Реферат: Бизнес-план и его роль в инновационном развитии предприятия

Название: Бизнес-план и его роль в инновационном развитии предприятия
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Содержание:

Введение 3

1.Бизнес-план и его роль в предпринимательской деятельности 6

1.1.Функции и принципы планирования на предприятии 6

1.2.Этапы разработки бизнес-плана 8

1.3.Процесс и организация планирования на предприятии 11

2.Методика составления разделов бизнес-плана 13

2.1.Меморандум предприятия, резюме, описание отрасли 13

2.2.Характеристика и выбор деятельности предприятия 15

Заключение 18

3.Практическая работа 20

Список использованной литературы 23

Приложение 1 24

Приложение 2 25

Приложение 3 26

Приложение 4 27

Приложение 5 28

Приложение 6 29

Приложение 7 30

Приложение 8 31

Введение

Планирование вообще как величайшее достижение человеческого разума является практически естественным и необходимым элементом поведения людей и в быту и на производстве. Труд человека всегда предполагает осознанную целенаправленную деятельность по достижению желаемого результата, образ (план, проект) которого он идеально имеет в самом начале работы, в том числе и в бизнесе. Поэтому планирование можно рассматривать как проектирование процесса создания из беспорядка порядка и повышение его степени, который уменьшает неопределённость или энтропию в данном случае системы предпринимательства.

Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий: крупные социальные и научно-технические программы, распределение бюджета страны, оборону и др. На уровне же предприятий осуществляется не только стратегическое самопланирование, но и детальная разработка оперативных планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.

Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо обдуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнёров и кредитные ресурсы. Он также даёт возможность:

- определить пути и способы достижение поставленных целей;

- максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;

- предотвратить ошибочные действия;

- отследить новые тенденции в экономике, технике и технологи и использовать в своей деятельности;

- доказать и демонстрировать обоснованность, надёжность и реализуемость проекта;

- смягчить влияние слабых сторон предприятия;

- определить потребность в капитале и денежных средствах;

- своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;

- полнее использовать инновации в своей деятельности;

- объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;

- обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).

Одновременно план является руководством к действию и исполнению. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путём корректировок соответствующих показателей.

Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями даёт возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.

Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев процесс творческий, основанный на учёте не только общих закономерностей бизнеса, но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств подготовка бизнес-плана может быть организованна различным образом:

самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт;

командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем реализовывать проект;

сторонней специализированной компанией за определённую плату.

В каждом конкретном случае любой план имеет свою специфику как в предмете деятельности и порядке его осуществления, так и в качественном и особенно количественном отношении – ценах, нормах затрат ресурсов, рынках сбыта и других показателях.

Глава 1.

Бизнес-план и его роль в предпринимательской деятельности.

В самом общем случае план – это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

- рабочий инструмент предпринимателя для организаций своей работы;

- развёрнутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов;

- документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;

- результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определённом рынке.

Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объёму и по содержанию.

Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов. (Приложение 1,схема 1.1)

1.1. Функции и принципы планирования на предприятии.

Бизнес-планирование , как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функции, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок.

Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов.

Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.

Координация и интеграция - учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделенийкомпаний с ориентацией их на единый общий результат.

Безопасность управления – обеспечения информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий.

Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственность.

Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной его корректировки.

Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках.

Документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде: необходимость, непрерывность, эластичность и гибкость, единство и полнота (системность), точность и детализация, экономичность, оптимальность, связь уровней управления, участие, холизм (сочетание координации и интеграции).

1.2 Этапы разработки бизнес-плана.

Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-плана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея – форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса.

Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил – желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и ещё не осознанных потребностей различных слоёв населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и других элементов общества(Приложение 2,схема 1.2)

Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя (Приложение 3,схема 1.3)

Удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем – в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определённым действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируется у предпринимателя с учётом ценностей (представление о значимости различных явлений, о целях и средствах их достижения) и ценностных ориентаций (устойчивого отношения к системе материальных и духовны благ и идеалов, которых человек стремится достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях).

Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес идей технологически проходит в общем четыре укрупнённых фазы (Приложение 6 таблица 1.1.).

Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени (Приложение 4,схема 1.4)

На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия ведения предприятия), которая состоит из:

Этика фирмы

Основопологающие принципы

Внешний образ фирмы

Ценности организации

Высшие цели и ограничения: тактические и оперативные цели

Авторитет предприятия

Культура предприятия

Нормы поведения фирмы

Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия.

В системе бизнеса выполняет следующие пять функции:

Инициативы – сопоставление существующего желаемого состояния фирмы, мотива действий.

Критерия принятия решения - оценка информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе.

Инструмента управления – руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса.

Координация – обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений.

Контроля – сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.

В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия (Приложение 7,таблица 1.2.).

На третьем этапе, после определения миссия, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объём и структуру бизнес плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи.

Примерная структура бизнес-плана должна состоять из:

Меморандум и конфидициальности

Резюме

Описание отрасли

Характеристика предприятия

Выбор деятельности

План маркетинга

Производственный план

Организационная структура предприятия

Финансовый план и бюджет предприятия

Анализ рисков

Организационный план

Приложения

Конечно, применительно к конкретному проекту структуру бизнес-плана можно уточнять – укрупнять разделы или, напротив, детализировать.

Четвёртый этап бизнес планирования состоит в сборе информации необходимой для разработки каждого раздела плана.

Последний пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа.

1.3. Процесс и организация планирования на предприятии.

В практике планирование – это важнейшая функция управления. В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности, в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов:

Определение целей планирования – желаемого состояния предприятия и его положения на рынке

Анализ проблем – фактического исходного положения дел и по окончании планового периода

Поиск альтернатив – выявление возможных вариантов развития по различным сценариям

Определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объёмов производства и др.

Оценка – проведение оптимизационных расчётов и обоснование экономических показателей

Оформление плана в виде единого документа

При организации разработки бизнес-плана предварительно определяются:

Объекты планирования – предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, определение общих целей, потенциала, программ и действий.

Разработчиков плана – ответственные работники фирмы, специализированные функциональные службы, внешние консультанты или определённая их комбинация.

Порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование (координация) частных планов и их объединение в общий проект.

Методы планирования – обычные традиционные приёмы (таблицы, графики и т.п.) и современные компьютерные специальные программы.

Глава 2

Методика составления разделов бизнес-плана

При обосновании положении положений бизнес-плана целесообразно:

Акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому представляет интерес для тех, кому они адресованы – работникам предприятия, партнером или другим внешним потребителям.

Представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана.

Аргументировать все расчёты и показатели таким образом, что бы они были реальными и достоверными, без преувеличения и приукрашивания экономических результатов реализации проекта.

Бизнес план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:

Наименование проекта, например, «бизнес-план создания предприятия по производству обоев»

Метод подготовки плана

Авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны

Имена и адреса учредителей

Назначение бизнес-плана и его пользователя

После титульного листа следует оглавление – формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.

2.1. Меморандум конфиденциальности, резюме, описание отрасли.

Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использование ее исключительно в интересах фирм, представивший проект.

Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные:

Идеи, цели и суть проекта

Особенности предполагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов

Стратегии и тактика достижения поставленных целей

Квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров

Прогноз спроса, объёмы продаж товара (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т.д.)

Планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования

Ожидаемая чистаяприбыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат

Основные факторы успеха – описание способов действий и мероприятий.

Описание отрасли анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику:

Её сырьевой базы

Сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нём

Потенциальных клиентов их возможности

Региональной структуры производства

Основных фондов и их структуры

Инвестиционных условий

Анализ инвестиционный привлекательности сферы бизнеса состоит из трёх этапов:

многофакторного анализа уровня интенсивности отраслей конкурентности

Определение стадии развития избранной отрасли

Непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли

При выборе сферы бизнеса и отрасли полезными являются сведения об их положении в мировом разделении труда и на международном рынке, экспортных возможностях, а так же производственно-технические связи с другими отраслями народного хозяйства, для которых может представлять интерес продукция этой отрасли (Приложение 5.схема 2.1)

В любой стране существуют запрещённые сферы бизнеса (контрабанда, порнография и др.), а также виды деятельности, которые являются предметом государственной монополии (оружие, ядохимикаты, наркотики и др.).

