Курсовая работа: Безработица и ее проблемы в переходной экономике

Название: Безработица и ее проблемы в переходной экономике
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: курсовая работа

РЕФЕРАТ

курсовой работы: «Безработица и ее проблемы в переходной экономике».

Курсовая работа - 28с., в том числе 1 таблица, 2 рис., 15 источников.

БЕЗРАБОТИЦА, УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ, СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ.

Объектом исследования в данной работе является такое социально-экономическое явление как безработица. В процессе выполнения работы определены причины ее возникновения, основные виды и типы. Определен способ расчета уровня безработицы. В работе описаны социально-экономические последствия безработицы. Определена роль государства в обеспечении политики занятости в Республики Беларусь. Рассмотрены методы, с помощью которых государство оказывает влияние на рынок рабочей силы.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .................................................................................................

стр.4

Глава 1. Безработица: понятие, виды, измерение ................................

Стр.5

Глава 2. Причины и социально-экономические последствия безработицы ............................................................................................

стр.11

Глава 3. Политика занятости в Республике Беларусь ........................

стр.14

Заключение ..............................................................................................

стр.26

Список использованных источников ...................................................

стр.27

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных преобразований происходит появление такого социально-экономического явления как безработица. Появляются сложности в трудоустройстве молодежи, женщин с детьми, инвалидов. Возникают проблемы обеспечения рабочими местами населения небольших городов и сельских населенных пунктов. Рост эффективности производства, продолжение приватизации государственных предприятий и реформирование агропромышленного комплекса сохраняют напряженность на рынке труда. С одной стороны, напряженность связана с новыми, возросшими требованиями к работающим, с другой, - увеличивающимся высвобождением тех. Кто не соответствует изменившимся требованиям.

В связи с этим появляется необходимость усиления социальной защиты работающего населения и создания государственных гарантий в области занятости. В рамках этого государство должно стимулировать развитие перспективных, высокотехнологичных, наукоемких отраслей производства и как следствие появление новых рабочих мест. Не мене важным направлением по снижению уровня безработицы является создание эффективной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, которая отвечает потребностям современной экономики. Очень важным является содействие трудоустройству категорий населения, не способных на равных конкурировать на рынке труда. И пожалуй самым важным направлением государственной политики занятости является содействие в трудоустройстве безработных и их материальная поддержка.

Глава 1. Безработица: понятие, виды, измерение.

Невозможность обеспечения занятости трудоспособного населения приводит к безработице, представляющей собой социально–экономическое явление, которое выражается в том, что определенная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой потенциал.

Безработица – это особое состояние экономики, когда часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно незанятой, избыточной. По определениям МОТ к безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, активно ищущие работу, но не имеющие ее в данный момент.

Таким образом, для того чтобы получить статус безработного недостаточно лишь не иметь работы, необходимо активно пытаться ее найти. В соответствии с данными условиями лица пенсионного возраста, ухаживающие дома за детьми, люди, прекратившие поиск работы, временно не работающие по каким–либо причинам к безработным не относятся. В Республике Беларусь в соответствии с "Законом о занятости" безработными считаются граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, не проходящие военную службу и зарегистрированные в государственной службе занятости [4].

В зависимости от избранных критериев выделяют следующие виды безработицы:

- по продолжительности существования – краткосрочную (обычно до шести месяцев) и долгосрочную (более полугода);

- по характеру проявления – открытую, учитываемую официальной статистикой, и скрытую, характеризующуюся наличием в производстве излишних работников;

- по степени охвата различных групп населения – основную безработицу лиц трудоспособного возраста, молодежную и остаточную, охватывающую работников с ограниченной трудоспособностью и лиц предпенсионного и пенсионного возраста;

- по отношению безработных к занятости – действительную, когда безработные желают и могут трудиться, и фиктивную, когда у безработных нет желания, а со временем и возможности работать;

- по этапу социально–экономического развития страны – естественная (проявляется на этапе экономического подъема экономики), циклическая (характерна для этапа кризиса экономики), переходная (характерна для экономики переходного периода и связана с трансформацией системы социально–экономических отношений);

