Курсовая работа: Функционирование сельскохозяйственной консультационной службы АПК при вступлении России во ВТО

Название: Функционирование сельскохозяйственной консультационной службы АПК при вступлении России во ВТО
Раздел: Рефераты по ботанике и сельскому хозяйству
Тип: курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра «Управления и кооперации в АПК»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация консультационной службы АПК»

на тему: « Функционирование сельскохозяйственной консультационной службы АПК при вступлении России

во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) »

Якутск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...…….…3

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК В РОССИИ………………….....5

1.1. Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства……………………………………………………………………….....5

1.2.Организация работы информационно-консультационной службы в России……………………………………………………………………………..8

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ВТО В ОБЛАСТИ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ…………………………………………………………………….15

2.1. Всемирная торговая организация и Россия…………………………….....15

2.2. Регулирование торговли услугами в рамках ВТО………………………..18

2.3. Опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО………………………………………………………………………21

Глава 3. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) при вступлении россии в вто……………………………………………………….……….27

3.1. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия)………………………………………………………………………….27

3.2. Пути совершенствования информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия) при вступлении России в ВТО………………..…31

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………37

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………..………………………….40

ВВЕДЕНИЕ

Опыт многих развитых стран мира показывает, что одним из важных факторов, способствующих повышению эффективности сельскохозяйственного производства, является информационно-консультационная деятельность, осуществляемая специализированными службами.

Информационно-консультационные службы (ИКС) обеспечивают товаропроизводителей правовой, технологической, экономической, рыночной и другой информацией, повышают степень обоснованности принимаемых управленческих решений, влияют на все стороны хозяйственной деятельности и соответственно на все производственные, финансовые, экономические показатели сельскохозяйственного производства.

Возрождение информационно-консультационной службы в нашей стране началось в 90-х годах прошлого столетия. Правительство России в начале 90-х годов принимает ряд важнейших решений, направленных на создание информационно-консультационной службы. Параллельно в нескольких регионах страны осуществляется целый ряд пилотных проектов по формированию ИКС, которые финансируются из различных источников: местные бюджеты, зарубежные гранты, кредиты международных финансовых организаций и т.д.

Большой вклад в создание информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей России внесли проекты Всемирного Банка («АРИС» - проект поддержки осуществления реформ в сельском хозяйстве), Европейского Союза (программы Тасис, Темпус-Тасис), Британского Ноу-Хау Фонда (проект РЕАП) и другие.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) означает формальное снятие барьеров на пути российского экспорта на мировые рынки с одновременным встречным открытием внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей.

Со вступлением в ВТО в стране изменятся базовые условия хозяйствования, формы и методы государственной поддержки, обострится конкуренция. Правила и нормы ВТО, регламентируя внешнеторговые отношения, непосредственно скажутся на всех внутренних параметрах хозяйствования в стране.

Целью настоящей курсовой работы является изучение перспектив развития информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса России при вступлении в ВТО.

Основные задачи работы следующие:

· определить роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства России;

· дать характеристику ВТО и рассмотреть вопросы регулирования торговли услугами в рамках ВТО;

· изучить опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО;

· осветить развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования при вступлении России в ВТО.

Первая глава раскрывает роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства, характеризует организацию работы ИКС в России. Вторая глава рассматривает понятие и функции ВТО, регулирование торговли услугами нормами ВТО, опыт развития ИКС в странах-членах ВТО. Практическая часть курсовой работы содержит анализ текущего состояния и тенденции развития ИКС в Республике Саха (Якутия) при вступлении России в ВТО.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК В РОССИИ

1.1. Роль информационно-консультационной службы в развитии сельского хозяйства

Сельскохозяйственная консультационная служба в России функционировала с начала XX века. Страны Европы многое почерпнули из этого опыта. В 1913 г. в России работало 9000 сотрудников сельскохозяйственной информационно-консультационной службы, в то время как в Нидерландах, например, только 35.

Известный аграрный экономист Александр Чаянов опубликовал за рубежом в 1917 г. учебник по сельскохозяйственной консультационной службе, который впоследствии был переведен на русский язык. Его идеи до сих пор очень ценны, так как в то время сельскохозяйственная консультационная служба в России, может быть, была лучшей в мире.

Чаянов рассматривал главную роль консультационной службы в повышении способности сельскохозяйственных производителей принимать собственные управленческие решения, так как именно они лучше других знают свою ситуацию. Именно сельскохозяйственный производитель должен сам извлекать максимум из конкретной ситуации в своем хозяйстве.

Это означает, что задача сотрудника консультационной службы заключается не в изменении форм ведения хозяйства, а в обучении самих производителей, которые в результате могут решать, изменять или нет метод ведения хозяйства.

Успешное обучение сельскохозяйственных производителей требует хорошего знания ситуации и умения анализировать ее. Для сотрудников консультационной службы не достаточно обладать знаниями только о результатах научных исследований. Необходимо также, чтобы они нашли новые творческие пути их применения в каждой конкретной ситуации, и интегрировать их с опытом сельскохозяйственных производителей. Это требует также хороших знаний рынка и изменений на нем. Следовательно, сотрудник консультационной службы должен быть подготовлен не только по сельскохозяйственным производственным технологиям, но и по экономике, коммуникации с другими людьми и т.д.

Чтобы обеспечить полное использование опыта сельскохозяйственных производителей, необходимо их обучить. Успех голландского сельского хозяйства на мировом рынке в большой степени является результатом системы сельскохозяйственного образования. Большинство производителей обучилось в сельскохозяйственных колледжах.

Исключительно важно, что сельскохозяйственные производители свободны в том, выполнять или игнорировать рекомендации сотрудников консультационной службы. Следовательно, консультационная служба может осуществить только те изменения в поведении (методах хозяйствования) сельскохозяйственных производителей, когда она пытается помочь им лучше достичь их целей. В национальных интересах они пытаются осуществить изменения в поведении сельскохозяйственных производителей, например, в экологических методах хозяйствования, чтобы избежать загрязнения окружающей среды. В этом случае будет необходимо использовать другие инструменты политики, а не сельскохозяйственную консультационную службу, например, законодательно-нормативные акты, субсидии и штрафы или ценовые меры. Консультационная служба может проинформировать сельскохозяйственных производителей об этих инструментах политики и причинах их применения.

Чаянов видит главную роль консультационной службы в обществе в повышении темпов сельскохозяйственного развития. Сельскохозяйственные производители изменят управление своим хозяйством, если они обнаружат, что можно повысить его продуктивность.

Новые результаты научных исследований, результаты экспериментов самих производителей или новые возможности на рынке могут позволить сельскохозяйственным производителям повысить стоимость валовой продукции без увеличения производственных затрат или сократить их, не снижая стоимости валовой продукции.

Однако производители смогут воспользоваться этими возможностями только после того, как узнают о них. Консультационная служба может стимулировать развитие, повышая скорость процесса познания. Это в интересах общества в целом и позволяет производить больше продовольствия меньшим числом работающих. Если люди, которые больше не нужны в сельском хозяйстве, могут найти работу в других отраслях, то это приведет к росту национального дохода. Если они станут безработными, это может вызвать серьезные социальные проблемы.

