Реферат: Этнические и межнациональные отношения в Крыму

Название: Этнические и межнациональные отношения в Крыму
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

Глава 1. Характеристика этнических общностей...................................5

1.1. Человечество. Этнос. Нация..................................................................5

1.2. Социально-психологические основы нации.......................................10

1.3. Специфика межнациональных отношений людей.............................19

ГЛАВА 2. Национальные процессы и отношения в Крыму....................25

2.1. Население Крыма и его национальный состав...................................25

2.2. Проблемы депортированных народов.................................................29

2.3. Вопрос русского языка в Крыму..........................................................35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................39

БИБЛИОГРАФИЯ........................................................................................41

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................43


ВВЕДЕНИЕ

Вопросотом, чтотакоече­ловек, человечество, группылюдей, —оченьнепростой. Сфераобщениясо­временногочеловеканеобычайнорасширяется: каждыйизнасежед­невнообщаетсясдесятками, атоисбольшимколичествомлюдей. Междунамивозникаютпрочныеинепрочныесвязи, многиеизкото­рыхмызачастуюнеосознаемидаженезамечаем. Каждыйчеловек вплетентысячаминитейвсложнуюсистемуотношений. Онводноито жевремяявляетсяпредставителемиконкретногогосударства, иоп­ределеннойэтническойобщности, ирелигиознойконфессии, итрудо­вогоколлективаит.д. Всежелюдивместесоставляютчеловечество. Приэтомсовременнаянаукавсебольшеориентируетсянапонимание целостностичеловечества, наобщностьисторическихсудебразлич­ныхрасинародов.

Крымский полуостров с древних пор является перекрестком многих дорог, соединявших различные племена, народы и государства. Здесь переплетались Восток и Запад, христианство и ислам. В разное время обитали в Крыму тавры и киммерийцы, скифы и греки, сарматы и римляне, болгары и хазары, готы и славяне, половцы и татары, армяне и турки. Их многочисленные потомки - представители более 70 этносов и этнических групп живут здесь и сегодня.

Демографическая ситуация в Крыму характеризуется значительным этническим и конфессиональным разнообразием. Автономная Республика Крым – это единственное административно-территориальное образование в Украине, где в силу исторических причин, в составе населения не доминируют представители титульной нации.

Принадлежность к какой-то группе, осознание ее — один из самых древних примеров проявления общественного сознания людей. На заре человеческой истории сложились объединения, ставшие прообразом будущих этносов, — роды. Чувства родовой общности, принадлежности к определенному роду — это самые простые и в то же время очень глубинные человеческие чувства. Именно в отношениях между родами впервые возникли оценки «мы—они», именно в ту самобытную эпоху закладывались ус­тойчивые взгляды на характер отношений между будущими на­циями.

Тема курсовой работы является актуальной, особенно в условиях современной социально-политической ситуации в Крыму.

Цель работы – раскрыть особенности этнических общностей, межнациональных отношений на примере АРК, найти моменты, которые объединяют все этносы, проживающие в Крыму.

Были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты понятий "этнос", "нация", "национальное самосознание", "национальная гордость";

- выяснить, что объединяет людей одной национальности;

- раскрыть причины межнациональных конфликтов;

- рассмотреть особенности демографической ситуации в Крыму;

- рассмотреть современное положение депортированных народов и участие государства в решении их проблем.

При написании работы были использованы работы отечественных и зарубежных авторов в области этнической психологии, социологии, истории; публикации в периодических изданиях, законодательные документы и статистические сборники.

1.1. Человечество. Этнос. Нация.

Человечество имеет общее происхождение. Все многообразие различий в физическом облике людей, которое можно встретить на разных континентах, есть результат вариаций одного и того же биологического вида — Homosapiens (человека разумного).

Деятельность человека за последние два столетия и особенно в XX в. приобрела глобальный, т.е. всемир­ный, характер. Между тем всего несколько сот лет назад отдель­ные народы и расы зачастую развивались обособленно друг от друга, разделенные в те времена непреодолимыми природными и другими преградами. В истории человечества были и такие случаи, когда отдельные государства сознательно изолировали себя от внешнего мира, чтобы предотвратить воздействие других на­родов на собственную историю. Такие попытки, например, в Китае, стране древней и уникальной культуры, привели к «кон­сервации» общественной жизни и многовековому застою. Схо­жие процессы имели место и в Японии до начала XX столетия.

Часто для человека большую роль играют не те черты, кото­рые объединяют его с другими, а те, которые заставляют дер­жаться обособленно. Человек вынужден ориентироваться в мире людей, идентифицируя их по самым различным признакам. Не­которые из этих признаков носят биологический, природный характер. Можно говорить отдельно о мужчинах, о женщинах, о поколениях людей. Другие признаки имеют социальный смысл.

В определенном смысле человечество не является однородным, так как состоит из многообразных социальных групп. Некоторые из этих групп насчитывают сотни миллионов, миллиарды чело­век, например расы. Другие группы включают всего сотни или десятки человек, скажем, производственные или учебные кол­лективы. Все эти группы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, в результате чего формируется социальная струк­тура человечества.

Расы (от лат. ratio — категория, разряд) человека (биологическо­го вида Homosapiens) характеризуются общими наследственными физиологическими особенностями, связанными с единством происхож­дения и определенной общностью распространения.

Наиболее отчетливо выделяются три основные группы рас — негроидная, европеоидная и монголоидная. Основные признаки отличия рас — цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т.д. — не должны абсолютизироваться. Все расы современного человечества обладают равными биологи­ческими возможностями для достижения высокого уровня цивили­зации.

Уже на ранних этапах своей истории люди имели определен­ные роли и самым тщательным образом исполняли их. Напри­мер, еще в древности одна из мировых религий — индуизм — отмечала данный факт: «В этом материальном мире для того, чтобы поддержать тело, каждый должен работать. Человеческое общество разделено в соответствии с выполняемой деятельно­стью на четыре социальных класса — брахманы, кшатрии, вай­шьи и шудры. Класс брахманов, или класс интеллигенции, вы­полняет один вид деятельности, кшатрии, или административ­ный класс, - другие, класс торговцев и класс рабочих также имеют свои обязанности» [19, с. 41]. Надлежащее исполнение социальных ролей не только обеспечивало стабильность обще­ства, но и формировало личность: человек легко достигал жизненных целей, просто следуя предписанным правилам и огра­ничениям. Выполнение предписанных ролей, соответствующих происхождению, кругу общения и образованию, формировало и развивало людей.

Наиболее значимыми в социальной структуре являются такие группы, как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из многочислен­ных составляющих их элементов, в результате чего социальная жизнь общества напоминает нечто вроде картинки калейдоскопа, в котором, с одной стороны, возникают самые разные фигуры и их сочетания, а с другой — присутствуют определенная система и порядок.

Классы (от лат. classis — разряд, группа) — это группы людей, складывающиеся по отношению к средствам производства, по рас­пределению прибыли в зависимости от того, кто является владель­цем средств производства. Человек, которому принадлежат стан­ки, здания, различное производственное оборудование, играет решающую роль в распределении прибыли, несет ответственность за результаты деятельности своего предприятия. Это класс соб­ственников. С другой стороны, большую часть населения составляет люди, не имеющие во владении средств производства и за­рабатывающие на жизнь своим трудом.

Понятие «этнос» не является привычным в нашем повседнев­ном пользовании и общении, хотя оно все чаще звучит в теле- и радиопередачах. К нему чаще обращаются в последнее время украинские политики. Для нас более знакомы слова «национальность», «нация».

Этнос (от греч. ethnos — племя, группа, народ) — исторически сложившаяся достаточно устойчивая общность людей, обладающая едиными языком и культурой, а также общим самосознанием. «Именно в рамках этносов, контактирующих друг с другом, творится исто­рия, ибо каждый исторический факт есть достояние жизни конк­ретных народов» [6, с. 11].

