Реферат: Охрана окружающей среды в Тверской области

Название: Охрана окружающей среды в Тверской области
Раздел: Рефераты по экологии
Тип: реферат

Содержание

Введение 5

1. Общественная необходимость заботы об окружающей среде 7

2. Социализация процесса заботы об окружающей среде

2.1 Развитие общественного сознания 8

2.2 Социальная экология 9

2.3 Экологическая культура, образование и воспитание 10

3. Природопользование

3.1 Понятие рационального природопользования 11

3.2 Экономическое регулирование экологопользования 12

3.3 Структура управления природопользованием и охраной

окружающей среды в Тверской области 13

4. Забота об окружающей среде. Природоохранная деятельность в Тверской области

4.1 Меры по снижению воздействия загрязнения среды на здоровье населения 14

4.2 Мероприятия по защите окружающей среды и рациональному

использованию природных ресурсов 15

4.3 Экологическое законодательство 17

5. Итоги реализации программ природоохранной деятельности

в Тверской области 18

Заключение 20

Список литературы 21

Приложение 22

Введение.

Забота об окружающей среде (ОС) – наиболее важный социальный процесс.

На сегодняшний день особенно остро стоит вопрос состояния ОС. В массовом обыденном сознании пока ещё нет достаточного понимания остроты ситуации. Люди живут и действуют в убеждении, что природная среда неисчерпаема, и не воспринимают всерьёз экологические угрозы. Нежелание жертвовать своими потребностями создает неблагоприятные условия жизни не только будущих, но и нынешних поколений. При этом право каждого человека на благоприятную окружающую среду и обязанность заботы о ней закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном Законе «Об охране окружающей среды».

С качеством ОС связано и право на жизнь – главное конституционное право каждого человека. Люди обязаны сохранить и передать потомкам биологическое разнообразие, природные ресурсы (в первую очередь воздух и воду), как основное условие жизни на Земле.

Социальная и экономическая необходимость заботы об ОС обусловлены исторической связью и взаимозависимостью природы и человека.

Вследствие разлада отношений общества и природы современная цивилизация находится в состоянии глубокого экологического кризиса. Масштабы загрязнения природной среды настолько велики, что естественные процессы метаболизма и разбавляющее действие атмосферы и гидросферы не в состоянии нейтрализовать вредное воздействие человека. Подрывается способность биосферы к саморегуляции, разрушается сама биосфера. Общество просто обязано остановить этот процесс, т.к. разрушение биосферы приведет к гибели человечества.

Здоровье и жизнедеятельность человека напрямую зависят от состояния окружающей среды. С медико-биологических позиций наибольшее влияние экологические факторы городской среды оказывают на следующие тенденции:

1) рост онкологических заболеваний и смертности

Онкологические образования (опухоли) бывают доброкачественные и злокачественные - разрушающие ткани и органы. Злокачественные опухоли вызываются канцерогенами, содержащимися в ОС, радиоактивным, УФ и рентген-излучением, опухолеродными вирусами. Рак – результат разбалансировки организма вследствие превышения верхней пороговой концентрации загрязнителей воздуха и воды, токсичных элементов в рационе питания.

2) «омоложение» многих форм патологии

В связи с ухудшением состояния ОС значительно «помолодели» сердечно-сосудистые заболевания – инфаркты, инсульты; болезни опорно-двигательной системы и суставов, болезни обмена веществ.

3) аллергизация населения

Аллергизация – патология людей в городской среде, резко негативное восприятие какого-либо вещества (аллергена). Причины аллергии –нарушения иммунной системы человека, которая находится в равновесии с природой; загрязнение ОС.

4) отставание календарного возраста от физиологического;

5) нарушение биоритмов;

6) процесс акселерации;

7) абиологические тенденции в организации жизни, рост доли лиц с избыточным весом. К абиологическим тенденциям относятся наркомания, курение, гиподинамия, происходящие из-за всё большего отдаления человека от природы. Стрессы, вызванные экологической обстановкой приводят к нервным расстройствам, развитию психологической усталости, перееданию. Происходит рост адаптируемости к условиям ОС, и, как следствие, нарушения в генном аппарате.

С развитием производственной деятельности всё больше возрастает нагрузка на ОС, усиливается зависимость природы от человека.

Тверская область считается одной из наименее загрязненных в Центральном Федеральном Округе, но все равно людям следует уделять больше внимания проблемам окружающей среды.

Неконтролируемая и непредсказуемая деятельность человека оказывает отрицательное воздействие на ход природных процессов, вызывает резко негативные необратимые изменения ОС и биологической природы человека. Разрушаются биогеоценозы, растёт заболеваемость людей, при этом неуклонно растёт численность населения Земли. Главным фактором выживания животных и растений стала способность адаптироваться к измененной человеком среде, всё больше число исчезающих видов.