Главная роль консультационной службы - помогать производителям принимать лучшие решения, которые помогут им достичь целей. Однако для развития своих хозяйств сельскохозяйственным производителям необходимо принимать очень разные решения, и в этом им нужна поддержка. Рост сельскохозяйственного производства возможен благодаря:

- применению более производительных технологий, качественных семян, удобрений и других агрохимикатов, средств механизации;

- совершенствованию управления технологиями, например, использованием химикатов в нужное время;

- выбору наиболее рентабельного уровня механизации;

- изменениям в системе ведения хозяйства (например, переход на производство культур с более высокой стоимостью, переход с растениеводства на животноводство), специализации, а иногда и реорганизации крупного хозяйства в более мелкие;

- совершенствованию снабжения материально-техническими ресурсами и кредитами, улучшению сбыта и (или) переработки продукции, повышению доли сельскохозяйственных производителей в розничной цене на продукцию, совершенствованию транспортировки, дренажа и ирригации, изменениям в государственной аграрной политике.

Эти изменения часто требуют от сельскохозяйственных производителей развития способности принимать более обоснованные управленческие решения как индивидуально, так и коллективно. Важной задачей сотрудников сельскохозяйственной консультационной службы является помощь сельскохозяйственным производителям в развитии компетентности во всех областях.

Сельскохозяйственный производитель, повышающий продуктивность своего хозяйства медленнее, чем его коллеги в стране и за рубежом, столкнется с трудностями конкуренции.

Роль сотрудников консультационной службы заключается в оказании помощи производителям, направленной на повышение продуктивности хозяйств. Обычно сотрудник консультационной службы может дать только часть информации, необходимой для принятия решения. Другая же часть, нередко наибольшая, должна поступить от самих производителей.

1.2. Организация работы информационно-консультационной службы в России

Становление и укрепление административно–командной системы в нашей стране на долгие годы прервал в экономике процесс инициативного поиска и выработки самостоятельных решений. Возрождение ИКС в России началось только в 90-е годы ХХ века, спустя столетие с момента возникновения первых служб общественной агрономии.

В настоящее время информационно-консультационные службы зарегистрированы в 63 регионах Российской Федерации.

Основной задачей информационно-консультационной службы АПК является развитие конкурентоспособности аграрного сектора путем оказания содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений, более эффективном ведении хозяйства.

Основными функциями информационно-консультационной службы АПК являются:

· содействие сельским товаропроизводителям в выявлении и формулировании их проблем, анализе вариантов и обоснованном выборе решений, повышении мотивации сельских товаропроизводителей в реализации принятых решений, оценке их результатов и обмене информацией с другими сельскими товаропроизводителями; предоставление объективной и постоянно обновляемой информации по различным аспектам производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, включая новые технологии и методы ведения хозяйства;

· консультирование по эффективному планированию и управлению хозяйством, финансовому и инвестиционному анализу, оптимизации использования ресурсов с учетом экологических требований; обеспечение обратной связи органов управления и научно-исследовательских институтов с сельскими товаропроизводителями с целью выработки эффективных мер государственной аграрной политики;

· интеграция знаний и информации из различных (в том числе международных) источников, ориентация аграрной науки на проведение прикладных исследований по проблемам сельских товаропроизводителей с целью выработки практических рекомендаций; инициирование изменений в методах ведения хозяйства, содействие распространению инноваций в аграрном секторе.

Основной функцией информационно-консультационной службы федерального уровня является научно-методическое обеспечение.

Целостность информационно-консультационной службы АПК России определяется следующими важнейшими принципами.

· Служба стремится действовать в интересах сельских товаропроизводителей в той мере, в какой это не противоречит общественным интересам, и призвана обеспечивать эффективное взаимодействие всех организаций, ведомств (предприятий), влияющих на развитие аграрного сектора, с целью решения проблем сельских товаропроизводителей.

· Отношения с сельскими товаропроизводителями строятся исключительно на основе доверия и партнерства, и сотрудники службы не вправе заниматься какой-либо деятельностью, позволяющей влиять на принятие экономических решений сельскими товаропроизводителями способами, отличными от обучения и убеждения (например, распределением материальных и финансовых ресурсов, рекламой), выполнять функции государственного контроля и инспектирования.

Для обеспечения действительной ориентации на проблемы и интересы сельских товаропроизводителей служба стремится в максимально возможной степени вовлекать сельских товаропроизводителей в планирование, реализацию и оценку информационно-консультационной деятельности непосредственно или через консультативные советы федерального, регионального и районного уровней.

Служба стремится реагировать не только на текущие проблемы сельских товаропроизводителей, но и прогнозировать на основе анализа тенденций развития экономики, какие проблемы возникнут в будущем, и, соответственно, создавать осведомленность о них у сельских товаропроизводителей, нацеливать аграрную науку на их решение и инициировать изменения в методах ведения хозяйства.

С целью защиты интересов сельских товаропроизводителей служба призвана предоставлять сельским товаропроизводителям действительно объективную и проверенную информацию о новых технологиях, методах ведения хозяйства, передовом опыте.

В своей деятельности служба не ориентируется на получение прибыли, а функционирует на основе частичной окупаемости затрат. В отличие от сложившейся структуры государственного управления АПК, информационно-консультационная служба должна быть максимально возможно децентрализована, то есть основные решения по организационной модели, стратегии, приоритетам деятельности, кадровой политике и методам взаимодействия с сельскими товаропроизводителями должны приниматься на региональном уровне.

Функции информационно-консультационной службы национального (федерального) и регионального уровня имеют определенные различия.

Для ИКС национального уровня характерны следующие направления деятельности:

• Участие в разработке программ, имеющих общенациональную значимость, в том числе путем подготовки законодательных актов в области аграрной политики.

• Координация региональных программ функционирования ИКС.

• Научно-методическое обеспечение деятельности службы, в том числе разработка и распространение в регионах материалов и документов, касающихся целей, задач, стратегии.

• Взаимодействие с НИИ и вузами в определении направлений научных исследований с целью ориентирования их на решение проблем сельских производителей, а также обзоров по состоянию и перспективам развития отрасли.

Для ИКС регионального уровня перечень основных функций во многом схож с функциями национального центра, но с привязкой к региону. Из региона в национальный центр передается информация о проблемах сельских товаропроизводителей.

Информационно-консультационная служба районного уровня работает непосредственно с сельскими товаропроизводителями и ее функции существенно отличаются от вышестоящих.

Основные функции, выполняемые ими следующие:

• Передача сельхозпроизводителям знаний, полученных в результате сельскохозяйственных исследований;

· Консультирование сельхозпроизводителей по вопросам, касающимся ведения их хозяйства;

· Повышение квалификации сельхозпроизводителей, что позволит им принимать правильные, обоснованные решения;

· Предоставление сельхозпроизводителям права на выбор собственного пути, оказывая в этом необходимую информационную поддержку и консультируя их.

