Реферат: Использование компьютерных технологий в процессе изучения темы Технология парикмахерских услуг

Название: Использование компьютерных технологий в процессе изучения темы Технология парикмахерских услуг
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Филиал РГППУ в г. Березовском

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:

«Организация и методика профессионального обучения»

Тема: «Использование компьютерных технологий в процессе изучения темы «Технология парикмахерских услуг» производственного обучения»

выполнил:

студент группы БПО 504 КВ-По4 Л.А. Штурмина

проверил:

преподаватель О.В. Кислинская

Березовский 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Использование информационных систем в учебном процессе…………...6

1.2. Использование мультимедиа технологий в лекционных курсах…………8

1.2.1. Функциональное назначение мультимедиа-лекций,

области ее применения……………………………………………………8

1.2.2. Характеристика программы Microsoft PowerPoint 2003…………10

2. РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОПЛЕКТА ДЛЯ ЛЕЦИЙ ПО РАЗДЕЛУ «ТЕХНОЛОГИЯ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ»

2.1. Проектирование учебной информации……………………………………12

2.2. Содержание мультимедийного комплекта для

лекции по теме «Моделирование прически»………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………...16

Список использованных источников……………………………………….17

Приложение А………………………………………………………………..18


Введение

Как и всякое средство, компьютер не является панацеей от всех педагогических бед, более того, с его применением связаны свои беды, о которых не следует забывать. Оценивая недостатки, связанные с использованием компьютеров в образовании, следует различать недостатки вызванные несовершенством обучающих программ и недостатки, обусловленные самой природой компьютера как некоторой технической системы.

Следует прямо сказать, что подавляющее большинство существующих обучающих программ мало эффективно, но это означает только одно: создание обучающих программ оказалось более сложным делом, чем это представлялось на первый взгляд. Этот процесс связан с решением многих не только профессиональных, но и психолого-педагогических проблем. Вот почему в настоящее время рынок наводнен несовершенными обучающими программами по разным дисциплинам, но наличие большого числа неэффективных программ не следует считать серьезным аргументом против применения компьютера в учебном процессе.

Все просчеты, связанные с дефектами программного продукта в принципе устранимы. Более существенны причины неудачного использования компьютера, когда не учитываются ограничения, определяемые самой природой этих устройств. При оценке роли компьютера в перестройке образования следует, прежде всего, учитывать, какие обучающие функции следует ему передать, помня при этом, что компьютер является только средством, а не субъектом обучающей деятельности, что он не более чем помощник преподавателю, а не его замена.

Если начало 60-х годов ознаменовалось оптимистическим заявлением, что в ближайшие 10-15 лет компьютеры займут ведущее место в учебном процессе вузов, то уже к концу 60-х годов стало очевидно, насколько необоснованны эти предположения. Разработка эффективных обучающих систем потребовала решения весьма сложных социально-психологических, физиологических и педагогических проблем, изучению которых также препятствовала высокая стоимость компьютеров и их эксплуатация и предубежденность преподавателей. Преподаватели могли использовать компьютеры в обучении только с помощью программистов, а те, как правило, не имели достаточных знаний в педагогике и изучаемого предмета.

По-видимому, можно рассматривать компьютеризацию обучения с точки зрения функций учебного процесса, которые передаются компьютеру. Следует выделить два типа компьютерного обучения: для первого характерно непосредственное взаимодействие учащегося с компьютером. Он определяет задание, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. В этом случае обучение протекает без преподавателя, к помощи которого прибегают, когда компьютер не справляется с ситуацией из-за несовершенства обучающей программы.

Второй тип характеризуется взаимодействием с компьютером преподавателя. Компьютер помогает преподавателю в управлении учебным процессом, например, выдает результат выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных ошибок и затраченного времени. Обычно этот тип обучения используется, когда нельзя снабдить каждого учащегося персональным компьютером и он выступает в рамках традиционного обучения - как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями и т.д. В зарубежной литературе обучению второго типа посвящено много работ, причем специалисты считают, что за этим способом применения компьютера большое будущее.

