Курсовая работа: Планирование на предприятии 8
Название: Планирование на предприятии 8 Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ на тему: «Планирование на предприятии» Исходные данные для курсового проектированияВариант 1
Таблица 2
Таблица 3. Балансовая стоимость оборудования (без вычета износа), руб.
1. Расчет коэффициентов технической готовности оборудования и цикличности ремонтного оборудования Техническая готовность каждого вида лесозаготовительного оборудования характеризуется коэффициентом, который определяется на плановый период как отношение машинодней в исправном состоянии к машинодням нахождения в хозяйстве. Этот коэффициент определяется по формуле: Кт.г. = Т 1 / Тц Продолжительность цикла работы и ремонта любого вида оборудования (ТЦ ) можно определить по формуле: Т Ц = Т 1 + Т 2 где Т1 – время нахождения машины в исправном состоянии, Т2 – время нахождения машин в неисправном состоянии, текущем ремонте и капитальном ремонте Продолжительность работы в днях (Т1 ) определяется: а) по видам машин, для которых периодичность выполнения капитального ремонта задана в Положении, в моточасах (ЛП-30, ТБ-1, ЛО-15С): Т 1 = Пт * Кпер * К 1 / t см *Ксм б) по видам машин, для которых периодичность капитального ремонта задана в км пробега (МАЗ-509): Т 1 = Пт * К 1 / Всм * Ксм где ПТ – периодичность выполнения капитального ремонта, моточасы, машино-часы (из Положения о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования); КПЕР – коэффициент перевода из моточасов в машиночасы (1,18–1,54); К1 – отношение количества дней в году к эффективному фонду времени (365/305 = 1,2). tСМ – продолжительность смены работы оборудования, 7 ч.; КСМ – коэффициент сменности; ВСМ – сменный пробег оборудования, км: где lСР – среднее расстояние вывозки, 30 км; ПСМ – сменная производительность оборудования, м3 ; q – нагрузка на рейс (15м3) ; К0 - коэффициент нулевого пробега (1,05). Величину ПСМ находим по формуле: где ТСМ – продолжительность рабочей смены, мин; ТПЗ – время на подготовительно-заключительную работу и обслуживание рабочего места на смену, 36 мин; ТОТЛ – время на личные потребности и медицинский осмотр на смену, 14 мин; t0 – время нулевого пробега 1 км в обоих направлениях, 4 мин; l0 – расстояние нулевого пробега, 1 км; К – коэффициент, учитывающий влияние расстояния вывозки на время пробега: К = 1,7 / l м + 0,81 Т1 – время пробега 1 км в обоих направлениях, мин; l – расстояние вывозки, км; Т2 – время пребывания автопоезда под погрузкой и выгрузкой на рейс, мин; Q – нагрузка на рейс, м3 . Время выполнения всех видов технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) слагается из дней каждого из них, а именно: Т2 = Ткр + (Ттр + Тто-з + Тто-2 + Тто-1 + Тсо) * К1Дни нахождения машин в текущем ремонте определяются по формуле: Т тр = Пт * Нтр / t см * Ксм * 100 , где ТТР – время нахождения машины в текущем ремонте, НТР – норматив затрат в нормочасах, соответственно на 100 моточасов, машиночасов, 1000 км пробега (из Положения о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования); – соответственно продолжительность смены и коэффициент сменности в ремонте. Дни нахождения во всех остальных видах ремонтного обслуживания рассчитывается по следующим формулам: Продолжительность простоя в сезонных обслуживаниях определяется по формуле: Тсо = Т 1 / 183 * Нсо, где Т1 – время нахождения машин в исправном состоянии; НСО – норматив простоя машины в одном сезонном обслуживании, нормочасы (берется из Положения о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования). Время нахождения машины в техническом обслуживанииТО-3 определяется по формуле: Тто-з = Пт / Пто-з * Нто-з, где НТО-3 – норматив простоя машины в одном ТО-3, ч; ПТО-3 – периодичность проведения ТО-3, моточасы, машино-часы, км. Время нахождения машины в ТО-2 определяется по формуле: Тто-2 = (Пт /Пто-2 – Пт/ Пто-3) * Нто-2, где ПТО-2 - периодичность проведения ТО-2, моточасы, машино-часы, км; НТО-2 – норма простоя машины в одном ТО-2, ч. Время нахождения машины в ТО-1 определяется по формуле: Тто- 1 = (Пт / Пто- 1 – Пт/ Пто -2 – Пт/ Пто-3) * Нто-1 , где ПТО-1 – периодичность проведения ТО-1, моточасы, машиночасы, км. НТО-1 – норматив простоя машины в одном ТО-1, ч. Величины НТО-3 , НТО-2 , НТО-1 , ПТО-3 , ПТО-2 , ПТО-1 берем из Положения о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования. 