Реферат: Профиссиональная этика юриста

Название: Профиссиональная этика юриста
Раздел: Рефераты по этике
Тип: реферат

1. Понятие этики и ее характеристика.

Нравственные проблемы профессиональной деятельности юриста, как и представителей многих других профессий (врачей, учителей и др.), изучает прикладная отрасль философской науки этики - профессиональная этика .

Профессиональная этика” являются нравственные аспекты профессиональной деятельности сотрудников различных аппаратов, служб и подразделений, юристов

Этимологические корни термина “этика” восходят к древнегреческому слову ethos (этос), которое первоначально (в частности, в одном из древнейших произведений Гомера “Илиада”) обозначало место пребывание или совместное жилище. Постепенно оно приобрело новые значения : обычай, темперамент, характер, образ жизни. История эволюции слова “этос” зафиксировала то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают не сами по себе, они рождаются в совместном общежитии.

Отталкиваясь от значения термина “этос” как характера (темперамента), выдающийся древнегреческий философ Аристотель образовал прилагательное ethicos (этический). Им он обозначил особый класс человеческих добродетелей, а именно добродетелей характера (мужество, умеренность и др.), которые отличаются от добродетелей разума (ум, интеллект и др.). Для обозначения науки, которая изучает человеческие добродетели, Аристотель ввел в оборот новое существительное ethice (этика). Так, еще в 4 веке до н.э. этическая наука получила свое имя, которое носит до настоящего времени.

Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низ менным в своих половых и вкусовых инстинктах.( Аристотель)

Эволюция понятия “этика” повторяется еще раз на римской почве. Приблизительным латинским аналогом слова ethos является слово mos (нрав и характер человека, покрой одежды и моду, обычай и порядок).

Древнеримский оратор и философ Цицерон, ориентируясь на греческий опыт и прямо ссылаясь на Аристотеля, образовал от слова mos прилагательное moralis (относящийся к характеру, обычаям), а от него позднее произошел термин moralitas (мораль).

Следовательно, по своему этимологическому содержанию греческое ethice и латинское moralitas совпадают. Эти понятия родились не в стихии народного сознания, а были образованы философами для обозначения определенной области исследования. В некоторых европейских языках наряду с заимствованным термином “мораль” существуют собственные слова для обозначения того же явления. Так, в русском языке подобный смысл вкладывается в термин “нравственность”.

Этика - это философская наука, объектом изучения которой является мораль: ее сущность, происхождение, функционирование, а также проблемы нравственности в обществе.

Возникновение профессиональной этики обусловлено реальным разделением труда, совершенствованием производственных отношений, что привело к выделению профессий. Зарождение профессий как формы трудовой деятельности, являющейся источником существования конкретных людей, потребовало от них специальной подготовки и обусловило специфику профессиональных отношений.

На почве профессиональной деятельности между людьми складываются своеобразные, неповторяющиеся в других сферах жизни нравственно-психологические отношения, которые требуют от человека соответствующих решений и поступков, т.е. у представителей конкретных профессий формируются особые нравственные установки, ориентации, убеждения, привычки, принципы и нормы поведения.

Таким образом, повседневный опыт, необходимость в реальной жизни регулировать взаимоотношения людей в профессиональных коллективах привели к созданию и оформлению требований и нормативов профессиональной этики.

Специфические профессиональные отношения неизбежно порождают своеобразные формы моральных требований, предписаний и оценок, которых нет среди людей другой сферы деятельности. Особенности и объем их определяется спецификой труда, налагающей отпечаток на манеру поведения людей, а также правилами, привычками, сложившимися традициями и обычаями, которые со временем претерпевают изменения, правовыми нормами в форме постановлений, распоряжений, приказов, инструкций.

Таким образом, профессиональная деятельность людей - это та микросреда, которая продолжает формирование личности и накладывает отпечаток на нравственный облик человека.

В этической литературе выделяют, как минимум, пять признаков, определяющих конкретные профессиональные сферы, в которых следование этическим нормам особенно важно.

1). Необходимость для представителей профессии проникать во внутренний мир человека, оказывать непосредственное воздействие на него как на личность, принимать непосредственное участие в изменении его судьбы, что обусловливает существование таких норм профессиональной морали, которые, с одной стороны, содействуют успешному осуществлению профессиональных функций, с другой - обеспечивают охрану интересов личности или группы людей как объекта деятельности.

2). Повышенный по сравнению с другими профессиями удельный вес творчества в профессиональной деятельности, поскольку ни подлинное проникновение в личность, ни оказание эффективного воздействия на нее, ни участие в изменении судьбы человека невозможны без настоящего, глубокого творчества.

3). Предъявление обществом повышенных, специфических моральных, а часто и правовых, требований, оказание большого доверия представителям тех профессий, где профессиональная мораль функционирует наиболее полно.

