависимости от экономического содержания и особенностей взимания налоги можно разделить на:

- прямые, взимаемые непосредственно—с доходов или имущества налогоплательщика;

- косвенные, включаемые в цену товара, работы, услуги. Реальным плательщиком косвенных налогов выступает покупатель-потребитель, а налогоплательщик является, по существу, сборщиком налого[4] в.

Среди прямых налогов выделяются

- реальные, связанные с владением, распоряжением, пользованием имущественными объектами;

- личные, которыми облагаются доход (прибыль), отдельные виды деятельности или операции, совершаемые юридическими или физическими лицами.

К косвенным налогам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на реализацию горюче-смазочных материалов;

- таможенная пошлина;

- налог с продаж.

Налоги бывают двух видов.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

1.2. Функции и значение налогообложения Российской Федерации

Если рассматривать функции налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства'. В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.

1. Фискальная функция налогообложения

Фиском (от латинского fiscus, букв. - корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче[5] . С конца 1 в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. С IV в. н.э. фиск - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т. д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения.

Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогообложения

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л. Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними»[6]

Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.

По словам шведского экономиста К. Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель ~ сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

В итоге происходит изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

3. Регулирующая функция налогообложения

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946 гг.), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений[7]

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и др.

Дестимулирутощая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

По мнению И. Горского, фискальная и регулирующая функции противоречивы не только сами по себе - они также противоречат друг другу[8] . В частности, фискальная компонента приобретает большое стабилизирующее значение, когда влечет за собой снижение общего налогового бремени. Это осуществимо только путем перераспределения налоговой тяжести между плательщиками, что непосредственно требует учета регулирующих механизмов налогообложения. Однако в любом случае налог не имеет целью подрыв собственной основы: налог существует для получения средств и не должен ограничивать, угнетать источник этих средств. Он не предназначен для ограничения, запрещения, конфискации, наказания. Так, увеличение таможенных импортных пошлин вызывается в основном протекционистско-политическими соображениями, а повышенное налогообложение игорного и алкогольного бизнеса обусловлено платежеспособностью, а не запретительными мерами'.

Представляется очевидным, что значение налоговых механизмов в регулировании и управлении экономикой государства все-таки преувеличено. По мнению некоторых общественных деятелей, налоги являются, чуть ли не единственным регулятором всех финансово-экономических процессов в обществе. Однако развитие тех или иных экономических процессов в обществе подчиняется своим закономерностям, в которых налогам отведено довольно скромное место.

В этой связи можно согласиться с С. Пепеляевым, по мнению которого налог в современных условиях устанавливается для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. Но если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова[9] .

Так, стимулирующая функция налогов влияет на экономическое поведение субъектов более чем опосредованно, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. Налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогу никакие налоговые льготы.

Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными льготами практически по всем налогам, однако этот «суперльготный» режим не стал основой для прогресса и процветания отечественного аграрного сектора. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических факторов также не приносит результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. В этой связи представляется справедливым утверждение В. Потапова о том, что налоговые стимуляторы вторичный

Тем не менее, в ряде случаев наличие налоговых льгот может послужить дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в пользу той или иной деятельности или деловой активности.

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Истинность крылатого выражения «все, что облагается налогом, убывает» не подлежит сомнению. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, непомерный налоговый гнет российского крестьянства в 30-х годах привел к его ликвидации всего за несколько лет. А уже в наше время, после введения 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, эпоха видеосалонов канула в лету. Кроме того, дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

С помощью налогов государство, действительно, способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для определенных деловых сфер. Но нельзя забывать, что при этом происходит налоговое подавление других сфер. В связи с этим недооценка, как и переоценка, государством социального значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушаются свобода конкуренции и принцип справедливости.

4. Контрольная функция налогообложения

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

5. Поощрительная функция налогообложения

Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.

За период с 1998 г. по настоящее время у нас в стране создался достаточно прочный "скелет" налогового законодательства, который, однако, еще не оброс добротным качественным "мясом". И его надо наращивать в ходе применения действующих норм. Последняя редакция части первой Налогового кодекса значительно отличается от первоначального варианта, и она, действительно, была существенно доработана с учетом правоприменительной практики.