- по профессионально–образовательному составу безработных – безработица "белых воротничков" – высококвалифицированных работников – инженерно–технических, врачей, учителей и т.д.; безработица "синих воротничков" – квалифицированных рабочих со средним и средним специальным образованием; безработица "черных воротничков" – работников неквалифицированного и низкоквалифицированного труда с начальным уровнем образования. [8, с.145]

Кроме этого, безработица бывает добровольная (когда люди не хотят работать из–за низкой заработной платы, отдаленности места жительства от места работы и по другим причинам личного порядка, несмотря на наличие свободных рабочих мест) и вынужденная (когда уровень заработной платы выше точки рыночного равновесия, в результате чего возникает разрыв между спросом и предложением труда).

Следует отметить, что кроме видов в экономической литературе различают следующие типы безработицы: фрикционную, структурную, технологическую, циклическую и естественную [8, с.146].

Фрикционная безработица. На рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое.

Для того чтобы работники нашли для себя устраивающие их рабочие места, а наниматели – рабочую силу определенной квалификации, требуется время. Данное время поиска работы образует основу фрикционной безработицы. Она обусловлена тем, что между работниками и свободными рабочими местами всегда существует определенное несоответствие, когда отсутствует полная информация об имеющихся вакансиях или эта информация стоит слишком дорого. Ее уровень определяется общими затратами времени на поиски новой работы (от 1 до 3 месяцев).

Структурная безработица. Главной причиной структурной безработицы является профессионально–квалификационное и территориальное несоответствие между свободными рабочими местами и безработными в результате структурных сдвигов в экономике. Развитие экономики постоянно сопровождается структурными изменениями: возникают новые технологии, новые товары, вытесняющие старые. Происходят сдвиги в структуре спроса на рынке капиталов, рынке товаров и рынке труда. В результате этого происходят изменения в профессионально–квалификационной структуре рабочей силы, что требует ее постоянного территориального и отраслевого перераспределения. Структурная безработица имеет место тогда, когда работники, потерявшие в результате структурных сдвигов работу в одних секторах экономики, не могут быть устроены на свободных рабочих местах, которые имеются в других отраслях (секторах, регионах).

Структурная безработица отличается от фрикционной безработицы большей продолжительностью (обычно более шести месяцев подряд) и характерна для работников, имеющих низкую квалификацию или устаревшую профессию, а также охватывает население экономически отсталых районов.

Технологическая безработица означает вынужденную незанятость работников из–за внедрения новой техники и технологии, неспособности или невозможности трудиться в новых технологических условиях. От технологической безработицы не застрахована ни одна экономика. Однако особенно такая безработица ощущается там, где быстрое развитие НТП сочетается с высоким уровнем доходов занятых, что придает большую экономическую эффективность и ведет к сокращению количества рабочих мест.

С экономическими циклами связана циклическая безработица, возникающая в результате циклических спадов производства и кризисов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Падение совокупного спроса на труд происходит в условиях негибкости реальной заработной платы и ее понижения.

Три формы безработицы – фрикционная, структурная и технологическая – существуют практически всегда. Поэтому уровень безработицы, равный сумме фрикционной, структурной и технологической безработицы, называется естественным. Он постоянно растет и в настоящее время в экономически развитых странах составляет примерно 5–6 % по сравнению с 3–4 % в 60–х годах. Соответственно, состояние полной занятости в национальной экономике предполагает наличие безработицы не выше ее естественного уровня. По мнению М. Фридмена естественный уровень безработицы отражает экономическую целесообразность использования рабочей силы подобно тому, как степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала.

