Контрольная работа: Архаичное в повседневной жизни
Название: Архаичное в повседневной жизни Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: контрольная работа |
Пермский государственный технический университет Гуманитарный факультет
Контрольная работа по культурологии Тема: « Архаичное в повседневной жизни »
Студентки II курса заочн. отдел. Спец-ть «Социальная экономика» гр. Белаш Натальи Преподаватель: Кабацков
г.Пермь, 2002 г.
Культура – непременный атрибут человеческого общества, то, что отличает его от природного сообщества. Она пронизывает все сферы деятельности человека от экономики и политики до семьи и быта. Культура явление сложное, многомерное. Она включает в себя и искусство, и систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности: в труде, экономике, политике, военном деле, семейной жизни и т.д. Благодаря культуре происходит генерирование идей, мировоззрений, выработка ценностей, убеждений и верований, которые воздействуют на человеческую практику. Именно культура наполняет смыслом различные виды человеческой деятельности, регулирует деятельность при помощи принятых норм и правил. При этом культура - явление живое, меняющееся во времени и пространстве. И одна из специфических функций культуры заключается в трансляции от поколения к поколению продуктов культуры: знаний, преданий, обычаев, тем самым обеспечивая непрерывность в общественном процессе. Причем новые явления культуры не отменяют одномоментно предшествующие, и мы видим в современной культуре то, что называется пережитком – наследие культуры предшествующих эпох. И в культуре современного индустриального общества мы находим следы мифологической культуры, сформировавшейся еще в архаичном обществе. Следы этой культуры можно найти в языке (в пословицах, поговорках, загадках), в детских играх и песенках, различных суевериях, особенно связанных с покойниками, это увлечение магией, толкование снов и множество предзнаменований, предсказаний и примет. Все эти пережитки мы часто не осознаем, они «живут» в нас на подсознательном уровне, но когда мы пытаемся определить погоду на завтра, сами собой вспоминаются приметы, которые возникли, когда человек еще был тесно связан с природой: При восходе солнце-белыш – надолго установиться хорошая погода. При восходе солнце «играет» (как бы искриться) – жди дождя. Ярко-красное солнце на закате – к ветреной погоде. Солнце садиться в чистые облака – к хорошей погоде. Солнце сядет «под тучу» - к дождю, а зимой – к бурану. Звезды «мигают» - к ненастью. Туман поднимается вверх – к дождю. В дождь вода пузырями на лужах – к большому дождю. Снег хрустит под ногами – к стуже. Идешь по лесу и путаешься в паутинах – долго будет теплая сухая погода. Человек архаичной культуры следил за поведением птиц, насекомых, состоянием растений, чтобы спрогнозировать будущую охоту, удачное или неудачное собирательство, пытался определить благоприятное время для очередного передвижения. А мы по привычке смотрим на окружающее и говорим: Птицы ходят по земле – к дождю. Вороны раскричались – тоже к дождю. Ласточки летают у земли – к дождю. Много лягушек далеко от воды – к дождю. Сильно пахнет травой – к дождю. Комары, мошки толкутся высоко – к хорошей погоде. Кузнечики трещат – к ясной погоде. Домашние животные не уходят далеко от дома перед плохой погодой. Собака катается на спине – к ненастью. Кошка сидит у печи (батареи), спит, свернувшись калачиком – к холодам. Многовековые наблюдения позволяют делать даже достаточно долгосрочные прогнозы: Ранний первый снег – к ранней весне. Много снега с осени – весна будет дождливая. Татьянин день (25 января) с солнцем – к хорошему лету. Зима студеная – лето теплое, зима теплая – лето холодное. Зима идет по лету, а лето по зиме. В реках мало воды – к жаркому лету. Гром в сентябре – к теплой осени. Много ягод рябины – к морозной зиме. Весна грязная – август сухой. Зима без метелей – лето без дождей. Что интересно, большинство этих примет имеют под собой вполне объяснимые физические причины. Но есть приметы, которые современному человеку не понятны, их объяснение находится в