В настоящее время федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ внесены изменения в шесть глав Налогового кодекса: НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, госпошлина, налог на имущество организаций и земельный налог. Не обошлось без изменений и в гл. 21 НК РФ (Федеральный закон от 04.11.2007 N 255-ФЗ). Поправки направлены на совершенствование положений налогового законодательства и носят как концептуальный, так и технический характер[10] .

Так, например, увеличена стоимость амортизируемого имущества. Размер первоначальной стоимости, при которой имущество признается амортизируемым, повышен с 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. (изменения в п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ). Соответственно, затраты на приобретение имущества со стоимостью 20 тыс. руб. и менее можно будет единовременно признавать как материальные расходы (согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Данные изменения сблизили бухгалтерский и налоговый учет.

Уточнены доходы, которые нельзя отнести к доходам, не учитываемым для целей налогообложения. Установлены нормы возмещения командировочных расходов в форме суточных.

Изменения, касающиеся социальных налоговых вычетов. Главным новшеством является то, что социальные вычеты на образование (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика), на лечение (за исключением расходов на дорогостоящее лечение) и на негосударственное пенсионное обеспечение/добровольное пенсионное страхование предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 000 руб. в налоговом периоде. Данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Увеличен перечень компенсационных выплат и др[11] .

В заключение отметим, что в последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста его расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90% бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависят успех государственных реформ, их социальная направленность, а также уровень жизни и благосостояния населения страны.

ГЛАВА II. Федеральные налоги в системе налогообложения РФ

2.1. Понятие, сущность и место федерального налогообложения

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.

Рассмотрим систему федеральных налогов Российской Федерации. Они создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается ст.13 Налогового кодекса Российской Федерации, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации[12] . Объекты налогообложения, перечень плательщиков, виды налоговых льгот и ставок, порядок взимания налогов и их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательным органом Российской Федерации.

Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее, компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы, ст.53 НК РФ), которая полагается ему в соответствии с законодательством. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.

Среди федеральных налогов в РФ к прямым налогам можно условно отнести налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения.

По косвенным налогам государство непосредственно не устанавливает платежеспособность лица, уплачивающего налог. Косвенные налоги - это налоги на расходы, то есть на предметы потребления. Из федеральных налогов к ним можно отнести акцизы на отдельные виды товаров, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные признано условным, но традиционно используется в научной и учебной литературе. При этом деление производится на основе подоходно-расходного принципа и принципа переложения.

Классификация налогов по налогоплательщикам включает, как правило, три группы налогов:

· с организаций (налог на прибыль; налог на добавленную стоимость);

· с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и т. д.);

· с организаций и физических лиц (транспортный налог, госпошлина).

Роль отдельных федеральных налогов, уплачиваемых организациями, в формировании консолидированного бюджета России весьма существенна. В 2009 году основная часть консолидированного бюджета (почти 2,3 трлн. рублей, или 88% общего объема поступлений) сформировано за счет четырех налогов, уплачиваемых организациями: НДС - 619 млрд. рублей (23,2% всех поступлений); налога на прибыль организаций - 527 млрд. рублей (19,7%); платежей за пользование природными ресурсами - 399 млрд. рублей (14,9%); акцизов - 347 млрд. рублей (13%), и одного налога, уплачиваемого физическими лицами, - налога на доходы физических лиц - 455 млрд. рублей (17%)1 .

Объект налогообложения большинства федеральных налогов с организаций так или иначе связан с операциями реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав. Налоговый кодекс РФ определяет круг тех операций, которые относятся к понятию реализации либо не имеют к нему отношения. В статье 39 НК РФ даются общие подходы к определению операций реализации.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 13 НК РФ в состав федеральных налогов и сборов с организаций включаются:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· единый социальный налог;

· налог на прибыль организаций;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· водный налог;

· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· государственная пошлина.

Правовой статус налога, определенный Налоговым кодексом РФ, позволяет более четко установить элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговые ставки, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога (ст. 17 НК РФ). Тем самым обеспечивается обязательность уплаты налогов, а также устанавливаются единые требования при возможности дифференцированного подхода.

Статус платежа нередко на практике приводит к уклонению от его уплаты, а также к значительной разнице в уровне и размерах платежей при фактически равных исходных позициях плательщиков (особенно по платежам за загрязнение окружающей среды).

