Реферат: Организационная система и практика таможенно - тарифного регулирования

Название: Организационная система и практика таможенно - тарифного регулирования
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: реферат

МИНИстерство внутренних дел российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ институт

специальный Факультет

КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО ПРАВА И СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

Вариант 7

Контрольная работа

тема: «Организационная система и практика таможенно - тарифного регулирования»

Выполнил: студент 4 курса, 1 группы специального факультета отделения заочного обучения по специальности «Таможенное дело»

Курышина Т.И.

Научный руководитель: преподаватель кафедры Данилова Л.С.

Оценка:

« ___ » ___________ 2010 г.

Подпись:

Саратов 2010

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................... 3

1. Цели и функции таможенного регулирования……………………………….5

2. Тарифные методы регулирования…………………………………………….9

2.1. Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования……9

2.2. Классификация таможенных пошлин……………………………………. 14

2.3. Понятие таможенной стоимости товара………………………………….17

3. Судебная практика……………………………………………………………23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………28

ВВЕДЕНИЕ

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики. Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Принятие в мае 1993 г. и вступления в силу с 1 июля 1993 г. Закона РФ “О Таможенном тарифе” усилило роль и значимость таможенно - тарифного регулирования, его составных элементов. Принятием данного закона была установлена главная цель, это установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др. Вопросы таможенно - тарифной политики регулируются рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно – тарифной системы. Целью данной контрольной работы является анализ таможенно-тарифного регулирования, а также его классификация и функции.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотреть систему таможенно-тарифного регулирования

2. Понятие таможенного тарифа

3. Классификацию таможенных пошлин

4. Понятие таможенной стоимости

1. Цели и функции таможенного регулирования

Основной целью таможенного регулирования любого госу­дарства является обеспечение его экономических интере­сов, а именно:

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования то­варообмена на таможенной территории России;

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

- стимулирование развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Рос­сии;

• иные цели, определяемые Президентом, Федераль­ным Собранием и Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

- защита экономических интересов РФ;

- обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

- принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

- взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

- осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

- проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области.

Предусмотрен блок функций международного характера:

- участие в разработке и выполнении международных договоров РФ;

- сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного регулирования.[1]

Термин «таможенное регулирование» в его современном понима­нии охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней по­литикой и деятельностью государства. В рамках проводи­мой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия пере­мещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможен­ных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной по­литики в жизнь. [2]

Из самого словосочетания «таможенное регулирование» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Это озна­чает исключительное право государства на выработку та­моженной политики, инструментом практической реали­зации которой является таможенное дело, а также обес­печивает единство таможенной территории и централиза­цию таможенного дела в стране.

Единство таможенной территории и таможенного регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На тер­ритории Российской Федерации не допускается установ­ление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».[3]

Структуру современного таможенного регулирования в общем виде можно представить следующим образом:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2) таможенные режимы;

3) таможенно-тарифное регулирование и взимание та­моженных платежей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и Товарной номен­клатуры внешнеэкономической деятельности;

8) правовая регламентация ответственности за право­нарушения в сфере таможенного дела

Экономические цели таможенного регулирования достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении това­ров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели достигаются по­средством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможен­ную границу Российской Федерации, а также путем уста­новления запретов и ограничений на ввоз и вывоз това­ров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вы­воз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются в защите государственной безопасности страны, об­щественного порядка, жизни и здоровья людей, нравствен­ности, моральных устоев и культурных ценностей обще­ства; в охране животных, растений и окружающей при­родной среды; в обеспечении интересов российских потре­бителей; в борьбе с незаконным оборо­том через таможенную границу Российской Федерации Наркотических средств, оружия, предметов художествен­ного, исторического и археологического достояния и т. д.[4]

2.Тарифные методы регулирования

2.1. Понятие таможенного тарифа и тарифных методов регулирования

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет осуществлять с его помощью защиту национальных интересов производителей от иностранной конкуренции. Таможенный тариф относится к экономическим регуляторам.

Таможенный тариф Российской Федерации – это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.[5]

Таможенный тариф содержит конкретные ставки пошлин, которые прямо воздействуют на цены импортируемых товаров, влияют на уровень внутренних цен в стране, непосредственно сказываются на результатах хозяйственной деятельности предприятий. В силу этого таможенные тарифы остаются одним из важнейших инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет с ее помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.