· Информирование региональной службы и местных органов власти о нуждах и проблемах сельских товаропроизводителей, взаимодействие с ними с целью выработки необходимых решений.

Сложившаяся к настоящему времени структура ИКС имеет четко выраженные три уровня организации: федеральный, региональный и районный (межрайонный). Такая структура характерна для немногих стран. В большинстве случаев она является двухуровневой, а районный уровень представлен только консультантами службы.

Наиболее сформированным является федеральный уровень структуры ИКС.

Важнейшие его звенья – Департамент науки и технического прогресса Минсельхоза России, Совет информационно-консультационной службы АПК, Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования, Главный вычислительный центр Минсельхоза России (ГВЦ), Центр обучения кадров Московского сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, Пресс-видеоцентр Минсельхоза России, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ), ФГНУ «Росинформагтех». Кроме того, федеральный уровень представляют информационные организации, центральные средства массовой информации. Каждая из этих организаций обеспечивает свой блок функций, который нами сформулирован в отдельном разделе работы.

В целом федеральный уровень отвечает задачам поддержания жизнеспособности системы информационно-консультационного обслуживания АПК.

На региональном уровне в системе ИКС действуют или сотрудничают с ней следующие субъекты: региональные информационно- консультационные центры (ИКЦ), учебно-консультационные центры при образовательных учреждениях, отраслевые информационно-консультационные центры, центры обучения кадров ИКС, региональные центры открытой распределенной компьютерной сети, предприятия сервисного обслуживания, средства массовой информации.

На региональном уровне, кроме региональных ИКС, могут создаваться специализированные отраслевые инновационно-консультационные центры с наделением их специфическими функциями, в том числе на базе интеграции с учебно-производственными и технопарковыми формированиями. Это позволяет не только осуществлять совместно с сельхозпроизводителями разработку и реализацию инновационно-инвестиционных проектов и программ, но и ускорить вовлечение в хозяйственный оборот научно-технических достижений путем организации демонстрационных показов и широкого ознакомления сельхозтоваропроизводителей с передовым производственным опытом.

Свою организационно-экономическую специфику имеет районный уровень структуры ИКС. Широкое распространение получили межрайонные информационно-консультационные центры, обслуживающие несколько близлежащих районов. В условиях ограниченного бюджетного финансирования данная форма является наиболее предпочтительной. В отдельных случаях создается служба по обслуживанию одного района.

Районные (межрайонные) ИКЦ создаются в виде территориальных структурных подразделений регионального ИКЦ или организуются в составе районных органов управления АПК, в структуре учебных заведений, предприятий агросервиса и в других организациях, расположенных в районе. В любых из перечисленных вариантов необходимо отражать специфику конкретных территорий, а возложенные на центр функции должны соответствовать требованиям, выдвигаемым администрацией района.

В организационном плане ИКС объединяет четыре основные подсистемы: информационную, консультационную, инновационную и образовательную.

Информационная подсистема представляет собой открытую структуру общего доступа и носит характер информационно-справочной системы с пополнением баз данных информационными ресурсами, поставляемыми научными и образовательными организациями, органами управления, рыночными и другими структурами АПК.

Инновационная подсистема включает в себя в первую очередь научно организации, а также другие структуры, обеспечивающие создание инноваций и оказывающие содействие сельхозпроизводителям в их освоение и предполагает осуществление единой инновационной политики в АПК, формирование банка инновационных разработок, формирование внебюджетных фондов развития инновационной деятельности, ускорение процесса освоение инновационных разработок, поиск и привлечение инвесторов для реализации инновационных проектов.

Консультирование – наиболее крупная подсистема, которая включает в себя структуры АПК, являющиеся объектом консультационного обслуживания по вопросам управления и организации производства, освоения инновационных разработок и передового производственного опыта, экономики производства, налогообложения, бизнес-планирования, маркетинга и др. В целях завершения ее формирования необходимо проведение комплекса мероприятий по созданию рынка консультационных услуг, разработке механизмов и инструментов взаимодействия субъектов информационно-консультационной деятельности на всех уровнях.

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ВТО В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

2.1. Всемирная торговая организация и Россия

Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 г. на основе принципов и правил, впервые зафиксированных в Генеральном соглашении о тарифах и торговле 1947 г. (ГАТТ), в настоящее время возглавляет процесс либерализации международной торговли. ВТО является постоянно действующей многосторонней организацией, распространяющей свое влияние на торговлю товарами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, а также на трансграничное движение капитала и рабочей силы. Совокупность документов ВТО включает около 60 соглашений, договоренностей, решений и деклараций на уровне министров и представляет собой правовую основу системы регулирования этих отношений.

Основными функциями Всемирной торговой организации являются[1] :

1) содействие осуществлению, применению и функционированию соглашений Уругвайского раунда;

2) создание форума для переговоров между членами по вопросам, касающимся их многосторонних торговых отношений;

3) создание механизма разрешения споров;

4) обзор торговой политики стран-членов;

5) взаимодействие с другими международными организациями с целью глобализации экономической политики.

Авторитет ВТО в мире явно повышается. В настоящее время полноправными членами данной организации являются 151 страна. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Украина, Белоруссия, Югославия, Эфиопия находятся на разных этапах ратификации документов, касающихся их участия в ВТО, а остальные государства ведут переговоры об условиях их присоединения к этой организации.

Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в том числе Международный валютный фонд, Всемирный банк, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, различные подразделения Организации объединенных наций, региональные группировки, товарные организации и т.д.

В целях повышения эффективности национальной экономики путем интенсификации связей с мировым хозяйством, Россия заинтересована в скорейшем присоединении к ВТО. Вступление России в ВТО создает для нее возможности полнее участвовать в процессах глобализации. Более того, поскольку ВТО — многостороннее соглашение, то взятие страной на себя обязательств в рамках ВТО увеличивает доверие к соответствующей политике внутри страны. Оба эти аргумента говорят в пользу того, что вступление в ВТО может благотворно повлиять на экономику России в среднесрочном и долгосрочном плане.

В 1993 г. Россия обратилась в Генеральный совет с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ (ВТО). Переговоры по присоединению России к ВТО начались в 1995 г. На первом этапе переговоры велись на многостороннем уровне в рамках Рабочей группы и представляли собой обсуждение экономического механизма и торгово-политического режима России на предмет их соответствия нормам ВТО. Переговоры на двустороннем уровне с заинтересованными членами Рабочей группы по доступу на рынки товаров начались в 1998 г. С 2000 г. переговоры стали носить полномасштабный характер, т.е. по всем аспектам присоединения России к ВТО.

В рамках процесса присоединения России к ВТО ведутся переговоры по сельскому хозяйству, где основным предметом спора является допустимый объем внутренней государственной поддержки аграрного сектора в рамках «желтой» корзины и уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие. Рассмотрение данных вопросов проходит в формате плюрилатеральных (многосторонних) консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущих экспортеров сельхозпродукции) и ряда развивающихся государств.

Данные переговоры носят крайне сложный характер, т.к. позиции сторон по согласованию уровня разрешенных России в качестве члена ВТО государственной поддержки сельского хозяйства и права на применение экспортных субсидий значительно расходятся. В настоящее время российские предложения по внутренней поддержке в долларовом эквиваленте содержат цифру 9,5 млрд. долл., тогда как стороны по переговорам требуют установить этот показатель на уровне 3,5 млрд. долл.

