Курсовая работа: Современные аспекты развития малого бизнеса в национальной экономике

Название: Современные аспекты развития малого бизнеса в национальной экономике
Раздел: Рефераты по экономической теории
Тип: курсовая работа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

Кафедра экономики и

мирохозяйственных связей

Курсовая работа

по дисциплине Экономическая теория

на тему: «Современные аспекты развития малого бизнеса в национальной экономике»

Выполнила студентка

1 курса спец-ть Национальная Экономика

Мезенцева И. В.

Проверила

Старший преподаватель Худякова М. В.

Тюмень 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………………………………………………………………………..4

1.1 Предпринимательство и его формы………………………………………………….4

1.2 Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике………………………8

1.3 Государственная поддержка малых предприятий в национальной экономике….13

ГЛАВА 2.ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………….…19

2.1 Отраслевая структура малого предпринимательства……………………………...19

2.2 Инвестирование в малый бизнес……………………………………………………21

2.3 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в отечественной экономике………………………………………………………………………………....28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………….33

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..……36


ВВЕДЕНИЕ

Осуществляемые в Российской Федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственны цивилизованные черты. Малое предпринимательство выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. Как показывает опыт развитых стран, малое предпринимательство играет весьма важную роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, то есть этот вид предпринимательства решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.

Все вышесказанное и определяет актуальность темы.

Целью данной работы является выявление проблем, стоящих сегодня перед малым бизнесом, и путей их решения.

В соответствии с поставленными целями решались следующие задачи:

1. изучение теоретических аспектов, связанных с определением сущности малых предприятий и их роли в экономике;

2. рассмотрение проблем и методов финансирования малых предприятий;

3. изучение аспектов, связанных с государственной поддержкой малых предприятий;

4. определение основных проблем развития малых предприятий и путей их решения.

Объект изучения – малое предприятие.

Предмет – динамика развития малого бизнеса в национальной экономике.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Предпринимательство и его формы

Переход российской экономики к рыночным отношениям напрямую связан с развитием предпринимательства, которое является неотъемлемой составной частью экономической системы, ее функционирования, признаком рынка. Именно поэтому современная экономическая наука в числе основных факторов производства вместе с землей, трудом и капиталом выделяет предпринимательство.

Предпринимательство — это самостоятельная, осуществляемая под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан и объединений граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме. [11, с.528]

Признаками предпринимательства, отличающими его от других форм экономической деятельности, являются самостоятельность, ответственность, инициатива, риск, динамичность, активный поиск решений.

Предпринимательская деятельность чаще всего относится к малому бизнесу, к экономике малых форм, осуществляется в рамках небольших коллективов и малых предприятий с численностью работников до нескольких десятков или сотен человек. Часто предприниматель работает и в одиночку, поэтому численность предпринимателей довольно велика.

Для успеха предпринимательства в стране должен существовать слой деловых и энергичных людей, способных воплотить в жизнь хозяйственную практическую идею; необходимо объединение усилий правительства предпринимательских кругов в реализации общенациональной идеи; в обществе необходимо сформировать авторитет предпринимательской деятельности, уважение к успеху в бизнесе как значимой социальной ценности.

Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма.

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара и услуги с целью получения прибыли. Для классификации фирм берут разные признаки. Виды фирм (формы предпринимательства) зависят от вида производимых товаров и услуг, от того, действует ли предприниматель самостоятельно или в кооперации с другими предпринимателями, использует для бизнеса только свое имущество или привлекает имущество других лиц, использует только личный труд или привлекает наемных работников. Главными из признаков классификации форм являются форма собственности и величина фирмы.

Если брать за основу собственность, то можно выделить три формы предпринимательства:

1. индивидуальное, или частное предпринимательство

2. товарищество, или партнерство

3. корпорация (акционерное общество)

Индивидуальным предпринимательством называется бизнес, владельцем которого является один человек. Он одновременно выполняет функции менеджера и несет неограниченную имущественную ответственность. Индивидуальный бизнесмен не является юридическим лицом, поэтому владелец платит только подоходный налог. Он освобожден от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм и т. п.

Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человек. Партнерство тоже не является юридическим лицом, поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную ответственность по всем долгам фирмы. Объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи.

Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация – акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладом в акции.

По признаку величины фирмы различают: малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес.

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия.

Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise – льготный) и венчурного ( от venture – рисковать) предпринимательства.

Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере.

Венчурная фирма – коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения.