Статус налога в настоящее время позволяет использовать достаточно отработанные приемы налогового администрирования. Этим обеспечивается фискальное назначение налогов, а также их регулирующая роль, которая могла бы иметь большое значение в деле решения экологических проблем и рациональном использовании лесных угодий (в частности, речь идет об экологическом и лесном налогах).

К неналоговым платежам федерального значения относятся:

· таможенные пошлины;

· Федеральные лицензионные сборы за право осуществления деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

· Платежи за загрязнение окружающей среды.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц.

В РФ введена 3-хуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Первый уровень – федеральные налоги. Они действуют на всей территории РФ и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счёт них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Федеральные налоги взимаются по всей территории России[13] .

2.2. Виды и характеристика федеральных налогов

Под федеральными налогами и сборами понимают те, которые установлены статьёй 13 Налогового Кодекса, и которые обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Если рассматривать систему федеральных налогов и сборов с точки зрения отнесения отдельных из них к группе налогов, которые уплачивают предприятия, то можно выделить следующие из них: НДС, акцизы, ЕСН, налог на прибыль организаций, водный налог, государственную пошлину.

Из вышеизложенной группы можно выделить следующую подгруппу: налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (НДС и акцизы).

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом и занимает ведущее место в сумме налоговых поступлений при формировании федерального бюджета. Так, в федеральном бюджете на 2008г. в общей сумме налоговых доходов (2071384,5 млн. руб.) НДС составлял 988368,2 млн. руб., или 47,7% всех налоговых доходов федерального бюджета. В составе доходов федерального бюджета на 2009г. в сумме 3326041,1 млн. руб. общая сумма НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, и на товары, ввозимые на территорию РФ, составила 1120751,3 млн. руб., по сравнению с 2008г. больше почти на 140 млрд. руб.[14]

Налогоплательщиками НДС в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса признаются: организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции: реализация товаров на территории РФ, передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК, с учетом акцизов и без включения в них налога и налога с продаж.

Налоговые ставки установлены в размере 0, 10 и 18% от соответствующей налоговой базы. Налоговая ставка 0% применяется к товарам и работам непосредственно связанных с режимом экспорта, транзитом товаров через территорию РФ, работ выполняемых в космическом пространстве и т. д. Ставка10% применяется при реализации определенного вида продовольственных товаров, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров. По налоговой ставке 18% осуществляется налогообложение товаров, не указанных в вышеизложенных пунктах.[15]

Акцизы. Акциз является косвенным налогом. В федеральном бюджете на 2009 г. сумма акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, составляет 78 595,7 млн. руб., в том числе акцизы: на табачную продукцию — 28 428,7 млн. руб.; на автомобильный бензин — 33 263 млн. руб.; на спирт этиловый из всех видов сырья — 4893,5 млн. руб.; на спиртосодержащую продукцию — 303,5 млн. руб.; на дизельное топливо — 10 427,7 млн. руб.; на моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 998,9 млн. руб.; автомобили легковые и мотоциклы — 280,4 млн. руб. Сумма акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, в федеральном бюджете на 2009г. составляет 6210,0 млн. руб.[16]

В соответствии со ст. 179 гл. 22 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Вышеуказанные организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с НК РФ (гл. 22).

Подакцизными товарами признаются: спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция (с объемной долей этилового спирта более 1,5%); пиво; табачная продукция; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150л.с); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей; прямогонный бензин[17] .

Объектом налогообложения признаются операции с подакцизными товарами.Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья в зависимости от применяемых в отношении этих товаров и сырья налоговых ставок. Налоговые ставки определены по каждому виду подакцизного товара и подакцизного минерального сырья. Преимущественно ставки установлены в рублях и копейках за единицу измерения (специфические ставки).

Налог, уплачиваемый из чистой прибыли - налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Налог на прибыль организаций занимает скромное место в объеме налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет. Так, в федеральном бюджете на 2008г. налоговые доходы составляли 2 071 384,5 млн. руб. (или 75,9% всех доходов федерального бюджета), из них налог на прибыль организаций составлял 164 587,4 млн. руб. (7,94% всей суммы налоговых поступлений в федеральный бюджет). В федеральном бюджете на 2009г. сумма налога на прибыль организаций составляет 259 003,3 млн. руб., она увеличилась по сравнению с 2008г. на 94 415,9 млн. руб.[18]

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях налогообложения признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. В частности, в этой главе для нахождения прибыли определены: доход от реализации, внереализационный доход, доходы не учитываемые при определении налоговой базы, расходы, расходы связанные с производством и реализацией, прочие расходы, амортизация имущества.

