Реферат: Правовое регулирование земель в Республике Беларусь на современном этапе

Название: Правовое регулирование земель в Республике Беларусь на современном этапе
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 6

1 Теоретические основы рынка земли.. 7

1.1 Особенности рынка земли. 7

1.2 Предложение земли. 8

1.3 Спрос на землю.. 10

2 ИСтория и динамика развития правового регулирования рынка земли в Республике Беларусь. 13

2.1 История правового регулирования рынка земли в советский период. 13

2.2 Развитие правового регулирования рынка земли Республики Беларусь. 15

3 Правовое регулирование земель в республике беларусь на современном этапе. 19

3.1 Понятие земельных правоотношений. Земельные правоотношения и земельно-правовые нормы.. 19

3.2 Земля как объект правового регулирования. Состав земель Республики Беларусь. 20

3.3 Роль кодекса о земле в регулировании земельных отношений. 21

3.4 Структура рынка земли в Республике Беларусь. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК использованных источников.. 35

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе в Республике Беларусь практически сформирован рынок земли. Функционирование рынка земли осуществляется на основании ряда нормативно-правовых актов национального законодательства. Вместе с тем, в правовом регулировании рынка земли остались еще вопросы, требующие разработки.

Наиболее распространенными земельными правоотношениями являются правоотношения землевладения и правоотношения землепользования. В советский период отрицались любые формы землевладения, кроме государственной. Сейчас в Республике Беларусь существуют различные формы собственности на землю, существуют не только институт пользования землей, но и институт землевладения. В советском земельном праве зачастую понятие землепользования понимали в слишком широком смысле, охватывая и некоторые аспекты землевладения. Поэтому важно определить сходство и различие права землевладения и права землепользования.

Вопросы развития правового регулирования рынка земли и права землевладения и землепользования изучали белорусские и российские специалисты Н. Г. Станкевич, Н. А. Шингель, О. А. Бакиновская, Д. М. Демичев, Б. В. Ерофеев, Ю. Г. Жариков и др. Их труды послужили основой для написания этой работы.

Цели курсовой работы: проследить историю и охарактеризовать динамику правового регулирования рынка земли в Республике Беларусь.

Задачи работы:

- дать понятие рынка земли;

- рассмотреть предысторию правового регулирования рынка земли в Республике Беларусь на основе анализа правовых актов СССР;

- проанализировать нормативные правовые акты Республики Беларусь, направленные на регулирование рынка земли;

- дать характеристику права землевладения и права землепользования.

1 Теоретические основы рынка земли

1.1 Особенности рынка земли

Рынок земли обладает целым рядом специфических особенностей. Во-первых, земля является бесплатным даром природы, что позволяет говорить об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее, земля является объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.

Во-вторых, в зависимости от тех или иных природно-кли­матических условий, а также от местонахождения участков земли подразделяются на лучшие, средние и худшие. В основе такого деления лежит естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли. Но продуктивность земли может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда и капитала. Это улучшенное плодородие почвы называется эконо­мическим. Повышение экономического плодородияпочвы практи­чески возможно на любых участках. Однако оно имеет опреде­ленные границы, связанные с известным законом убывающего плодородия почвы, когда при сложившейся технологии обработ­ки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую и меньшую отдачу.

В-третьих, хозяйственная деятельность на земле порождает два типа монополии на землю: монополию на землю как объект хозяйствования и монополию на землю как объект собственности. Первый вид монополии обеспечивает абсолютное право распоря­жения землей и хозяйственного ее использования. Второй вид монополии связан с исключительным правом владения землей ее собственником. В первом случае речь идет о том, что человек, взявший земельный участок в аренду, не ограничен в правах и возможностях хозяйствования на ней. Он может заняться любым видом сельскохозяйственной деятельности, преследуя цель — по­лучение наилучшего результата от своей хозяйственной деятель­ности. Это открывает ему путь к получению дополнительного до­хода. Вторая форма монополии обеспечивает получение ренты за любую отдаваемую в аренду землю.

В-четвертых, предложение земли и других природных ре­сурсов является строго фиксированным, что делает ее предложе­ние абсолютно неэластичным. Однако с развитием научно-техни­ческого и социально-экономического прогресса предложение земли, равно как и других природных ресурсов, фиксировано от­носительно, ибо постоянно происходит их выбытие или вовлече­ние в хозяйственный оборот. Поэтому график предложения земли относительно условен. В этой связи сомни­тельно утверждение, что рента не выполняет никакой побуди­тельной функции для предложения земли, так как высокие рент­ные платежи не могут не стимулировать передачу земли в аренду ее собственниками.

Наконец, в-пятых, если признается абсолютная неэластич­ность предложения земли, то спрос на землю выступает опреде­ляющим фактором формирования ренты.

1.2 Предложение земли

«Землей» в экономической теории называют все естественные
ресурсы (плодородную почву, запасы пресной воды, месторождения ископаемых). В данном разделе для простоты под «землей» мы будем подразумевать только поверхность почвы, которую можно использоватьлибо для земледелия, либо для строительства зданий и сооружений.

Особенностью земли как экономического ресурсаявляется ее ограниченность. В отличие от капитала земля неподвижна. На уровне народного хозяй­ства в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки предложение земли более или менее стабильно. Возможности рас­ширения сельскохозяйственных площадей весьма незначительны. Одно из немногих исключений составляют Нидерланды, где в пос­ледние десятилетия удалось расширить сельскохозяйственные уго­дья за счет осушения прибрежных районов моря. Очевидно, что такое дорогое удовольствие могут себе позволить отнюдь не все страны. В большинстве же развитых стран наблюдается тенденция к сокращению сельскохозяйственных площадей как следствие раз­вития городского хозяйства и инфраструктуры (строительства до­рог, различных зданий, сооружений и т.п.).

