Реферат: Экономическая структура и роль аграрного сектора в экономике
Название: Экономическая структура и роль аграрного сектора в экономике Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат | |||||||
РЕФЕРАТ по дисциплине «Экономическая теория» на тему: Экономическая структура и роль аграрного сектора в экономике Выполнила: Проверила: Новосибирск 2007 Оглавление ВВедение______________________________________________________3 Глава 1. Общая характеристика АПК_____________________4-6 глава 2. Структура аграрного сектора__________________7-9 ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА______________________________________________________10-14 ГЛАВА 4. АГРАРНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ___________________15-18 заключение_________________________________________________19 библиографический список______________________________20 приложения______________________________________________21-26 ВВЕДЕНИЕ Сельское хозяйство — одна из приоритетных отраслей народного хозяйства, в которой процессы производства, распределения, обмена и потребления имеют свои особенности, а действие экономических законов приобретает специфические формы. Цель данной работы: 1. рассмотреть агропромышленный комплекс в целом; 2. структуру аграрного сектора; 3. сущность рентных отношений; 4. основные пути радикальных преобразований собственности в сельском хозяйстве. Общая характеристика АПК АПК — это совокупность отраслей народного хозяйства, занятых производством, переработкой, хранением и доведением до потребителя сельскохозяйственной продукции. В состав АПК входят следующие основные сферы: 1) производство средств производства для сельского хозяйства и его производственного обслуживания; 2) собственно сельское хозяйство; 3) сбор, заготовка, переработка, хранение, транспортировка сельскохозяйственной продукции. Можно выделить следующие институциональные характеристики сельского хозяйства России: ■ высокая степень монополизации зернового рынка, ■ коллективистский менталитет, ■ противоречивость развития сельского предпринимательства – фермерств, ■ растущий протекционизм отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям, ■ отсутствие частной земельной собственности и в целом всякой земельной собственности, поскольку монополия государственной собственности ликвидирована еще в 1991 г. Частная собственность в ее многообразных формах – экономическая основа современного рыночного хозяйства. Земельная собственность исторически везде была основой государственной власти и более того, с точки зрения территории, – основой самой государственности. Монополия государственной собственности на землю обеспечивала незыблемость тоталитарного советского режима. Ликвидация ее в соответствии с законом РФ «О земельной реформе» (впоследствии отмененным) стала институциональной основой для приватизации земли в частную и совместную собственность коллективами колхозов и совхозов. Однако введенный тогда Верховным Советом РФ десятилетний мораторий на куплю-продажу земли фактически отменил всякую земельную собственность. В 1993 г. своим Указом «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» Президент узаконил свободное обращение земельных долей без согласия других собственников. Тем самым в России на федеральном уровне было сформировано максимально либеральное земельное законодательство. Однако слабость государственной власти, отнесение правомочий по законодательному регулированию земельных отношений на федерально-региональный уровень, а также возможность произвольной трактовки правовых норм местными чиновниками привели к тому, что либеральное законодательство фактически не выполнялось. В настоящее время в России фактически отсутствует аграрный рынок и его важнейший сегмент – зерновой рынок. Это обусловлено двумя факторами: 1. Основным покупателем товарного зерна все еще остается государство, формируя федеральные и местные продовольственные фонды. 2. Сфера заготовок и хранения зерна в разных регионах монополизирована практически единственной корпорацией. Отсутствие институциональных основ рыночного реформирования сельского хозяйства России является наиболее существенным препятствием развития предпринимательских отношений в агросфере и обусловливает следующие противоречия развития частного сектора на селе, в качестве которого, прежде всего, выступают крестьянские (фермерские) хозяйства: 1. Негативное отношение властей и населения к частной собственности вообще и к частной земельной собственности, к возможности ее концентрации до предельных размеров, тормозящее становление открытого земельного рынка как важнейшего элемента целостной системы рыночной экономики. 