Курсовая работа: Влияние социально-демографических факторов на развитие СКС и туризма
Название: Влияние социально-демографических факторов на развитие СКС и туризма Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа |
Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования РФ Саратовский Государственный Технический Университет Институт Развития Бизнеса и Стратегии Кафедра ППМ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономика и предпринимательство в СКС и Туризма» на тему «Влияние социально-демографических факторов на развитие СКС и Туризма » Выполнила: студентка гр. СКС-31 Зиновенкова С.С. Проверила: ассистент кафедры ППМ Кузнецова А.А. САРАТОВ - 2009 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………...3 Глава I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА…………………………………………………………….8 § 1 Сервис, как деятельность и услуга…………………………………...….8 § 2 Понятие, виды и функции туризма, организационно-экономические основы туризма………………………………………………………………..8 Глава II. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА……………………………………14 § 1 Виды факторов…………………………………………………………..14 § 2 Географические факторы……………………………………………...18 § 3 Экономические и финансовые, политические факторы………..……22 Глава III. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА……….27 Заключение………………………………………………………………………….33 Список используемой литературы…………………………………………….......34 ВВЕДЕНИЕ Процесс развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой и в виде общественного производства. Одна из необходимостей этого взаимодействия – восстановление сил, здоровья, запаса энергии, расширения кругозора и познания мира. Этим процессам и целям отвечает туризм. К исходу XX столетия туризм стал нормой жизни современного человека. В современном мире туризм является одним из эффективных средств удовлетворения потребностей населения, и в настоящее время приобретает массовый характер. Многие факторы влияют на развитие социально-культурного сервиса и туризма, но меня интересует одни из динамических факторов, как социальные и демографические. Поэтому данная курсовая работа посвящена теме, как влияют социально-демографические факторы на развитие СКС и Т. На основании вышеизложенного видится актуальность этой темы, так как одни из многочисленных факторов, а именно социальный и демографический, существенно влияет на развитие СКС и Туризма. При написании курсовой я использовала такие источники, как: Фролова Т.А. «Экономикаи предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма»[[1] ] в этой книге автор рассматривает сервис и туризм с экономической точки зрения, а также факторы, влияющие на эту сферу, Сапрунова В. «Туризм: эволюция, структура, маркетинг»[[2] ] из этого источника я взяла сведения об эволюции туризма и его функциях, Сенин В.С. «Организация международного туризма»[[3] ] в ней рассматривается организационно-экономические основы туризма, также официальных федеральных сайтов я вписала о показателях туризма, влияния роста и спада населения на его развитие: bril2002.narod.ru.[[4]], РФ. Федеральный Закон «Об основах деятельности в Российской Федерации N 132-ФЗ»[[5] ]. Изменения демографической структуры и социальной модели народонаселения в развитых и новых индустриальных странах вызывают у всё большего числа людей потребность использовать свободное время и доход на путешествие. Люди старшей возрастной группы (от 55 до 59 лет) начинают играть все более важную роль в международном туризме. В 1997 г. зарегистрировано более 100 млн. прибытий, совершенных людьми старшего возраста, и эта цифра продолжает увеличиваться. Основными поставщиками этой категории туристов являются США, Канада, Япония и другие страны ЕС, население которых, несмотря на быстрые темпы старения, остается физически активным и, что не менее важно, более обеспеченным. Подсчитано, что ежегодно люди старшей возрастной группы совершают 2,4 поездки в пределах своей страны и 0,8 поездки за рубеж. Есть прогноз, что 55-59-летние жители Великобритании, США и Японии до 2005 г. совершат дополнительно 18,8 млн. поездок по территории своих стран и 6,3 млн. (возможно, больше) путешествий.[[6] ] Население в возрасте 15-25 лет как важный элемент туристского бизнеса составляет 1/5 всего международного и внутреннего рынка туризма. Каждый молодой человек в среднем имеет в перспективе 50 лет для занятия туризмом. Увеличение численности работающих женщин, тенденция к поздним бракам и обеспечение более высокого дохода на каждого члена семьи расширяют такие сегменты туристского рынка, как «деловые леди», поездки с целью отдыха и в период каникул. Примером служит Россия, где сегмент «деловые леди» составляет 1/6 рынка выездного туризма. Средний возраст российских женщин, вступающих в брак впервые, вырос до 26 лет. Швеция установила рекорд более позднего среднего возраста вступления в брак. Будущие супруги, вступая в поздний брак, имеют высокий уровень дохода, большая часть которого расходуется на свадьбу и, соответственно, медовый