Если первоначально таможенные пошлины использовались в фискальных целях, в частности, во многих, прежде всего развивающихся странах и странах с переходной экономикой, сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет.

Чем выше уровень экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее система ее внешнеэкономических связей, тем меньшую роль играют в ее таможенной политике чисто фискальные мотивы, тем больше эта политика определяется комплексной стратегией создания для национальной экономики благоприятных условий развития в настоящем и в будущем. И как следствие усиление роли таможенного тарифа и применение его в качестве регулятора развития национальной экономики, позволяющего, облегчая или затрудняя ввоз в страну или вывоз из нее определенных товаров, воздействовать на торговые потоки, обеспечить сбалансированность внешнеторгового обмена, сознательно формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.

Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом регулирования внешней торговли. При этом в процессе развития международной торговой системы таможенный тариф рассматривается как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор.

Российский тариф необходимо совершенствовать таким образом, чтобы он максимально соответствовал задаче защиты экономических интересов страны пространства.

В последние десятилетия значение тарифов падало по мере того, как нарастали различные косвенные барьеры регулирования внешней торговли - такие, как разнообразные технические стандарты или добровольные экспортные ограничения на основе неформального соглашения. Решительные действия по устранению подобных ограничений проводит ВТО. Рекомендации данной организации направлены на существенное повышение роли таможенных тарифов во внешнеторговом регулировании. Средние ставки тарифов экономически развитых стран в современных условиях невысоки, но влияние их на внешнюю торговлю остается весьма значительным. Ведь и с помощью сравнительно небольших пошлин можно делать ввоз определенных товаров невыгодным и стимулировать их производство внутри страны, облагая их более высокими пошлинами по сравнению с сырьем для их производства. К тому же высокая степень дифференциации тарифов позволяет, сохраняя сравнительно малый общий уровень обложения, обеспечивать защиту от импорта отдельных разновидностей товаров.
При современном уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации такая защита оказывается весьма эффективной.

В то же время опыт индустриализации ряда стран свидетельствует, что таможенный тариф может быть эффективным орудием целенаправленного стимулирования ввоза товаров, необходимых для определенных отраслей промышленности. В этих целях применяются такие инструменты, как использование целевых таможенных льгот в рамках таможенных режимов переработки и просто установление дифференцированных тарифных ставок в зависимости от того, насколько вписывается импорт данного товара в принятую стратегию экономического развития.

Играя роль непосредственного регулятора, таможенный тариф в то же время выполняет и другую функцию - является косвенным средством давления на другие государства в целях содействия развитию экспорта.

Подводя итог можно отметить следующее, что таможенный тариф, как правило, выполняет определенные функции.

Ф у н к ц и и

- фискальная - обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета;

- защитная - предохраняет отечественное производство (отдельные национальные отрасли экономики) от чрезмерного уровня иностранной конкуренции, которым может быть нанесен существенный ущерб;

- регулирующая - оказывает определенное влияние на формирование структуры производства, на механизм ценообразования, поощряет развитие одних отраслей и сдерживает развитие других;

- торгово - политическая (которая может рассматриваться также как элемент регулирующей функции) - является инструментом косвенного воздействия на экономическую политику других государств, играет определенную роль в достижении баланса экономических интересов между странами.

Таким образом, таможенный тариф является основным инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком. Основные экономические задачи таможенного тарифа сформулированы в законе Российской
Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г., которым предусматриваются следующие меры:

- рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую
Федерацию;

- поддержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;

- защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. Протекционизм состоит в том, чтобы за счет взимания импортных пошлин повысить цену ввозимых иностранных товаров и сделать за счет этого более конкурентоспособными свои собственные товары.

- обеспечение условий для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.[6]

Многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики страны в целом требуют взвешенного подхода к определению уровня ставок пошлин, так как необходимо учитывать всю совокупность возможных экономических, а также социальных последствий.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании ФЗ "О таможенном тарифе".

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин, установленные на основании ФЗ "О таможенном тарифе", увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений ФЗ.

В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

2.2. Классификация таможенных пошлин

Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентноспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, несет, во-первых, характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

Итак, таможенные пошлины делятся на:

1. По объекту обложения:

Импортные – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существования импортные пошлины обеспечивали получение денежных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. В развивающихся странах, наоборот, импортные пошлины используются, прежде всего, как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения таможенного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального средства увеличивается.

Экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

Транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

2. По способу взимания:

Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торговополитические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.).

3. По характеру:

Сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

2.3. Понятие таможенной стоимости товара

Таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" и используемая для целей:
- обложения товара пошлиной;
- внешнеэкономической и таможенной статистики;
- применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации".[7]

Согласно Таможенному кодексу РФ: "налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество".[8] Таможенная стоимость используется при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установления стоимости для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ведения таможенной статистики".

Порядок определения таможенной стоимости осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации".[9]

Как было указано выше, таможенная стоимость ввозимых товаров определяется в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе". Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике. Следует отметить, что определение стоимости ввозимого товара с целью расчета таможенных пошлин - одна из наиболее сложных таможенных процедур.

Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB, в других - с цены CIF (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%). Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции.

Оставляя неизменной ставку ввозной пошлины, государство-импортер только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости может в значительной мере повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты. Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости. Еще в 1950 году по инициативе ряда западноевропейских государств была заключена Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция о таможенной стоимости). В ней таможенная стоимость была определена как нормальная цена, по которой товар может быть продан в стране назначения в момент приема таможенной декларации. К Брюссельской конвенции присоединилось свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался нерешенным.

Проходившие в начале 1970-х годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 году ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, иначе именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. Оно и стало тем международно-правовым стандартом, на который было сориентировано российское таможенное законодательство в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Заключительный акт, принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979 года.

В тексте ГАТТ (ч. 2 ст. VII) определено: "Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках". В этой же статье ГАТТ (ч. 5) закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости. Реализация на практике этих принципов позволяет коммерсантам "определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей" (ст. VII ГАТТ).

Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, расходы покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.). Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в страну-импортер, становится (в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) таможенной стоимостью при соблюдении каждого из следующих требований:
- цена сделки или реализация самой сделки не могут зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара;
- экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы;
- импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли;
- не должно существовать ограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов:
1) ограничений, предусмотренных законодательством государства-импортера;
2) ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы;
3) ограничений, не влияющих существенно на контрактную цену.

Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара.

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров (п.1 ст.12 Закона "О таможенном тарифе"):
1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;
3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;
4) метода вычитания;
5) метода сложения;
6) резервного метода.

Необходимо отметить, что для определения таможенной стоимость необходимо сначала применить первый метод, и если он не дает возможности оценки, то тогда применяется второй и т.д. каждый метод поочередно, вплоть до шестого (резервного метода).

Перечень документов, необходимых для предоставления декларантом, при определении таможенной стоимости указан в приказе ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.06.2007 N 9585).[10]

3. Судебная практика

Таможня обосновывает выбранный метод расчета стоимости

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 16 июля 2009 г. по делу N А12-18385/2008 указал, что, самостоятельно определяя таможенную стоимость декларируемого товара по избранному методу, таможенный орган обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов определения таможенной стоимости.

ФАС отметил, что таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. При этом первоосновой таможенной стоимости признается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации.

При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода.

При наличии спора о возможности применения основного метода для определения таможенной стоимости товара, необходимо учитывать, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении и достоверности цены сделки следует понимать отсутствие в документах ценовой информации, относящейся к характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты.

Таким образом, таможенный орган обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости заключил ФАС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение таможенно- тарифного регулирования на современном этапе велико.Одним из видов федеральных налогов поступающих в казну являются таможенные пошлины. Их роль в качестве бюджетных поступлений достаточно велика.[11]

С другой стороны, таможенный тариф является одним из регуляторов российского импорта. Действующие ставки ввозных таможенных пошлин были разработаны исходя из концепции, что таможенный тариф должен служить главным инструментом регулирования внешней торговли для решения проблемы обеспеченности промышленности необходимыми средствами производства, а населения – потребительскими товарами. В то же время он призван защищать отдельные отрасли от чрезмерного ввоза иностранной продукции и выполнять протекционистскую функцию.

Поэтому изменения в механизме таможенно-тарифного регулирования импорта в настоящее время в значительной степени обусловлены следующими факторами:

фискальными целями,

необходимостью поддержки отечественного производства.