Для многих предпринимателей возникают и экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль:

Высокий уровень начального капитала

Длительный срок окупаемости вложенных средств

Неопределённость в достижении прибыли (сфера образования и др.)

Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. предпринимательская деятельность подвержена цикличности: процветание, застой, спад.

Кроме того, экономические ситуации различаются не только во времени, но и в пространстве – по районам и регионам. В монополизированную отрасль внедриться труднее, чем в конкурентную. Выбор сферы деятельности предприниматель осуществляет из пяти основных видов деятельности (Приложение 8,таблица 2.1.)

В экономике любой страны можно выгодно обнаруживать и заполнять тысячи и тысячи «ниш» даже на традиционных и давно поделенных рынках. Многие преуспевающие компании быстрым ростом обязаны не тому, что их руководство стремилось создать новый продукт, а потому, что оно внедрило на рынке ту же продукцию или услуги, что и другие фирмы той же отрасли, но совершенно иным способом

2.2. Характеристика и выбор деятельности предприятия.

Полный перечень сведений о компании кроме краткой экономико-географической и исторической справки (местонахождение, занимаемая площадь, дата образования и сведения о развитии за прошедший период), размера уставного капитала и распределения капитала между учредителями включает в себя следующие данные:

Идентификационный номер, код ИНН

Полное и сокращенное наименование предприятия, код ОКПО

Дата регистрации предприятия, номер регистрационного свидетельства, наименование органа, зарегистрировавшего предприятие

Почтовый и юридический адрес предприятия: индекс, республика, область, автономный округ и т.д., код ОКАТО

Подчиненность предприятия – вышестоящий орган, код ОКОГУ

Вид деятельности (основной), код ОКОНХ

Организационно-правовая форма предприятия, код ОКОПФ

Форма собственности, код ОКФС:

доля государства (субъекта Федерации) в капитале, %

Включено или нет в государственный реестр РФ предприятий-монополистов:

республиканский

региональный

Банковские реквизиты

Адрес налоговой инспекции, контролирующей предприятие

Организационная структура предприятия, дочерние компании

Фамилия, имя, отчество, телефоны, факсы администрации предприятия

Характеристика менеджеров, отвечающих за результаты работы предприятия:

возраст

образование

квалификация

предыдущие три должности

срок работы на предприятие

Любой предпринимательский проект начинается с формирования идеи продукта, товара или услуги. Задача состоит в том, чтобы достаточно полно представить в бизнес-плане важнейшие характеристики предлагаемого на рынок товара (услуги).

Прежде всего, необходимо дать четкое описание полезного эффекта, ради которого потребители будут приобретать этот товар: новые или уникальные свойства, сфера удовлетворяемых потребностей отлична от предлагающихся на рынке аналогов, в том числе:

Какую именно потребность он удовлетворяет

Как реализуется этот товар или оказывается услуга

Уровень цены и группа покупателей, которой он доступен

Характеристика спроса на предлагаемый товар

Каким образом товар продаётся

Слабые стороны товара

Каковы постоянные издержки, связанные с производством товара

Кто должен освоить производство данного товара

Перспектива смены данного товара другим

Другим важным обстоятельством, влияющим на разработку стратегии производства и реализации продукции, а, следовательно, и расчётов в этом разделе бизнес-плана, является определение жизненного цикла предполагаемого товара.

Заранее определенное и просчитанное движение товара по стадиям или фазам жизненного цикла позволит предпринимателю своевременно принять те меры, которые соответствуют переживаемой продуктом стадии. Инструменты, которыми предприниматель должен владеть для своевременного упреждения и преодоления падения спроса на товар, многообразны: цены, методы распространения товара, его реклама, маневрирование объектами производства и продвижение товаров на рынке, что влияет на уровень и объём продаж, а следовательно, и финансовые итоги реализации предпринимательского проекта.

Заключение

Реформы в экономике неразрывно связаны с изменением стереотипов управления, методов и подходов в планировании и осуществлении преобразований. Сущность этих преобразований заключается в быстром и фундаментальном изменении действующих процедур.

