Курсовая работа: Государственный бюджет центральное звено финансовой системы

Название: Государственный бюджет центральное звено финансовой системы
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Тихоокеанский государственный экономический университет

Кафедра Экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория»

ТЕМА: «Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы»

Студент: Капитова Ю. В. гр. 112 Ф

.

Руководитель: к.э.н., доцент,

Гумечук Н. В.

Курсовая работа допущена к защите:

«____» _________________ 2010 г.

Курсовая работа защищена
с оценкой: _______________________

«____» _________________ 2010 г.

Владивосток – 2010 г.

Содержание

Введение 3

1. Понятие и экономическая сущность государственного бюджета 4

2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета 19

3. Современное состояние государственного бюджета России и основные проблемы функционирования государственного бюджета России 25

4. Сравнительный анализ государственного бюджета РФ и США 30

Заключение 33

Список использованной литературы 34

Введение

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма. Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том, как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

Проблеме государственных финансов и государственного бюджета посвящено ряд работ таких ученых – экономистов как Меньшиков С.М., Ревинский И.А., Иванов А.С., Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н., Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. и др.

Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, состояние государственного бюджета, сравнительная характеристика государственного бюджета РФ и США.

Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:

· изучить особенности формирования государственного бюджета;

· рассмотреть состояние государственного бюджета России

· составить сравнительную характеристику государственного бюджета РФ и США.

1.Понятие и экономическая сущность государственного бюджета

Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым парламентом Российской Федерации как закон. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю над их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

1. вмешательство в экономику;

2. поддержание государственного аппарата управления;

3. правоохранительные органы и судоустройство;

4. медицина, здравоохранение и образование;

5. оборона страны.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Государственный внебюджетный Фонд — централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды.

Целевой бюджетный фонд — централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов государственного бюджета являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.

При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

· определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

· определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;

· определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

· определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение.

Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Так, следующие основные налоги являются федеральным:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог на операции с ценными бумагами;

г) таможенная пошлина;

д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

ж) платежи за пользование природными ресурсами;

з) налог на прибыль предприятий и организаций;

и) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

к) гербовый сбор;

л) государственная пошлина;

м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

н) налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Состав защищенных статей определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.

Составление бюджета определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

Рассмотрение бюджета . Он состоит из нескольких этапов. На первом этапе Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. На втором этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых. На третьем этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.

В первом чтении Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Во втором чтении утверждаются его расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

В третьем чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.

В четвертом чтении Дума рассматривает поправки к закону, а так же поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита.

Утверждение госбюджета . Принятый Государственной Думой федеральный закон передается в Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.

Исполнение бюджета – это действия по изысканию и использованию бюджетных средств. С 1992 в России введено казначейское исполнение федерального бюджета, т.е. существует единый орган по исполнению бюджета – Федеральное казначейство. В том случае, если в процессе исполнения бюджета необходимо изменить какие-либо его статьи, то эти изменения принимаются в форме закона. Это лишает возможности Правительство РФ свободно манипулировать средствами и менять бюджетные приоритеты без согласования с Государственной Думой.

Контроль над исполнением бюджета . Важным этапом бюджетного процесса является контроль над исполнением бюджета. Контроль над исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).

В России парламентский контроль осуществляет создаваемая Федеральным собранием Счетная палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.

Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств. Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. №6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону как форму образования и расходования денежных средств. В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории. Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства. В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение. Государственный бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.

Главное назначение государственного бюджета - создание условия для эффективного развития экономики с помощью финансовых средств, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет страны - основная форма планирования образования и использования централизованного фонда денежных средств для расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт. Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами: Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления – это экономическая основа реализации принципа развития демократического общества. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами. Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный характер. Бюджет страны связан со всеми отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста накоплений.

Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции: распределительная и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей. Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем.

Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.). Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства (авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, машиностроению, угольной промышленности и некоторым другим). Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги. При распределении финансовых средств через бюджет большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств. Контрольная функция бюджет выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций.