Целью переговоров по доступу на рынок услуг является согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок. По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства (т.е. открыть в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.

Возможные сроки завершения переговоров России о присоединении к ВТО Правительством РФ в настоящее время не озвучиваются, их окончание во многом будет зависеть от настроя партнеров на переговорах. Правительством РФ подчеркивается, что «Россия не намерена присоединяться к ВТО на любых условиях». Потенциальные обязательства по всем параметрам присоединения (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут основываться на реальном положении в экономике и перспективах ее развития, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.

2.2. Регулирование торговли услугами в рамках ВТО

Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) является первым многосторонним и имеющим силу закона соглашением, охватывающим торговлю и инвестиции в секторе услуг. Данное соглашение направлено на сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг через государственные границы или представляющих собой дискриминацию в отношении компаний по оказанию услуг, образованных с участием иностранного капитала. Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включает конкретные обязательства стран-участниц Всемирной торговой организации по ограничению использования ими такого рода барьеров и обеспечивает форум для дальнейших переговоров по открытию рынков услуг во всем мире.

На долю услуг приходится более 70 процентов валового внутреннего продукта США и более 22 процентов мировой торговли. Обязательства, принятые в рамках ГАТС, являются настолько же ценными для фирм, работающих в сфере услуг, насколько тарифные схемы Всемирной торговой организации важны для компаний, занимающиеся торговлей товарами. Соглашение ГАТС вступило в силу с 1 января 1995 г.

Для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО, все услуги классифицированы в рамках 12 секторов ГАТС:

• деловые услуги,

• услуги в области связи и аудиовизуальные услуги,

• строительные и связанные с ними инженерные услуги,

• дистрибьюторские услуги,

• услуги в области образования,

• услуги, связанные с защитой окружающей среды,

• финансовые услуги,

• услуги в области здравоохранения и социального обеспечения,

• туризм и услуги, связанные с путешествиями,

• услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг)

• транспортные услуги,

• услуги прочие, не вошедшие в перечисленные,

Каждый сектор делится на подсектора. Под финансовыми услугами, согласно классификации секретариата ВТО, подразумеваются три группы операций: (а) страховые операции, (б) банковские и другие финансовые операции, за исключением страхования, (в) прочие услуги.

Всего классификатор услуг насчитывает 155 подсекторов.

ГАТС определяет торговлю услугами как поставку услуг четырьмя основными способами, при этом под поставкой услуги понимается производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка услуги.

1. с территории одной страны на территорию другой страны - т.н. «трансграничная поставка», которая предполагает нахождение потребителя и поставщика услуг по разные стороны границы в момент оказания услуги. Например, предоставление по факсу информации или консультаций, грузовые перевозки, осуществление международных расчетов в режиме реального времени;

2. передвижение потребителя в страну, где предоставляется услуга («потребление за рубежом»). Например, услуги, оказываемые иностранному туристу в стране его временного пребывания: он пользуется услугами предприятий общественного питания, ему оказывают услуги местные экскурсоводы, предприятия по организации досуга и проч. При этом понимается, что перемещение непосредственно самого потребителя услуги не всегда обязательно: достаточно перемещения собственности потребителя (например, услуга по ремонту судна за рубежом может предполагать только перемещение судна); в этом случае услуга потребляется в месте нахождения собственности, а не в месте нахождения потребителя;

3. учреждение поставщиком услуги одной страны коммерческого присутствия на территории другой страны, где должна оказываться услуга («коммерческое присутствие»); при этом под «коммерческим присутствием» понимается любая форма делового или профессионального учреждения, включая создание, приобретение или сохранение юридического лица, филиала или представительства. Например, компания "Макдональдс" учреждает в Москве дочернюю компанию и открывает сеть своих ресторанов для обслуживания клиентов в России. В тех случаях, когда услуга поставляется не напрямую юридическим лицом, а через другие формы коммерческого присутствия, такие как филиал или представительство, поставщику услуги (т.е. юридическому лицу) через такое присутствие предоставляется режим, который действует в рамках ГАТС в отношении поставщиков услуг. Такой режим должен быть распространен на то присутствие, через которое услуга оказывается, но не требуется распространять его на какую-либо другую часть поставщика, находящуюся за пределами территории, на которой услуга поставляется (ст. ХХVШ, §);

4. оказание услуги поставщиком услуги одной страны через присутствие физических лиц этой страны на территории другой страны («перемещение физических лиц»); например, (например, хирург - иностранный гражданин приезжает в Россию для проведения операции российскому гражданину). При этом, поскольку под поставщиком услуги понимается любое лицо, которое предоставляет услуги, то к таким физическим лицам относятся как лица, оказывающие услуги в качестве индивидуальных предпринимателей, так сотрудники компаний-поставщиков услуг (штатные и нештатные).

Все члены Всемирной торговой организаций являются сторонами, подписавшими базовое соглашение ГАТС. Тем не менее, хотя все подписавшие стороны теоретически приняли обязательство следовать изложенным в ГАТС принципам, касающимся национального режима, доступа на рынок и обеспечения режима наибольшего благоприятствования, каждая из стран-участниц во время Уругвайской раунда взяла на себя различные специфические обязательства в отношении различных секторов сферы услуг.

2.3. Опыт работы информационно-консультационных служб в странах-членах ВТО

Во многих зарубежных странах уже в течение многих десятков лет функционируют консультационные службы как форма распространения знаний среди сельхозпроизводителей. Создание этих служб было вызвано необходимостью помочь фермерам, не имеющим необходимого образования и опыта работы эффективно хозяйствовать, применять достижения науки в своих хозяйствах. Фермеры, для того чтобы обеспечить народ продуктами питания должны были вести интенсивное производство, применять зачастую новые технологии сельскохозяйственного производства.

Сложившийся тип семейного фермерского хозяйства с его коммерческой организацией в значительной мере зависел от постоянной технической модернизации производства. Самим фермерам, находящимся вдали от научных и учебных центров, при отсутствии средств связи, трудно было следить за новинками сельскохозяйственного производства и использовать их в своих хозяйствах. Для этого были необходимы специальные службы.

В США созданию такой службы (экстеншн сервис) послужил закон об организации науки, сельскохозяйственного образования и распространения знаний среди фермеров, принятый в 1862 году. Эта задача возлагалась на сельскохозяйственные колледжи, которые создавались в каждом штате. Поскольку ни фермеры, ни власти штатов не имели необходимых для этого средств, то всем колледжам была выделена земля, с доходов от использования которой они частично финансировались.

Консультационная служба в сельском хозяйстве в каждом штате США входит в организационную структуру университета и имеет центральный офис и филиалы во всех графствах. Система экстеншн предоставляет свои услуги бесплатно, поэтому в бюджетах ее структур не предусматривается поступлений от коммерческих структур. Финансирование службы идет в основном из трех источников. Так, например, в штате Пенсильвания из общего объема финансирования 50 млн. долларов в год, доля федерального правительства составляет 35%, правительства штата - 55%, администрации графства 9% и от частных инвесторов поступает до 1%. В консультационной деятельности занято 275 профессоров университета и столько же консультантов в графствах.

