Контрольная работа: Экологический аудит территориально-хозяйственных систем
Название: Экологический аудит территориально-хозяйственных систем Раздел: Рефераты по экологии Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ ВЫВОДЫ ИСТОЧНИКИ ВВЕДЕНИЕ Концептуальные и методологические принципы процедур экологического аудита (ЭА) согласовываются с положениями теории устойчивого развития страны, стратегическим планированием развития экономики регионов, стабилизацией антропогенной нагрузки на окружающую природную среду (ОПС), научно обоснованным использованием природного капитала, формированием экологоориентированного стиля жизнеобеспечения, экологизацией экономического потенциала территории через соответствующую систему управления и, по возможности, восстановлением устойчивости ОПС. Процедура ЭА территориально-хозяйственных систем, под которой понимают соединение в пространстве природной и антропогенной составляющих ОПС, логически согласовывается с выяснением способов и механизмов эффективного использования природно-ресурсного потенциала регионов. В тоже время ЭА является способом приведения в соответствие внутренних возможностей и внешних условий, что касается как объектов территориально-хозяйственной системы, так и ее самой по отношению к высшим по иерархии системам. Научная сложность методик ЭА пространственного развития территориально-хозяйственных систем обусловлена необходимостью привлечения больших объемов информации. Поэтому следует учитывать взаимосвязь влияния пространственных факторов на субъектов экономической деятельности территориально-хозяйственных систем; методы и способы управления на основе комплексности, динамичности, масштабности, организованности; соблюдение требований системного анализа; наработанные статистические, аналитические и комплексные показатели состояния всех составляющих ОПС; использование концептуальных положений экологической сертификации территорий и ее синергетического эффекта. Процедура ЭА территориально-хозяйственных систем использует достижения региональной экономики. Значительный вклад в разработку регионалистики сделали многие отечественные ученые, среди которых Б. Данилишин, М. Долишний, 3. Варналий, 3. Герасимчук, Т. Максимова, В. Павлов, В. Чужиков и др. Анализ известных сегодня методик изучения социально-экономических, экологических процессов и теории устойчивого развития представлен в трудах М. Долишнего, Л. Зайцева, 3. Герасимчук, В. Артеменко, А. Рыбалова, А. Шапара, Б. Кочурова, П. Коренюка, П. Жолкевского, в методиках рабочей группы ООН по социально-экономической статистике, разработках Института экономико-правовых исследований НАН Украины (касающихся синтеза региональных и межрегиональных хозяйственных решений в рамках индикативного модельного комплекса) и др. Методические, информационно-аналитические основы ЗА в Российской Федерации приведены в работах А. Карелова, Г. Беллера, И. Потравного и других ученых Вопросы ЭА Волжского бассейна и его административных областей рассмотрены в исследовании В. Юриной. Изучению ЭА рекреационных территорий посвящены работы Т. Галушкиной. Эти и другие труды освещают преимущественно ЭА предприятий, систем менеджмента, отдельных ресурсов ОПС. Однако теперь необходимо использовать систематизированные процедуры и показатели ЭА как отдельных составляющих ОПС, так и эколого-экономических, социальных составляющих территориально-хозяйственных систем; комплексные показатели, причем для разных ресурсов, в том числе с целью экологической сертификации территориально-хозяйственных систем. Целью работы является разработка показателей ЭА на основе системного анализа, которые охватывают экономическую, экологическую и социальную составляющие устойчивого функционирования и развития, проведение кластерного анализа, моделирование процессов управления сложными системами, установление влияния наиболее значимых факторов на определенный параметр состояния или функционирования территориальных систем, проведение процедуры ЭА территориально-хозяйственных систем (административных районов) Ривненской области на основе пакета программ "STATISTICA" и экспертной системы "REGION". На основе системного подхода разработаны показатели для проведения экологического аудита территориально-хозяйственных систем с целью моделирования экономической, экологической и социальной ситуации в единственном комплексе для разработки экономических механизмов управления административными районами и областью. