Контрольная работа: Содержание медико-социальной работы с ВИЧ- инфицированными и больными СПИД
Название: Содержание медико-социальной работы с ВИЧ- инфицированными и больными СПИД Раздел: Рефераты по социологии Тип: контрольная работа |
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Российский государственный профессионально педагогический университет Социальный институт Контрольная работа по дисциплине: «Содержание и методика социально- медицинской работы» На тему: « Содержание медико-социальной работы с ВИЧ- инфицированными и больными СПИД» Выполнила: Пересыпкина Наталья группа ЗСРб315с Проверил: Екатеринбург 2010г Содержание Введение Социальные проблемы ВИЧ инфицированных Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации Система профилактики ВИЧ/СПИДа в России: проблемы и перспективы Список использованной литературы. Введение В современной России отмечаются самые быстрые темпы роста числа ВИЧ-инфицированных после африканских государств, расположенных к югу от Сахары. К настоящему времени ВИЧ-инфекция зарегистрирована на всех административных территориях Российской Федерации. По данным, представленным Федеральным научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом, половина случаев ВИЧ/СПИДа фиксируется среди людей моложе 25 лет, т. е. преимущественно в молодежной среде. Следует подчеркнуть, что в настоящее время ВИЧ-инфекция не ограничивается только маргинальными группами населения, такими как потребители инъекционных наркотиков или коммерческие «секс-работники», но распространяется среди широких слоев населения, и прежде всего в молодежной среде. То есть ВИЧ-инфекция выходит за пределы традиционных групп риска. Так, статистические данные свидетельствуют об изменении полового соотношения носителей. Если в 1998 г. на 7 ВИЧ-инфицированных мужчин приходилась одна женщина, то сейчас доля женщин среди зараженных составляет 30%. Эти цифры являются косвенным свидетельством того, что гетеросексуальный путь распространения ВИЧ-инфекции становится более актуальным. Отсутствие вакцин для специфической профилактики ВИЧ-инфекции и высокая стоимость лечения СПИДа обусловливают приоритетную роль профилактики данного заболевания. Поэтому в сфере профилактики асоциальных явлений среди несовершеннолетних особое внимание уделяется превентивному обучению в рамках образовательных программ. Именно молодежь является группой населения с высокой вероятностью заражения ВИЧ и основной фокус-группой профилактических мероприятий, проводимых образовательными учреждениями. При этом начало профилактической работы должно быть как можно более ранним, поскольку эффективной в направлении профилактики ВИЧ может считаться не столько информационно-просветительская работа, сколько целенаправленная деятельность по формированию ценности и навыков ведения здорового и безопасного образа жизни, что требует достаточно долгого времени. Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы. В частности, оно имеет огромное влияние на формирование и развитие личности учащегося, доступ к семье несовершеннолетнего и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами (педагогами, психологами, социальными работниками и др.), способными обеспечить ведение в образовательном учреждении эффективной профилактической работы.
