Реферат: Сущность власти 2
Название: Сущность власти 2 Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
1. Сущность власти. Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной задачей фундаментальной политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в частности, политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например то, что древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти. Власть, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда, когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в состоянии осуществлять большее количество более высоких ценностей, на подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют существенную часть политической истории. Концепция власти - одна из ведущих теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию механизма деятельности государства и политической системы. Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который трактует власть как «создание намеченного эффекта», М. Вебера, согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в действии, Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает способность человека не столько действовать самому, сколько взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет власть как не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего- то». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается мнения, мнения, что «власть есть в общем смысле способность и возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия». 13.Политическая власть. Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования. Типы определения власти: 1. бихевиористские – власть явл. особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей. 2. телеологические – власть – это достиж. опред. целей, получ. наличных результ. 3. инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия. 4. структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым 5. определение власти как влияния оказываемого на других 6. конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации Широко распространенным в политологии является определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других. Наиболее обобщенное определение власти содержится в словарях. Канадский словарь социальных наук определяет власть как: 1. способность осуществляемую или нет, производить определенный эффект 2. влияние, осуществляемое человеком или группой какими-либо средствами, на поведение других людей В философском словаре власть трактуется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее действие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия. Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью. В современном обществе задачи власти след: 1. поддержание общественного порядка и стабильности 2. выявление ограничений и разрешение конфликтов 3. достижение общественного согласия 4. применение насилия и принуждения во имя сохранения стабильности общества 5. управление делами общества и т.д. Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная. Черты гос. власти: 1. Наличие особого аппарата гос. служащих 2. Право издавать законы и распоряжения, обязательные для всего наеления 3. Возможность обращаться к средствам организованного и правового принуждения, монополия на принуждение членов общества к выполнению своих обязанностей. Власть возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации. К основным формам власти относятся: господство, руководство, управление, реализация, контроль Макс Вебер выделил 3 типа господства: 1. традиционное, как отношение слуги и господина, правителя и подданного 2. харизматическое – вера в исключительные качества лидера, ожидание от его деятельности определенных успехов, свершений 3. легитимное – господство права, закона перед которыми равны и простые граждане и власть имущие Если власть опирается только на принуждение, то возможности её достаточно ограничены. Властные отношения основыв. на взаимосвязи принуждения и согласия. Авторитет власти, степень доверия в глазах народа обозначается понятием легитимность. Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к её политическому господству. Но это обстоятельство не обеспечивает автоматический доступ к власти конкретным лицам. Власть произрастает из субъективных различий людей, объективной неоднородности, их положения в обществе, следовательно и источники власти разнообразны. Источники власти: 1. физ.сила – изначально она являлась основанием власти. Опирается на страх как факт достижения желаемого поведения 2. богатство 3. знания 4. занимаемое положение – принадлежность к привилегированному сословию является гарантом власти 5. организация – позволяет людям, её составляющим, ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь. 14. Легитимность политической власти. Одним из важнейших свойств, характеризующих политическую власть, является ее легитимность (термин "легитимизм" возник в начале XIX в. и обозначал политическое движение во Франции, ставившее целью восстановить власть короля как единственную законную, в отличие от власти узурпатора Наполеона). Различают легитимность власти по происхождению или по способу установления (по наследству на основе традиций при монархическом правлении или на основе всеобщих выборов при демократическом правлении) и легитимность как определенное состояние власти, когда граждане доб-ровольно и сознательно признают право власти предписывать им поведение, следуя ее за-конам. Легитимна власть, с которой согласен народ, в противном случае она нелегитимна. "Тот, кто принимает хоть какую-то долю власти иными путями, чем те, которые предпи-саны законами сообщества, не имеют права на то, чтобы ему повиновались..., а, следова-тельно, является не тем лицом, на которое дал согласие народ" (Локк Д.). Исследователи уделяли большое внимание выявлению сущности легитимно-сти. Так, С.М.Липсет определяет легитимность как "способность системы создать и под-держать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими из возможных для общества". Х.Линц дает во многом сходное с Липсетом толкование сути легитимности политической системы: "Убеждение в том, что, несмотря на все их промахи и недостатки, существующие политические институты являются наи-лучшими, нежели какие-либо другие, которые могли быть установлены и которым следо-вало бы в результате подчиниться". М.Вебер разработал типологию легитимности (господства), выделив три ос-новных ее типа: традиционное господство - авторитет "вечно вчерашнего", авторитет нравов, освящен-ных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение. Примером является монархия; харизматическое господство - авторитет личного дара, преданность и доверие, вызы-ваемое наличием качеств вождя у человека (откровений, героизма и т.д.), подобно тому, как его осуществляет пророк, князь, военачальник, партийный вождь. Образцы харизма Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Цезаре, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.; легальное, рациональное господство. Это господство в силу веры в обязательность ле-гального установления и деловой компетентности носителей власти, обоснованной ра-ционально созданными правилами (законами |