Предложение земли ограничено не только на макро-, но и на микроуровне. Для большинства ферм расширение не только в крат­косрочном, но и в долгосрочном периоде наталкивается на опреде­ленные трудности. Остановимся на этом подробнее.

Факторами, влияющими на предложение земли; являются пло­дородие и положение. Поэтому когда мы говорим об ограниченнос­ти земли, мы имеем в виду землю определенного качества, распо­ложенную в определенном месте. Естественно, что количество хорошей земли вокруг конкретного крупного города или даже отдель­ной фермы ограничено вдвойне: и по качеству, и по количеству.

Плодородие, например, зависит от качества почвы, климата, характера применяемой техники, трудовых навыков и производст­венного опыта тех, кто работает на земле, и т. д. Хотя некоторые факторы, несомненно, являются переменными, однако в силу осо­бенностей применяемого в сельском хозяйстве труда и капитала их изменение происходит лишь по истечении более или менее значи­тельного периода времени. В большинстве развитых стран в сельском хозяйстве доминируют семейные фермы. Основную часть за­нятых составляют члены фермерских семей. Их род занятий, жи­лье, собственность на землю «привязывают» их к определенной местности, значительно ограничивая мобильность. Многие нередко стремятся найти иные формы дохода (работа по совместительству, сдача комнат или части территории в аренду и т. д.), однако эти источники являются лишь дополнением к их основному заработку, связанному с сельским хозяйством. Даже мобильность наемных работников (там, где они используются) ограничена. Дело в том, что заработки сельскохозяйственных рабочих, как правило, ниже, чем промышленных рабочих. К тому же многие из них получают различные формы «неденежного вознаграждения» в виде жилья (которое нередко предоставляется вместе с работой), сельскохозяйственной продукции и т. д.

В условиях мелкого (семейного) производства возможности
быстрой замены применяемого капитала так же ограничены в силу
недостатка имеющихся средств. Правда, как правило, имеются определенные резервы в повышении качества и улучшении продуктивности земли, которые зависят от форм хозяйствования. В силу традиционности этого вида производства в одночасье они коренным образом не могут быть изменены. Более того, при нерациональном ведении хозяйства качество земли может быть не улучшено, а ухудшено.

Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична. Если на оси абсцисс отложить количество акров земли, а на оси ординат — цену акра земли, то кривая предложения земли будет представлять линию параллельную оси ординат (рис.1.1).

.

Рис. 1.1 Предложение земли [8, с.154]

Это означает, что предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значи­тельного роста цен на землю. Для того чтобы определить, какая цена реально установится, необходимо проанализировать спрос, который в данном случае играет активную роль, ведь только от него будет зависеть уровень цен на землю.

1.3 Спрос на землю

Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента — сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос:

где — совокупный спрос;

— сельскохозяйственный спрос;

— несельскохозяйственный спрос.

Если на оси абсцисс мы отложим количество акров земли, а на оси ординат — цену за акр земли, то кривая сельскохозяйственно­го спроса на землю будет иметь отрицательный наклон (рис.1.2). Это связано cтем, что по мере вовлечения земли в хозяйственный обо­рот (при данном уровне развития техники и технологии) мы должны будем переходить от лучших по плодородию земель к средним и даже худшим.

Рис.1.2 Спрос на землю [8, с.155]

Кривая несельскохозяйственного спроса также имеет отрица­тельный наклон, так как связана главным образом с местоположе­нием, и здесь также есть свои ограничения, так как приходится использовать не только земли в центре города (например, для жи­лищного строительства и офисов), но и на окраинах. Совокупный спрос на землю определяется путем сложения по горизонтали кривых сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса.

Сельскохозяйственный спрос на землю является в условиях развитого рыночного хозяйства производным от спроса на продо­вольствие. Он складывается из спроса на продукцию растениевод­ства, животноводства и т. д. Сельскохозяйственный спрос на землю учитывает уровень плодородия почвы и возможности его повыше­ния, а также местоположение — степень удаленности от центров потребления продовольствия и сырья.

Многие фермы производят не один вид сельскохозяйственной продукции, а несколько, поэтому спрос на землю в аграрной сфере носит комплексный характер. Чрезмерно узкая специализация для большинства ферм не является типичной.

Сельскохозяйственный спрос на землю определяется особен­ностями спроса на продовольственную продукцию. Мы уже отмеча­ли, что для производства продовольствия типична ситуация, близ­кая к совершенной конкуренции, так как преобладают семейные фермы. Государство в развитых странах, как правило, не ограни­чивает права граждан на куплю-продажу земли и фактически не влияет на ее цену. Исключение составляют лишь ряд стран (с вы­сокой долей аренды, например Бельгия), где предоставляются пре­имущественные права на покупку земли постоянным арендаторам. Однако и в этом случае сделка на куплю-продажу земли осущест­вляется по рыночным ценам.

Спрос на продукты питания неэластичен. Люди не могут жить без пищи, к которой привыкли. Поэтому объем спроса на основные продукты питания мало изменяется даже в результате значительно­го изменения цен. В условиях высокой инфляции спрос на продукты питания уменьшается меньше, чем на другие товары, так как проис­ходит сокращение доли непродовольственных товаров (например, товаров длительного пользования) в бюджете потребителя.

Неэластичность спроса на продукты питания означает, что даже незначительное сокращение привычных объемов предложения мо­жет явиться причиной сильного роста цен на продовольствие. И наоборот, увеличение предложения (например, в урожайный год) может привести к значительному падению цен на сельскохозяйст­венную продукцию.