С помощью бюджета осуществляется контроль над рациональным использованием финансовых ресурсов. Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:

1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

2) контроль над образованием и использованием фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию денежных средств.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств. Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий формировании доходов бюджетной системы. Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства. В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета. Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере федерального бюджета Российской Федерации. Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация РФ, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г. Бюджетная классификация РФ - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный кодекс РФ (гл. 4), согласно которому она включает: классификацию доходов бюджетов РФ; функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета; экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ. Особое внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:Налоговые доходы, которые включают в себя:- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;- налоги на товары и услуги;- налоги на имущество;- платежи за использование природных ресурсов;- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;- прочие налоги, сборы и пошлины;Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. №41 Бюджетного кодекса относятся:· доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;· доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности). Безвозмездные перечисления (ст. №45 Бюджетного кодекса РФ) включают следующие поступления:- От нерезидентов;- От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);- От государственных внебюджетных фондов;- От государственных предприятий и учреждений;- От наднациональных организаций.Бюджетные расходы - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:a. расходы федерального бюджета;b. Расходы бюджетов субъектов РФ;c. расходы местных бюджетов;Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федеральногобюджета: o обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;o функционирование федеральной судебной системы;o осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;o государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;o государственная поддержка атомной энергетики;o ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;o исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;o формирование федеральной собственности;o обслуживание и погашение государственного долга РФ;o компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;o пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;o проведение референдумов и выборов РФ; o федеральная инвестиционная программа;o обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;o обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;o финансовая поддержка субъектов РФ;o федеральный статистический учет; и т.д.Рассмотрим доходы и расходы, отраженные в федеральном бюджете на 2009года. Основная часть доходного потенциала федерального бюджета на 2009 год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой (около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета). В доходах Российского федерального бюджета основные налоговые поступления - это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Спецификой федерального бюджета РФ является финансирование за счёт этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности. В федеральном бюджете 2008 года наибольший удельный вес среди всех статьей расходов, занимало обслуживание государственного долга (20,09%). В федеральном бюджете на 2009 год для этих целей выделяется только 14,64%. Но в то же время существенно возросли расходы на социальную политику. Как видно из указанной таблицы, Правительству РФ удалось увеличить (от 9,03 до 22,10%) по сравнению с прошлым годом расходы, направляемые на социальную политику. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. 3.Современное состояние государственного бюджета и основные проблемы его функционирования. Предполагается, что первое чтение проекта бюджета на 2010 год и плановый период до 2012 года пройдет в Госдуме 21 октября. А принять бюджет в целом парламентарии планируют 20 ноября. Судя по всему, основные параметры документа не претерпят особенных изменений. Сейчас они выглядят так: доходы - 6,950 триллиона рублей, расходы - в 9,886 триллиона рублей. Основные параметры бюджета рассчитаны, исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals, одного из главных товаров российского экспорта, в 58 долларов за баррель. Дефицит составит 6,8% ВВП, что большинство экспертов считает очень высоким показателем. В дальнейшем он будет снижаться: в 2011 году - до 4% ВВП, в 2012 году - до 3% ВВП. Однако сейчас не дефицит как таковой вызывает наибольшее беспокойство. Уже летом замедлился спад производства, снизилась инфляция, оживился традиционный экспорт углеводородов и другого сырья. А главное, мировые цены на сырье пошли в рост, что сделало некоторые позитивные прогнозы даже слишком оптимистичными. На «нулевом чтении» министру финансов Алексею Кудрину с большим трудом удалось убедить коллег по кабинету и депутатов удержаться от пересмотра параметров бюджета, разъяснить, что цена нефти слишком часто оказывается непредсказуемой. Он предложил ориентироваться на другие показатели - развитие нефтяного сектора в экономике, выход из рецессии, совершенствование налоговой системы. Если же поток нефтедолларов в страну окажется и на самом деле выше расчетного, то дополнительные поступления пойдут на погашение дефицита. На эти же цели будут направлены средства Резервного фонда. Бюджет 2010 года может пополниться также за счет приватизации части государственных предприятий, не исключается и возможность внешних заимствований. В целом, бюджет-2010 получился достаточно консервативным с ярко выраженной социальной направленностью. Так, четверть бюджета - 25,7% - приходится на поддержку Пенсионного фонда в связи с резким повышением пенсий, еще 36% - на публичные, нормативные и обусловленные расходы. А остальные расходы существенно урезаны. Особое одобрение вызывает сокращение расходов на госаппарат. Но вот сокращение инвестиций в экономику остается центром споров. Большинство экспертов подчеркивает, что без государственных вливаний экономика не в состоянии двигаться вперед. Премьер-министр Владимир Путин назвал иллюзорными надежды на то, что вмешательство государства расставит все по полочкам, и подтвердил курс на либеральное посткризисное развитие экономики России. Так что сокращение государственных инвестиций в экономику - результат не только дефицитности бюджета, но и сознательный выбор правительства, сокращающего свое участие в реальном секторе, а в будущем - и в финансовой сфере. В свою очередь, привлечение частных инвестиций, считают специалисты, также требует определенных шагов со стороны государства - принятие новых законодательных актов, устранение административных барьеров, пересмотр налоговых ставок. Точно также, в долговременной перспективе следует рассматривать достаточно резкий рост социальных расходов, инвестиций в человека. Поднимая уровень жизни, увеличивая кратно пенсии и размер пособий, правительство не только совершает «рывок по снижению бедности в стране», но и последовательно выполняет свои долгосрочные демографические программы, обеспечивая и рост продолжительности жизни, и рост населения. Есть и другой аспект. Так, часть специалистов считает, что добавленные пенсионерам деньги вряд ли можно отнести к антикризисным мерам, потому что они не влияют на изменение спроса. Другие же подсчитали, что эти доплаты - более триллиона рублей, которые придут на рынок. Правы, очевидно, и те, и другие - спрос возрастет, но не в такой мере, чтобы совершился резкий перелом. Во-первых, российская экономика в отличие, например, от американской, не экономика потребления. Это в Америке до 70 процентов доходов бюджета приходится на потребление, а потому главная проблема - безработица, сокращение платежеспособного населения. Мы же живем от продажи сырья и от цены на него, которое во многом зависит состояние бюджета. Во-вторых, российская экономика не в состоянии заполнить рынок качественными потребительскими товарами, к которым стал привыкать наш покупатель. Так что вполне возможно, часть денег опять уйдет иностранному производителю. Вот поэтому так необходим структурный сдвиг, развитие нефтяного сектора, многократное увеличение обеспечивающих потребительский рынок малых и средних предприятий. Для этого потребуются меры, направленные на диверсификацию экономики, развитие внутреннего спроса, уровня конкурентоспособности отечественного производства. И в этом смысле расходы бюджета-2010 не только более-менее обеспечивают потребности населения, но дают толчок необходимым структурным изменениям в экономике.