Кроме государственной консультационной службы экстеншн имеются еще коммерческие консалтинговые структуры и системы информационного обеспечения.

Консалтинговые структуры, к которым относятся и различные фирмы - поставщики, осуществляют весь комплекс оперативных консультационных услуг по основным аспектам сельскохозяйственного бизнеса (технологическим, финансовым, правовым, техническим и др.). В этом случае агент системы экстеншн чаще всего выполняет роль информационного посредника, передавая запросы фермеров в консалтинговые организации, и наоборот, предлагая фермерам конкретных консультантов.

Система информационного обеспечения фермеров сформировалась как самостоятельная в последние десятилетия. Сама программа экстеншн стала структурным элементом университетской системы, выполняя роль информационного моста между наукой, органами управления сельским хозяйством и сельскохозяйственным производством.

Ведущая консультационная служба Англии АДАС была создана более 50 лет назад, в те годы, когда страна испытывала недостаток продовольствия и ее основная функция заключалась в увеличении производства продуктов питания путем внедрения передового опыта, новых технологий.

В соответствии с законом, консультационные услуги для сельхозпроизводителей были бесплатными. Однако, хотя предоставление консультационных услуг было главной функцией АДАС, она также выполняла определенные административные обязанности от имени Правительства по программам повышения продуктивности сельского хозяйства.

В первые годы она была больше образовательной и передавала прогрессивные методы и технологии производства, успешно применяемые в одних хозяйствах, в том числе и в собственных опытных хозяйствах и овощеводческих станциях службы, другим хозяйствам в округе.

В 60-е годы был создан ряд экспериментальных хозяйств, на базе которых проверялись новые породы скота, сорта, технологии, и где проводились семинары. Число сотрудников этой службы достигало 5 тысяч человек.

С годами, когда острая необходимость роста производства продовольствия сократилась, уменьшились и объемы финансирования службы из государственного бюджета. С 1987 года служба начала переходить на коммерческую основу. Не столь острой стала и потребность в консультационных услугах. К 1996 году в штате АДАС состояло около 2 тысяч человек, из которых 1500 имели профессиональную, научную, или техническую квалификацию.

Сегодня АДАС осуществляет три основные функции:

-предоставление консультаций и содействие распространению передовых технологий в отрасли;

-проведение научных исследований и подготовка рекомендаций в своих экспериментальных хозяйствах и станциях;

-работа на Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия в распределении субсидий, выделяемых на инвестиционные цели, борьбу с заболеваниями растений и животных. Она обслуживает более 60 тысяч хозяйств по различным направлениям деятельности.

В структуре АДАС имеется 6 региональных консультационных центров, расположенных по географическому принципу, а также 10 исследовательских центров. В каждом консультационном центре от 6 до 10 групп специалистов и в каждую входит по 12-15 консультантов. Примером может служить структура юго-восточного центра АДАС, в 7 производственных отделах которого работает 62 консультанта.

В Германии специальные консультационные службы появились в первой трети этого столетия. Цель организации консультационной службы в Германии - повышение эффективности хозяйственной деятельности ферм и, естественно, доходов фермерских хозяйств. Консультации по вопросам сельскохозяйственного производства и ведению хозяйства могут получить все желающие.

Важным гарантом эффективной деятельности консультационной службы в Германии является государственная поддержка. Структура и организация консультационной службы, единые в стране и включают в себя федеральные или земельные консультационные службы (государственные организации), сельскохозяйственные палаты, частные консультационные фирмы и объединения, а также частных консультантов.

Федеральное министерство продовольствия, сельского и лесного хозяйства осуществляет функции общего руководства консультационной службой, В системе министерства имеется специальное управление по вопросам консультационного обслуживания и образования в сельском хозяйстве, осуществляющее связь с другими подразделениями министерства а также с внешними организациями. Консультационные службы полностью или частично финансируемые за счет государственных средств, считаются официальными или ведомственными.

Общей тенденцией для всех земель ФРГ является предоставление бесплатной консультационной помощи крестьянам и членам их семей государственными учреждениями или возмещение государством затрат при получении таких услуг от частных консультационных фирм, если речь идет о перспективах развития сельхозпредприятий и о социально-экономических проблемах работающих и членов их семей, т.е. о вопросах, имеющих весомое общественное и социально-политическое значение.

В землях Баден-Вюртемберг, Бавария, Рейнланд-Пфальц, Саксония, Тюрингия организация государственного (официального) консультационного обслуживания сельхозпроизводителей возложена на земельные министерства сельского хозяйства. Функции государственной консультационной службы осуществляются через научно-исследовательские институты, сельскохозяйственные школы и университеты. Они могут оказывать постоянные или разовые консультации, готовить или проводить экспертизу строительных проектов, адаптировать новейшие технологии в растениеводстве и животноводстве, давать консультации при покупке техники и оборудования. Научные и учебные центры, опытные станции, постоянно действующая сеть повышения квалификации в области сельского хозяйства имеет большое значение для повышения эффективности сельскохозяйственного консультирования.

В ряде северных земель Германии (Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия) официальное консультационное обслуживание в сельском хозяйстве осуществляют сельскохозяйственные палаты.

В землях Бранденбург, Мекленбург- Передняя Померания , Саксония-Анхальт, официальные консультационные услуги сельхозпроизводителям предоставляются частными консультантами и коммерческими консультационными фирмами. В этих землях государством гарантируется частичное возмещение расходов на консультационное обслуживание.

В восточных землях, где после объединения шло интенсивное реформирование сельскохозяйственных предприятий, ощущалась большая потребность в консультационных услугах. Там, наряду с государственной консультационной службой начали создаваться и альтернативные. Так, в Саксонии, например, успешно работает консультационная фирма (в форме ТОО).

Фирма имеет постоянных клиентов - более полутора десятков коллективных хозяйств, которым оказывали консультационные услуги по их реформированию При реформировании исходили из того, что крупное производство позволяет применять высокопроизводительную технику и технологию, дающие возможность сократить численность занятых в производстве, оставив высококвалифицированных и добросовестных работников и обеспечив повышение производительности труда в растениеводстве и животноводстве в 2-3 раза.

В северной части ФРГ, а также в отдельных регионах южной части государственное консультационное обслуживание дополняют созданные крестьянами на кооперативной основе организации, называемые "консультационными кружками". В них в качестве консультантов часто используются наиболее квалифицированные и успешно работающие руководители, и сотрудники самих сельхозпредприятий.

Во Франции большую часть в консультационных услуг предоставляют сельскохозяйственные палаты, которые были организованы в 50-х годах при финансовой помощи правительства. В структуре Сельскохозяйственных Палат страны имеется 94 региональных отделения, где работает около 11 тысяч экспертов, а также сотни консультантов из торговых сельскохозяйственных предприятий. Они предоставляют широкий спектр услуг: от анализа почв до экономического прогноза развития хозяйства. Государство оплачивает от 30 до 40 процентов эксплуатационных затрат Сельскохозяйственных Палат, а также проведение отдельных программ и мероприятий. Все обслуживание проводится по установленным расценкам.