Естественный уровень безработицы определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет (или более длительный период) и последующие 10 лет (используются прогнозные оценки с учетом вероятностной динамики ожидаемого уровня инфляции). [11, с.409]

В индустриальных странах (например, в США) для получения соответствующего мониторинга статистическое управление министерства труда ежемесячно проводит выборочные опросы примерно 60 тысяч семей об отношении к занятости. Однако статистические погрешности неизбежны, так как, например, лица, которые активно не ищут работу, могут указать в анкете, чтобы получить пособие по безработице, что они занимаются поисками рабочих мест. В результате и фактический, и естественный уровни безработицы окажутся завышенными. С другой стороны, безработными себя часто называют те, кто занят в "теневой" экономике – в результате уровень безработицы тем выше, чем больше доля "теневого" сектора. Последнее особенно актуально для экономик переходного периода, где значительная доля занятых в "теневом" бизнесе сочетается с отсутствием адекватного статистического мониторинга экономики, неразвитостью инфраструктуры рынка труда, поддержанием "скрытой" безработицы как фактора относительной стабилизации государственных расходов и снижения социального риска.

Основными причинами существования естественного (устойчивого) уровня безработицы являются следующие.

1) Увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице. Выплата пособий по безработице относительно снижает стимулы к быстрому трудоустройству – увеличивается время на поиски подходящей работы, на переподготовку и т.д. В долгосрочной перспективе это способствует достижению большей сбалансированности структуры рабочих мест и структуры рабочей силы. В то же время увеличение пособий по безработице и срока их выплаты способствует росту численности безработных и повышению уровня безработицы. Инструментом разрешения этой проблемы являются государственные инвестиции в инфраструктуру рынка труда (развертывание различных систем переподготовки кадров, повышение их профессиональной и географической мобильности, совершенствование информации о вакансиях и т.д.). В краткосрочном периоде финансирование программ по регулированию занятости может увеличить нагрузку на государственный бюджет, однако уже в среднесрочной перспективе это будет способствовать снижению естественного уровня безработицы.

2) Устойчивость (жесткость) заработной платы порождает "безработицу ожидания". Безработица ожидания возникает в результате превышения уровня реальной заработной платы над ее равновесным значением ( рис. 1.1.).

"Жесткость" заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными потому, что при жестком уровне заработной платы (W/P1 ) предложение труда L2 превосходит спрос на труд L1 и люди просто "ожидают" возможности получить работу по фиксированной ставке оплаты. [12, с.337]


"Застывание" рынка труда в неравновесном состоянии связано с:

1). Законодательным установлением минимума заработной платы, которое ограничивает ее свободные колебания. Ограничивающее воздействие минимума заработной платы оказывается тем более значительным, чем выше удельный вес молодежи, женщин, лиц малоквалифицированного труда в составе рабочей силы, так как для этих категорий занятых равновесная ставка заработной платы ниже законодательно установленного минимума;

2) Фиксацией уровня заработной платы в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых соглашениях;

3) Незаинтересованностью фирм в снижении уровня заработной платы из–за риска потери квалифицированной рабочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли.

Следует подчеркнуть, что количественную характеристику безработицы в любой стране отражает показатель уровня безработицы, показывающий отношение количества безработных, зарегистрированных официальными службами, к общему количеству рабочей силы. [12, с.339]

Таким образом, уровень безработицы можно рассчитать по формуле:

Уровень безработицы =

количество полностью безработных

х100%

кол-во занятых + кол-во безработных

(1.1.)

Следующим основным количественным показателем является продолжительность безработицы, которая измеряется средним количеством времени (месяцев), в течение которого незанятые остаются без работы. Очевидно, более полное представление дает одновременный анализ того и другого показателей.

Глава 2. Причины и социально-экономические последствия безработицы.

В любом обществе безработица всегда связана с определенными социальными и экономическими издержками. Экономические потери общества измеряются стоимостью непроизведенных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет, ростом затрат на выплату пособий по безработице, содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятости и социальному обеспечению.

Безработица ведет к усилению социально–негативных процессов, росту напряженности, социальной патологии в обществе. Американский ученый М. Харвей Бренер на основе анализа данных о населении США в 1970 г. отмечал, что на протяжении 30 лет увеличение безработицы на 1 % при сохранении ее в течение шестилетнего периода приводит к росту показателей «социальной патологии»: общей смертности на 2 %, числа самоубийств на 4,1 %, количества убийств на 5,7 °/о, увеличению числа заключенных в тюрьмах на 4 %, увеличению количества больных в результате психических заболеваний на 4 %. В целом же совокупные затраты общества, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально–негативных последствий безработицы, имеют довольно значительную величину.

Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А. Оукеном:

(2.1)

где Qпз – уровень выпуска продукции при полной занятости;

Qф – фактический выпуск продукции;

Uф – фактический уровень безработицы;

Uпз – норма безработицы при полной занятости (естественная норма безработицы);

а – коэффициент, рассчитанный эмпирическим путем, а = 2,5.

Согласно закону Оукена, превышение фактического уровня безработицы на 1 % над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВНП по сравнению с потенциально возможным ВНП в среднем на 2,5 %. Так, например, если в прошлом году фактический ВНП составил 4500 млрд. долл., фактический уровень безработицы – 9 %, а ее естественный уровень – 6 %, то экономика недополучила продукции на 337,5 млрд. долл., что составляет 2,5%х3,0% = 7,5% от фактически произведенного ВНП. Потенциальный ВНП при полной занятости составил бы 4837,5 млрд. долл. [8, с.149]

Необходимо отметить, что безработица оказывает и некоторое положительное воздействие на экономику и общество, поскольку, например, фрикционная безработица способствует рациональной занятости в результате нахождения работниками более адекватных их потребностям рабочих мест. Структурная и технологическая безработица стимулирует повышение квалификационно-образовательного уровня трудящихся и оптимизирует профессиональную структуру совокупной рабочей силы. В долгосрочной перспективе это оказывает позитивное влияние на динамику ВНП и уровень жизни населения.

Глава 3. Политика занятости в Республике Беларусь

Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно–кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. [8, с.152]

Можно выделить четыре основных направления государственных гарантий в области занятости населения.

Прежде всего – наличие новых рабочих мест на основе развития перспективных, высокотехнологичных, наукоемких отраслей производства, расширения сферы обслуживания, стимулирования роста малого и среднего бизнеса. Следует учесть, что достаточное число экономически эффективных и высококачественных рабочих мест – основное условие социальной защиты работающих.

Не менее важным направлением является создание эффективной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, которая отвечает потребностям современной экономики. Ведущая роль принадлежит подготовке кадров высшей квалификации. Образование, построенное на обширной фундаментальной подготовке и отвечающее потребностям растущей экономики, - самая надежная гарантия в области занятости.

Особое направление - содействие трудоустройству категорий населения, не способных на равных конкурировать на рынке труда и нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости. Это инвалиды, молодежь, женщины, воспитывающие малолетних детей, многодетные матери. Для их трудоустройства требуется развивать новые формы занятости, создавать мобильные рабочие места, организовывать работу на дому, дифференцировать продолжительность рабочего дня, использовать другие гибкие формы, возможности которых расширяются с использованием Интернета.

Еще одним важнейшим направлением государственных гарантий в области занятости является содействие в трудоустройстве безработных и их материальная поддержка [14, с.10].

Среди мероприятий этого направления выделяются следующие:

· помощь в организации самостоятельной занятости безработных и особенно предпринимательской деятельности;

· введение оплачиваемых общественных работ;

· профессиональная ориентация и оказание психологических услуг безработным;

· обучение, переобучение и повышение квалификации безработных;

· переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума. Пособие по безработице – это трансфертные платежи безработным (в денежном или натуральном выражении), осуществляемые для обеспечения им минимального уровня жизни, до нахождения новой оплачиваемой работы.

Политику государства в области занятости осуществляет Министерство труда и социальной защиты, а также подчиненные ему региональные службы занятости.

Правовой основой проводимых мероприятий служат следующие нормативные документы: Конституция Республики Беларусь; Трудовой Кодекс Республики Беларусь; Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовой и исполнительской дисциплины»; законы Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», «О пенсионном обеспечении»; постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по социальной защите населения и регулирования оплаты труда».

В настоящее время в экономике республики активизируются процессы реформирования производства и инвестиционной деятельности по созданию новых рабочих мест, в связи, с чем намечается тенденция роста численности занятого населения.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12.06.2006г. №384, основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере в 2006-2010гг. является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. Согласно данной Программе в сфере занятости населения поставлена задача по удержанию уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5 – 2% с одновременным повышением уровня занятости населения на 10 – 11% к уровню 2005 года.