Социальные проблемы ВИЧ-инфицированных Важной психологической проблемой, с которой приходится сталкиваться ВИЧ-инфицированным, является социальная изоляция. Больных увольняют с работы, от них отказываются родственники и друзья. По этим причинам больные начинают чувствовать себя изгоями современного общества. Особенно тяжело страдают дети, которых в ряде случаев исключают из школы, лишают возможности посещать общий детский сад и общаться с другими детьми (поэтому в некоторых городах с высоким уровнем заболеваемости ВИЧ-инфекцией, например в Калининграде, созданы детсады, которые посещают только дети с установленным диагнозом). В период, когда человек узнает о своем диагнозе, родные и близкие, медицинские работники могут и должны оказать ему психологическую поддержку. Пережив первую, самую тяжелую, реакцию, больной и члены его семьи начинают интересоваться тем, насколько опасен ВИЧ-инфицированный для окружающих, возможно ли совместное с ним проживание, общение с друзьями и т.п. Как уберечь себя, членов семьи, в том числе детей, от этой инфекции? Как помочь инфицированному поддержать достаточную жизненную активность? Медицинские сестры могут и должны обучить пациентов с ВИЧ-инфекцией правильно вести себя не только в больнице, но и в семье, обществе. У пациентов, адаптированных к своему диагнозу, сохраняется социальная значимость и высокий уровень жизни. К сожалению, решить проблему адаптации пациента не всегда удается. Пандемия СПИДа является проблемой мировой социальной медицины. В связи с массовым распространением в мире заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека ( ВИЧ- инфекция), которое остается неизлечимым и приводит к неотвратимому смертельному исходу, вызывает тяжелые социально- экономические и демографические последствия для Российской Федерации , создает угрозу личной, общественной и государственной безопасности, угрозу существования человечества, - все это вызвало необходимость защиты прав и законных интересов населения и применения современных эффективных мер комплексной профилактики ВИЧ- инфекции. На решение этих проблем направлен федеральный закон от 30.03.95г.предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом имуно дифицита человека(ВИЧ- инфекции)В ст. 4гл. 1 « Гарантии государства» определены следующие гарантии: · Регулярное информирование населения, в т.ч. через СМИ, о доступных мерах профилактики ВИЧ- инфекции;· Эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории РФ;· Производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ – инфекции;· Доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ- инфекции;· Бесплатное предоставление всех видов квалифицированной и специализированной медицинской помощи ВИЧ- инфицированным –гражданам РФ· Развитие научных исследований по проблеме ВИЧ- инфекции;· Включение в учебные заведения и образовательные программы учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию;· Социально- бытовая помощь ВИЧ- инфицированным гражданам РФ, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство;· Подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ- инфекции;· Развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ по предупреждению распространения ВИЧ- инфекции.ВИЧ-(вирус иммунодефицита человека)- это вирус, который вызывает разрушение иммунной системы и делает больного восприимчивым к различным инфекциям и опухолям.ВИЧ- инфицированные- лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека. Оно включает в себя период длительного вирусоносительства (10 и более лет), заканчивающееся СПИДом.СПИД-(синдром приобретенного иммунного дефицита)-это конечная стадия появления болезни.Ее продолжительность не превышает обычно 3 лет.
Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации В нашей стране ВИЧ-инфекцию регистрируют с 1986 г. Первоначально данное заболевание было зарегистрировано среди иностранцев, преимущественно выходцев из Африки, а с 1987 г. оно получило распространение и среди граждан бывшего СССР. Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в России в динамике на период 1987—2003 гг. отражена на рис. 1. В настоящее время случаи ВИЧ-инфекции выявлены во всех субъектах Российской Федерации. Показатель числа инфицированных ВИЧ на 100 тыс. населения («пораженность») вырос со 121 случая в 2001 г. до 187 случаев в 2003 г.