Реферат: Понятие ландшафтный дизайн

Название: Понятие ландшафтный дизайн
Раздел: Рефераты по строительству
Тип: реферат

Ландшафтный дизайн - это область ландшафтной архитектуры, которая отличается от ландшафтного проектирования тем, что по сравнению с последним ориентирована на меньшее пространство, проекты быстрее реализуются по времени.

Также существует понятие садового дизайна, но у нас в стране оно не прижилось: чаще всего под понятием ландшафтный дизайн подразумевают и сам ландшафтный дизайн, и садовый, а иногда и ландшафтное проектирование.

Ландшафтный дизайн сочетает в себе элементы как искусства, так и науки. Его результат - функциональное, эстетически приятное расширение внутреннего жилого пространства вовне. Одна из фундаментальных функций ландшафтного дизайна - гармоничное сочетание современных технологий (строений и зданий) и природного окружения. Чтобы сделать хороший дизайн, специалист по ландшафтному дизайну должен обладать достаточными знаниями в области дизайна, общих принципов искусства, и рабочего материала.

Элементы искусства в ландшафтном дизайне.

Основные элементы искусства (которые используются в ландшафтном дизайне) включают в себя: цвет, линию, форму, текстуру и масштаб. Безусловно, их нельзя рассматривать по отдельности, без отрыва друг от друга, но рассмотреть природу каждого из них в отдельности необходимо, т.к. только после этого можно приступать к их взаимодействиям между собой.

У каждого из нас свой стиль и, в конечном итоге, свои требования к жизни. И каждый стремится к идеалу, тому образу, который рисуется мыслями, планами, ритмом жизни и уровнем финансов.

Хочется, чтобы участок был красивым. Может быть даже хочется, чтобы чувствовался дизайн пространства, интерьера, ландшафта.

Представление о красивом обустроенном жилище мы уже имеем, но представление о ландшафтном дизайне сложилось еще не у всех.

Еще не у всех существует представление о том, как должен выглядеть участок земли, прилегающий к дому, представление о модных направлениях и классических, представление о ландшафтной архитектуре.

Нет ничего лучше, чем выйти летним или осенним вечером в беседку: солнце скрывается за горизонтом, наступает особое время суток- время таинственной умиротворенности. Длинные тени, размытые силуэты... Поистине время для романтиков!

Все, что Вас окружает, должно вызывать чувство необыкновенной легкости и тихой радости.

Шикарный зеленый газон, нежный шелест листвы и цветов на клумбе, журчание маленького ручейка, может быть, плеск рыбок, успокаивающие глаз и божественно пахнущая живая изгородь из роз, цветущих почти все лето, или хвойных, не теряющих свой цвет зимой.

Ландшафтный дизайн - это разработка и внедрение мероприятий по преобразованию и оформлению земельного участка. Существует множество решений обустройства территории земельного участка. Это и возведение альпийских горок, и оформление газонов и клумб, организация освещения и полива, включение малых архитектурных форм (скульптур, беседок, мостиков, качелей), искусственных водоемов и многое другое. От того, насколько профессионально разработан и внедрен проект ландшафтного дизайна, зависит, будет ли на участке уютно и комфортно.

Процесс разработки проекта включает в себя несколько этапов. Прежде чем приступить к работе, дизайнер обговаривает с заказчиком его предпочтения и сумму, которой заказчик располагает. Если это значительная сумма, то клиент может стать обладателем реального произведения искусства ландшафтного дизайна, которое прослужит довольно долго.

Некоторые пожелания клиента могут оказаться невыполнимыми по ряду причин. Например, земельный участок недостаточно просторный или характеристика почвы не позволяет проводить те или иные работы на участке. Поэтому грамотному дизайнеру необходимо обладать внушительным багажом знаний в самых разнообразных областях: геологии, физике, фен-шуй, биологии, химии, геометрии и т.д.

На следующем этапе дизайнер осматривает территорию земельного участка, фотографирует его и берет пробу почвы для химического анализа. На основании проведенных осмотров и исследований готовится эскиз, охватывающий все составляющие элементы проекта. В некоторых случаях на рассмотрение заказчику предоставляется, по его желанию, объемный бумажный макет будущего ландшафта.