Налоговой базой признаётся денежное выражение прибыли, т.е. полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24%. При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ[19] .

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

1) 9% — по доходам, полученным в виде дивидендов от рос­сийских организаций российскими организациями и физически­ми лицами — налоговыми резидентами РФ;

2) 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

Единый социальный налог является одним из налогов, уплачиваемых предприятием в федеральный бюджет.

Налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации,индивидуальные предприниматели;физические лица, не признаваемые индивидуальнымипредпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Также объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в пункте 2, приведенном выше, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов.[20]

Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками в пользу физических лиц, а также как сумма доходов, полученных налогоплательщиками от предпринимательской или иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков (работодателей) — организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями применяется ставка 26%.Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяется налоговая ставка 20%. Для индивидуальных предпринимателей и адвокатов применяют ставки в 10 и 8%[21] .

Водный налог – налог, относимый на себестоимость продукции. Уплата водного налога осуществляется налогоплательщиками в соответствии с положениями гл. 25.2 НК РФ и нормативными актами Минфина России и Федеральной налоговой службы.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов; использование акваторий водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

При использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства. Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. м3 забранной воды, в тыс. рублях в год за 1км2 используемой акватории, в рублях за 1 тыс. кВт·ч электроэнергии произведённой гидроэлектростанцией, в рублях за 1 тыс. м3 сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100км сплава.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта[22] .

Государственная пошлина уплачивается предприятиями (организациями) при обращении в суды, арбитраж, нотариальные конторы и иные государственные органы, уполномоченные совершать действия и выдавать документы, имеющие юридическое значение.

В частности, в суде и арбитражном суде государственная пошлина взимается:

1) с подаваемых в суд исковых заявлений; заявлений по преддоговорным спорам; заявлений (жалоб) по делам особого производства и кассационных жалоб;

2) за выдачу судом копий (дубликатов) документов;

3) с подаваемых в арбитражный суд исковых заявлений имущественного характера; исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров (контрактов); исковых заявлений неимущественного характера (в том числе о признании недействительными актов государственных и иных органов, о признании предприятий несостоятельными (банкротами) и т. д.).

При обращении в нотариальные органы госпошлина взимается за совершение любых нотариальных действий в уполномоченных на то государственных учреждениях: за составление проектов сделок, доверенностей; выдачу свидетельств о праве на наследство; удостоверение договоров имущественного найма, за выдачу копий (дубликатов) нотариально удостоверенных документов и т. д.

Государственная пошлина уплачивается (в зависимости от вида документа): до подачи заявления, при совершении оплачиваемых пошлиной действий или при выдаче оплачиваемого пошлиной документа.

Установлены размеры государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией выпусков эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, установлена в размере 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более 100000 руб., а за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг, за исключением случая регистрации такого отчета одновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг, государственная пошлина установлена в размере 10 000 руб.

Государственная пошлина за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица в размере 10 000 руб.[23]

2.3. Анализ динамики федерального налогообложения на примере автотранспортного предприятия

Предприятие располагает современной, с высоким уровнем механизации труда, производственной базой: гараж на ГЕО автобусов, диагностическим, кузовным, малярным цехами, механизированной мойкой, складскими помещениями.

Некоторые помещения временно не используются, сдаются в аренду.

Основные виды деятельности предприятия:

транспортная деятельность;

сервисное обслуживание ТС;

торгово — коммерческая деятельность.

На сегодняшний день предприятие применяет общий режим налогообложения. Является плательщиком налога на имущество, налога на прибыль, НДС, ЕСН.

Налог на прибыль за год включает текущую и отложенную часть. Налог на прибыль отражается в отчете о прибылях и убытках в полном объеме, за исключением сумм, относящихся к операциям, отражаемым по счетам капитала, отложенный налог по которым отражается в составе капитала.

Затраты по оплате текущей части налога на прибыль формируются с учетом ожидаемой суммы налога к уплате, рассчитанной на основе налогооблагаемой прибыли за год с использованием действующих ставок или ставок, объявленных на дату составления баланса, и корректировок по суммам налогов, подлежащих уплате за прошлые годы.