В настоящее время на мировом рынке имеются тысячи обучающих программ по разным дисциплинам. Только перечень фирм, разрабатывающих обучающие программы, занимает десятки страниц. Количество учебных программ, разработанных в нашей стране, определить невозможно, так как систематический учет их не производится.

В последнее время разрабатываются учебные программы, охватывающие значительную часть курса. Такие программы направлены на осуществление не только ближайших, но отдаленных целей обучения, кроме того, в них более полно реализуется индивидуальный подход к учащемуся. Правда, более 85% существующих программ не обеспечивают достижения даже ближайших учебных целей. Оценка эффективности обучающих программ также оставляет желать лучшего. Основанием для такой оценки должны служить результаты практического использования программ. Однако многие из них, особенно разрабатываемые небольшими коллективами или в одиночку, как правило, не апробируются. Не лучше обстоит дело и за рубежом. Многие созданные программы не апробированы и, суда по публикациям, разработчикам не ясна процедура оценивания эффективности программ.

Современное состояние рынка компьютерных обучающих программ (КОП) характеризуется тем, что, с одной стороны, имеются программы, в которых с максимальной полнотой реализуются дидактические возможности компьютера, с другой - растет число примитивных КОП, которые не только не повышают эффективность обучения, но нередко дают и отрицательный результат.

Что же, на мой взгляд, необходимо изменить в организации учебного процесса технологии обучения и какова роль персональных компьютеров в общей структуре педагогической деятельности. Прежде всего, пора переходить к созданию и внедрению интеллектуальных обучающих систем (ИОС). ИОС должна стать частью учебного процесса, органически войти в его состав и найти применение при проведении всех традиционных форм обучения - практических и лабораторных занятий, контроля знаний, самостоятельной работе учащихся. Такой подход предъявляет качественно новые требования к организации учебного процесса, его технической и методической поддержки.


1. Компьютерные технологии обучения

1.1. Использование информационных систем в учебное процессе.

В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными - материальными и энергетическими ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень информатизации, кроме того, становится одним из существенных факторов успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества, связанные с использованием и переработкой информации, начиная с производственной сфере, где уже появились автоматизированные системы проектирования, управления производством. технологическими процессами и др.

Неминуемый переход на «компьютерные» рельсы всех отраслей экономики и государственного управления требует реализации соответствующих программ подготовки специалистов в области информационных компьютерных технологий, что позволит, на мой взгляд, решить общенациональную проблему повышения уровня образования на самом перспективном и наиболее конкурентном рынке.

В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников учебных заведений в области использования новых способов поиска знаний и методов доступа к удаленным банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию. Студент уже в процессе обучения в учебном заведении должен овладеть навыками использования информационных и, в частности, телекоммуникационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.

В связи с этим важное значение приобретает и информатизация образования, органически связанная с процессом его модернизации. Одним из основных направлений развития образовательного процесса становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности. В связи с переходом к постиндустриальному обществу все заметнее становится тенденция к информатизации сферы образования. Создаются электронные учебники, разрабатываются автоматизированные системы обучения, организуются виртуальные университеты, тестирующие программы.

Чтобы существующее положение дел изменилось, требуется время, необходимое на создание особого класса педагогов и учёных сетевого типа. Этот класс специалистов преимущественно будет формироваться из молодых научно-педагогических кадров, способных осуществить сопряжение новейших педагогических и телекоммуникационных технологий. Подготовка педагогических кадров, применяющих информационные компьютерные технологии, на уровне кандидатов и докторов наук представляется одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня.


1.2. Использование мультимедиа технологий в лекционных курсах.