[1] Рис. 1. Регистрация новых случаев ВИЧ-инфекции в России по годам[2] По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, в России на 1 января 2004 г. зарегистрировано: 263 613 ВИЧ-инфицированных (из них детей — 7591); 6302 ребенка родилось от ВИЧ-инфицированных матерей; 3456 человек умерло от ВИЧ-инфекции (из них детей — 216); 817 человек больных СПИДом (из них детей — 193); 609 человек умерло с диагнозом СПИД (из них детей — 125). Особенно важно обратить внимание на количество ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом детей. Учитывая, что сегодняшние ВИЧ-инфицированные дети не смогут обеспечить здоровое будущее как нашей страны, так и мирового сообщества в целом, роль профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения ВИЧ/СПИДа среди несовершеннолетних значительно повышается. В целом на основании представленных данных следует вывод о том, что эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в России на сегодняшний день остается достаточно сложной. Представленные цифры отражают лишь зарегистрированных больных. Но так как болезнь длительно протекает скрыто и от заражения до развития СПИДа проходит в среднем 12 лет, большинство ВИЧ-инфицированных не знают о том, что они заражены. Поэтому оценочные цифры на сегодняшний день достаточно приблизительны. Региональная картина распространенности ВИЧ-инфекции в Российской Федерации весьма неоднородна: наряду с регионами, отличающимися высокой степенью распространения эпидемии ВИЧ-инфекции, существуют населенные пункты, где уровень заражения носит все еще относительно низкий характер. Уровень заболеваемости ВИЧ-инфекцией в различных федеральных округах страны может различаться почти в 9 раз. Наибольшее число зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в 2003 г. приходится на Свердловскую, Московскую, Самарскую, Новосибирскую области и города Москва и Санкт-Петербург (рис. 2). Однако не стоит забывать, что, с одной стороны, представленные цифры отражают лишь зарегистрированных ВИЧ-инфицированных. С другой стороны, важно помнить, что основной источник ВИЧ-инфекции — зараженный человек, а людям свойственно путешествовать и перемещаться в пространстве, следовательно, от распространения ВИЧ/СПИДа на другие территории ни одна из них не застрахована. Современное течение эпидемии ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, как и в мире в целом, характеризуется следующими изменениями. Смена ведущего пути передачи возбудителя. В России до середины 90-х гг. ведущим путем передачи ВИЧ был половой, что определяло своеобразие эпидемического процесса ВИЧ-инфекции. Со второй половины 1996 г. главный путь передачи ВИЧ меняется. На первое место выходит инъекционный — среди наркоманов, практикующих внутривенное введение психоактивных веществ. Рис. 2. Заболеваемость ВИЧ-инфекцией в Федеральных округах России на 2003 г. По данным официальной статистики, в Российской Федерации показатель инфицированности среди наркоманов достиг 1056,38 на 100 тыс. обследованных, т. е. не менее 1% всех потребителей психотропных веществ инфицированы ВИЧ. При этом в настоящее время происходит смена ведущего пути распространения ВИЧ. На первое место снова выходит половой путь. Это особенно важно учитывать при построении профилактических программ среди несовершеннолетних. Увеличение доли ВИЧ-инфицированных женщин по отношению к ВИЧ-инфицированным мужчинам. Относительно статистики в гендерных различиях ВИЧ-инфицированных следует отметить, что все зависит от этапа эпидемии. Так, на первом этапе, когда речь шла в основном о заражении половым путем мужчин-гомосексуалистов, понятно, что мужчины преобладали. Среди наркоманов также преобладали в основном мужчины. Однако с возобладанием половой передачи ВИЧ-инфекции количество ВИЧ-инфицированных мужчин и женщин примерно сравнялось. Это показатель того, что в настоящее время распространение ВИЧ-инфекции происходит преимущественно половым путем. При этом важно обратить внимание и на большую уязвимость женщин как с точки зрения возможного сексуального насилия и большей социальноролевой уязвимости, так и с точки зрения анатомических особенностей женского организма. Увеличение удельного веса ВИЧ-инфицированных в возрастной группе от 15 до 20 лет. По оценкам специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежедневно более половины новых случаев инфицирования ВИЧ в мире происходит среди молодежи. Молодые люди в высокой степени подвержены риску ВИЧ-инфицирования, так как они нередко начинают половую жизнь в достаточно раннем возрасте, часто меняют половых партнеров и не всегда пользуются презервативами. При опросе в 2002 г. сотрудниками Центра социологии образования РАО большой группы московских школьников выяснилось, что доля мальчиков, имеющих сексуальный опыт, увеличивается с 6,6% в седьмом классе до 28,2% в девятом и 55,4% в одиннадцатом классе, а доля девушек — соответственно с 2,5 до 11,9% и 35,4%. Примерно в этот возрастной период происходят и первые наркотические пробы. Средний