На современном этапе выделяют разные стили ландшафтного дизайна: регулярный, сельский, пейзажный, природный, японский, китайский, смешанный. Воплощение того или иного дизайнерского решения зависит не только от платежеспособности клиента, но и от характеристик его участка. К примеру, в зависимости от особенностей почвы на участке и назначения будущего искусственного водоема разрабатывается технология его создания и обустройства. Холмистый земельный участок – идеальный вариант для возведения альпийской горки.

СРЕДСТВА

Закон простоты

Выразительность должна достигаться минимальным набором изобразительных средств. Это аксиома любого художника-прикладника. Оговорюсь сразу: речь не идет о минимализме как художественном направлении. (Убеждена, что в России он прижиться не может. Менталитет у нас не тот.)

Перегруженность – первый враг художественного беспорядка. Убрать все композиционно лишнее – психологически тяжелейшая задача для цветовода, когда вопрос касается цветов. Но если мы говорим о дизайне участка, выбор в пользу отдельных растений за счет остальных сделать все равно придется. Фаза накопления должна перейти в фазу осмысления. Этот закон политэкономии работает и на отдельно взятом садовом участке.

Первым, конечно, хочется ликвидировать то, что меньше всего жалко. В борьбе с собой можно предложить такую уловку. Сделать заново какой-нибудь кусочек по всем правилам, не жадничая, не подсаживая то, что не посадить невозможно, да больше некуда. Потом следующий кусочек. Так, метр за метром, участок будет преображаться в сад, а мировоззрение меняться.

Эклектика, то есть смешение художественных стилей – достаточно провальная затея на небольшом жизненном пространстве. Как правило, стиль задается уже построенным домом. А также сараем, баней, гаражом, колодцем, которые надо либо как-то обыгрывать, либо попытаться замаскировать.

Не пытайтесь объять необъятное. Когда хочется разнообразия, садовые стилевые изыски лучше свести к схеме «зеленых комнат», о чем неоднократно писали все цветоводческие журналы. А японский садик устройте где-нибудь возле гаража, в невидимой зоне.

Столь же вредно смешивать разномастные камни и деревяшки. Из случайных, найденных в окрестностях или привезенных на участок друзьями, которые завершили свои проекты, создать что-нибудь приличное удастся вряд ли. Такой «вынужденный набор» подчеркнут скорее нашу бедность, чем фантазию. Хорошие камни приходится покупать, и в достаточном количестве.

Жесткая геометрия (круги, прямые и острые углы) создает излишнюю напряженность, как и всё то, что не встречается в дикой природе (например, валунчики одного размера, бусами лежащие по краю водоема. К тому же они зрительно съедают и без того небольшую площадь.)

Прямые параллельные линии также являются врагом художественного беспорядка. Тем большим, чем меньше размер участка. Четкий ряд одинаковых растений вдоль забора больше акцентирует его, чем маскирует. Дорожка от калитки до крыльца, проходящая поблизости от забора, смотрится особенно тягостно, если забор попытались закрыть зеленой стенкой. Простейший выход из положения – сделать дорожку извилистой, обыграв ее изгибы. Например, посадить кустик, который придется обходить. Или сделать дорожку переменной ширины за счет окружающих ее цветов. И не важно, что ходить вы будете все равно по прямой. А можно высадить плавно изогнувшейся линией настолько яркие цветы, что они возьмут на себя основную зрительную нагрузку.

Главное правило садовой геометрии гласит: кривая линия должна быть осмысленной. У нее должны быть начало, конец и логика. Об этом стоит вспоминать не только прокладывая по клумбе технологическую дорожку, но и высаживая весной рассаду. Кстати, располагать ранние бордюрные цветы непосредственно вдоль дорожки совершенно не обязательно, и, может быть, даже вредно. Они вполне могут поддерживать свою игру линий и пятен в глубине клумбы. На фото 1 показан пример членения клумбы размером 24×5,5 м. Для масштаба рядом стоит человек ростом 1,78 м. Дорожки образуют один рисунок, примулы другой, более вытянутый. Луковичные тоже посажены линиями и пятнами. Получается как бы сетка, наброшенная на сетку. Летом цветоносы высоких растений смыкаются, образуя свой красочный ковер, и первого «этажа» становится не видно.

Закон доминанты

Или, точнее, закон соподчинения и доминанты. Тема царя и его подданных. В любом художественном произведении есть главное и второстепенное. Любое действо разыгрывается в определенных декорациях. В саду это вертикали и горизонтали.