2. Законодательные и ресурсные сложности, ограничивающие свободу выхода крестьян-фермеров из общественных форм хозяйствования. 3. Отсутствие системы материально-технического обеспечения и обслуживания мелких товаропроизводителей, концентрация производственной инфраструктуры в рамках крупномасштабных хозяйств, что обусловливает масштабность обслуживающих подразделений и отсутствие возможностей для их разукрупнения и приватизации. 4. Снижение темпов роста фермерских хозяйств, отказ фермеров от земельных участков вследствие банкротства. 5. Отсутствие лицензирования фермерской деятельности и мониторинга эффективности использования ими земель. 6. Малоземелье. Важной характеристикой сельского общества России является его возрастающая экономическая и физическая удаленность. Экономическая отдаленность – это затраты времени, денег и энергии для осуществления экономических операций или для управления фирмой (хозяйством). Сельская Россия огромна, вдвое больше США, покрывает 11 временных поясов, но ее транспортная инфраструктура, связь по сравнению с современными нормами является неразвитой. Ухудшение состояния существующих автодорог, удорожание горючего, запасных частей сделало в условиях ограниченного спроса невыгодной перевозку даже на небольшие расстояния. На экономическую удаленность накладывается удаленность физическая : реализация программы ликвидации неперспективных деревень привела к концентрации производственной и социальной инфраструктуры лишь на центральных усадьбах колхозов и совхозов, вследствие чего оставшиеся еще сельские населенные пункты, удаленные на расстояние до 30 км от центра хозяйства, оказались отрезанными от школ, медпунктов, клубов, библиотек, закрытыми для политического, культурного, социального и экономического общения. Структура аграрного сектора Агропромышленный комплекс России – многоотраслевая система, включающая более 60 отраслей: прежде всего само сельское хозяйство, пищевую и биологическую промышленность, пищевое, сельскохозяйственное и автотракторное машиностроение, производство химических удобрений, средств защиты растений, строительство сельскохозяйственных, промышленных и социально-культурных объектов, связь, ветеринарную и санитарно-эпидемиологическую службы. В России печальный опыт создания коллективных хозяйств, обладающих крайне низким уровнем эффективности, в конце ХХ века сменился еще более бесперспективной практикой учреждения фермерских хозяйств, не подкрепленных вопреки опыту развитых стран никакой инфраструктурой. К сожалению, на официальном уровне реалистичный подход к функционированию и развитию АПК в России не сформирован до настоящего времени. Анализ структуры агропромышленного производства в развитых странах показывает, что сельское хозяйство опирается на прочный фундамент инфраструктуры. В ее технологической части – прогрессивные аграрные технологии, машины, оборудование, электро-, газо-, теплоснабжение и связь. В сфере капитальных услуг – высокоэффективное строительство и ремонт производственных, гражданских объектов и дорог, мелиорация и ирригация, инженерное обустройство территорий. В области производства – лизинг машин и оборудования, их обслуживание и ремонт, услуги по выполнению сельхозработ (от полного цикла до отдельных видов), внесение удобрений и средств защиты растений, санитарно-ветеринарное, агробиотехнологическое обслуживание и др. В сфере обеспечения – горюче-смазочные материалы, запасные части и комплектующие, племенной и семенной материал и ряд других позиций. В социальной сфере – образование, здравоохранение, питание и остальной комплекс социальных услуг, а в области финансово-экономического и правового обслуживания – предоставление гарантий банков на инвестиции, кредитование капитальных затрат и оборотных средств, все виды страхования, услуги аудита, адвокатуры и иное правовое обслуживание. Однако инфраструктура – только часть фундамента. Сельское хозяйство любой страны, а тем более России зависит от ряда специфических факторов. В их числе: плодородие почв, климатические и погодные условия, экология, эпидемиологическая ситуация, уровень защиты