Аграрная сфера сильно зависит от природных условий. Изме­нения погоды, неблагоприятные атмосферные осадки, многочислен­ные вредители, стихийные бедствия приводят к резким колебани­ям предложения. До сих пор сельскохозяйственное производство полностью непредсказуемо и не контролируется в такой степени, как, например, промышленное производство.

На сельскохозяйственный спрос на землю оказывает серьез­ное влияние и такой важный фактор, как постепенное сокращение доли продовольствия в бюджете потребителя — явление, типичное для населения подавляющего большинства стран. Это долговремен­ная тенденция. Сокращение доли продовольствия в бюджете по­требителя приводит куменьшению доли расходов на продукты питания. Поэтому доля сельского хозяйства в национальном доходе сокращается. Если население, занятое в аграрной сфере, не будет уменьшаться теми же темпами, что и сокращение расходов на сель­скохозяйственную продукцию, то доходы этой части населения бу­дут неуклонно понижаться. Естественно, что это в конечном счете отразится и на сельскохозяйственном спросе на землю, и на ее предложении.

В отличие от сельскохозяйственного спроса на землю несель­скохозяйственный спрос имеет устойчивую тенденцию к росту. Не­сельскохозяйственный спрос на землю также объединяет разнооб­разные виды спроса. Он состоит из спроса на землю для строитель­ства жилья, объектов инфраструктуры, из промышленного спроса и даже... из инфляционного спроса на землю. В условиях высоких темпов инфляции борьба с обесценением денежного богатства под­талкивает спрос на недвижимость. И земля выступает гарантией сохранения богатства.

Несельскохозяйственный спрос, как правило, безразличен к уровню плодородия земли. Главное для него — местоположение земельных участков. Оно имеет особое значение в крупных горо­дах. В различных районах города цена земли неодинакова и обычно достигает максимума в центре города. Не случайно в центре многих американских городов возвышаются небоскребы. Они позволяют разместить значительные производственные (или непроизводствен­ные) площади на ограниченном участке земли.

2 ИСтория и динамика развития правового регулирования рынка земли в Республике Беларусь

2.1 История правового регулирования рынка земли в советский период

Как отмечает Н. А. Шингель, система земельного законодательства как самостоятельной отрасли стала создаваться одновременно с развитием белорусской государственности. Однако формирование этой отрасли законодательства проходило не только на основе новых нормативно-правовых актов, но и на основе законодательного материала, оставшегося от советской системы земельного права [16, с. 225-232].

Обратимся к историческим аспектам правового регулирования рынка земли в советский период. Декрет «О земле», принятый в числе первых Советской властью в 1917 году, был основан на крестьянских наказах, публиковавшихся для будущих депутатов Учредительного собрания; в этих наказах отражалось недоверие крестьянских масс к любому типу земельной собственности. В Крестьянском наказе содержалась более развернутая формулировка отмены частной собственности на землю. В ст. 1 его указывалось: «Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не должна быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду или залог; ни каким-либо другим способом отчуждаема».

Декрет «О земле» быстро дополнился специальными декретами. Были приняты Декрет ВЦИК от 9 февраля 1918 г. «О социализации земли», Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью».

Идеология, отрицающая право частной собственности на землю, оставила свой след в последующих законодательных актах. За всяким фактическим владением землей закреплялся термин «землепользование». Этому термину придавалось более широкое значение владения.

Довольно длительный период земля являлась только государственной собственностью. Говорить о возрождении рынка земли в Беларуси можно только к 1990 г. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принимает Основы законодательства о земле. В этом документе еще не введена частная собственность на землю, но уже присутствует пожизненное наследуемое владение землей, аренда земли, предусмотрена плата за землю.

С 1991 г. в Беларуси проводится земельная реформа. Предпосылкой проведения реформы явилось провозглашение 27 июля 1990 г. государственного суверенитета, а также принятие новой Конституции. Важнейшим направлением земельных преобразований в Республике Беларусь явилось изменение земельного устройства на основе ликвидации исключительной собственности государства на землю и постепенного перехода от национализации к денационализации земли.

Постепенно процесс земельных преобразований затро­нул и другие сферы земельного правопорядка, в том числе путем проведения таких преобразований, как:приватизация земель; закрепление права собственности на землю за Рес­публикой Беларусь, юридическими лицами и гражданами;расширение круга прав на землю и форм ее исполь­зования;вовлечение земельной недвижимости в граждан­ский оборот;введение платности землепользования и ряд других.

Постановлением Верховного Совета Белорусской ССР от 11 декабря 1990 г. с 1 января 1991 г. введен в действие первый пореформенный Кодекс о земле.

Земельная реформа в рассматриваемый период прово­дилась на основании законов Республики Беларусь:Об аренде.(1990 г.);О платежах за землю (1991 г.);О крестьянском (фермерском) хозяйстве (1991 г.);Об охране окружающей среды (1992 г.);О праве собственности на землю (1993 г.) и ряде других [14, с.52-53].

В 1993 г. принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 754 «О порядке выкупа земельных участков».

Особого внимания заслуживает Закон Республики Беларусь «О собственности на землю», принятый 16 июня 1993 г. Согласно ст. 1 Закона земля в Республике Беларусь находится в собственности Республики Беларусь (государственная собственность), а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, - в собственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц (их собственников) (частная собственность) и иностранных государств. Возвращение земли иностранным государствам, юридическим и физическим лицам, утратившим право собственности на нее до принятия настоящего Закона, или их правопреемникам (наследникам) не допускается. Эти лица могут получить землю в собственность на общих основаниях. Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

Указанным законом установлена не только государственная собственность на землю, но и собственность граждан и юридических лиц (в том числе иностранных), а также собственность иностранных государств для постоянного дипломатического или консульского учреждения.