Таким образом, перед человечеством остро встала проблема сознательного и целенаправленного регулирования обмена веществом и энергией между обществом и биосферой, выработки стратегии охраны природы, а значит, и самого человека.

От бездумной эксплуатации природной среды общество должно перейти к осторожному изменению среды жизни человека, двусторонней адаптации (коэволюции) и, как вариант, к абсолютным экологическим ограничениям.

Человечество развивается до тех пор, пока сохраняется равновесие между предметно-материальным преобразованием природной среды и восстановлением этой среды (естественным и искусственным). Как следствие, человек должен либо резко сократить уровень воздействия на среду, либо резко повысить степень её восстановления. Различные научные исследования показывают, что нужно действовать комплексно по обоим направлениям, постепенно изменяя характер взаимодействия общества и природы; экологизировать экономику, объективно оценивать значение природы для общества.

Важное значение имеет придание большей социальной направленности экологии и всем природоохранным видам деятельности, учёт их социальной значимости.

Выживание человека – доминанта экономики и политики.

1. Общественная необходимость заботы об окружающей среде.

Общественная необходимость заботы об ОС продиктована состоянием природы и природных ресурсов, в первую очередь, воды и воздуха.

Качество окружающей среды зависит от деятельности людей.

За последние годы в Тверской области увеличились выбросы в атмосферу, в области насчитывается более 600 предприятий, выбрасывающих до 300 наименований загрязняющих веществ (ЗВ). Предприятия образуют промзоны вблизи жилых кварталов. Наблюдения за качеством атмосферного воздуха в Тверской области проводятся на 1 стационарном посту (Тверь,ул.Ефимова,6) и 6 маршрутных

(Тверь – м/р-н Чайка, Заволжский р-н, промзона Лазурная; Бежецк, Ржев и Вышний Волочёк). Уровень загрязнения воздуха в Твери в 2008 г. на посту ГУ «ТЦ ГМС» №1 (ул.Ефимова,6) оценивается как высокий. Среднегодовая концентрация формальдегида превышает ПДК в 5 раз, бензпирена в 2,2 раза, NO2 в 1,7 раза.

Не снижается количество сбросов сточных вод, из которых большая часть сбрасывается в поверхностные водоемы. В Тверской области зарегистрировано 968 предприятий-водопользователей (559 промышленных и 409 с/х). Основную часть воды забирают предприятия энергетики: КАЭС, ОАО Конаковская ГРЭС, в Твери – ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4. Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства входят в разряд предприятий с недостаточно-эффективной очисткой сточных вод. Технически и морально устаревшие очистные сооружения по качеству очистке не соответствуют ПДС (предельно допустимым сбросам). В Тверской области 187 очистных сооружений со сбросом в поверхностные воды. Эффективно работают только 44 из них.

Основным критерием оценки степени загрязнения вод является удельный комбинаторный индекс загрязнения (УКИЗ). В расчете УКИЗ используется уровень загрязненности – средняя кратность превышения ПДК по ингредиентам. Различают 5 классов качества: 1-условно чистая вода, 2-слабо загрязненная, 3-загрязненная, 4-грязная, 5-экстремально грязная.

В результате хозяйственной деятельности, сброса сточных вод и других факторов большинство поверхностных водоемов области относится к загрязненным. 2-й класс качества воды имеет курорт местного значения оз. Селигер – его загрязняет Осташковский кожевенный завод (стоки содержат хром и органические вещества), и некоторые другие озера. Наиболее загрязнены реки Тьмака, Цна и Межа (4-й класс). Максимальное количество сбросов принимают реки Волга и Тверца.

Неправильно содержатся зоны санитарной охраны водоисточников. Более 500 источников и водозаборов из 3000 не имеют санитарно-защитных зон. В 2008 г. доля проб воды, не соответствующей гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям составила 43%, по микробиологическим – 6,2%.

Качество воздуха и воды в городах нарушает экологические права населения и требует от общества выполнения экологических обязанностей.

В системе экологических прав человека выделяются: право на благоприятную ОС; право на природопользование и на экологическую безопасность. В Конституции РФ закреплены следующие права: право на достоверную информацию о состоянии ОС и возмещение ущерба, нанесенного экологическим правонарушением; на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на использование и распоряжение землей и другими ресурсами без нанесения вреда ОС; право на финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, поощрение деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию; обязанность сохранять природу, бережно относиться к природным ресурсам.

ФЗ РФ «Об охране ОС» предоставляет гражданам и другие права: создавать общественные организации, фонды и осуществлять деятельность в сфере охраны ОС; направлять обращения в органы власти о получении своевременной информации о состоянии ОС; предъявлять в суд иски о возмещении вреда ОС, обращаться с жалобами, вопросами о негативном воздействии на ОС и получать ответы на них; выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы; принимать участие в собраниях, митингах, референдумах по вопросам охраны ОС и оказывать содействие органам власти в решении этих вопросов.

