Реферат: Баренц-регион

Название: Баренц-регион
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Содержание

Введение. 3

1. Факторы образования и цели Баренц-региона. 5

2. Образование и развитие Баренц-региона. 8

3. Взаимодействие стран в Баренц-регионе. 10

Заключение. 14

Библиографический список. 15


Введение

Темой данной работы является Баренцев Евро-Арктический регион, который сокращенно называют Баренц-регион или БЕАР. Баренцев регион является объединением районов и стран, весьма различных по уровню экономического и социального развития, но обладающих определенной общностью, позволяющей рассматривать его как отдельный экономическо-географический район мира.

В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.

К нему относятся примы­кающие к Баренцеву морю части Норвегии, Швеции, Финляндии и России, выделенные с целью развития междуна­родного сотрудничества.

Баренц-регион имеет протяженную береговую линию вдоль Норвежского, Баренцева, Белого морей и Ботнического залива Балтийского моря. Рельеф региона весьма разнообразен. На западе и северо-западе - в Норвегии, Швеции и на Кольском полуострове расположены горные территории. На востоке и юго-востоке более равнинный рельеф. В России и Финляндии широко распространены леса и болота, в Ненецком округе - равнинные арктические и субарктические тундры, где преобладает вечная мерзлота.

В Баренц-регионе проживает около 4,4 миллиона человек, он является самой густонаселенной областью Арктики. Здесь проживают коренные народности - саамы, жизнь которых до настоящего времени тесно связана с природой.

На региональном уровне высшим органом организации является Региональный совет, который состоит из политических или административных руководителей каждой из областей (республик, фюльке, ленов). Дополнительно туда входит представитель коренных народов каждого региона. Председатель выбирается на 3 года, председательство осуществляется каждой страной по очереди. Текущей работой руководит Региональный комитет, состоящий из назначенных советников от всех административных единиц региона.

Цель данной работы изучение Баренц-региона, как уникального примера внешнеэкономического взаимодействия.


1. Факторы образования и цели Баренц-региона

Процессы глобализации в самом широком смысле характеризуются резким усилением и усложнением взаимных связей и взаимных зави­симостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни, приобрета­ющих планетарные масштабы. Быстро прогрес­сирующая глобализация затрагивает самые раз­ные аспекты нашей жизни - экономику, политику, культуру, идеологию, безопасность, окружающую среду. Мы являемся свидетелями интенсивных процессов интеграции стран, формирования гло­бальных экономических союзов, выстраивания наднациональных институтов управления соци­альными процессами, но наряду с этим наблю­даются и обратные процессы: увеличение разно­образия, степени фрагментарности мира, рост национального самосознания и усиление культур­ной дифференциации народов, возрождение тра­диционных ценностей, расширение локальных на­ционалистических устремлений, порой приводя­щих и к конфликтам.

Регион - это тот самый уровень организа­ции мирового социального сообщества, который придает определенную «глобальность» локаль­ным процессам, и наоборот, адаптирует обще­планетарные тенденции к местной культурно-исторической специфике. Именно на этой сту­пени общественной самоорганизации устанав­ливается баланс между интеграцией и дезинтеграцией, между центром и периферией. Регионализация - это путь к равновесию обще­планетарной системы.

Регионализация представляется как процесс последовательных демократических изменений в обществе, государстве, на местах, направлен­ных на повышение роли регионов.

Регион - область, район, относящийся к какому-либо району, отдельной области, части страны, отличающейся от других совокупнос­тью естественных и исторически сложивших­ся, относительно устойчивых экономико-геогра­фических и иных особенностей, нередко соче­тающихся с этническим составом населения. Это региональное пространство, территориаль­но ограниченное, построенное по территориаль­ным признакам. Оно может быть не только внутренним, как административно-территори­альное территори­альное образование, но и в границах нескольких соседних единиц, в том числе и международ­ным, межгосударственным. Это может быть группа близлежащих стран, близких по этничес­кому составу и культуре, однотипных по соци­ально-политическому устройству, представляю­щая собой отдельный экономическо-географический район мира, например, Баренцев реги­он.

Основой для выделения пространства как региона является не только территория, адми­нистративно-государственное устройство, эко­номика или политика, но и региональная общ­ность, население, его социальный, демографи­ческий состав, менталитет, культура, ценности, потребности, интересы, уровень и качество жизни.