Правительством Республики Беларусь ежегодно разрабатывается Государственная Программа содействия занятости населения Беларуси [7]. Этот комплексный документ определяет основные направления и приоритеты деятельности республиканских органов госуправления, облисполкомов, Мингорисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов по реализации в области государственной политики в области обеспечения занятости населения.

Отличительная особенность этой программы состоит в том, что определяются параметры по вовлечению в экономическую деятельность неработающих граждан, в том числе в разрезе областей. Устанавливаются задания по содействию в трудоустройстве, не только безработным, но и незанятым гражданам. Среди приоритетов – создание рабочих мест, обеспечение занятости жителей малых и средних городов, поселков и регионов с высоким уровнем безработицы. Большое внимание уделяется содействию в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите (инвалидов, молодежи, женщин, длительно неработающих граждан и т.д.). Среди целей программы – не только увеличение численности экономически активного населения, но и повышение качества трудовых ресурсов.

Следует отметить, что за последние годы ситуация на национальном рынке рабочей силы изменилась к лучшему, стала более стабильной и управляемой (табл. 3.1).

Численность безработных, зарегистрированных в

органах государственной службы занятости, уровень безработицы

Таблица 3.1.

Периоды

Численность безработных

Из них, безработные к-рым назначено пособие по безработице

Удельный вес безработных, к-рым назначено пособие в общей численности безработных , в %

Уровень безработных к экономически активному населению, в %

2003

136,1

61,2

45,0

3,1

2004

83,0

39,0

46,9

1,9

2005

67,9

37,8

55,7

1,5

2006

52,0

27,4

52,7

1,2

2007

44,1

24,9

53,5

1,0

Рост численности занятых в экономике отмечен с 2005г. (за 2005-2006гг. численность занятых увеличилась на 86,5 тыс. чел.). Прогнозируется дальнейшее увеличение численности занятых в экономике до 4740-4775 тыс. чел. К 2010 году (по сравнению с 2005 годом приблизительно на 400 тыс. чел.) и рост уровня занятости до 77,5 – 77,6% (отношение численности занятых в экономике к трудовым ресурсам). Увеличилось количество работающих в отраслях материального производства (за исключением сельского хозяйства). Наиболее существенный рост отмечен в торговле и общественном питании, строительстве и промышленности. В большинстве непроизводственных отраслей также произошло увеличение численности занятых (кроме непроизводственных видов бытового обслуживания населения, образования, науки и научного обслуживания).

На рисунке 3.1. представлены категории безработных

Рис. 3.1. – Состав безработных по категориям на 01.01.2008г.

На 01.01.2008г. на учете в органах государственной службы занятости состояло 44,1 тыс. безработных (84,8% к уровню 2006г.), из них 54% получали пособие по безработице. Средний размер пособий за четвертый квартал 2007 года составил 45,4 тыс. руб. на одного безработного.

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь численность населения, занятого в экономике в декабре 2007 года составила 4438,1 тыс.человек.

За январь-декабрь 2007 года прием работников восполнил их выбытие на 101,9 процента, принято работников на 16,3 тысяч больше, чем уволено.

Оборот рабочей силы составил 1773,0 тысячи человек или 50,1% от среднесписочной численности работающих (в аналогичном периоде 2006 г. - 50,0 процент). В связи с высвобождением уволено 11,0 тысяч человек, что составило 84,0 процента к уровню 2006 года. Сократились масштабы вынужденной неполной занятости и составили 122,0 тысячи человек или 76,8 процента к соответствующему периоду 2006 года. Численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилась на 21,7%, численность находившихся в отпусках по инициативе нанимателя – на 25,2%. [10, с.28]

