Реферат: Инвестции

Название: Инвестции
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 5

1.1 Понятие, экономическая сущность и виды инвестиций. 5

1.2 Инвестиционный процесс. 11

2. Иностранные инвестиции в экономике России.. 17

2.1. Основные тенденции и факторы привлечения иностранных инвестиций.17

2.2. Основные направления улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации. 22

3. Привлечение иностранного капитала в ХМАО.. 26

ВВЕДЕНИЕ

На данный момент российская экономика переживает кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом своими силами, поэтому оно вынуждено привлекать и другие средства, помимо бюджета. Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых.

Государственная инвестиционная политика сейчас направлена на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.

Целью курсовой работы является изучение проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

Задачи работы:

· проанализировать и определить понятие инвестиции;

· изучить основные виды инвестиций;

· выявить цели инвестирования;

· провести анализ факторов, повышающих и понижающих инвестиционную активность;

· выявить круг иностранных инвесторов;

· проанализировать инвестиционную политику ХМАО.

1. ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1 Понятие, экономическая сущность и виды инвестиций

Термин «инвестиции» происходит от латинского слова invest , что означает «вкладывать». В широкой трактовке инвестиции могут быть определены как долгосрочное вложение капитала с целью последующего его увеличения, т.е. вложение экономических ресурсов с целью создания и получения в будущем чистой прибыли, превышающей общую начальную величину инвестиций (вложенного капитала). При этом прирост капитала дол­жен быть достаточным, чтобы компенсировать инвестору отказ от исполь­зования имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознагра­дить его за риск и возместить потери от инфляции в предстоящем периоде.

В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предприни­мательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В зависимости от поставленных целей классификация инвестиций может быть проведена по следующим основным признакам.

1. По объектам инвестирования различают следующие три вида инвестиций:

· реальные инвестиции (инвестиции в физические активы);

· финансовые (портфельные) инвестиции;

· инвестиции в нематериальные активы.

Реальные инвестиции - это вложения экономических ресурсов в материальные активы - в основной капитал и на прирост материальных производственных запасов. Реальными инвестициями, выступающими в форме инвестиционного товара, может быть движимое и недвижимое имущество (здания и сооружения, машины и оборудование, транспорт­ные средства и др.).

Инвестиции в создание (воспроизводство) основных средств (фондов) осуществляются в форме капитальных вложений. В их состав включают­ся затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудова­ния, инструментов, инвентаря, прочие капитальные работы и затраты, на­пример, на проектно-изыскательские, геологоразведочные, научно-ис­следовательские работы, затраты по отводу земельных участков и др.)

Кроме инвестиций, обеспечивающих создание и воспроизводство основных средств, реальными инвестициями являются затраты, направленные на приобретение движимого и недвижимого имущества, т.е. относя­щегося к физическим (осязаемым) активам.

Финансовые (портфельные) инвестиции - это вложение денежных средств в различные финансовые активы, в основном вложения в долевые (акции), долговые (облигации) и другие ценные бумаги, выпущенные компаниями, а также государством; вложения, связанные с использованием первичных и вторичных финансовых инструментов.

Инвестиции в нематериальные активы - это вложения в подготовку кадров или повышение квалификации персонала, разработку товарных знаков, приобретение имущественных прав, вытекающих из авторского права; лицензий, патентов на изобретения, свидетельств на промышлен­ные образцы, прав на использование торговых знаков, ноу-хау, программ­ные продукты и другие объекты интеллектуальной собственности. Кроме того, к инвестициям в нематериальные активы следует отнести приобре­тение прав пользования землей, недрами, другими природными ресурса­ми, а также иных имущественных права.

2. По формам собственности инвестируемого капитала различают

· частные;

· государственные;

· иностранные;

· совместные инвестиции.

Частные инвестиции - это вложения средств, производимые гражданами, чаще всего это приобретение акций, облигаций и других цен­ных бумаг, а также инвестиции, осуществляемые предприятиями и организациями частной формы собственности.

Государственные инвестиции осуществляются федеральными, региональными и местными органами власти за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными учреждениями и предприятиями за счет собственных и заемных средств.