Этими факторами обусловлены и новые тенденции в применении различных видов пошлин. Ставки пошлин на современном этапе имеют две разновидности: первый вариант предполагает определение ставки пошлины в процентах от таможенной стоимости, но не ниже определенного количества ЭКЮ за единицу измерения. По второму варианту происходит сложение адвалорной и специфической составляющих[12] ставки. В российской таможенно-тарифной системе преобладающим является первый вариант, который используется и в рассматриваемом постановлении. Это означает, что существует пороговое значение таможенной стоимости за единицу соответствующего товара. Если реальная таможенная стоимость товара выше этой величины, то используется адвалорная составляющая ставки, а если ниже – то специфическая.

Таким образом, почти по всем товарам складывается похожая ситуация: пороговое значение таможенной стоимости превышает ее среднюю величину, следовательно, при прочих равных условиях большая часть товаров, импортируемых из-за рубежа, будет подпадать под обложение специфической пошлиной. Поэтому все более актуальной становится задача усиления контроля за правильностью определения таможенной стоимости.

Россия на протяжение последних лет провела большую работу по приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ГАТТ/ВТО. К настоящему времени осуществлены следующие основные меры в этом направлении: 1. Признание принципа свободы торговли, права каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки; 2. Признание основным регулятором внешней торговли таможенного тарифа, сведение к минимуму других средств регулирования; 3. Признание принципа наибольшего благоприятствования во внешней торговле (в настоящее время соответствующий режим предоставлен более чем 120 государствам, включая всех участников междунар.торговли); 4. Признание принципа национального режима в отношении импортных товаров (сертификация этих товаров осуществляется на основе российских стандартов, а также применение равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении налогов). 5. Признание принципа национального режима в отношении прав интеллектуальной собственности (российское законодательство на равных основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов); 6. Отказ от субсидированного экспорта;

7. Утверждение общепринятой номенклатуры таможенного тарифа, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров; 8. Утверждение системы таможенного контроля, базирующийся в основном на принципах ГАТТ, включая порядок декларирования, проверки, таможенного оформления товаров, определения их таможенной стоимости на основе реальной стоимости контракта. 9. Разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров. Возможность повышения импортных пошлин с началом переговоров о вступлении в ВТО сузились. Средний уровень ставок пошлин российского таможенного тарифа различен в зависимости от методологии подсчета, но в любом случае он значительно превышает 10%. Между тем в развитых странах этот уровень составляет порядка 4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2% (что, впрочем, не мешает, используя дифференцированные ставки, осуществлять эффективную защиту узких, но важных секторов экономики). Согласно требованиям ВТО средний уровень ставок национальных таможенных пошлин не должен повышаться, а может только понижаться. Повышение пошлин на импорт одного товара, следовательно, должно будет сопровождаться понижением тарифов на другой товар.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

2. Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 30.12.2008)

3. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 30.12.2008) "О таможенном тарифе"

4. Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 500 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2006 N 616) "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации"

5. Приказ ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 (ред. от 11.02.2009)"Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.06.2007 N 9585)

6. Таможенное законодательство. СЗА -М., 2003 г., С. 15

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.изд.М. 2000г.

2. Свинухов В.Г. «Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности». М.: Экономистъ, 2004.

3. Тимошенко И.В. «Таможенное регулирование ВЭД». М.: Бератор-Пресс, 2003.

4. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2003г., С.48


[1] См.: Таможенное законодательство. СЗА -М., 2003 г., С. 15

[2] См.: Тимошенко И.В. «Таможенное регулирование ВЭД». М.: Бератор-Пресс, 2003.

[3] См.: Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Статья 71

[4] См.: Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2003г., С.48

[5] См.: Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 30.12.2008) "О таможенном тарифе" .Статья 2

[6] См.: Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 30.12.2008) "О таможенном тарифе"

[7] См.: Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 30.12.2008) "О таможенном тарифе"

[8] См.: "Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 30.12.2008) .Статья 322

[9] См.: Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 500 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.2006 N 616) "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации"

[10] См.: Приказ ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 (ред. от 11.02.2009)"Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.06.2007 N 9585)

[11] См.: Свинухов В.Г. «Таможенно - тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности». М.: Экономистъ, 2004.

[12] См.: Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.изд.М. 2000г.