Реферат: Предмет, формы и функции философии

Название: Предмет, формы и функции философии
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат

Предмет, формы и функции философии. Мировоззрение. Основные формы мировоззрения .

План.

1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер.

2. Предмет и природа философского знания.

    Структура философского знания.

4. Функции философии.

1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер.

Мировоззрение – это социально-историческое явление, возникающее с появлением человечества. Оно не просто является частью культуры, а выражает ее суть. Процесс выработки мировоззрения представляет общественную потребность: осознание человеком и человечеством мира, в котором он живет, самого себя и своего места в этом мире. Мировоззрение – это определенная система наиболее общих взглядов человека на мир, на самого себя, на цели и пути исторического развития. Поэтому, будучи системой взглядов, мировоззрение включает в себя не все взгляды, а лишь основополагающие, принципиальные, которые наиболее постоянны и не подвержены сиюминутным изменениям.

Структура мировоззрения:

  1. Обобщенные знания (научные, обыденные, профессиональные).
  2. Вся система ценностей.
  3. Формы и нормы поведения (через них мировоззрение находит свою реализацию.

Уровни мировоззрения:

1. Миросозерцание: фиксируются лишь внешние проявления бытия

2. Миропредставление: создается цельная картина мира, но чувства и рассудок преобладают над разумом.

3. Миропонимание: отражение целостной картины мира при помощи абстрактного мышления и теоретического познания

Исторические типы мировоззрения.

I. Мифологическое мировоззрение. Это первая форма мировоззрения. Ее основу составляет собрание мифов. Мифология – это своеобразный архаичный способ понимания природы, общества и человека, характерный для ранних этапов человеческой истории. Функции мифа:

1) Интеграция зачатков знаний, религиозных верований, политических взглядов

2) Единая, нерасчлененная универсальная форма сознания

3) Связь прошлого с настоящим

4) Духовная связь поколений

Черты мифа:

1. Неразделимая связь человека с природой.

2. Неразрывная связь мифа с глубинными чувствами, переживаниями.

3. Анимизм – система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах, которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы.

4. Гилозоизм – всеобщая одушевленность природы (от слова жизнь).

5. Тотемизм – вера в кровно-родственное сверхъестественное родство людей с различными существами (тотемами): (животными, растениями, явлениями природы и т.д.), которые воспринимались как реальные первопредки, чье покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всего рода.

6.Мистика и магия – характерные для мифологического мышления способы связи между людьми, природой и всем Космосом.

7.Мифологическое сознание отражает мир не в системе понятий, а в образно-символической форме, используя ассоциативное мышление.

II. Религиозное мировоззрение . Религия (в переводе означает соединять человека с Богом) – специфическая форма мировоззрения, в которой понимание мира происходит через его удвоение на посюсторонний (земной) и потусторонний (небесный) мир; в основе миропонимания, мироощущения и поведения людей лежит вера в существование Бога или богов, других сверхъестественных сил, которые господствуют над силами природы, людьми и оказывают на них определяющее воздействие.

Черты религии :

1) Выделение человека из природы, связь с духовным миром.

2) Мистичность.

3) Обращена к эмоциям, чувствам.

4) В центр ставит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, утверждает вечную жизнь после смерти.

III. Философия как мировоззрение возникает позже мифа и религии. Философия – высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.


Философия выступает как вершина мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в систему, теоретизирует его. Главное отличие философии от других типов мировоззрения – ориентация на рациональное объяснение мира, использование собственной логики, теоретического мышления для объяснения мира и места человека в мире.

2.Предмет и природа философского знания.

Термин "философия" переводится с греческого как "любовь к мудрости". Мудростью древние считали умение связывать одни явления с другими, представлять мир в целостности как космический порядок. Мудрость – не многознание, а знание оснований и причин. Мудрость – результат жизненного опыта, который постигается человеком во всей своей глубине. Мудрости в отличие от знания нельзя научить. Мудрость требует личного опыта и личного участия. Мудрость обладает большой ценностью: она способна влиять на чувства и волю человека. Философия есть любовь к мудрости, стремление выразить мудрость при помощи разума, логики.

Философия формировалась как первоначальное теоретическое знание, как отражение мира в понятиях, так как существовавшее до нее мифологическое мировоззрение уже не удовлетворяло духовные потребности человека. Она, прежде всего, ставила задачу найти общие причины бытия и существования человека в мире, задавалась вопросом: почему мир именно такой? Поэтому в самом первом, приближенном понимании философию можно определить как знание о наиболее общей сущности бытия, жизнедеятельности человека и отношения его к миру. Следовательно, главным объектом философского анализа выступает отношение:


Философия – огромный пласт человеческого знания и духовной деятельности, насчитывающий 25 веков своего существования. Она возникает почти одновременно сразу в трех географических точках: на Западе – в Древней Греции и Древнем Риме (VII-VI вв. до н.э.); на Востоке – в Древней Индии и Китае (XIX-VI вв. до н.э.); на аравийском полуострове и в Древнем Египте, Вавилоне. Существует три основных типа философствования :

1. Восточная: созерцательна, направлена на самопознание себя как части целого (природы, духа). Принципы: молчание и недеяние.

2. Западная: рационалистична, направлена на критическое осмысление и преобразование мира, человека и общества. Принцип: подвергай все сомнению.

3. Русская: религиозна, мистична, направлена на постижение Бога и божественного мироустройства в их непосредственной связи с человеком.

Основной вопрос философии, как его определил марксизм – вопрос о первичности материи или сознания и о их взаимоотношениях. Идеализм признает примат материи над сознанием, материализм - примат идеи над материей.

Методы философского познания:

1. Метафизика – рассмотрение мира, вещей, явлений как неизменных сущностей, осмысление первоначальной реальности без учета идеи развития, изменения.

2. Диалектика – рассмотрение мира по принципу всеобщей связи и развития.

3.Структура философского знания.

1) Онтология – философское учение о бытие как основе существования всего мира и человека.

2) Гносеология (гнозис – знание, логос – учение) – философское учение о познании.

3) Диалектика – учение о развитии и всеобщей связи.

4) Формальная логика.

5) Социальная философия – раздел философии, изучающий общественную жизнь.

6) Философская антропология – философия человека, изучающая многие феномены человеческого бытия (любовь, смерть, смысл жизни и многое другое).

7) Этика – раздел философии, изучающий моральное, нравственное поведение человека.

8) Эстетика – наука о прекрасном.

9) Аксиология – учение о ценностях.

10) Философия науки – раздел, изучающий историю и методологию научного познания.

4.Основные функции философии.

1. Мировоззренческая: философия формирует мировоззрение в целом и выполняет роль ядра и систематизирующего фактора мировоззрения.

2. Методологическая: разрабатывает и предлагает наиболее приемлемые и рациональные способы и методы познания действительности, приемлемые для разных наук.

3. Прогностическая: философия позволяет сделать гипотезы об общих тенденциях развития бытия.

4. Аксиологическая: приобщает человека к миру духовных ценностей, ориентирует человека в мире ценностей.

5. Критическая : учит сомневаться, критически оценивать себя и действительность.

6. Гуманитарная: способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов.

7. Социальная: помогает осмыслить социальное бытие и направить усилия на организацию коллективных действий по сплочению.