от вредителей (особенно в периоды популяционных взрывов). К числу таких факторов следует отнести и невозможность обеспечить уровень механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства, сопоставимый с промышленностью, а следовательно, и соответствующий уровень производительности труда. Именно эта совокупность факторов и определяет государственную политику развитых стран в отношении АПК, которая способствует формированию эффективных систем страхования, созданию необходимых резервов (в том числе и интервенционных), компенсации убытков в случаях непредвиденного снижения выпуска или перепроизводства продукции и падения цен на нее. Государственные органы власти активно участвуют в ликвидации последствий форс-мажорных ситуаций, связанных с погодными или эпидемиологическими условиями, создают механизмы устранения ценового диспаритета, в том числе согласования ценовой политики и т.д. Такая государственная политика – вторая часть фундамента АПК. Третья часть требует дополнительного пояснения. В развитых странах структура АПК содержит как фермерские хозяйства, мелкие, средние и крупные кооперативы, так и акционерные агропромышленные объединения. При этом фермерские хозяйства, в зависимости от производственного назначения (тепличные, зерновые или животноводческие фирмы и т.д.) могут отличаться по размеру площади сельскохозяйственных угодий: одни имеют земельный надел в 1,5 га, другие – в 1 тыс. га. Крупные кооперативы и акционерные общества могут владеть и десятками тысяч гектаров. При этом земля может быть в собственности фермера или предоставлена ему в аренду. Как правило, это не устанавливается государством, а зависит от выбора сельхозпроизводителя. Аграрный сектор чрезвычайно динамичен. Фермерские хозяйства, кооперативы могут разорятся, на их землях появляться новые структуры, перетекать из одной организационной формы в другую. Однако на общей структуре сельхозпроизводства это практически не должно сказываться. Кооперативы (в первую очередь крупные) и акционерные общества при разумной государственной поддержке являются главными заказчиками и вкладчиками средств в развитие прогрессивных технологией, сельхозмашин и оборудования, племенного и семенного хозяйства, что закладывает основу для инфраструктуры АПК, без которой фермерские хозяйства, мелкие и средние кооперативы просто не могли бы существовать. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА Землевладение – собственность на землю – признание права данного лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях. Землепользование – пользование землей в установленном обычаем или законом порядке. Землепользователь и собственник зачастую – разные физические лица. Особенности земли как фактора производства: 1. Ограниченность (стабильность) предложения (исключение – Нидерланды) на макро- и микроуровне (по количеству и качеству). 2. Невоспроизводимость – труд и капитал воспроизводимы. 3. Неэластичность предложения земли, что обуславливает особенности ценообразования в сельском хозяйстве. 4. Неподвижность. 5. Производность спроса на землю от спроса на сельскохозяйственную продукцию. В большинстве стран мира в сельском хозяйстве доминируют семейные фермы. Основную часть занятых в них составляют члены семьи и 1-2 постоянных работника, большая занятость временных работников осуществляется только в периоды уборки. Все экономические школы, анализировавшие земельную ренту (Смит, Рикардо, Маркс, Маршалл), исходят из того, что производительность земли как фактора производства будет различной в зависимости от плодородия и местоположения. В условиях совершенной конкуренции линия спроса на продукцию фермерских хозяйств будет горизонтальной. Предположим, что есть три равных по площади участка, различающиеся по плодородию. На рис. 1 (приложение №1) на 1-м участке плодородие самое высокое, т.е. большая урожайность при одинаковых затратах всех факторов на трех фермах. Фермер 1 получит дифференциальную ренту, фермер 2, чьи средние издержки выше, получит меньшую величину ренты, фермер 3 возместит издержки. Если цена упадет, то он уйдет с рынка. Получение дифференциальной (разностной) ренты устойчиво, т.