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ Сегодня развитие теоретических основ ЭА территориально-хозяйственных систем должно предусматривать системную оценку сбережения и использования природного капитала во взаимосвязи с экономическими и социальными условиями жизнеобеспечения населения и их синтез благодаря решающему значению природной составляющей в экономическом развитии регионов и страны в целом; индексам состояния территориально-хозяйственных систем разного уровня по совокупности показателей балльной, интегральной, энергетической, стоимостной (комплексной и отдельных видов природных ресурсов) оценки; определению инновационной привлекательности административных территорий, регионов; созданию единого информационного пространства; соответствию специализации региона на основе имеющегося потенциала природного капитала; функциональному зонированию территорий; распространению обоснованной интеграции региона; развитию промышленности и ликвидации депрессивных зон; сбалансированному природопользованию на основе теоретико-методологических положений природного капитала; экологическому картографированию; кадастрам природных ресурсов; охране ОПС и экологической безопасности и др. Больше всего разработаны вопросы поэлементной оценки природно-ресурсного потенциала территории. С этой целью широко применяются методы балльной оценки. Для корректировки полученных балльных оценок используются также экспертные методы. Так, показатели, по которым оценивают состояние территориально-хозяйственных систем, входят в оценку экономического потенциала, а именно: процент стоимости природного капитала в общей структуре валового продукта региона; введение мощностей для охраны ОПС; объемы выбросов, сбросов, размещение отходов; удельный вес продукции и услуг территориально-хозяйственных систем в общем объеме разных видов продукции (промышленной, сельскохозяйственной и др.); индекс промышленной и сельскохозяйственной специализации. При этом необходимо проверять соблюдение требований относительно согласованного сбалансированного отражения всех существенных взаимосвязей процессов воспроизводства природного капитала и его функций, в частности, на уровне территориально-хозяйственных систем. В процедуре ЭА экономического потенциала территориально-хозяйственных систем необходимо учитывать следующие свойства: целостность, структурированность, иерархичность, функциональность, управляемость, целенаправленность, самоорганизация, бесконечность как природной, так и антропогенной составляющих. Причем категория целостности является основополагающей в теории систем и означает, что отдельные свойства территориально-хозяйственных систем нельзя свести к сумме свойств составляющих ее элементов и частей. Предложенная методика ЭА базируется на универсальном методе системного анализа с использованием концептуального аппарата экономики, социологии, экологии, моделирования и других дисциплин, с помощью которых изучают взаимодействие социальных, экономических и экологических составляющих системы. При этом использование междисциплинарного подхода и синтеза систем позволяет выявить пространственную неоднородность исследуемых территориально-хозяйственных систем, степень кризиса, состояние территорий, количественные и качественные отличия между ними, выработать возможные подходы к управлению. Целью управления в дальнейшем на практике будет введение экологической сертификации территориально-хозяйственных систем, практическая значимость которой состоит в системном сочетании экологических, экономических, социальных и других показателей для научно обоснованного сохранения природного капитала и социально-экономического развития регионов и государства в целом. Особенно велико его значение при ЭА социо-эколого-экономических систем, где модель является, чуть ли не единственным инструментом анализа, поскольку реальный физический эксперимент здесь невозможен или ограничен. Системное моделирование социально-экономических процессов на основе методов теории систем и системного анализа отражает информационный образ объекта и процессы, происходящие в нем. При этом инструментами ЭА выступают следующие методы: экспертной оценки, математические и статистические методы (в частности, кластерный, факторный, корреляционный анализы, регрессионный анализ с оценкой существенности влияния исследуемых факторов). В данной работе мы использовали основные принципы системного подхода: принцип многоуровневого описания (минимально необходимое количество уровней описания - 3); принцип последовательного движения по этапам формирования системы; принцип согласования цели развития отдельных подсистем для развития системы в целом. В основу системного подхода нами положена теория М. Садовского, согласно которой перечисленные ниже аспекты должны быть на каждом уровне описания системы, а именно: - целостность (рассмотрение объекта как единого целого с учетом эмерджентности); - элементы системы (аналитическая деятельность по определению и исследованию составляющих элементов: система делится на много элементов, выясняются взаимосвязи между ними, описываются аспекты системы); - свойства; - отношения; -связи элементов, частей, подсистем, а также данной системы с другими системами; - структура (организация, упорядоченность); - иерархическое строение; - внешняя среда; - цель системы и подсистем; - поведение системы, включая ее развитие; - информационный аспект (анализ потоков информации в системе и окружающей среде); - управление системой. Методика проведения ЭА территориально-хозяйственных систем приведена в таблице 1. Для оценки состояний и моделирования на перспективу территориально-хозяйственных систем мы использовали экономические, экологические и социальные показатели (см. табл. 2,3,4). В качестве информации для экспертной оценки целесообразно применять показатели общеэкономической и инвестиционной деятельности, комплексной оценки природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации; уровень развития рыночных отношений; экологические риски; статистические данные разных уровней; разработанные автором и другими учеными интегрируемые показатели; официальные информационные источники. В работе использованы результаты исследований и статистические данные по состоянию на 2006 г. и комплексные показатели, в том числе экологические, сущность и величина которых меняются незначительно (или не меняются на протяжении десятилетий, например, коэффициент экологической устойчивости ландшафта), и поэтому они не индексируются. При этом необходимо учитывать географическую ситуацию, исторически сложившуюся обстановку, совокупность условий ОПС, факторы, способствующие взаимодействию ее компонентов. Такой подход (совместно с системным) обусловлен необходимостью моделировать состояние территориально-хозяйственных систем, прогнозировать их развитие и, прежде всего, осуществлять процедуру ЭА и управления с целью дальнейшей экологической сертификации. Сущность предложенной методики ЭА территориально-хозяйственных систем состоит в необходимости получения полной эколого-экономической и социальной характеристики природного капитала, учета максимального (или оговоренного) количества показателей, согласно потребностям экологической сертификации. Анализ состояния территориально-хозяйственных систем необходимо проводить с использованием кластерного анализа и пространственного корреляционного анализа множественной линейной регрессии. В процессе кластерного анализа осуществляется разноуровневая кластеризация территорий с определением степени неоднородности элементов, которые входят в систему по группе экономических, экологических и социальных факторов. Корреляционный анализ позволяет формировать группы подобных территорий на основе общих признаков (экономических, экологических, социальных), а также группировать показатели исходя из их влияния на состояние территориально-хозяйственных систем. С помощью множественной линейной регрессии процесс моделирования осуществляют с целью разработки эффективных управленческих решений, наиболее оптимального развития территориально-хозяйственных систем. С использованием приведенной методики (см. табл. 1) мы исследовали территориально-хозяйственные системы 16 административных районов Ривненской области, кластерный анализ которых проводился по 50 экологическим, экономическим и социальным показателям, отобранным экспертным путем как наиболее информативные. В результате кластерного анализа получены 2 кластера территорий, сформировавшихся на основе их идентичности состоянию территориально-хозяйственных систем, что требует разработки разных вариантов управления. К кластеру № 1 относятся следующие административные районы: Ривненский, Млиновский, Рокитновский, Радивиловский, Костопольский, Острожский, Корецкий, Дубенский, Димидовский, Гощанский; к кластеру № 2 - Сарненский, Здолбуновский, Зареченский, Дубровицкий, Владимирецкий и Березновский административные районы. Таблица 1 Методика проведения ЭА территориально-хозяйственных систем