Глава 3. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия) при вступлении россии во всемирную торговую организацию

3.1. Развитие информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия)

Разработка и реализация концепции развития информационно-консультационной службы АПК в Республике Саха (Якутия) основаны на приоритетах направленных на интеграцию деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке органов управления АПК, на обеспечение ускоренного продвижения в производство достижений научно-технического прогресса, на рост объемов сельхозпроизводства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также на устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского население.

Для поддержки в реализации государственной поддержки аграрной политики была создана Информационно-консультационная служба АПК в Республике Саха (Якутия). Одновременно с организацией головного центра происходило формирование районной сети. Подразделения ИКС представляют собой пункты, организованные на базе районных управлений сельского хозяйства.

На региональном уровне поддерживалась связь с Якутским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства, Якутской государственной сельскохозяйственной академией, Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия), правительственными организациями, средствами массовой информации.

ИКС функционировала как часть единой системы сельскохозяйственных знаний и информации. Подписаны соглашения с 17 районными администрациями о сотрудничестве в области информационно-консультационного обслуживания с созданием информационно-консультационных пунктов. Пункты были оснащены компьютерной техникой на основании предоставленного беспроцентного кредита по линии министерства. Специалисты по информационно-консультационному обслуживанию подобраны из состава аппарата районной администрации (с вменением функциональных обязанностей).

ИКС МСХиЗ РС(Я) проводил деятельность по следующим направлениям: отраслевое консультирование, информирование, обучение.

Изменения в управлении АПК в 2001 году затронули информационно-консультационную службу АПК республики. В результате реорганизации была образована новая структура управления ИКС, которой были переданы функции и имущество ИКС МСХиЗ РС(Я). Государственное унитарное предприятие «Информационно-технический центр агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия)» (далее ИТЦ АПК) совместно с ГУП «Агроинформ» обязались проводить единую политику по информационно-консультационному обслуживанию сельских товаропроизводителей.

Основным направлением деятельности ИТЦ АПК является расширение инженерно-технической платформы информационной инфраструктуры АПК; создание и внедрение автоматизированных систем документооборота, контроля целевого использования бюджетных средств; расширение информационно-консультационной деятельности, организация связи и систем телекоммуникации в удаленных населенных пунктах.

К настоящему времени филиалы ИТЦ АПК функционируют в 25% районах республики. При формировании районной сети республики применялись различные подходы в ИКС. В 2000 году ИКС МСХиЗ РС(Я) создавало районное звено ИКС, которое представлено работниками структурных подразделений районных органов управления АПК и администраций районов. Являясь составной частью госаппарата, они не всегда могут оперативно обслуживать товаропроизводителей. Вместе с тем, в 2002 году вступил в действие закон о местном самоуправлении, что осложнило существование пунктов при районных администрациях. Пришлось снова перезаключать договора, но уже с муниципальными образованиями районов и формировать пункты, как филиальная сеть. Однако проведенная реорганизация районной сети не послужила повышению качества и количества оказанных услуг. Поставленные задачи и развертывание районной сети обусловили различия в кадровом составе (табл.1).

Таблица 1. Уровень подготовки и переподготовки кадров ИКС АПК Республике Саха (Якутия), в ед.

Показатели

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Кадровый состав

в т.ч. районные ИКС

Подготовка и переподготовка кадров ИКС

8

33

17

15

27

13

38

7

18

30

6

15

28

6

15

Специализация курсов

Агрономия

Зоотехния

Экономика, финансы

Бухучет, налоги

Право

Организация ИКС

Информ.технологии

7

8

1

1

1

6

1

1

7

1

1

2

4

1

2

2

1

1

2

4

1

2

2

В настоящее время Мегино-Кангаласский филиал ИТЦ АПК имеет в составе 4 сотрудника. Филиал расположен в 2 населенных пунктах в с. Майя и с.Техтюр. Имеются 2 консультанта-организатора, 1 экономист-бухгалтер и 1 инженер-техник. Основная работа заключается в оказании услуг по развитию информационных технологий, бизнес-планированию, ведению бухучета предприятий и организаций, мероприятий с привлечением квалифицированных представителей научных и образовательных организаций, работников управления АПК.

В Амгинском филиале основная работа ведется по консультированию налогообложению, ведению бухучета, бизнес-планированию и поддержке компьютерной сети районной администрации, внедрению информационных технологий. Состав филиала: 2 сотрудника (1 экономист-бухгалтер и 1 инженер-техник).

В ИТЦ АПК почти не практикуется привлечение к консультациям профессорско-преподавательского состава ЯГСХА и научных работников ЯНИИСХ. В республике ввиду отсутствия финансовой поддержки не существует информационно-консультационных центров образованных научными или образовательными учреждениями. На самом деле такие службы находятся в выигрышном положении, поскольку могут полностью использовать материально-технический и кадровый потенциал, имеющийся в системе дополнительного профессионального образования.

Преимущественными в ИКС являются услуги, связанные с консультированием по экономике, правоведению, технологиям в растениеводстве, животноводстве, а также по маркетингу и рекламе (табл. 2).

Таблица 2. Общий объем оказанных информационно-консультационных услуг по отраслям, в ед.

Показатели

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Агрономия

Зоотехния

Технология переработки

с/х продукции

Механизация

Маркетинг и реклама

Экономика АПК

Бухучет и налоги

Оздоровление с/х предприятий

Законы и право

Строительство

Информ. технологии и компьютерные системы

ВСЕГО:

2

9

-

-

1

4

-

-

-

-

-

16

21

33

15

5

32

41

18

2

28

1

6

202

14

16

5

-

19

35

9

-

21

-

2

121

50

69

11

1

64

70

42

5

57

1

102

472

38

44

24

2

35

55

25

10

63

2

30

328

29

32

15

3

84

19

35

6

15

-

28

266

Это позволяет отметить, что повышенный спрос предприятий связан с неплатежеспособностью и желанием сдвинуть с места сложившуюся ситуацию. Сельхотоваропроизводители в основном затрудняются в вопросах экономики и финансов, что осложняет эффективное налаживание собственного производства, в этом им должна помочь и помогает ИКС.

Преобладающими среди пользователей услуг ИКС являются личные подсобные хозяйства (32% от общего объема потребителей), крестьянские (фермерские) хозяйства (29%) и сельскохозяйственные кооперативы (17%). Региональный и районный органы управления АПК являются постоянными потребителями услуг, которые составляют 7% в общем объеме услуг.