месяц. В Японии зарубежные поездки молодоженов составляют особый сегмент рынка, достигающий 7 % общего показателя выездного туризма. Увеличение доли одиноких людей и бездетных семей и соответственно дохода, приходящегося на семью, обеспечит рост таких сегментов рынка, как поездки для «одиночек» и путешествия в каникулярное время. Ослабление миграционных ограничений со стороны индустриальных стран будет способствовать увеличению числа поездок рабочих-мигрантов между страной проживания и центрами занятости за рубежом, а также появлению на туристском рынке турпродукта, рассчитанного на специфические этнические группы. Повышение продолжительности оплачиваемого отпуска и гибкость рабочего времени вызовут потребность в новом туристском продукте, включающем максимум удовольствия за минимальный отрезок времени. Сокращение пятидневной рабочей недели с восьмичасовым рабочим днем до четырехдневной рабочей недели с девятичасовым рабочим днем высвободит три выходных дня для отдыха, путешествий и культурных мероприятий. Станет популярным посещать тематические парки, совершать круизные путешествия, маршруты выходного дня, каникулярные поездки с краткосрочным пребыванием, поездки целевого назначения, а также деловые поездки в «средний» и «низкий» сезоны. Возрастет популярность курортов, работающих по системе «All inclusive», обеспечивающих отдых людям, которым требуется полное отключение от каждодневных забот и тревог. Рост уровня образования увеличит стремление человека к знаниям. Интерес к другой культуре вызовет желание путешествовать и получать новые впечатления. Потребитель ощутит необходимость в новом многовариантном турпродукте. Таким образом, демографические и социальные изменения будут оказывать положительное влияние на развитие мирового рынка туризма. Новые технологии в транспортной инфраструктуре сделают возможными постоянные контакты почти со всеми регионами мира. Сокращение времени на проезд к месту туристского назначения и снижение цен на поездку позволят чаще путешествовать на дальние расстояния. Государственный контроль над транспортом отменит необходимость оформления визы при въезде в страну посещения. Ожидаемый рост иностранного туризма будет способствовать увеличению доходов населения принимающих стран. Расширение туристской отрасли повысит спрос на обслуживающий персонал во всех сферах туристской индустрии, включая средства транспорта, предприятия размещения и т. д. Получат распространение новые формы продажи турпродукта, в том числе «киоски путешествия» непосредственно на промышленных и других предприятиях. Киоски будут предоставлять информацию о туристских регионах, круизах, ценах. Туристские бюро на промышленных предприятиях станут обычным явлением. Увеличение среднего возраста трудоспособного населения вызовет необходимость создания турпродукта для зрелого потребителя, который является опытным путешественником и предпочитает комфорт. Возрастающий интерес школьников к мировой культуре, изучение иностранных языков в начальных классах повысят желание больше путешествовать как по Родной стране, так и за рубежом. Целью работы является рассмотрение влияния социально-демографических факторов на развитие социально-культурного сервиса и туризма. В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования: предмет и задачи экономики социально-культурного сервиса и туризма, сервис, как деятельность и услуга, предмет экономики туризма и история развития туризма, понятие, виды и функции туризма, организационно-экономические основы туризма, факторы развития туризма, виды факторов, географические факторы, экономические и финансовые, политические факторы, влияние социально-демографических факторов на развитие социально - культурного сервиса и туризма. Объектом исследования является: влияния социально-демографических факторов на развитие социально-культурного сервиса и туризма. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Общий объем составляет 35 страниц, три главы, пять параграфов, включает 15 источников литературы, 5 интернет-источников. Студенты смогут реализовывать возможности для путешествия путем использования льгот и скидок. Возрастет популярность программ по студенческому обмену, в том числе и для получения языковой практики в стране изучаемого языка. По прогнозу ВТО, демографические изменения отразятся и на выборе места туристского назначения: люди будут больше путешествовать с юга на север, а основными целями поездок чаще станут посещение друзей и родственников. Политическая стабильность в мире создаст условия, при которых развитые индустриальные страны будут помогать развивающимся странам повышать уровень жизни, между ними возникает техническое и технологическое сотрудничество во всех областях деятельности. Включившись в программу развития туризма, любая страна сможет обращаться в ООН за помощью и получать значительные средства на развитие национального хозяйства, включая туризм. Глава I. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА§ 1 Сервис, как деятельность и услуга. Оказание услуг – широко распространенный вид деятельности. Им занимается практически любой человек. Простейшие услуги: помощь кому-либо в повседневной жизни, предоставление полезных сведений (информации) – не требуют особых знаний и подготовки. Хотя уже в древности существовали люди и организации, которые на профессиональном уровне предоставляли сложные, порой дорогостоящие услуги, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования. Сервис – это оказание услуг. В современной экономике услуга обычно противопоставляется товару. Услуга – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Услугу можно определить как продукт труда, полезный эффект которого выступает не в форме вещи, а в форме деятельности, направленной на вещь или на человека. § 2 Понятие, виды и функции туризма , организационно-экономические основы туризма. В переводе с французского туризм (tour) - это прогулка, поездка. В средние века в связи с развитием христианства и торговли появляются путешествующие служители церкви и купечество. Первые преследуют цель распространения христианства, вторые – цель обогащения. Туристские ресурсы принимают облик монастырей, новое развитие получают и постоялые дворы. В эпоху промышленного переворота появляются принципиально новые транспортные средства – материальная основа для развития туризма, как внутреннего, так и международного. Туризм становится одним из реальных факторов человеческого бытия. Организованные экскурсии входят в образ жизни значительной части населения.[[8] ] Туризм – временные выезды (путешествие) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания.[[9]
]Это определение основывается на терминах Международной конференции туризма (МКТ) и Организации объединенных наций (ООН). Термин МКТ: «турист – человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой деятельностью с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, отдыха, образования, религии, спорта, по семейным и деловым обстоятельствам». Функции туризма порождают некоторые его виды. К ним следует отнести: 1. Рекреационный туризм, включающий: зрелищно-развлекательные программы, туристическо - оздоровительные программы, занятия по интересам. 9. Событийный туризм предполагает удовлетворение потребности человека в мероприятии. Организационно-экономическое развитие туризма характеризуется впечатляющими данными по мировому экономическому рынку. Они показывают, что туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет. За туризмом, как основой туристической индустрии и туристического бизнеса, будущее. Согласно данным Всемирной туристической организации (ВТО) в 2005 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов. Туризм стал ведущей экспортной отраслью в мире. 6. Развитие сферы услуг стимулировало технологический прогресс в области телекоммуникаций, увеличило заинтересованность в посещении различных стран. 1. Возраст. Турфирма должна четко понять, что, например, пожилые люди в своем большинстве нуждаются не в спортивном туризме, а в лечебно-оздоровительном; Туризм ещё в ранних времен рассматривался с точки экономического значения, поэтому во втором параграфе мы затронули тему истории экономики развития туризма. Здесь мы рассмотрели сферу СКС и Туризма, как деятельность и услугу. Также ввели понятие туризма, его виды и функции. Организационно-экономическое развитие туризма характеризуется впечатляющими данными по мировому экономическому рынку. Они показывают, что туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет. И, наконец, пришли к выводу, что на развитие туризма влияют множество факторов. На основании вышеизложенного в следующей главе рассмотрим основные факторы, влияющие на развитие СКС и Т. Глава II . ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА. § 1 Виды факторов. Основные факторы, влияющие на развитие туризма, можно разделить на две группы: статичные и динамичные. Статичные факторы имеют неизменное во времени значение. В эту группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы. Именно они и определяют в первую очередь привлекательность мест отдыха. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм/поездки», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или богатая Скандинавия, сальдо отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей. В развитии туризма существенную роль играет также ресурсный фактор. Наличие высокоценных, а нередко уникальных природных и антропогенных рекреационных ресурсов позволяет осваивать район для международного туризма. Природные и культурно-исторические условия повышенной привлекательности и комфортности являются ресурсной основой для организации территориально-рекреационных систем международного класса. При всей важности объектов истории и культуры в рекреационно-ресурсной составляющей, природные условия и ресурсы занимают преобладающее место, являясь одной из основных материальных предпосылок современной рекреации. Своеобразие различных