В 2007 году увеличилось число количество граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве на постоянную работу как в целом по республике, так и по областям. За 2007 год в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 327,8 тысяч человек (106 процентов к уровню 2006 года), из которых 200,5 тысяч в соответствии с законодательством признаны безработными. Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве нуждалось 396,2 тысячи человек, в том числе 252,5 тысячи безработных. С начала года трудоустроено 201,4 тысячи человек (111,9% к заданию Программы), в том числе 130,1 тысячи безработных (94,3% к заданию Программы). Направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23,8 тысячи безработных (90,2% к заданию Программы). Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 101,1 тысячи человек (104,0% к заданию Программы), в том числе 56,0 тысячи безработных (84,8% к заданию). Переселено на новое место жительства и работы, с их согласия, 332 семьи безработных (108,9% к заданию) с оказанием им финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения.

Увеличился спрос на рабочую силу: на 0.01.2008г. в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 50,8 тыс. вакансий, что составило 113,4% к уровню 2006 года. Если в 2006 году предложение рабочей силы превышало спрос в 1,2, то на начало 2008 года число вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. Вместе с тем, по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили 76,4% от общего количества заявленных нанимателями вакансий. Наиболее востребованными на рынке труда являются рабочие строительных профессий (каменщики, кровельщики, монтажники, штукатуры и т.д.), а также инженеры-строители. Большое количество вакансий заявляет промышленность, преимущественно на рабочие профессии (токари, фрезеровщики, электромонтеры, электромонтажники, наладчики оборудования и т.д.). Высоким спросом пользуются водители автомобилей, машинисты бульдозеров, экскаваторов, трактористы. В дефиците – врачи, инженеры-программисты, прорабы, инженеры-конструкторы. Вместе с тем, по-прежнему педагоги, товароведы, юристы, экономисты трудоизбыточны во всех областях республике и Минске. Особенно невысок спрос на специалистов со средним специальным образованием. Некоторые наниматели предоставляют вакансии с оплатой труда на уровне минимальной заработной платы, что делает их непривлекательными для соискателя рабочего места и бесперспективным с точки зрения заполнения таких вакансий. Особенно это характерно для сельской местности.

Не теряет остроты проблема женской и молодежной безработицы (среди безработных молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 42%). В составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 66,0% до 65,5% на начало 2008 года.

Каждый пятый безработный относится к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы (этим категориям государство предоставляет дополнительные гарантии занятости). Сложно решаются проблемы трудоустройства инвалидов, граждан освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также тех, кто имеет длительный перерыв в работе.

Ряды безработных продолжают пополнять люди с низким образовательным и профессиональным уровнем. Среди безработных 21,7% ранее нигде не работали и ищут работу впервые, из них 63% не имеют профессиональной подготовки.

В результате проведения активных мер политики занятости, предусмотренных мероприятиями Государственной программы содействия занятости населения, уровень безработицы к численности активного населения снизился с 1,2 на начало 2007 года до 1% на начало 2008 года.

Благодаря проведению комплекса мероприятий в 29 городских поселениях, включенных в Государственную программу содействия занятости, снижение численности безработных в этих населенных пунктах происходило значительно быстрее, чем по всем малым городам и по республике в целом. В течение 2007 года численность безработных снизилась на 1072 человека в 28 малых городах из 29 включенных в программу (с 3802 человек на начало 2007 года до 2730 на конец года или на 28,2%).

Постановлением Совета Министров №314 от 14.02.2008г. утверждена Государственная программа содействия занятости на 2008 год. Основными задачами данной программы является увеличение роста численности человек в экономике до 4млн. 535тыс. и удержать безработицу в социально допустимых пределах 1,2 – 1,4%. Программой запланировано создание за счет различных источников финансирования 155 тыс. рабочих мест (из них 2,9 тыс. – с использованием бюджетных ссуд). Программа занятости населения тесно взаимосвязана программой инновационного развития и развития малых и средних городов Беларуси. В малых городах будет организовано 21,9 тыс. новых рабочих мест, количество малых городов, включенных в программу, возросло до 36 (в 2007 году – 29).