Таблица 2. Система экономических показателей ЭА
Для получения регрессионной модели экспертным путем и с учетом результатов корреляционного анализа, проведенного по кластерам, были отобраны показатели состояния экологической, экономической и социальной подсистем. Был проведен регрессионный анализ кластерного объединения № 1 с составом параметров (х) с учетом экологической, экономической и социальной подсистем. В качестве функции (у ) были приняты показатели: "интегральный коэффициент экологического состояния территорий" - для кластера № 1, "инвестиционная привлекательность" - для кластера № 2. Такой выбор параметров обусловлен высокой степенью их значимости как индикаторов экологического, экономического и социального благополучия исследуемой области. Интегральный коэффициент экологического состояния территорий включает комплекс показателей для ЭА и сертификации территорий. Инвестиционная привлекательность предусматривает одновременный учет соблюдения экологических требований и обоснованное развитие административных районов. Для кластера № 1 получено уравнение: уi = - 115,32 + 0,25Х1 + 0,02X2 +0,28X3 + 1,21X4 + 0,55X5 - 0,13X6 - 0,09X7 . Результаты управленческих влияний на параметры состояния территориально-хозяйственных систем приведены в таблице 5. Для показателей "валовая продукция сельского хозяйства на единицу площади" (х6 ) и "коэффициент смертности от новообразований" (х7 ) связь с у (оценка характера связи по линейному коэффициенту корреляции) несущественная, обратная; для х2 х7 - практически отсутствует; для х,, х,, х6 - слабая, прямая; для х4 -весомая, прямая. Для кластера № 2 получаем уравнение: у, =- 10,14+ 0,40X1 + 0,31X2-0,55X3 + 0,98X4. Для показателя "уменьшение плотности населения" (х4 ) связь с у существенная, прямая, а для индекса "объем продукции промышленности" (х,) - слабая, обратная; для показателей х,, - слабая, прямая. Выяснение закономерностей развития территориально-хозяйственных систем предполагает построение кривых оптимальной и реальной нагрузки на территориально-хозяйственную систему. Оценка эффективности используемых управленческих решений предусматривает построение графической модели (на основе данных оценки экономической, экологической и социальной составляющих в баллах для каждого административного района) для самого антропогенно преобразованного Ривненского района (см. рисунок). Таблица 3
Таблица 4 . Система социальных показателей ЭА
На рисунке наблюдаем большие значения показателей экологической и социальной подсистем и более низкие - показателей экономической подсистемы, что подтверждает кризисную экологическую ситуацию в территориально-хозяйственной системе и требует принятия соответствующих управленческих решений. В данной работе также проведен кластерный анализ отдельно по экономическим, социальным и экологическим показателям. Так, результаты анализа только по экономическим показателям свидетельствуют о формировании двух кластеров. К 1-му относятся административные районы с наибольшими (то есть наихудшими фактическими) баллами для таких показателей, как "валовая продукция сельского хозяйства", "инвестиционная привлекательность" и сальдо, а ко 2-му - административные районы с наибольшими баллами для таких показателей, как "инвестиции в основной капитал на 1 чел." (в фактических ценах) и "инвестиционная привлекательность", а также с наименьшими баллами по показателю "использовано средств из природоохранного фонда". Кластерный анализ Ривненской области по социальным показателям также свидетельствует о формировании двух кластеров. К 1-му относятся административные районы с наибольшей антропогенной нагрузкой и медико-демографическими последствиями от аварии на ЧАЭС, а именно: Ривненский, Здолбуновский, Острожский, Ракитновский, Заречненский. Ко 2-му кластеру относятся административные районы со средними значениями баллов для большинства показателей. Причем во 2-ом кластере сформированы 2 подкластера, а именно: Дубенский, Демидовский, Гощанский, Владимирецкий и Березновский районы, которые схожи по величинам баллов для таких показателей, как "смертность" и "демографическая нагрузка (дети до 14 лет и люди пенсионного возраста - 60 лет и старше) на 100 чел. трудоспособного населения". Другой подкластер подобен по значениям баллов для следующих показателей: "демографическая нагрузка на 100 чел. трудоспособного населения", "уровень безработицы", "нагрузка на 1 рабочее место". Таблица 5. Результаты управленческих влияний на параметры состояния территориально-хозяйственных систем (у — "Интегральный коэффициент экологического состояния территорий", кластерное объединение № 1 Ривненской области)