социально-экономических факторов и конкретные природные условия формируют «туристскую специализацию» отдельных туристских К этим изменениям относятся следующие: Практически во всех государствах мирового сообщества значительно возросла доля женщин среди работающего населения. Женщины в наше время выходят замуж и рожают детей значительно позже, нежели это было два-три десятилетия назад. Такое положение женщин в современном мире изменило общую картину туристской индустрии и превратилось в важный фактор национального и международного туризма. Появился новый феномен: деловая женщина. Экономический прогресс во все большем числе государств, повышение в связи с этим благосостояния значительных социальных групп населения, дополнительное свободное от работы время, расширение возможностей для его более рационального использования открывают неограниченные резервы для туристских путешествий с целью отдыха, лечения, поиска приключений, удовлетворения познавательного интереса и т.д. Возрастает спрос на поездки, находящиеся за пределами пиковых сезонов. Такие путешествия как в пределах своих стран, так и за рубеж весьма привлекательны в первую очередь для людей с физическими недостатками, инвалидов и пенсионеров. § 2 Географические факторы. Характер природных условий оказывает огромное влияние на выбор потенциальными туристами маршрута или района путешествия. Туристы принимают во внимание климатические и ландшафтные особенности, богатство и уникальности растительного и животного мира, естественные возможности для активного отдыха. Как правило, стремление отдохнуть, сменить обстановку сочетается у многих людей с желанием познакомиться с экзотикой. Экзотические природные объекты являются одним из важнейших туристскихресурсов. 2. Экономический уровень принимающей страны и стран; 3.Наличие достаточного числа квалифицированных кадров; Основную тенденцию развития общественной психологии потребления на современном Западе можно обозначить как: трансформация общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени». В 1990 году авиалиниями мира летало около миллиарда пассажиров. С началом года 2000 это число составило 2000 млрд. пассажиров, то есть увеличилось ровно в два раза.[[11] ] Таким образом, каждый день из одного места нашей планеты в другое летают свыше 3 млн. человек. И, как известно, к числу факторов, наиболее существенно влияющих на развитие международного туризма и увеличение числа путешествующих, относят культурный фактор, а именно: рост культурного уровня различных стран мира и стремление в связи с этим к ознакомлению с культурой других стран. Поэтому сегодня, благодаря этому стремлению, а также увеличению количества поездок и путешествующих, глобальным телекоммуникациям и так далее, беспрецедентным стал темп обмена между Россией и Европой, Америкой и другими странами мира. Почти во всех городах мира присутствуют черты международной культуры. Таким образом, чем больше наши образы жизни становятся схожими, тем более прочно, как утверждают футурологи, будем держаться за такие ценности, как религия, язык, искусство, литература и национальная культура в целом. По мере того как внешние стороны нашей жизни сближаются, мы будем все больше дорожить традициями, порождаемыми внутри нашего собственного общества. § 3 Экономические и финансовые, политические факторы. Существует четкая связь между тенденциями развития туризма и общего экономического развития. Туристский рост очень чувствителен к какому-либо экономическому изменению. Личный дискреционный доход, похоже, будет увеличиваться. Это примет форму широкого поступления доходов, как в странах с устоявшейся индустриализацией, так и в странах с экономикой промышленного развития, что приведет: 1. К большей туристской деятельности, в частности, касающейся увеличения числа покупателей туристского продукта с более высокими доходами; 2. К большей пропорции средств, общественно выделяемых на поездки и туризм. Изменение цен на туризм и туристский продукт определяются не только уровнем, ростом и доходом, направляемым на цели туризма и поездок, но и факторами ценообразования на эту продукцию и услуги. Вторая половина 20-го века была периодом, когда цены на туризм поднимались медленнее, чем вырастала инфляция в результате увеличения масштаба экономики и конкурентного давления. Законодательные ограничения на операции на авиалиниях и продолжающееся производство более вместительных и комфортабельных сохраняют свое влияние на тенденции в туристском ценообразовании. Изменения в валютных курсах тоже влияют на цены поездок за рубеж, что отражается на росте туризма. Новые политические структуры в Восточной Европе пока еще экономически слабы, что является реальным препятствием для вовлечения населения в зарубежный туризм. Объем туризма между странами Западной и Восточной Европы будет расти, но в значительной мере в направлении с Востока на Запад. Меры Европейского сообщества по становлению единого рынка будут направлены на слабо осваиваемый