Собственники малых предприятий более склоны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу работников. Малые предприятия способствуют росту занятости, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обуславливает высокую степень неустойчивого положения на рынке, большая зависимость от крупных компаний, ошибки в управлении собственным делом, слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования, трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получения кредитов, неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий. В регулярно проводимых в США опросах главными причинами неудач малых предприятий чаще всего называют: некомпетентность бизнесменов, несбалансированный опыт, нехватку опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единичных формах владения и товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контракты [6, с. 65]. Другими причинами банкротств малых предприятий фирм являются: запущенность бизнеса, плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы, катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы которые часто меняют владельцев. На неудачах малого предпринимательства сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует ни один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех и четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На живучесть малых фирм также влияют размер финансирования на первоначальном этапе существования фирмы. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

1.2 Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике

Малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США, и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их – это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства необходимой продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности – 21%, строительстве - 80%, оптовой торговле - 86%, сфере обслуживания - 81 %. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. [6, с. 76]

В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство.

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важно социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчить последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

Таблица 1

Удельный вес (в процентах) малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики (в %)

2001

2002

2003

2004

Среднесписочная численность работников

12,9

13,1

14,8

16,3

Средняя численность внешних совместителей

38,9

38,6

39,2

40,5

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера

26,4

26,8

26,9

30,1

Выпуск товаров и рыночных услуг

5,6

5,7

5,8

6

Инвестиции в основной капитал

2,7

2,9

3,0

3,2

Источник:[23, с.19]

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

1. численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

2. вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

3. вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

4. ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;

5. насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;

6. навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опята управления предприятиями и др.

В странах с развитой, стабильной экономикой сложились относительно устоявшиеся пропорции организационной структуры производства, объективно предполагающие необходимость функционирования и оптимального сочетания предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, которые успешно взаимодействуют в различных сферах деятельности. Оценка роли малого предпринимательства, как весомого фактора экономической активности, подтверждается его значительным местом в экономике большинства развитых стран (Таблица 2).

Таблица 2

Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий (МСП) в разных странах:

Число МСП1

Занято

Доля МСП:

Страна

Тыс.

Единиц

на 1000 жителей

в МСП

млн. чел.

В общей числ. занят.

в %

в ВВП,

в %

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

в том числе Германия

2290

37,0

18,5

46

50-54

Россия (только МП)2

870,6

5,9

8,53

10,1

10-12

1 МСП - малые и средние предприятия.

Доля средних предприятий в приведенных показателях не играет определяющей роли.

2 Статистика по средним предприятиям в России отсутствует.

3 С учетом работающих по договорам (1,3 млн. чел.) и совместителей (0,8 млн. чел.).

Источник:[36]

Общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий на 1000 жителей. В странах ЕС и Японии этот показатель достигает 45-50 предприятий. В среднем по России насчитывается 6 малых предприятий на 1000 жителей. Не менее существенна для характеристики сектора малого предпринимательства и доля работающих на малых предприятиях в общем числе занятых. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% общего числа работающих. В целом по России - 10%. Интенсивность развития малого предпринимательства демонстрирует показатель доли вклада малых предприятий в ВВП. В развитых странах этот показатель составляет более 50%, в России - 10%.

В странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес жизненно необходим для её нормального функционирования. Он является источником доходов того самого среднего класса, который и обеспечивает устойчивость всей экономической системы в целом. Более того, процесс создания единого экономического пространства, схема блокового развития в Европе, Юго-Восточной Азии, северной Америке делает ставку на малый бизнес как несущую конструкцию межстрановой интеграции.

В Европейском Союзе малые предприятия составляют 90% занятости на микроэкономическом уровне и создают 75% всех рабочих мест. Из 15,7 млн. предприятий, действующих в ЕС, 99% являются малыми и средними. Наибольшая доля приходится на Испанию (74% работающих), Италию (69%) и Великобританию (67%), за которыми следуют страны Скандинавии (55%), а так же Франция (54%) и Германия (51%). [28, с.21] Типичное европейское малое предприятие – 9 человек. За последние 5 лет в ЕС МП подали более 10 тысяч новых заявок на патент и создали 6 тыс. новых товаров. [28, c.23] Другими словами, малые предприятия в современной экономике выступают своеобразным полигоном разработки и апробации новых научных и технических идей, поскольку их выживание определяется в первую очередь, способностью чутко реагировать на нововведения, а не наличием крупных финансовых и производственных резервов.

Опираясь на опыт зарубежных стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного развития следующих проблем:

1. формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

2. расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров и культуры обслуживания;

3. приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

4. содействие структурной перестройке экономики, малое предпринимательство придает экономике гибкость, маневренность, мобильность;

5. привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

6. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

7. более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

8. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, учащиеся, инвалиды);

9. формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

10. активизация научно-технического прогресса;

11. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

12. содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

13. освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики страны.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стоны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в виде налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.

