Курсовая работа: Развитие английского парламентаризма с XII до конца XVII вв.

Название: Развитие английского парламентаризма с XII до конца XVII вв.
Раздел: Рефераты по истории
Тип: курсовая работа

Московская Государственная Юридическая Академия

Кафедра Истории государства и права зарубежных стран

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА: История государства и права зарубежных стран

ТЕМА: Развитие английского парламентаризма с XII до конца XVII в.в.

ИСПОЛНИТЕЛЬ: Карамыслов Дмитрий Александрович

Москва

200 1г.

ПЛАН РАБОТЫ

I. Введение. Буржуазные революции в Европе XVI-XVII в. в.

II. Английские государственно-правовые акты ХVII в.в.:

Петиция о праве 1628 г.;

Трехлетний билль 1641 г.;

Бредская декларация 1658 г.;

Акт о лучшем обеспечении свободы... 1679 г.;

Билль о правах 1689 г.

III Государственно-правовые акты ХVIII века:

Акт об устроении 1701 г.;

Семилетний акт 1716 г.;

формирование "ответственного правительства"

IV. Заключение. Парламентские традиции Англии.

Решительный бой феодальным порядкам и средневековью был дан еще в ХVI веке в маленькой стране Нидерландах.

Английская революция ХVII века нанесла сокрушительный удар феодально-абсолютистскому строю в сравнительно небольшой остров­ной стране, вместе с тем явилась первой буржуазной революцией "европейского масштаба". Провозглашенные ею политические принципы выражали потребности капиталистического развития не только Англии, но и других европейских стран. Революция была подготовлена разложением феодальных отношений, развитием капиталистического укла­да производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, формированием новых общественных классов, интересы которых пришли в решительное противоречие с феодально-абсолютистским строем, что привело к обострению идейно-политической борьбы.

Хотя в Нидерландах в первой стране произошла победа буржуазных отношений над феодализмом, но эта страна была слишком мала, чтобы дать толчок бурному капиталистическому развитию, формированию новых политических институтов. К тому же Нидерландам пришлось вести долгую войну за независимость против католической, феодальной Ис­пании.

Экономической основой политического господства английского дворянства являлась феодальная земельная собственность. По способу хозяйственного использования этой собственности английское дворянство подразделялось на новое и старое. Новое дворянство вело хо­зяйство по-капиталистически; либо хозяйничая с помощью батраков (наемные работники), либо сдавая землю крупным арендаторам (фермерам) за рыночную ренту.

Как правило, новое дворянство участвовало в торговле и в предприни­мательстве. Заинтересованное в развитии капитализма, оно выступало против феодально-абсолютистских порядков. Старое дворянство отстаи­вало средневековые аграрные порядки в деревне и для увеличения доходов использовало свои родовые привилегии и положение при королев­ском дворе. С началом революции новое и старое дворянство оказались по разные стороны баррикады.

Крайне неоднородной по своему составу оказалась и буржуазия. Верхний её слой составлял несколько сот денежных и торговых дельцов Сити и провинции - обладатели торговых монополий и промышленных патентов, откупщики налогов и придворные кредиторы. Их интересы были тесно связаны с короной и феодальной аристократией. Однако преобладающую часть английской буржуазии составляли владельцы мануфактур и мастерских, средние и мелкие торговцы. Именно их интересы более всего ущемлялись многочисленными королевскими мо­нополиями и стеснялись абсолютизмом. Тем беспощаднее они эксплуатировали своих наемных рабочих. Значительная часть купечества использовала корпоративный строй городов для эксплуатации малоиму­щих городских ремесленников.

Неоднородность правящих классов и сословий вели к тому, что, с одной стороны, велась борьба с королевским произволом и с коро­левской властью, а с другой - сохранялась тенденция сохранить королевскую власть, но значительно ограничить её парламентом, в котором бы были представлены и крупные землевладельцы - лендлорды, и буржуазия, бюргерство, новое дворянстве - в палате общин.

Первый парламент в истории Англии собрался в 1265 году, но его власть была номинальной. Когда король нуждался в деньгах, она обращалась за ними к парламенту, чтобы вместе определить размеры налога на подданных. При этом парламент позволял себе почтитель­но указывать государю на непорядки в управлении страной, на недостатки королевских министров.