к. количество плодородных участков ограничено. Дифференциальная (экономическая) рента – это доход, полученный в результате использования ресурса с неэластичным предложением, более высокой производительности в ситуации ранжирования этих ресурсов. Земельная рента – частный случай экономической ренты. Земельная рента- это плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. Предложение земли – это запаса, рента - поток. Владелец фермы нанимает дополнительных работников до тех пор, пока предельный продукт, создаваемый наемным работником, не сравняется с заработной платой (рис. 2) (приложение №2) Площадь OW1 EL1 – заработная плата всех сельскохозяйственных работников, площадь W1 DE – и есть земельная рента, определенная остаточным способом. Рента (экономическая рента) как экономическая категория означает доход от какого-то фактора производства, предложение которого неэластично, что часто имеет место в нефтедобыче, сельском хозяйстве. Квазирента – это доход, обусловленный более или менее продолжительной ограниченностью предложения какого-то фактора производства. В земельной ренте выделяют: 1. Ренту, которую получают все собственники земли, независимо от ее качества, Маркс назвал ее абсолютной, а Чернышевский – праздной. 2. Дифференциальную ренту DR1 – по качеству и местоположению и DR2 – обусловленную разной производительностью дополнительных вложений капитала в землю. В условиях неэластичного предложения (кривая предложения земли параллельна оси ординат) пересечение кривой предложения (рис. 3) (приложение №3) с нисходящей кривой спроса в точке R0 означает, что площадь OQE0 R0 – вся совокупная рента за всю используемую в обществе землю. Изменение спроса на пшеницу повысит спрос на землю с D0 до D1 , ренту с R0 до R1 , а величину чистой экономической (абсолютной) ренты до OQE1 R1 . Соответственно, при падении спроса на продовольствие дифференциальная и абсолютная ренты уменьшается. Цена земли и рента всецело зависят от спроса на сельскохозяйственную продукцию. Необходимость уплаты ренты собственнику земли является ограничением для доступа к земле и вложения капитала в землю. В модели чистой экономической (абсолютной) ренты предполагается одинаковое качество земель. Но земли различаются по качеству и местоположению. Худшая земля дает (рис. 4) (приложение №4) владельцу лишь чистую экономическую (абсолютную) ренту (D3 ), средняя (D2 ) и лучшая (D1 ) – еще и дифференциальную ренту. В неоклассической теории принцип установления ренты или арендной платы как равновесной цены услуг земли как фактора производства аналогичен процессу ценообразования на рынке других факторов. Спрос на землю неоднороден, он включает в себя сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос: D = D сх + D несх. Кривая сельскохозяйственного спроса на землю имеет отрицательный наклон, т.к. при данном уровне технологии вовлечение земель в сельскохозяйственный оборот обусловливает переход от лучших земель к средним и худшим. Кривая несельскохозяйственного спроса на землю также имеет отрицательный наклон, но связанный с местоположением не только в центре города, но и на окраинах. Совокупный спрос на землю определяется путем вертикального суммирования кривых сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса (рис. 5) (приложение №5) Точка Е1 – определяет равновесную цену услуг земли (прокатную) – арендную плату или ренту (рис. 6) (приложение №6) В соответствии с особенностью рынка земли (производность спроса на землю от спроса на сельскохозяйственную продукцию) при снижении спроса на продовольствие (на продукцию растениеводства (пшеницу), животноводства и т.д.) производный спрос на землю уменьшается (сдвиг кривой спроса влево), что обусловливает падение равновесной цены. Сельскохозяйственный спрос на землю учитывает уровень плодородия и местоположение земельных участков. Фермы, как правило, многотоварны, поэтому спрос на землю в агросфере носит комплексный характер. В отличие от сельскохозяйственного спроса несельскохозяйственный устойчиво растет – строительство жилья, инфраструктуры, промышленных предприятий, инфляционный спрос на землю. Он безразличен к плодородию, но чутко реагирует на местоположение. В отличие от прокатной цены земли – арендной платы – капитальная цена земли – цена купли-продажи земельных участков – определяется путем капитализации ренты и зависит от: 1. размеров земельной ренты, 2. ставки банковского процента. Цена земли рассчитывается как дисконтирования стоимость, но с учетом того, что при покупке земли доход в виде арендной платы будет выплачиваться собственнику земли в течение неопределенно продолжительного