Реферат: Философия, ее предназначение и роль в культуре, обществе и жизни человека. Структура философ

Название: Философия, ее предназначение и роль в культуре, обществе и жизни человека. Структура философ
Раздел: Рефераты по философии
Тип: реферат

4. Предмет философии. Проблема основного вопроса философии. Функции философии.


Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

«Вопрос об отношении мышления к бытию» (то есть что первично: дух или материя?). Этот вопрос, сформулированный Энгельсом, в марксистско-ленинской философии официально назывался «основным вопросом философии», поскольку утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, в основе которого лежало суждение о главенстве духовного мира над материальным, либо наоборот.

Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.

Первый из этих вопросов относится к сфере онтологии, второй — гносеологии, которые, таким образом, считались ядром философского знания, хотя большинство работ марксистов и касались более практичных аксиологических вопросов.

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы

«Кто такой человек и зачем он пришёл в этот мир?»

«Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?»). В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Функции философии.


Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.


5 Философия Древнего Китая. Конфуцианство и даосизм.


Принцип Китайской философии:

Всё сущее рассматривалось как единство противоположных начал — мужского — Ян и женского — Инь. Их союз породил энергию жизни, которая называется Чи.

В «Книге перемен» ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д.

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира.

Книга перемен – ценнейшийисточник древнекитайской философии, которая может рассматриваться как связующее звено между предфилософией и собственно философией. Человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором всё взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами.

Особенности Китайской философии

1. Философско-религиозные построения в древнем Китае носили в большей степени конкретный характер. Китайцы предпочитали земное решение своих проблем. Трезво и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над тайнами бытия и проблемами жизни и смерти, но зато всегда видел перед собой эталон добродетели, которому и стремился подражать.

Практичность, ориентированность не на поиск и выработку идеала, в соответствии с которым следовало бы изменить реальность, а на поддержание реальности такой, какая она есть. Отсюда отсутствие сколько-нибудь серьезных апелляций к сверхъестественному, базирование на вполне достижимом идеале социальной, этической и политической системы. Все теории должны просто ориентировать народ на поддержание порядка. Поэтому в китайских письменных памятниках очень подробно рассматриваются способы управления государством и способы самоусовершенствования человека.

2. Еще одной особенностью развития китайской философии является то, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили адекватного выражения в философии. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является школа моистов и школа натурфилософов.

Оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузило ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.

Основные философские школы

Глубокие политические потрясения в VII—III вв. до н. э. — распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами — нашли своё отражение в идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Именно в этот период зарождаются понятия и категории, которые затем станут традиционными для всей последующей китайской философии, вплоть до новейшего времени.

В этот период свободно и творчески существовало шесть основных философских школ:

даосизм

конфуцианство

моизм.

школа законников («фа-цзя», по-европейски — легизм).

школа имён (мин цзя).

школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы).


Даосизм

Даоси́зм — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Одним из основателей даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы.

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично.

Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао.

Лао-цзы не приемлет борьбы – способа существования цивилизации и движущего мотива ее развития. В противовес цивилизации он вводит принцип естественности. Свои надежды он связывал с умными вождями, которые смогли бы увидеть «чудесную тайну дао» и повести за собой народ. Мудрый государь правит страной при помощи метода недеяния, то есть воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные воины. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».


Конфуцианство

Конфуцианство — наиболее влиятельное китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием «Школа образованных людей»

Видя разложение общества и падение нравов, Конфуций главное внимание отводит вопросам воспитания идеального человека. Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа человеколюбия и правил ритуала.

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж  — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера.

Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».


6 Философские воззрения Древней Индии.

Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во втором тысячелетии до н.э. Исследователи выделяют несколько периодов развития философии Индии, главные из них – ведийский и эпический.

Философия ведического периода.

Основным источником сведений - комплекс литературных памятников под общим названием Веды (буквально «ведение», «знание») и написанных на древнеиндийском языке санскрите. Веды – это священные книги брахманов (священников, жрецов), которым они приписывали сверхъестественное происхождение.

Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений, магических заклинаний, молитв и т. п.. Каждый из этих сборников со временем обрастал различными комментариями и дополнениями ритуального, магического, философского порядка — Брахманами, Араньяками, Упанишадами. Но наиболее значимыми среди них в связи с формированием философских представлений являются «Упанишады»

Философия Упанишад. Первоначально Упанишады означали сидение вокруг учителя с целью познания истины. Затем этот  термин стал означать тайное учение. В Упанишадах развивается тематика Вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно-следственных  связей явлений и т.д. Но в отличие от предыдущих текстов в Упанишадах основное внимание уделяется  не внешней, а внутренней стороне бытия и явлений. При этом главное внимание уделено человеку, его познанию и, прежде  всего, нравственному совершенствованию.

Упанишады не представляют собой изложения единого учения; скорее они являются несистематическим изложением достаточно разнородных идей и представлений. Зарождаются идеи о философии как своеобразной области знаний, однако полностью избавиться отрелигиозно-мифологического токования мира автора «Упанишад» не удалось.

В качестве первоосновы бытия в Упанишадах выступает Брахман —  универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Эта универсальность брахмана достигается через познание им самого себя. Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется атману —  индивидуальной  душе, субъективному духовному началу, «Я».Вместе с тем брахман и атман тождественны, брахман в индивиде осознает самого себя и тем самым переходит в атман. На уровне интуитивного «Я» атман сливается с брахманом.

Центральный вопрос в теории познания Упанишад - разделение знания на два вида: низшее и высшее. Низшее знание это знание эмпирической действительности, которое считается знанием отрывочным, фрагментарным, а потому неистинным. Высшее знание - это знание духовного абсолюта, которое рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретения которого служит, как правило, мистическая интуиция; здесь большое значение придается обычно йогической практике. Именно это знание дает власть над миром.

К высшему блаженству авторы «Упанишад» относят не чувственные удовольствия, а благостное, спокойное состояние души. Именно в упанишадах впервые ставится проблема переселения душ (самсара – круговорот жизни) и оценки прошлых действий (карма – закон воздаяния). Согласно учению о сансаре человеческая жизнь – это определенная форма бесконечного перерожденя. Будущее рождение индивида определяется законом карм. Из дел и поступков, совершенных в предшествующих жизнях складывается земное будущее человека, и важнейшая его задача – освобождение от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование.

Огромное влияние Упанишады имели на дальнейшее развитие философской мысли Индии. Они стали фундаментом почти для всех последующих философских учений, появившихся в Индии.

Философия эпического периода.

Название «эпический период» (от слова «эпос») связано с выражением героического и божественного в человеческих отношениях. В этот период идеи Упанишад подвергаются большой критике в «Бхагавадгите» (одной из книг «Махабхараты»).

Этот период в развитии индийской философии начинается в VI в. до н. э., когда происходят изменения и в мировоззрении индийского общества. В частности, усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследова­нию, религия — философии. Внутри самой философии появляются различные, в том числе и противоположные и враждующие между собой школы и системы.

Существовали ортодоксальные школы (признававшие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика. Они не отрицали авторитета Вед, а, напротив, опирались на них. Главный путь к достижению этого истинного знания — соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед. Сторонники школы Вайшешика полагали, что все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы — шаровидные атомы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы. Миманса — учение, с толкованием ведических текстов. Сторонники школы, миманса разработали особую теорию познания. По их мнению, любое познание опирается на шесть источников восприятие, вывод, сравнение, словесное описание и невосприятие. Под невосприятием сторонники школы понимают отсутствие того, что ожидается.

Однако наиболее значимые направления данного периода принадлежат неортодоксальным школам в индийской философии: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм.

Чарвака (т.к. основатель теории Чарвака) — это материалистическое учение, отрицающее концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как производные от этих материальных первоэлементов. В основе познания лежит чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается посредством чувств.

Религия — это глупое заблуждение. Вера в бога и потусторонний мир является, с точки зрения представителей этой школы, признаком скудоумия, слабости, малодушия.

В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение — гедонизм. Признавая только такие реальности жизни, как страдание и наслаждение в рамках чувственного бытия личности, эта школа целями человеческого существования считает богатство и наслаждение. Девиз представителей этой школы — надо есть, пить и наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть приходит всегда и ко всем.

Однако несмотря на эти очевидные и серьезные недостатки, школа чарваков положила начало критики брахманистского направления в индийской философии, подорвала авторитет Вед и оказала значительное влияние на дальнейшее развитие философской мысли Индии.

Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерож­дений).

