Реферат: Изучение особенностей личности учащегося

Название: Изучение особенностей личности учащегося
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Таганрогский государственный педагогический институт»

Рабочая тетрадь

психологической практики

«Изучение особенностей личности учащегося»

Выполнил:

Студент(ка) 42 группы

Факультета Информатики

Пономаренко Н. А.

Практика проходила на базе: ГОУ СПО «ТАВИАК»

города Таганрога

Проверила:

Бойченко О.В.

Таганрог-2010 год



Дневник наблюдений.

Дата 15.09.2010г

День недели среда

Название предмета: Программное обеспечение .

Наблюдаемые ситуации, действия студента-учащегося, реакция педагога: студенты зашли в аудиторию по звонку, поприветствовали преподавателя и сели на свои места. Преподаватель ведет себя уверенно, редко повышает голос. Иногда преподавателю приходилось делать замечания отдельным студентам из-за того, что те начинали разговаривать на уроке. Замечания преподавателя студенты сначала не воспринимали всерьез и отшучивались, преподаватель вел себя спокойно и вскоре разговоры прекратились.

Выводы:

Во время данное замечание студентам, нарушающим дисциплину, способствует нераспространению их неадекватного поведения на весь класс в целом во время урока. На уроке преподаватель иногда позволяет себе пошутить, но его шутки всегда очень уместны и часто разрешают ту или иную педагогическую ситуацию. Преподавателю удается влиять как на поведение отдельных учащихся, так и на поведение всей группы в целом.

Название предмета Программное обеспечение .

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя: Урок носил лекционный характер. Первую половину урока нарушений дисциплины не было. В конце урока было заметно, что учащиеся устали от данного типа работы. Вследствие этого периодически начинались разговоры. Отдельные учащиеся делали замечания своим одногруппникам. Преподаватель требовал соблюдать тишину.

Выводы:

Для основной массы студентов характерно чувство уважения к преподавателю. В группе в целом дружелюбная атмосфера, что позволяет сосредоточиться на изучаемом материале. Преподаватель способствует развитию этого качества у детей и благодаря этому заметно стремление учеников к осознанию изучаемого материала.

Дата 16.09.2010г

День недели четверг

Название предмета: Математика

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя: Урок был посвящен практической работе по теме «Вектора». Преподаватель консультировал отдельных учеников по возникающим вопросам. Класс вел себя дисциплинированно, особых нарушений дисциплины отмечено не было. Преподаватель практически не повышал голос. Студенты работали сосредоточено и задавали вопросы в порядке очереди.

Выводы:

Преподаватель следит за соблюдением дисциплины на уроке, заботится о том, чтобы у каждого учащегося была возможность показать уровень полученных знаний по пройденной теме. Со стороны учащихся заметно уважение к преподавателю.

Название предмета Русский язык

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя: Урок носил лекционный характер. Первую половину урока студенты вели себя дисциплинированно. Ближе к концу урока было заметно, что учащиеся устали от данного типа работы. Вследствие этого периодически начинались разговоры. Отдельные учащиеся делали замечания своим одноклассникам. Преподаватель просил соблюдать тишину.

Выводы:

Для основной массы студентов характерно чувство уважения к своим товарищам. В группе в целом дружелюбная атмосфера, что позволяет сосредоточиться на изучаемом материале. Преподаватель способствует развитию этого качества у детей. Так же заметно, что студенты проявляют уважение к личности учителя.

Дата 17.09.2010г

День недели пятница

Название предмета: Государственное регулирование экономики

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя: Ученики зашли в класс и подготовились к уроку. При перекличке была зафиксирована 100% явка студентов. Преподаватель начал проверку домашнего задания. Основная масса студентов хорошо подготовилась к уроку, но были также и студенты, у которых не получилось освоить материал. Преподаватель заостряет внимание на типичных ошибках, исправляет их.

Выводы:

Ученики уважают преподавателя Юлию Ивановну Штогрину и стараются не пропускать ее занятий. Преподаватель заинтересован в успеваемости детей. Повторяя одни и те же термины и выражения, она обеспечивает их запоминание и устраняет пробелы в знаниях по текущей теме.

Название предмета: Государственное регулирование экономики

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя: На первой половине урока была проведена самостоятельная работа с целью проверки полученных ранее знаний. Под наблюдением преподавателя студенты вели себя дисциплинированно и тихо. На второй половине урока был проведен семинар по уровням государственного регулирования. Большинство студентов были хорошо подготовлены к опросу по данной теме.

Выводы:

Преподаватель Штогрина Ю.И. нашла к группе индивидуальный подход, т.к. имеет огромный педагогический стаж работы. Студенты пытаются хорошо понять преподносимый материал и относятся к личности преподавателя с уважением. Из- за того, что урок носил комбинированный характер у детей не было замечено усталости.