1. Сучкорезная машина ЛП-30 Т1 = 5000 *1,18 *1,2 /7 *1,2 = 843 дн. ТТР = 5000 * 14 /100 * 7 * 1,2 = 50 дн. ТТО-3 = 5000/ 900 * 14 / 7 = 11 дн. ТТО-2 =(5000/300 – 5000/900) * 10 / 7 = 16 дн. ТТО-1 =(5000 /100 – 5000 /300 – 5000 /900) * 4 / 7 = 16 дн. ТСО = 843 / 183 * 7 / 7 = 4 дн. Т2 = 30 + (50 +11 + 16+16 + 4)1,2 = 147 дн. ТЦ = 843 + 147 = 990 дн. КТГ = 843 / 990 = 0,85 КЦ = 365/990 = 0,37 2. Трелевочный трактор ТБ -1 Т1 = 4500 * 1,18 * 1,2 / 7 * 1 = 910 дн. ТТР = 4500 * 10 /7 * 2 * 100 = 32 дн. ТСО = 910 /183 * 7 / 7 = 6 дн. ТТО-3 = 4500 /900 *14 / 7 = 10 дн. ТТО-2 = (4500 /300 – 4500/900) * 10/7 = 14 дн. ТТО-1 = (4500/100 – 4500/300 – 4500/900) * 4/7 =14 дн. Т2 = 25 +(32+ 6 + 10 + 14 + 14) * 1,2 = 115 дн. ТЦ = 910 + 115 = 1025 дн. КТГ = 910 /1025 = 0,88 КЦ = 365/1025 = 0,35 3. Челюстной погрузчик ПЛ-1 Т1 = 4500 * 1,18 * 1,2 /7 *1,3 = 700 дн. ТТР = 4500 * 9 /7 * 2 * 100 = 29 дн. ТСО = 700 /183 * 7/7 = 4 дн. ТТО-3 = 4500 /900 * 14 /7 = 10 дн. ТТО-2 = (4500/300 – 4500/900) * 10/7 =14 дн. ТТО-1 = (4500/100 – 4500/300 – 4500/900) * 4 /7 = 14 дн. Т2 = 25 + (29 + 10 + 14 + 14 + 4) * 1,2 = 111 дн. ТЦ = 700 + 111 = 811 дн. КТГ = 700/811 = 0,86 КЦ = 365/811 = 0,45 4. Автомобиль лесовозный МАЗ-509 Сменная выработка: (420 – (36+10+4+4 *1)) / (1,05 * 8,3 * 30 + 24,5) * 15 = 19,20 куб. м./смена К = 7,37 / 35 + 0,81 = 1,05 Всм = 2 * 30 * (19,20 /15) = 77 км Т1 = 160 000 *1,2 / 77 * 2,4 =1038 дн. ТТР = 160 000 *4 /1000 *7 * 2 = 2240 дн. ТСО = 1038 / 183 * 3 /7 = 3 дн. ТТО-3 не определяется. ТТО-2 = (160 000 / 12500) * 14/7 = 26 дн. ТТО-1 = (160 000/ 2500 – 160 000 /12500) * 4 /7 =30 дн Т2 = 22 + (26 + 30 + 3) * 1,2 = 93 дн. ТЦ = 1038 + 93 = 1131 дн. КТГ = 1038/ 1131 = 0,91 Кц = 365 / 1131 = 0,33 5. Раскряжевочная установка ЛО-15С Т1 = 14000 * 1,2/7 * 2,7 = 889 дн. ТТР = 14000 * 7/100 * 7 * 2 = 70 дн. ТСО = 889 /183 * 4/ 7 = 3 дн. ТТО-3 не определяется. ТТО-2 = 14000/300 * 7 /7 = 35 дн. ТТО-1 = (14000/100 – 14000/300) * 7 /7 = 105 дн. Т2 = 15 + (70 + 35 + 105 + 3) * 1,2 = 270 дн. ТЦ = 889 + 270 = 1159 дн. КТГ = 889/1159 = 0,776 КЦ = 365/ 1159 = 0,31 Обобщим все найденные значения в таблице 4. Таблица 4. Сводная таблица показателей времени нахождения во всех видах ремонта и коэффициентов технической готовности и цикличности
2. Планирование потребности в основных механизмах Рассмотрим планирование потребности в основных механизмах. Планирование списочного состава машин и технико-экономических показателей их использования ведется в следующей последовательности. 1. Определяем сменную норму выработки НВЫР (по ЕНиРу). Для МАЗ-509 сменную норму выработки мы определили в предыдущем разделе равной 16 м3 . 2. Находим плановую сменную выработку Н ВЫР.ПЛ . , для этого сменную норму выработки умножаем на коэффициент перевыполнения плана. Н ВЫР.ПЛ. = Н ВЫР. * К ПЕР. 3. Определяем потребность в машиносменах для основных работ – путем деления запланированного объема работ (тыс. м3 ) на плановую сменную норму выработки:
годовой объем производства (тыс. м 3 ) Н ВЫР.ПЛ. (м 3 /смену) 4. Определяем потребность в машиносменах на подготовительных и прочих вспомогательных работах (в% к числу машино-смен на основных работах). 5. Определяется количество машнино-дней в работе делением общей потребности в машиносменах на коэффициент сменности, установленный для данной операции режимом работы предприятия:
число машиносмен (п. 3 + п. 4) коэффициент сменности 6. Определяется потребность в работающих машинах данной марки:
число машинодней в работе (п. 5) число дней работы машин в год 7. Определяется количество резервных машин (по нормативам): на 6 автомобилей – 1 машина, на 4 трактора – 1, на 1 бензопилу – 1). 8. Определяется списочное количество машин:
кол-во исправных машин (п. 6 + п. 7) коэффициент технической готовности (К ТГ ) 9. Определяем обобщающие показатели использования машин: а) Годовая выработка на списочную машину:
запланированный объем работ (тыс. м 3 ) списочное кол-во машин (п. 8) б) Коэффициент календарного использования парка машин (ККАЛ. ):
машинодней в работе (п. 5) машинодней в хозяйстве машино-дни в хозяйстве = списочное кол-во машин * 365 дн. 10. Для лесовозного транспорта дополнительно определяется: а) Годовой пробег парка машин (L): L =2 l ср * Q / q * Ко, где Q – плановый объем работ (тыс. м3 ); q – рейсовая нагрузка (м3 ); К0 – коэффициент нулевого пробега (1,05). 1. Сучкорезная машина ЛП-30 1. НВЫР. = 83 м3 2. НВЫР.ПЛ. = 83 * 1,1 = 91.3 м3 3. 160000 /91.3 = 1752 машиносмен 4. Потребности в машиносменах на подготовительных и вспомогательных работах для данного механизма нет. 5. (1752 + 0) /1,2 = 1460 машинодней в работе 6. 1460 /276 = 5 раб. машин 7. 5 /4 = 2 резервные машины 8. (5 + 2) /0,85 = 8 машин 9. а) 160000/8 =20000 м3 б) 1460 /8 * 365 = 0,50 2. Трелевочный трактор ТБ-1 1. НВЫР. =51 м3 2. НВЫР.ПЛ. = 51х1,1 = 56 м3 3. 160000/56= 2852 машиносмен 4. 2852 * 0,08 = 229 машиносмен 5. (2852 + 229) /1 = 3080 машинодней 6.3080 / 276 =11 машины 7. 11/4 = 3 машины 8. (11 + 3) /0,88 = 16 машины 9. а) 160000 /16 = 10000 м3 б) 3080 /16 * 365 = 0,52 3. Челюстной погрузчик ПЛ- 1 1. НВЫР. = 174 м3 2. НВЫР.ПЛ. = 174х1,1 = 191м3 3. 160000 /191= 835 машиносмен 4. 835 * 0,02 = 18 машиносмены 5. (835 + 18) /1,3 = 655 машинодней 6. 655 /276 = 3 машин 7. 3/4 = 1 машины 8. (3 + 1) /0,86 = 5 машин 9. а) 160000/5 = 32000м3 б) 655 / 5* 365 = 0,05 4. Автомобиль лесовозный МАЗ-509 1. НВЫР. = 19,20 м3 2. НВЫР.ПЛ. = 19,20 * 1,1 =21,12 м3 3. 160000/21,12 = 7575 машиносмен 4. 7575 * 0,09 = 681 машиносмен 5. (7575 + 681)/2,4 = 3440 машинодней 6. 3440 / 276 = 13 машины 7. 13/6 = 2 машин 8. (13 +2) / 0,91 = 17 машины 9. а) 160000/17 = 9411м3 б) 3440 /17* 365 = 0,05 10. а) L = 2 * 30 * (160000/15) * 1,05 = 67195 км б) Q = 30 * 160000 * 0,8 = 3840 000 м3 /км 5. Раскряжевочная установка ЛО-15С 1. НВЫР. = 79,69/НВР. НВР. = 0,163 * 0,8 + 0,237 * 0,2 = 0,177 чел. ч НВЫР. = (7 / 0,177) * 2 = 79,09 м3 2. НВЫР.ПЛ. =79,09 * 1,1 = 86,89 м3 3. 160000 /86,89 = 1841 машиносмены 4. Потребности в машиносменах на подготовительных и вспомогательных работах для данного механизма нет. 5. (1841 + 0) /2,7 = 861,8 машинодней 6. 861,8 / 276 = 4 машин 7. – 8. 4 /0,776 = 5 машин 9. а) 160000/5 = 32000 м3 б) 861,8 /5 * 365 = 0,47 Таблица 5. Планирование списочного количества машин и технико-экономических показателей их использования на год
3. Планирование объемов работ и затрат на проведение технического обслуживания и технического ремонта 1. Определение общего числа мото-часов, отработанных всеми механизмами. Найдем общее количество мото-часов (Моб), которое определим для всех механизмов за год, для этого умножим число машино-смен, требуемых для выполнения объема работ (Пос) на продолжительность смены tсм (7 часов) и на коэффициент перехода от машино-часов к мото-часам (Кпер. = 0,65 (для трелевочных тракторов) – 0,85 (для машин, агрегатов)). Моб = Пос * tсм * Кпер Таблица 6. Общее число мото-часов отработанных механизмами
2. Определение количества ремонтов и ТО за год . Определение количества капитальных ремонтов за год (Nкр): N кр = Моб Пт где Пт – периодичность проведения кап. ремонтов (в мото-часах, берется из Положения о ТО и Р). Определение количества ТО-3, ТО-2, ТО-1, Тсо за год : Nто-3 = Моб / Пто-3 – N кр Nто-2 = Моб / Пто-2 – Nкр – Nто-3 Nто-1 = Моб / Пто-1 – Nкр – Nто-3 – Nто-2, N со = n сп* 2 где Пто-3 – работа до ТО-3 (в мото-часах); Пто-2 – работа до ТО-2 (в мото-часах); Пто-1 – работа до ТО-1 (в мото-часах); nсп – списочное количество машин. Таблица 7. Количество КР за год для механизмов