В центре джанийзма лежит проблема бытия личности. Ее сущность состоит в духовном (джива) и материальном (аджива) аспектах. Карма связывает дживу и адживу и рассматривается в джайнизме как тонкая материя. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. И карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.

Джайнизм признает два вида познания: несовершенное, основанное на опыте и разуме, и совершенное, основанное на интуиции и постигающее истину путем прямого ее усмотрения. Второе доступно только тем, кто освободился от зависимости материального мира (адживы). При этом джайнизм  признает относительность познания и возможность множества точек зрения при рассмотрении предмета.

Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Основные этические принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым  существам  и т.п.

Буддизм так же, как и джайнизм, возник в VI в. до н. э. Буддизм - религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны. Его основатель — индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший  впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

Характерная особенность этого учения — его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует, — бытие личности.

В основе буддизма «четыре благородные истины»:

- существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;

- существует причина страдания, которой является жажда бытия(стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;

- существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды бытия;

- существует путь (следование учению Будды), ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей.

Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности — это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма  в нравственной сфере — концепция  терпимости (толерантности) и относительности. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности.

В буддизме устанавливается практика медитации — углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний. Результатом этого является непосредственное переживание целостности бытия, полная самоуглубленность и самоудовлетворенность.


Таким образом, философия в Древней Индии достигла высокого уровня развития. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Несмотря на все различия и многообразие школ индийской философии можно выделить некоторые общие черты:

- ярко выраженный религиозный характер;

- окружающий мир и личность тесно связаны;

- обращенность философии внутрь человека;

- жизненные принципы: аскетизм, самоанализ, самоуглубление, недеяние;

- абстрактный характер философии;

- учение о перерождении;

- учение о карме.


7. Возникновение античной философии. Досократовский период.

Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

Ранняя классика (Архаика)

VIIIVII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты. Представители: Гомер, Гесиод, Орфей

VIIV вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук.

Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали на её родоначальников -фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля он считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.

За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в.до Р. X.).

Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К этому же периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).


8. Классический период античной философии. Софисты и Сократ.


Сократ

Начало этому периоду положил Сократ (469 – 399 до н.э.). Сократ завершает натурфилософию и открывает первые страницы философии человека. Сократ полагает, что объектом пристального внимания должны быть человек и его деяния, а потом все остальное. Исходный тезис его философии: "Познай самого себя". Это учение можно квалифицировать как этический антропологизм, ориентированный на познание человека как общественного, так и нравственного существа.

Его ученик, Платон, писал свои труды в форме диалога со своим учителем Сократом. Именно в такой форме до нас и дошла философия Сократа: философия должна сосредоточить свои усилия на познании человека. Сущность человека – это его бессмертная душа, о которой человек должен заботиться прежде всего. Для человека важно знать, что такое добро и зло, тогда человек будет вести себя должным образом. Душа должна командовать телом и всеми его побуждениями «Знание только тогда есть знание, когда оно выражено в понятийной форме» - это один из важнейших тезисов Сократа.

Этот тезис помог развитию логических исследований в Европе. Сократический метод: общение с людьми проходило в форме наводящих вопросов. Метод сократической иронии: «Я знаю, что я ничего не знаю» - путем ответов на бесхитростные вопросы вопрошаемый приходит к противоречию, майевтика – вопрошаемый приходит к истине сам, без посторонних объяснений и подсказок, опять же, отвечая на вопросы. Ирония и майевтика – две стороны сократического метода.

Софисты

Софисты – учителя мудрости – первые профессионалы в области образования – брали деньги за обучение (Протагор, Горгий). Они не строили систем мироздания, их функция – распространение знаний. Развитие демократических тенденций в полисе, необходимость владения искусством слова повели за собой широкое распространение софистики.

Софисты расширяют проблемное поле философии, перемещая свой взгляд с устройства мироздания на человека. Провозгласили человекомерность мира – Протагор: "Человек есть мера всех вещей". Эта доктрина истолковывается в том смысле, что каждый человек есть мера всех вещей и что когда люди разнятся между собой, то нет объективной истины, благодаря которой один прав, а другой не прав.