возраст проб у мальчиков составляет 15,1 лет, а у девушек — 15,7 лет. Следовательно, молодые люди в высокой степени подвержены риску инфицирования ВИЧ половым путем и через кровь из-за высокой сексуальной активности, склонности к рискованному сексуальному поведению, а также в результате употребления различных психоактивных веществ. Таким образом, в рамках профилактики ВИЧ/СПИДа среди несовершеннолетних в образовательной среде в настоящее время достаточно остро встает вопрос о необходимости полового воспитания детей и подростков с учетом все более раннего возраста начала сексуальной активности. В то же время должна возрастать и роль профилактики наркомании среди несовершеннолетних. Система профилактики ВИЧ/СПИДа в России: проблемы и перспективы До настоящего времени в России профилактикой ВИЧ/СПИДа среди населения занимались преимущественно специалисты в области здравоохранения. Существует и успешно действует отлаженная система медицинской профилактики ВИЧ-инфекции. Организационно эта система представлена службами профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации. Учитывая наибольшую вовлеченность в проблему ВИЧ/СПИДа молодого населения и уязвимость перед заражением ВИЧ-инфекцией детей, подростков и молодежи, основной приоритет в профилактической работе имеет профилактическая работа с несовершеннолетними и молодежью. Тенденция все большего вовлечения в проблему несовершеннолетних и молодежи, распространение ВИЧ-инфекции за пределами традиционных «групп риска» способствует пересмотру основных стратегий профилактики, в частности смещение акцента в профилактике ВИЧ-инфекции на превентивное обучение, т. е. подключение образовательной модели профилактики. Кроме того, привлечение специалистов образовательных учреждений к профилактике ВИЧ-инфекции способствует искоренению дискриминации ВИЧ-инфицированных, формированию адекватного гуманного отношения к носителям ВИЧ-инфекции, которых становится все больше и больше в образовательных учреждениях. Согласно современному государственному подходу к профилактике ВИЧ-инфекции, предупреждением заражения детей и подростков ВИЧ-инфекцией, а также обеспечением социально-психологической адаптации ВИЧ-инфицированных призваны заниматься в первую очередь специалисты системы образования в рамках межведомственного взаимодействия со специалистами в области здравоохранения и права. Учитывая масштабы эпидемии ВИЧ-инфекции и вовлечение в проблему ВИЧ/СПИДа практически всех возрастных групп, профилактические программы по предупреждению ВИЧ-инфицирования и сопровождению ВИЧ-инфицированных в идеале должны реализовываться во всех учреждениях образования и быть адаптированы к контингенту учащихся, т. е. необходимо соблюдение принципа дифференцированного подхода с учетом возраста, клинико-психологических и социально-психологических особенностей учащихся, а также степени вовлеченности учащихся в проблему ВИЧ/СПИДа. На практике соблюдение этого принципа означает, что для детей и молодежи, воспитывающихся в асоциальных семьях, находящихся в детских домах, приютах и местах ограничения свободы, склонных к асоциальному поведению, а также имеющих интеллектуальные нарушения, необходимы разработка и проведение специальных профилактических программ на базе соответствующих образовательных учреждений. По мнению экспертов ВОЗ и отечественных ученых, наиболее перспективными направлениями профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде признаны: просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа; обучение ответственному поведению детей и молодежи; формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность. Рассмотрим содержание каждого из выделенных направлений. Данное направление предполагает предоставление всесторонней и точной информации о путях заражения ВИЧ и мерах их предупреждения; обстоятельствах, повышающих риск заражения (злоупотребление наркотическими средствами, ИППП и др.). Просветительская деятельность в образовательном учрежднии должна опираться на принципы информирования о ВИЧ, необходимость соблюдения которых доказана международным опытом и подтверждена специалистами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные принципы информирования о ВИЧ: ненанесение вреда неправильной информацией (исключение манипулирования); нейтральность в подаче информации; осведомленное согласие — соглашающийся на получение профилактической информации должен примерно знать содержание, подход ведущих групп; в случае проведения профилактических u1087 программ с несовершеннолетними согласие дают родители; взаимоуважение в процессе информирования; всестороннее знание проблемы; личностное отношение при рассказе о путях