Количество ТО-3, ТО-2, ТО-1 за год для механизмов: 1.ТБ-1 : Nто3 = 7971/900 – 2 = 7 Nто-2 =7971 / 300 – 2 – 7 = 18 Nто-1 -=7971/ 100 –2– 7 – 18 = 52 2.ЛП-30: Nто-3 =14018/900 – 3 = 13 Nто-2 =14018/300 – 3 – 13 = 31 Nто-1 = 14018/100 – 3 – 13 – 31 = 93 3.ПЛ –1: Nто-3 = 5075/900 – 1 = 5 Nто-2 =5075 / 300 – 1 – 5 = 11 Nто-1 = 5075/ 100 – 1 – 5 – 11 = 34 4.ЛО-15С: Nто-3 = не рассчитываем Nто-2 =10953/400 – 1 = 27 Nто-1 =10953 /100 – 1 – 27 = 81 5.МАЗ-509: Nто-2 = 20486 /12500 – 1 = 2 Nто-1 = 20486/2500 – 1– 2 = 5 Таблица 8. Количество СО за год для механизмов
3. Определение трудозатрат. Определяем трудозатраты на выполнение ТО и ТР на технику, которая находилась и не находилась в капитальном ремонте по формулам: Т ТО-3 = N ТО-3 * t ТО-3 Т ТО-2 = N ТО-2 * t ТО-2 Т ТО-1 = N ТО-1 * t ТО-1 Т ТР = Моб.* tтр / 100 Т СО = N CO x t C О где tТО-3 , tТО-2 , tТО-1 , tТР tСО - трудозатраты на выполнение одного ТО, ТР, СО, чел. ч. Суммируем все затраты на выполнение ТО, ТР и СО на технику: Т О = Т ТО-3 + Т ТО-2 + Т ТО-1 + Т ТР + Т СО 1.ТБ-1: Тто-3 = 7 * 30 = 210 Тто-2 = 18 * 17 = 306 Тто-1 = 52 * 6 = 312 Тсо = 32 * 3 = 96 Ттр. = 14018 * 32/100 = 4485 Тоб. = 5409 2.ЛП-30: Тто-3 = 13 * 34 = 442 Тто-2 = 31 * 16 = 496 Тто-1 =93 * 7 =651 Тсо = 16 * 10 = 160 Ттр. = 7971 * 41/100 = 3268 Тоб. = 5017 3.ПЛ-1: Тто-3 = 5 * 30 = 150 Тто-2 = 11 * 14 = 154 Тто-1 = 34 * 6 = 204 Тсо = 10 * 9 = 90 Ттр. = 5075 * 32/100 = 1624 Тоб. = 2222 4.ЛО-15С: Тто-2 = 27 * 19 = 513 Тто-1 = 81 * 13 = 1053 Тсо = 10 * 8 = 80 Ттр. = 10593 * 24 / 100 = 2542 Тоб. = 4188 5. МАЗ-509: Тто-2 = 2 * 27 = 54 Тто-1 = 5 * 6 = 30 Тсо = 106 * 5 = 530 Ттр. = 20468 * 14/100 = 2865 Тоб. = 3479 4.определяем количество ремонтников , занятых на ремонте и обслуживании, как отношение всей суммы трудозатрат на ремонт и обслуживание к эффективному фонду времени 1 рабочего по балансу: Таблица 9
Трудозатраты на ТО и ТР распределяется по структурным подразделениям ремонтного обслуживания: РММ, ПТО, гараж. Данные расчета трудозатрат на ТО и ТР приведены в обобщающей таблице 10. Таблица 10. Определение объема и трудозатрат на техническое обслуживание и текущий ремонт
4. Планирование трудовых затрат Трудовые затраты на основных работах рассчитываются по плановым нормам выработки, установленным на человеко-день: ТЗ i = V i / H выр. i * K пт.i , ТЗi – трудозатраты на i-m виде основных работ, тыс. чел.-д.; Vi – объем работ i-го вида в натуральном измерении, тыс. м3 ; Нвыр.i – норма выработки на i-м виде работ, м3 на чел.-д.; Кпт.i – коэффициент роста производительности труда на i-м виде работ (Кпт = 1,1). На тех видах работ, где применяются бригадные формы организации работ, следует рассчитывать комплексные нормы выработки (Нвыр.к ): Н выр.к = 7 / Н вр. к ., где tсм – продолжительность смены, ч; Нвр.i – норма времени комплексная, чел.-ч на 1м3 ; Таблица 11. План по труду
Комплексная норма времени и норма выработки для бригады на лесосечных работах определена в таблице 12, расчет выполнен совместно с расчетом комплексной расценки, нужной в дальнейшем для планирования заработной платы. Таблица 12. Расчет комплексных норм выработки, норм времени и расценки на лесосечных работах
Нк вр. = 0,143 + 0,137 + 0,084 = 0,364 Нк выр. = 7/0,364 = 19 м3 /смену Комплексная норма выработки на лесозаготовках: Нк Л/З = 16/ 17,90 = 9 м3 /чел.-д. Комплексная норма выработки на 1 рабочего лесозаготовок: Н к Л/З (год) = Н к Л/З ЭФВ Нк Л/З (год) = 9* 276 = 2484 м3 Плановая численность рабочих на лесозаготовках: Чраб.Л/З = 17,09 * 1000 / 276 =65 чел. Все расчеты по трудозатратам сведены в таблице 13, где в графе 5 собираются трудозатраты в человеко-днях. По комплексу лесосечных работ в графу 3 табл. 13 занесена комплексная норма выработки 19 и потребность в человеко-днях определена путем деления объема работ 160 тыс. м3 на норму 19 м3 и на коэффициент роста производительности труда равный 1,1, тогда трудозатраты равны 7655 человеко-дням. Среднедневная тарифная ставка на лесосечных работах С = 23,5 * 34,9 = 8,2 (руб.) 100 Для погрузки среднедневная тарифная ставка Спог = 1,17 * 7 = 8,19 (руб.) (1,17 руб. – часовая тарифная ставка машиниста-крановщика 6-го разряда) При вывозке дневная тарифная ставка Свыв = 0,85 * 7 = 5,95 (руб.) (0,85 руб. – часовая тарифная ставка водителя автомобиля) При раскряжевке