сектор авиации в связи с наличием определенной сопротивляемости со стороны национальных перевозчиков ряда стран ЕЭС и продолжающийся перенасыщенностью аэропортов и авиационных коридоров. Политика ЕЭС “открытое небо” направлено на незначительную корректировку возможностей с целью предоставления европейским пассажирам существенно сниженных цен и большего выбора надежных авиакомпаний. Международный туризм для развивающихся стран является источником поступления иностранной валюты и создания рабочих мест. В то же время он привносит изменения в традиционные социальные системы и природную среду, создавая дополнительную зависимость. Туризму свойственны подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке. За последние пятьдесят лет на туристскую индустрию неблагоприятно воздействовали проблемы достаточно широкого диапазона: природные бедствия, серьезные социальные конфликты, войны, экономические кризисы и терроризм. Накопилось достаточно опыта, чтобы индустрия туризма смогла приспособиться и пережить сложности, не останавливаясь в поступательном развитии. Туризм имеет экстраординарные способности и возможности чтобы преодолевать кризисы. В этой главе мы поближе познакомились и разобрались в видах факторов, влияющих на развитие СКС и Туризма. Рассмотрели, на какие стороны туризма конкретно влияет тот или иной фактор и что в него входит. Итак, рассмотрев основные факторы, нужно перейти на социальные и демографические, а также на их влияние в сфере СКС и Туризма, что и рассмотрим в следующей главе. Глава III . Влияние социально- демографических факторов на развитие СКС и Туризма. Значение социальных факторов в развитии международного туризма постоянно возрастает. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств явились важной материальной предпосылкой развития туризма. Во второй половине 20 века изменился сам стереотип жизни человека. На смену тому, который можно было охарактеризовать как статичный, когда основная масса населения годами не покидала своего дома, приходит новый, динамичный стереотип жизни. Смена обстановки становится в современных условиях бурного городского ритма жизни крайне необходимой. Чем крупнее город, тем явственнее ощущается эта потребность, поскольку отдых по месту жительства плохо восстанавливает силы. При современных темпах труда и жизни расходы на отдых быстро переходят в разряд необходимых. Практически во всех государствах мирового сообщества значительно возросла доля женщин среди работающего населения. Женщины в наше время выходят замуж и рожают детей значительно позже, нежели это было два-три десятилетия назад. Такое положение женщин в современном мире изменило общую картину туристской индустрии и превратилось в важный фактор национального и международного туризма. Появился новый феномен: деловая женщина. Тенденция увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска, а также деление его на две части приводит к тому, что человек может совершать путешествия более долгий период времени, что помогает развитию туризма. Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями. Растущий уровень жизни в развитых странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает значительное влияние на развитие туристической отрасли. Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются, увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества. Тенденция к увеличению свободного времени является важным фактором дальнейшего успешного развития туризма как отрасли. Вместе с тем «потребность в отдыхе относится к верхнему этажу пирамиды потребностей человека». Известно, что «…потребности человека в туризме – потребности в восстановлении и развитии физических и психических сил человека, в его физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании». Но для того, чтобы эти потребности приобрели массовый характер, общество должно достичь достаточно высокого уровня благосостояния. Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются, величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э. Эйнгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается. Примером может служить ФРГ, где рост общественного богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан. Одновременно же растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени. Практически во всех государствах мирового сообщества значительно возросла доля женщин среди работающего населения. Женщины в наше время выходят замуж и рожают детей значительно позже, нежели это было два-три десятилетия назад. Такое положение женщин в современном мире изменило общую картину туристской индустрии и превратилось в важный фактор. Государственный контроль над транспортом отменит необходимость оформления визы при въезде в страну посещения. Ожидаемый рост иностранного туризма будет способствовать увеличению доходов населения принимающих стран. Расширение туристской отрасли повысит спрос на обслуживающий персонал во всех сферах туристской индустрии, включая средства