В настоящее время в российский образовательный процесс внедряются технологии Мультимедиа, представляющие особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном). Анализ отечественных и зарубежных научных источников показал, что характерной (отличительной) особенностью технологий Мультимедиа по сравнению с традиционными в учебном процессе является представление информации не только в виде текста, но и в виде образов, которые позволяют максимально сконцентрировать внимание обучающихся, способствуют лучшему пониманию, осмыслению и запоминанию информации.

1.2.1. Функциональное назначение мультимедиа-лекций, области ее применения.

В настоящее время специалисты образовательных учреждений активно используют электронные учебные пособия (ЭУП) для организации и проведения занятий с компьютерным сопровождением.

ЭУП представляет собой систематизированный материал из соответствующей научно-практической области знаний, могут содержать информацию, представленную в виде текста, графики, звука и видео.

Проектирование занятия с использованием электронных пособий начинается с определение целевой аудитории: контингента слушателей, учета возрастной группы, уровня компьютерной грамотности и уровня подготовки в области знаний планируемого курса (базовая или продвинутая). Далее определяется постановка целей, задач учебного занятия, выбор темы и отбор содержания изучаемого материала.

На каком же этапе занятия уместно применить электронный комплекс? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо учесть функциональное назначение учебно-методического комплекса:

· виртуальные уроки или обучающие электронные ресурсы (ОЭР) предназначены для ознакомления учащихся с изучаемым материалом, для формирования основных понятий, для отработки умений и навыков путём их активного применения в различных учебных ситуациях, а также для самоконтроля и контроля приобретённых знаний;

· демонстрационные ОЭР позволяют показать на экране компьютера, а при использовании мультимедиа проектора, и на большом экране различные видеозаписи, презентации, связанные с тематикой изучения данного предмета;

· контролирующие ОЭР позволяют преподавателю проводить текущий и итоговый контроль знаний и умений (интерактивные вопросы с выбором ответа, электронные тесты);

· электронные энциклопедии могут вмещать в себя тысячи страниц иллюстрированного текста, звук, видео, анимацию, содержащие сотни разделов, дублирующие их содержание на различных языках;

· мультимедиа лекции, где синхронно с дикторским текстом на экране компьютера появляются текст или компьютерные анимации.

В зависимости от функционального назначения ЭУП может использоваться преподавателем, как при подготовке занятия, так и на выбранном этапе учебного занятия (объяснение, закрепление, контроль).

При объяснении нового материала на занятии специалист образовательного учреждения (ОУ) может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели.

При закреплении пройденного материала, преподаватель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать компьютерное тестирование с использованием компьютерных программ или технологий дистанционного обучения.

При подготовке к занятию с использованием ЭУП специалисту ОУ необходимо:

В зависимости от функционального назначения ЭУП может использоваться преподавателем, как при подготовке занятия, так и на выбранном этапе учебного занятия (объяснение, закрепление, контроль).

При объяснении нового материала на занятии специалист образовательного учреждения (ОУ) может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели.

1.2.2. Характеристика программы Microsoft PowerPoint 2003.

Microsoft PowerPoint - это популярная программа подготовки презентаций, которая широко используется бизнесменами, преподавателями, лекторами и служащими офисов. Широкое распространение этой программы изменило само представление о трудоемкости создания презентации. Всего 15 лет назад доклады и презентации сопровождались преимущественно бумажными плакатами, изготовление которых было весьма трудоемким и часто требовало услуг профессиональных чертежников. Обычно плакаты фотографировались и с них делались слайды, которые демонстрировались с помощью слайд-проекторов. Сегодня благодаря появлению программ типа PowerPoint оформление доклада самым качественным иллюстративным материалом занимает считанные минуты.

PowerPoint позволяет создавать наглядные презентации, интегрируя текст, графику, видео и другие элементы на отдельных страницах, называемых "слайдами" по аналогии со слайд-проекторами, вышедшими сегодня из употребления благодаря внедрению компьютерных презентаций. PowerPoint дает возможность создавать слайды, содержащие перемещаемые таблицы и обтекающий текст, а также редактировать, демонстрировать и распечатывать слайды.

