Реферат: Политические элиты 4

Название: Политические элиты 4
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине ПОЛИТОЛОГИЯ

Тема № 14

«Политические элиты»

Выполнила студентка:

Группа №

Студенческий билет № Проверила:

Челябинск 2009

Содержание

Введение ………………………………………………………………3

1. Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит

2. Типологии элит и системы их рекрутирования

Заключение………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………...

Введение

Тема данной контрольной работы – политические элиты. Я выбрала эту тему, потому что она актуальна для нашего времени, т. к. именно политические элиты формируют цели и перспективы развития общества.

Бытующее в массовом сознании представление о том, что в современных условиях широкие слои населения могут осуществлять властные функции, в полной мере участвовать в политическом процессе, в действительности оказывается иллюзией. На практике их участие ограничивается выборами, а реальную власть осуществляют политические элиты. Они принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации. Кроме того, политические элиты представляют в политике групповые интересы, создают оптимальные условия для их реализации и согласования. Таким образом, политическая элита – это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

Цель контрольной работы – изучить и рассмотреть, чем же обусловлена особая роль политической элиты в политике.

Задачи контрольной работы: изучить понятие «политическая элита»; рассмотреть классические и современные концепции политических элит, а также типологию элит и системы их рекрутирования; дать сравнительный анализ советской и современной российской политических элит.

1. Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит

1.1 Понятие «политическая элита»

Социальное разделение между теми, кто власть осуществляет, и теми, по отношению к кому она осуществляется, следует из самой сути властных отношений. Власть ассиметрична. Разделение на управляемых и управляющих имеет место при любой форме правления и при любом режиме. В демократических государствах, как и в недемократических, реальное управление обществом находится в руках организованного меньшинства. Однако в условиях демократии меньшинство может прийти к власти только в результате выборов в соответствии с волей большинства и при конкуренции с другими избирательными меньшинствами.

Организованное меньшинство, которое непосредственно осуществляет управление и принимает политические решения, обозначают по-разному: политическая элита, властвующая элита, правящая элита, политический класс, правящий класс, высшее политическое руководство. Богатство наименований часто применяют к одному и тому же социально-политическому явлению – к реальному меньшинству, обладающему политической контролирующей властью. В современной политологии возобладал в конечном счете термин «элита», введенный итальянским исследователем В. Парето.

Понятие элита относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, которые имеют значительный вес по сравнению с окружением. Элита – это «избранные» той или иной сферы социальной жизни. Элита подразумевает исключительность, особые критерии отбора и участия в её функционировании. В социальной иерархии элиты занимают высшую ступеньку.

Политическая элита – это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия данного общества.

Являясь представителями определенной социальной базы, элиты ориентированы на эффективную защиту общественных интересов, на создание максимально благоприятных условий для их реализации. Политические элиты объединяются вокруг главной политической ценности, каковой является власть, «использование политики»¹. Власть для политических элит самоценна, главное здесь – удержание и умножение власти всевозможными способами.

Политическая элита отличается особой сплоченностью, едиными ценностными ориентациями, социально-политической и психологической гомогенностью (однородностью). Элиты обладают четко выраженным групповым сознанием, общей волей к действию и консолидированностью. Социально-политическая однородность способствует сохранению достаточного единомыслия и единодействия в самых сложных ситуациях. Тем самым власть укрепляется, сохраняется её цельность и целеустремленность. Психологическая гомогенность дает возможность неординарным, конкурирующим между собой людям сохранять совместимость и не доводить ситуацию до борьбы самолюбий, личностных расколов в руководящей среде. У лиц, входящих в политическую элиту, духовные запросы, комплекс возможностей, уровень социальных притязаний и даже человеческие качества отличаются высокой совместимостью.

Таким образом, политическая элита не простая сумма конкретных лиц, в силу случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате селекции, и наверху остаются лишь те, кто отвечает определенным требованиям.