4). Решающая роль морального фактора, нравственных качеств личности профессионала для выполнения задач трудовой деятельности:

- профессия врача “требует самопожертвования, чистоты души и чистоты помыслов” ( А.П.Чехов);

- “лучше совсем не иметь воспитателя, чем иметь воспитателя, который сам не воспитан” (А.С.Макаренко);

- “судья призван прилагать все силы ума и совести, знания и опыта, чтобы постигнуть житейскую и юридическую правду дела” (А.Ф. Кони).

5). Наличие в профессии специфической экстремальности, вызванной прежде всего эмоциогенными, а не физическими факторами. Есть целый ряд профессий, к которым относится и деятельность юристов, где экстремальные условия создаются как раз необходимостью работы с людьми, повышенной ответственностью, наличием риска для жизни, что может приводить к возникновению стрессовых состояний, а иногда и к профессиональной деформации личности.

Рассмотренные признаки позволяют сделать вывод о том, что профессиональная мораль, являясь составной частью общей морали, имеет и качественную специфику. Для представителей конкретных профессий кроме моральных принципов, принятых в обществе, особое значение приобретают конкретные нравственные, профессиональные нормативы и требования.

Необходимость в повышенной мере моральной ответственности и долга проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической,

научной, журналистской и творческой деятельности, то есть в тех сферах, где труд специалиста не умещается в строгие формальные схемы, а от его эффективности зависят состояние здоровья, духовный мир и положение человека в обществе. В данной ситуации возрастает значение активности, самостоятельности в принятии решений в условиях самых различных конфликтных ситуаций, возникающих в труде и вне труда. Поэтому наличие высокоразвитых и качественно-специфичных нравственных черт личности представителей указанных профессий рассматривается обществом как важнейшая сторона их пригодности. Эти особенности трудовой морали были замечены очень давно и дошли до нашего времени в понимании термина “профессиональная этика”.

Таким образом, профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человеческая личность или социальные группы общества.

Если проанализировать все многообразие этических норм, выработанных нравственным опытом самых различных профессий, то мы увидим много общего в профессиональных кодексах специалистов.

Так, например, и педагог, и участковый инспектор милиции выполняют функцию воспитания. Несмотря на существенные различия, вытекающие из условий работы педагога и участкового инспектора, их должны объединять те общие моральные качества, которые необходимы для успешной воспитательной деятельности (чуткость, тактичность, вежливость, доброжелательность и др.).

Общие моральные качества объединяют и представителей так называемых “мужественных профессий” - летчиков, военнослужащих, сотрудников, юристов (смелость, стойкость, находчивость, решительность, самоотверженность). Поскольку по роду своей деятельности юристам часто приходится разбираться в бытовых отношениях людей, они в таких случаях выступают в роли “арбитров”. Успешно выполнить данную роль может лишь человек, который сам безупречен. Именно при этом условии его решения, высказывания будут искренними и убедительными. Такие пороки как нечестность, злоупотребление спиртным, легкомысленное отношение к семье, нетактичное поведение в общественных местах, неуважительное отношение к людям несовместимы с профессиональной этикой юриста, которая отражает реальное положение его в обществе: он облечен государственно-властными полномочиями, он от имени государства. Его деятельность регламентируется законодательными актами, в соответствии с которыми складываются специфические черты морального сознания юриста, призванного обеспечить единство норм права и морали в обществе. Во всех служебных ситуациях, чтобы избежать негативного восприятия, он должен соблюдать этические нормы, проявлять гуманное, уважительное и справедливое отношение к людям.

В сфере внимания юристов находится огромная масса людей. Среди них встречаются лица с деформированными нравственными устоями, с антиобщественными установками в психологии, с исковерканными судьбами или лица, попавшие в трагические обстоятельства. Эти люди, как правило, находятся в возбужденном или беспомощном состоянии. Авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета кадров юристов, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств.

От юриста-профессионала требуется прежде всего неподкупность, верность духу и букве закона, соблюдение равенства всех людей перед законом. Одним из основных принципов правоприменительной деятельности юриста является презумпция невиновности - требование считать гражданина невиновным до тех пор, пока его вина не доказана судом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная этика юриста - это наука о применении общих норм и принципов морали в их деятельности и повседневном поведении.

Категории этики - это понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны нравственного освоения человеком окружающего мира.

В целом же, как мировоззренческие категории, они выполняют следующий ряд функций:

- познавательную (раскры­вают сущность и закономерность нравственного способа освоения мира);

-оценочную (позволяют достоверно оценивать действительность, человека и его деятельность с позиций добра);

- ориентирующую (ориенти­руют человека в мире нравственных ценностей);

- регулятивную (являются основой нравственного отношения человека к миру, людям, своей деятельности, определяют направленность его действий и поведения);

- прогнозирующую (дают возможность предвидеть и моделировать будущее, создавать образ совершенного мира и человека);

- интегрирующую (объединяют людей на основе единых идей добра); воспитательную (формируют нравственные чувства, потребности, побуждают к борьбе со злом).