Иностранные инвестиции производятся иностранными граждана­ми, юридическими лицами и государствами.

Совместные инвестиции - это вложения, осуществляемые субъек­тами данной страны и иностранными субъектами.

3. По продолжительности инвестирования капитала различают

· краткосрочные (до одного года);

· среднесрочные (от одного года до трех лет);

· долгосрочные (более трех лет) инвестиции.

4. По степени инвестиционного риска инвестиции можно классифицировать:

· на инвестиции с низкой степенью риска;

· со средней степенью рис­ка;

· с высокой степенью риска.

5. По отношению к жизненному циклу предприятия реальные инвестиции могут быть разделены на:

· начальные;

· экстенсивные инвестиции;

· реинвестиции.

Начальные инвестиции - инвестиции на создание предприятия, фирмы, объекта обслуживания и т.д.; вкладываемые инвесторами средства при этом используются на строительство или покупку недви­жимости (зданий, сооружений, земельных участков), на приобретение и монтаж оборудования, образование оборотных средств.

Экстенсивные инвестиции направляются на расширение существующих предприятий, на увеличение их производственного потенциала, в том числе расширение сферы деятельности.

Реинвестиции связаны с процессом воспроизводства основных фондов на существующих предприятиях за счет имеющихся у них свободных средств (состоящих из амортизационных отчислений и час­ти прибыли, направляемой на развитие производства).

6. Исходя из назначения инвестиций реальные инвестиции можно све­сти в следующие основные группы:

· инвестиции, предназначенные для повышения эффективности производства; их целью является создание условий для увеличения эффек­тивности действующего предприятия, снижение производственных за­трат за счет замены оборудования на более производительное или пере­мещение производственных мощностей в регионы страны с более выгод­ными условиями производства;

· инвестиции в расширение, диверсификацию производства - для расширения объема выпускаемой продукции для уже освоенных рынков сбыта в рамках существующих производств, для расширения сферы ока­зываемых услуг;

· инвестиции в создание новых производств или новых технологий, изменение структуры выпускаемой продукции, оказываемых услуг; инвестиции данного вида включают в себя вложения как в материальные, так и нематериальные активы и обеспечивают создание новых произ­водств, реконструкцию действующих предприятий и направлены на вы­пуск новых товаров и оказание новых услуг либо обеспечивают возмож­ность выхода на новые рынки сбыта;

· инвестиции, обеспечивающие выживание предприятия, сюда отно­сятся затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на рекламу, маркетинг, на подготовку и (или) перепод­готовку кадров, в том числе под новые технологии;

· инвестиции, обеспечивающие выполнение государственного или другого крупного заказа; - инвестиции, связанные с обеспечением требований закона.

7. По характеру участия инвесторов в инвестиционных проектах раз­личают:

· прямые;

· непрямые (косвенные) инвестиции.

Прямые инвестиции подразумевают непосредственное участие ин­вестора в инвестиционном процессе - инвестор сам определяет объект инвестирования, а также организацию финансирования инвестицион­ного проекта. Источниками финансирования в этом случае могут быть как собственные средства инвестора, так и заемные средства.

Непрямые (косвенные) инвестиции - вложение средств инвесто­рами, физическими или юридическими лицами в ценные бумаги, вы­пускаемые финансовыми посредниками, которые размещают вложен­ные инвесторами средства в реализацию инвестиционных проектов по своему усмотрению, основываясь на прогнозах рентабельности того или иного инвестиционного проекта.

Как экономическая категория инвестиции выполняют важнейшие функции, без которых невозможно нормальное, экономически эффектив­ное развитие страны. Именно инвестиции в значительной мере формиру­ют будущее страны в целом, отдельных ее регионов, каждого хозяйствую­щего субъекта - инвестиции, произведенные сегодня, являются основой завтрашнего благосостояния. В свою очередь, современное экономическое состояние во многом предопределено прошлыми инвестициями. Значение инвестиций заключается в том, что реализация их функций является необходимым условием и основой следующего:

· структурная перестройка общественного производства, сбалансированного развития всех отраслей хозяйства;

· расширенное воспроизводство;

· ускорение научно-технического прогресса;

· обеспечение обороноспособности государства;

· развитие финансовых рынков, банковской сферы;

· повышение качества товаров и услуг, обеспечение их конкурентоспособности;

· охрана природной среды, решение экологических проблем;

· увеличение занятости населения, снижение уровня безработицы;

· международная кооперация;

· развитие социальной сферы (образование, здравоохранение, культу­ра, спорт, жилищное строительство, социальное обеспечение и т.д.).