Любой этнос всегда проявляет себя как сложная социальная система. Поэтому он имеет массу различных характеристик, с од­ной стороны, сходных с другими общностями, а с другой — вы­деляющих его среди них. Формирование этноса обычно происхо­дит на основе единства территории и экономической жизни. Од­нако в результате миграций, вызванных различными историчес­кими причинами, территория современного расселения этносов не всегда компактна, и многие народы могут быть расселены в пределах нескольких государств. К признакам, выражающим сис­темные свойства существующего этноса и отделяющим его от дру­гих, относятся язык, народное искусство, традиции, обычаи, нормы поведения.

Принято делить этносы на три типа. К самому раннему типу относятся род и племя, характерные для первобытно-общинного строя. Второй тип этноса — народность — обычно связывается с рабовладельческой и феодальной формациями или же обозначает этнические общности и группы, населяющие страну и имеющие те или иные формы национально-территориальной автономии. Третий тип этноса — нация — возникает с развитием капиталистических отношений и всемерной интенсификацией экономичес­ких связей. Вместе с тем следует помнить, что подобное деление этносов все же не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей и не означает, что процесс их образования и развития обязательно достигает последней стадии.

Нация (от лат. natio — народ) — большая социальная группа, выс­ший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрез­вычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.

Есть теории, в которых абсолютизируются государственно-политические особен­ности национальной жизни, что в конечном счете сводит нацию к государственной общности. М. Вебер, например, считал, что сре­ди людей, объединенных общностью языка, религии, обычаев или судьбой, преобладает стремление к собственному государствен­ному обособлению [23, с. 48].

В советской научной литературе единственно правильной счи­талась историко-экономическая теория. Ее основатель К. Каут­ский основными признаками нации называл общую территорию, общность экономической жизни, языка, традиций. Идеи Каут­ского легли в основу определения нации, которое дал в 1913 г. И. В. Сталин: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, террито­рии, экономической жизни и психического склада, проявляюще­гося в общности культуры» [2, с. 34].

Современные ученые, например А. О. Бороноев и В. Н. Павленко, определяя понятия «нация», «национальность», подходят к ним по двум параметрам: «Во-первых, национально-государственным, культурным атрибутам, по той объективной символике, которая подчеркивает некоторую целостность (куль­турную, территориальную, хозяйственную); во-вторых, по субъек­тивной реакции, по социальной идентификации индивидов, по их ценностным ориентациям, т. е. каждый индивид национален, с одной стороны, объективно, с другой — субъективно, сознатель­но, он признает себя частью той или иной общности, культуры» [3, с. 56-57].

Понятие «нация» несколько шире и сложнее понятий «этнос», «этническая группа», поскольку в любую нацию могут входить представители нескольких этнических групп, осознанно идентифицирующих себя с конкретной национальностью и самоопреде­ляющихся в отдельную территориально-государственную и социокультурную систему. Главную роль в формировании и развитии нации играют соци­ально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государ­ственности. Экономической основой возникновения наций яви­лись частная собственность на средства производства, ликвида­ция феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объедине­ние местных рынков в общенациональные. Движущей силой воз­никавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объеди­нению отдельных народов в рамках единого государства, обеспе­чению благоприятных условий для своего свободного развития. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно и сохраняют. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых образований, как это было, например, в нашей стране, когда из древнерусской народности сформировались русская, украинская и белорусская нации. Однако часто многие народности не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности.

1.2. Социально-психологические основы нации .

Каждая нация существует за счет системы устойчивых внут­ренних связей и отношений составляющих ее людей. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируется традициями и нормами поведения, принятыми в дан­ной среде, и совершенствуются по мере становления и развития самобытной национальной культуры, языка и психологии.

Объективной основой жизни нации является потребность во взаимодействии и общении между людьми в ходе ее экономиче­ского, политического развития, обмена культурными достижени­ями, продуктами и результатами труда. Существует тенденция: чем выше внутринациональная и внутригрупповая интеграция, тем заметнее достижения в экономике и культуре, тем более интен­сивны социально-политические и внутригрупповые контакты и коммуникативные связи между людьми.

Одним из главных признаков существования нации явля­ется историческая память, представляющая собой заветы стари­ны, предания отцов, чувство единородства, т. е. приобщенности к духовной миссии своего рода, народа, нации, Родины. Человек, обладающий исторической памятью, осознает свое место в духов­ной эстафете поколений. От варвара его отличает «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Эта любовь — не просто поэтические грезы, а реальная основа целеполагания. Пред­ставитель той или иной нации может понять, кем он является, только вспомнив, кем были его предки. Историческая память ма­териализуется в преданиях и укладе: культурном, религиозном, хозяйственном, государственном.

Возможность длительного существования нации обусловлива­ется функционированием и постоянным совершенствованием ее внутреннего содержания, находящего выражение в националь­ном сознании и самосознании, национальных ценностях, инте­ресах, вкусах и самооценках, национальной культуре и языке. Проявление всех этих компонентов составляет жизнь нации.

Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающе­еся в сложной совокупности социальных, политических, экономичес­ких, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее ду­ховного развития. Национальное сознание является продуктом дли­тельного исторического развития, а его центральным компонен­том выступает национальное самосознание. В структуру националь­ного сознания, помимо последнего, входят и другие элементы, например осознание нацией необходимости своего единства, целостности и сплоченности во имя реализации своих интересов, понимание важности обеспечения добрососедских отношений с другими этническими общностями, бережливое отношение на­ции к своим материальным и духовным ценностям и т.д.

Национальное сознание существует на теоретическом и обы­денном уровнях. Если теоретический уровень национального со­знания представляет собой научно оформленную, систематизи­рованную конструкцию, состоящую из идеологических взглядов, идей, программ, норм, ценностей и т.д., выработанных нацией за длительное время ее существования и определяющих страте­гию ее развития, то обыденный уровень национального сознания включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, ус­тановки, стереотипы, чувства, настроения, обычаи и традиции членов этой общности, проявляющиеся в повседневной жизни и деятельности. Все эти компоненты находятся в тесном единстве, они неразрывно связаны друг с другом. Следует отметить, что обыденное национальное сознание является главной психологиче­ской основой различного рода межнациональных трений и конфликтов, поскольку именно в нем формируются национальные предрассудки, негативные установки, нетерпимость к другим об­щностям.

В целом национальному сознанию присущи следующие харак­теристики:

· наличие целостной этнической картины мира, представляющей собой совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, при­сущих членам конкретной этнической общности;

· его «правильная» передача из поколения в поколение в процессе нормально выработанной данной этнической общностью социализации;

· детерминирование им всего целостного и многосложного восприятия жизни этнической общностью: общественных инсти­тутов; системы личностных и групповых отношений, обрядов и ритуалов, идеологии, искусст­ва и фольклора; автостереотипов (т. е. образа представителей сво­ей нации), обусловливающих внутреннюю политику этноса; гетеростереотипов (т.е. образа соседей); системы межэтнических (в частности, и межгосударственных) отношений и т.д.;

· его соответствие социальным условиям жизни этнической общности, стадии ее общественного развития, структуре жизнеобеспечения (материальной базе), а также соотношение этни­ческой картины мира с нормами и ценностями, доминирующи­ми у других народов, что может выражаться как включение себя в некоторое межэтническое культурное единство или как обособление, противопоставление себя другим народам [1, с. 23 — 24].

Национальное самосознание, являясь ядром национального со­знания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Национальное са­мосознание может выражать интересы как отдельной группы эт­носа (западные и восточные буряты, северные и южные удмур­ты), так и нации в целом (русские, французы). В основе проявле­ния национального самосознания лежит феномен этнической идентификации (этничности), т.е. формирования устойчивых пред­ставлений человека о себе как о члене конкретной этнической группы.