Отложенный налог отражается по балансовому методу учета обязательств и начисляется в отношении временных разниц, возникающих между данными бухгалтерского учета и данными, используемыми для целей налогообложения. В отношении следующих позиций временные разницы не учитываются при расчете отложенных налогов: первоначальное признание деловой репутации, первоначальное отражение активов и обязательств, которое не влияет ни на бухгалтерскую, ни на налогооблагаемую прибыль; Размер отложенного налога определяется в зависимости от способа, которым предприятие предполагает восстановить эти временные разницы, исходя из налоговых ставок, действующих или объявленных на дату составления баланса.

Отложенный налоговый актив отражается в той мере, в какой существует вероятность того, что в будущем будет получена налогооблагаемая прибыль, достаточная для покрытия данного актива. На каждую отчетную дату отложенный налоговый актив подлежит уменьшению в той части, в которой относящиеся к нему налоговые вычеты не могут быть реализованы с достаточной вероятностью.

Дополнительные налоги на прибыль, возникающие в результате распределения дивидендов, отражаются одновременно с отражением обязательства на выплату этих дивидендов.

Порядок исчисления и уплаты налога имущество определён Налоговым КодексомРФ (часть вторая, гл. 30 «Налог на имущество организаций»).

Объектом налогообложения для данного автотранспортного предприятия признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Таблица 1.

Динамика начисления налогов

налоги Начисления в тыс. руб
2007г. 2008г. 2009г.

Откл (+,-)

2009 к 2007

%

2009 к 2007

Налог на прибыль 160 112 96 -64 60
ЕСН 831 797 688 -143 82,8
НДС 4353 3780 4020 -333 92,3

Снижение начисления связано со снижением выручки предприятия от основного вида деятельности по перевозке пассажиров и грузов, а так же роста прямых затрат в целом.

Налог на прибыль в 2009 году, по сравнению с 2007 годом снизился на 64 тыс. рублей и составил 96 тыс. рублей.

ЕСН также снизился на 140 тыс. рублей. Данное снижение связано с уменьшением численности работников.

НДС в 2009 году снизился на 333 тыс. рублей и составил 4020 тыс. рублей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов – фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

Разработчики современной российской системы налогообложения исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем один – два источника – с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов. Что же реально получилось?

Налоги должны стать не только орудием сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов, укреплению на паритетных началах всех форм собственности.

Налоговая система России является трёхуровневой вследствие федеративного устройства нашего государства.

В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды, налогов и сборов:федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы (Налоги и сборы субъектов РФ) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· налог на доходы физических лиц;

· единый социальный налог;

· налог на прибыль организаций;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· водный налог;

· сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

· государственная пошлина.

Федеральные налоги действуют на всей территории РФ и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счёт них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Федеральные налоги взимаются по всей территории России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: Гросс Медиа, 2009. - 544с.

2. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / под ред. И.А. Феоктистовой. - М.: Гросс Медиа, 2009. - 1288с. - (Комментарии к рос. законодательству).

3. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2004. - 544с.

4. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2003с.

5. Налоговое право: Учебник/ Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юристъ, 2004. - 591 с.

6. Система налогов и сборов России/ Под ред. А. Н. Козырина. - СПб.: Питер. 2004. - 264 с.

7. Павлова Л.П. Федеральные налоги и сборы с организаций: Учебник. - М.:Икк "Статус-Кво 97", 2004.-472 с.

8. Бородай О.Е. Три уровня системы налогообложения в Российской Федерации// "Аудиторские ведомости", N 7, июль 2001 г.

9. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Л.Клюни. —Мн.: Экоперспектива, 2006г.

10. Васильева, О.П. Обзор основных изменений налогового законодательства, вступивших в силу в 2008г / О.П. Васильева // Налоги и налогообложение, 2008, N 2

11. Виткина Ю.В. Налоговые преступники эпохи Путина. Кто они? / Ю.В. Виткина, А.А. Родионов. - М., СПб: Вершина, 2007. - 312с.

12. Гончаренко Л.И., Осетрова Н.И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры // Налоги и налогообложение. 2007. N 11. С. 55.

13. Дворецкий В.Р. Налоговая проверка: как защитить свои права. [Текст] / В.Р. Дворецкий. - М.: Гросс Медиа, 2007. - 152с. - (Налоговый практикум).