транспорта, предприятия размещения и т. д. Получат распространение новые формы продажи турпродукта, в том числе «киоски путешествия» непосредственно на промышленных и других предприятиях. Киоски будут предоставлять информацию о туристских регионах, круизах, ценах. Туристские бюро на промышленных предприятиях станут обычным явлением. Увеличение среднего возраста трудоспособного населения вызовет необходимость создания турпродукта для зрелого потребителя, который является опытным путешественником и предпочитает комфорт. Возрастающий интерес школьников к мировой культуре, изучение иностранных языков в начальных классах повысят желание больше путешествовать как по Родной стране, так и за рубежом. Студенты смогут реализовывать возможности для путешествия путем использования льгот и скидок. Возрастет популярность программ по студенческому обмену, в том числе и для получения языковой практики в стране изучаемого языка. По прогнозу ВТО, демографические изменения отразятся и на выборе места туристского назначения: люди будут больше путешествовать с юга на север, а основными целями поездок чаще станут посещение друзей и родственников. Мотивация туристических поездок определяется во многом экономическими факторами, главный из которых: достаточен ли денежный доход для приобретения туристической путевки? Этот фактор связан напрямую с рядом социальных факторов, имеющих тенденцию к определенным изменениям. В настоящее время пассивное стремление сменилось стремлением к активному отдыху: надо быть не только активным самому, но и отдыхать в компании или вдвоем. Но в первую очередь надо отметить и такие критерии, как: возраст (турфирма должна четко понять, что, например, пожилые люди в своем большинстве нуждаются не в спортивном туризме, а в лечебно-оздоровительном), образование (чем более образован состав туристов, тем больше нужно учитывать их возможные стремления, например, к культурно-познавательному туризму, уровень дохода (ясно, что экономические соображения будут превалирующими для многих туристов в выборе места путешествия, его сроков), социально-экономическое положение (речь идет о разных подходах к туризму у большей части населения, среднего класса и богатых. Если ребенок часто выезжал за рубеж, то, став взрослым, он также будет стремиться к этому) если человек выехал в другую страну, то у него часто возникает повод для ностальгического туризма. Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Стоит отметить, что соблюдение социально-демографических факторов приводит только к положительному эффекту, например, повышению образовательного и культурного уровня жизни, но и понижение уровня жизни и оплаты труда может привести к отрицательному влиянию на развитие туризма. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Александрова А.Ю. «Международный туризм» М., 2001, 89 с. 2. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Путешествия. Туризм и турист. 3. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. – М., 2004, 27 с. 4. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М., 2004, 284 с. 5. Квартальнов В.А. Туризм. – М., 2003, 98 с. 6. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - М., 2005, 286 с. 7. Концепция реорганизации и развития туризма в РФ: Концепция утв. Указом Президента РФ от 22.12.05.- 28.12. (N 247). Собрание законодательства РФ.- 2005 (N 52). 8. Федеральный Закон. Об основах деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 24.11.06. N 132-ФЗ. Собрание законодательства РФ.- 1996, (N 49). Федеральный закон от 24 ноября 2006 № 132-ФЗ 9. Сапрунова В. «Туризм: эволюция, структура, маркетинг» М.,2004, 34 с. 10. Сенин В.С. «Организация международного туризма» М., 2000, 78 с. 11. Туризм и гостиничное хозяйство / Под. ред. Л.П. Шматько. – М.–Ростов Н/Д., 2005, 55 с. 12. Туристская деятельность. Туристская индустрия. – М.-СПб., 2003, 74 с. 13. Фролова Т.А. «Экономикаи предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма», 94 с. 14. Щитова Н.А. География образа жизни: теория и практика регионального исследования. - Ставрополь, 2005, 309 с. 15. Щеглов С. Е. Динамика и тенденция развития туризма в России // Социальная политика и социология. – 2004, 176 с. [1] Фролова Т.А. «Экономикаи предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма», 68 с. [2] Сапрунова В. «Туризм: эволюция, структура, маркетинг» Москва, 2004, 267 с. [3] Сенин В.С. «Организация международного туризма» Москва, 2000, 390 с. [4] http://bril2002.narod.ru/geogr4.html [5] Федеральный Закон. Об основах деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 24.11.96г. N 132-ФЗ. 39 с. [6] . Федеральный сайтhttp://www.kmvline.ru/lib/turizm/69.php [7] Фролова Т.А. «Экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма», С. 3. [8] Фролова Т.А. «Экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма», С. 5. [9] Федеральный закон от 24 ноября 2006 № 132-ФЗ [10] Александрова А.Ю. «Международный туризм» М., 2001, С.354 [11] http://bril2002.narod.ru/geogr4.html |