1.2 Инвестиционный процесс

Инвестиционный процесс - это последовательность этапов, действий, процедур и операций по осуществлению инвестиционной деятельности. Конкретное течение инвестиционного процесса определяется объектом инвестирования и видами инвестирования (реальные или финансовые инвестиции).

В качестве основных этапов инвестиционного процесса выделяются три этапа.

На первом (подготовительном) этапе - этапе принятия решения об инвестировании - в рамках его первой фазы формируют цели инвестирования, во второй фазе определяют направление инвестирования и в третьей фазе происходит выбор конкретных объектов для инвестирования, подго­товка и заключение инвестиционного договора, в котором определяются права и обязанности участников договора в отношении величины вклады­ваемых средств, сроков и порядка инвестиций, взаимодействие сторон при осуществлении инвестиционного процесса, порядок пользования объ­ектом инвестиций, отношения собственности на созданный объект инвес­тиций, распределение будущих доходов от эксплуатации объекта и т.д. Подписанием инвестиционного договора вкладываемым материальным и нематериальным благам придается статус инвестиций.

Второй этап инвестиционного процесса - осуществление инвестиций, практические действия по реализации инвестиций, облекаемые в право­вую форму путем заключения различных договоров. Ими могут быть до­говоры, связанные с передачей имущества; договоры, направленные на выполнение работ или оказание услуг, лицензионные и другие граждан­ско-правовые договоры. Второй этап завершается созданием объекта ин­вестиционной деятельности.

Третий (эксплуатационный) этап - этап, связанный с эксплуатацией созданного объекта инвестиционной деятельности. В рамках этого этапа организуется производство товаров, выполнение работ, оказание услуг; создается система маркетинга и сбыта нового товара. В течение эксплуатационного этапа происходит компенсация инвестиционных затрат, гене­рируются доходы от реализации инвестиций. Именно этот этап совпадает со сроком окупаемости инвестиций.

Разработка направлений инвестиционной деятельности связана с определением как соотношения различных форм инвестирования на конкретных этапах, так и направленности инвестиционной деятельности, включая ее отраслевой компонент.

Приоритеты тех или иных форм инвестирования определяются как внутренними, так и внешними факторами. Важнейшим из внутренних факторов является функциональная направленность, т.е. основная деятельность компании-инвестора. Другие внутренние факторы таковы: стратегическая направленность операционной деятельности, величина предприятия, этап его жизненного цикла. Для крупных предприятий и организаций реального сектора экономики, а также находящихся на стадии «зрелости» характерен рост финансовых инвестиций. Для предприятий более ранних стадий развития преобладающая форма инвестирования - вложения в материальные и нематериальные активы.

Среди внешних факторов, оказывающих влияние на выбор форм инвестирования, наиболее значимыми являются следующие два фактора: инфляция и процентные ставки на финансовом рынке.

Целями инвестирования могут быть:

· стремление компании к увеличению прибыли;

· расширение масштабов деятельности компании;

· стремление к престижу, общественному влиянию, власти;

· решение социальных задач, например сохранение и увеличение рабочих мест, снижение уровня безработицы, повышение культурного и об­разовательного уровня людей;

· решение экологических проблем и т.д.

Четко и корректно сформированные и сформулированные цели инвес­тирования упрощают решение задач, связанных с выбором направлений инвестирования, повышают эффективность их достижения. Среди направлений инвестирования могут быть взаимозависимые инвестиции, независимые друг от друга инвестиции, а также взаимоисключающие (альтернативные) инвестиции.