Дата 18.09.2010г

День недели суббота

Название предмета: Бухгалтерский учет

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя: студенты зашли в класс по звонку, поздоровались с преподавателем и сели на свои места. Преподавателем было сделано замечание по поводу верхней одежды, на что студенты отреагировали адекватно, попросив не снимать ее, т.к. в аудитории дует от окон. Урок был посвящен индивидуальному объяснению ошибок, допущенных в самостоятельной работе. Студенты в порядке живой очереди подходили к преподавателю с исправленными ошибками по расчетным счетам и пытались объяснить допущенные ошибки.

Выводы: Студенты и преподаватель проявили себя как понимающие и взаимоуважающие люди. Заметен дружественный настрой преподавателя по отношению к учащимся, что свидетельствует о демократическом стиле руководства.

Название предмета: Основы инвестиционной деятельности

Наблюдаемые ситуации, действия ученика, реакция учителя: Урок начался как обычно. Перед лекцией преподаватель сделал замечание Саакяну А.В. по поводу его внешнего вида(он был не брит), на что студент стал возмущаться. Преподаватель ответил шуткой на возмущения студента, сказав чтобы женский коллектив подарил своему защитнику бритву. Тем самым устранив возбуждение всего класса. Остальная часть урока прошла обычно.

Выводы: На уроке преподаватель иногда позволяет себе пошутить, но его шутки всегда очень уместны и часто разрешают ту или иную педагогическую ситуацию.

План характеристика личности студента-учащегося.

1. Общие данные

Елена Козлова Андреевна, группа Б – 16

Родилась 11 декабря 1990 года

Физическое развитие и состояние здоровья в норме

2. Направленность личности: семейные ценности, общение, саморазвитие, личностный рост, путешествия, пение и игра на гитаре, книги, бухгалтерское дело

3. Учебная деятельность:

1) Отношение к учению: есть интерес к учению и саморазвитию.

Предпочитаемые предметы: бухгалтерский учет, налоги, экономика, информационные технологии в проф. деятельности; отношение к отметке адекватное, считает что в основном заслуживает поставленных отметок; относится к порицанию как к стимулирующему фактору, Елена считает что ее хвалят слишком часто; умение учиться присутствует, учеба дается легко.

2) Успеваемость:

преобладающие оценки «отлично», редко получает «хорошо» ; уровень знаний соответствует по возрастному и умственному критерию; кругозор широк в особенности по экономическим и профильным дисциплинам.

3) особенности познавательных процессов:

а) внимание

На уроке, если нужно, она может длительное время удерживать внимание на предмете обсуждения. Ей достаточно хорошо удается переключать внимание, так как она быстро адаптируется к новому материалу при изменении темы урока. Способность к распределению присутствует, во время лекций ей присущи вдумчивость и сосредоточенность;

Редко бывает, что Елена теряет интерес к обсуждаемой теме, она начинает заниматься на уроке посторонними делами.

б) восприятие

Елена не редко воспринимает меньше, чем говорится на уроке. Но в целом, по сравнению со своими сверстниками у нее хорошее восприятие, так как она демонстрирует навыки отлично.

в) память

Хорошо развита как слуховая так и зрительная, как краткосрочная так и долгосрочная. Доминирующий вид - кратковременная память. Елене легче воспроизвести то, что она недавно усвоила.

г) мышление

Доминирующий тип - логическое, развито

д) речь

У Елены довольно богатый словарный запас, хорошо развита речь, она часто пользуется приемами убеждения, что видно из ее общения с Преподавателями и товарищами; Общение с друзьями и Преподавателями происходит непринужденно, без затруднений, при этом Елена использует разные стили общения.

4. Особенности темперамента

Елена - флегматик. Ее можно охарактеризовать как человека медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

5. Особенности характера

Из ярко выраженных положительных черт характера у Елены можно выделить доброту и уважение к окружающим. Эти качества видны во всех ее поступках. Из отрицательных черт характера – равнодушие к похвале.

6. Отношения с окружающими

Елена очень общительный и контактный человек. Ей присуще хорошее отношение к окружающему миру, толерантность, она не осуждает слабости людей, помогает окружающим, любит природу и животных, особенное уважение проявляет к старшим. Уважает авторитет преподавателей и адекватно реагирует на их замечания.