__________________________________

¹ Политология: Учеб. для вузов / С. В. Решетников, Н. П. Денисюк, М. Ф. Чудаков и др.; Под ред. С. В. Решетникова. 4-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – с. 288.

1.2 Классические теории элит

Концепция элиты, основанная на наблюдении за реальным политическим поведением и взаимодействиями субъектов политики, была создана теоретиками итальянской школы политической социологии: Г. Моска, В. Парето и Р. Михельсом.

Профессор, член итальянской палаты депутатов, сенатор Г. Моска (1858 - 1941) сформулировал свою теорию элиты в работах «Основы политической науки» (1896 - 1923) и «История политических доктрин» (1932).

Идею о «правящем классе» Г. Моска выдвинул ещё в первой из указанных работ, в которой писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существует два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым более или менее законным образом или же более или менее произвольно и насильственно и поставляет ему… материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма»¹. Анализ «политического класса» Г. Моска осуществлял с помощью организационного подхода. Групповая сплоченность и единомыслие, свойственные общественному классу, обеспечиваются благодаря наличию у политического класса организации, структуры. Развитие любого общества, независимо от способа социальной и политической организации, направляется руководящим классом. Сам правящий класс неоднороден, он состоит из двух слоев: очень малочисленной группы «высшего начальства» и гораздо более

__________________________________

¹ Политология: учеб. для студентов вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с. 125.

многочисленной группы «начальников среднего звена».

Доступ в политический класс предполагает наличие у индивида особых качеств и способностей. Очевидно, что эти качества могут изменяться в процессе эволюции человеческого общества. Так, в примитивных обществах высоко ценилась военная доблесть. По мере развития цивилизации преобладающим качеством становится богатство. Г. Моска выделил три качества, открывающие доступ в политический класс – военную доблесть, богатство, церковный сан, с которыми связаны три формы аристократии – военная, финансовая и церковная.

Однако доминирующим критерием для отбора в политический класс является способность управлять, означающее знание национального характера, ментальности народа и собственно опыт управления. Как развивающийся организм, политический класс нуждается в собственном обновлении – иначе он не сможет отвечать на новые вызовы времени. Г. Моска называл три способа такого обновления: наследование, выбор и кооптацию. Он отметил также две тенденции в развитии правящего класса: стремление стать наследственными правителями у одних его представителей

(аристократическая), и стремление сменить прежние, старые слои этой элиты – у других (демократическая). Моска отдавал предпочтение тому типу общества, которому свойственно известное равновесие между этими двумя тенденциями.

В зависимости от принципа передачи политической власти Моска выделил два типа политического управления: первый – автократический, при нем власть передается сверху вниз; второй – либеральный, при нем власть делегируется снизу наверх. Однако он полагал, что возможно и сочетание двух типов политической организации в представительных правлениях, когда высшее должностное лицо избирается всеобщим голосованием, а затем оно назначает членов правительства. Следует отметить, что теория руководящего класса Г. Моска далеко выходит за рамки собственно политических проблем, поскольку, согласно ей, вся история человеческого общества есть не что иное как процесс, сознательно руководимый элитами.

Прагматическая ориентация свойственна и работам В. Парето (1848 - 1923). «История человечества – писал он, - это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок». Теория элит изложена В. Парето в «Трактате всеобщей социологии» (1916). В контексте теории элит он пытается выявить факторы и предпосылки динамического равновесия общества и значение в этом процессе политической власти, мотивов политического поведения. Именно В. Парето ввел в научный обиход термин «элита».

Обоснование роли элиты В. Парето выводил из концепции социального равновесия, к которому стремится общество как система. Состояние равновесия обеспечивается взаимодействием множеств сил, которые он назвал элементами. Они образуют четыре группы – экономические, социальные, политические и интеллектуальные. Особое внимание ученый уделял мотивации человеческой деятельности. По его мнению мотивами человеческой деятельности и двигателями истории являются психологические стимулы, которые он назвал «остатками».