Участниками (субъектами) инвестиционной деятельности являются все участники реализации инвестиционных проектов: инвесторы, заказ­чики, подрядчики (исполнители работ), пользователи объектов инвести­ционной деятельности, поставщики; банковские, страховые и посредниче­ские организации, инвестиционные биржи и др.

Субъектами инвестиционной деятельности в Российской Федерации яв­ляются в основном юридические лица. Согласно Гражданскому кодексу РФ к юридическим лицам относятся: хозяйственные товарищества и общества; акционерные общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.

Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляю­щие вложение собственных, заемных и (или) привлеченных средств и обеспечивающие их целевое использование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвесторами могут быть:

· физические лица;

· отечественные предприятия, а также предпринимательские объединения, организации и другие юридические лица, наделенные (в соответст­вии с их уставами) необходимыми в этом правами;

· совместные российско-зарубежные предприятия, организации и другие юридические лица;

· Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Российской Федерации в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом или наделенных имущественными правами;

· органы местного самоуправления, муниципалитеты в лице органов и служб, уполномоченных в законодательном порядке;

· иностранные юридические лица;

· иностранные государства в лице органов, уполномоченных их правительствами;

· международные организации.

Инвесторы вкладывают свои средства в приобретение акций и других ценных бумаг предприятий и организаций, а также выпускаемых государством, региональными органами власти. Поскольку инвесторы являются прямыми вкладчиками финансовых средств и других капиталов, то в соответствии с этим являются покупателями и потребителями (пользователями) объектов инвестирования (заводов, их продукции, транспорт­ных сооружений, линий и объектов связи и др.).

Заказчики - уполномоченные инвесторами посреднические юридические или физические лица, которые организуют и осуществляют реализа­цию соответствующих инвестиционных проектов. Для этого указанные лица наделяются со стороны инвестора необходимыми правами распоря­жения инвестициями в рамках, определяемых инвестором и по договору с заказчиком. Заказчики при этом не вмешиваются в предприниматель­скую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной дея­тельности, если иное не предусмотрено договором между ними.

Чтобы реализовать инвестиционные проекты, необходимы разработка технико-экономического обоснования, проведение инженерных изыска­ний, разработка проектной документации на строительство и возведение зданий и сооружений, проведение работ по реконструкции, заключение договоров с подрядными строительно-монтажными организациями на осуществление строительно-монтажных, пусконаладочных работ и т.д. Эти функции инвесторы могут осуществить сами через свои соответству­ющие службы, либо уполномочивают на это заказчика.

Исполнителями работ (подрядчиками) при реализации инвестиционных проектов являются строительные, проектно-изыскательские и пусконаладочные организации, производственные фирмы и т.п. Ука­занные организации по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиком, проводят исследования (при инновационном инвестировании), выполняют работы по инженерным, инженерно-геологическим изысканиям, проектированию зданий и со­оружений, их возведению, освоению созданных производственных мощностей и т.д.

К исполнителям относятся также и инженерные фирмы, которые, не имея собственных производственных мощностей, выступают в качестве генеральных подрядчиков по реализации инвестиционных проектов, привлекая для выполнения различных работ строительные, монтажные и другие фирмы на условиях субподряда. Менеджеры генерального подрядчика подготавливают и реализуют план по осуществлению всех работ в рамках инвестиционного проекта, обеспечивая взаимодействие всех привлекаемых к реализации проекта фирм-соисполнителей.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе и иностранные, а также государственные органы федерального и регионального уровней, органы местного самоуправления, международные объединения и организации, для которых созда­ются объекты инвестиций.

Важными участниками инвестиционной деятельности являются поставщики, поскольку осуществление производственных инвестиционных проектов связано с использованием строительных материалов, конструк­ций, технологического оборудования, строительных машин и механизмов, транспортных средств и т.д.

К субъектам инвестиционной деятельности относятся и так называемые институциональные инвесторы: страховые компании, инвестиционные компании и фонды, негосударственные пенсионные фонды и др. Инвестици­онные фонды и компании вкладывают средства в акции вновь создаваемых или существующих предприятий (акционерных обществ).