Переходы между слайдами при демонстрации презентации с компьютера могут быть анимированы различными способами. Можно анимировать также отдельные элементы на слайдах, чтобы привлечь к ним внимания аудитории. Как и в других программах, входящих в MS Office, PowerPoint предоставляет множество готовых вариантов дизайна и шаблонов содержания.

Microsoft PowerPoint позволяет транслировать презентации на широкую аудиторию через Интернет.

По мере развития Microsoft Office программа приобретала новые элементы, общие для всех приложений Office.

В PowerPoint 2003 появилось усовершенствованное средство просмотра (PowerPoint Viewer), позволяющее пользователям, у которых не установлен PowerPoint, ознакомиться с PowerPoint-презентацией. Авторы презентации могут включить "просмотрщик" (viewer) на этапе записи презентации на CD. Помимо этого, программа приобрела целый ряд новых функций. В частности, появилась возможность просматривать полноэкранные фильмы как PowerPoint-презентации.


2. Разработка мультимедийного комплекта для лекций по разделу «Технология парикмахерских услуг»

2.1. Проектирование учебной информации.

Выделена конкретная функция: «Выполнять подбор прически на компьютере», и умения «подбирать прически, используя библиотеку базы данных программы», «подбирать форму, стиль прически», «показывать понравившуюся клиенту прическу в трех проекциях, создавая эффект трехмерного изображения» и др.

Использование программ, находящихся на CD дисках, таких как, «Виртуальный стилист», «Мастер прически», на занятиях по предметам «Основы художественного моделирования», «Основы проектирования прически», «Технология парикмахерских услуг», учит разрабатывать индивидуальный стиль клиента, подбирать макияж, прически и украшения. В обширных каталогах программ представлены разнообразные женские и мужские прически, элементы макияжа и аксессуары. Интуитивно понятный интерфейс делает работу над проектом простой и удобной, а широкие возможности редактирования изображений позволяют максимально приблизиться к желаемому результату. С помощью таких программ учащиеся активно осваивают такую конкретную функцию, как «Выполнять подбор прически на компьютере», и умения «подбирать прически, используя библиотеку базы данных программы», «подбирать форму, стиль прически», «показывать понравившуюся клиенту прическу в трех проекциях, создавая эффект трехмерного изображения» и др.

При обучении по профессии парикмахер используются информационные технологии и при проведении, пока в основном только открытых занятий практического и теоретического характера. Используются фрагменты из электронных учебников по истории, химии и др. предметам, и мультимедийные презентации, созданные в формате программы Microsoft Office Power Point. Вот несколько примеров таких уроков:

Ø Интегративный урок «Информационные технологии в парикмахерском искусстве»

Ø Интегративный урок – практикум «Использование современных компьютерных технологий в профессиональной деятельности парикмахера»

Ø Бинарный урок – семинар по предметам специального цикла профессии парикмахер «Декоративная косметика»

Ø Урок производственного обучения «Мужские и женские модельные стрижки»

Ø Интегрированное занятие «Плетение волос»

Очень активно используются программы Microsoft Office Power Point учащимися по профессии парикмахер для презентаций при защите дипломных работ на Государственной итоговой аттестации. Используя презентации, учащиеся делают свои доклады более образными, живыми, оформленными. В тоже время презентация дисциплинирует и выстраивает речь учащегося. Работая в программе Microsoft Office Power Point, учащийся учится видеть и выделять главное, структурировать свою речь, планировать ее.

Выйдя в этом году на новый образовательный уровень Среднего профессионального образования, необходимо для профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста не просто по профессии «Парикмахер», а уже по специальности «Парикмахерское искусство» с квалификацией «технолог» внедрять в образовательный процесс обучения современные информационные технологии, используемые в базовых учреждениях работодателей, так как подготовка специалистов в учреждениях СПО должна отвечать нынешним потребностям современного общества и постоянно возрастающим требованиям работодателей к качеству подготовки специалиста.