дневная тарифная ставка Сраск = (0,91 + 0.79) /2 * 7 = 5,95 руб. (0,91 и 0,79 руб. – часовая тарифная ставка оператора раскряжевочной установки и оператора манипулятора, соответственно). Дневная сдельная заработная плата (графа 7 табл. 13) определяется путем перемножения среднедневной тарифной ставки на запланированный коэффициент перевыполнения плана. Размер премии в среднем принят на основных работах лесозаготовок 30%, районный коэффициент и северные – 1,7. Для определения годового фонда основной заработной платы (графа 9 табл. 13) необходимо годовую потребность в человеко-днях (графа 5 табл. 13) умножить на дневную заработную плату, учитывающую премии и районный коэффициент, (графа 8 табл. 13. Годовая величина фонда заработной платы по тарифным ставкам (графа 10 табл. 13) находится как произведение отношения объема работ (графа 2) к норме выработки (графа 3) на среднедневную тарифную ставку (графа 6). Фонд дополнительной заработной платы (графа 11) предназначен для оплаты отпусков всех видов, планируется в процентном отношении к фонду основной зарплаты. Плановый фонд заработной платы на оплату отпусков принят по видам лесозаготовительных работ в размере 12,3% к основному фонду зарплаты. Плановый фонд заработной платы для выплаты вознаграждения за выслугу лет (графа 12), планируется в процентном отношении от тарифной заработной платы. Размер вознаграждения за выслугу лет – 10%. Весь фонд заработной платы (графа 13) по лесоэксплуатации определяется как сумма годового фонда основной зарплаты (гр. 9), дополнительной заработной платы для оплаты отпусков (графа 11) и фонда заработной платы для выплаты вознаграждения за выслугу лет (гр. 12). Для рассматриваемого примера и по выполненным ранее расчетам сводный план по труду представлен в таблице 14. Таблица 14. Сводный план по труду на год
5. Расчет амортизационных отчислений Амортизация осуществляется в целях накопления средств для последующего восстановления и воспроизводства основных фондов. Цель раздела – определение амортизационных отчислений по видам основных фондов с выделением сумм на полное восстановление и капитальный ремонт. Достижение цели осуществляется: на основе списочного количества единиц объектов амортизации, расчетом балансовой средней годовой стоимости объектов, установлением норм амортизационных отчислений на капитальный ремонт и полное восстановление основных фондов. Амортизационные отчисления на полное восстановление по каждому виду основных средств рассчитываются исходя из средней годовой балансовой стоимости этих средств и установленных норм амортизационных отчислений; определяются они по формуле А = где А – годовая сумма амортизационных отчислений, тыс. руб.; ОФср.i - средняя годовая балансовая стоимость i-го вида основных фондов, тыс. руб.; Нa.i – норма амортизационных отчислений, % Среднегодовая стоимость основных фондов i-го вида определяется из выражения Оф ср.i = N с.i * Ц о.i * К т.з где Nс.i - среднесписочная потребность в i-м виде оборудования, основных фондов, шт.; Цо.i – оптовая цена единицы основных фондов, руб.; Кт.з - коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные расходы. Среднесписочная потребность в лесозаготовительном оборудовании определена в разделе 1. При расчете стоимости основных фондов применяется цена за единицу оборудования с учетом транспортно-заготовительных расходов, т.е. расходов, связанных с доставкой оборудования и других объектов основных фондов оптового склада товарной станции до центрального склада предприятия. В нашем примере Кт.