Используя психологический подход в анализе общества и политики, ученый объяснял многообразие социальных интересов и статусов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, - замечал В. Парето, - и индивиды различаются физически, морально и интеллектуально». Совокупность групп «индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, носит наименование элиты».

Элита, по В. Парето, делится на правящую и неправящую (контрэлиту). Правящая элита непосредственно и эффективно участвует в управлении, обладает харизматическими свойствами лидеров. Контрэлита представляет собой потенциальную элиту по способностям, личным качествам, но лишена возможности принимать политические решения.

В. Парето различал два типа элит, последовательно сменяющие друг друга. Первый тип – «львы», для которых характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властвования. «Львы» хороши для стабильных ситуаций, поскольку они крайне консервативны. Второй тип – «лисы», властвующие с помощью различных средств манипуляции, обмана, демагогии. Они чаще прибегают к подкупу, раздаче вознаграждений, нежели к угрозе применения насилия. «Лисы» преобладают в условиях нестабильности, переходности, когда требуются энергичные, прагматически мыслящие и способные к преобразованиям правители.

Социальные изменения в обществе являются, по мнению В. Парето, следствием борьбы и «циркуляции» элит. В. Парето был автором теории круговорота элит.

Иную систему доказательства неизбежности деления общества на правящее меньшинство и пассивное большинство предлагал Р. Михельс (1876 – 1936), ставший одним из идеологов фашизма и другом Б. Муссолини. Он пытался доказать невозможность осуществления принципов демократии в западных странах в силу внутренне присущих политическим организациям данных обществ свойств и «олигархических тенденций» в массовых политических организациях – партиях, профсоюзах. В своей главной работе «Политические партии. Очерк об олигархических тенденциях демократии» (1911) он анализировал кризис парламентской демократии и обосновывал правомерность элитизма.

Современные концепции политических элит

С начала 20 века, когда сформировалась классическая теория элит, прошло уже немало времени. Однако её исследовательские традиции развиваются и сегодня. В современной политической науке существует специальная отрасль знания – элитология, занимающаяся изучением условий формирования элиты, её роли в обществе, способов влияния на социальные процессы.

Американский политолог Ч. Р. Миллс (1916 – 1962) в работе «Властвующая элита» дал анализ элиты США середины 20 века. Он определил её как группу статусов и стратегических ролей и включил туда «тех, кто занимает командные посты». Наиболее значимы для общества, по мнению Миллса, политический, экономический и военный институты. Следовательно, руководство государства, корпорации и армии составляют элиту власти, включающую три элитные группы. Между тремя институтами власти складываются тесные отношения солидарности, взаимной поддержки и обмена. Подобный характер отношений обусловлен совпадением их объективных интересов в обеспечении стабильного и прогрессирующего развития общества.

Представление о современной элите как замкнутой касте сформулировал в работе «Абсолютное право» французский политолог Р. – Ж. Шварценбергер. Эта каста во Франции представляет собой «треугольник власти», состоящий из политиков, высшей администрации и деловых кругов. Она полностью контролирует власть, формирует правительство, управляет государством, руководит крупными корпорациями и банками. Олигархический характер власти, по мнению политолога, вытекает из того, что Франция не придерживается принципа разделения властей, поэтому и элита представляет собой единый класс, а не разделенные на части руководящие группы. В результате в стране сложилась сплоченная и разносторонняя элита, монополизировавшая власть в политическом, административном и экономическом секторах.

Природу элиты в обществах советского типа пытался выявить социолог и политический деятель Югославии середины 20 века М. Джилас, автор концепции «нового класса». По его мнению, после социалистических революций к власти приходит новый политический класс, состоящий из бывших революционеров и государственной бюрократии. Основой класса является Коммунистическая партия. Природа нового политического класса не экономическая, как в западных странах, где элита обладает властью благодаря наличию собственности на средства производства, а политическая. В свою очередь, обладая монополией на политическую власть, этот класс подчиняет себе национальную собственность.