1.3. Государственная поддержка малых предприятий в национальной экономике

Менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обуславливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

1 формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2 создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

3 установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

4 поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

5 организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. [26]

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства; проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации; организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд; подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства; оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства; координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Так например, в Сибирском Федеральном Округе 40,6% малых предпринимателей считают, что поддержку малому бизнесу должны осуществлять муниципальные органы власти, 32,4% - власти региона, 22,7% - федеральные власти, 1,1% - никто не должен поддерживать (Приложение А).

Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

1. меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

2. перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

3. меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

4. меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

5. предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

6. меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

7. меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

8. меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Государственные программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет других источников. Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации.

Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.

Правительство Российской Федерации ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств федерального бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства.

Доля малого бизнеса в ВВП Росси в 4 раза меньше чем в зарубежных странах. Это недостаток нашей экономики сегодня, но зато это и огромный резерв роста в будущем. Причем, если политика государства станет по настоящему благоприятной для предпринимательства, такое будущее может и должно быть не отдаленным, а самым ближайшим. Для реализации огромного потенциала, имеющегося в этой сфере, государство должно просто начать последовательно и эффективно устранять препятствия, мешающие предприятиям. Первоочередной задачей является переход от «программ» к разработке и введению малого бизнеса – и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Федерации. Эти программы должны определять четкие количественные ориентиры, сроки их достижения, предусматривать источники и порядок использования ресурсов для этого. Тем самым задается динамика развития, создается управленческий механизм, направленный не на бесконечное поддержание малого бизнеса, а на результат.

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1 Отраслевая структура малого предпринимательства

В экономически развитых странах крупные предприятия доминируют в капиталоемких производствах и услугах, средние предприятия - опора обрабатывающей промышленности, малые предприятия присутствуют во всех секторах экономики.

Однако распределение числа работников малого бизнеса в отраслях крайне неоднородно.

2000 год характеризуется высокими процентами работников в торговле и общественном питании (32 %), на втором месте промышленность (22,9 %), в строительстве задействовано 20 % работников. Самые низкие показатели в информационно – вычислительном обслуживании, жилищно – коммунальном хозяйстве, а также в сфере связи (в этих отраслях работников менее 1%).

В 2001 – 2002 годах промышленность, строительство, торговлю и общепит в общей сумме обслуживают 75 % работников малого бизнеса. Но даже оставшиеся 25 % распределены неравномерно. К примеру, в транспорте и связи задействовано 7 % служащих (540 тыс. человек), в образовании – 0,1 % (10 тыс. человек); в сельском хозяйстве – 4 % (307 тыс. человек), а в жилищно – коммунальном – 0,2 % (15,4 тыс. человек).

Мало изменилась ситуация и в 2003 году: на первом месте торговля и общепит, на последних: непроизводственные виды бытового обслуживания населения, ЖКХ, образование, культура и искусство.

В 2004 году работающих на малых предприятиях больше всего оказалось в торговле и общепите (33,6 %), в промышленности – 21,9 %, в строительстве – 19, 4 %. По – прежнему низкие показатели в сфере образования (0,1 % - 10 тыс. человек), в культуре и искусстве (0,7 %). Сфера финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения начинает развиваться – на период 2004 года здесь работают 21,8 тыс. человек, тогда как в 2001 году работников данной сферы было несколько сотен. (Приложение Б).

Производственная сфера имеет весомый процент работников, нежели непроизводственная. Стабильно треть работников МБ заняты в торговле и общепите, примерно пятая часть в строительстве и столько же в промышленности. Очевидно, что лидерство отраслей связано с первичными потребностями покупателей. В сфере образования, науки и искусства показатели на протяжении многих лет остаются низкими (менее 1%). Таким же образом, процент работников мал в здравоохранении, бытовом обслуживании и др., это объясняется такими факторами, как низкая компетентность работников в данных отраслях, недостаточный опыт работы в данных сферах предпринимателей малого бизнеса, проблемы с финансированием (например, наука и научное обслуживание требует больших капиталовложений), специализация в данных отраслях крупных и средних предприятий. С 2000 года значительный рывок произошел в финансах, кредите, страховании и пенсионном обеспечении (с 0 в 2000 году до 4 % в 2005 году - а это 500 тыс. человек). Финансовая сфера далеко не всегда требует больших капиталовложений для создания и развития, специалисты из средних и крупных компаний с опытом работы оказывают помощь и поддержку начинающим предпринимателям данной сферы, что начало успешно применятся предпринимателями малого бизнеса.

Аналогичные показатели и по объему продукции, произведенной на малых предприятиях: лидеры – торговля, промышленность, строительство. В сфере обслуживания показатели близки к нулю (Приложение В).