В истории человеческого общества не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определённых структур управления. В значительной степени успех или неуспех предпринятых усилий зависит от совершенствования организации управления и его важнейшей функции – бизнес планирования.

В современной быстроменяющийся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.

Бизнес планирование – это определённые цели развития управляемого объекта, методов, способов и средств её достижения, разработка программы, плана действия различной степени детализации на ближайшую и более отдалённую перспективу.

Бизнес планирование – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.

Бизнес планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какие-то действия в будущем.

Процесс планирование позволяет увидеть весь комплекс будущих операций предпринимательской деятельности и предвосхитить то, что может случиться. Особенно важно планирование в коммерческой деятельности, где требуется предвидение в долгосрочной перспективе и предварительные разработки, предшествующие первым шагам предприятия. Составление и реализация плана – непрерывный процесс.

Работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельность на основе плана – реакция на предвиденные и запланированные явления.

Современная экономическая ситуация, связанная с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.

Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.

Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трёх элементов:

Понимание общего состояния дел на данный момент

Представление того уровня, который вы собираетесь достичь

Планирование процесса перехода из одного состояния в другое.

Бизнес-план позволяет решить эти проблемы.

Практическая часть

Описание объекта исследования и определение ре­сурсных возможностей предприятия.

Предприятие как самостоятельный хозяйствующей субъект представляет собой сложную социально-экономическую систему. При исследовании предприятия как социально-экономической сис­темы принято рассматривать собственно систему (предприятие) и внешнюю среду, в которой функционирует эта система.

В связи с этим, в курсовой работе необходимо описать миссию и цели предприятия, его внутреннюю и внешнюю среду.

В современных условиях хозяйствования предприятие, разрабаты­вая рыночную стратегию, рассматривает разные варианты комбинации ресурсов с целью удовлетворения спроса на продукцию и минимизации объема ресурсов.

Для успешной работы хозяйствующего субъекта необходимо, что­бы производственная мощность предприятия соответствовала имеюще­муся спросу на продукцию. При этом рекомендуется для снижения хо­зяйственного риска иметь запас производственной мощности в размере 10-20%.

Следует различать понятия: теоретическая (проектная), максималь­ная, экономическая и практическая производственная мощность.

Теоретическая (проектная) мощность характеризует максимально-возможный выпуск продукции при идеальных условиях функциониро­вания предприятия. Этот показатель используется при обосновании программ строительства предприятий, расширения производства, пла­нировании инновационных мероприятий.

Под максимальной мощностью понимается теоретически возмож­ный выпуск продукции в течение рассматриваемого периода при воз­можности увеличения смен и рабочих дней, и использовании только установленного оборудования.

Экономическая производственная мощность - это предел выпуска продукции, который предприятию невыгодно превы­шать.

Практическая мощность характеризует выпуск продукции в реально сложившихся на предприятии условиях работы.

В соответствии с заданием на курсовую работу необходимо определить производственную мощность предприятия с различ­ных позиций, то есть рассчитать теоретическую, максимальную. экономическую и практическую мощность.

Производственная мощность предприятия зависит от фонда рабочего времени, производительности одного станка и количе­ства станков на предприятии.

Годовой фонд рабочего времени одного станка:

Тфрвраб *nсм *tсм * (1- t пр /100) ,

Тфрв =258*2*8*(1-20/100)=3302,4.

Где

Тфрв - годовой фонд рабочего времени станка, час.;

Траб - количество рабочих дней в году, дн.;

псм - количество смен на. предприятии, ед.;

tсм - продолжительность одной смены, час.;

t пр - время простоев, % .

Годовая производительность одного станка:

Р год стфрвст ,

Р год ст =3302,4*10=33024,

где

Р год ст - годовая производительность станка, ед.;

Рст - техническая производительность станка, ед./час.

Производственная мощность предприятия:

Мпр = Р год ст * n ст ,

Мпр =33024*18=594432,

Где

Мпр - производственная мощность предприятия, ед.;

n ст - количество станков на предприятии, ед.