2. Иностранные инвестиции в экономике России

2.1. Основные тенденции и факторы привлечения иностранных инвестиций.

Под иностранными инвестициями понимаются вложения иностранного капитала, а также капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории России с целью получения прибыли.

К иностранным инвестициям относятся: приобретение иностранным инвестором в полную или частичную собственность предприятий и организаций, денежные средства, взносы в уставный капитал, покупка акций и прочих ценных бумаг, машин, оборудования, лицензий, товарных знаков, любого другого имущества и имущественных прав, банковские вклады, осуществляемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или достижения позитивного социального эффекта.

Экономический потенциал России, богатые природные ресурсы, относительно емкий национальный рынок, высокий научный потенциал позволяют привлечь значительные объемы иностранных инвестиций.

Приток иностранных инвестиций в экономику России характеризуется значительными нарастающими объемами и высокой динамикой роста. Так, например, объем иностранных инвестиций в экономику России в 2003 г. составил 29,7 млрд. долл. США, в 2004 г. - 40,5 и в 2005 г. – 53,7 млрд. долл. США.

К факторам, повышающим инвестиционную активность относятся следующие:

· Устойчивый рост российской экономики, стабильность социально - экономической ситуации и растущие рейтинги инвестиционной привлекательности экономики создали конкурентоспособные для внешнего инвестирования отдельные сектора национальной экономики.

· Прирост выпуска продукции и услуг базовых отраслей национальной экономики и промышленного производства. При этом рост наблюдался в большинстве как добывающих, так и обрабатывающих отраслей.

· Сохранение относительно высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и цветные металлы, обеспечивающее рост производства и накоплений активов в экспортоориентированных отраслях и производствах национальной экономики. В свою очередь, это привело к росту внутреннего спроса на инвестиционную продукцию.

· Снижение темпов инфляции и, как следствие, уменьшение процентных ставок рефинансирования Банка России до 12%, что позволило в определенной степени увеличить масштабы инвестиционного кредитования национальной экономики со стороны банковской системы, увеличив в 2004 г. долю кредитов банков в инвестициях в основной капитал до 7,9 процента.

· Улучшение финансового положения предприятий за счет вытеснения неэффективных собственников и позитивного роста их суммарного сальдированного финансового результата.

· Укрепление российской банковской системы, позволившее предприятиям, организациям активизировать политику по инвестиционному заимствованию.

· Предпринимаемые Правительством меры по улучшению инвестиционного климата: осуществление реформирования налоговой системы, что позволило легализовать часть инвестиционных затрат предприятий реального сектора экономики и снизить несколько налоговое бремя; снижение кредитной ставки рефинансирования Банка России, что привело к снижению уровня доходности размещения активов в спекулятивный сектор фондового рынка и другие финансовые инструменты; отмена Банком России обязательной продажи валютной выручки, что в итоге может способствовать снижению инфляции.

К факторам, сдерживающим формирование стабильной динамики и эффективной структуры иностранных инвестиций относятся следующие:

· Снижение основных макроэкономических показателей. Так, за 2004 - 2005 гг. прирост ВВП сократился с 7,2% до 6,4%, прирост промышленного производства - с 8,3% до 4%, прирост продукции сельского хозяйства - с 3,1% до 2,0%, прирост инвестиций в основной капитал - с 10,9% до 10,5%, реальные располагаемые денежные доходы населения - с 9,9% до 8,8%, реальная заработная плата - с 10,6% до 9,7.

· Высокие инвестиционные риски для иностранных инвесторов, связанные с утратами собственности в России и доходности, отсутствием гарантий со стороны государства по защите прав инвесторов.

· Низкая конкурентоспособность прямых инвестиций относительно альтернативы размещения активов в торговые и прочие кредиты (с быстрым оборотом) и вкладов зарубежных юридических лиц в российских банках, которые составляют большую часть в составе прочих иностранных инвестиций. В отличие от прямых инвестиций, отмеченные формы обладают не только более высокой доходностью, но и большей защищенностью от инвестиционных рисков.