Совсем иначе дело обстояло в ХVII веке, В 1625 году на англий­ский престол вступил безвольный Карл I, который пошел на поводу у своих неумелых советников. Они довели взаимоотношения короля и парламента до полного разрыва. Настаивая на "неограниченности" королевской власти, Карл I распустил парламент, не получив от него субсидий. В 1628 году парламент принял "Петицию о праве" - документ, в котором была сформулирована политическая программа буржуазии и нового дворянства - классов-союзников. Основное содержание пети­ции сводилось к требованию обеспечить неприкосновенность буржуаз­но-дворянской собственности на землю и торгово-промышленные дохо­ды. Чтобы получить субсидию, королю пришлось санкционировать пе­тицию о праве. Получив субсидию, король прервал сессию, но вторая сессия парламента осенью того же года подвергла резкой критике религиозную политику Карла I. Карл I ответил заявлением в духе абсолютистских притязаний своего отца Якова I и распустил парламент,

В 1638 году Англия развязала англо-шотландскую войну, в которой терпела одно поражение за другим. В апреле 1640 года Карл спустя много лет созвал, наконец, парламент и потребовал от него немедлен­ного предоставления субсидий на войну с Шотландией. В ответ палата общин потребовала восстановить нарушенные королем "права и привиле­гии парламента". Разгневанный король распустил парламент. Он вошел в историю под названием "Короткого". Однако положение государ­ства было настолько катастрофическим, что Карлу I пришлось вновь собирать парламент. Он просуществовал без малого 13 лет и получил название "Долгого." В феврале 1641 года был принят так называе­мый "Трехлетний билль" об обязательном созыве парламента не реже одного раза в три года независимо от воли короля. 10 мая 1641 года король утвердил билль о нераспускаемости существующего парламента до тех пор, пока последний сам того не пожелает.

"По существу произошел революционный переворот в государствен­ном строе Англии, прикрытой "одобрением" короля. Уступчивость ко­роля имела простое объяснение.

Королевская казна была пуста, в то же время на защиту парламента выступали вооруженные толпы ре­месленников и торговых учеников, подмастерьев и портового люда Лондона."1

Во многих графствах восстали крестьяне. И до тех пор, пока шотландская армия находилась на территории Англии, а парламент был под защитой народа, король являлся, по существу, его пленником. В один из критических моментов борьбы парламент прямо обратился к народу. Это было время суда палаты лордов над лордом Стаффордом - ненавистным временщиком Карла I, запятнавшего себя многими злоупотреблениями и преступлениями. Палата лордов и палата общин, под давлением толп народа, который собрался вокруг здания парламента, проголосовали за смертную казнь. 12 мая он был казнен; как этого и не хотелось, но Карлу I пришлось подписать смертный приговор своему любимцу.

В это время в Ирландии началось восстание за национальную независимость. Ирландское восстание поставило на повестку дня вопрос об организации войска. Трудность этой задачи была уже не столько финансовой, сколько политической - в чьих руках окажется контроль над армией: короля или парламента. Радикальное крыло палаты общин снова сочло необходимым заручиться поддержкой народа. С этой целью и была составлена "Великая ремонстрация" (декларация, воззвание), содержавшая 204 статьи, в которых были, по существу, сформулированы и обвинительный приговор абсолютизму, и программа классов-союзников в революции. Подробно разбирая злоупотребления Карла I в период беспарламентского правления. Ремонстрация повто­ряла требования "Петиции о праве": свобода торгово-промышленной деятельности от всех ограничений и "регулирований";

запрещение собирать налоги без разрешения парламента; ответственность прави­тельства перед парламентом; завершение кальвинистской реформации

1 Новая история под ред. Юровской Е.Е. М. Высшая школа 1983

церкви; борьба с опасностью со стороны папы римского.

Красной нитью через весь этот документ проходила идея обеспечения неприкосновенности буржуазной собственности. Вместе с тем не были учтены интересы простого народа. И, тем не менее, это был документ огромного мобилизующего значения. Карл I считал (и справедливо), что Ремонстрация несовместима с единовластием и королевской властью.

10 января 1642 года король со своими сторонниками покинул Лон­дон и направился на север. Буржуазная революция переросла в граж­данскую войну. Гражданскую войну можно разделить на два этапа;

I этап(1642-1646), 2 этап (1648) и пленение короля.