14. Демин, А.В. Об изменениях в налоговом законодательстве с 2007 года Финансы, 2006, N 12

15. Зрелов, А.П. Новое в налоговом кодексе: комментарий к изменениям, вступившим в силу в 2008г / А.П. Зрелов. - М.: Деловой двор, 2008

16. Зудина, Е.М. О роли налога на прибыль организаций в доходах территориальных бюджетов / Е.М. Зудина // Налоги и налогообложение, 2008, N 4

17. Леонова, Е.Д., Чухнина, Г.Я. Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России / Е.Д. Леонова, Г.Я. Чухнина // Налоги и налогообложение", 2008, N 9

18. Лермонтов Ю.М. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] / Ю.М. Лермонтов. - Режим доступа: Система Консультант Плюс.

19. Лермонтов Ю.М. Единый социальный налог. / Ю.М. Лермонтов. - М.: Юстицинформ, 2007. - 376с. - (Деловая библиотека).

20. Налоговое право России : Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: НОРМА, 2007. - 738с.

21. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития / В.Г. Пансков. - М.: МЦФЭР, 2003.

22. Черник, И.Д. Об изменении налогового законодательства с 2007 года / И.Д. Черник // Налоговый вестник", 2006, N 10

23. Шторгин, С.И. Налоговая система должна быть простой, но не примитивной / С.И. Шторгин // Налоги и налогообложение, 2008, N 6.


1 Налоговое право России : Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: НОРМА, 2007. – С. 4.

1 Гончаренко Л.И., Осетрова Н.И. О новой дисциплине: современные тенденции в формировании налоговой культуры // Налоги и налогообложение. 2007. N 11. С. 21.

2 Налоговое право России : Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: НОРМА, 2007. – С.8.

[1] Васильева // Налоги и налогообложение, 2008, N 2. С. 12.

[2] Налоговое право России : Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: НОРМА, 2007. – С.8.

[3] Налоговое право России : Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: НОРМА, 2007. – С.8.

1 Васильева // Налоги и налогообложение, 2008, N 2. С. 10.

[4] Васильева // Налоги и налогообложение, 2008, N 2. С. 12.

[5] Шторгин, С.И. Налоговая система должна быть простой, но не примитивной / С.И. Шторгин // Налоги и налогообложение, 2008, N 6.

[6] Шторгин, С.И. Налоговая система должна быть простой, но не примитивной / С.И. Шторгин // Налоги и налогообложение, 2008, N 6.

[7] Налоговое право России : Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: НОРМА, 2007. – С. 42.

[8] Налоговое право России : Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: НОРМА, 2007. – С.43.

[9] Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2003, С. 58.

[10] Шторгин, С.И. Налоговая система должна быть простой, но не примитивной / С.И. Шторгин // Налоги и налогообложение, 2008, N 6.С. 11.

[11] Шторгин, С.И. Налоговая система должна быть простой, но не примитивной / С.И. Шторгин // Налоги и налогообложение, 2008, N 6.С.14.

[12] Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, 2009. - 544с, ст.12

1 КовалеваА.М., ЛапустаМ.Г., СкамайЛ.Г. Финансы фирмы. М., 2009, с. 87

[13] Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№ 155 – ФЗ) // Экономика и жизнь. 2010 г. № 30.

[14] КовалеваА.М., ЛапустаМ.Г., СкамайЛ.Г. Финансы фирмы. М., 2009, с. 88.

[15] Налоговый Кодекс РФ, гл. 21, ст. 164

[16] КовалеваА.М., ЛапустаМ.Г., СкамайЛ.Г. Финансы фирмы. М., 2009, с. 64.

[17] Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития / В.Г. Пансков. - М.: МЦФЭР, 2009.С.16.

[18] Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. М., 2009г., с. 134

[19] Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития / В.Г. Пансков. - М.: МЦФЭР, 2009.С.19.

[20] Налоговый Кодекс РФ, гл. 24

[21] Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития / В.Г. Пансков. - М.: МЦФЭР, 2009.С. 15.

[22] Виткина Ю.В. Налоговые преступники эпохи Путина. Кто они? / Ю.В. Виткина, А.А. Родионов. - М., СПб: Вершина, 2007. - 97с.

[23] КовалеваА.М., ЛапустаМ.Г., СкамайЛ.Г. Финансы фирмы. М., 2009, с. 74.