Историческими и культурными детерминантами национального самосознания выступают историческое прошлое и традиции на­рода, его сложившиеся обычаи и нормы поведения, а также предания, зафиксированные в устной (фольклор) и письменной форме, памятники культуры и искусства. Национальное самосоз­нание практически невозможно без функционирования национального языка, поскольку язык служит средством его выраже­ния и формирования.

Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержа­ние, уровень и особенности представлений членов нации:

· о своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей;

· национальных ценностях и интересах;

· истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития;

· месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях [12, с. 25].

Интенсивность проявления национального самосознания у от­дельных представителей этнической общности далеко не одина­кова. Частично или полностью им не обладают дети. У взрослых членов этноса, как правило, оно ослаблено в тех случаях, когда они не имеют контактов с представителями других народов. В та­ком положении чаще всего оказываются сельские жители, у кото­рых может преобладать локальное или региональное самосозна­ние.

Национальное самосознание может играть двоякую роль. Оно, с одной стороны, может носить прогрессивный характер, если не абсолютизирует свою общность, не считает ее «сверхценностью», обеспечивает нормальное отношение к другим народам. И, на­оборот, национальное самосознание регрессивно, если оно сво­дится к узким рамкам клановых, религиознонационалистичес­ких, идейно-политических взглядов.

Национальное самосознание специфически проявляется в от­ношениях к другим нациям. Там, где между двумя этническими общностями всегда существовали тесные связи и сотрудничество, обычно формировалась положительная установка на взаимное восприятие, предполагающая терпимость к существующим раз­личиям. Если контакты между народами не затрагивали их жиз­ненных интересов, эти народы могли быть индифферентны другу к другу. Иное дело, когда они длительное время находились в со­стоянии конфликта и вражды. Тогда вырабатывалась в основном негативная психологическая установка.

Вот результаты социально-психологических исследований, опубликованные американским журналом «Тайме Мирроу Сентер», согласно которым поляки и немцы не любят друг друга; немцы, в свою очередь, высокомерно относятся к туркам; французы питают недоверие к американцам; русские и украинцы не­долюбливают азербайджанцев; венгры плохо воспринимают ру­мын и арабов, а в Словакии то же самое наблюдается в отноше­нии к венграм. В Европе наиболее отвергаемой является этничес­кая группа цыган: их активно не любят большинство чехов, венг­ров, немцев и испанцев [25, с. 175].

Все эти предубеждения предопределены историческими пред­рассудками и прочно вошли в сознание множества людей. Иногда они имеют место даже у родственных народов. «В национальном самосознании арабов нередко присутствует недоверие друг к дру­гу. В силу этого европеец порой с большим успехом добьется вза­имопонимания с арабом, чем арабы между собой, так как они друг другу доверяют меньше» [25, с. 175].

При анализе истоков национального самосознания часто про­слеживается такая тенденция: искажения в национальном само­сознании у правящих кругов имеют самые негативные историчес­кие последствия. Причем подобные искажения предшествуют воз­никновению истерии национализма в стране. Это относительно точный признак, позволяющий прогнозировать социально-психологические и иные изменения в стране. Вот что, например, писал в предсмертной записке Кейтель, один из руководителей фашист­ской Германии: «Традиция и особенно склонность немцев к под­чинению сделали нас милитаристской нацией» [18, с. 232]. Другой военный преступник Кранк высказал мнение, что «не­мецкий народ действительно женственен в своей массе. Он такой эмоциональный, такой непостоянный, так преклоняется перед мужеством и так зависит от настроения и окружения, что подда­ется внушению. Вот в этом... и заключается секрет гитлеровской власти» [18, с. 71].

Особую роль в жизни нации играют ее национальные интере­сы, отражающие ценности этнической общности и служащие со­хранению ее единства и целостности. Они являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных лично­стей, так и нации, государства в целом.

Попытка ущемить интересы нации всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права. Обла­дая развитым национальным сознанием, представители различ­ных этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возмож­ными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем. В основе национальных интересов лежат ценности нации — совокупность духовных идеалов ее представителей, в которых находит отражение своеобразие исторического развития и культуры.

Специфику национальным интересам придают национальные вкусы, представляющие собой исторически сложившееся своеоб­разие в понимании, оценках и отношении к значимым ценнос­тям, явлениям жизни, хорошему и плохому у большинства пред­ставителей той или иной этнической общности. Национальные вкусы проявляются в поведении, бытовой культуре, образе жизни, домашнем убранстве, одежде, в отношениях между людьми, в искусстве, литературе, живописи, танцах и музыке представи­телей конкретных этнических общностей.

Обеспечивают окончательную выраженность жизни нации ее культура и язык. Национальная культура — это совокупность ма­териальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых ею основных способов взаимодействия с природой и представителями других этнических общностей. Культура цементирует жизнь нации, обеспечивая функционирование ее социальных институтов, на­полняя их полноценным, значимым для всех людей содержанием, проявляясь в специфических интересах, складе ума и образе жизни, традициях и моральных нормах, образцах межличностно­го и межгруппового поведения и самовыражения.

Разные культуры формируют и разные типы поведения, обра­за жизни и деятельности. Западная культура воспитывает индиви­дуализм, и чрезмерное самолюбие. Восточная культура ориентиру­ет на подчинение личных интересов ценностям группы.

Национальный язык, будучи действенным средством общения, накопления и выражения опыта членов нации, позволяет при­дать их культуре и всей жизни специфическое звучание и само­выражение. И, конечно же, на основе его возникают и постоян­но проявляются взаимные симпатии, доверительность межлич­ностных отношений, совместимость всех представителей нации, функционирующих в результате как единый и неделимый орга­низм.

Чувство национального достоинства — это внутреннее пережи­вание людьми ценности, значимости и самобытности собственной нации в сообществе разных народов безотносительно к каким бы то ни было критериям оценок.

Составляющими чувства национального достоинства являются гордость делами, помыслами и духовным богатством своих предков, своего народа; уважение к положительным обычаям и традициям; любовь к родному краю, чувство неразрывности с его ландшафтом и природой; почитание в качестве непреложных образцов культуры, фольклорных музыкальных, поэтических, изобразительных, литературных и иных произведений, демонстрирование почтения к их авторам и т.д.

Национальная гордость — это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к опре­деленной нации, выражающееся в понимании общности интере­сов, национальной культуры, языка и религии.

Национальная гордость выражается:

- в стремлении нации способствовать всемерному развитию сво­их традиций, языка, материальной и духовной культуры;

- готовности давать отпор тем, кто посягает на свободу и неза­висимость нации, неуважительно относится к ее культуре и ее представителям.

Понятие национальной гордости близко по значению поняти­ям патриотизма и любви к Родине. Патриотизм (от греч. patria -родина, отечество) — сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу. Оно проявляется в виде социальных чувств, нравственных и полити­ческих принципов. Содержанием патриотизма являются любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за ее прошлое и насто­ящее, готовность служить интересам Родины и защищать ее от врагов.

Гипертрофированное чувство национальной гор­дости ведет к возникновению национализма и шовинизма.

Национализм — идеология, социальная практика и политика, в основе которых лежит идея превосходства одних, «высших» наций над другими, «низшими», «неполноценными». Для национализма характерна проповедь исключительности и превосход­ства, пренебрежительное отношение к другим нациям и народ­ностям.

Шовинизм (от франц. — chauvinisme) представ­ляет собой крайнюю, наиболее опасную форму национализма, выражающуюся в безудержном возвеличивании собственной на­ции, национальном чванстве и высокомерии.

Термин «шовинизм» появился во Франции. В 1831 г. в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда» одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен, вос­питанный в духе преклонения перед императором — создателем «величия» Франции.

Словом «шовинизм» обозначают и различные проявления националистического экстремизма. На практике он зачастую соче­тается с расизмом.