7. Выводы и рекомендации

Личность формируется сильная, волевая, способная объединить вокруг себя людей; располагает к общению, любит общественные мероприятия и активно в них участвует. Всесторонне развита. Ей хорошо подойдет как работа, опирающаяся на ее коммуникативные качества (связанная с общением с людьми), так и работа, опирающаяся на такие качества как усидчивость (Елена в будущем хочет быть бухгалтером)
Протокол 1

ФИО испытуемого Елена Козлова Андреевна

Учебное заведение ГОУ СПО «ТАВИАК»

Группа Б – 16

Дата 08.02.2010 г

Время 16:10

Цель исследование особенностей внимания

Методика исследования

- Исследование внимания проходило по методике «Таблица Шульте». Методика предназначена для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности студентов.

Ход исследования:

Испытуемому поочередно даются пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый находит, показывает и называет числа в порядке возрастания. Операция повторяется с пятью различными таблицами.

Результаты

Основной показатель этого теста - время нахождения цифр в порядке возрастания.

По результатам была построена «кривая истощаемости» [приложение], отражающая устойчивость внимания и его работоспособность в динамике. Сравнивая время нахождения с первой таблицы до последней, можно сделать вывод, что внимание у Елены неустойчивое.

ЭР=(T1+T2 +T3+T4+T5)/5

ЭР=34,6

ЭР- эффективность работы

По пятибалльной шкале это 4.

Протокол 2

ФИО испытуемого Елена Козлова Андреевна

Учебное заведение ГОУ СПО «ТАВИАК»

Группа Б – 16

Дата 10.02.2010 г

Время 12:30

Цель исследование особенностей памяти

Методика исследования

- Испытуемому предлагалось запомнить 10 слов и 10 чисел и воспроизвести их в той же последовательности, в которой они назывались.

Ход исследования:

Елена внимательно слушала слова и числа, пытаясь их запомнить. Было видно, что она старается вспомнить как можно больше слов и чисел. Процедура была разбита на 2 части. То есть в начале диктовались слова, которые потом воспроизводились на бумаге, а позже числа.

Результаты

Из 10 слов Елена вспомнила 7. Первые 3 он написал в той же последовательности, в которой они назывались. Затем она вспомнила еще 4 слова. Допустила одну ошибку, назвав слово, которого не было в списке, в списке был его синоним. С числами получилось практически то же самое. Первые 3 числа были названы верно и в той же последовательности. Потом она сбилась и написала 2 числа, которых не было названо вовсе. Последние 3 числа были написаны верно, хотя и не в той последовательности, в которой они назывались.

- «Память на образы» Методика предназначена для изучения кратковременной зрительной памяти на об­разы. Используется как в группе так и индивидуально.

Ход исследования

В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить макси­мальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать).

Результаты Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме - это 6 и более правильных ответов. Елена запомнила 12 образов.

Методика исследования

- «ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ» Методика предназначена для оценки объема кратковременной и долговременной па­мяти, в целом, состояния памяти, а также утомляемости, активности внимания. Тестирование проводится преиму­щественно индивидуально.

Ход исследования

Экспериментатор предъявляет испытуемому 10 корот­ких односложных и двусложных слов, не имеющих между собой никакой связи. Слова воспроизводятся испытуемым сразу же после прочтения. Для полного тестирования де­лается 5-6 проб. Затем слова воспроизводятся через 1 час, уже без предварительного озвучивания (одна проба).

Результаты

По получен­ным данным составляется график, «кривая запоминания» [приложение]. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.

Зигзагообразный характер кривой, получившийся у Елены, свидетельствует о не­устойчивости ее внимания. Тем не менее показатели очень хорошие, аудиальная память развита.

Протокол 3

ФИО испытуемого Елена Козлова Андреевна

Учебное заведение ГОУ СПО «ТАВИАК»

Группа Б – 16

Дата 12.02.2010

Время 13:00

Цель исследование особенностей мышления

Методика исследования

- «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Данная методика предна­значается для оценки логического мышления взрослого человека или подростка.

Ход исследования Обследуемому предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 ло­гические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Время решения может составлять до 5 мин.

Результаты

Оценка производится по количес­тву правильных ответов в соответствии со шкалой балльных оценок. Норма взрослого человека - 10 и более правильных решений за 5 минут. Елена допустила лишь одну ошибку [приложение], это говорит о высоком развитии мышления.

Протокол 4

ФИО испытуемого Елена Козлова Андреевна

Учебное заведение ГОУ СПО «ТАВИАК»

Группа Б – 16

Дата 15.02.2010

Время 15:50

Цель исследование особенностей характера

Методика исследования

- Тест проходил по личному вопроснику Г.Айзенка.

Ход исследования

Испытуемому зачитывалось 57 вопросов, которые касаются тех или иных черт его характера. Они помогали оценить 3 показателя: Экстраверсии, Интроверсии, Нейротизма. На предложенные вопросы нужно было отвечать только «да» или «нет».

Результаты

Елена - флегматик. Ее можно охарактеризовать как человека медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.