Результаты кластерного анализа только по экологическим показателям свидетельствуют о формировании трех кластеров. К 1 -му кластеру относятся административные районы со значительной антропогенной нагрузкой: Ривненский и Сарненский. Ко 2-му - административные районы с не значительной для Ривненской области антропогенной нагрузкой и те, которые расположены в экологически безопасных условиях и имеют потенциально плодородные почвы. К 3-му кластеру относятся сельскохозяйственные районы с высокими процентами залуження, облеснения, незначительными выбросами и сбросами загрязняющих веществ, размещением отходов в ОПС. При этом все районы 3-го кластера ощутили значительное загрязнение земельных ресурсов радионуклидами, что подтверждается интегральными экологическими показателями. Регрессионный анализ для кластера № 1 Ривненской области по экологическим показателям не проводился из-за наличия только двух административных районов. По результатам регрессионного анализа кластерного объединения № 2 Ривненской области только по экологическим показателям получено уравнение: у = 100,21 - 0,32 x1 - 0,47x2 + 0,26 x3 + 0,53х4 . Результаты управленческих влияний на параметры состояния территориально-хозяйственных систем (у- "Эколого-агрохимическая оценка почв (к эталону)", кластерное объединение № 2 Ривненской области, экологические показатели) приведены в таблице 6. Таблица б. Результаты управленческих влияний на параметры состояния территориально-хозяйственных систем, кластерное объединение № 2 Ривненской области (экологические показатели)
Для показателя уменьшение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на единицу площади и выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников" (соответственно, х,, х,) связь с у несущественная, обратная; для показателя "увеличение лесовосстановления по сравнению с рубками в среднем за годы" (х,) связь с у фактически отсутствует; для х4 - слабая, прямая. По результатам управленческих влияний на параметры состояния территориально-хозяйственных систем (у - 'Типы экологических ситуаций по проявлению кризисных явлений", кластерное объединение № 3 Ривненской области, экологические показатели) получено уравнение: уi = 269,81 - 2,34 x1 + 0,77 x2 - 0,50 x3 + 1,10х4 - 0,70 x5 . Анализируя результаты для кластера № 3, между уменьшением интегрального коэффициента экологического состояния территорий (х4 ) и у - 'Типами экологических ситуаций по проявлению кризисных явлений" необходимо отметить функциональную связь. Между уменьшением соотношения сбросов загрязненных сточных вод и забора воды из природных источников (х,) и у наблюдается сильная связь. Между уменьшением эколого-агрохимической оценки почв (к эталону) (X j ) и усвязь слабая, обратная. Между увеличением количественной оценки устойчивости ландшафта (х5 ) и у - сильная, обратная. Что касается показателя "увеличение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на единицу площади" (х,), то следует выделить специфику методики формирования интегрального показателя 'Типы экологических ситуаций по проявлению кризисных явлений", который учитывает преимущественно показатели, касающиеся земельных ресурсов. ВЫВОДЫ Таким образом, системный подход и моделирование в ЭА позволяют: - установить приоритетные отрасли развития территориально-хозяйственных систем; - разработать механизмы принятия самого эффективного и перспективного варианта управленческого решения и сравнивать вложения ресурсов в разные сферы с помощью моделирования сценариев (изменения параметров уравнения множественной линейной регрессии); - ввести на практике новый параметр - быстроту изменения (деградации) ОПС; - переход от статического к динамическому рассмотрению вопроса оценки качества ОПС, то есть к новому направлению в экологическом менеджменте - реакции на изменения быстроты процессов; - определить комплекс критериев, с помощью которых можно наиболее адекватно охарактеризовать состояние системы; - построить комплексные графические модели состояния территориально-хозяйственных систем и др. Основой для методологии ЭА территориально-хозяйственных систем является междисциплинарный подход, позволяющий выяснить организацию и закономерности функционирования и развития регионов в целом и выработать экономические механизмы управления. Результаты ЭА показали пространственную