Есть люди, для которых подогревание национальной неприяз­ни является сутью их существования. Такие люди осознанно или неосознанно проводят в жизнь из­вестную социально-психологическую закономерность, согласно которой любая афишируемая «враждебность» одного этноса в от­ношении другого, обвинение его в захватнической политике, об­раз агрессора, притеснителя будут неизбежно порождать консо­лидацию этноса-«жертвы» по ряду причин:

· «образ притеснителя» вызывает ответную солидарную враждебность представителей этноса — объекта угрозы;

· «образ притеснителя» усиливает стремление к обороне собственных этнических границ и одновременно уменьшает возмож­ность проникновения в этнос любых «инородцев»;

· наличие «притеснителя», опасность проявления агрессии с его стороны в словах и действиях побуждают каждую личность более лояльно относиться к выполнению групповых норм, не да­вать повода для возможных претензий;

· в подобных условиях представители того или иного этноса начинают более осознанно подходить к своей этнической самоидентификации, искать корни своих поступков и действий в характеристиках своего народа;

· наличие «агрессора» дает возможность этносу, прежде все­го его вождям и лидерам, ужесточать требования к благонадеж­ности членов, увеличивать число наказаний и репрессий по от­ношению к лицам, нарушающим этнические стандарты и нор­мы, допустившим предательство интересов и идеалов своего на­рода [11, с. 54].

У любой нации всегда присутствуют «харизматические лично­сти», вожди. Они занимают активную позицию, аккумулируют и выражают животрепещущие идеи, настроения, чаяния и надеж­ды своего народа. То есть для того, чтобы этнос развивался, эво­люционировал и эффективно взаимодействовал с другими этно­сами, в его «общей массе» должны существовать формальные и неформальные лидеры, более других умеющие предвидеть гряду­щие изменения и направлять жизнь людей адекватно этим изме­нениям. Им присущи исключительная энергичность, честолюбие, гордость, целеустремленность, способность к внушению.


1.3. Специфика межнациональных отношений людей

Нации на Земле живут не обособленно, а по соседству одна с другой, часто даже вперемежку. Они вступают в контакты, которые направлены на сотрудничество и взаимный обмен достижениями науки, культуры, производственного опыта. Межнациональные контакты могут превращаться из конструктив­ных, положительных, всем выгодных в деструктивные, отрицательные, способствующие возникновению недоверия во взаимоотношениях. На межгосударственном уровне эти контакты регламентируются международными соглашениями. Внутри одной страну они определяются законодательством, моральными и нрав­ственными нормами, традиционными формами взаимодействия с представителями других этнических общностей.

Контакты между нациями являются результатом определен­ной конкуренции, т.е. отношений соревнования за обладание ре­сурсами, необходимыми для их жизнедеятельности и развития. Конкуренция обусловлена политическими факторами и ограниченно­стью средств для жизни людей. В процессе этнической истории всегда возникают и формируются новые потребности и интере­сы, для удовлетворения которых национальные общности вынуж­дены искать ресурсы, создавать новые или добиваться их перераспределения. Более того, этот процесс тесно связан со стремлени­ем к преимуществам в овладении материальными и духовными ресурсами.

Если конкуренция возникает между нациями, имеющими свою государственность, то она регламентируется международным законодательством, заключенными соглашениями. Признавая друг друга конкурентами, нации прибегают к таким видам противостояния, как конфликт, сопер­ничество, соревнование. Среди них идет постоянное соперниче­ство за развитие торговли, экономики, производства и сбыта про­дукции, обладание и использование природных богатств. Каждая нация стремится защитить свои интересы.

В ходе межнациональной конкуренции могут возникать проти­воречия, т. е. разногласия между общностями. Межнациональные противоречия могут иметь различное со­держание. Наиболее сложными и неразрешимыми являются тер­риториальные противоречия. Те из них, которые носят полити­ческий характер, например стремление нации к политическим изменениям, включая самые радикальные — создание независи­мого государства, являются деструктивным и дестабилизирующим социальными факторами. Возникающие на основе обострения этих противоречий межнациональные конфликты приобретают затяж­ную форму, имеют тенденцию перерастать в вооруженное противостояние.

Противоречия между национальным большинством и меньшин­ством в границах государства разрешаются конституционным пу­тем, законодательным закреплением прав, гарантий, обязанно­стей граждан. Они в большинстве своем завершаются достижени­ем национального согласия, компромисса, результатом чего яв­ляется создание культурной автономии, появление новой поли­тической, территориально-государственной единицы в государ­стве. Успешность межнациональных отношений зависит от терри­тории, которая может быть общей или своей лишь для одной из наций.

Большое значение имеет также продолжительность взаимодей­ствия и сотрудничества народов, которые могут быть постоянны­ми, долговременными или кратковременными.

Наконец, эффективность межнациональных отношений зави­сит от частоты и глубины контактов; относительного равенства прав; численного соотношения наций и этнических групп; явных различительных характеристик, к которым относятся язык, пси­хология, религия.

Межнациональные контакты могут осложняться в силу нали­чия различий культурного характера. Разница как в вербальных, так и в невербальных формах общения людей, принадлежащих к разной культуре, ведет к неверному истолкованию чувств, наме­рений, мотивов партнеров по общению. Культурно обусловлен­ные различия не ограничиваются только областью взаимодействия, но распространяются на традиционные интересы, ценности, нор­мы, правила, стандарты отношений, свойственные представите­лям конкретных народов.

Межнациональные отношения могут реализовываться в форме контактов между конкретными представителями разных этничес­ких общностей, т. е. на межличностном уровне. Эти контакты спо­собны оказывать положительное влияние, когда понижается враж­дебность, уменьшается выраженность негативных восприятий пред­ставителей других этнических общностей, уменьшается внутрен­няя напряженность человека. Но эти контакты могут оказывать и отрицательное воздействие, когда усиливаются предубеждения и неприятие «чужих» людей, появляются невротические и психосо­матические расстройства.

Различают четыре возможных результата контактов с представителями других этнических общностей.

1. Человек не принимает по каким-то соображениям свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип поведения можно назвать конформным. Он встречается обычно тогда, когда человек с детства воспитывается в другой этнической общности, а потом отказывается возвращаться к сво­ему народу.

2. Человек не воспринимает или отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Этот тип людей называют «националистами». И хотя в последнем отражается определенный негативный смысл, такое поведение является распространенным и закономерным, поскольку совершенно очевидно, что интересы своей нации и ее культура всегда более предпочтительны.

3. Человек колеблется между двумя культурами. Его принято называть «маргиналом». Такой тип поведения и личности доволь­но часто встречается в местах совместного компактного прожива­ния разных национальных общностей. Иногда к таким людям от­носятся как к несколько ненормальным, «ущербным». На самом деле это просто результат длительного влияния нескольких куль­тур.

4. Человек как бы синтезирует в себе две культуры. В силу длительного проживания человека в среде двух народов каждый из них стал для него одинаково родным и знакомым [12, с. 49 — 50].

Межнациональные отношения могут осуществляться на меж­групповом уровне, т. е. между этническими общностями в целом, что может приводить к четырем видам последствий:

- геноциду, т.е. уничтожению конкретной нации;

- ассимиляции, когда одна национальная общность постепенно перенимает (или принуждается к их принятию) обычаи, тради­ции и т. д. другой доминирующей группы, вплоть до полного раст­ворения в ней;

- сегрегации, когда группы существуют раздельно;

- интеграции, когда группы сохраняют свою этническую иден­тичность, но объединяются в единое целое на другом значимом для них основании.

Всегда существуют трудности меж­национальных отношений, т.е. внешние и внутренние препятствия и противоречия, возникающие в процессе формирования и развития этнических связей, контактов и общения между людьми.

На межгосударственном уровне (макроуровне) такого рода труд­ности возникают чаще всего в связи с исторически сложившимися противоречиями между народами — экономического, полити­ческого, религиозного, культурного характера. В значительной мере противоречия могут быть также связаны с потерей независимос­ти, территориальной целостности, отсутствием взаимопонимания и доверия между людьми.