2.2. Содержание мультимедийного комплекта для лекции по теме «Моделирование прически».

Мультимедиа (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере.

Программы по подбору причесок сегодня очень популярны и востребованы. Услуги виртуального подбора причесок вам могут предложить в салонах красоты.

Но можно «проиграться» с программкой и самостоятельно на домашнем компьютере, предварительно скачав ее из Интернета. Таких программ множество, и часть из них распространяется свободно. Поэтому сложностей с поиском возникнуть не должно (Salon Styler Pro v.5.2.1). Приятный интерфейс позволит без труда разобраться в программе по подбору причесок любому пользователю. Заодно в такой программе можно подобрать и макияж.

Если вам приглянулась какая-либо из причесок, увиденных в программе, можно перейти к следующему уровню и запросить у программы подробную инструкцию по выполнению такой прически.

Программы обладают огромной базой данных с картинками и внятными объяснениями, что позволит вам визуально представить себе технологию выполнения прически. Кстати, программой могут воспользоваться и мужчины. Для них здесь представлены прически, усы и бороды, очки, шляпы и прочие аксессуары.

Использование таких программ существенно облегчат процесс выбора прически. Здесь вы можете смоделировать и наглядно представить себе вид той или иной прически, а так же подобрать длину волос, цвет и прочие мелочи. Покажите понравившуюся прическу парикмахеру, и он воплотит вашу мечту в жизнь.

База данных программы позволяет подбирать прическу, основываясь на типе лица и волос, а так же их длине. Среди предлагаемых причесок вы найдете женские, мужские и детские. Цвет прически можно менять по собственному вкусу.

Для подбора прически вам следует загрузить в программу вашу фотографию. Постарайтесь сделать так, чтобы волосы на фотографии были зачесаны назад и «зализаны». Тогда ваши естественные волосы не будут мешать подбору виртуальных причесок. Делайте фотографию на одноцветном фоне, это позволит рассматривать детали с большей четкостью.

Мультимедийная презентация может быть показаны через проектор или же на другом локальном устройстве воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Стоит отметить, что мультимедиа в онлайне может быть либо скачана на компьютер пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных. Мультимедиа, воспроизводимая при помощи технологий потоковой передачи данных может быть как «живая», так и предоставляемая по требованию.


Заключение

Нельзя подорвать важность компьютера в жизни человека в сегодняшнем мире. Независимо от того, в которой области Вы работаете или что Вы изучаете, если Вы не используете компьютер тогда, можно сказать, что Вы излишне пропускаете большое преимущество. Есть люди, у которых есть эта боязнь для компьютеров, и они думают, что она слишком сложна, чтобы обращаться. Действие компьютером едва требует любого специального навыка, которым Вы должны обладать. Все, что Вы должны сделать, узнают определенные компьютерные основы, которые предоставят Вам общее представление о функционировании компьютера, и затем ничто не будет казаться трудным.

Ситуация на рынке труда в области оказания парикмахерских услуг стала иной: меняются технологии выполнения стрижек, окрасок, химических завивок, что связанно с постоянной модернизацией материалов, инструментов, аппаратуры. На данном этапе развития индустрии красоты требуется специалист, способный проявлять активность в меняющихся условиях, обладающий конкурентоспособностью, умеющий находить и использовать перспективную информацию по развитию профессии (сеть Интернет).

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по организации и осуществлению технологического процесса выполнения парикмахерских работ с применением современного технологического оборудования и систем средств профессионального ухода за волосами с учетом индивидуальных особенностей потребителей в качестве технолога на предприятиях сферы сервиса.


Список использованных источников

1. А. Левин «Самоучитель работы на компьютере». - М,: "НОЛИДЖ" 2000.

2. В.Э. Фигурнов «IBM PC для пользователя». - М.: ИНФРА 1998.

3. С. В. Назаров «Компьютерные технологии обработки информации». – М.: Финансы и статистика, 1995.


Приложение А