2.2 Развитие правового регулирования рынка земли Республики Беларусь

С принятием Закона Республики Беларусь «О праве собственности на землю» можно связать развитие рынка земли в Республике Беларусь.

11 ноября 1993 г. во исполнение указанного Закона, а также с учетом то­го, что гражданами постепенно стали осуществляться сделки купли-продажи земельных участков, принят Приказ Комитета по земельной реформе и зем­леустройству при Совете Министров Республики Беларусь № 57 «Об утвер­ждении порядка купли-продажи земельных участков гражданами Республики Беларусь». Было установлено, что купля-продажа земельных участков возможна при отсутствии земельных споров по участку и иных ус­тановленных законодательством причин, препятствующих заключению сдел­ки. При совершении купли-продажи земельного участка продавец или поку­патель не могут изменять его целевое назначение и режим пользования зе­мель (водоохранные и санитарно-защитные зоны, земли историко-культурного назначения, а также право проезда по участку для технического обслуживания или ремонта зданий, сооружений, наземных и подземных коммуникаций и др.).

Право частной собственности, в том числе и собственности на землю, закреплено в ст. 13 Конституции Республики Беларусь 1994 года.

Процесс приватизации земель потребовал создания аде­кватного организационного, экономического и правового механизма его осуществления. Указами Президента Республики Беларусь от 2 сентяб­ря 1998 г. и 22 декабря 2000 г. утверждаются Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников).

4 января 1999 г. принят новый Кодекс Республики Беларусь о земле.

Согласно ст. 2 КоЗ собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной формах. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

В Республике Беларусь земельные участки могут передаваться в собственность иностранным государствам в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и иными актами земельного законодательства Республики Беларусь.

Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

В частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, приобретенные для: ведения личного подсобного хозяйства; строительства и обслуживания жилого дома; ведения коллективного садоводства; дачного строительства (ст. 34 КоЗ).

Передача земельных участков в собственность юридических лиц Республики Беларусь осуществляется в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Действующим Кодексом Республики Беларусь о земле предусмот­рены также возможности залога земельных участков и их обмена (ст.ст. 89-92).Земельные участки, находящиеся в частной собственности граждан Республики Беларусь, собственности юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом залога только в качестве материального обеспече­ния своевременного возврата банковского кредита. Часть земельного участка, находящегося в частной собственности граж­дан, юридических лиц Республики Беларусь, может являться предметом за­лога, если это не противоречит требованиям статьи 17 КоЗ.

Граждане Республики Беларусь по согласию между собой могут обме­нивать земельные участки (части земельных участков), находящиеся в пожизненном наследуемом владении, в частной собственности, в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

Обмен допускается при сохранении целевого назначения обмениваемых земельных участков (частей земельных участков), а также если в соответст­вии с Кодексом гражданин Республики Беларусь вправе иметь в пожизнен­ном наследуемом владении или частной собственности земельный участок, полученный после обмена. Площадь земельных участков для ведения лично­го подсобного хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома, для коллективного садоводства и дачного строительства, полученных граж­данами Республики Беларусь в результате обмена, не должна превышать размеров земельных участков, установленных статьями 70, 72 и 73 Кодекса.

Обмен земельных участков, находящихся в собственности юридических лиц Республики Беларусь, не допускается.

Большая часть земельных участков достается гражданам Республики Беларусь по наследству (это касается, в первую очередь земельных участков, находящихся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения).

Вопросы наследования земельных участков в настоящее время регули­руются ст.ст.58-59 Кодекса Республики Беларусь о земле.

Так, наследование земельных участков, находящихся в частной собст­венности граждан Республики Беларусь, осуществляется согласно законода­тельству Республики Беларусь. Земельный участок не передается по наслед­ству в случаях, когда в соответствии с КоЗ ни один из наследников не может быть собственником земельного участка. В этих случаях земельный участок переходит в государственную собственность, а наследники получают денежную компенсацию, равную сумме, выплачиваемой при осуществлении выкупа соответствующих земельных участков сельским (поселковым), го­родским (городов областного подчинения и города Минска), районным ис­полнительным и распорядительным органом. Вместо компенсации наследни­кам - не гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на тер­ритории Республики Беларусь, по их желанию соответствующие земельные участки предоставляются сельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и города Минска), районными исполнительными и распорядительными органами в аренду при сохранении их целевого назначения в соответствии с земельным законодательством Республики Беларусь.

Гражданин Республики Беларусь, имеющий земельный участок в пожизненном наследуемом владении, если на нем отсутствуют строения и сооружения, имеет право передавать этот участок по наследству в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

Условия изъятия и предоставления земельных участков регулирует Указ Президента Республики Беларусь № 667 от 27 декабря 2007 г. «Об изъятии и предоставлении земельных участков».

В соответствии с п.1 данного документа земельные участки предоставляются: гражданам на праве временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности или аренды; индивидуальным предпринимателям на праве аренды; юридическим лицам Республики Беларусь на праве постоянного и временного пользования, частной собственности или аренды; юридическим лицам, не являющимся резидентами Республики Беларусь – на праве аренды [17, с.4-21].

Частью рынка земли является рынок прав на земельные участки, прав аренды. 17 декабря 2002 г. Правительством Республики Беларусь утверждено Положение о порядке организации и проведения аукционов на заключение договоров аренды земельных участков. Для распределения земельных участков могут проводиться аукционы: на право заключения договора аренды земельных участков; с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений, по результатам которого с победителем также заключается договор аренды земельных участков; по продаже земельных участков в частную собственность.

3 Правовое регулирование земель в республике беларусь на современном этапе

3.1 Понятие земельных правоотношений. Земельные правоотношения и земельно-правовые нормы

Земельные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель.