Так же софисты расширяют проблемное поле философии – они вводят в философию понятия критики и обоснования, т.е. всякое знание, которое претендует на достоверность должно быть обоснованно. Своими новациями софисты ввергли философию в кризис – т.к. мерой всех вещей является человек, значит, у каждого может быть своя истина. Отдельный человек выступает конечной инстанцией оценки вещей – «Я являюсь мерой вещей моего мира» - это означает, что уничтожается мир истины, понятие «истина» у софистов утрачивает смысл и человек может обладать лишь мнением. Мнения могут быть полезными и вредными (либо помогают в политической карьере, либо нет) – софисты же учили заменять вредные мнения полезными и доказывать полезные мнения.


1.Философия, ее предназначение и роль в культуре, обществе и жизни человека. Структура философского знания.


Этот термин пришел к нам из Древней Греции и состоит из двух слов – фило – любовь и софия – мудрость. Философия – это любовь к мудрости.

Первым термин употребил Пифагор. Как особую область знаний выделил Платон.

Определения:

Ф. – это форма знания и обществ.сознания, связанная с постижением сущности соц. и природ.бытия, мира в целом, места человека в этом мире, открывающая подлинно человеческое в человеке.

Ф. - постижение главных вопросов бытия, необходимых для освоения действительности.

Ф. – наука о наиболее общих законах развития, природы, общества, человека и познания.


Особенности ф.:

Крайняя абстрактность.

Платон: «Ф. – сущностное знание о мире», «знание всеобщего устойчивого и неизменного, т.е. подлинного бытия». Ф. избавляется от всего суетного, случайного, второстепенного.

Ф. является показателем уровня культуры или духовной культуры любого общества. («Ф.- это духовная квинтэссенция», - Гегель)

Ф. – не только отрасль знания, но и форма обществ.сознания, связанная с мировоззрением.

Двойственность ф.: много общего с наукой, логичность изложения, терминология, опора на факты. Платон считал, что это искусство мысли, где всегда есть место фантазии и воображению. Аристотель считал, что это наука наук, царица наук.

Широта фил.знания. Объект: вся разнообразная действительность. Предмет: всеобщее в система «человек-мир».

Структура фил.знания.

Теоретико-познавательный аспект с ценностно-эстетическим.

Ф. охватывает: познание, истина; искусство, красота; практика, добро и пр.

8) Открытость фил.проблем. С одной стороны фил.вопросы касаются каждого, но они не будут решены однозначно.


Структура философского знания:

Онтология – учение о бытие.

Гносеология – учение о познании.

Натурфилософия – учение о природе.

Антропология – учение о человеке.

Аксиология – учение о ценностях.

Соц.философия – учение об обществе.

Праксиология – учение о деятельности.

Логика – учение о правильного, рационального мышления.

Этика – учение о нормах нравственности.

Эстетика – учение о прекрасном.

История философии – синтетическая форма знания, кот. объединяет ценности истины, красоты и добра.

To Add:

Грек Платон в своих ди­алогах "Федон" и "Федр" вкладывает в уста Сократа размышление о том, что под воздействием философии душа че­ловека очищается и человек "становится подлинно совершенным". Француз Монтенъ видит конечную цель философии в добродетели. Англичанин Гоббс считает, что недостаток философии причиняет много страданий, "назначение философии заключа­ется, таким образом, в том, что благодаря ей мы можем исполь­зовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на осно­вании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ". Немец Гуссерль формулирует бесконечную задачу философии как "функ­цию свободной и универсальной теоретической рефлексии, охватывающей также все идеалы и всеобщий идеал, т.е. универсум всех норм". Русский В.С.Соловъев видит назначение философии в стремлении "к духовной цельности человеческого существования". С ним согласен другой наш соотечественник Н.А.Бердяев: философия есть часть, опыт, акт жизни, значение которого выступает как "творческий прорыв к смыслу бытия". Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризует философию как "последнее выговаривание и последний спор человека, захваты­вающие его целиком и постоянно".


Какова же роль философии в духовной жизни человека и общества?
Философия в концентрированном виде выражает суть той или иной культуры, сущность той или иной эпохи. Поэтому невозможно осмысленно подходить к опыту предшествующих поколений, к истории разных цивилизаций, не имея представления о том, какие философские идеи были свойственны их культуре. В философии в абстрактном и чрезвычайно общем виде подытоживается опыт личной и общественной жизни. Именно через смену и преемственность философских представлений мы можем судить об изменчивости и вместе с тем о постоянстве человеческого существования, о многообразии и вместе с тем единстве человеческой культуры.