Анализ деятельности ИКС Республики Саха (Якутия) позволяет сделать ряд выводов, имеющих важное значение с точки зрения их дальнейшего развития и усиления степени воздействия на АПК региона:

- региональные ИКС крайне медленно расширяют номенклатуру своих услуг, недостаточно учитывают специализацию сельского хозяйства регионов, неактивно участвуют в разработке и реализации региональных и муниципальных программ по устойчивому развития сельской местности, финансовому оздоровлению и реформированию неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, развитию сельской кредитной кооперации, страхованию сельскохозяйственной деятельности, обеспечению альтернативной занятости и повышению доходов сельского населения;

- районные ИКС плохо оснащены современными средствами связи и соответственно не сформировано единое информационное пространство, недостаточно обеспечиваются федеральными и региональными базами данных, практически не разрабатывают собственные базы данных, учитывающие местные особенности сельского хозяйства.

3.3. Пути совершенствования информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия) при вступлении России в ВТО

В области доступа на рынок услуг положительные последствия либерализации международной торговли проявляются в большей степени, чем в торговле товарами. Это связано прежде всего с тем, что сфера торговли услугами находится еще в стадии становления, а высокая подвижность ресурсов позволяет оперативно реагировать на изменения условий конкуренции и использовать преимущества либерализации внешней торговли.

Кроме того, при общем низком уровне развития сектора услуг приток иностранных капиталов и расширение деятельности иностранных поставщиков услуг способны оказать положительное стимулирующее воздействие.

Российской торговле услугами практически полностью отсутствует государственная политика, в результате чего российский экспортеры услуг сталкиваются с многочисленными преградами в то самое время, когда их иностранные конкуренты без каких-либо проблем осваивают национальный рынок России. Большинство иностранных государств, к примеру, прилагает титанические усилия для привлечения иностранных туристов, а российское – буквально выталкивает своих граждан, стремящихся отдохнуть, за пределы своей страны.

Другими вопиющими примерами отраслей сферы услуг, в которых пассивность государства и фактически полная либерализация им внешней торговли услугами оборачивается колоссальными потерями для России, следует признать:

· Операционный лизинг (потребности российских производителей в сложном технологическом оборудовании удовлетворяются за счет лизинга, осуществляемого иностранными компаниями;

· Маркетинговые, управленческие, аудиторские, консультационные, юридические и иные деловые услуги, экспорт которых практически отсутствует;

· Стратегический консалтинг, внутренний рынок квалифицированных и высокооплачиваемых услуг в определяющей степени контролируется иностранными консультационными компаниями;

· Наукоемкие услуги, в частности услуги по выполнению исследовательских работ;

· Экспортная сертификация и предотгрузочная инспекция;

· Предоставление качественных строительных услуг;

· Общественное питание и т.д.

При вступлении России в ВТО, государство не сможет обеспечить действенную реализацию национальных интересов в сфере услуг и защитить российских производителей услуг. Тем более не удастся отвоевать позиции, утраченные национальными производителями услуг в результате официальной «политики невмешательства». Избыточная защита слабых национальных производителей, не сопровождающаяся действенными стимулами для повышения их эффективности, тормозит развитие соответствующих отраслей, консервирует их технологическую и управленческую отсталость и подрывает национальную конкурентоспособность не меньше чем захват соответствующих рынков иностранными производителями.

Иностранный капитал приносит с собой необходимые российскому бизнесу финансовые ресурсы, современные технологии производства и управления, культуру деловых отношений. Однако даже представители ВТО признают совершенно очевидный факт: «одновременно с пониманием выгод от движения в сторону либерализации российской сферы услуг нельзя упускать из виду и необходимость разумного протекционизма российских поставщиков услуг, уровень конкурентоспособности которых в ряде секторов (транспорт, туризм, отрасли связи, здравоохранение, ряд деловых услуг) по объективным причинам пока остается ниже уровня иностранных поставщиков».

Таким образом, преимущества иностранной конкуренции могут быть реализованы лишь в ходе постепенного открытия национальных рынков, регулируемого в соответствии с динамикой конкурентоспособности национальных производителей.

Либерализация и ограничение внутренней поддержки, искажающей торговлю и производство сельскохозяйственной продукции, в первую очередь повлияют на производителей товарной продукции. Для сельскохозяйственных предприятий, входящих в вертикально интегрированные структуры, возможное ухудшение финансово-экономических условий хозяйствования вследствие снижения потребительских цен может быть смягчено за счет отраслей переработки. Однако предприятия, не входящие в агрохолдинги, и крестьянские (фермерские) хозяйства могут столкнуться с серьезными потерями. Многие из них уже сейчас находятся на грани банкротства. Ситуация усугубляется ограничением предоставления государственной поддержки, влияющей на производство. В результате могут ухудшиться условия производства и в хозяйствах населения, связанных с сельскохозяйственными предприятиями и пользующихся их услугами.

В этой ситуации необходимо проведение государственной политики по смягчению последствий открытия национального аграрно-продовольственного рынка и ограничения внутренней поддержки, влияющей на сельскохозяйственное производство. Такая политика должна обеспечивать, прежде всего, ускоренный рост отдачи факторов производства (труда и капитала) в сельском хозяйстве. Однако учитывая критическую ситуацию с трудовыми ресурсами в сельской местности (старение и высокий уровень смертности сельского населения, уменьшение его численности, ухудшение его "качества"), а также деиндустриализацию аграрного сектора, реализация политики по повышению производительности факторов невозможна без прямого участия государства на долгосрочной основе (период 15-20 лет). Причем эта политика должна быть составной частью общей политики сельского развития. Необходимо, чтобы последняя обеспечивала устойчивость развития аграрного сектора и сельской экономики в целом.

Можно выделить несколько основных направлений реализации политики по смягчению последствий ухудшения финансово-экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей в результате постепенного открытия аграрно-продовольственного рынка:

1. Развитие рыночной инфраструктуры аграрно-продовольственного сектора.

2. Развитие социальной инфраструктуры села и повышение образовательного уровня сельских жителей.

3. Развитие и поддержка несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности.

4. Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, не связанная с производством продукции.

5. Поддержка сельскохозяйственного производства.

Финансирование первых четырех направлений осуществляется в рамках программ зеленого ящика. Такие меры не подпадают под обязательства по сокращению. Следовательно, Россия сможет их финансировать в любых объемах, исходя из реальных возможностей государственного бюджета и политической воли руководства страны. Однако следует отметить, что поддержка несвязанных с производством доходов является довольно затратной мерой для налогоплательщиков с точки зрения реализации производственного потенциала аграрного сектора. Такие меры могут позволить себе относительно небедные страны. На наш взгляд, целесообразно их использовать по мере роста эффективности и качества производства сельскохозяйственной продукции, а также благосостояния общества, готового платить за многофункциональность аграрного сектора. Одновременно нужно будет уходить от прямой поддержки сельскохозяйственного производства, искажающей не только международную торговлю, но и межрегиональные торговые отношения в стране.

Меры зеленого ящика носят долгосрочный характер. Их реализация является необходимым, но недостаточным условием преодоления кризисного состояния сельскохозяйственной отрасли на современном этапе ее развития.

Для решения текущих задач по финансово-экономической поддержке аграрного сектора, укрепления его материально-технической базы аграрная политика (особенно региональная) ориентирована на поддержку сельскохозяйственного производства путем предоставления продуктовых дотаций и компенсаций части затрат производителей (на минеральные удобрения, семена, комбикорма, ГСМ), льгот по уплате процентов за кредиты, скидок в тарифах на электроэнергию и железнодорожную транспортировку сельскохозяйственных грузов, проведения закупочных и товарных интервенций на рынке зерна, обеспечения функционирования системы страхования урожаев сельскохозяйственных культур и т.д.