Земельные правоотношения являются юридической формой выражения и закрепления экономических отношений по поводу земли как особого имущественного объекта. Тем самым земельные правоотношения обеспечивают реализацию на практике требований, содержащихся в земельно-правовых нормах.

Земельно-правовые нормы можно определить как установленные государством и обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений.

Земельно-правовые нормы являются первичными по отношению к земельным правоотношениям. Именно земельно-правовые нормы определяют характер земельных правоотношений, состав их участников, который может меняться в зависимости от урегулированности тех или иных отношений и содержания земельно-правовых норм, условия возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Обязательным признаком земельно-правовой нормы является указание на правовой режим земли, по поводу которой устанавливаются определенные права и обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет содержание земельных правоотношений и является их важнейшим элементом.

3.2 Земля как объект правового регулирования. Состав земель Республики Беларусь

В земельных правоотношениях земля выступает как объект правового регулирования, то есть объект, имеющий определенную правовую характеристику. Естественно-природные и хозяйственные особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют на ее правовой режим.

Определение состава земель позволяет дать правовую классификацию всех земель Республики Беларусь как объекта правового регулирования. Деление земель проводится по определенным правовым признакам на:

категории земель;

виды земель.

Классификация земель на категории производится по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель - по целевому назначению земель . Поэтому категорию земель можно определить как часть земель Республики Беларусь, объединенную общим целевым назначением и единым правовым режимом.

Законодательно эта классификация закреплена в ст.3 Кодекса Республики Беларусь о земле, установившей, что все земли Республики Беларусь в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Целевое назначение земель устанавливается и изменяется соответствующими государственными органами, осуществляющими управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законодательством (ст. 4 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Категория земель - наиболее устойчивое образование в земельных правоотношениях, поскольку перевод земель из одной категории в другую допускается только при изменении целевого назначения земель и с соблюдением предусмотренных земельным законодательством требований и ограничений. Перечень категорий земель, который дается в Кодексе Республики Беларусь о земле, является исчерпывающим, но состав каждой категории может изменяться, например, при включении в нее или исключении каких-либо видов земель.

Классификация земель на виды осуществляется как в рамках какой-то одной категории (например, деление земель населенных пунктов на земли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), так и применительно ко всем или части земель Республики Беларусь вне зависимости от их целевого назначения (например, по форме собственности или режиму использования). Деление земель на виды позволяет детализировать правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны.

3.3 Роль кодекса о земле в регулировании земельных отношений

1 января 2009 года вступил в силу Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 года. Это шестой кодекс в истории белорусского государства, регулирующий земельные отношения (первый был принят в 1923 году). Новый кодекс воспринял ряд положений Кодекса Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 года, а также Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». С принятием КоЗ 2008 г. сделан существенный шаг вперед по закреплению более эффективных организационно-правовых и экономических механизмов использования земли, устранены пробелы, несоответствия и противоречия в законодательстве об охране и использовании земель. Новый кодекс содержит большое количество новелл, направленных на существенное расширение и защиту прав землепользователей.

По сравнению с КоЗ 1999 г. структура нового кодекса подверглась существенной трансформации. КоЗ 2008 г. состоит из преамбулы, включает 12 глав и 100 статей. В новом кодексе определены основные термины и понятия, закреплены принципы земельных отношений, уточнен вопрос о применении норм гражданского законодательства к регулированию земельных отношений, уточнены вопросы, связанные с категориями земель, определены виды земель, уточнены объекты и субъекты земельных отношений, четко разграничена компетенция государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также перехода (прекращения) прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, урегулированы вопросы землеустройства, мониторинга земель, ведения Государственного земельного кадастра, определены основные мероприятия по охране земель.

Правовые формы использования земель не претерпели существенных изменений. По-прежнему основными правами, на которых могут использоваться земельные участки, являются: право собственности; право пожизненного наследуемого владения; право постоянного пользования; право временного пользования и право аренды. В то же время скорректированы условия предоставления земельных участков.

Земельные участки могут находиться в частной собственности граждан Республики Беларусь и негосударственных юридических лиц Республики Беларусь. Причем исключено требование о необходимости постоянного проживания граждан на территории Республики Беларусь для получения земельного участка в собственность.

Важно отметить, что впервые предусмотрена возможность нахождения земельных участков в частной собственности (пожизненном наследуемом владении) иностранных граждан и лиц без гражданства, при условии, что они являются родственниками наследодателя.

В соответствии с КоЗ 2008 г. земельные участки предоставляются в частную собственность гражданам Республики Беларусь для:

строительства и (или) обслуживания жилого дома;

обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме;

ведения личного подсобного хозяйства;

коллективного садоводства;

дачного строительства.

Еще одна новелла закреплена частью пятой ст. 12 КоЗ 2008 г., которая предусматривает предоставление земельных участков в частную собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь по результатам аукциона. Напомним, что в соответствии с КоЗ 1999 г. юридические лица Республики Беларусь могли приобретать право собственности на земельные участки лишь в случае приватизации объектов государственной собственности и осуществления инвестиционных проектов.

Кроме того, новый кодекс предусматривает возможность предоставления негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельных участков без проведения аукциона, в частности, для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

Весьма важной новацией КоЗ 2008 г. является введение института приобретательной давности в отношении земельных участков, что, в первую очередь, направлено на защиту интересов граждан. В частности, предусмотрено, что граждане Республики Беларусь, у которых отсутствуют документ о предоставлении земельного участка либо документ, удостоверяющий право на земельный участок, или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого не совпадают с границей и (или) размером, указанными в документе о предоставлении земельного участка либо документе, удостоверяющем право на земельный участок, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеют земельным участком как своим собственным в течение пятнадцати и более лет, имеют право в соответствии с законодательством приобрести этот земельный участок в частную собственность или получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду в сложившейся границе и (или) размере, не превышающем размера, установленного законодательством Республики Беларусь. Добросовестность, открытость и непрерывность владения земельным участком подтверждаются сведениями, внесенными в земельно-кадастровую документацию, либо строительным паспортом и (или) паспортом домовладения и (или) документами об уплате земельного налога.