Философия необходима для формирования независимого, творческого, самостоятельного мышления. Опыт истории философии учит критически относиться к навязываемым в любом обществе мышлению человека стереотипам, выгодным для тех, кто именно сегодня господствует в экономической, политической и духовной жизни.


2.Мировоззрение. Его структура. Основные типы и формы мировоззрения.

М. – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые являются ориентирами по жизни и определяют отношение человека к миру.


Его структура включает в себя 2 уровня:

Жизненно-практический уровень − формируется стихийно в ходе человеческой практики, и поэтому в нем существуют противоречия и пробелы (т.к. исходят из ситуаций). Выражается в народном творчестве, пословицах, поговорках и т д.

Теоретический уровень – это уже не просто сумма установок, а их система и человек (в данном случае исходит не из ситуации, а из принципа). Основывается на философии и науке.

Задача философии перевести мировоззрение с 1ого уровня на 2ой.


Исторические типы мировоззрения:


1 форма. Мифология.

Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

Человек не выделял себя из мира природы и общества. Слово «я» не существовало, только – слово «мы».

Характерные черты:

Антропоморфизм – уподобление природных сил человеку

Образность мышления

Некритичность мышления

Отсутствие морально-этической отрасли

Эмоционально-аффективное восприятие среды

Гилозоизм — оживлением всего

Анимизм — одушевлением неживого


2 форма. Религия.

Религия – тип м., основанный на вере в сверхъестественное.

Раздвоение мира: на естественный (земной) и сверхъестественный (небесный – главный мир).

Появление моральной нравственности как отрасли (в мировых религиях), выражается через заповеди.

Решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта.


3 форма. Философия.

Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения.
Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем, и уяснение различных форм отношения человека к миру. 

Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия. 

Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.


Философское мировоззрение:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.


Функции философии:

Мировоззренческая.

Методологическая (вырабатывает методы познания окружающей действительности).

Мыслительно-теоретическая (учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира)

Информативно-познавательная.

Критическая (подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия).

Аксиологическая (заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей).

Практико-образующая.




3. Философия и наука. Методы философии. Ее методологическая функция.

Источники возникновения ф.:

Мифогенная. Единственные источники философии – мифы.

От мифология философия взяла:

Ярко-выраженную мировоззренческую направленность

Образность

Эмоциональность

Одухотворенность

Наукогенная.

От науки:

Рациональность мышления

Критичность мышления

Стремление к эмпирической достоверности

Абстрактность мышления


Так раскрывается двойственность ф.: у ф. много чего общего с наукой (например, логичность изложения, терминология, опора на факты).

Платон считал, что ф. это искусство мысли, где всегда есть место фантазии и воображению. Аристотель считал, что это наука наук, царица наук.

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания.

Первый аспект. Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. Можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики». Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер, когда она опирается на систему научного знания.

Второй аспект — взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX — начале XX вв. на развитие философского знания, научные революции или просто открытия. Но ф. и сама оказывает воздействие на развитие наук, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так или иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.). Так же взаимодействие порождает новые науки (например, соц.философия).

Третий аспект — философия и вненаучное знание. При этом вненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку (антинауку, псевдонауку, «альтернативную науку»), куда входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки». магия, колдовство и т.д.

Говоря о соотношении философии и «заблуждающегося разума», следует, на наш взгляд, рассматривать последний в качестве момента развития научного знания и философии. Причем с исторической точки зрения этот момент является необходимым в силу самого характера процесса познания, и он свойствен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки. Отметим, что некоторые авторы, особенно это касается представителей и приверженцев концепции «постмодернизма», призывают использовать любые учения и выступают, по существу, за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведет к интеллектуальному анархизму. Более того, при таком подходе научного сообщества к псевдонауке, который ширится в современном мире, мы можем уже достаточно скоро оказаться свидетелями победы суеверия над научным мировоззрением. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества и индивида (легче обратиться к астрологии, колдовству и т д.). Что же касается рационалистической и научной философии, то ее статус, общекультурное значение и просветительская функция несовместимы с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно обрушиваются на голову современного человека. Игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами тут могут служить и инквизиция, и религиозный фанатизм, и фундаментализм, и фашизм, гонения на кибернетику, генетику и т.д.

Методологическая функция философии заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: • диалектика; • метафизика; • догматизм; • эклектика; • софистика; • герменевтика.

Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;

• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: • материализм; • идеализм; • эмпиризм; • рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением.

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)

Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)