Несмотря на это существует также ряд проблем в функционирование государственного бюджета. А именно:

– сохраняются возможности для принятия бюджетными учреждениями денежных обязательств с превышением лимита бюджетных обязательств и, как следствие, для накопления несанкционированной кредиторской задолженности, ответственность за оплату которой ложится на бюджет;

– наличие возможности распоряжения внебюджетными доходами создает заинтересованность бюджетных учреждений в предоставлении платных услуг, но снижает заинтересованность в качественном осуществлении основной деятельности. Следствием этого является снижение объемов предоставления и качества государственных (муниципальных) услуг;

– отсутствие оценки объема внебюджетных доходов при определении бюджетных ассигнований приводит к резкой дифференциации финансового положения бюджетных учреждений. Необходимость содержания квазибюджетных учреждений, которые вполне приспособлены к существованию в рыночных условиях, препятствует увеличению объемов финансирования тех учреждений, которые производят государственные (муниципальные) услуги на нерыночной основе;

– действующий механизм сметного финансирования является неэффективным, поскольку не связан с результатами деятельности бюджетного учреждения;

– производство государственных (муниципальных) услуг на нерыночной основе создает неоправданные конкурентные преимущества для бюджетных учреждений перед частным сектором, лишающие бюджетные учреждения стимулов к сокращению издержек, связанных с производством государственных (муниципальных) услуг;

– сохраняется ситуация, при которой распределение средств бюджета одного уровня государственной власти осуществляется организациями административно, подчиняющимися другому уровню бюджета;

Также во многом на функционирование государственного бюджета повлиял финансовый кризис. Из-за финансового кризиса в России в 2008-2009 годах правительство уже пошло на сокращение государственных проектов в области инфраструктуры и строительства. Крупнейшие компании сокращают свои инвестиционные программы. Кризис коснулся уже каждого предприятия и каждого сотрудника, предприятия сокращают рабочий день и рабочую неделю. Некоторые компании проводят сокращение персонала. Банки подняли ставки по кредитам, сворачивают ипотечные программы.

Из положительных моментов последствий финансового кризиса в России можно выделить оздоровление экономики, оживление предпринимательской инициативы, замещение импортных товаров - отечественными. Разорение неконкурентоспособных предприятий и развитие более эффективных и жизнеспособных. Повышение уровня конкуренции и как следствие, снижение цен на некоторые товары. Кризис в России уже вызвал снижение цен на бензин, на недвижимость и землю, сдувание многих пузырей на разных рынках. Что будет дальше нельзя сказать с точностью, но несколько экономистов высказали свои предположения:

Михаил Хазин - президент компании экспертного консультирования "Неокон": "Кризис сильно изменит и уже начинает менять структуру цен, да и структуру потребления. И я не исключаю, что семьям и среднего достатка придется ограничивать потребление, будь-то бензиновое или продовольственное".

Евгений Ясин - научный руководитель Высшей школы экономики, профессор: "В России есть возможность выбраться из этой ситуации быстро, может, за год, но с определенными потерями. У нас в торговле ограниченная роль. И в этом наше счастье, мы не попали в эпицентр урагана. В результате сегодня мы имеем все шансы, чтобы выбраться из кризисной ситуации. Если мы согласимся, что темпы экономического роста снизятся, а государственные расходы значительно сократятся, чтобы снизить инфляцию, то все проблемы будут решены".