Также граждане имеют обязанности сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Законодательство РФ предусматривает права на экологическую и радиационную безопасность, охрану здоровья и безопасность товаров (услуг), водопользование, пользование лесом, недрами и животным миром, и другие права.

Наличие у каждого человека экологических прав и обязанностей и всеобщая необходимость соблюдать и выполнять их объясняет социальность процесса заботы об окружающей среде.

2. Социализация процесса заботы об окружающей среде.

2.1 Развитие общественного сознания.

Стратегия выхода России из экологического кризиса должна иметь не только научно-технические и правовые, но и нравственные составляющие.

Необходимость новых моральных принципов взаимодействия человека и природы, признание цивилизации восстанавливающей, а не эксплуатирующей, были обоснованы ещё во 2-й половине 19 в. Русскими учеными А.Чижовым, Н.Ф.Фёдоровым, В.С.Соловьёвым, И.В.Киреевским. Их идея – человек и окружающая среда - часть единого Космоса – получила название космизм.

На научном уровне чёткое обоснование единства человека и биосферы сделал В.И.Вернадский. По его утверждению, неизбежно эволюционное превращение биосферы в сферу разума – ноосферу, как единственный выход из критических отношений природы и общества.

Промежуточными на пути формирования нового экологического сознания считаются такие течения, как «универсальная этика» (Швейцер, Ганди) и биоцентризм. Вся история развития мировоззрения свидетельствует о движении человечества от антропоцентризма

(антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания) к новому типу сознания – экоцентризму. Экоцентризм характеризуется особенностями (Ясвин, 1966):

- высшую ценность представляет гармония развития природы и человека;

- развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции;

- отказ от иерархической картины мира;

- цель взаимодействия – максимальное удовлетворение потребностей и человека, и всего природного сообщества;

- характер взаимодействия определяется «экологическим императивом»: правильно лишь то, что не нарушает существующего в природе экологического равновесия;

- этические нормы и правила распространяются как на отношения между людьми, так и на отношения с миром природы.

2.2 Социальная экология.

В процессе развития науки из общей экологии выделилась социальная экология, изучающая экологическую сторону социального ряда личность-семья-общество.

Под социальной экологией подразумевается:

- научная дисциплина, которая рассматривает взаимосвязь и взаимодействие общества и природы и разрабатывает научную основу рационального природопользования, охраны природы и оптимизации среды жизни человека;

- наука, изучающая отношения общества с географической, социальной и культурной средами; т.е. с окружающей человека средой;

- раздел экологии человека, изучающий взаимоотношения социальных групп общества с природой;

- исследование поступков людей и влияние поступков на других людей через их социально-психологическую и личностную оценку на фоне свойств окружающей среды.

Законы социальной экологии подразделяются на законы экорегресса, ведущего к гибели биосферы и человечества, и законы экоразвития, способного предотвратить эту гибель. Основной закон состоит в том, чтобы человечество из 2-х типов выбрало именно законы развития и выживания.

Принципы социоэкологии:

- человечество, как любая популяция, не может расти беспредельно;

- общество в своём развитии должно учитывать биосферные явления;

- устойчивое развитие цивилизации зависит от своевременного перехода к альтернативным ресурсам и технологиям и нравственных качеств людей;

- преобразующая деятельность должна основываться на экологическом прогнозе;

- освоение природы не должно уменьшать разнообразие биосферы и ухудшать качество жизни людей;

- каждый несёт ответственность за свои действия перед будущими поколениями;

- единство природы обязывает человека к сотрудничеству;

- надо мыслить глобально, а действовать локально.

Социологизация экологии – использование подходящих принципов социологии для объяснения особенностей взаимодействия общества и природы.

Социальная экология раскрывает условия гармонизации взаимодействия общества и природы, которые определяют нормативы деятельности человека.

2.3 Экологическая культура, образование и воспитание.

Экологическое образование – целенаправленное, планомерное и систематическое осуществление процесса овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Развитие экологического образования намечено Указом Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений гос.политики.

Экологическое образование призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, развивать навыки, которые помогут выходу России из экологического кризиса.

Экологическое воспитание базируется на идее возможности выхода из экологического кризиса в современных условиях. Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Оно достигается с помощью комплексного природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание детей, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Экологическая культура – высшая стадия экологизации сознания, под которой понимается весь комплекс жизненных навыков в контакте с природной средой.

Преодоление экологического кризиса возможно лишь на основании экологической культуры, центральная идея которой – совместное гармоническое развитие природы и человека, отношение к природе как к духовной ценности.