На микроуровне эти трудности чаще всего объясняются подозрительностью, языковыми барьерами, искусственно созданны­ми препятствиями на пути контактов и связей, обмена информа­цией, достижениями науки, культуры, игнорированием нацио­нальных традиций, обрядов, обычаев.

Внутренние барьеры на пути межнационального общения и взаимодействия — это препятствия, проявляющиеся в форме неуверенности, страха, враждебно­сти, подозрительности и т.д., которые часто возникают в ходе делового, семейно-бытового и межличностного взаимодействия людей. Так как трудности межнациональных отношений по сво­ему характеру имеют как экономическую, политическую, куль­турную, так и психологическую природу, то в зависимости от этого их устранение или локализация требуют различного под­хода.

Межэтническая напряженность, т. е. состояние неприязни, не­доверия, взаимных претензий и неудовлетворенности, возникает или может появляться периодически между любыми нациями, постоянно или временно контактирующими между собой. Она за­висит от ряда факторов:

· истории развития межнациональных отношений, исторической памяти о характере взаимоотношений народов на разных ее этапах (часто эти отношения принимают вид постоянной меж­этнической напряженности);

· уровня экономического развития сторон, занимаемого пред­ставителями разных народов положения в системе производства и собственности (производственной специализации, преобладания представителей определенной национальности в профессиональ­ных и социальных группах, доминирования различных форм соб­ственности, уровня жизни и т.д.);

· структуры культурного развития нации — преобладания сельского или городского населения, уровня образования и профессиональной квалификации [12, с. 76].

Особо следует выделить явления и процессы, существенно влия­ющие на формирование и усиление межэтнической напряженно­сти.

Одним из них является отсутствие в стране последовательной политики осуждения и пресечения проявлений национального насилия. Например, так было до распада СССР, когда события в Сумгаите, Фергане, Новом Узене и в Грузии не получили достаточного осуждения со стороны правящих кругов.

Особой проблемой в Украине и особенно в Крыму, является положение народов, под­вергшихся депортации и массовым преследованиям в период сталинских репрессий, особенно тех, которые не были возвращены на места своего первоначального проживания.

Иногда можно слышать, как жителей Западной Украины в разговорной речи называют "бандеры", "бандеровцы", перенося негативное отношение, связанной с деятельностью С. Бандеры в годы войны, на целую этническую общность.

В условиях усугубления социально-экономических проблем и относительного снижения уровня жизни население Украины начинает также испытывать и прояв­лять в разных формах чувство вражды по отноше­нию к тем национальностям, которые, с их точки зрения, «жи­вут лучше нас». Например, недолюбливают евреев, называя их "жиды" за их традиционную рачительность, трудолюбие, способность к освоению новых специальностей которые позволяют им достигать более высокого среднего уровня жизни.

Чтобы избежать напряженности и конфликтов, каждая нация в процессе своего развития должна совершенствовать свои отно­шения с другими этническими общностями, вырабатывать такие формы взаимодействия и общения, которые облегчают совмест­ную жизнь людей, их интеграцию и адаптацию в многонацио­нальной среде. Эти отношения поддаются управле­нию и оптимизации, на основе чего вырабатываются и реализу­ются возможности предвидения и локализации конфликтов, возникающих на почве каких-то неожиданно складывающихся про­тиворечий между нациями. Напряженность в межнациональных отношениях — результат различий между народами. Но какими бы они ни были, они не должны выступать причиной межнацио­нальных трений и тем более конфликтов. В межличностных отно­шениях между людьми разных национальностей должны домини­ровать общечеловеческие нормы общения и взаимодействия, хотя и опосредованные специфическими привычками восприятия, принятыми в том или ином народе. У каждого субъекта межнациональных отношений должно стать правилом поведение, состоящее в уважении к тем чертам народов, которые проявляются в контактах между предста­вителями различных этнических общностей. [15, с. 67 — 70].


ГЛАВА 2. Национальные процессы и отношения в Крыму.

2.1. Население Крыма и его национальный состав.

Согласно переписи 2001 года население Крыма составляет 2,031 млн. человек, из которых в 4-х наиболее крупных городах автономии – Севастополе (365,8 тыс. чел.), Симферополе (364 тыс. чел.), Керчи (157,2 тыс. чел.) и Евпатории (122 тыс. чел.) – проживает 41%.

Доля городского населения Крыма составляет 63%, живущих в сельских населенных пунктах – 37% (согласно предыдущей переписи 1989 г., это соотношение было 70% к 30%). Доля сельского населения увеличилась за счет вернувшихся в Крым, на свою историческую родину, довольно значительного числа депортированных граждан, в основном – крымских татар, армян, болгар и немцев.

Помимо вышеперечисленных в Крыму насчитывается еще 14 городов. Это Ялта, Алушта, Алупка, Бахчисарай, Балаклава, Старый Крым, Белогорск, Красноперекопск, Джанкой, Армянск, Судак, Феодосия, Щелкино, Саки.

Средняя плотность населения – 78 чел./кв. км (в 1989 г. – 96 чел./кв. км).

В Крыму проживает свыше 80 национальностей, самые многочисленные из них – русские (65 – 70%), крымские татары (18%), украинцы (10 – 15%). Доля остальных этносов незначительна. Языком межнационального общения продолжает оставаться русский.

Наиболее быстрыми темпами население полуострова увеличивалось в период с 1985 по 1993 гг. Среднегодовые темпы роста за этот период – 1,5%. При этом в 90-х количество крымских татар выросло многократно и достигло, по официальным данным, 250 тыс. чел.

Город Симферополь – столица АРК, самый крупный город автономии. Его население на 1 января 2003 г. составило 343,5 тыс. чел., т. е. почти каждый 6-й крымчанин живет в столице.

В Крыму сохраняется миграционный прирост, за первые полгода он составил 2 100 человек.

Как сообщает Главное управление статистики в АРК, число прибывших мигрантов – 17,5 тысяч по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилось на 1 тысячу человек, или на 7%. Число выбывших – 15,4 тысячи снизилось на 0,2 тысячи, или на 1,3%.

Наиболее активно миграционные процессы проходили в Судаке, где частота прибытия составила 31,7 человек на 1 тысячу населения. Значительно ниже среднереспубликанских (17,7% и 15,5%) показатели интенсивности прибытия отмечены в Саках и Черноморском районе (7,60/0 и 8,6%), а выбытия – в Керчи (8,9%).

В национальном составе города преобладающее большинство русских – свыше 65%. Каждый 5-й житель столицы – украинец, каждый 14-й – крымский татарин. Русский язык считают родным 85,8% населения города. [14, с. 27 — 29].

Основной задачей всех ветвей власти Автономной Республики Крым является обеспечение, на основе действующего законодательства и международного права свободного и равноправного развития граждан, удовлетворение национально-культурных потребностей всех этносов, проживающих в Крыму. Кроме того, правительство АРК оказывает содействие республиканским национально – культурным обществам, а также участвует в международном сотрудничестве в сфере межнациональных отношений.

Этнодемографическая ситуация в Крыму характеризуется значительным этническим и конфессиональным разнообразием. Автономная Республика Крым – это единственное административно-территориальное образование в Украине, где в силу исторических причин, в составе населения не доминируют представители титульной нации.

Наиболее крупным этносом, проживающим в автономии, являются русские, которые согласно Всеукраинской переписи населения 2001 г. составляют 58,5 % от общей численности населения. Этнические украинцы, составляют 24,4 %. В результате массового возвращения на полуостров крымских татар их численность достигла 12 %. На долю представителей остальных более чем 120 этнических групп, зафиксированных в Крыму, приходится до 5 % крымского населения.

Представителями 25 этносов, проживающих в Крыму, образовано 27 республиканских национально-культурных обществ и общин, на практике осуществляющих право на национально-культурную автономию. Эти общества входят в состав 2 объединений – Ассоциации национальных обществ и общин Крыма и Крымского республиканского Фонда межнационального согласия.