Согласно нормам КоЗ 2008 г. на праве пожизненного наследуемого владения могут находиться земельные участки, которые были предоставлены гражданам Республики Беларусь до 1 января 2009 года. Кроме того, предусматривается предоставление земельных участков в пожизненное наследуемое владение гражданам Республики Беларусь:

для строительства и обслуживания жилого дома в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, когда земельные участки предоставляются без проведения аукциона;

для обслуживания принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании жилого дома, зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме;

для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах;

для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

для коллективного садоводства;

для дачного строительства;

для традиционных народных промыслов (ремесел);

в случае наследования земельного участка, ранее предоставленного наследодателю в пожизненное наследуемое владение.

Законодательными актами могут устанавливаться и иные случаи предоставления земельных участков в пожизненное наследуемое владение.

В отличие от КоЗ 1999 г. новый кодекс устанавливает перечень субъектов, имеющих право использовать земельные участки на праве постоянного пользования. К ним, в частности, относятся: государственные органы, иные государственные организации; негосударственные юридические лица Республики Беларусь; сельскохозяйственные организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; научные организации, учреждения образования; государственные лесохозяйственные учреждения; религиозные организации; гаражные (гаражно-строительные) кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильных стоянок; организации граждан-застройщиков; садоводческие товарищества и дачные кооперативы.

Необходимо подчеркнуть, что в КоЗ 2008 г. предусмотрена также возможность предоставления земельных участков указанным субъектам во временное пользование на срок до 10 лет.

Земельные участки для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, а также для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей в населенных пунктах могут предоставляться гражданам Республики Беларусь во временное пользование на срок до десяти лет.

В новом кодексе впервые закрепляется возможность предоставления земельных участков во временное пользование национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров на срок до 99 лет.

КоЗ 2008 г. не предусматривает предоставление земельных участков под служебный надел. Вместе с тем, право на служебный земельный надел, предоставленный до 1 января 2009 года, сохраняется за работником, вышедшим на пенсию по возрасту или инвалидности, пожизненно; за членами семьи работника, перешедшего на выборную должность, проходящего военную службу по призыву, обучающегося в учреждениях образования, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, – на время соответственно работы на выборной должности, военной службы, обучения; за членами семьи умершего работника – в течение 10 лет со дня смерти работника. После истечения указанного срока право пользования служебным земельным наделом прекращается. Работник, прекративший трудовые отношения с юридическим лицом, предоставившим ему служебный земельный надел, за исключением указанных случаев, имеет право использовать этот надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для уборки выращенного урожая. После истечения срока, необходимого для уборки урожая, право пользования служебным земельным наделом прекращается.

Наиболее существенные изменения претерпело правовое регулирование аренды земель. Развитие института аренды земель является наиболее перспективным способом вовлечения в гражданский оборот земель, которые не подлежат передаче в частную собственность. В частности, к таким землям относятся:

земли сельскохозяйственного назначения;

земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли под дорогами и иными транспортными коммуникациями;

земли общего пользования.

Кроме того, не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций земельные участки:

на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся только в государственной собственности;

на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых;

которые в соответствии с утвержденными генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования и землеустроительной документацией предусмотрены для целевого использования, исключающего их предоставление в собственность.

Арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией, а также администрации свободных экономических зон, если право на заключение договоров аренды делегировано им соответствующими исполнительными комитетами. Граждане и негосударственные юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности, могут являться арендодателями этих земельных участков при условии соблюдения их целевого назначения.

Арендаторами земельных участков могут быть граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и их представительства.

В КоЗ 2008 г. нашел отражение принцип возмездной передачи права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности. Новый кодекс, также как и Указ № 667, устанавливает, что плата за право заключения договоров аренды земельных участков определяется по кадастровой стоимости данных участков либо по результатам аукциона. Предусмотрена возможность предоставления местным исполнительным комитетом рассрочки внесения платы (ее части) за право заключения договоров аренды земельных участков по обоснованной просьбе граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе по результатам аукциона.

Новый кодекс предусматривает освобождение от внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, ряда субъектов (государственные организации; религиозные организации; сельскохозяйственные организации, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, которым земельные участки предоставляются для ведения сельского хозяйства; научные организации, учреждения образования, использующие землю для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства; граждане Республики Беларусь – для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных и др.). Причем, если указанные субъекты намерены предоставить арендуемые земельные участки в субаренду либо передать свои права и обязанности по договорам аренды земельных участков другим лицам, они обязаны будут внести плату за право заключения договора аренды земельного участка, а также получить согласие арендодателя.

КоЗ 2008 г. существенно расширяет круг прав арендаторов земельных участков, за право заключения договоров аренды которых взималась плата. В частности, такие арендаторы имеют право:

предоставлять арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды;

передавать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка другому лицу;

использовать право аренды земельного участка в качестве предмета залога и вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ в пределах срока договора аренды.

Кроме того, арендаторы земельных участков, за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц и их представительств, надлежащим образом исполняющие условия договора аренды земельного участка, имеют преимущественное перед иными лицами право при прочих равных условиях на приобретение используемого земельного участка в частную собственность.

В отличие от КоЗ 1999 г. в новом кодексе предусмотрена возможность строительства арендаторами капитальных строений (зданий, сооружений) или размещения иных объектов недвижимого имущества на арендуемых земельных участках, находящихся в частной собственности, в случаях, когда строительство капитальных строений (зданий, сооружений), создание древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или иное освоение земельных участков соответствуют целевому назначению этих земельных участков и условиям, указанным в договорах аренды земельных участков.