В Тверской области экологическое образование осуществляется по следующим направлениям:

- экологизация школьных дисциплин;

- интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного профиля;

- преподавание экологических курсов;

- формирование экологической культуры через систему воспитательной работы (в том числе и в дошкольных учреждениях);

- практическая природоохранная деятельность (организация практикумов по экологии, эколагерей, экспедиций; исследовательская работа);

Предмет «Экология» введён в 1/3 школ области, проводится внеклассная работа по экологии. Подготовкой специалистов в области охраны окружающей среды занимается ТвГУ (факультет географии и геоэкологии, биологический факультет); ТГТУ (кафедра природообустройства и экологии); Тверской институт экологии и права; Тверской химико-технологический колледж.

В соответствии с ФЗ «Об охране ОС» функционируют курсы по проблемам природопользования (организаторы – ТГТУ, АНО Учебный центр «Ликей»)

Важное значение в распространении экологических знаний имеет деятельность музеев, библиотек, учреждений культуры, природоохранных учреждений.

На базе ТОУНБ им.Горького проводятся различные экологические семинары, действует Открытый народный экологический университет.

Тверское отделение Всероссийского общества охраны природы (ВООП) проводит экологические выставки, конкурсы, разрабатывает общественные экологические программы.

Для экологического просвещения важны памятники природы и другие ценные природные объекты, имеющие научное, природоохранное и рекреационное значение; например Природно-биосферный заповедник в Нелидовском р-не, Ботанический сад ТвГУ в Твери, природные парки, озера.

3. Природопользование.

3.1 Понятие рационального природопользования.

Природопользование – воздействие человека на ОС в процессе её хозяйственного использования и научная дисциплина, изучающая присущими ей методами использование человеком ресурсов ОС для удовлетворения своих потребностей. (Саенко К.С. 2005)

Охрана природы – система мероприятий на разных уровнях, направленных на рациональное использование, воспроизведение и охрану природных ресурсов.

Природопользование и охрана природы – 2 стороны хозяйственной деятельности.

Под рациональным природопользованием понимают восстановление возобновимых природных ресурсов, изъятие особо охраняемых природных территорий (ООПТ) из сфер хоз. деятельности и планомерное и целенаправленное, научно обоснованное преобразование природы в целях повышения продуктивности экосистем.

Задачи рационального природопользования:

- создание здоровой среды обитания людей и живых организмов;

- разработка принципов взаимодействия общества и природы;

- рациональное размещение отраслей производства;

- определение направлений использования естественных ресурсов;

- организация взаимоотношений между отраслями хозяйства при совместном использовании природных ресурсов и объектов, при этом нужно исключить вредное влияние на используемый ресурс, обеспечить воспроизводство ресурса, комплексно использовать природные ресурсы и условия;

- рациональное преобразование природы;

- разработка методов сохранения экологического равновесия;

- разработка системы экологического законодательства.

3.2 Экономическое регулирование экологопользования.

Методы экономического регулирования в области охраны ОС определены в

ФЗ «Об охране окружающей среды». К методам регулирования экологопользования относятся:

- разработка гос.прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

- разработка федеральных и областных программ по экологическому развитию;

- проведение мероприятий по охране ОС и предотвращение причинения вреда ОС;

- установление платы за негативное воздействие на ОС;

- установление лимитов на выбросы и сбросы ЗВ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды воздействия;

- экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

- экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС;

- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении ресурсо- и энергосберегающих технологий, использовании вторсырья и осуществлении эффективных мер по охране ОС;

- поддержка различной деятельности, направленной на охрану ОС;

- возмещение в установленном порядке вреда ОС;

- иные методы экономического регулирования по совершенствованию процесса охраны окружающей среды.

Экономический механизм регулирования опирается на материальную заинтересованность экологопользователя и имеет цель оказать стимулирующее влияние на сбор финансовых ресурсов для природоохранных мероприятий. В состав экономического механизма входят постоянно действующие институты: ведение природных кадастров; платность за использование природных ресурсов и объектов и их загрязнения; экологическое страхование; поощрительные нормы амортизации основных природоохранных производственных фондов; поощрительные цены на экологически чистую продукцию; меры финансового обеспечения, льготы по налогообложению и кредитованию.

На базе природных кадастров определяется стоимость природных объектов в денежном выражении и вырабатывается система мер по их охране и рациональному использованию. Существует земельный, лесной кадастр, водный реестр, кадастр месторождений полезных ископаемых, объектов животного мира, отходов; реестр рыбных запасов и других рыбных организмов. Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов содержат данные о местоположении, качестве и количестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Ведётся учёт загрязнителей ОС, учет объектов заповедного фонда, «Красная книга » России, Тверской области и других субъектов федерации.

Эколого-экономическая ответственность – комплекс экологического права, соединяющий меры и отношения по возмещению и предупреждению нанесения вреда ОС. Наступает по факту причинения вреда.

3.3 Структура управления природопользованием и охраной ОС в Тверской области.