неоднородность территориально-хозяйственных систем, что требует дифференцированного подхода к формированию механизмов управления, проведения мер и осуществления проектов, направленных на оптимизацию управления административными территориями. Для территориально-хозяйственных систем, в которые входят несколько административных районов, разрабатываются рекомендации по управлению во всех сферах - экономической, экологической, социальной - с учетом идентичности условий их функционирования; отрабатываются оптимальные сценарии развития по известным приоритетам; подбирается комплекс механизмов для выполнения целей развития. Таким образом, определение политики развития территорий происходит с учетом природных границ, взаимосвязи потоков энергии, особенностей природного капитала. Экономический эффект в результате ЭА состоит в улучшении качества ОПС, использовании научно обоснованных управленческих решений, проведении в дальнейшем экологической сертификации территорий административных районов и др. В дальнейшем необходимо совершенствовать методику ЭА территориально-хозяйственных систем по вопросам выбора и адекватности показателей, касающихся оценки эколого-экономической и социальной ситуации в административных районах, областях и для государства в целом. Также на теоретико-методологическом уровне необходимо обосновать использование методики и результатов кластерного анализа для экологической сертификации территориально-хозяйственных систем. ИСТОЧНИКИ 1. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. Учебное пособие по экологическому аудированию, ч. I. (Карелов А. М, Беллер Г. А., Бусыгина В. М. и др.). - М., НЦЦ "Экобезопасность", 1998, 529 с. 2. Юрина В. С. Экологический аудит территориально-промышленных комплексов как базовая процедура экономического механизма управления и обеспечения устойчивого сбалансированного развития сложных систем. Автореферат дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук. -Тольятти, 2002, 20 с. 3. Екологічний менеджмент та аудит рекреаційних територій (концептуальні засади та організаційний механізм). Монографія. (Під ред. Т. П. Галушкіної). - Одеса, вид-во ТОВ "ІНВАЦ", 2006, 184 с. 4. Розенберг Г. С. Экологическая экономика и экономическая экология: состояние и перспективы (с примерами по экологии Волжского бассейна). "Экология" № 5-6, 1994, с. 3-13. 5. Экономический потенциал административных и производственных систем. Монография. (Под общ. ред. О. Ф. Балацкого).- Сумы, ИТД "Университетская книга", 2006, 973 с. 6. Скрипчук П. М. Організаційно-економічні основи стимулювання розвитку метрології, стандартизації та сертифікації. "Економіка і держава" № 10, 2008, с. 43-46. 7. Цыгичко В. Н. Руководство - о принятии решений. - М., "ИНФРА-М", 1996,272 с. 8. Свирежев Ю. М.,Логофет Д. О. Устойчивость биологических сообществ. - М., "Наука", 1978, с. 352. 9. Данилко В. К. Методологічні засади екологічної статистики. Автореферат на здобуття наукового ступеня доктора екон. наук.- К., 2005, 32с. 10. Скрипчук П. М., Рибак В. В. Використання інтегральних показників для екологічного аудиту територій. Вісник НУВГП. Збірник наук, праць. Вип. 4 (40). "Економіка", Ч. 1. - Рівне, 2007, с. 315-322. 11. Науковий звіт Рівненського обласного державного проектно-технологічного центру охорони родючості грунтів і якості продукції про проведення проектно-технологічних робіту 2006 році. Міністерство аграрної політики України. Рівненський обласний державний проектно-технологічний центр охорони родючості фунтів і якості продукції. - Рівне, 2006, 232 с. 12. Естественно-экономические основы оптимизации экосред. В 3-х кн. (Л. Н. Гореев, С. И. Дорогунцов, М. А. Хвесик и др.).- К., "Либідь", 1994, кн. 1, 238 с; кн. 3,247 с. 13. Науково-методичні засади реформувати рекреаційної сфери. (Гринів Л. С, Кравців В. С, Копач Ч. М., Кузик С. П.).- Львів, ІРД HAH України, 1999, 78 с. 14. Коваленко И. Н. Многоуровневый фитомониторинг на охраняемых природных территориях. "Екологія і природокористування". Вип. 7. -Дніпропетровськ, 2004, с. 213-217. 15. Методика моніторингу земель, що перебувають в кризовому стані.- Харків, Українська академія аїрарних наук. Науково-методичний центр з проблем ґрунтознавства, агрохімії і охорони грунтів, 1998, 87 с. 16. Рогожин О. Г. Демографічна ситуація в українському селі: регіональні особливості і тенденції у 1995-2001 pp. Екологія і ресурси. 36. наук, праць Інстиіуту проблем національної безпеки. Вип. 15, № 15. К., ШНБ, 2006, с. 145—157. |