В КоЗ 2008 г. усилены гарантии защиты прав арендатора. В частности, срок аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и предоставляемого для целей, связанных со строительством и обслуживанием капитальных строений (зданий, сооружений), должен быть не менее нормативного срока строительства и эксплуатации этих капитальных строений (зданий, сооружений). Предоставление земельного участка на более короткий срок может осуществляться только с согласия лиц, которым предоставляется этот земельный участок. Увеличен срок аренды земельных участков для ведения сельского хозяйства – он не может быть менее 10 лет.

Еще одной важной новеллой нового кодекса является регулирование вопросов предоставления земельных участков в субаренду. Арендатор земельного участка, за право заключения договора аренды которого взималась плата, вправе с согласия арендодателя предоставить арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды при условии сохранения его целевого назначения, а также при наличии документов, удостоверяющих права на этот участок. КоЗ 2008 г. также предусматривает право субарендаторов земельных участков, надлежащим образом исполнявших условия договора субаренды земельного участка, в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка заключить договор аренды этого земельного участка на оставшийся срок субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды.

Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в Белоруссии (в том числе и аренды земельных участков) в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон полярные, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений.

Новым Гражданским кодексом внесены принципиальные изменения в регулирование срока аренды. Ранее срок договора аренды рассматривался как существенное условие договора, и при отсутствии указания о сроке договор считался незаключенным. Сейчас действуют иные правила. В соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества - за три месяца. Законом или договором может быть установлен другой срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному сроку.

3.4 Структура рынка земли в Республике Беларусь

В структуре земельного фонда Беларуси доминирующее положение принадлежит сельскохозяйственным и лесным землям, совместная площадь которых составляег около 87% (табл.3.1). На протяжении длительного времени в их динамике прослеживается противоположная направленность — доля сельскохозяйственных земель уменьшается, лесных — увеличивается. До 2000-х гг. сокращение сельскохозяйственных земель происходило при сохранении площади пашни, однако впоследствии она также стала уменьшаться вследствие целенаправленного вывода из оборота малоплодородных угодий.

Таблица 3.1 Динамика структуры земельного фонда Беларуси за 1990 – 2008 гг., %

Вид земель 1990 2000 2005 2008
Сельскохозяйственные, всего 45.6 44.7 43.4 43,2
В том числе:
пахотные 29,3 29.8 26.7 26,6
сенокосы и пастбища 15,1 14.3 15.8 15,9
Лесные 39,6 40,5 42,8 43,4
Под водой 2,3 2,3 2,3 2,3
Застроенные 3,4 4,3 4,0 4,2
Прочие 4,5 3,8 3,1 2,7

За последние 18 лет произошло сокращение общей площади сельскохозяйственных земель (на 470,1 тыс. га), земель под улицами, площадями и другими местами общественного пользования – на 190,0 тыс.га, а также нарушенных и прочих земель (соответственно на 38,8 и 385,4тыс. га).

Несколько уменьшились площади болот (на 54,7тыс. га). За тот же период площади земель категории лесных и прочих лесопокрытых, которые включает в себя лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью значительно увеличились (на 805,8 тыс. га), увеличение площади земель под постройками и дворами произошло на 257,0 тыс. га. Несколько увеличились земли под дорогами, прогонами, просеками, трубопроводами (на 64,8 тыс. га), а также площади под водой - на 11,7тыс. га.

Положительным фактором развития лесопользования является лесовосстановление, площадь которого в 2008г. составила 50,0 тыс. тыс.га, в том числе посадка и посев леса 43,1 тыс. га., лесоустройство проведено на площади 1139 тыс.га.

В целом структура землепользования Беларуси является благоприятной в экологическом отношении. В ней преобладают земли с сохранившимися в естественном состоянии природными комплексами (леса, луга, болота, водоемы). Они занимают 2/3 территории страны. На перспективу можно прогнозировать сохранение тенденции к увеличению площади природных угодий, поскольку планируется продолжить выведение из оборота малопродуктивных пахотных угодий с их переводом в лесные и луговые земли.

Наиболее высокая степень сохранения природных комплексов имеет место в южной и северной частях страны, соответственно в Полесской и Позерской ландшафтных провинциях. В силу этого, данные территории могут рассматриваться как крупные природные ядра, выступающие факторами экологической стабилизации не только национального уровня, но и всего Восточно-Европейского региона.

Кроме характеристики земельного фонда страны по видам земель приведем оценку по категориям землепользователей (табл. 3.2).

Таблица 3.2 Структура земельного фонда Республики Беларусь по видам земель и ее изменение в 2009 г.

Вид земель Площадь, тыс. га
2009 г. 2008г.

+/- В 2009 г. по

сравнению с 2008 г.

+/- В 2008 г. по

сравнению с 2007 г.

1 2 3 4 5

Сельскохозяйственные

земли

8968,0 8984,9 -16,9 -26,6
Лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью 9008,1 8979,9 +28,2 +87,6
Земли под болотами 894,6 901,5 -6,9 +1,4
Земли под водными объектами 469,9 469,6 +0,3 -7,1

Продолжение табл.3.2.

1 2 3 4 5
Земли под дорогами и другими транспортными путями 386,1 371,9 +14,2 +7,5
Земли под застройкой 331,5 327,6 +3,9 +3.7

Земли под улицами,

площадями и иными местами общего пользования

147,0 142,5 +4,5 -5,8

Нарушенные,

неиспользуемые и иные земли

554,6 581,9 -27,3 -60,7

В 2009г. наибольшая площадь земель принадлежала сельскохозяйственным организациям и крестьянским хозяйствам (43,4% территории страны). По сравнению с 2007 г. площадь земель данной категории возросла на 87,6 тыс.га, что связано преимущественно с передачей сельскохозяйственным организациям неиспользуемых земель граждан и земель запаса.