На сегодняшний день непроизводственная сфера становится привлекательной для молодых бизнесменов, малый бизнес имеет большой потенциал в этом направлении, предприниматели все чаще открывают не производственные цехи, а центры обслуживания, так что в будущем можно ожидать не только равные показатели непроизводственной и производственной сфер, но и значительный перевес среди малых предприятий в пользу первой. [35]

2.2 Инвестирование в малый бизнес

Финансирование малых предприятий в странах с развитой ры­ночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в ка­честве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кре­диты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внут­ренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвесто­ра, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денеж­ные накопления и сбережения предпринимателей, средства от стра­хования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве не­устоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у род­ных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/3 предпри­нимателей в нашей стране. [12, с. 340]

Финансирование и развитие инфра­структуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд под­держки предпринимательства и развития конкуренции при Государ­ственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. [26] Участие Фонда в финансировании -долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие воз­вратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, по­ручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

В сентябре 1998 года Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства был упразднен. В марте 2005 г. та же участь постигла и Фонд. Теперь в России эта работа возложена на отдел в Департаменте госрегулирования МЭРТ.

После упразднения Фонда в России нет единой государственной структуры, через которую можно целенаправленно поддерживать финансами малый бизнес. Правда, и раньше денег выделялось на этот сектор крайне недостаточно. На первую Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства (1994-1995гг) намечалось выделить 18,38 млрд. руб., фактически же было направлено 5,7 млрд. руб. В 2005 году на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета выделено 1,5 млрд. руб., в 2006г. - 3 млрд. руб. [6, с. 69]

Таблица 3

Средства, выделяемые из федерального бюджета на финансирование программ поддержки и развития малого предпринимательства в России

Федеральная программа

государственной поддержки

малого предпринимательства

в РФ

Объемы средств

федерального

бюджета, заложенные

в программе

Всего профинансировано

Исполнение финансирования, в %

(из бюджета)

1994-1995 гг.

18,38 млрд. руб.

(в ценах 1993г.)

5,7 млрд.руб.

(в ценах 1993г.)

31

1996-1997 гг.

386,6 млрд. руб.

270 млрд. руб.

70

1998-1999 гг.

100млн. руб.

0

0

2000-2001 гг.

140млн. руб.

50млн. руб.

35,7

2002-2003 гг.

170млн. руб.

120 млн. руб.

70

2005-2006 гг.

3 млрд. руб.

2,8 млрд. руб.

93

Источник: [6, с. 69]

Финансовая поддержка со стороны органов власти играет незначительную роль, как при создании малых предприятий, так и на первоначальном этапе их развития. Так вклады учредителей явились основным источником первоначального капитала 86% малых предприятий, менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства, в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование. Система предоставления малым предприятиям льготных кредитов через фонды поддержки малого предпринимательства в последнее время фактически не действует, что является существенным тормозом в развитии малого предпринимательства.

Как показывает практика, большая часть малых предприятий страны нуждается во внешних источниках финансирования. Любой компании, тем более небольшой, очень трудно стабильно инвестировать в свое развитие, не прибегая к заемным средствам. А вот доступ к банковским кредитам у малых фирм остается весьма ограниченным, главным источником финансирования предприятия выступает его собственная прибыль, 30% используют для этого личные накопления и лишь 16% бизнесменов используют для развития в основном кредиты. Всего 26% российских малых предпринимателей заявили об использовании банковских кредитов для финансирования своего бизнеса, еще 24,3% сообщили, что пытались, но либо условия оказались невыгодными, либо в кредите отказал банк. Среди причин того, что получить кредит не удалось предприниматели чаще всего называли высокие процентные ставки (47,4%), и невозможность предоставить залог в требуемых банком объемах - (27,2%). Далее следует невозможность предоставить требуемые банком финансовые документы и слишком короткие сроки кредитования (порядка 18%). [9, с. 23]

Еще год назад о поточном кредитовании малых предприятий крупные российские банки могли только мечтать. Поскольку довольно трудно кредитовать бизнес, который в массе своей не прозрачен и не имеет залогового обеспечения. Слишком много затрат и вложенного труда требовало это кредитование. Как правило, предприятия малого бизнеса ожидают от кредитования минимального пакета документов, быстроты оформления кредита, отсутствие требований технико-экономического обоснования, необходимости перевода оборотов по расчетному счету в кредитующий банк, залога на небольшую сумму кредита и среднерыночных, а не завышенных ставок кредитования. При этом одним предприятиям требуется краткосрочное финансирование на решение текущих проблем, другим – долгосрочное, на развитие и расширение бизнеса. К тому же у региональных малых предприятий требования одни, у столичных – другие. Поэтому универсальной программой кредитования здесь не обойдешься. Банк «Союз», например, предлагает сразу четыре программы кредитования – «Экспресс-микрокредит», «Микрокредит», «Малый кредит» и «Автотранспорт в кредит». Четыре программы предложено из-за различных требований, предъявляемых к получению кредитов предприятиям малого бизнеса в Москве и регионах, а также для удовлетворения потребностей кредитования различных предприятий.[16 , с. 52]