избежания ВИЧ; адекватность целевой группе; создание экзистенциальной перспективы (альтернативность, иерархичность; ступенчатость информации, расстановка акцентов, побуждение к более полному восприятию жизни с перспективами, ценностями, смыслом жизни, создание дальнейшей жизненной перспективы); сочувственное отношение к ВИЧ-инфицированным. Информирование детей и молодежи в области ВИЧ/СПИД осуществляют не только специалисты образовательных учреждений, оно должно осуществляться и через родителей. Следовательно, необходимо просвещение родителей и лиц, их замещающих. Для того чтобы несовершеннолетние и молодежь имели доступ к информации, консультациям и услугам в области охраны репродуктивного здоровья, профилактики наркозависимости и реабилитации зависимых, необходимо привлечение специалистов-медиков соответствующего профиля, а также соответствующих общественных организаций. Уязвимость несовершеннолетних и молодежи перед ВИЧ-инфекцией связана не только с недостатком у них адекватной информации о ВИЧ/СПИДе, но и с тем, что подростки и молодые люди зачастую не могут соединить имеющиеся знания с осознанием реального риска и необходимостью безопасного и ответственного поведения. Решению задачи формирования мотивации и навыков безопасного и ответственного поведения посвящено следующее направление профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде. Реализация этого направления профилактической работы возможна только в рамках превентивного обучения с формированием мотивации к здоровому образу жизни, изменению проблемного и рискованного поведения, повышению социальной, межличностной компетентности на основе профилактических образовательных программ. Задачи, решаемые в рамках данного направления: формирование личностных ресурсов; развитие эффективных стратегий поведения, способствующих обретению ответственности за свою собственную жизнь; формирование осознанного выбора здорового образа жизни; приобретение уверенности для противостояния негативному влиянию среды, минимизация проявлений рискованного поведения; формирование здоровой полоролевой и семейной идентификации личности, в том числе мотивации к отсрочке сексуального дебюта. В рамках обучения ответственному поведению может быть также реализовано мотивационное консультирование, направленное на формирование и поддержание готовности к изменению проблемного поведения в сторону здорового. Формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность в рамках данного направления осуществляются: · семейное консультирование, направленное на улучшение семейных взаимоотношений. Хорошие семейные взаимоотношения, поддержка семьи являются необходимым условием для полноценного развития личности ребенка, подростка и молодого человека, способствуют формированию навыков заботливого отношения к себе и ответственного и безопасного поведения. Кроме того, поддержка семьи необходима для изменения проблемного поведения, а также переживания кризисной ситуации, связанной с инфицированием ВИЧ; · обучение родителей основам полового воспитания детей. Работа по половому воспитанию опосредованно через родителей несовершеннолетних позволит предоставить детям и подросткам объективную информацию и сформировать навыки безопасного сексуального поведения, при этом соблюдая права семьи на выбор формы и содержания воспитания детей; · вовлечение в работу людей, которые способны влиять на детей и молодежь. Родители, члены семей, учителя, сверстники оказывают большое влияние на поведение детей, подростков и молодежи. Когда авторитетные для молодого человека люди подают позитивный пример для подражания, обеспечивают безопасное окружение, доверительные отношения и возможность для самовыражения, у такого молодого человека формируется положительное восприятие инициатив по формированию безопасного поведения; · привлечение молодежи на лидирующие роли в противодействии эпидемии. В этой связи необходимо развитие лидерского и волонтерского движения с использованием опыта и ресурсов соответствующих общественных организаций; · создание и поддержание в образовательных учреждениях организационных и психологических условий для реализации программ профилактики ВИЧ-инфекции и сопровождения ВИЧ-инфицированных и членов 1080 их семей Список используемой литературы. 1.Профилактика ВИЧ.СПИДа : Методическое пособие для специалистов, работающих с молодежью.Е.Л. Имеева, С.С. Баглаева, З.Б. Михайлова. 2.Федеральный закон от 30.03.95г. О предупреждении распространения в РФ заболнвания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции) 3.Медико- социальная помощь// Российская энциклопедия социальной работы.М., 1997. 4. Медицина и социальная работа. М., 1998 |