В этом списке - города Ганцевичи, Микашевичи, Береза, Белоозерск, Иваново (Брестская область); города Поставы, Новолукомль, городские поселки Копысь, Ореховск, Барань Оршанского района (Витебская область); города Добруш, Житковичи, Рогачев, Василевичи, г.п.Октябрьский (Гомельская область); города Мосты, Скидель, Березовка, г.п.Свислочь (Гродненская область); городские поселки Уречье, Городея, Плещеницы (Минская область); городские поселки Краснополье, Хотимск, Глуск, Белыничи, города Славгород, Кировск, рабочий поселок Глуша (Могилевская область). [15, с.25]

Снижение напряженности на рынке труда в 9 самых проблемных регионах (города Ганцевичи, Микашевичи, Иваново, Поставы, Новолукомль, Василевичи, Краснополье, городские поселки Октябрьский и Уречье) предусматривается обеспечить в течение 2008-2010 годов. Проблемы, которые накапливались здесь на протяжении нескольких предыдущих лет, будут решены посредством ежегодного включения в государственную и областные программы содействия занятости населения. Принимаемые поэтапно в рамках программ занятости меры позволят к концу 2010 года снизить уровень безработицы в этих регионах до среднеобластного показателя.

Программой содействия занятости населения на 2007 год предусматривается, что в малых городах и населенных пунктах с потенциально высоким уровнем безработицы будут созданы 21 тыс. рабочих мест (почти в 3 раза больше, чем в 2006 году). В том числе 4,1 тыс. рабочих мест появится за счет организации новых производств, 3,9 тыс. - в сельских населенных пунктах, подлежащих преобразованию в 2007 году в агрогородки, 19,8 тыс. - в сфере малого и среднего предпринимательства. Следует отметить, что 3,2 тыс. рабочих мест будут созданы нанимателями за счет использования бюджетных ссуд, выделяемых из Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, а также возврата бюджетных ссуд, выданных до 2007 года государственным фондом содействия занятости.

Среди приоритетов программы – содействие в трудоустройстве граждан, нуждающихся в особой социальной защите, обеспечение занятости целевых групп населения (прежде всего инвалидов, женщин, молодежи). Это будет реализовано благодаря осуществлению активных мер политики занятости. В частности, увеличены объемы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных под заказ нанимателя – с 30% до 40% от общего количества направляемых на профобучение.

Общий объем финансирования госпрограммы превышает 178 млрд. 271 млн. рублей, в том числе из средств Фонда социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты - почти 117 млрд. 626,6 млн., местных бюджетов - 18 млрд. 58,6 млн., собственных средств нанимателей - 40 млрд. 207,5 млн., за счет кредитов банков - 3 млрд. 379 млн. Министерству труда и социальной защиты поручено совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию программы.

Правительство Республики усилило меры финансовой поддержки безработных в организации своего бизнеса. Постановлением Совета Министров №342 утверждено новое Положение о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности. Данное Положение определяет порядок оказания содействия безработным в организации своего бизнеса. Документ разработан в соответствии с законами «О занятости населения Республики Беларусь» и «О предпринимательстве в Республики Беларусь». Данное Положение подразумевает два вида поддержки. Субсидия – это единовременное безвозмездное государственное денежное пособие, предоставляемое безработному для частичной компенсации его финансовых расходов по организации предпринимательской деятельности. Второй вид поддержки – денежные средства, выдаваемые на возвратной и беспроцентной основе для целевого использования на организацию и осуществление этого вида деятельности. Преимущественное право на получение поддержки – у тех безработных, которые в связи с положением на рынке труда не имеют возможности получить подходящую работу и организуют наиболее значимые для региона виды предпринимательской деятельности.

Субсидия выделяется в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (с 1 февраля по 30 апреля 2008 года БМП установлен в размере 200 тыс. руб.). Для безработных жителей малых городов и населенных пунктов с устойчиво высоким уровнем безработицы субсидия предоставляется в значительно большем размере – 15 БМП.

Размер предоставляемых безработному денежных средств определяется исходя из технико-экономического, в том числе финансового, обоснования эффективности организации предпринимательской деятельности. Денежные средства могут быть выданы на срок не более 18 месяцев, а при организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции – 30 месяцев. Размер выделяемых денежных средств – до 45 БМП, при организации производства и переработке сельхозпродукции – до 90 БМП.