Банк «Союз» решает вопрос об экспресс – кредитовании, за три дня ссужая на год от $5000 до $20000 (от 150 тыс. до 600 тыс. рублей). Это самый дорогой кредит в семействе ссуд малому бизнесу банка «Союз». Ставка: 20% годовых в рублях и 16% в долларах. Решение о выдаче сумм от $20000 до $50000 (от 600 тыс. до 1,5 млн.руб.) банк принимает в течение недели. Это уже «Микрокредит», выдается он на два года, ставка – 19% годовых в рублях и 15% - в долларах. Суммы в 100 тыс. долларов, конечно же, за несколько дней не выдаются. Такие кредиты малый бизнес обычно запрашивает на расширение и перевооружение производства. А значит это должен быть долгосрочный кредит. Банк «Союз» выдает от $50000 до $200000 (от 1,5млн. до 6 млн. руб.) на три года, принимая решение в течение 10 дней и тщательно проверяя бизнес (программа «Малый кредит»). Поэтому и ставка кредитования еще ниже – 18% годовых в рублях и 14% - в долларах. На покупку автотранспорта «Союз» разработал специальную программу. На эти цели малые предприятия могут получить от $5000 до $200000 (от 1,5 млн. до 6 млн.руб.) на два (для отечественных машин) и на три года (для иномарок), оплатив 20% первоначального взноса. Ставки кредитования в этой программе самые низкие – 14% годовых в рублях, 10% - в долларах. Для начинающих предпринимателей «Союз» предлагает отдельную программу. Банк готов выдать на становление бизнеса от 3000 до 150000 рублей на год под гарантии двух поручителей или имущественное обеспечение. Заявка рассматривается за два дня, а такое финансирование – от 30% годовых. [16 ,с. 59]

Характерно, что в вопросах финансово-кредитной политики малого предпринимательства большинство стран отдает приоритет не прямым, а косвенным мерам финансовой поддержки – предоставлению государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства. С этой целью почти во всех развитых странах действуют специализированные государственные организации или организации с мажоритарной долей государства в уставном капитале.

В МЭРТ обсуждается вопрос о создании гарантийного фонда для поддержки малого бизнеса. Этот фонд будет предусмотрен в федеральном бюджете. Управление им планируется осуществлять через уполномоченный банк (скорее всего это будет банк с государственным участием, отобранный на конкурсной основе). Если предприниматель, залоговое обеспечение которого недостаточно, просит в банке кредит, банк обращается в гарантийный фонд и получает недостающее обеспечение. Создание такого гарантийного фонда может помочь решить проблему получения кредита стартующим малым предприятиям с небольшой кредитной историей и недостаточным залоговым обеспечением. [14, с. 45]

Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды фи­нансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следу­ющем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оп­лачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предпри­ятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг не движимости: строитель­ство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах рабо­ты тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, ко­торые берут на себя риск конструкторской, технологической и проек­тной разработки принципиально новых технологий, опытного и про­мышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от при­роста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то, что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходит­ся списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринима­тельской практике, хотя отечественное законодательство предусматри­вает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм.

Особый интерес представляет такой внешний источник финанси­рования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размеще ния акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитен­том самостоятельности.

Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредит­ные программы и многочисленные региональные, городские, целе­вые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ори­ентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых меропри­ятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников. Столичные власти в 2005 году на поддержку малого бизнеса выделили около 1,2 млрд. руб. [22, с. 45]

В Перми открылся центр роста малого бизнеса. Центр представляет из себя специализированное структурное подразделение Западно-Уральского банка, Сбербанка России, позволяющее малым предприятиям осуществлять успешный и цивилизованный бизнес. Открытие центра – итог совместного проекта, в котором участвовали Западно-Уральский банк, Сбербанк и администрация области. По замыслу участников проект поможет расширить доступ малого бизнеса на рынок финансовых услуг. Центр роста должен стать той технологией, с помощью которой удастся создать условия для развития малого бизнеса на территории Пермской области. Работа центра роста малого бизнеса построена на принципе супермаркета – множество самых разнообразных услуг концентрируются в одном офисе. Кредитование, комплексное расчетно-кассовое обслуживание, работа с ценными бумагами, срочное привлечение денежных средств, банковские карты, обслуживание внешнеторговой деятельности предприятий – это далеко не весь спектр предлагаемых центром роста малого бизнеса услуг. [9, с. 22]

Например, в Белгородской области у предпринимателей в скором будущем не возникнет проблем с взятием кредитов, поскольку в Белгороде будет создан кооператив, благодаря которому значительно сократятся сроки выдачи денег. Многие предприниматели предпочитают брать кредиты в иногородних организациях под 20-30% годовых. Между тем Белгородский фонд поддержки малого предпринимательства выдает кредиты под 6-8% годовых и сроки необходимые для получения кредита на большую сумму сократятся с трех месяцев до нескольких дней. [9, с. 26]

Таблица 4

Источники финансирования малых предприятий (в % от числа опрошенных)

Источники финансирования

На пополнение оборотных

средств

Доходы от деятельности предприятия

92

Средства учредителей

24

Кредиты коммерческих банков

24

Заемные средства у друзей, знакомых, родственников

33

Финансовая поддержка местных властей, фондов

поддержки предпринимательства

8

Имущество физических и юридических лиц

9

Ссуды других организаций

9

Гранты (благотворительная помощь)

2

Займы кредитных кооперативов (союзов)

1

Источник: [22, с. 46]

Примечание. В связи с тем, что отдельные опрошенные называли несколько источников финансирования, результат превышает 100%.