14 июня 1645 г. в битве у Несби армия короля Карла I потерпе­ла сокрушительное поражение. Кард признал свое поражение и бежал к шотландцам. 24 февраля 1646 года парламент принимает решение:

все феодальные держания на рыцарском праве от короля отменяются, превращаются в частную собственность их владельцев. Палата феодаль­ных сборов упраздняется. Теперь, когда король оказался в плену у парламента, его власть была сильно ограничена, значительная часть торгово-денежной буржуазии хотела окончания гражданской войны. Но народ практически ничего от своей борьбы не получил, поэтому гражданская война принимала все более острые формы.

В 1648 году по вине короля начался второй этап гражданской войны, в которой и на этот раз Карл I потерпел поражение. Было распространено воззвание: Карл Стюарт должен быть призван к ответу за пролитую им кровь и за тягчайшие преступления против бога и народа". Большую роль в решении судьбы короля сыграл герой гражданской войны Оливер Кромвель, который обратился к судьям, судившим Карда Стюарта: "Совершите короткое, но справедливое дело". 30 января 1649 года английский король был казнен.

Актом парламента от 17 марта 1649 года королевская власть, "как ненужная, обременительная и опасная", была уничтожена. Через два дня её судьбу разделила палата лордов, которая в свое время ожесточенно боролась за короля. 19 мая 1649 года Англия была провозглашена республикой. "Отныне, было сказано в Декларации - Англия будет управляться... представителями народа в парламенте, "Законодательную власть республики осуществлял однопалатный парламент (в лице палаты общин Долгого парламента). Из 100 членов её едва ли 50-60 являлись в зал заседаний. Действительная исполни­тельная власть принадлежала Государственному совету в составе 41 члена (из которых 31 являлись одновременно и членами парламента). Действия нового парламента не внесли улучшения ни в экономическую, ни в социальную жизнь Англии. Мало того, из-за приближающегося голода начались волнения не только среди крестьян и горожан, но ж в армии. Напрасно народ обращался с петициями в парламент с просьбами о помощи. Парламент, как и Государственный совет, оставался глухим к жалобам народа. По требованию парламента, в котором заседали представители и магнаты Сити, Кровель с верными ему частями разгромил нестройные толпы отдельных воинских частей, под­держивавших народ. Кромвель железной рукой подавил недовольство. Так же решительно он действовал и в Ирландии, подавив национально - освободительную борьбу этого народа. Так же решительно он действо­вал и с Шотландией, разгромив её армию и покончив с независимо­стью этого ближайшего соседа Англии, Это произошло в 1651 году. 16 декабря 1653 года в Англии установилась военная диктатура (про­текторат) Оливера Кромвеля. 3 сентября 1658 года Кромвель умер. С этого времени усилилась тяга к реставрации королевской власти в Англии. Решено было призвать на престол Карла II, сына Карла I.

Для обеспечения своей личной безопасности и ограждения своих приобретений от преследований со стороны короны представители буржуазии и нового дворянства добились от Карла II подписания "Бредской де­кларации". В ней король обещал;

а) не преследовать никого, кто в годы революции боролся против короля и его сторонников;

6) сохранять свободу совести для всех подданных;

в) передавать все споры по поводу земли на усмотрение парламен­та, который может лучше всего обеспечить справедливое удовлетво­рение всем заинтересованным в этом лицам."1

Последнее положение имело важное значение потому, что стави­ло под защиту парламента те изменения в землепользовании, которые были проведены во время революции.

Таким образом в Англии была установлена конституцион­ная монархия. Свое юридическое закрепление она получи­ла в постановлении палаты общин от 1 мая 1660 года. Постановле­ние объявляло, что согласно законам английского королевства "правительство состоит и должно состоять из короля, лордов и общин." В новом парламенте, созванном в 1661 году, решающее значе­ние приобрели представители реакционной части дворянства. Они всеми средствами поддерживали короля и его реакционные мероприятия. Обещания» данные королем в Бредской декларации были нарушены. Участники революции преследовались, король пытался возродить ста­рые, дореволюционные порядки. Реакционная политика короля и его правительства стала, в конце концов, раздражать буржуазию. Парламент стал вновь ареной борьбы между реакционерами (монархистами) и радикальной частью (республиканцами). В ходе этих разногласий возник­ли две политические партии - виги (оппозиционеры королю) и торя (земледельческая монархически настроенная аристократия). В 1679 году виги, используя свое кратковременное большинство в палате общим, а ещё больше выгодную позицию и ситуацию, добились цели.