мифологичности архаичного сознания, например: Лук садили молча; сначала надо в гряду воткнуть нож, а потом и садить можно. Начинали высаживать лук с трех «ворованных» луковиц (их тайком брали у соседки). Редьку садишь – надо стрелять: злее будет. Морковь не сеяли в среду – трескаться будет. Пока не посадишь у себя в огороде, ничего нельзя отдавать в люди. Если продаешь семена, надо при взвешивании их придерживать – чтоб вместе с проданным не отдать «породу». Летом не рекомендовалось рассказывать сказки – скот домой ходить с пастбища не будет. Ягоды после Ильина дня (2 августа) нельзя собирать – у ребят чирьи пойдут. После Ильина дня не купаются – конский волос в воде заводится (или: медведь лапу обмочил). Первую пойманную рыбку отпускали – чтоб «остальных привела». Чтоб хорошо брала рыба, надо червей брать с того места, где рыбачишь. Многие приметы связаны с особым отношением ко времени и пространству в архаичной культуре, с представлениями об особых местах и особых днях и часах: После захода солнца ничего нельзя продавать, нельзя считать деньги – не поведутся. На Новый год надо «считать» деньги – пересчитывать их, при этом называть крупные суммы. Деньги вечером не отдают и не занимают – вестись не будут. На закате нельзя спать и есть – болезнь наспишь, нездоровье наживешь. Нельзя дом мести после захода солнца – богатство отойдет от дома. Услышав первый гром, нужно кувыркнуться через спину – спина болеть не будет. Если младенца поднести к зеркалу, он «потеряет» сон. Мужчине нельзя садиться на порог – детей не будет. Через порог не здоровайтесь. Через порог нельзя ничего отдавать – не повезет. Часто приметы, которым мы следуем, своими корнями уходят в обряды и ритуалы, которые, по сути, были стержнем в жизни архаичного общества: Отрезанные волосы полагалось сжигать или отправлять по воде – иначе птица унесет в гнездо и будет постоянно болеть голова. Когда гроб выносят из дома, нельзя ничего им задевать – иначе еще будет в доме смерть. Чтоб не бояться умершего, после кладбища несли полено и клали в печь, или просто смотрели в печь. Чтоб младенца не сглазили, перед выходом на улицу посыпали ему голову солью. Было много примет-предзнаменований, за которыми следили и потом толковали: Много грибов уродилось – к болезням: много грибов – много гробов. Если испекся хлеб с трещинками – к беде. Если хлеб в печи развалился – кто-то из семьи уедет в дорогу. Тонко хлеб девушка режет – жениха потеряет. Если девушка нечисто пол метет – жених некрасивый будет. Птица в окно бьется – к покойнику (особенно если перелетная). Собака вечером воет, опустив морду к земле – к покойнику. Даже обычные бытовые предметы как-то осмысливались в приметах и предсказаниях. И до сих пор им верят и автоматически выполняют те ритуальные действия, которые в них заложены (как постучать по дереву или сплюнуть через плечо): Вилка упадет – гостя жди. Шить перед дорогой – поездка будет неудачной. Рассыпать солонку с солью – к ссоре; нужно трижды щепоткой бросить соль через левое плечо. Если споткнуться обо что-нибудь, нужно еще трижды пнуть по этому месту – иначе не повезет. Иголку нашел – к несчастью (особенно если с черной ниткой). Найденную монетку надо держать при себе – принесет удачу. Сам человек тоже становится объектом наблюдения и источником предсказания: Не узнают знакомые – будешь богат. Если у человека на спине много родинок – счастливый. В правом ухе звенит – к добрым вестям, в левом – к убытку. Правая ладонь чешется – к прибытку, левая – к убытку. В гостях поперхнулся – снова в этот дом придешь. Уши чешутся – к дождю или вестям. Язык укусишь – кто-то тебя бранит. Переносица чешется – к выпивке; то же – когда кончик носа чешется. Подошва чешется – к дороге. Подобные «пережитки» пронизывают современную жизнь и вносят в нее своеобразную изюминку. Именно эти суеверия иллюстрируют возможность культуры соединять поколения и эпохи. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. – Пермь, 1999 г. 2. Сны, приметы, загадки, поговорки (сост. И.А.Подюков). – Пермь, 1994 г. 3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М. 1989 г. |