Если в 1999г., по данным опроса малых предприятий в г. Москве (проведенного ресурсным центром малого предпринимательства), руководители малых предприятий больше всего надежд связывали с получением кредитов в фондах поддержки малого предпринимательства, банковских, государственных и партнерских кредитов, то в настоящее время малые предприятия стали в меньшей степени рассчитывать на поддержку государства, помощь предприятий – партнеров, а в большей – на свои личные связи.

2.3 Перспективы развития малого предпринимательства в национальной экономике

Цель исследования - определить «болевые точки» малого предпринимательства, а также наиболее перспективные направления его развития. Остановимся на наиболее проблемных аспектах – правовых условиях и имущественных ресурсах. Первый из них чрезвычайно актуален для бизнеса в целом, а не только для малого предпринимательства. Поэтому неудивительно, что ситуация с судебно-правовой защитой лидирует в «антирейтинге» и оценивается крайне низко. Во всех до единого российских регионах число недовольных судебной практикой малых предпринимателей существенно преобладает над оптимистическим. В случаях, когда законные интересы представителей малого бизнеса кем-либо ущемлены, сами предприниматели отнюдь не всегда заинтересованы в обращении именно в суд и часто предпочитают иные способы защиты интересов. Первый и главный из этих способов – обращение к посредникам из властных структур. Об этом заявили 52% опрошенных, 14% респондентов заявляют, что бизнес обращается к посредникам из криминальных структур, 16% - к вышестоящим должностным лицам. Всего 11% уповают на помощь предпринимательских объединений. [9, с. 24]

Второй аспект связан с доступом к производственным площадям, включая офисные помещения, особенно важен для малых предприятий. [6, с. 72] Во многих регионах такие площади либо в большом дефиците и поэтому запредельно дороги, либо же их приобретение и аренда сопряжены с необходимостью преодолевать разного рода административные барьеры. Более половины (55,4%) респондентов сообщили, что рынок недвижимости в регионе имеется, но цены очень высоки и для малого бизнеса недоступны. О тяжести арендного бремени свидетельствуют следующие цифры: у 54,4% респондентов на арендные платежи уходит 30% всех расходов предприятия и более, а у 18% - 50%. [21, с. 12]

Не вызывает оптимизма у респондентов и состояние конкурентной среды, а также уровень безопасности бизнеса. Взаимодействие с государственными органами, давление со стороны криминальных группировок ухудшают предпринимательский климат в большей части российских регионов. Взаимодействие предпринимателей с местными властями или проверяющими инстанциями влечет за собой немалые временные, финансовые, в том числе коррупционные, затраты. Наибольшие проблемы создают проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями или с прямым вымогательством. В среднем по России в 2006 году каждое предприятие проверяли четыре раза. Но есть и явные лидеры, к которым проверяющие наведывались более десяти раз в год, то есть фактически каждый месяц - это Тамбовская и Ростовская области, Мордовия и Московская область. Решение проблем с чиновниками с помощью взяток практикуется довольно часто: свыше 40% респондентов ответили: «широко распространена». Среднестатистическое предприятие тратит на взятки чиновникам и проверяющим до 8,5% выручки. [9, с. 29]

Отвечая на вопрос об актуальных рисках, бизнесмены акцентировали внимание не на криминальных угрозах или нарушениях со стороны государства, а на рисках экономической среды. (Приложение Г ) [9, с. 28]

Ситуация с конкуренцией в основном не благополучна. Половина респондентов заявила о существовании в регионе отраслей экономики, доступ в которые искусственно затруднен. Главная помеха честной конкуренции и доступу на рынки – региональные и муниципальные власти.