Государственное управление экологопользованием имеет несколько направлений: социально-экономическое (экономика, финансы, связь); административно-политическое (внешняя и внутренняя политика, национальная безопасность);

и социально-культурное (образование, наука, культура, здравоохранение).

В систему управления природопользованием Тверской области входят:

1) Территориальные организации федеральных органов власти:

- Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости

- Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области

- Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору

- Тверской отдел геологии и лицензирования – Региональное агентство по недропользованию (Тверьнедра)

- Тверской отдел Водного агентства Министерства природных ресурсов

2) Органы гос. власти субъекта:

- Департамент управления природными ресурсами и охраной ОС Тверской области.

Деятельность органов власти в области экологопользования.

К ведению органов местного самоуправления относятся:

- определение основных направлений охраны ОС территории и разработка экологических программ, учет и оценка состояния ОС и природных ресурсов;

- планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

- учет оценка объемов отходов производства объектов подведомственной территории, независимо от их подчинения и форм собственности;

- координация деятельности экологических служб предприятий и организаций;

- организация экологической экспертизы и контроля за состоянием ОС;

- выдача разрешений на выбросы и сбросы ЗВ, захоронение отходов;

- организация памятников природы и других ООПТ;

- экологическое воспитание, образование, просвещение и обеспечение населения необходимой экологической информацией;

- разрешение споров в области охраны ОС и принятие решений об ограничении и прекращении экологически вредной деятельности.

4. Забота об ОС. Природоохранная деятельность в Тверской области.

4.1 Меры по снижению воздействия загрязнения среды на здоровье населения.

В Тверской области предусмотрены следующие мероприятия:

В области совершенствования деятельности органов контроля и надзора:

- проведение работ по экологическому и гигиеническому воспитанию населения;

- административный регламент проверки деятельности юридических лиц, ИП и граждан по выполнению требований экологического и санитарного законодательства;

- повышение эффективности в рамках контроля и надзора по применению административных санкций и взысканию наложенных штрафов;

В области гигиены атмосферного воздуха:

- повышение ответственности руководителей промышленных предприятий за обеспечение нормативного качества воздуха и организацию санитарных зон ;

- разработка мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия на здоровье людей и качество воздуха автомобильного транспорта;

В области питьевого водоснабжения:

- в 2008 г. Администрацией Тверской области принята долгосрочная целевая программа «Обеспечение населения качественной питьевой водой на 2009-2015 гг.»

- принятие и финансирование областной целевой программы «Питьевая вода»;

- проектирование и строительство объектов водоподготовки, обеспечение эффективной работы систем водоочистки и её обеззараживания, использование прогрессивных технологий и оборудования;

- санитарная охрана водозаборов, лабораторный контроль качества воды;

- улучшение технического состояния очистных сооружений и канализационных сетей, нормирование сброса загрязняющих веществ. Реконструкция о/с в 1-ю очередь необходима в г. Кашин, Кимры, Бежецк;

- модернизация систем водоснабжения г.Твери, поэтапная замена поверхностных водозаборов на подземные источники;

- тампонирование бесхозных и недействующих и непригодных скважин;

В области охраны почвы от загрязнения отходами производства и потребления:

- внедрение безотходных и малоотходных технологий производства;

- приведение в должное санитарное состояние свалок твёрдых бытовых отходов;

- строительство новых свалок и полигонов ТБО, проектирование и строительство мусороперерабатывающих заводов;

- решение вопроса утилизации и захоронения токсичных отходов, непригодных к использованию пестицидов.

4.2 Мероприятия по защите окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

1) Основные меры для защиты водных объектов должны быть следующие:

- развитие сети водоемов и реабилитация малых рек (водоёмы области имеют огромное значение для создания комфортного микроклимата, способствуют рассеиванию вредных веществ в воздухе, поглощают аэрозоли);

- принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих проведение комплексных мероприятий в виде восстановления естественных или искусственно созданных объектов, реабилитации рек;

- максимальное использование в хозяйственных целях дочищенных вод станций аэрации (мойка дорог, полив зеленых насаждений, обводнение малых рек и прудов).

- повышение эффективности работы очистных сооружений, строительство о/с на промышленных объектах, строительство систем ливневой канализации;

- доведение фактического сброса ЗВ до установленных ПДК.

2) Мероприятия для обеспечения качества атмосферного воздуха:

1. Снижение (или ликвидация) выбросов от пром.объектов путём применения безотходных технологий, герметизации технологических процессов , утилизации вредных отходов; применение новых технологий фильтров и улавливания, замена вредных материалов на безвредные;

2. Снижение выбросов от автотранспорта путём внедрения следующих механизмов:

- повышение эффективности экологического контроля;

- ускорение обновления автопарка за счет поступления а/м с экологическими характеристиками ЕВРО-3 и выше;

- сокращение выбросов паров бензина на АЗС; ввод ограничений на размещение АЗС в районах с их достаточным количеством;

- развитие общественного транспорта, в первую очередь, электрического.