1 Беляева Г.П., Ливанцев К.Е. История государства и права зарубежных стран Л. 1966

Новый закон назывался "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями."

Закон 1679 года устанавливал, что всякий, кто считал себя неправильно или незаконно арестованным, имел право обратиться в суд с просьбой выдать ему приказ об "Акте о лучшем обеспечении свободы..." По получении этого приказа должностное лицо, в веде­нии которого находился арестованный, обязано было в течение трех дней доставить последнего к судьям, выдавшим приказ. Закон освобо­ждал должностных лиц от выполнения обязанностей доставить аресто­ванного или задержанного в суд только в тех случаях, когда "арест произведен за государственную измену или тяжкое уголовное преступ­ление, что ясно и точно выражено в предписании об аресте."1

Лицо, освобожденное по приказу об "Акте о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями", нельзя было вновь заключать в тюрьму или арестовывать за то же преступление. "Анализ акта дает основание говорить о том, что он содержит ряд юридических гарантий неприкосновенности лич­ности. В то же время следует иметь в виду» что, независимо от своего формального содержания, данный акт служит интересам, глав­ным образом, господствующих классов Англии."2 Дело в том, что сама неопределенность понятия государственной измены, равно как и право судьи по своему усмотрению решать вопрос о правильности или неправильности произведенного ареста, открыва­ла широкие возможности произвола.

В начале 80-х годов ХVII века король Яков II, опираясь на партию тори, добился смещения с должности мировых судей представителей партии вигов и отнял хартии о самоуправлении у тех городов, кото­рые поддерживали вигов.

Внутренняя и внешняя политика Якова II отличалась крайней

1 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права М. Юристъ

2 Новая история ч. I под ред. Юровской Е.Е. М. Высшая школа

реакционностью. В своем стремлении восстано­вить в Англии абсолютизм Яков II осуществляет одну реакционную меру за другой. В конце концов тори и виги объединились против Якова II и в 1688 году добились его свержения. Так произошла славная революция. На английский престол парламент пригласил голландского штатгальтера Вильгельма Оранского (мужа дочери Якова II - Марии). С этого момента в Англии окончательно утверждается конституционная монархия.

Коронация Вильгельма произошла в 1689 году. И тогда же им был подписан акт, который сделался юридической основой английской конституционной монархии. Этот акт был одновременно с тем договором между королем и английскими правящими классами. Известное под названием Билля о правах. Его основные положения состоят в следующем:

а) всякий закон и всякий налог исходит только от парламента;

б) никто, кроме парламента, не может освобождать из-под действия закона, отменять закон или приостанавливать его;

в) узаконивается свобода прений в парламенте (что так не пон­равилось при посещении английского парламента Петру I), свобода петиций, гарантируется частый и регулярный созыв палат;

г) парламент определяет состав и численность армии на каждый данный год и выделяет для этого средства.

Несомненно, что английская конституционная монархия явилась компромиссом между буржуазией и всем дворянством. Сущность этого политического компромисса характеризуется тем, что победные "трофеи революции" - высокие должности» синекуры и большие оклады достались на долю знатных родов земельной аристократии, но с усло­вием: последние должны были соблюдать экономические интересы бур­жуазии. Успешное развитие внешней и внутренней торговли, банковско­го дела. Возникновение в конце ХVII - в нач. ХVIII века новых от­раслей промышленности обусловили превращение буржуазии в признанную часть господствующих классов Англии. Наживалы из землевладельцев и капиталистов освятили новую эру, доведя до колоссальных размеров расхищение государственных земель, владений церкви, общинных земель крестьян. Буржуазия оказывала покровительство этому расхищению и разграблению. Вот почему союз между земельной аристократией и буржуа­зией был таким прочным. Юридическим основанием разграбления общинных земель явились парламентские законы об огораживании. Разграбление общинных и пахотных земель английского крестьянства вигской аристо­кратией, банкирами и купцами привело к тому, что уже к 1750 году в Англии исчезают крестьяне - йомены. Крестьянин-землевладелец сменяется капиталистическим фермером, берущим в аренду значитель­ные участки господской земли, которую он обрабатывает, используя наемных сельскохозяйственных рабочих.