По мнению 65% респондентов, представители администрации используют свое служебное положение для поддержки отдельных фирм «часто» или «иногда». Самой проблемной отраслью, с точки зрения вмешательства региональных администраций является строительство и монтажные работы: 43,4% представителей этой отрасли заявили о том, что региональные власти, имея на данном рынке собственные интересы, так или иначе препятствуют работе независимых компаний. [9, с. 25] Другим важным фактором является «давление» со стороны крупных компаний, об этом заявили 26,3% респондентов. [21, с. 11]

Итак, для решения основных проблем малого предпринимательства необходимы:

1. планомерная и регулярная работа по разработке и корректировке стратегий развития малых предприятий на федеральном, региональном и местном уровнях, а также предъявлению результатов этой работы общественности;

2. «демонтаж» препятствий, связанных в основном с незаконной деятельностью отдельных представителей региональных властей;

3. создание и поддержание в работоспособном состоянии базовых элементов предпринимательской инфрастуктуры – судебной системы и рынка деловой недвижимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стоны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в виде налоговых поступлений. Все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.

В 1995 г. в Росси насчитывалось более 900 тыс. малых предприятий, на которых трудилось около 9 млн. человек (доля малых предприятий в ВВП составляла 15,5%). На 1 апреля 2005 г. число зарегистрированных малых предприятий составляло 989 тыс. с числом занятых 7,6 млн. человек (доля малых предприятий в ВВП – 10%). То есть за десять лет никакого рывка не произошло. Проблема – в реальной недооценке властью малого предпринимательства. А ведь значение этого сектора выходит далеко за рамки сугубо экономических параметров.

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в Российской Федерации малого предпринимательства. К ним относятся: слабость действия механизма государственной помощи, неразвитая финансово-кредитная поддержка, несовершенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, ограниченный доступ к производственным площадям, слабая судебно-правовая зашита малых предприятий, давление со стороны органов власти, криминальных структур, а также крупных предприятий и др.

Итак, для решения основных проблем малого предпринимательства необходимы:

1. планомерная и регулярная работа по разработке и корректировке стратегий развития малых предприятий на федеральном, региональном и местом уровнях, а также предъявлению результатов этой работы общественности;

2. «демонтаж» препятствий, связанных в основном с незаконной деятельностью отдельных представителей региональных властей;

3. создание и поддержание в работоспособном состоянии базовых элементов предпринимательской инфрастуктуры – судебной системы и рынка деловой недвижимости.

В настоящее время доля малого бизнеса в экономике России в 4 раза меньше, чем в зарубежных странах. Это наш недостаток сегодня, но зато это огромный резерв роста в будущем. Причем если политика государства станет по-настоящему благоприятной для предпринимательства, такое будущее может и должно быть не отдаленным, а самым ближайшим. Малый бизнес способен превратиться в один из главных локомотивов российской экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агеев А. Предпринимательство: проблемы собственности - М.: Издательство ЭКМОС, 1999. – 322 с.

2. Бахвалов Т. Союзники // Бизнес-журнал. - 2004. - № 11. – С. 24 – 50.

3. Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс – М.: ИНФА – М, 2002. – 264 с.

4. Грасмик К. Малые высокотехнологичные предприятия в экономике России. // ЭКО. – 2005. - №8. – С. 145-161.

5. Иванов Д. Малый бизнес составил рейтинг регионов, где нарушаются права предпринимателей // Российская газета. - 2004. – №10. – с. 5.

6. Иоффе А. Малому бизнесу не встать с колен без поддержки государства // Человек и труд. - 2006. - №1. – С. 61 – 80.

7. Ичитовкин Б. Малые формы хозяйствования. — М.: Экономика, 1991. – 244 с.

8. Клепач А., Яковлев. А. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике // Вопросы экономики. - 2005. - № 8. – С. 12 – 32.

9. Коротецкий Ю. Малый бизнес – большая политика // Малое предпринимательство. - 2005. - №12. – С. 20 – 30.

10. Кукшнер К. Большой кредит для малого бизнеса // Российская газета. – 2004. - №115. – с. 67 – 73.

11. Курс экономики. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФА - М, 2001. – 716 с.

12. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 544 с.

13. Лебедева Л. США: малое предпринимательство, как образ жизни // Человек и труд. - 2005. - №9. – с. 6 – 13.

14. Ленц Е. Центр развития среднего бизнеса / /Бизнес-журнал. - 2005. - № 13. – с. 33 – 49.

15. Малое предпринимательство: Учебное пособие. - 2-е издание М.: ИНФРА-М, 2002. – 243 с.

16. Миронов С. Как малому стать большим // Малое предпринимательство. - 2005. - №9. – с. 50 – 60.

17. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 800 с.

18. Папава В. Роль государства в современной экономической системе // Вопросы экономики. — 1999. — № 11. – С. 12-25.

19. Ременный А. О малом и среднем бизнесе // ЭКО. – 2005. - №5. – С. 64-73.

20. Российский статистический ежегодник 2005

21. Свердлова Т.Н. Российский малый бизнес – рейтинг регионов // Человек и труд. - 2005. - №8. с. 10 – 15.

22. Тарасов Е.Д. Факторы успеха в российском бизнесе // Вопросы экономики. - 2005. № 7. – с. 44 – 57.