3) Экологизация экономики. В экологизированной экономике цели производства должны определяться принципами экологии и безопасными для здоровья людей условиями труда. Экологизация производства предполагает приспособление различных технологий к сложившимся природным условиям. Идею экологичного производства высказал В.И.Вернадский в работе «Опыты описательной минералогии». Экологичное производство требует планомерного воспроизводства компонентов природной среды или их неиспользование из-за истощения природной среды. Для экологизации экономики требуется изменения как направлений производства, так и характера потребления. Не следует ограничиваться нейтрализацией негативных последствий человеческой деятельности, нужно создавать рекреационные зоны и искусственные экосистемы, восстанавливать численность популяций животных и растений, поддерживать благоприятные климатические условия.

4) Использование вторичных ресурсов. Управление отходами.

В рамках ОЦП «Охрана ОС Тверской области в 2007-2008 гг» ООО НПФ «ТЭТА» была разработана Концепция системы управления твердыми бытовыми отходами (ТБО) на территории Тверской области. В основе выработки Концепции приняты 2 основных принципа:

- принцип устойчивого развития отрасли, удовлетворяющего существующие потребности и не ущемляющего интересов будущих поколений. Устойчивое обращение с ТБО означает обработку отходов и ограничение их негативного действия на ОС в перспективе. Этот принцип может быть реализован только при наличии единой системы обращения с отходами, создании учета и контроля за образованием и перемещением отходов по области, преобладании экономических методов управления отходами над административными, развитии рынка вторичного сырья, развитии тарифной и технической политики в области обращения с отходами, соблюдении принципа платности загрязнения, сотрудничестве государственного и частного секторов в системе обращения с отходами;

- принцип логистического подхода к управлению движением ТБО, предусматривающий интеграцию всех существующих процессов от образования отходов до их утилизации. При этом осуществляется учет факторов для оптимизации управления.

Цели реализации Системы управления отходами на территории Тверской области:

- исключение образования несанкционированных свалок, централизованный сбор всего объёма образующихся в области отходов;

- эффективность и управляемость процесса обращения с отходами;

- минимизация объёмов отходов, поступающих на полигоны;

- увеличение объёмов перерабатываемых отходов;

- сокращение площадей санкционированных свалок ТБО.

Для эффективного управления отходами необходимо следующее:

- организация сбора ТБО в большинстве населенных пунктов области;

- создание сети мусороперегрузочных станций;

- строительство мусоросортировочных и перерабатывающих комплексов;

- создание единой системы полигонов захоронения неутилизируемых отходов;

- сокращение и рекультивация территорий свалок;

- разделение функций муниципальных органов в области управления отходами, создание межмуниципальной организации для контроля за движением и переработкой отходов.

4.3 Экологическое законодательство.

Основой правового регулирования в области охраны ОС и природопользования является Конституция РФ.

Нормативно-правовые акты, действующие на территории Тверской области, подразделяются на:

1)Международные. По состоянию на 2008г в РФ ратифицированы 16 конвенций в области охраны ОС – Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр (1992), об оценке воздействия на ОС в трансграничном контексте (1991), о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979) и другие. РФ является участницей ряда многосторонних

международных договоров в области охраны ОС.

2) Федеральные. Основные законы в области охраны ОС: КоАПП РФ, Лесной, Водный и Земельный кодексы РФ, ФЗ «Об охране ОС», ФЗ «О животном мире», ФЗ «О недрах», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «Об экологической экспертизе» и многие другие.

3) Законодательство Тверской области в сфере охраны ОС и природопользования.

Конституцией установлено, что вопросы пользования и распоряжения природными ресурсами и условиями, охрана ОС и обеспечение экологической безопасности, ООПТ относятся к совместному ведению РФ и её субъектов.

Законодательное собрание и Администрация Тверской области вправе издавать законы и подзаконные акты в сфере природопользования, обязательные для исполнения на территории Тверской области. Нормативно-правовые акты принимаются с учетом особенностей и проблем регулирования отношений в сфере природопользования и экологии Тверской области.

За последние годы в Тверской области было принято много природоохранных законов и подзаконных актов. (См. Приложение )

5. Итоги реализации программ природоохранной деятельности в Тверской области.

В 2008г. завершена реализации областной целевой программы (ОЦП) «Охрана окружающей среды Тверской области на 2007-2008гг.» Основными задачами программы были: улучшение информационного обеспечения органов управления Тверской области для принятия решений по обеспечению экологической безопасности; усовершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, их безопасного хранения, захоронения и утилизации; обеспечение возможности получения достоверной информации о состоянии ОС в Тверской области; содействие экологическому воспитанию и образованию населения; сохранение биологического разнообразия и реабилитация водных объектов.