Но вернемся к Биллю о правах. После "славной революции" в Англии укрепляется конституционная монархия. Её основные принципы, о которых уже говорилось, равно как и присущие ей приемы управления, сло­жились не сразу. То, что может быть названо английской конституцией представляет собой совокупность определенных законов и устных (неписаных) соглашений, подучивших значение прецедента. Первым из английских конституционных законов рассматриваемого периода является Билль о правах 1689 г. (Весьма часто к числу английских конституционных законов причисляют также принятый ранее "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями.")

Билль провозглашал верховенство парламента в области законода­тельства. Билль запретил королю приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента (ст. 1) Признавались противоречащими закону всякие сборы в пользу короны, взимаемые без согласия парламента (ст. 4) Только с согласия парламента раз­решалось производить набор в армию и содержать постоянное войско (ст. 6). Билль о правах запрещал королю освобождать кого бы то ни было из-под действия законов, учреждать суды по церковным делам и всякие другие учреждения (ст.2 и ст. 3). Устанавливалось право подданных обращаться с ходатайством к королю. Преследования или задержания за такие ходатайства объявлялись незаконными ст.5) Как уже отмечалось, объявлялась свобода прений и право высказывать свои мнения в парламенте; преследования за выступления запрещались.

"Трехгодичный акт" 1694 года предусматривал созыв парламента "по крайней мере, раз в три года" (ст. I) Им устанавливался также трехлетний срок полномочий парламента и членов палаты общин.

Правда, в 1716 году по предложению вигов был принят "Семилетний акт", согласно которому срок полномочий парламента увеличивался до семи лет.

Следующим важным конституционным законом явился "Акт об устроении" 1701 года. Вследствие того, что Вильгельм Оранский и его жена не имели детей, вопрос о замещении престола занял важное место в названном документе. Он устанавливал, что вступившие на английский трон обязаны присоединиться к англикан­ской церкви (протестантская церковь под главенством английского короля); так как при вступлении на трон иностранца можно было опасаться наплыва его соотечественников, постановлялось, что ника­кое лицо, рожденное за пределами Англии. Шотландии или Ирландии, не может стать членом Тайного совета, иди членом какой-либо из палат парламента, или занимать военную или гражданскую должность, соединенную с оказанием доверия.

Весьма важное место имело включение в Акт правила контрассигнатуры: согласно этому правилу, издаваемые коро­лем акты были недействительны, если они не были скреплены подписью соответствующего министра.

Дополнение к этому правилу было принято аж в 1811 году; согласно ему король ни при каких обстоятельствах не может нести ответствен­ность за действия своих министров. Последние отвечают сами, в том числе и тогда, когда скрепляют своей подписью королевский акт.

Важное конституционное значение имело провозглашение прин­ципа несменяемости судей. Судьи, назначенные короной, могли отправлять свои обязанности до тех пор, пока "они ведут себя хорошо". (Эта дата не вполне поддается юридической расшифровке). Отстранение от должности судей могло произойти только по представлению обеих палат парламента (ст. 2)

Таким образом, в указанных актах подучили известное оформле­ние важнейшие институты буржуазного государственного права:

а) верховенство парламента в области законодательства;

б) признание за парламентом исключительного права в решении бюджетных вопросов и в определении военного контингента;

в) принцип несменяемости судей.

Кроме того, были провозглашены некоторые буржуазно-демократические свободы: свобода слова, свобода выборов и пр.

Итак, в английской политической жизни важнейшую роль еще с ХVII века стал играть парламент. Верхняя палата английского парламента (палата лордов, буквально палата господ), как и в прежние времена, составлялась их лиц, которые занимали в ней места по наследству, по назначению короля и по должности.

По наследству места в палате лордов занимали потомки баронов - непосредственных вассалов короля. Чтобы заседать в парламенте, они должны были иметь документы, подтверждающие, что хотя бы один из их предков был назван в королевском приглашении заседать в палате общин. После смерти главы семьи соответствующее право пере­ходило к старшему сыну (как майорат). За королем сохранилось право жаловать места в палате лордов по своему усмотрению. В дипломах, выдаваемых новым лордам, были записаны их права и содержалось ука­зание о том. что они "призываются для подачи совета и для защиты короля."

По должности места в палате лордов занимали духовные лица. К ним относились два архиепископа и 26 епископов англиканской церкви.

С 1701 года аристократия Шотландии избирала в палату лордов на парламентский срок 16 своих представителей.