· Нестабильность российского фондового рынка, неэффективность его деятельности, обусловленная его слабым развитием и зависимостью от состояния мировой экономики и конъюнктуры фондовых рынков США, Европы и других стран.

· Слабая привлекательность и «непрозрачность» для иностранных инвесторов инновационных и инвестиционных проектов развития отраслей реального сектора российской экономики.

· Высокая зависимость национальной экономики, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры, что делает недостаточно устойчивым экономический рост в связи с зависимостью экономики страны от мировых цен на нефть, газ и другие традиционные товары российского экспорта.

· Продолжающееся значительное время ухудшение финансового положения организаций и значительная доля убыточных организаций (в 2003 г. их удельный вес составил 43% от общего числа организаций).

· Избыточные административные барьеры для предпринимательской деятельности и недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов.

· Незначительные объемы государственных инвестиций.

· Большие объемы вывоза российских инвестиций за рубеж: в 2002 г. - 19,9 млрд. долл. США, в 2003 г. - 23,3 млрд. долл. США, в 2004 г. - 33,8 млрд. долл. США и в 2005 г. - 31,1 млрд. долл. США.

Основными странами - инвесторами, осуществившими значительные объемы накопленных инвестиции в экономику России, являются Люксембург, Кипр, Нидерланды, Великобритания, Германия, США, Франция, Виргинские о-ва (Брит), Швейцария и Багамские о-ва. На долю этих стран приходится 88,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых - 87,4% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций, на долю портфельных - 86,2% от их накопленного объема и на долю прочих инвестиций - 86,5% от общего объема накопленных прочих инвестиций.

В общем объеме накопленных иностранных инвестиций по итогам 2005 г. лидирующее положение занимает Люксембург, удельный вес которого составил - 18,8%, далее Кипр - 17,2%, Нидерланды - 16,9%, Великобритания - 11,4%, Германия - 8,7%, США - 6,1%, Франция - 3,5%, Виргинские о-ва (Брит.) - 2,2%, Швейцария - 2,1%, Багамские о-ва - 1,3 процента.

В 2000-2004годы накопленные иностранные инвестиции вкладывались в следующие отрасли российской экономики.

Наиболее крупным объектом инвестирования является промышленность, доля которой в общем объеме иностранных инвестициях увеличилась с 43,1% до 48,5%.

Второй сферой по величине инвестирования остается торговля и общественное питание, ее доля в иностранных инвестициях увеличилась с 17,8% до 32,1%.

Увеличилась также доля общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка с 2,5% до 3%, оптовой торговли продукцией производственно - технического назначения - с 1,2% до 2,2% и строительства - с 0,8% до 1,0%.

За 2000 - 2004 гг. сократился удельный вес иностранных инвестиций на транспорте с 9,3% до 1,6%, сельском хозяйстве - с 0,4% до 0,1%, и сферы финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения - с 2,5% до 2,1 процента.

2.2. Основные направления улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации

Основная причина незначительных объемов привлечения иностранных инвестиций заключается в наличии неблагоприятного инвестиционного климата в российской экономике.

В последнее время произошло улучшение макроэкономической ситуации. Стала более благоприятной ситуация на мировых рынках. Однако целый ряд проблем по-прежнему оказывает негативное воздействие на состояние инвестиционного климата.

Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Россия рассматривается иностранными инвесторами как страна с высокими инвестиционными рисками по следующим причинам:

· наличие в течение длительного времени инвестиционного кризиса;

· недостаточное развитие банковской системы, неразвитость финансовых рынков, проблемы с обслуживанием внешнего долга;

· несовершенная законодательная база, ее некомплексность, недостаточность правовых норм прямого действия при значительном наличии подзаконных актов, нестабильность и противоречивость законодательства, в том числе налогового и таможенного, неоднозначное его толкование органами исполнительной власти;

· дефицит квалифицированного персонала, наличие коррупции, различия в региональных требованиях к инвесторам;

· недостаточный уровень развития инфраструктуры, что значительно увеличивает издержки производства и реализации товаров и услуг.

Эти и другие факторы снижают инвестиционный рейтинг России и не позволяют эффективно конкурировать с другими странами за привлечение иностранных инвестиций на мировых рынках капиталов.