Все эти функции взаимосвязаны.

Значение этических категорий для юриста определяется еще и тем, что они дают возможность осознать нравственную ценность их профессиональной деятельности, служат мировоззренческой основой формирования потребности творческого отношения к своей деятельности.

Этика рассматривает понятия “добра” и “зла” в соответствии с такой категорией, как “благо”, которая обозначает положительную ценность предметов и явлений. В обыденной жизни благо - все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей. Поэтому благами называют, прежде всего, предметы, полезные для человеческой жизни - пищу, одежду, жилище, материальные блага. Духовные блага - это духовные ценности (образование, познание, достижения культуры), нравственные ценности(добро), эстетические ценности (красота).

Наличие необходимых благ и является непременным условием существования и развития человека, общества. В различных общественных условиях материальные и духовные блага по разному удовлетворяют человеческие потребности, а нередко выступают в противоположной роли: то, что является благом для одних, не является благом для других. Противоречие особенно обостряется, когда благо одних достигается за счет других. В этом смысле понятие блага можно рассматривать только в соотношении “общество-человек”, а мораль должна регулировать взаимоотношения между отдельными людьми и обществом. Истинно человеческая нравственность основывается на гармонии общественных и личных интересов.

Таким образом, этика рассматривает понятия общественного блага и личного блага. Общественное благо - это совокупность общих материальных и духовных ценностей, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития. Личное благо - это совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящих от общих социальных условий. Обеспечение общественного блага составляет главное условие личного блага. Стремясь к благу, человек активно преобразует мир во взаимодействии с другими людьми и в этой практической деятельности становится творцом добра или зла.

В современной этике категория добра имеет несколько тесно взаимосвязанных аспектов:

- во-первых, добро - объективное моральное качество поступка;

- во-вторых, добро - идеал, т.е. общее понятие, объединяющее всю совокупность положительных принципов и норм данной морали;

- в-третьих, добро - нравственная цель поведения, где оно выступает как мотив поступка;

- в-четвертых, добро - моральное качество человека добродетель.

Добро может проявляться и проявляется в сфере трудовой, политической и правовой, эстетической деятельности людей, искусстве, быту, поведении. Критерием доброго поступка человека является его отношение к благу общества, личности. Нравственная ценность поступка человека зависит от того, насколько нравственны (добры) его цели, средства, мотив, способ и результат. Формы добра и добродетели разнообразны: в отношении к человеку, к труду - это гуманизм, доброжелательность, чуткость.

Благу и добру всегда противостояло зло. Соответственно, добро - это все, что способствует благу, а зло - все, что подрывает и разрушает благо. Делать добро - это значит активно противостоять злу, бороться с его проявлениями.

Зло - это категория этики, по своему содержанию противоположная добру и благу. Оно включает в себя представления о том, что противоречит требованиям морали, представляет собой поступки и отрицательные моральные качества, заслуживающие осуждения. Зло - это убийство, воровство, насилие, хулиганство и т.д. Проявление зла связано с отрицательными моральными качествами: жадностью, эгоизмом, черствостью, грубостью, лицемерием.

Преступность, нарушение закона - это тоже формы проявления зла. Борьба со злом, с его проявлениями - путь к утверждению добра. Юристы, предупреждая, пресекая и раскрывая преступления, обеспечивая правопорядок способствуют уменьшению социального зла и возрастанию добра в обществе. В этом проявляется нравственное содержание их профессиональной деятельности.

С момента своего возникновения этика занималась выявлением и определением зла, выясняла причины его появления, искала пути борьбы с ним, способы его искоренения.

2. Мораль и ее функции. Характеристика структурных элементов морали.

В любом обществе существуют определенные нормы, регулирующие взаимоотношения между его членами, некая организация их поведения. Соблюдение норм общественной жизни неизбежно, т.к. они содержат указания на то, к какому виду поведения можно отнести соответствующие поступки - добро это или зло, честно, справедливо это или постыдно, словом, они оценивают, что - “хорошо”, а что - “плохо”. Всяческие, даже серьезные нарушения их, касаются лишь частностей, лишь отдельных норм.

Несмотря на различные точки зрения на происхождение морали, существующие в этической науке, не вызывает каких-либо сомнений то, что мораль существовала всегда, к ней причастны все, она формировалась и развивалась в процессе становления и эволюции человеческого общества.