з = 1,05. Порядок расчета амортизационных отчислений рассмотрим на примере самоходной сучкорезной машины ЛП-30 и лесовозного автомобиля МАЗ-509. Списочное количество ЛП-30 17 шт., цена одной машины 16,97 тыс. руб., тогда балансовая стоимость парка машин с учетом расходов по доставке составит: 17 * 16,97 * 1,05 = 302,9 тыс. руб. Норма амортизации – 25% от балансовой стоимости. Сумма амортизационных отчислений по парку машин составит: 302,9 0,25 = 75,7 тыс. руб. Списочное количество лесовозных автомобилей МАЗ-509 – 53 шт., цена одного автомобиля – 8,8 тыс. руб., соответственно балансовая стоимость парка лесовозных автомобилей с учетом транспортных расходов составит: 53 * 8,8 * 1,05 = 489,72 тыс. руб. Нормы амортизационных отчислений для автомобилей грузоподъемностью более 2 т установлены на 1000 км пробега: на полное восстановление – 0,3%. Поправочные коэффициенты к нормам амортизации следующие: а) за работу по лесовозным дорогам – 1,3: б) за работу с прицепом – 1,1. При необходимости применения к одной и той же норме амортизационных отчислений m поправочных коэффициентов общий поправочный коэффициент буде на (m-1) единиц меньше, тогда общий коэффициент применительно к нашим условиям составит 1,1 + 1,3 – 1 = 1,4. Норма амортизации с учетом поправочных коэффициентов будет равна: 0,3 1,4 = 0,42% Годовой пробег одного автомобиля МАЗ-509 равен 40,6 тыс. км (2152,5 тыс. км / 53 машин), тогда норма амортизационных отчислений к стоимости автомобиля пересчитывается следующим образом 0,42 40,6 = 17,1%. Тогда сумма амортизации равна: 489,72 тыс. руб. 17,1% = 83,7 тыс. руб. Расчет амортизационных отчислений представлен в табл. 15. Таблица 15. Расчет амортизационных отчислений
6. Расчет стоимости топлива Расчеты выполняются на основе объемов работ по каждому потребителю и виду топлива (бензин, дизельное топливо). Для определения потребности в виде топлива необходимы технически обоснованные нормы расхода его по каждому потребителю, стоимость топлива рассчитывается в оптовых ценах. Нормы расхода топлива могут быть установлены на различные измерители объема работ: на 1 мото-ч или 1 машино-смену работы, на 1000 м3 , на 100 км пробега, 100 т/км грузовой работы и так далее. Нормы расхода смазочных материалов устанавливаются или в% к расходу основного топлива, или в литрах на 100 л основного топлива. Норма расхода топлива и смазочных материалов в таблице (графа 5) пересчитывается на единицу измерения объема работ, а цена за 1 т заносится в графу 7 с учетом транспортно-заготовительных расходов. Рассмотрим расчет потребности топлива для автомобилей. Норма расхода топлива для автомобилей слагается из нормы на пробег и нормы на грузовую работу. Для МАЗ-509 с прицепом – норма расхода дизельного топлива составляет 36,5 л на 100 км пробега, собственная масса прицепа-роспуска – 4150 кг, тогда норма расхода дизельного топлива составит 36,5 + 4,15 = 42 л, или 42 * 0,825 = 34,65 кг (при пересчете из объемных единиц в весовые принимается удельный вес дизельного топлива 0,825; бензина 0,74; масла 0,9), а на 100 км грузовой работы 1,3 0,825 =1,07 кг. Общий пробег автомобилей равен 2152,5 тыс. км, грузовая работа 16000 тыс. тонно-километров, отсюда потребность в топливе составит: 2152500 * 42 / 100 + 16000000 * 1,3 / 100 = 1112050 л 1112050 л * 0,825 = 917 т Стоимость дизельного топлива по прейскурантным ценам 69,3 за 1 тонну. Тогда общая стоимость дизельного топлива равна 917 * 69,3 / 1000 * = 63,5 тыс. руб. Потребность в смазочных материалах для автопоездов планируется по нормам расхода, которые установлены в литрах на каждые 100 л расхода дизельного топлива, переводим их в кг на 1000 кг, то есть на 1 т и заносим эти нормы в графу 5. Расход масел и смазок по нормам рассчитываются по формуле G т. м = G т* H м * K / 100, где Gт – расход топлива по норме на выполняемый автомобилем объем работ, л; Нм – норма расхода масел и смазок, л/100 л; К – коэффициент, учитывающий время нахождения автомобилей в эксплуатации = 0,5. Тогда потребность в моторном масле будет равна 1112050 л *3,2 * 0,5 / 100 = 17792,8 л 17792,8 * 0,825 = 14, 7 т трансмиссионное масло: 1112050 * 0,4 * 0,5 / 100 = 2224,1 л 2224,1 * 0,825 = 1,8 т специальные масла: 1112050 * 0,1 * 0,5 / 100 = 556 л 556 * 0,825 = 0,5 т пластичная смазка: 1112050 * 0,3 * 0,5 / 100 = 1668,1 л 1668,1 * 0,825 = 1,4 т Нормы расхода дизельного топлива для тракторов взяты из «Нормы расхода топливно-смазочных материалов в лесной и деревообрабатывающей промышленности» в кг на 1000 м3 , а для трелевочного трактора ТБ-1 рассчитывается по формуле: q т = Н т * К т * L т , где qт – расход дизельного топлива по норме на трелевку 1 м3 леса, кг/м3 ; Нт – норма расхода дизельного топлива на трелевку 1 м3 леса при расстоянии трелевки 1 км, кг/м3 км; Кт – коэффициент, учитывающий повышение расхода дизельного топлива на 1 м3 леса в зависимости от расстояния трелевки; Lт – среднее расстояние трелевки, км. 1,71 * 1,8 * 0,2 = 0,62 кг на 1 м3 , или 620 кг на 1000 м3 ; стоимость рассчитана по тем же ценам, что для дизельного топлива для автопоездов. Нормы расхода бензина и смазочных материалов для тракторов установлены в процентах к расходу дизельного топлива по нормам. Расчет стоимости топлива и смазочных материалов для всех механизмов сгруппирован в таблице 16. Таблица 16. Расчет стоимости топлива и смазочных материалов
7. Смета расходов на текущий ремонт и техническое обслуживание Расчеты начинаются с определения всех затрат на текущий ремонт и техническое обслуживание (ТР и ТО) и сведение этих затрат в смету. Затраты на ТО и ТР основных средств планируются в разрезе номенклатуры калькуляционных статей, приведенных в таблице 17. Расходы по заработной плате вспомогательных рабочих определяются на основе действующей системы оплаты труда на ремонтных работах, тарифных ставок рабочих и запланированных объемов ремонтных работ. Объемы работ на ТР и ТО оборудования запланированы при разработке раздела производственной программы «Планирование программы ремонтных производств». Так, по трелевочным тракторам ТБ-1 объем работ составил в РММ – 7309 нормо-часов, в ПТО в. скл. – 11521 нормо-часов. Средняя тарифная ставка в РММ – 63,3 коп., в ПТО в. скл. – 70,5 коп. Отсюда фонд тарифной заработной платы вспомогательных рабочих составляет: РММ 0,633 * 7309 = 4,6 тыс. руб. ПТО в. скл. 0,705 * 11521 = 8,1 тыс. руб. Добавляя премию в размере 15% к тарифной заработной плате и доплаты по районному коэффициенту и северные, равны – 1,7, получаем фонд основной заработной платы ремонтных рабочих (графа 2 табл. 17): РММ 4,6 * 1,15 * 1,7 = 9,0 тыс. руб. ПТО в. скл. 8,1 * 1,15 * 1,7 = 15,8 тыс. руб. Дополнительная заработная плата вспомогательных рабочих (табл. 17 графа 3) составляет 12,3% к основной и оплата за выслугу лет в размере 10% от тарифной заработной платы, в нашем примере она составляет: РММ 4,6 * 10% + 9,0 * 12,3% = 1,6 тыс. руб. ПТО в. скл. 8,1 * 10% + 15,8 * 12,3% = 2,7 тыс. руб. Аналогично определяется сумма заработной платы рабочих на ремонт и техническое обслуживание каждой группы оборудования. По статье «Отчисления на социальное страхование» (графа 4) отражаются отчисления по установленной норме на социальное страхование – 38,5% от суммы основной и дополнительной заработной платы. РММ (9,0 + 1,6) * 0,385 = 4,1 тыс. руб. ПТО в. скл. (15,8 + 2,7) * 0,385 = 7,1 тыс. руб. По статье «Ремонтные материалы и запасные части» (графа 5 таблицы 17) показывается сумма затрат на запасные части для текущего ремонта лесовозных дорог, производственных зданий и других объектов, а также стоимость ремонтных материалов для текущего обслуживания и текущего ремонта машин и механизмов. При решении задачи воспользуемся нормами, рекомендуемыми в «Положении о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования». Для тракторов ТБ-1 расход ремонтных материалов и запасных частей определен следующим образом: норма расхода из Положения для ТБ-1 равна 60,34 руб. на запасные части плюс 9,05 руб. на ремонтные материалы на 100 мото-часов работы. По данным раздела «Планирование потребности оборудования и показателей его использования» находим, что трактора на всех работах отработали 6290 машино-смен, что при 7-часовой рабочей смене составит 44030 машино-часов. Коэффициент перехода к мото-часам от машино-часов равен 0,85, значит трактор отработал: 44030 х 0,85 = 37726 мото-часов. Расход ремонтных материалов и запасных частей составит (60,34 + 9,05) /100 * 37726 = 26,2 тыс. руб., в том числе в РММ – 20,96 тыс. руб. (80%), в ПТО в. скл. – 5,24 тыс. руб. (20%). Аналогично определяется расход ремонтных материалов и запасных частей по другим видам