Михаил Делягин - директор Института проблем глобализации". Я боюсь, что это надолго и никто не знает насколько, большая часть бизнеса еще не поняла, что происходит"

Линдон Ларуш - крупнейший американский экономист: "Невозможно дать простой прогноз, события могут развиваться по-разному. Например, крупные долларовые инвесторы, такие как Китай и другие страны, начнут менять валюту. В том числе и Россия будет пытаться налаживать более тесное сотрудничество с Европой и другими странами. Деньги будут выводиться из долларовой зоны. И это исключительно защитная мера — весь мир в курсе стремительного обвала доллара. Некоторые страны предпочтут комбинацию различных валют, а не только доллары".

Сравнительная анализ государственного бюджета РФ и США

Государственные бюджеты РФ и США имеют многочисленные различии, такие как устройство государственного управления, обслуживание государственного долга, расходы, касающиеся социальной сферы, и многие другие. Каждый из бюджетов обладает своей спецификой, особенностью построения и его структуры. Но это не говорит об отсутствие общих черт, поэтому ниже представлена таблица № 1, благодаря которой можно ясно увидеть сходства и различия государственных бюджетов РФ и США.

Сходства и различия государственного бюджета РФ и США-1 Таблица 1

Страна

Сходства

Различия

1.Принятие бюджета представительным органом власти – парламентом

1.Единая экономическая и финансовая политика на всей территории страны

2.Все доходы и расходы правительства отражаются в бюджете в полном объеме

2.Первоначально проект госбюджета разрабатывается министерством финансов.

3.Единство бюджета – единообразия всей бюджетной документации и классификации

3.Начало финансового года – 1 января

РОССИЯ

4.Осуществление утвержденных законодательством государственных расходов не ставится в зависимость от величины получаемых доходов (поэтому-то часто и возникает бюджетный дефицит)

4.В российском бюджете ничего не прописано по поводу социальных расходов. Все обещания президента сохранить социальные расходы на прежнем уровне законодательно ничем не подкреплены и в условиях неизбежного бюджетного дефицита останутся обещаниями

Продолжение таблицы №1


5.Ежегодное утверждение бюджета – бюджеты, как правило, готовятся на год

5.На здравоохранение и соцобеспечение Россия тратит 7,2 процента ВВП

6.Сбалансированность (хотя бы приблизительная) расходной и доходной частей бюджета

6.В России на здоровье и социальное обеспечение граждан тратят только около 7 процентов

7.Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней

7. В России расходы на госаппарат составляют 2 процента от всего бюджета

1. Система государственных финансов состоит из финансовой системы федерации, финансовых систем 50 штатов, финансовых систем 12,7 тыс. административных, культурно-просветительных и других местных подразделений, специальных фондов. Такая система организации характеризуется отсутствием единства

США

2.Первоначальный проект государственного бюджета составляет Административно-бюджетное Управление Президента

3.Начало финансового года – 1 октября

4.Социальные статьи расходов находятся в несеквестируемой части бюджета, — их нельзя сократить ни при каких обстоятельствах

5. В США, у которых - 4,3 процента ВВП

6. В Америке на здоровье и социальное обеспечение граждан тратят около 65 процентов бюджета

7. В Америке расходы на госаппарат составляют 0,7 процента от всего бюджета



Таким образом, реальные цифры на многое могут открыть глаза россиянам. Например, на то, что жизнь в демократической стране не только гораздо богаче, но и социально гораздо защищеннее. Что бюджет в таких странах, как США, согласуется долго и тщательно, потому что является результатом компромисса между членами законодательных органов, представляющих разные слои общества, разные группы интересов. И что такой бюджет по определению будет более социально ориентированным, чем бюджет, спущенный сверху и принимаемый за несколько часов без лишних дискуссий и разговоров.

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Список использованной литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. №145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 31.12.99 г., 5.08/27.12 2000 г., 8.08/30.12 2001 г., 29.05/10.07/24.07/24.12 2002 г.)

2. Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» (с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г.)

3 Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система РФ: Учебное пособие/А.М. Годин. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 340 с.

4. Парыгина, В.А.Бюджетная система России/В.А. Парыгина, Браун К., Стиглиц Дж.Э.- М.: Эксмо, 2006. – 752 с.

5 Романовский, М.В.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под. Ред. М. В. Романовского, О.В. Врублёвской. - Киров: АСА, 1997

6 Романовский, М.В. Финансы/ М.В.Романовский, О.В.Врублевская, Б.М. Сабант. – М.: Перспектива, Юрайт, 2000

7. http://www.minfin.ru