Планировка сада начинается именно с определения доминантных мест. Монотонность утомляет. Мы разбиваем ее вертикалями деревьев и пергол, яркими пятнами цветочных групп. Но и напряженность утомляет не меньше. Восклицательных знаков не должно быть слишком много. Планируя доминанту, следует учесть простое, но важное правило. Чем ярче пятно, тем больше должна быть вокруг него нейтральная территория. Размеры подбираются экспериментально.

Причем доминантой может быть и не самое дорогое, что у вас есть. У нас на участке, расположенном в зоне заказника, где запрещена посадка деревьев и кустарников, в роли доминанты успешно выступают самые заурядные подсолнухи (фото 2). Все гости очень любят фотографироваться возле них.

К слову, в практике градостроительства на Руси доминантами всегда были церковные колокольни. Когда их снесли в двадцатые годы, Москва стала плоской, как сковородка, и разрушить эту пространственную монотонность были призваны сталинские высотки.

На участке в роли фона обычно выступает газон. Однако и газон может быть королем, если его окружает почтительная свита из неброских цветов и кустарников. В музыке такой прием называется тихой кульминацией.

Закон треугольника

Так или иначе, все слышали о пропорциях золотого сечения (целое относится с большему, как большее к меньшему). Для приблизительных расчетов берется равносторонний треугольник, проводится высота, делится пополам, проводится линия, параллельная основанию, и получается треугольник и трапеция в примерном соотношении площадей как 3:5. Для трехкомпонентной системы высота делится на три части (рис. 1). Так мы наглядно видим, сколько понадобится для работы каждого материала.

Главное же правило универсально: не брать исходные компоненты в равных долях. Планируя клумбу из белых и оранжевых цветов, надо сразу решить, будет она оранжево-белой или бело-оранжевой. А уж третий цвет (скажем, фиолетовый) добавится совсем немножко. Таким простым приемом удастся избежать цветового хаоса, «винегретности».

Правило трех встречается повсеместно. Три формы, три цвета, три размера. Большой, средний, маленький. И больше не надо. С тремя бы справиться. Выкладывая дорожку, можно подобрать плитняк трех размеров в пропорции 8:5:3, чередуя большие камни со средними и маленькими (фото 3). Это смотрится гораздо интереснее при тех же трудозатратах.

Три вообще интересное число. Психологически оно вызывает у нас ощущение надежности. Треножник не шатается, в отличие от табурета на четырех ногах.

Попробуйте превратить в художественную форму два одинаковых предмета. Не важно, два дерева или два цветка. Без третьего вряд ли что-нибудь у вас получится. К двум цветкам в вазе потребуется как минимум красивая ветка и немножко чего-нибудь еще. Двум туям зрительно понадобится калитка или скамейка между ними. Два одинаковых куста проще разместить в разных углах и устроить два непохожих милых уголка, чем объединить их гармонично в одном месте.

Три цвета – желтый, красный, синий – дают нам всю цветовую гамму.

Закон круга

Цветовой круг тоже знаком большинству (рис. 2). На координатную сетку в верхней части наносится желтый цвет, справа красный, снизу синий, слева зеленый. Если в желтую краску по капелькам прибавлять красную, получится вся гамма оранжевого, от яично-желтого до теплого красного. Добавляя к красному синий, получим гамму лилового, от холодного красного до сине-фиолетового. И так далее. Получается четыре четверти. Белый находится в центре. Строго говоря, это вообще не цвет. Его добавление делает цвет светлее. Первая четверть с добавлением белого дает оттенки от чайных роз до флоксов, вторая – от розовых тюльпанов до сиреневых виол. Третья и четвертая четверти представлены преимущественно в окраске листьев. Желающим понять, как устроен цвет, настоятельно советую посмешивать живые краски. Взять у детей или внуков гуашь и попробовать. Увлекательнейшее занятие!

Все цвета, содержащие желтый, называются теплыми. Все цвета, содержащие синий – холодными. Все цвета одной четверти называются родственными. Сочетание цветов одной четверти сколорировано идеально, но в клумбе смотрится скучновато. К нему нужна изысканная геометрия зелени и камней.

Все цвета одного полукруга называются родственно-контрастными. В примере на цветовой треугольник к белому и оранжевому третьим цветом не случайно был выбран родственно-контрастный фиолетовый, и не контрастный синий. На фото 4 голубые незабудки соседствуют с сиреневым флоксом растопыренным и сиреневатыми тюльпанами, которые в таком сочетании кажутся розовыми. Посмотрите на круг: взяты цвета второй и третьей четверти, сближенные по светлоте.