времени. Собственник земли должен получить альтернативную стоимость – такую сумму денег, положив которую в банк, он будет получать аналогичный ренте процент на вложенный капитал. V=R/r*100%, где V - рыночная цена земельного участка, R – ожидаемая арендная плата, r – норма капитализации (ставка банковского процента). Эта формула основывается на капитализации ренты (арендной платы) при условии, что число лет получения дохода стремится к бесконечности. АГРАРНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ Одним из первых шагов экономической реформы в России стало преобразование отношений собственности на землю в аграрном секторе экономики, предпринятое еще в 1990 г. Далее последовало стремительное развитие земельной реформы. Современная аграрная земельная реформа (это процесс трансформации экономических отношений и, прежде всего, отношений собственности, в сельском хозяйстве) является важнейшим элементом экономической реформы, но вместе с тем она должна рассматриваться в контексте аграрной реформы. Основной целью земельной реформы являлось изменение отношений собственности на землю. На основе изменения отношений собственности на землю предполагалось решить две задачи: повысить эффективность аграрного производства и осуществить социально справедливое перераспределение земельной собственности. В настоящее время можно констатировать, что вторая задача в определенной степени решена. Задача повышения эффективности производства в результате формирования класса эффективных и заинтересованных собственников осталась нерешенной. За годы реформ произошло снижение эффективности производства и ухудшение качества земельных ресурсов, что прямо противоречит поставленным задачам. Необходимо отметить, что эти задачи находятся в определенном противоречии друг с другом и невозможно их решить одинаково успешно. Основными направлениями аграрной земельной реформы являлись: – приватизация земель колхозов и совхозов; – наделение землей крестьянских (фермерских) хозяйств; – наделение землей хозяйств населения; – переход к системе платного землевладения и землепользования; – создание основ функционирования земельного рынка. Современная аграрная реформа в России, начатая, как и другие направления рыночных преобразований, с 1991 г., традиционно для России планировалась и осуществлялась, как столыпинская и другие, сверху. Основными ее направлениями являются: ■ земельная реформа, т.е. приватизация земли в частную и общую долевую собственность; ■ реорганизация совхозов и колхозов, приватизация государственных сельскохозяйственных предприятий; ■ приватизация предприятий сферы АПК (хранения, переработки, обслуживания и материально-технического обеспечения сельского хозяйства). Второе направление аграрной реформы – реорганизация колхозов и совхозов в основном в партнерства. Если для крупных промышленных предприятий создание партнерств в процессе приватизации было запрещено, то приватизация земли и имущества в агросфере осуществлялась в направлении создания предприятий с собственностью занятых. Особые условия определены законодательством для реорганизации специализированных совхозов (рисо-, плодо-, овоще-, животноводческих). Они заключаются в том, что хотя земли и имущество, обеспечивающие производство данных видов продукции, составляют долевую собственность работников и пенсионеров, но выделу при выходе из хозяйства в натуре не подлежат. Приватизация предприятий 3 сферы АПК практически завершена. Она осуществлялась через открытое акционирование, в основном с приобретением коллективами этих предприятий 51% акций. 10% акций резервировались для продажи фермерам данной зоны, а остальные по закрытой квотной подписке были куплены реорганизованными колхозами и совхозами зоны. Такой вариант приватизации обеспечил монопольное положение переработчиков по отношению к производителям сельскохозяйственного сырья. Этапы земельной реформы в России: 1. 1991 г. – выделение из земель колхозов и совхозов земель сельских населенных пунктов. 2. 1992 г. – создание фонда перераспределения земель за счет 10% изъятых у колхозов и совхозов неэффективно используемых земель. 3. 1992 – 1993 гг. – приватизация земель коллективами колхозов и совхозов по среднерайонной норме и формирование нового фонда перераспределения земель за счет земель, превышающих бесплатно приватизированные. 4. 