Нижняя палата английского парламента - палата общин - мало чем отличалась по своему классовому составу от палаты лордов, хотя формировалась путем выборов, а не назначений. Высокий имущественный ценз в размере определенного годового дохода от недвижимой собственности, установленный в 1710 году, обеспечивал представитель­ство в палате общин за дворянством. Согласно акту 1710 года правом быть избранным в парламент наделялись лица, которые имели доход от недвижимой собственности в размере 500 фунтов стерлингов в сельской местности и 300 фунтов в городах. По тем временам это были громадные деньги.

Засилию в палате общин представителей землевладельческой и финансовой аристократии не в меньшей степени, чем высокий имущественный ценз, содействовала унаследованная от эпохи феодализма избирательная система, сохранявшаяся без изменения вплоть до 1832 года. Суть этой системы состояла в том, что города и графства посылали в палату общин такое количество депутатов, которое было определено для каждого из этих городов или графств королевскими грамотами, но отнюдь не с количеством проживавшего населения или с числом избирателей. Более того, в течение 150 лет (с 1673 по 1830 г.г.) ни одному городу не было предоставлено право избирать своих пред­ставителей в парламент, хотя за это время в результате бурного экономического роста одни города и районы страны выросли, а дру­гие пришли в упадок. Некоторые населенные пункты исчезли почти совсем, а в других количество жителей резко выросло, или же наоборот сократилось. Однако по-прежнему, как в средние века, населенные пункты с крохотным населением посылали своих представителей в пар­ламент. Эти "карманные местечки", как их стали называть, принадле­жали, как правило, богатым дворянам, и они там назначали депутатов. Местечко Олд Сарум, например, насчитывавшее всего 12 жителей, посылало двух депутатов. Эти жители, известные наперечет, избирали тех, кого приказывал избирать владелец местечка: голосование было откры­тым. Помимо местечек, находившихся в "кармане" крупного землевла­дельца, были еще и так называемые "гнилые местечки". В соответствии с их старинными привилегиями право голоса в этих местечках принадле­жало только корпорациям или владельцам недвижимости.

Чтобы стало ясно, насколько мало было избирателей в английский парламент в ХVIII веке, укажем на те, что из 240 городов, посылав­ших депутатов в палату общин, только в 22 было более одной тысячи избирателей.

Особое значение для английской государственности ХVIII века играло возникновение и развитие такой политической структуры как кабинет министров. Странно, что Англия и до ныне являющаяся конституционной монархией, не имеет в чистом виде конституции, какая она, к примеру, есть в ФРГ, США или России. А кабинет министров появился лишь в ХVIII веке и король играл очень большую роль.

К началу ХVIII века возник и оформился новый для Англии орган - кабинет министров, деятельность которого желали контролировать как король, так и парламент.

Прерогатива английского короля, несмотря на её ограничения актами парламента, изданными после "славной революции", оставалась весьма обширной. Король принимал участие в издании законов. Без его согласия никакой акт парламента не становился законом, назначения на все административные и судебные должности в государст­ве производились или лично королем или от его имени. Он представлял Великобританию за границей, посылал послов в другие страны. Король имел право заключать договоры с другими государствами. Ко­мандование вооруженными силами страны принадлежало ему же. Он яв­лялся верховным судьей и обладал правом прекращения процесса и правом помилования. Но, понятно, король не непосредственно осущест­влял все эти полномочия, а через министров. Поэтому вполне естест­венно, что с появлением кабинета министров борьба парламента за ослабление роли королевской власти находит свое выражение в стрем­лении подчинить своему влиянию новый орган.

Кабинет министров возник не на основе какого-либо закона.

Вначале из Тайного совета (ближайшего совещательного органа при ко­роле) выделилась коллегия из пяти-семи его членов. Она состояла из наиболее влиятельных людей, которым король поручал фактическое управление. Впоследствии эта коллегия стала составляться из лиц, возглавлявших основные министерства, и превратилась в "правитель­ство его величества."

С формальной точки зрения английский король продолжал сохранять за собой право избирать министров по своему усмотрению. Однако уже в начале ХVIII века состав кабинета министров стал все более зависеть от соотношения сил партий в парламенте. В конце концов стадо обычаем, что кабинет составляется из лидеров победившей на выборах партии. Иначе говоря, определяется состав ответственного кабинета. В соответствии с этим король был вынужден поручать формирование правительства лиде­ру партии, подучившей большинство мест в парламенте.