Сближению территорий и формированию единой региональной общности способствует:[1]

1. Административно-территориальное деление внутри страны;

2. Единое природно-климатическое про­странство, территориальная, географическая близость (Север Европы, Север России, Белое море и т.д.);

3. Политические факторы - при образова­нии межгосударственных, межэтнических реги­ональных пространств, межрегиональном взаи­модействии (Совет Белого моря, Северо-Запад­ная ассоциация и т.д.);

4. Социально-экономическое сотрудниче­ство: торговля, обмен товарами и услугами, поиск и разработка сырьевых ресурсов, разви­тие образования, здравоохранения, сферы услуг, транспорта, связи, дорог, портов;

5. Социокультурные связи, общие ценности, религия, традиции, искусство, межэтнические контакты;

6. Экология, забота о сохранении окружаю­щей природной и социокультурной среды обита­ния людей.

7. Социокультурное пространство является важнейшей характеристикой регионального соци­ума. Это пространство социальной деятельнос­ти людей, распространения культуры, оно много­слойно, но имеет свою целостность, свои рамки, в первую очередь культурно-цивилизационные.

Задачами Баренц-региона в сфере развития региональной политики являются следующие:[2]

1. Сохранение целостности региона, снятие конфликтов и противоречий как на уровне вла­стей, так и на уровне общественного мнения.

2. Равенство и сотрудничество регионов, недопущение региональных преференций, сня­тие конфликтов между регионами.

3. Единообразие правового поля, открытость административных границ.

4. Эффективная помощь государств в тер­риториальной самоорганизации общества.

5. Формирование безопасных условий жиз­недеятельности населения в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

В этих целях участники договорились учредить Баренцев Евро-Арктический Совет, с тем чтобы придать импульс существующему сотрудничеству и рассматривать новые инициативы и предложения. Положение о Совете прилагается.

Целью работы Совета будет содействие устойчивому развитию региона, имея в виду принципы и рекомендации, содержащиеся в Декларации Конференции в Рио и Повестке дня XXI века Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В этой связи Совет будет служить форумом для обсуждения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, туризма, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурного обмена, а также проектов, специально направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

Участники подчеркнули, что Совет не будет дублировать или подменять уже ведущуюся на двусторонней или многосторонней основе работу, но по мере возможности будет пытаться придать импульс и связанность региональному сотрудничеству и поощрять новые совместные усилия, двусторонние и многосторонние, с тем чтобы решать возникающие проблемы и использовать возможности региона.

2. Образование и развитие Баренц-региона

11 января 1993 г. в Киркенесе, Норвегия, состоялась Конференция по сотрудничеству Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Министры иностранных дел или представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Комиссии Европейских сообществ приняли участие в Конференции, на которой также присутствовали наблюдатели из Соединенных Штатов Америки, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании. [3]

Участники выразили свое убеждение в том, что расширение будет существенно способствовать стабильности и развитию в регионе и Европе в целом, где в настоящее время партнерство приходит на смену конфронтации и разобщенности прошлого. Участники уверены, что такое сотрудничество будет способствовать международному миру и безопасности.

Участники рассматривают инициативу сотрудничества в Баренцевом регионе как часть процесса развертывания европейского сотрудничества и интеграции, новое измерение которому придало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Они рассматривают учреждение Совета государств Балтийского моря в Копенгагене в марте 1992 года как дальнейший вклад в укрепление регионального сотрудничества в Европе.

Они также заявили о своей уверенности в том, что установление более тесного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе явится важным вкладом в создание новой европейской архитектуры путем обеспечения более тесных связей между Севером Европы и остальной частью континента.

Участники выразили поддержку продолжающемуся процессу реформ в России, который, в частности, направлен на укрепление демократии, рыночной экономики и местных институтов и который поэтому важен для более тесного регионального сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

Участники выразили желание поддержать вековую приверженность народов Баренцева Евро-Арктического региона дружбе и сотрудничеству и подчеркнули фундаментальное значение исторических перемен в результате окончания эры идеологической и военной конфронтации в Европе. Они приветствовали первые шаги, предпринятые на местном и региональном уровнях с целью развития сотрудничества, и особенно создание межрегиональной рабочей группы из представителей губерний и областей Финляндии, Норвегии, России и Швеции. Они выразили свою благодарность за ценный вклад в работу "Комитета Северного Калотта" в течение двух последних десятилетий северным губерниям Финляндии, Норвегии и Швеции. Они приняли к сведению положения отчета Конференции экспертов по проблемам Баренцева Евро-Арктического региона в Киркенесе 25-27 сентября 1992 г. Они также приняли к сведению итоги международной Конференции экспертов по вопросам Северного морского пути, состоявшейся в Тромсе, Норвегия, в октябре 1992 года.[4]

Итак, Баренцев Евро-Арктический регион – это тер­ритории, примыкающие к Баренцеву морю, вы­деленные 11 января 1993 года с целью разви­тия международного сотрудничества.