Однако оценка инвестиционного климата иностранными инвесторами осуществляется не только с точки зрения развития национального законодательства, его комплексности, полноты охвата основных направлений привлечения иностранных инвестиций, практики его исполнения, но и соответствия российского инвестиционного законодательства международному инвестиционному законодательству.

Иностранный инвестор видит серьезную проблему в том, что российское инвестиционное законодательство разрабатывается без учета стандартов международного инвестиционного сотрудничества. Мировая экономика все основательнее становится на путь глобализации. Развитие процессов глобализации предопределяет необходимость унификации российского инвестиционного законодательства стандартам международного инвестиционного сотрудничества.

Набирает силу процесс либерализации инвестиционной деятельности. Меры по либерализации инвестиционного процесса включают в себя обеспечение льготного режима осуществления инвестиций, либерализацию регулирования прав собственности, упрощение разрешительных процедур, ослабление государственного контроля.

Таким образом, требования к благоприятности инвестиционного климата в связи с развитием международного инвестиционного сотрудничества возрастают.

К настоящему моменту созданы правовые основы регулирования иностранных инвестиций.

Однако Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» за время своего действия не обеспечил существенного улучшения инвестиционного климата и значительного возрастания объемов иностранных инвестиций. Указанный Закон не является законом прямого действия, не содержит принципиальных положений, направленных на улучшение инвестиционного климата, ряд формулировок имеет расплывчатый характер.

Состояние инвестиционного климата в значительной мере предопределяется уровнем разработки законодательства, регулирующего привлечение иностранных инвестиций на основе соглашений о разделе продукции (СРП).

Однако работу по развитию правовой базы, регулирующей реализацию соглашений о разделе продукции, нельзя считать завершенной.

Состояние инвестиционного климата предопределяется наличием мер стимулирования инвестиционной деятельности. В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен разрешительный порядок введения льгот. Изъятия стимулирующего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально - экономического развития страны. Виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством. Однако указанное положение Закона ничего не изменяет в действующем порядке введения льгот, так как льготы устанавливаются соответствующими федеральными законами о налогах.

Кроме того, Закон не устанавливает конкретные льготы, а только предусматривает обеспечение стабильных условий осуществления инвестиций. Однако, если рассматривать стабильность инвестиционного процесса исходя из положений Закона, то значительного продвижения в этом вопросе не наблюдается.

Состояние инвестиционного климата предопределяется также наличием весьма сложной процедуры согласования технико - экономических обоснований и проектов строительства и получения разрешительной документации на их реализацию.

Состояние инвестиционного климата предопределяется также действующей процедурой регистрации предприятий с иностранными инвестициями. В России действует разрешительный режим регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Для этого требуется предоставить большое число документов, завизированных различными организациями. Кроме того, это дорогостоящий процесс. Поэтому иностранные инвесторы заинтересованы в упрощении процесса регистрации предприятий. В решении этого вопроса может быть использован международный опыт их регистрации по принципу «one stop shop», или комплексной регистрации и в одном месте.

3. Привлечение иностранного капитала в ХМАО

ХМАО один из самых привлекательных с точки зрения инвестиций субъектов РФ. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's признало ХМАО одним из наиболее обеспеченных природными ресурсами и продуктивно работающих регионов России.

По оценке аналитиков агентства, внутренний региональный продукт ХМАО - второй по величине в стране, и хотя здесь проживает менее 1% россиян, его доля в национальном внутреннем валовом продукте превышает 6%.

Развитие энергетики, нефтепереработки, лесной и пищевой промышленности, машиностроения и производства строительных материалов - приоритетные направления развития и вложения инвестиций для ХМАО.

Привлечение внешних инвестиций является важнейшим приоритетом международного сотрудничества округа. Поступление иностранных инвестиций в экономику автономного округа за 2008 год составило 372,1 млн. долларов США (в 2007 году - 152,7 млн. долларов США).