Таким образом, в современной политической науке существуют различные определения элиты. Если в классической теории элит было два подхода к определению её природы: 1) элитистский, согласно которому элита есть группа, занимающая властные позиции в руководстве (концепция «политического класса» Г. Моска) и 2) меритократический, рассматривающий элиту как наиболее ценную и продуктивную часть общества (концепция В. Парето), то в современных трактовках преобладает первый подход.

2. Типологии элит и системы их рекрутирования

2.1 Типы элит

В разных странах облик и функции политической элиты заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов, на учете которых строятся классификации элит.

Та часть элиты, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называется правящей. Ту же её часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции, обычно называют контрэлитой.

По тому, как обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту, то есть пополняющуюся выходцами из определенных классов, сословий, например, аристократии, и не допускающую в свои ряды представителей других классов. Закрытый тип политических элит существовал в Германии, Италии, Испании и некоторых других странах, где в 20-30 годах 20 века установился фашистский режим. При всех своих национальных особенностях фашизм повсюду проповедовал необходимость сильной, даже беспощадной власти, основанной на политическом господстве одной партии и тоталитарного государства, обеспечивающих всеобщий контроль над обществом и каждой личностью. Политическая элита фашистских стран – это иерархическая пирамида, вершиной которой является вождь, олицетворяющий единство нации и государства, пользующий абсолютным правом верховной власти и непререкаемым авторитетом. Закрытый тип политической элиты функционировал и в СССР. Тенденции к его становлению наметились сразу же после Октябрьской революции и получили быстрое развитие в период укрепления сталинского политического режима.

Закрытому типу элиты противостоит открытый тип политической элиты, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп. Открытый тип политических элит характерен в разной степени для стран Запада. Общие особенности для них – это выдвижение в руководящие деятели лиц путем проведения демократических выборов на альтернативной основе, осуществления конкурентной борьбы между кандидатами на высокий государственный пост и предоставления равных возможностей им для свободного общения с народом и разъяснения своей предвыборной программы.

Индийский политолог П. Шаран выделил традиционную и современную элиту, которые различаются ресурсами властвования. Власть традиционных элит основана на обычаях, религии, ритуалах. В традиционную элиту П. Шаран включал религиозные элиты, аристократию, военное руководство развивающихся стран. Современная элита рациональна и состоит из четырех групп. Высшую элиту составляют руководители властных структур. Они принимают все важнейшие решения. Хотя не исключено влияние на этот процесс и тех, кто официально не занимает руководящие должности, например, начальник охраны президента, его личные друзья и т. д.

В среднюю элиту входят лица, имеющие определенный уровень дохода, профессиональный статус и образование. Эти показатели позволяют им профессионально судить о том, какой политический курс приемлем для общества, а какой нет. Средняя элита составляет примерно 5%¹ взрослого населения страны. Те группы, у которых отсутствует один из трех показателей, входят в маргинальную элиту. После обретения недостающего признака они могут войти в среднюю элиту. И наконец, административную элиту представляет высший слой государственных служащих (руководители министерств, ведомств, комитетов). Она осуществляет исполнительные функции, хотя обладает значительным влиянием на власть, поскольку имеет опыт управления.

__________________________________

¹ Политология: учеб. для студентов вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – с. 134.

2.2 Системы отбора в элиту

Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует и тщательного отбора для выполнения властно-управленческих функций. В различных странах сложились присущие только им системы отбора, рекрутирования элиты. Можно выделить две такие системы: антрепренерскую и систему гильдии. Конечно, выделение этих систем достаточно условно, поскольку на практике используется их различные сочетания. Однако преобладание элементов той или иной системы рекрутирования позволяет судить о действующем механизме отбора.

Антрепренерская (предпринимательская) система ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. При такой системе отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризует открытость, демократизм, ограниченное число фильтров, то есть формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между кандидатами на руководящие посты. В конкурентной борьбе каждый кандидат должен надеяться прежде всего на собственную изобретательность, остроумие, активность. Селекторатом, то есть теми, кто отбирает, в этом случае является всё взрослое население. Поэтому антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии.