Включа­ет в себя губернии Норвегии: Нордланд, Тромс, Финнмарк, лены Швеции: Вестерботтен и Норрботтен, провинции Финляндии: Лапландию, Северную Остроботнию и Каинуу, и регионы России: Мурманскую и Архангельскую облас­ти, Республики Коми и Карелию, Ненецкий ав­тономный округ.

Четыре государства-участни­ка по очереди руководят сотрудничеством. Территория региона составляет 1,9 млн км2, население - 6 млн чел.

Сотрудничество в рам­ках Баренцева Евро-Арктического региона осу­ществляется на двух уровнях: центральном и региональном.

Для руководства сотрудниче­ством на центральном уровне создан Баренцев Совет, в который входят министры иностран­ных дел четырех стран. На региональном уров­не работает Региональный Совет, в состав ко­торого входят административные руководители сотрудничающих территорий (губернаторы).

3. Взаимодействие стран в Баренц-регионе

Баренцев Евро-Арктический регион - обра­зование сложное, обусловленное и тем, что различия между скандинавс­кими странами и российской частью региона наблюдаются в следующем:[5]

1. Язык и культура.

2. Правовые, политические и экономические традиции.

3. Уровень жизни и покупательная способ­ность.

4. Жители скандинавской части БР выросли в условиях открытого демократического право­вого государства, отмеченных свободой лично­сти и рыночными отношениями, советское об­щество отличали закрытость, командная эконо­мика и жестокий аппарат власти.

5. Сейчас общественность северных стран едина в том, что касается основ своей полити­ко-экономической системы, на российской же территории пока полная неопределенность, что отражается как в поведении отдельных людей, так и организаций.

6. Российская часть региона представляет собой составную часть великой державы, са­мой большой по территории страны в мире, в то время как скандинавские страны - мелкие государства.

7. Русское население региона в три раза превышает население норвежской, шведской и финской частей вместе взятых (приблизитель­ное соотношение - 3,5 и 1 млн чел. соответ­ственно).

8. На российской территории находится ог­ромное количество военных частей и боевой техники, включая ядерное оружие и атомные реакторы.

Баренцев Евро-Арктический регион сложился для удов­летворения потребностей сверхдержавы Совет­ского Союза в военной мощи и государствен­ной безопасности, сейчас же он располагается в мирном уголке великой державы России и не отвечает потребностям этого государства, но уже одним своим существованием и наличием своих особых интересов этот военный комп­лекс, безусловно, воздействует на российскую политику в данном регионе.

С обеих сторон границы между Востоком и Западом есть много людей, которые воспри­нимают ширящееся сотрудничество как угрозу для общественного порядка и основных обще­ственных ценностей своих стран. Русские опа­саются, в частности, что обладающие высокой покупательной способностью иностранцы по­степенно станут диктовать свои условия и пре­вратят Россию в пассивного поставщика сы­рья. В скандинавской части региона боятся, что русские привнесут в регион все негативные стороны современного русского общества: же­стокость, безответственность, коррупцию и т.д.

Но несмотря на то, что Баренцев регион является объединением районов и стран весь­ма различных по уровню экономического и со­циального развития: энерго- и фондовооружен­ности работников, доле физического и умствен­ного труда, ручного, механизированного и авто­матизированного труда, по доле квалифициро­ванного труда, уровню развития инфраструк­туры, социальным показателям, данная терри­тория обладает определенными, только ей при­сущими чертами.

При этом главный признак уникальности Севера - его многофакторная эк­стремальность, составляющими которой явля­ются:

Экстремальность природных условий, в их числе экстремальность тепло- и влагообеспеченности, проявляющаяся в наличии криоген­ных грунтов, обширных массивов болот и пере­увлажненных лесных земель на равнинах, в сезонном характере выпадения осадков, высо­ких и полноводных паводках, резких перепадах температур воздуха, антициклонарном атмос­ферном режиме, в недостаточной теплообеспеченности вегетационного периода, высокой сей­смичности в горных местностях, следствием чего является дискомфортность проживания (природно-климатический фактор, влияние на организм человека комплекса метеорологичес­ких воздействий - температура воздуха, влаж­ность, атмосферное давление, солнечная (уль­трафиолетовая) радиация, скорость ветра).