Немаловажную роль в оздоровлении финансовой системы аграрного сектора играет реструктуризация накопленной задолженности хозяйств перед бюджетом. В условиях активного применения внутренней поддержки и экспортных субсидий основными торговыми партнерами перечисленные выше меры позволяют в некоторой степени компенсировать краткосрочные потери аграрного сектора России, обеспечивая возможности реализации долгосрочной политики по созданию и развитию устойчивого сельского хозяйства.

Перечисленные действия помогут создать предпосылки для стабилизации финансово-экономической ситуации в аграрном секторе России и тем самым смягчить возможные негативные последствия вступления в ВТО.


ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

По итогам исследования темы курсовой работы получены следующие выводы:

· Основной задачей информационно-консультационной службы АПК является развитие конкурентоспособности аграрного сектора путем оказания содействия сельским товаропроизводителям в принятии обоснованных экономических решений, более эффективном ведении хозяйства.

· Сложившаяся к настоящему времени структура ИКС России имеет четко выраженные три уровня организации: федеральный, региональный и районный (межрайонный).

· Основной функцией информационно-консультационной службы федерального уровня является научно-методическое обеспечение. Для ИКС регионального уровня перечень основных функций во многом схож с функциями национального центра, но с привязкой к региону. Из региона в национальный центр передается информация о проблемах сельских товаропроизводителей. ИКС районного уровня работает непосредственно с сельскими товаропроизводителями и ее функции существенно отличаются от вышестоящих.

· В рамках процесса присоединения России к ВТО ведутся переговоры по доступу на рынок услуг, целью которых является согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок. По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства (т.е. открыть в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО.

· Генеральное соглашение по торговле услугами направлено на сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг через государственные границы или представляющих собой дискриминацию в отношении компаний по оказанию услуг, образованных с участием иностранного капитала. Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включает конкретные обязательства стран-участниц Всемирной торговой организации по ограничению использования ими такого рода барьеров и обеспечивает форум для дальнейших переговоров по открытию рынков услуг во всем мире.

· Во многих зарубежных странах уже в течение многих десятков лет функционируют консультационные службы как форма распространения знаний среди сельхозпроизводителей. Создание этих служб было вызвано необходимостью помочь фермерам, не имеющим необходимого образования и опыта работы эффективно хозяйствовать, применять достижения науки в своих хозяйствах. Фермеры, для того чтобы обеспечить народ продуктами питания должны были вести интенсивное производство, применять зачастую новые технологии сельскохозяйственного производства.

· Основным направлением деятельности ИТЦ АПК РС(Я) является расширение инженерно-технической платформы информационной инфраструктуры АПК; создание и внедрение автоматизированных систем документооборота, контроля целевого использования бюджетных средств; расширение информационно-консультационной деятельности, организация связи и систем телекоммуникации в удаленных населенных пунктах.

· Анализ деятельности ИКС Республики Саха (Якутия) позволяет сделать ряд выводов, имеющих важное значение с точки зрения их дальнейшего развития и усиления степени воздействия на АПК региона:

- региональные ИКС крайне медленно расширяют номенклатуру своих услуг, недостаточно учитывают специализацию сельского хозяйства регионов, неактивно участвуют в разработке и реализации региональных и муниципальных программ по устойчивому развития сельской местности, финансовому оздоровлению и реформированию неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, развитию сельской кредитной кооперации, страхованию сельскохозяйственной деятельности, обеспечению альтернативной занятости и повышению доходов сельского населения;

- районные ИКС плохо оснащены современными средствами связи и соответственно не сформировано единое информационное пространство, недостаточно обеспечиваются федеральными и региональными базами данных, практически не разрабатывают собственные базы данных, учитывающие местные особенности сельского хозяйства.

· Вступление России в ВТО сопряжено с определенными рисками для информационно-консультационной службы АПК страны. Однако эти риски являются предсказуемыми, а возможные негативные последствия - преодолимыми. Вне зависимости от сроков и условий вступления России в ВТО необходимо осуществлять меры по последовательной структурной реформе, обеспечивающие системную модернизацию и повышение конкурентоспособности продукции аграрно-продовольственного сектора, развитие социальной и рыночной инфраструктуры (информационной, транспортной, торговой, финансовой) села.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Веселовский М.Я. Информационно-консультационная служба АПК России: Вопросы теории и практики.- М.:ФГНУ «Роинформагротех»,2002.-228 с.

2. Всемирная торговая организация (справочный материал). - М.: Секретариат Рабочей группы РСПП по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики, 2004. - 55 с.

3. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2003. - 271 с.

4. Киселев С.В., Ромашкин Р.А. Вступление в ВТО и сельское хозяйство России // Вестник Московского Университета, серия 6 «Экономика», 2006, №4, июль-август.

5. Клименко Ю.И. Информационно-консультационная служба Англии // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук, №3, 1997 г.

6. Козлов В.В. Создание и организация деятельности региональной информационно-консультационной службы АПК: (На примере Нижегородской области).- М.:Росинформагротех.- 384 с.

7. Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации от 15 апреля 1994 года // Московский журнал международного права, 1997, № 1, с. 170.

8. Михайленко И.М. Развитие системы экстеншн в России, Информационный бюллетень, № 1-2, 1998 г.

9. Мурая Л.С. Организация консультационного обслуживания фермеров за рубежом. ВНИИТЭИ агропром, Москва, 1995 г.

10. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве. Часть I. Теоретические основы ИКС. Уч. пособие/ В.А. Стороженко, Р.И. Словцов, Л.М. Голенева и др.; Под общей ред. проф. В.А. Стороженко. – М.: Уч. -изд. отдел центра «Земля России», 1999. – 103 с.

11. Основы организации и функционирования информационно-консультационной службы в АПК./ Учеб. пособие / Под ред. В.М. Кошелева. – М.: 1999. – 272 с.

12. Основы торговой политики и правила ВТО / Под. ред. Н.П.Огаркова. - М.: Междунар. отношения, 2005. – 448 с.

13. Опыт и проблемы функционирования информационно-консультационной службы АПК России.- М.: ФГНУ «Роинформагротех»,2001.-239 с.

14. Павлова М.Б., Самсонова И.В., Яковлева Э.Я. Организация и функционирование информационно-консультационной службы АПК: Теория и практика.- Якутск: Якут.ГСХА, 2005.-80 с.

15. Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. – М.: Междунар. отношения. 2002. – 320 с.

16. Чаянов А.В. Записка о современном состоянии сельского хозяйства СССР по сравнению его с довоенным положением и положением сельского хозяйства капиталистических стран. 6 октября 1927 г.// Известия ЦК КПСС. – 1989. - № 6. – С.215.


[1] Марракешское соглашение о создании Всемирной Торговой Организации от 15 апреля 1994 года // Московский журнал международного права, 1997, № 1, с. 170.