В антрепренерской системе не имеют особого значения ни профессиональная компетентность кандидата, ни качество его образования. Она хорошо приспособлена к требованиям времени, момента.

Наиболее существенным недостатком антрепренерской системы отбора является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект. Слаба предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты. Кроме того, при антрепренерской системе высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри нее.

Система гильдии предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти. Это связано с множеством формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т. д.) или партии. Система рекрутирования закрытая. Узкий круг руководящих работников партии, движения, корпорации осуществляет отбор кандидатов.

Система гильдии очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И тем не менее данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты. Элементы гильдейской системы характерны и для демократических стран, где существуют партии с сильной структурой: строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т. д.

Эффективность деятельности политической элиты зависит не только от системы её рекрутирования, но и от политической ориентации её членов, степени поддержки со стороны населения, социального происхождения и партийной принадлежности представителей элиты. В западных странах элита обычно представлена выходцами из тех групп населения, которые имеют высокий социальный статус (состоятельные классы), университетское образование. Входят в нее и представители рабочих, фермеров.

Особую разновидность системы гильдии представляет номенклатурная система рекрутирования. Она была распространена в странах социализма.

Её особенность заключалась в том, что замещение ключевых должностей во всех сферах общественной жизни осуществлялось только партийными организациями определенного уровня.

Заключение

Политическая элита – это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия данного общества. Являясь представителями определенной социальной базы, элиты ориентированы на эффективную защиту общественных интересов, на создание максимально благоприятных условий для их реализации.

Концепция элиты, основанная на наблюдении за реальным политическим поведением и взаимодействиями субъектов политики, была создана теоретиками итальянской школы политической социологии: Г. Моска, В. Парето и Р. Михельсом. В классической теории элит два подхода к определению природы политической элиты: 1) элитистский, согласно которому элита есть группа, занимающая властные позиции в руководстве (концепция «политического класса» Г. Моска) и 2) меритократический, рассматривающий элиту как наиболее ценную и продуктивную часть общества (концепция В. Парето).

В современной политической науке существует специальная отрасль знания – элитология, занимающаяся изучением условий формирования элиты, её роли в обществе, способов влияния на социальные процессы.

Та часть элиты, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называется правящей. Ту же её часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции, обычно называют контрэлитой.

По тому, как обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту, то есть пополняющуюся выходцами из определенных классов, сословий, например, аристократии, и не допускающую в свои ряды представителей других классов. Закрытому типу противостоит открытый тип политической элиты, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп.

По системам отбора и рекрутирования элит выделяют две системы: антрепренерскую и систему гильдии. Антрепренерская (предпринимательская) система ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. Система гильдии предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти. Это связано с множеством формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т. д.) или партии.

Сравнивая советскую и современную политическую элиты, видно, что в политической элите произошли существенные количественные и качественные изменения. Политическая борьба привела к большим изменениям в политической системе и кадровом аппарате органов управления. Прежняя партийно-государственная номенклатура уступила в этой борьбе. В настоящее время идет активный процесс формирования новой политической элиты.

Резюмирую изложенный материал, отметим, что анализ политических элит как социально-политических образований позволяет, во-первых, существенно углубить и конкретизировать наши представления о властных отношениях в обществе и, во-вторых, отметить, что прогресс нашего общества, его выход из кризисного состояния во многом зависят от механизма отбора и политической деятельности политической элиты.

Список использованной литературы

1. Политология: Учеб. для вузов / С. В. Решетников, Н. П. Денисюк, М. Ф. Чудаков и др.; Под ред. С. В. Решетникова. 4-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 448с.

2. Политология: учеб. для студентов вузов / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.

3. Политология: Учеб. пособ. / Н. И. Азаров, Г. С. Андрияш, Т. В. Бакулина и др.; Под ред. Б. И. Кретова. – М.: Высш. шк., 2001. – 303 с.