оборудования. Затраты на содержание вспомогательных цехов (графа 6) определяется исходя из их размера на 1 нормо-час и объема ремонтных работ по каждой группе оборудования. Размер таких расходов на 1 нормо-час принимается 0,8 руб. на 1 нормо-час для РММ, 0,3 рубля на 1 нормо-час для ПТО, гаража. Для ТБ-1 они составят: РММ 7309 * 0,8 = 5,8 тыс. руб. ПТО в. скл. 11521* 0,3 = 3,4 тыс. руб. По статье «Прочие затраты» (графа 7) показывается стоимость топлива по обкатке машин и механизмов после ремонта, промывки узлов и деталей и другие затраты, не учтенные в предыдущих статьях. Они приняты в размере 5% от суммы затрат по предшествующим статьям: РММ (9,0 + 1,6 + 3,8 + 20,96 +5,8) * 5% = 2,1 тыс. руб. ПТО в. скл. (15,8 + 2,7 + 6,6 + 5,24 + 3,4) * 5% = 1,7 тыс. руб. Всего затрат: РММ 9,0 + 1,6 + 3,8 + 20,96 + 5,8 + 2,1 = 43,26 тыс. руб. ПТО в. скл. 15,8 + 2,7 + 6,6 + 5,24 + 3,4 + 1,7 = 35,44 тыс. руб. Таблица 17. Смета расходов на текущий ремонт и техническое обслуживание
8. Калькуляция себестоимости содержания транспорта и основных механизмов Плановые калькуляции себестоимости содержания транспорта и основных механизмов разрабатываются на год и составляются на: · автомобили; · тракторы; · тепловозы, мотовозы узкой колеи; · краны и другие механизмы, работающие на верхних и нижних складах, по маркам и т.д. Все затраты по перечисленным в таблице 17 уже определены раньше в соответствующих элементных расчетах и сметах, здесь же они собираются в статьи по месту осуществления затрат. По статьям основная и дополнительная заработная плата вспомогательных рабочих учитываются все виды заработной платы рабочих на содержание машин и механизмов. Общая сумма заработной платы вспомогательных рабочих определена в плане по труду (табл. 9), по видам машин она рассчитывается, исходя из объема работ в человеко-днях, планируемых на выполнение работ по содержанию машин, часовых тарифных ставок и положений по оплате труда на вспомогательных работах. Ниже приведен пример определения заработной платы вспомогательных рабочих на содержание лесовозных поездов МАЗ-509 + прицеп ГКБ-9383. Норматив трудозатрат принят 0,32 человеко-дня на 1 машино-смену, запланировано отработать 25392 машино-смен. Трудозатраты на содержание составят: 0,32х25392 = 8125 человеко-дня. Часовая тарифная ставка рабочего – 60,6 коп.; премия – 15%; районный коэффициент – 1,2; дополнительная заработная плата – 12,7%; выслуга лет – 10%. Исходя из этого определяем: тарифная заработная плата: 4,24х8125 = 34,45 тыс. руб. основная заработная плата: 34,45х1,15х1,2 = 47,54 тыс. руб. дополнительная заработная плата: 34,45 х 0,1 + 47,54 х 0,127 = 9,48 тыс. руб. отчисления на соц. страх (38,5%): (47,54 + 9,48) х 38,5% = 21,95 тыс. руб. Расчет ГСМ приведен в табл. 12. Определение суммы амортизации по видам механизмов представлено в табл. 11. Расчет затрат на технический ремонт и техническое обслуживание приведен в табл. 13. Стр. 7 табл. 14 «Прочие расходы» можно принять в размере 5–10% от суммы подсчитанных затрат по предыдущим статьям калькуляции (10%). Расчет калькуляции представлен в таблице 14. Список использованной литературы 1. Единые нормы выработки и расценки на лесозаготовительные работы. – М.: Экономика, 1989. 2. Леванов В.Е. Организация, планирование и управление производством в лесной промышленности. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 352 с. 3. Положение о техническом обслуживании и ремонте лесозаготовительного оборудования. – М., 1979. 4. Сердечный В.Н., Бызов Н.А., Хаймусов А.К. Нормы расхода топливно-смазочных материалов в лесной и деревообрабатывающей промышленности: Справочник. – М.: Лесная промышленность, 1987. – 280 с. 5. Смирнов А.И. Планирование себестоимости продукции, прибыли и рентабельности производства лесоэксплуатации и лесосплава: Учебное пособие по курсовому проектированию. – Л.: ЛТА, 1985. – 92 с. 6. Смирнов А.И. Планирование на предприятии. Планирование производственной программы лесоэксплуатации и лесосплава: Практикум по курсовому проектированию. – Л.: ЛТА, 1985. – 76 с. |