Доля прямых инвестиций составила около 63% (233,2 млн. долларов США), доля прочих инвестиций, в основном, торговые кредиты - около 37% (139 млн. долларов США). Основной объем прямых инвестиций направлен в добычу нефти и газа. Основными инвесторами являются Кипр, Австрия, Франция.

Основными целями инвестиционной политики округа является развитие отраслей промышленности, альтернативных нефтегазодобывающему комплексу, и обеспечение занятости населения региона.

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа заинтересовано в привлечении в экономику региона как отечественных, так и иностранных инвестиций. Однако, западные инвесторы опасаются идти в российские регионы из-за «бюрократических ловушек». Поэтому правительством региона и депутатами Думы в Ханты-Мансийском автономном округе ведётся активная работа по формированию правовой базы для инвесторов.

Основой инвестиционного законодательства автономного округа служит закон «О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа».

Этот документ нацелен на развитие инвестиционной деятельности в округе путем повышения заинтересованности у местных предприятий в производстве товаров и услуг при активном привлечении отечественных, а также зарубежных материальных, финансовых ресурсов и новых технологий.

В нем определены различные формы поддержки субъектам инвестиционной деятельности:

· предоставление налоговых льгот по налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет автономного округа,

· предоставление инвестиционных кредитов за счет средств бюджета развития автономного округа,

· предоставление объектов недвижимости, технических средств и иного имущества автономного округа для осуществления инвестиционной деятельности,

· прямое инвестирование за счет средств бюджета округа,

· погашение держателям инвестиционных проектов части процентов по инвестиционным банковским кредитам за счет средств бюджета округа,

· предоставление инвестиционного налогового кредита,

· предоставление поручительств и гарантий Правительства округа.

По мнению губернатора ХМАО Александра Филипенко основным условием эффективного привлечения инвестиций в округ и минимизации рисков иностранных и российских инвесторов являются кардинальные изменения в законодательной базе и реформа судебной системы в стране. Правительство ХМАО разрабатывает предложения по страхованию рисков инвесторов.

Продуманная инвестиционная политика региона создает благоприятный климат для инвесторов. И это приносит свои плоды уже сегодня. На территории Югры осуществляют деятельность 232 предприятия с иностранными инвестициями, в т.ч. представительства и филиалы иностранных компаний (18,1 % от общего числа предприятий с иностранными инвестициями), строительные площадки (21,5 %), которые активно участвуют в диверсификации экономики, в развитии социальной инфраструктуры на территории автономного округа.


Заключение

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно- технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, важен для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян.

Перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Так как национальные инвестиции ещё более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны, а также в неразбазаривании природных богатств России.


http://www.admhmao.ru/invest/index.htm- сайт хмао

http://www.neftegaz.ru/analisis/view/296

Зимин А .И . / Инвестиции : Вопросы и ответы / Москва / Юриспруденция / 2006.

Лебедев В.М. Иностранные инвестиции в экономике России -http://www.mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=22-журнал «мировое и национальное хозяйство» издание МГИМО(У) МИД россии №1,2006

Лебедев В.М. Иностранные инвестиции в экономике России - тенденции развития // Финансы, № 8, 2001..

Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования. - М., 2007. - С. 51..(КУпить)

www.gks.ru


Объем и структура привлеченных иностранных инвестиций

Годы Всего Прямые Портфельные Прочие
Млн. долл. в % Млн. долл. в % Млн. долл. в %

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

9560

10958

14258

19780

29699

40509

53651

4260

4429

3980

4002

6781

9420

13072

44,6

40,4

27,9

20,2

22,8

22,3

24,4

31

145

451

472

401

333

453

0,3

1,3

3,2

2,4

1,4

0,8

0,8

5269

6384

9827

15306

22517

30756

40126

55,1

58,3

68,9

77,4

75,8

75,9

74,8

В 2005 г. иностранные инвестиции вкладывались в следующие виды экономической деятельности:

Виды экономической деятельности млрд. долл. США %
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 20,5 38,2
обрабатывающие производства 18,0 33,5
добыча полезных ископаемых 6,2 12,8
транспорт и связь 3,8 7,2
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

2,6

4,9
финансовая деятельность 1,8 3,4