Доля земель государственных лесохозяйственных организаций составила 39,9% площади Беларуси. По сравнению с 2008 г. площадь таких земель сократились на 31,2 тыс.га, хотя в предыдущие годы наметилась тенденция к ее росту за счет передачи малопродуктивных и нерационально используемых сельскохозяйственных и других земель лесоустроительным организациям и предприятиям. Так, за предыдущий период 2006–2008 гг. площадь данных земель увеличилась на 77,7 тыс.га.

В 2009 г. также сократились площади земель граждан, включающие земельные участки, предоставленные им для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, сенокошения и выпаса скота, а также традиционных народных промыслов. Данная тенденция наблюдалась и в предыдущие годы. За трехлетний период площадь таких земель сократилась на 139,1 тыс.га и в 2009 г. составила 5,5% площади земельного фонда страны.


Таблица 3.3 Структура земельного фонда Республики Беларусь по основным категориям землепользователей и ее изменение в 2009 г.

Земли по категориям землепользователей Площадь, тыс.га
2009 г. 2008 г.

+/- В 2009

г. по

сравнению с

2008 г.

+/- в 2008

г. по

сравнению с

2007 г.

1 2 3 4 5
Земли сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств 9007,7 8959,9 +47,8 +39,8
Земли граждан 1145,0 1218,6 -73,6 -65,5

Земли государственных

лесохозяйственных

организаций

8286,5 8317,7 -31,2 +18,2
Земли организаций промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения 723,1 683,1 +40,0 -7,0
Земли организаций природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения 887,1 887,1 0,0 +7,9
Земли организаций, эксплуатирующих и обслуживающих гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения 39,5 40,1 -0,6 +0,2

Площадь земель организаций природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, составляющая в настоящее время более 4% территории страны, в 2009 г. по сравнению с 2008г. не изменилась.

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 40,0 тыс.га или 5,9% увеличилась площадь земель организаций промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, при этом их доля составила 3,5% площади земельного фонда.

Площади земель организаций, эксплуатирующих и обслуживающих гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократились на 1,5% и приблизились к уровню 2007 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной Беларуси земля не является предметом покупки-продажи. Но объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, становятся интересными для инвестиции в первую очередь из-за того, где и как они расположены. Для успешного бизнеса важно также и то, какие возможности предоставляет для развития земельный участок, где расположено производство, склад или магазин, гостиница или фермерское хозяйство.

Подводя итоги, хочется сказать, что результатом перехода на новые формы хозяйствования в Республике Беларусь должно стать создание многоукладной экономики, отказ от государственного монополизма на собственность и создание условий для их равноправного существования различных форм собственности. Необходимо развивать частную и коллективную формы собственности, образно говоря, с нуля и путем разгосударствления и приватизации, которые должны вылиться в ломку и трансформацию существующей системы производственных отношений, и в одночасье формировать качественно новую общественную (государственную и муниципальную) собственность, но при этом нельзя не учитывать интересы трудовых коллективов, для которых аренда на данном этапе означает наиболее приемлемый вариант перехода к рыночной системе хозяйствования. Дальнейшее развитие экономики во многом зависит от становления различных форм хозяйствования, в том числе и арендной, что, в последствии, позволит Белоруссии стать одной из ведущих стран Европы.

В настоящее время практически во всём мире с каждым годом наблюдается постепенное глобальное ухудшение состояния окружающей природной среды. Особенно ярко это проявляется в нашей стране так как, и уровень технического развития оставляет желать лучшего, и степень защищённости предприятий никуда не годится. Это происходит под воздействием различных факторов, в основном это обусловленная жизненной необходимостью всевозрастающая активная деятельность человека по приспосабливанию окружающей среды для себя и своих нужд. И всё это приводит к необходимости принятия мер по сохранению, как самих земель, так и их ценных качеств.

СПИСОК использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г). - Минск: «Беларусь» 2004г.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В.Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000. - 704с.

3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».

4. Указ Президента Республики Беларусь от 27декабря 2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»

5. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.

6. Бакиновская О.А. Земельное право (Общая часть). – Мн. 2003.

7. Боголюбов С.А. Земельное право. – М.: Норма-инфа. – 1998.

8. Гавриленко В.Г., Ядевич Н.И. Энциклопедия земельного права. – Мн.: НО ООО «БИП – С». – 1999.

9. Гусев Р.К. Земельное право. – М.: Инфо-М. – 2000, - 201с.

10. Краснова И.О. Земельное право. – М., 2001.

11. Лепехин, А. Н. Разрешение земельных споров. Ответственность за нарушение земельного законодательства: лекция: [для студентов и слушателей] / А. Н. Лепехин; Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Академия МВД. — Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2009. — 26,с.; 20 см. — Библиография: с. 27 (14 назв.).

12. Мороз Л.Н. Недра Республики Беларусь. Проблемы правового регулирования, использования и охраны – Мн.: 1995, - 179 с.

13. Петров В.В. Земельное право России. – М.: Зерцало. – 1998. – 301с.

14. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2003. – 544с.

15. Шингель Н. А. Проблемы становления земельного законодательства Республики Беларусь / Н. А. Шингель // Проблемы развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики: сборник научных трудов. – Минск : БГУ, 2005. – С. 225-232.

16. Шингель Н. А. Правовое регулирование земельных споров / Н. А. Шингель // Обзор судебной практики. – 2008. - № 3. – С. 4-21.