Соответственно, для расчета теоретической (проектной) мощности предприятия необходимо учесть резерв увеличения количества станков. Фонд рабочего времени определяется исхо­дя из трехсменной работы предприятия, при этом продолжи­тельность смены рассчитывается без учета непроизводительных простоев, то есть корректируется только на величину простоев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и технологией.

Максимальная производственная мощность определяется исходя из трехсменной работы предприятия и фактического ко­личества станков.

Экономическая мощность предприятия зависит от рыночно­го спроса на его продукцию и необходимого резерва производ­ства для снижения риска.

При расчете практической мощности учитывается фактиче­ское количество станков и рабочих смен на предприятии.

Использованные источники:

1. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001.- 224 с.

2. Голубков Е.Л. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Дело, 2002.-192с.

3. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.: Междунар. отношения. 1991.-416 с.

4. Корчагина Р.Л. Расчет основных экономических показателей предприятия на основе маркетинговых исследований. СПб.: БГТУ, 2001.-35 с.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. - СПб.: Коруна, 2005. - 698 с.

6. Крылова Н. Как добиться успеха с помощью бизнес-плана. // Деловые люди. - 1994:-№3.-с.81-83.

7. Маниловский P.Г. и др. Бизнес-план. Методические материалы. - М.: Финансы и статистика, 2001.-76 с.

8. Алексеев М.М., Планирование деятельности фирмы (учебно-методическое пособие), М, Финансы и статистика, 1999

9. Горохов Н.Ю, Малеев В.В., Бизнес-планирование и инвестиционный анализ, М, Филинъ, 2000

10. Горемыкин В.А., Бутулов Э.В., Планирование на предприятии, М, Филинъ, 1999

17. Пелих А.С., Бизнес-план или как организовать собственный бизнес, М, Ось-89,2002

Приложение 1

Схема 1.1 Назначение бизнес-плана и его основные элементы



Приложение 2

Схема 1.2 Внешние источники новых идей и их отражение в бизнес-плане.


Приложение 3

Схема 1.3. Основные субъективные факторы возникновения предпринимательских идей


Приложение 4

Схема 1.4. Этапы формирования бизнес-плана


Приложение 5

Схема 2.1. Основные факторы выбора сферы предпринимательской деятельности.



Приложение 6

Таблица 1.1. Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей в бизнес-плане.

№ п\п Наименование фазы Основание содержание
1.

Поиск новой идеи и

факторы ее возникновения.

Мотивы, состояние рынка, достижение науки и техники, не осознанный или не удовлетворённый спрос и т.п.
2.

Анализ потенциальной и

реальной ценности идеи

Выявление необходимых условий и наличия технических, экономических и

социальных возможностей реализации идеи (потребность)

в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель)

3. Оценка риска Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь.
4. Разработка бизнес-плана проекта План действий по реализации цели: выбор техники, технологии, обеспечение ресурсами, управление процессом и т.д.

Приложение 7

Таблица 1.2 Миссия и цели предприятия

Показатели Миссия цели
1. Временной критерий

Устремлена в будущее, но не имеет

временных определении и не зависит

от текущего состояния

Всегда

предполагает

сроки

их достижения

2. Направленность информации На внешнюю среду предприятия – на потребителей, общество, регион, их интересы, ценности, ожидания. Чаще имеют внутрифирменную ориентацию и направлены на улучшение использования ресурсов, резервов.
3. Особенности формулировки Выражаются в общих терминах, и освещает образ предприятия, его марку, стиль и т.п. Чаще имеют конкретное выражение результатов деятельности
4. Измеримость Преобладает качественные характеристики и относительный масштаб выражения В основном количественно измеримы и могут быть однозначным и множественным.

Приложение 8

Таблица 2.1 Виды бизнеса и их функции.

Вид бизнеса Основные функции Организационные формы
Производственный Производство товаров, работ, оказание услуг Коммерческие организации (предприятия, фирмы, компании)
Коммерческий Купля-продажа товаров и услуг Торговые организации, товарные биржи
Финансовый Купля-продажа валют, ценных бумаг, инвестирование Банки, фондовые биржи, финансовые компании, трастовые и др. организации
Посреднический Оказание услуг Коммерческие организации
Страховой Страхование и перестрахование Страховые компании