Постепенно утверждается и другой важный принцип - солидарная ответственность кабинета перед палатой общин. Практически это заключалось в тем, что в своих публичных выступлениях члены кабинета не долж­ны были высказывать мнения, расходящиеся с политикой кабинета в целом, а свою конкретную деятельность осуществлять в соответствии с этой политикой. Ответственность кабинета министров перед парла­ментом, подкрепленная правом палаты общин предавать любого министра суду, обеспечивала установление полного контроля парламента над правительством. Король теряет и другие свои полномочия. Право "вето" (право отвергать законопроекты, принятые парламентом) английский король перестал использовать с 1707 года. Право объявлять войну и заключать мир перешло от короля к парламенту. Право помилования по политическим преступлениям также перешло фактически к парламенту и правительству. Ослабление влияния короля на кабинет министров способствовало и те, что оказавшиеся на английском престоле в силу "Акта об устроении" короли Георг I и Георг II, будучи весьма посред­ственными людьми, больше интересовались немецкими (будучи немцами), чем английскими делами. К тому же плохо знали по-английски и не участвовали в заседаниях кабинета министров. Поэтому сложилась традиция - кабинет заседает без короля. С течением времени прежние коронные должности были преобразованы в министерства, ведавшими отдельными отраслями управления. За министрами, правда, сохранились старые (со времен феодализма) названия должностей: лорд-каз­начей, лорд-канцлер, лорд адмиралтейства и т.д., фактически же лорд-казначей являлся первым министром и осуществлял руководство кабинетом в делом и министерством финансов в особенности, лорд-кан­цлер возглавлял судебную систему государства и председательство­вал в палате лордов и пр. В конце ХVIII века в Великобритании возникли три новых самостоятельных министерства: министерство внутренних дед, министерство иностранных дел и военное министерство.

Местное управление в течение ХVIII века не подвергалось существенному изменению. Неоплачиваемые должности на местах могли быть заняты только представителями землевладельческой аристократии. К тому же закон устанавливал высокий имущественный ценз для лица, желав­шего отправлять ту или иную должность.

Итак, подведем итоги. В течение всего ХVIII века получает свое развитие принцип "ответственного правительства". Английский кабинет министров выделился из Тайного совета, состав которого подбирался королем. Время от времени тому или иному члену совета поручалось руководство определенным ведомством. Совокупность такого рода министров составляла кабинет, не признаваемый, однако, ни законом, ни теорией. Юридически кабинета министров не существовало, а на деле он не только действовал, но и укреплялся.

С помощью парламента кабинету министров удалось довольно быстро оттеснить короля. Но почти тотчас же обнаружились противоречия между кабинетом и парламентом. Выяснилось, что ни одно правитель­ство не может стоять у власти (ни провести закон, ни утвердить бюджет, ни набрать солдат, ни объявить войну, ни заключить мир), если оно не имеет за собой поддержки большинства депутатов палате общин. Парламент уже не ограничивается законодательством. Он берет на себя контроль за исполнительной властью, вторгаясь в пре­рогативы короны. Таким образом, возникает ответствен­ное правительство- правительство, ответственное перед парламентом (перед его нижней палатой - палатой общин).

В своей борьбе с палатой общин правительство было не вполне беззащитно. Требованиям отставки оно могло противопоставить указ (короля) о роспуске парламента и назначении новых выборов. Победив на выборах, правительство оставалось у власти; в противном слу­чае оно уступало место соперникам,

В 1782 году, впервые в истории, ушел в отставку не отдельный министр, а весь кабинет (во главе о премьер-министром Нортом):

палата сочла его виновным в поражении в войне с американскими ко­лониями. Первый роспуск палаты, совершенный в интересах кабинета (которому угрожали отставкой), имел место в 1784 году при известном Питте Младшем. Питт правильно оценил положение и выиграл выборы.

Англичане бережно относятся к своей истории и к своим традициям, и многое, что было раньше, дошло и до нашего времени.

Список использованных источников:

1. Беляева Г.П., Ливанцев К.Е. История государства и права зарубежных стран. Ленинград ЛГУ 1966

2. История государства и права зарубежных стран под ред. Галанзы П.Н., Жидкова О.А. Л. Высшая школа 1969

3. История буржуазного государства и права М. Высшая школа 1964

4. Новая история ч. I под ред. Юровской Е.Е. М. Высшая школа 1983

5. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран

Ленинград ЛГУ 1977 6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права под ред. Черниловского З.М. М. Юристъ 1996

7. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права М. Юристъ 1995