В рамках реализации программы Департаментом управления природных ресурсов и охраны ОС Тверской области были осуществлены следующие мероприятия:

- проведена инвентаризация и утилизация 287,1 т. пришедших в негодность и запрещенных пестицидов и агрохимикатов,

- завершены работы (в 2007г) по экологическому мониторингу зоны влияния аварийного разлива мазута в Зубцовском районе, выявлены очаги загрязнения, проведены работы по ликвидации последствий;

- разработана региональная система управления отходами;

- оказана помощь муниципальным образованиям в части ликвидации свалок на территории области (ликвидированы свалки на15-ти гектарах)

- выполнена оценка влияния состояния ОС на здоровье населения с созданием электронного атласа (оценка медико-экологического состояния области)

- разработан план ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов;

- завершена инвентаризация ООПТ регионального значения, оценено их состояние, природоохранная и научная значимость;

- проведено научное и информационное обеспечение ведения Красной Книги Тверской области;

- возобновлена практика подготовки ежегодных отчётов (докладов) о состоянии ОС Тверской области;

- проведены работы по лабораторному обеспечению осуществления наблюдения за состоянием ОС;

- проведена инвентаризация гидротехнических сооружений в области. В результате обследовано 60 сооружений, подготовлен их реестр и ведомость ремонта.

- проведен ряд выставок, акций, реализующих общественные программы в области охраны ОС.

Работа в рамках Программы позволила выполнить ряд практических мероприятий по предупреждению загрязнения ОС, сохранению природного наследия; определены направления деятельности по улучшению экологической ситуации на планируемый период до 2011 г.

В течение последних лет в Тверской области увеличились затраты на охрану ОС.

Таблица 1.Фактические затраты на охрану ОС, тыс.руб.

2005

2006

2007

2008

2008 - % к 2007

Текущие, всего

584340

942506

793726

853740

108

В т.ч.

Охрана водных ресурсов

373957

446173

633232

494274

78

Охрана воздуха

46880

49350

68910

234175

В 3,4 раза

Охрана ОС от загрязнения отходами

161998

446092

90513

122554

135

Рекультивация земель

1505

891

1072

2737

В 2,6 раза

Кап.ремонт основных фондов по охране ОС, всего

315090

291772

277768

257136

93

В т.ч.

Установок улавливания и ЗВ в воздухе

2201

2528

95644

85626

90

о/с сточных вод

45456

52343

163359

155253

95

Оборудования для обезвреживания отходов

267433

236900

18747

16257

87

В 2009 г. завершена реализация ОЦП «Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2007-2009 годы»

Стратегическими целями программы были:

- улучшение состояния окружающей среды;

- повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала с учетом сохранения и восстановления экосистем.

Результаты реализации программы: оптимизация управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, выполнение возложенных функций в части делегированных субъекту полномочий, повышение уровня безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений, подготовка 24 информационных блоков в области охраны окружающей среды, предоставление площади для пользования животным миром в виде охоты и рыбалки от 350 до 600 тыс. га

(количество водных объектов предоставленных в пользование 50 шт, количество отчужденных водных объектов 20 шт).

Прогнозируется ежегодный рост доходов от природопользования в размере 6 %.

Доходы от природопользования в 2009 году составили 152 млн. руб., в т.ч. поступающие в бюджет субъекта 70 млн. руб.

Рост числа контрольно-надзорных мероприятий и выданных предписаний увеличился на 20 %, возрастет число мер административных принуждений на 25 %.

Заключение.

В последние годы усиливается внимание общества к окружающей среде.

В связи с обострением экологических проблем люди всё лучше осознают свою зависимость от природы, связь состояния среды и человеческой деятельности.

Наблюдается тенденция к повышению экологической культуры общества, развивается система многоуровневого экологического образования.

Формируется экологическое сознание, общество разрабатывает экополитику и экологизирует моральные и правовые нормы.

Социализация взаимодействия человека и природы расширяет границы этого взаимодействия. Природа рассматривается уже не как источник материальных ресурсов и дохода, а как духовная ценность. Общество заинтересовано в сохранении благоприятных условий окружающей среды, в разумном и экономном её использовании, каждый человек обязан беречь природу.

Несмотря на это, не все считают своим долгом бережное отношение к окружающей среде. Негативное влияние на окружающую среду несет угрозу будущим поколениям, но всегда находятся люди, которые ставят экономическую и личную выгоду от использования природных ресурсов выше экологических интересов всего общества. То, что от их деятельности пострадают и они сами, и их потомки, не делает их менее опасными для человечества.

Отстаивание экологических принципов в борьбе с технократическими и прагматическими установками и ценностями требует от общества коллективной воли, а нередко и личного мужества людей. Только совместными усилиями общество может добиться успеха в решении природоохранных задач, постоянно и эффективно заботиться об окружающей среде.

Литература

Основная:

Конституция Российской Федерации.

Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года (N 7-ФЗ)

Государственный Доклад о состоянии окружающей среды на территории Тверской области в 2008 году. Тверь, 2009

Охрана окружающей среды в Тверской области в 2005-2008гг. Статистический сборник. Тверь, 2009

Петров К.М. Общая экология. СПб.: Химия, 2006

Цыганов А.А. Правовые основы природопользования. Тверь: ТвГУ, 2006

Экологическое образование в Тверской области. Тверь, 2004

Дополнительная:

Алдашева А.А., Медведев В.И. Экологическое сознание. М.: Логос, 2007

Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Ч.1 Человек, природа, общество. М.: Новая школа, 2005

География Тверской области. Книга для учителя. /под ред. Ткаченко А.А., Тверь: ТвГУ, 1992

Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Современный мир. Академический учебник. М.:Просвещение, 2008

Ерофеев В.Б. Экологическое право России. М.: Логос, 2006

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология для студентов вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2006

Мамедов Н.М., Суравегина И.Г. Экология 9-11 класс. М.: Школа-пресс, 2004

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.: Инфра-М, 2005

Общественная география России. Пособие для вузов. /под ред. Дронова В.П., Глушковой В.Г. М.:Классикс стиль, 2005

Экономическая география России. /под ред. Видяпина В.И. М.: Инфра-М, 2008

Экономическая теория. Учебник для вузов./под ред. Камаева В.Д. М.: Владос, 2005

Приложение.

Законы и подзаконные акты, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования, принятые в Тверской области:

1. Закон Тверской области от 18.09.2007 №96-ЗО (ред.от 10.07.2008)

«Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд и порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд».

2. Закон Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО (ред.от 17.11.2008)

«Об административных правонарушениях».

3. Закон Тверской области от 22.06.2006 №66-ЗО (ред.от 09.о4.2008)

«О распоряжении отдельными земельными участками, государственная собственность которых не разграничена».

4. Закон Тверской области от 06.06.2006 № 57-ЗО (ред.от 10.07.2008)

«О порядке пользования недрами в Тверской области».

5. Закон Тверской области от 20.09.2001 № 170-ОЗ-2 «Об охране плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Тверской области» (ред.от 26.07.2005)

6. Закон Тверской области от 29.04.1998 № 9-ОЗ-2 (ред.от 24.12.2008)

«О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Тверской области»

7. Закон Тверской области от 9.04.2008 № 49-ЗО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тверской области»

8. Закон Тверской области от 7.10.2008 № 98-ЗО «О порядке использования средств областного бюджета для осуществления переданных полномочий РФ в области управления природным ресурсами и охраны окружающей среды»

9. Постановление Администрации Тверской области «Об утверждении перечня (списка) объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу Тверской области» от 17.03.2006

10. Постановление Администрации Тверской области «Об утверждении Положения о признании территорий Тверской области лечебно-оздоровительных местностями регионального и местного значения» от 9.10.2002

11. Постановление Администрации Тверской области «Об утверждении Положения о признании территорий Тверской области курортами регионального и местного значения» от 9.10.2002

12. Постановление Администрации Тверской области «Об утверждении Положения об округах санитарной и горной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения»

13. Постановление Администрации Тверской области «Об утверждении Положения Департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области» от 11.07.2006

14. Постановление Администрации Тверской области «О государственном природном заказнике «Исток реки Волги» и Ботаническом саде ТвГУ» от 11.03.2004

15. Постановление Администрации Тверской области «О Красной книге Тверской области» от 5.12.2008

16. Постановление Администрации Тверской области «Об утверждении Перечня значений коэффициента социально-экономических особенностей при определении размера арендной платы за пользование земельными участками»

17. Постановление Администрации Тверской области «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области» от 30.12.2008

18. Постановление Администрации Тверской области «Об осуществлении полномочий в области лесных отношений» от 16.09.2008

19. Постановление Администрации Тверской области «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Леса Тверской области на 2009-2011 гг.»

от 01.09.08

20. Постановление Губернатора Тверской области «Об утверждении Лесного плана Тверской области» от 31.12.2008

21. Постановление Администрации Тверской области от 18.11.2008 «Об охоте на копытных, медведя и пушные виды в сезоне 2008-2009 годов на территории Тверской области»

22. Постановление Администрации Тверской области «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Совершенствование управления по охотопользованию и рыболовству Тверской области на 2009-2011 гг.» от 01.09.2008

23. Постановление Администрации Тверской области «Об охотничьих угодьях общего пользования» от 16.02.2009

24. Постановление Администрации Тверской области «Об управлении Государственная административно-техническая инспекция Тверской области»

от 17.04.2008

25. Постановление Администрации Тверской области «О Правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области» от 26.11.2008

26. Постановление Администрации Тверской области «О переработке отработанных ртутьсодержащих люминесцентных и дугоразрядных ламп» от 04.01.1995

и другие.