23. Титов Д.П. Гарантийный фонд для малого бизнеса // Экономика и жизнь. - 2005. - №24. – с. 19 – 29.

24. Угодников К. Страна с недоверием относится к крупному бизнесу // Страна.ру. 1 декабря 2004. – с. 23 – 41.

25. Урисон Я. Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций. // Вопросы экономики. – 1994. - № 8. – С. 85 - 94.

26. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г.) //СПС «Гарант»;

27. Ханин Г. Состояние и перспективы роста экономики в начале 21 века. // ЭКО. – 2005. - №12. – С. 70-83.

28. Чижов А. До самых до окраин // Бизнес для всех. - 2005. - №31. – с. 21 – 31.

29. Экономика и управление малой фирмой: Учебное пособие. / Под ред. Мишуровой И.В. – М.: ИНФА – М, 2002. – 289 с.

30. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В. П. Грузинова. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 535 с.

31. Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб: Изд. СПб ГУЭФ, Изд. «Питер», 2002. – 544 с.

32. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высших учебных заведений / Под ред. В.Д. Камаева, - 6-е изд., перераб. и доп.. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 640с.

33. Экономический и юридический словарь. / Под ред. А.Н. Азрилияна - М.: Институт новой экономики, 2004. – 702 с.

34. www.investmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=327877

35. www.ress.ru/published/smbusiness6.htm

36. www.rcsme.ru – официальный сайт по поддержке малого предпринимательства.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Результаты исследования о поддержке малого бизнеса

Источник: Фрагменты исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации», проведенного в марте-апреле 2005г. Общероссийской организацией «Опора России» и Всероссийским центром изучения общественного мнения. Было опрошено4350 предпринимателей из 79 субъектов Российской Федерации.

Приложение Б

ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТАВШИХ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ в 2004 г.

Среднесписочная численность работников

Средняя численность внешних совместителей

Средняя численность работавших по договорам гражданско-правового характера

тыс.
человек

в процентах
к итогу

тыс.
человек

в процентах
к итогу

тыс.
человек

в процентах
к итогу

Всего в экономике

7815,1

100

608,6

100

243,5

100

в том числе
по отраслям:

промышленность

1710,7

21,9

90,2

14,8

40,4

16,6

сельское хозяйство

203,4

2,6

6,2

1,0

4,8

2,0

строительство

1514,8

19,4

96,2

15,8

64,5

26,5

транспорт

308,0

3,9

18,5

3,0

8,1

3,3

связь

39,4

0,5

5,5

0,9

1,5

0,6

торговля и общественное питание

2629,8

33,6

212,4

34,9

32,0

13,1

оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

150,4

1,9

18,1

3,0

2,9

1,2

информационно-вычислительное обслуживание

79,2

1,0

6,9

1,1

1,9

0,8

операции с недвижимым имуществом

148,3

1,9

21,2

3,5

4,7

1,9

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

217,5

2,8

32,7

5,4

8,8

3,6

жилищно-коммунальное хозяйство

49,8

0,6

4,8

0,8

7,4

3,0

непроизводственные виды бытового обслуживания населения

77,8

1,0

3,8

0,6

0,7

0,3

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

131,8

1,7

19,8

3,2

6,0

2,5

образование

10,0

0,1

3,3

0,5

3,1

1,3

культура и искусство

55,6

0,7

7,8

1,3

14,1

5,8

наука и научное обслуживание

141,6

1,8

35,0

5,8

23,8

9,8

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

21,8

0,3

6,0

1,0

1,8

0,7

другие отрасли

325,2

4,3

20,2

3,4

17,0

7,0

Приложение В

ОБЪЕМ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ПРОИЗВЕДЕННОЙ
НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ в 2004 г.

Объем произведенной
продукции (работ, услуг) - всего

млрд. руб.

в процентах к итогу

Всего в экономике

2273,9

100

в том числе по отраслям:

промышленность

529,8

23,3

сельское хозяйство

25,8

1,1

строительство

488,6

21,5

транспорт

93,5

4,1

связь

16,3

0,7

торговля и общественное питание

737,7

32,4

оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения

61,8

2,7

информационно-вычислительное обслуживание

15,0

0,7

операции с недвижимым имуществом

39,5

1,7

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

111,5

4,9

жилищно-коммунальное хозяйство

15,6

0,7

непроизводственные виды бытового обслуживания населения

6,2

0,3

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

24,1

1,1

образование

1,6

0,1

культура и искусство

13,4

0,6

наука и научное обслуживание

41,4

1,8

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

1,1

0,0

другие отрасли

51,0

2,3


Приложение Г

Результаты исследования о рисках МП

Источник: Фрагменты исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации», проведенного в марте-апреле 2005г. Общероссийской организацией «Опора России» и Всероссийским центром изучения общественного мнения. Было опрошено4350 предпринимателей из 79 субъектов Российской Федерации.