1993 – 1994 гг. – введение указа Президента «О регулировании земельных отношений развитии аграрной реформы в России», разрешившим аренду земельных долей в составе коллективных хозяйств другим землепользователям без согласия других собственников. 5. 1993 – 1996 гг. – введение «Положения о реорганизации сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области». 6. Март 1996 г. – введение указа Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю». Чтобы окончательно и бесповоротно встать на путь устойчивого развития аграрного сектора экономики и сельских территорий, надо хотя бы кратко подытожить пройденный за годы либеральных аграрных реформ путь. Он привел к : - недооценке народнохозяйственной значимости сельского хозяйства; - ухудшению условий получения рыночных доходов; - усилению биполярности аграрной экономики; - снижению роли СХО как сельских центров; - «стягиванию» сельского расселения к рыночным центрам; - обезлюдению сельских территорий. Касаясь современной ситуации в аграрном секторе, следует отметить, что седьмой год в сельском хозяйстве наблюдается вялотекущим экономическим ростом, но его количественные и качественные показатели не соответствуют общественным ожиданиям: - во-первых, в последние три года темпы роста заметно ослабели; - во-вторых, они почти в 3 раза ниже, чем в целом по экономике, доля сельского хозяйства в ВВП продолжает уменьшаться; - в-третьих, рост в аграрной сфере уступает росту перерабатывающей промышленности, которая все более зависит от импортного сырья, объем которого растет быстрее, чем внутреннее производство; - в-четвертых, получаемые сельскохозтоваропроизводителями доходы не позволяют решить социальные проблемы села. Работники сельского хозяйства – самые низкооплачиваемые в экономике, бедность в деревне гораздо шире и глубже, чем в городе. Продолжение этих тенденций грозит стране рядом системных рисков, а именно: ■ сокращением межотраслевого обмена и, как следствие, замедлением формирования общероссийского рынка и общего экономического роста; ■ снижением уровня продовольственной, и, следовательно, экономической безопасности; ■ усилением миграции дееспособного сельского населения в города, что обострит проблемы на городских рынках жилья и рабочей силы; ■ ослаблением геополитического положения страны вследствие обезлюдивания сельских районов; ■ нарушением воспроизводства традиционной культуры большинства народов многонациональной России, тесно связанной с сельским хозяйством. Осознание этих рисков и стремление их преодолеть поможет стране выйти из аграрного кризиса и стабилизировать экономику. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для большинства населения планеты сельское хозяйство остается наиболее важной отраслью производящей продовольственные товары. Проблема обеспечения продуктами питания достаточно остро стоит для сотен миллионов людей в различных странах. Сельское хозяйство является основной сырьевой базой для пищевой и легкой промышленности. Кроме того, в этой отрасли происходит непосредственное взаимодействие человека с природой, от которого в значительной мере зависит здоровье человека, его психологическое, нервное, эмоциональное состояние. Таким образом, можно сказать, что сельское хозяйство занимает важнейшее место в жизни людей и поэтому столь необходимо проводить эффективную политику в отношении аграрного сектора государством. Библиографический список 1. Теория переходной экономики: учебное пособие. / Игнатов В.Г., Белоусов В.М., Издательство «Феникс». – Ростов-на-Дону, 2002 – 352 с. 2. Петриков А. В. Современная аграрная политика России: от крайнего либерализма к структурному регулированию //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007. - №1. 3. Коробейников М. Российская модель управления агропромышленным комплексом в условиях рынка // Проблемы теории и практики управления. – 2003. - №5. 4. Белова Е. В. Земельная реформа в аграрном секторе экономики России: механизм и результаты // Вестник МГУ. – 2001. - №6. 5. Борисенко Е.Н. Продовольственный рынок России // Финансовый бизнес. – 2002. – май-июнь. Приложение №1 Рис. 1 Механизм образования дифференциальной ренты
Приложение №2 Рис. 2 Анализ ренты на основе концепции предельных продуктов Приложение №3 Рис. 3 Изменение земельной ренты Приложение №4 Рис. 4 Определение дифференциальной ренты Приложение №5 Рис. 5 Совокупный спрос на землю Приложение №6 Рис. 6 Арендная плата как равновесная цена услуг земли |