Советом министров Автономной Республики Крым постоянно оказывается содействие республиканским национально-культурным обществам в проведении мероприятий, направленных на сохранение и развитие их языков, культур, издание газет, летнее оздоровление детей, проведение фестивалей, научно – практических конференций.

Начиная с 2001 г., из республиканского бюджета, на эти цели ежегодно выделяются денежные средства в размере 300 тыс. грн. За этот период проведены десятки фестивалей, национальных праздников, семинаров, конференций и других мероприятий.

При Совете министров Автономной Республики Крым функционирует Межнациональный Совет, деятельность которого позволяет оперативно решать задачи, направленные на совершенствование межнациональных отношений в Крыму.

Одной из наиболее актуальных проблем, требующих незамедлительного решения, является сохранение культурного наследия крымских караимов и крымчаков, которые являются малочисленными этносами, постоянно проживающими на территории Крымского полуострова. В соответствии с данными последней переписи населения, караимов проживает в Крыму – 671 человек, крымчаков – 204 человека, средний возраст представителей этих этносов около 60 лет.

Советом министров Автономной Республики Крым постоянно проводиться работа по поддержке и сохранению их культурного наследия, оказывалась правовая, методическая и консультационная помощь. Начиная с 2001 г. национально-культурным обществам крымских караимов и крымчаков выделялись средства на проведение централизованных культурных мероприятий за счет республиканского бюджета.

Факторы, оказывающие позитивное влияние на развитие межнациональных отношений в Крыму, имеют тенденцию к развитию межэтнического диалога в различных формах в первую очередь в форме совместного проведения или соучастия в централизованных социально-культурных мероприятиях. Однако это лишь начальный этап консолидации этносов, проживающих в Крыму. В этом направлении предстоит еще длительная работа на основе системного подхода, с учетом интересов всех этнических, культурных и конфессиональных составляющих крымского общества в целом.

Одним из основных заданий представительной и исполнительной власти Автономной Республики Крым, а также органов местного самоуправления автономии является обеспечение на основании действующего законодательства и международного права интеграции национальных общин Крыма в украинское общество путем свободного и равноправного развития и удовлетворение их национально-культурных нужд, а также участие их в международном сотрудничестве в сфере межнациональных отношений.

Этнодемографическая ситуация в Крыму уникальная для Украины, она характеризуется полиэтничностью и конфессионным разнообразием. Автономная Республика Крым - единственное административно-территориальное образование в стране, где в силу исторических причин в составе населения доминируют представители национальных меньшинств. Поэтому так остро и злободневно стоит проблема их интеграции в украинское общество.

2.2. Проблемы депортированных народов.

За годы независимости Украины крымскотатарское население автономии возросло в 6,4 раза. В целом, этнический состав населения Крыма, в результате массового возвращения на полуостров в конце 80-х крымских татар, репатриации прежде депортированных армян, болгар, немцев и греков, потерпел существенные изменений.

Наиболее острой проблемой, которая требует немедленного решения, есть комплекс вопросов, связанных с обустройством, социально-культурной адаптацией и интеграцией в украинский социум, прежде всего крымских татар, а также армян, болгар, греков и немцев. Эта проблема остается одной из наиболее острых социально-экономических и политических проблем не только Крыма, но и Украины в целом. Многолетний опыт реализации этих мероприятий дает основания утверждать, что процесс репатриации, не закончившись в отведенный срок (5-6 лет), продолжится и в ближайшие годы, хотя его интенсивность значительно снизилась. Настолько же продолжительный и противоречивый характер будут носить адаптация и реинтеграция репатриантов в украинское общество, поскольку возвращение на историческую родину из мест выселения целого народа в условиях острого экономического кризиса начала-середины 90-х лет еще больше заострило социальную напряженность и создало грунт для конфликтов, в том числе и на этнической основе.

Несмотря на все усилия государства относительно решения проблем депортированных народов, ситуация с их обустройством в Крыму остается неоднозначной.

На сегодня к Автономной Республике Крым по данным ГУ МВД Украины в Крыму, численность депортированных граждан достигла 255 тыс. лиц, из них: возвратились и проживают 243.4 тыс. депортированных крымских татар и 4,5 тыс. депортированных армян, болгар, греков и немцев.

Процесс возвращения крымских татар, начиная с 1993 года, характеризуется стабильным снижением темпов репатриации. Если в 1989-1992 гг. к Крыму ежегодно возвращалось 35-40 тыс.чел., то в 1997 г. - 5,3 тыс., в 2001 г. - 2,2 тыс., в 2004 г. - 2,1 тыс. человек. На сегодняшний день за пределами Украины остается еще около 100-120 тысяч крымских татар. Основная масса из них (до 80 тыс. лиц) расселенная в Узбекистане. Около 15 тысяч лиц проживает в России, 2 тысяч - в Таджикистане. Следует отметить, что в связи с трудностями обустройства в Крыму, большое количество крымских татар, которые живут за пределами автономии и знают о ситуации, связывают сроки своего возвращения с созданием соответствующих условий (предоставлением жилья, трудоустройством).

Часть депортированных граждан в составе населения Автономной Республики Крым (без г. Севастополя) достигла 12,8%. в Бахчисарайском, Кировском, Первомайском, Советском районах она представляет от 24 до 29%, в Белогорском - 30% от общего числа жителей. Наибольшее количество крымских татар проживает в Симферопольском районе - 30.5 тыс.чел., г.Симферополь - 24.5 тыс.чел., районы: Бахчисарайский - 23.8 тыс.чел., Белогорский - 21.9 тыс.чел., Красногвардейский - 18.5 тыс.чел., Джанкойский - 18.4 тыс.чел, Кировский -15.6 тыс.чел., Сакский - 14.5 тыс.чел., меньше всего их в г.Керчь -1983 тыс.чел., Красноперекопске -1215 тыс.чел., г. Алушта -2760 тыс.чел., г. Ялта – 2139 тыс.чел. Следует отметить, что согласно переписи населения 1939 года значительная часть крымских татар (до 70%) проживала в предгорном и южнобережном районах Крыма.

На сегодня в Крыму сформировалось около 300 поселков и микрорайонов компактного проживания репатриантов, в том числе 6 армянских, греческих, болгарских и немецких. Больше трети из них не обеспечено водой и до 8% электроэнергией. Уровень газификации и наличия дорог с твердым покрытием не превышает 5-8%. Канализационные сети практически отсутствуют. Острым остается вопрос транспортного соединения и телефонизации поселков. Особенно сложное положение с обустройством репатриантов сложилось в сельских районах.

Начиная с 1991 года в государственном, а с 1999 года и в бюджете Автономной Республики Крым отдельной строкой предполагаются затраты на обустройство депортированных. Общая сумма затрат на эти цели в 1991-2004 годах достигла 826 млн. грн. Свыше 500 млн. грн из этих средств были выделены в 1991-1993 годах и использованы для решения общегосударственных задач, связанных не только с расселением и обустройство депортированных граждан, но и с укреплением и развитием материально-технической базы организаций и предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность населения Крыма. В частности, были созданы 2 крымскотатарских колхоза «Авдет» и «Ватан», совхозы «Аграрный» и «Водопойный», 2 строительных треста и ряд ПМК. На создание и развитие их производственной базы были направлены десятки млн. грн.

На выполнение Указа Президента Украины от 13 марта 2000 года № 460 «О мероприятиях по социально-экономическому развитию Автономной Республики Крым и города Севастополя» Кабинетом Министров Украины утверждена и реализуется «Программа расселения и обустройства депортированных крымских татар и лиц других национальностей, которые возвратились на постоянное местожительство в Автономную Республику Крым», а Советом министров АРК разработана схема усовершенствования расселения депортированных, их потомков и других лиц, которые возвращаются в Автономную Республику Крым и город Севастополь для постоянного проживания и Программа обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан в Автономной Республике Крым, которая выполняется за счет средств бюджета АР Крым.