Цвета, находящиеся в противоположных четвертях, называются контрастными. Оказавшись рядом, они усиливают друг друга. Голубизну ваших хост подчеркнет что-нибудь оранжевое, цветущее поблизости. И наоборот, ярко-синяя лобелия зрительно превратит голубоватые листья в зеленые. Желтолистным растениям для проявления всей своей красы нужны лилово-сиреневые соседи. Кирпичная стена будет казаться краснее и ярче от соседства с ярко-зеленой листвой и зрительно потускнеет рядом с серебристой.

Кроме того, у каждого цвета есть две характеристики: светлота и насыщенность. Светлота – это отличие цвета от белого и черного, насыщенность – от ахроматического серого той же светлоты. Таким образом, мы имеем три контраста: по цвету, светлоте и насыщенности, каждый из которых вносит свою лепту в общее дело.

Светлотный контраст сильнее цветового. Попробуйте розовые тюльпаны на фото 4 заменить густо-малиновыми. Сколорированность останется, а настроение исчезнет. Клумба из розовых и синих петуний будет смотреться не столь пестро, как из белых и синих. Чем больше светлотный контраст, тем точнее, прицельнее должен быть рисунок пятна, потому что законы живописи вступают здесь в противоречие с законами графики.

Можно долго, по цветку, собирать нежно-розовую нюансную группу, а потом поблизости зацветет лихнис и в одночасье уничтожит все труды. К счастью, глаз – весьма несовершенный оптический прибор. Видит он в ширину всего градусов на тридцать, да и обманываться рад.

Предельно-насыщенные тона предназначены для акцентов и доминант. В большом количестве они создают излишнюю напряженность. А мы все-таки творим себе пространство для отдыха. Кстати, если розовая группа не удалась, можно либо добавить белых, которые сочетаются со всеми, либо посадить рядом что-нибудь яркое и более темное. Группа станет просто фоном.

Лучшие растения для смягчения всех контрастов имеют сизые или серебристые листья.

Закон квадрата

Это учет четырех сторон света. Север, юг, восток и запад вносят в наши пожелания и намерения свои довольно жесткие коррективы. Во-первых, существуют определенные биологические требования растений к условиям освещенности. Одни любят утреннее солнце, другие вечернее. С требованиями цветов придется смириться, ведь перевоспитать их невозможно. Головки к солнцу поворачивают не только подсолнухи. Учитывайте это, иначе может получиться так, что пышным цветением вашего клематиса любоваться будет сосед.

Во-вторых, один и тот же цвет в разных условиях смотрится совершенно по-разному. Белый мерцает в тени и светится из тумана. На ярком свету он теряет свою загадочность. Может выглядеть и просто некрасиво, если его много. Я видела прошлым летом большую клумбу белых петуний на фоне превосходного газона. Издали было полное ощущение пенопласта или неубранного снега (это в июле-то!).

А вообще яркое дневное солнце зрительно съедает нюансы, «пододвигая» цвет к более примитивному спектральному (желтому, синему, красному). Поэтому клумбу на постоянном солнцепеке надежнее всего делать в желтой гамме, или хотя бы с преобладанием желтого цвета. Или красного. Только это очень утомительно для глаз. (Кстати, в полдень даже фотографировать не рекомендуется. Получится заведомо хуже, чем через три-четыре часа.)

Планируя цветник, нужно учитывать способность голубого цвета зрительно расширять пространство. Для хозяев маленьких участков «голубеющие дали» – это не поэтическая метафора, а прямое руководство к действию.

Другое – «лиловые сумерки». В спектре заката последним исчезает красный. Это физика. Поэтому запад участка просит красно-бордово-фиолетового цветового решения. С большими шапками белых цветов, которые будут тихо догорать в сгущающихся сумерках. Здесь же, если условия позволяют, лучше всего и устроить зону вечернего отдыха.

Про законы композиции и колористики, конечно, можно рассказывать еще долго и не один раз. Главное, на что бы хотелось обратить внимание читателей, заключается в простом факте: чем ближе замысленный ландшафт к дикой природе, тем легче нам не ошибиться в его воплощении. При всей нашей цивилизованности всё-таки мы остались детьми природы. Поэтому болотца, ручейки, лесные полянки, словом, всё, что она нам предлагает в качестве образца для подражания, воспринимаются нами так естественно и органично.