Предоставляемые безработному субсидия и денежные средства используются им на приобретение оборудования, инструментов, машин и механизмов, сырья, материалов, оплату услуг, а также на иные цели, связанные с организацией предпринимательской деятельности.

Финансовая поддержка оказывается безработным за счет средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, передаваемых в местные бюджеты на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения. Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь, как уже было отмечено выше, на 2008 год предусмотрено оказание поддержки в организации своего бизнеса как минимум 2 тыс. 510 безработным, на эти цели запланировано выделить почти 8 млрд.

На основе полученной информации можно сделать вывод, что политика в сфере занятости в республике достаточно эффективна, что подтверждает стабильно снижающийся уровень безработицы и поддержание его запланированных рамках. Огромное внимание уделяется проблемным областям, где уровень безработицы выше, чем в среднем по республике. Реализуются различные мероприятия позволяющие трудоустроить безработных и обеспечить стабильное функционирование экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо отметить, что на рынке труда Республике Беларусь сохраняется контролируемая стабильная ситуация. Вместе с тем в сфере обеспечения занятости предстоит решить немало острых вопросов, преимущественно долгосрочного характера. Это, прежде всего, касается обеспечения занятости в некоторых малых и средних городах.

Основные задачи, поставленные Государственной программой занятости населения Республики Беларусь на 2007 год, выполнены. Практически во всех регионах республики наблюдается стабильное снижение безработицы, за исключением некоторых населенных пунктов. В целом уровень безработицы на начало 2008 года составил 1%, что полностью соответствует задачам, поставленным в Государственной программе.

Решение проблемы занятости в малых городах носит комплексный характер. Разработана система контроля и мониторинга. По каждому малому населенному пункту предусмотрен конкретный перечень мер по уменьшению напряженности на рынке труда, разработанный с учетом специфики территорий.

Огромное внимание уделяется вопросам женской и молодежной безработицы, а также вопросам трудоустройства людей с ограниченными возможностями.

Среди государственных мероприятий по трудоустройству безработных и их материальной поддержке, выделяются следующие: помощь в организации предпринимательской деятельности безработным, обучение, переобучение и повышение квалификации, выполнение оплачиваемых общественных работ.

Реализация мероприятий по обеспечению в занятости в Республике Беларусь позволит до 2010 года обеспечить снижение дифференциации регионов по уровню безработицы, стабилизацию на рынке рабочей силы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь: Афіцыйнае выданне. Мн.: Беларусь. – 1997.

2. Трудовой Кодекс Республики Беларусь

3. Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992 №1597 (в ред. 08.01.2002).

4. Закон Республики Беларусь «О занятости населения в Республике Беларусь» 01.11.2007 №280-з.

5. Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовой и исполнительской дисциплины» от 26.07.1999г. №29.

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по социальной защите населения и регулирования оплаты труда» от 22.07.1993г. №497 (в ред. 29.01.1996г.).

7. Постановление Совета Министров «Об утверждении Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2007 год» от 13.02.2007г. №189.

8. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник. / Э.А. Лутохина (и др.); по ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400с.

9. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова (и др.) . – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415с.

10. Социально-экономические развитие Республики Беларусь в 2007 году: рынок труда и денежные доходы населения // Экономический бюллетень НИЭИ М-во экономики Республики Беларусь. – 2008. - №2. – С26.-34.

11. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 548с.

12. Экономическая теория: учеб. пособие / И.В. Новикова, Г.А. Примаченок и др.; под ред. И.В. Новиковой. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 543с.

13. Ванкевич Е.В. Профилирование безработных граждан как эффективный инструмент предупреждения безработицы в Республике Беларусь // Белорусский экономический журнал. – 2007. - №1. – С.110-12.

14. Петкевич Н. Справедливое партнерство // Беларуская думка. – 2008. - №1. – С.8-13.

15. Точицкая Е.А. Безработица в регионах и ее проблемы // Веснік БДЭУ. – 2007. - №4. – С.23-27.