В целом программы по основным статьям затрат выполняются стабильно. Вместе с тем, имеет место регулярное недофинансирование этих программ. Так, в 2002 году госбюджетом было недофинансировано около 9 млн.грн., бюджетом Автономной Республики Крым - больше 4 млн.грн. В 2003 году госбюджетом было обеспечено 100% финансирование затрат на эти цели, бюджетом Автономной Республики Крым недофинансирование составило около 3 млн.грн. В 2004 году затраты на указанные цели из бюджета Автономной Республики Крым были профинансированы в полном объеме, из госбюджета недофинансировано около 1,5 млн.грн.

В 1991-2004 гг. за счет госкапвложений построено около 8 тысяч и выкуплено 1400 домов и квартир, что позволило обеспечить жильем свыше 33 тыс.чел. 110 тыс. крымских татар выстроили собственные дома или приобрели жилье самостоятельно. В очереди на получение государственного жилья в исполкомах и сельсоветах стоят около 6 тыс. семей, которые проживают в Крыму. Больше 16 тыс. семей индивидуальных застройщиков из-за отсутствия средств не имеют возможности завершить начатое строительство домов. Фактически около 100 тыс. депортированных граждан не имеют собственного жилья.

В целом для обеспечения жильем крымских татар необходимо построить до 1,5 млн.кв.м жилья, из которых около 300 тыс.кв.м - за счет государственных капитальных вложений. Для завершения электрификации и водоснабжение поселков компактного проживания необходимо построить больше 70 км линий электропередач и около 400 км водопроводных сетей.

Вопрос предоставления земельных участков депортированным гражданам для индивидуального жилищного строительства является одним из самых острых. С начала массового возвращения крымских татар для индивидуального строительства жилья им выделено около 70,5 тыс. земельных участков (площадь 8361,7га), в г. Судак выделено близко 2.6 тыс. земельных участков (площадь 230,6га), в г. Алушта выделено близко 1.32 тыс. земельных участков (площадь 96.1га.), в г. Ялта выделено близко 1.3 тис. земельных участков (площадь 77,0га.) большинство из которых не осваивается. Несмотря на это на протяжении 2002-2005 лет в южных регионах крымскими татарами осуществлены самозахваты, что повлекло за собой напряженность в Судакском, Алуштинском, Ялтинском регионах.

На такие противоправные действия крымских татар толкало продолжительное игнорирование руководством местных советов многих заявлений депортированных граждан о выделении участков под индивидуальное строительство жилья, с другой стороны - многочисленные факты нарушений земельного законодательства, связанные с выделением участков в рекреационной зоне физическим и юридическим лицам, которые проживают вне границ Крыма и Украины. Еще одной причиной самозахватов служит внутренняя миграция, которая значительно усилилась в последние годы. Сотни семей, которые начали обустраиваться в степной зоне, из за невозможностью найти работу, бытовых неудобств, направляются на юг в приморские регионы, пополняя ряды тех, кто нуждается в земле, не оставляя при этом ранее предоставленные участки. Имеет также место политический аспект, когда определенные силы стремятся использовать ситуацию для дестабилизации общественно-политической обстановки.

Анализ использования земельных участков, предоставленных для строительства жилья, показывает, что на сегодня 18,6 тыс. участков продолжительное время не освоено, из них 10 тыс. - крымскими татарами. С начала 90-х лет гражданам под жилье было предоставлено 3444 земельных участка в районе Большой Ялты, из них депортированным 1299; 7326 участков в районе Большой Алушты, из них депортированным - 1306; 3944 участка в Судаке, депортированным - 2608 и на территории Феодосии - 9084, в том числе депортированным - 1524. Из предоставленных ранее депортированным гражданам земельных участков под строительство и обслуживание жилого дома ими не осваивается в Ялте - 461, в Алуште - 707, в Судаке -525, в Феодосии - 916 участков.

Решается вопрос относительно привлечения к работе в органах власти автономии крымских татар и лиц других национальностей из числа депортированных. В органах исполнительной власти и местного самоуправления работает 336 чел. из числа граждан прежде депортированных национальностей, которые составляет 6,4% от общей численности государственных служащих (4795 чел.).

В кадровом резерве республиканских органов исполнительной власти состоит 2034 чел., в том числе:

- в Управлении делами Совета министров Автономной Республики Крым - 180 чел., из них граждан прежде депортированных национальностей -6 (3,3%);

- в министерствах - 839 чел., из числа граждан прежде депортированных национальностей - 62 чел. (7,4%);

- в республиканских комитетах - 827, из числа граждан прежде депортированных национальностей - 56 (6,7%);

- в других органах исполнительной власти - 188, из числа граждан прежде депортированных национальностей - 13 (6,9%).

В районных государственных администрациях и органах местного самоуправления численность резервистов составляет 4166 чел., в том числе:

- в райгосадминистрациях - 1800 чел., из них граждан прежде депортированных национальностей - 201 (11,2%);

- в органах местного самоуправления - 2366 чел., из них граждан прежде депортированных национальностей -145 (6,1%).

Начиная с 1996 года значительную поддержку в обустройстве и этнокультурном развитии репатриантов оказывают международные организации и страны-доноры. Только в рамках Программы развития и интеграции Крыма, реализованной ООН, осуществлен ряд проектов социально-экономического и гуманитарного характера на сумму свыше 13 млн. долларов США.

Понятно, процесс обустройство и социальной адаптации репатриантов далек от завершения. Необходимы серьезные усилия всех ветвей власти для обеспечения политико-правовой реабилитации депортированных граждан и зашиты их прав. Отсутствие Закона Украины «О восстановлении прав лиц, депортированных за национальным признаком», а также несовершенство законодательства привело к тому, что на протяжении 14 лет практически все вопросы обустройства и социально-культурного развития депортированных граждан и их потомков регулируются на основе подзаконных актов, принятых в некоторых случаях еще Кабинетом Министров СССР, а со временем - Кабинетом Министров Украины. Это порождает немало проблем и значительно усложняет и замедляет практическую работу, много аспектов, в которой вообще не имеют законодательного обоснования.

Для решения указанных проблем нужно:

1) разработать и утвердить Программу (Стратегию) государства относительно обустройства и решение социально-культурных проблем репатриантов;

2) срочно принять Закон «О восстановлении прав лиц ранее депортированных по национальному признаку»;

3) постановлением Кабинета Министров Украины отрегулировать порядок передачи объектов незавершенного строительства, которые сооружались за счет средств государственного бюджета, и объектов, принятых в эксплуатацию актами госкомиссий, из государственной собственности в коммунальную;

4) решить вопрос предоставления репатриантам льготных долгосрочных кредитов на завершение строительства индивидуального жилья, предусмотрев эти средства в госбюджете Украины.

2.3. Вопрос русского языка в Крыму.

Самым животрепещущим является вопрос о статусе русского языка на Украине и проводимая в этом государстве политика украинизации. Русские, составляющие 22% населения (11,4 млн. человек), всегда были и остаются крупнейшим народом на территории Украины, фактически, они, наряду с украинцами, - государствообразующая нация. Наибольшее количество русских проживает в Крыму (67% населения), в Донецкой, Луганской, Харьковской и Днепропетровской областях (более 55% в каждой соответственно), в Новороссии. Благодаря высокой урбанизированности русские составляют большинство в крупнейших промышленных центрах Украины и значительные общины во всех крупных городах. Около 30% всех жителей городов Украины - русские.

О степени воздействия русского языка на городскую культуру страны говорят такие цифры: свыше 54% украинцев считают себя русскоязычными, а 72% полагают, что им необходимо знание русского языка. Газеты на русском языке читают 83% русских и 71% украинцев (то есть практически все горожане и часть сельских жителей), в то время как украиноязычную прессу читает лишь 35% украинцев и 7% русских.