Неблагоприятные условия для жизнедея­тельности человека. К ним относят: темпера­турные, световые, географические экстремумы. Особенности физиологических норм здоровья, бытовые привычки, хозяйственный уклад, этни­ческая психология, самосознание, система тра­диций помогают коренному населению проти­востоять их влиянию.

Более высокая стоимость жизни, что свя­зано с продолжительностью отопительного се­зона, суммарной теплоизоляцией одежды, сум­мой активных температур за вегетационный период, удорожанием затрат на освоение тер­ритории.

Экстенсивный, нацеленный на добычу сырьевых ресурсов тип природопользования, ко­торый преобладает над традиционным хозяй­ством жизнеобеспечения коренного населения с кочевым животноводством, оседлым морским промыслом и охотой. Диспропорции этих типов природопользования оказывают деструктивное антропогенное воздействие на природную среду.

Более острое проявление социально-эко­номического кризиса. Объемы производства на Севере снижались в 1,5-2 раза стремительнее, чем в среднем по России. Речь идет о сниже­нии добычи нефти, угля, железной руды, золота, апатитового концентрата, уменьшении объемов заготовки и переработки леса, трудностях в аграрном секторе экономики и т.д.

Опасная тенденция автономного включе­ния природопользования Севера в систему ми­рового хозяйства, что ведет к изъятию природ­ных богатств, трудовых и интеллектуальных ресурсов и к зависимости регионов Севера от стран с развитой экономикой. Отсюда возникает потенциальная угроза государственному устрой­ству России, ее экономике, жизнеобеспечению населения и экологическому состоянию среды.[6]


Заключение

Итак, Деятельность Совета Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР) и Регионального Совета БЕАР ориентирована на становление широкого международного сотрудничества в Баренцевом регионе, содействие комплексному развитию регионов Северо-Запада, решению их социально-экономических и экологических проблем.

Среди направлений сотрудничества: экономика и туризм, защита окружающей среды, транспорт и коммуникации, энергосбережение, сельское хозяйство и оленеводство, коренные народы, информационные системы, Северный морской путь, здравоохранение, наука, культура и образование, молодежное сотрудничество, сотрудничество в рамках Программ ЕС Тасис и Интеррег.

Активизируется сотрудничество стран-членов Баренцева региона и ЕС в рамках стратегии "Северного измерения", ставшей, после ее одобрения в декабре 1998 года на саммите Европейского Союза в Вене, составной частью политики ЕС. Одной из целей стратегии "Северного измерения" является финансирование ЕС тех проектов в России, которые представляют значимость для всего Европейского Союза. Объективно осуществление стратегии "Северное измерение" будет отвечать интересам субъектов РФ при условии ориентации конкретных проектов на комплексное развитие Северо-Запада России. В частности, в 2000 году руководство Тасис включило Баренцев регион в число приоритетных наравне с Калининградской областью. Органам Баренцева региона на центральном и региональном уровнях предстоит определиться в действиях, необходимых для того, чтобы Баренцев регион получил четко обозначенную роль в "Северном измерении" ЕС, а сама стратегия наполнилась реальным содержанием.

Библиографический список

1. Булатов В. Н. Баренцев Евро-Арктический регион: история и современность: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Булатов, А. А. Шалев. - Архангельск: ПГУ, 2008. - 173 с.

2. Возможности сотрудничества в Баренц-регионе // Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 1. - С. 3-3.

3. Ковалева А.М. Экономическая география: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Инфра, 2004. – 325 с.

4. Лукашин С.И. Баренц регион: перспективы развития / С.И. Лукашин. -- М.: Аспект, 2004. - 349 с.

5. Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.

6. Харитонов А.М.Экономическая география: учебник / А.М. Харитонов. - М.: Аспект, 2005. – 489 с.

7. Экономическая география: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: АСА, 2003. - 456 с.


[1] Экономическая география: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: АСА, 2003. С. 133.

[2] Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.

[3] Ковалева А.М. Экономическая география: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Инфра, 2004. С. 211.

[4] Возможности сотрудничества в Баренц-регионе // Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 1. - С. 3-3.

[5] Булатов В. Н. Баренцев Евро-Арктический регион: история и современность: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Булатов, А. А. Шалев. - Архангельск: ПГУ, 2008. С. 45.

[6] Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.