Русский язык во всех законодательных актах Украины, начиная с Конституции, игнорируется. Попытки придать ему статус второго государственного языка неизменно блокируются, хотя, по опросам населения, 40% считают такой статус необходимым (против этого - только 18%) . Правительством Украины передан 01.07.97 г. в Верховную Раду официально разработанный Госкомнацмиграции очень жесткий законопроект «О развитии и использовании языков на Украине», согласно которому сфера действия русского языка ограничивается максимально. В частности, СМИ, вещающие не на государственном языке, могут быть оштрафованы «за неиспользование государственного языка в случаях, когда его использование предусмотрено законодательством Украины о языках как обязательное» (ст. 30) и лишены лицензий.

В законопроекте, среди прочего, говорится: «Государственным языком на Украине является украинский язык... Государственный язык является обязательным для использования в деятельности государственной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан, партий, организаций, а также предприятий независимо от форм собственности...» (ст. 1); «Передачи государственного телевидения, радио, а также издание средств массовой информации органов государственной власти и местного самоуправления осуществляются на украинском языке.... Объем украиноязычной информации на негосударственных теле- и радиоканалах должен составлять не менее 70 процентов от общего объема эфирного времени, оговоренного при выдаче лицензии» (ст. 21); «Государство обеспечивает право граждан Украины на получение образования на украинском языке. Языком обучения и воспитания в дошкольных, средних, профессионально-технических и высших государственных и общественных учреждениях является украинский язык» - при этом право получения полноценного образования на родном языке для нацменьшинств не только не гарантируется, но забота об этом перекладывается на «национальные культурные товарищества» (ст. 17) .

Характерную картину дает Крым, две трети населения которого составляют русские. По сообщениям прессы, в городе Севастополе, к примеру, около 500 преподавателей русского языка, но с момента образования независимой Украины система преподавания русского языка перестала получать государственную поддержку. Официальный учебник, признанный украинским Министерством образования, не соответствует современным требованиям, но даже им школы обеспечены лишь на 30% . Методические пособия, необходимые для преподавателей русской словесности, обновляющиеся в России ежегодно, на Украине не издаются с 1992 года. С того же времени не проводятся олимпиады по русскому языку. Городские библиотеки уже несколько лет не получают новые издания русской классической литературы.

Проблема статуса русского языка неоднократно использовалась как один из инструментов в политической борьбе — особенно велика её роль была в президентских кампаниях. Ряд политиков в ходе избирательных кампаний давали различные обещания, связанные с приданием русскому языку статуса государственного. Вопрос о статусе русского языка также остро стоит в ряде регионов, где органы местной власти приняли решения о придании русскому языку «официального статуса» в своем регионе. Легитимность этих решений и их практический смысл остается неясным и является предметом политических дискуссий, как на местном, так и на государственном уровне.

Разные политические силы также по-разному смотрят на необходимость и характер мер по поддержке украинского языка на Украине (за счёт сокращения русского), что также связано с электоральными настроениями. Например, в тех регионах, где русский язык используется более чем 90 % населения, существует сильная оппозиция тем политическим силам, действия которых направлены на восстановление украиноязычной среды. Эти электоральные настроения учитываются политическими силами, которые при обращении к разным группам населения зачастую используют разную риторику относительно статуса русского языка.

Сейчас Крымский парламент намерен инициировать принятие Верховной Радой Украины закона о гарантиях свободного развития, использования и защиты русского языка и других языков национальных меньшинств.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика этнополитического развития Автономной Республики Крым определяется как геополитическим положением полуострова, особенностями его исторического прошлого, так и нынешним характером этнонациональной структуры населения. Преобладание в этой структуре представителей этнических меньшинств, продолжающийся процесс возвращения и обустройства репатриантов, проблемы, связанные с сохранением культуры автохтонных этносов, а также с потребностью общегосударственной, в том числе культурно-языковой интеграции населения автономии при одновременном сохранении и развитии его этнической идентичности - все это требует тщательного изучения и осмысления с целью учета данной специфики при разработке наиболее приемлемых, действенных региональных моделей и стратегий регулирования межэтнических отношений.

С обретением независимости Украина стала перед проблемой выбора стратегии своего этнополитического развития - системы политических взглядов (идеологии) и мероприятий со стороны государства по регулированию этнонациональных аспектов жизни общества. Сложность решения данной проблемы обуславливается не только необходимостью преодоления тяжелых политических, социально-психологических, языково-культурных и других последствий деформации этнонациональной сферы в прошлом, но и потребностью гарантирования этнических прав и согласования с этой целью интересов более 100 разных по численности, характеру этничности, поведенческим стереотипам и конфессиональным признакам этнических общностей и групп. Совместное их общежитие порождает ряд процессов и тенденций, оказывающих существенное влияние на состояние и стабильность развития государства:

- формирование политической нации, консолидацию и интеграцию всех этносов в государственнотворческом процессе;

- подъем самосознания и активную самоорганизацию этнических общностей, их конституирование на политическом уровне;

- углубление взаимовлияния аспектов политической и межэтнической стабильности;

- усиление влияния проблем этнонациональных процессов на общественно-политическую и экономическую жизнь отдельных регионов и государства в целом.

Факторы, оказывающие позитивное влияние на развитие межнациональных отношений в Крыму, имеют тенденцию к развитию межэтнического диалога в различных формах в первую очередь в форме совместного проведения или соучастия в централизованных социально-культурных мероприятиях. Однако это лишь начальный этап консолидации этносов, проживающих в Крыму. В этом направлении предстоит еще длительная работа на основе системного подхода, с учетом интересов всех этнических, культурных и конфессиональных составляющих крымского общества в целом.


БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. — Красно­дар, 1966.

2. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». — М., 1973.

3. Бороноев А. О., Павленко В.Н. Этническая психология. — Л., 1994.

4. Бруз В. Украина в ООН: вопросы национальной и международной безопасности// Полис.- 2004, №4.

5. Внешняя политика Украины и общественная мысль. Украина и НАТО. Политический портрет Украины. 2007.- Бюллетень Фонда «Демократические инициативы», №18.

6. Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической исто­рии. — М., 1992.

7. Демографический Энциклопедический Словарь. М., 1985.

8. Зарубин В.Г. Межнациональные отношения и национальная политика государственных образований в Крыму. – К., 2004.

9. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М., 2007.

10. Iванець А.В. Нариси дiяльностi українських полiтичних партiй в Криму (20 столiття) // Ученые записки Симферопольского государственного университета. 2006.

11. Калтахчян С. Т. Марксистско-ленинская теория наций и современность. — М., 1983.

12. Каранашвши Г. В. Этническое самосознание и традиции. –Тбилиси, 1984.

13. Королев В.И. Крым. Век ХХ. Новые страницы истории. - Симферополь, 2006.

14. Крым многонациональный / Сост. Н. Г. Степанова. - Симферополь, 2008.

15. Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.

16. Население Крыма. Данные Держкомстат України, 2009.

17. Петтигрю Т. Социология расовых и этнических отношений М., 1968.

18. Полторак А.И. Нюрнбергский процесс. — М., 1969.

19. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., 1966.

20. Россия – Украина: история взаимоотношений./ РАН, Ин-т славяноведения; Ин-т Открытое общество.- М.: Культура, 2007.

21. Сиденко В. Российский фактор в украинской политике социально-экономической и геоэкономической трансформации// Полис.- 2008, №3.

22. Социология. Под ред. П.Р. Городяненко. – К.: Академия, 2006.

23. Суворова Д.Г. Критика этнопсихологических концепций современной буржуазной социологии. — Алма-Ата, 1971.

24. Толпыго А.К. Украинские политические идеологии// Полис.- 2004, №1.

25. Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. – М., 1998.

26. Энциклопедический социологический словарь /Общ. ред. Осипова Г.В. - М.: ИСПИ РАН, 2005.

27. Этнические и региональные конфликты в Евразии./ общ. Ред. А. Малашенко, Б. Коппитерс, Д. Тренин.- М.: Весь мир, 2000.- кн.2: Россия, Украина, Белоруссия.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Население Крыма за последние 300 лет