Традиционно в основе классификации исторических типов морали лежит формационный принцип различения способов производства в соответствии с которым выделяются: мораль первобытного строя, мораль рабовладельческого, феодального, буржуазного и современного общества.

Мораль - это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Она регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни - в труде и в быту, в политике и науке, в семье и общественных местах.

В этической науке существуют разные точки зрения, как отличающие мораль от нравственности, так и отождествляющие эти понятия, но подавляющее большинство современных исследователей признают их тождественность. Таким образом, нравственность - понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина “мораль”), происходящее от слова “нрав”.

Мораль тесно связана с правом, социальной функцией которого также является регулирование поведения людей в обществе. Однако оно осуществляется иначе, чем в морали. Если право регулирует отношения между людьми, опираясь на принудительную силу закона и государства, то мораль регулирует отношения между людьми посредством общественного мнения и совести человека, т.к. нравственное сознание включает в себя как понятия, правила, принципы, идеалы, так и чувства, например, удовлетворенности и неудовлетворенности, радости и огорчения, любви и ненависти.

Мораль очень тесно связана с эстетикой - наукой о прекрасном, об искусстве. Важнейший предмет эстетики - эстетическое отношение человека к действительности, которое весьма разнообразно и пронизывает все без исключения сферы его бытия: труд, познание, общение, быт, спорт и т.д. Человек везде стремится творить по законам красоты, внося в окружающую его среду эстетическое начало. Эстетическое по своему объему шире этического, т.к. в искусстве находит отражение весь материальный мир - неживая и живая природа, человеческое общество. Но по цели, своему назначению эстетическое играет подчиненную роль: его задача - утверждать добро, передовую мораль.

Моральные качества есть, прежде всего, качества характера. Они формируются в реальном опыте общения, борьбы, сотрудничества людей. В этом отношении они отличаются, а нередко и противостоят интеллектуальным свойствам личности, которые выражают познавательную мощь, способность проникнуть в глубь причинно-следственных взаимосвязей окружающего мира.

Мораль не имеет своей внешне строго и постоянно очерченной сферы. Она свойственна всякой общественно- значимой деятельности, всем общественным отношениям: политические решения характеризуются как гуманные или антигуманные; экономические - как справедливые и несправедливые; духовная позиция - как честная или бесчестная и т.д. Мораль представлена в каждом контакте человека с человеком.

Вся многообразная гамма телесных и предметных проявлений человеческой активности может служить способом выражения морали: мимика, жесты, речь, молчание, одежда, жилище и т.д. - за всем этим может скрываться определенная нравственная позиция.

Мораль функционирует в обществе как единое целое, в котором выделяются три структурных элемента:

- нравственная деятельность;

- нравственные отношения;

- моральное сознание.

Нравственная деятельность людей - это основа морали. Любая человеческая деятельность, в том числе и моральная, включает в себя цель, средства и результат. Каждая деятельность имеет свою конкретную цель - человек что-то предполагает, планирует сделать. Однако в любой предметной деятельности всегда присутствует и моральный мотив - во имя чего совершается данное дело: во имя добра, справедливости, других каких-то моральных целей или же содержится злой умысел. Эта сторона предметной деятельности и выражает нравственное содержание ее цели. Человек может ставить перед собой как приемлемые (нравственные), так и неприемлемые (безнравственные) цели.

Для достижения цели используются определенные средства, которые по своему содержанию также могут быть нравственными или безнравственными. Например, в деятельности юристов при проведении допроса, преследующего положительную цель - раскрыть преступление, могут использоваться как положительные, нравственные (законные), так и отрицательные (незаконные) средства: угроза, психологический нажим, различные формы насилия и т.д.

Любая деятельность имеет определенные последствия (близкие или далекие, благоприятные или неблагоприятные) и результаты (нравственные и безнравственные). При этом важно отметить, что в целом нравственный характер деятельности зависит от выбора соответствующих целей и средств. Если один из этих элементов приобретет безнравственный оттенок, то и деятельность изменит свою направленность.

В любой человеческой деятельности между ее участниками складываются специфические отношения, которые являются вторым элементом (блоком) морали.

Нравственные отношения , складываясь в процессе нравственной деятельности, существуют в виде совокупности определенных зависимостей и связей, являются условием, через которое осуществляется эта деятельность.

В нравственных отношениях отражается объективный интерес общества, класса, личности. Они закрепляют на практике устойчивые поведения и выступают как единая связь норм, запретов, как определенная система. Таким образом, каждый человек независимо от своей воли и желания включен в сферу моральных отношений.

Одной из важнейших особенностей нравственных отношений является их универсальность, которая находит своё выражение в том, что эти отношения пронизывают все сферы жизни и деятельности людей.

В зависимости от объекта нравственные отношения подразделяются на следующие виды:

- нравственные отношения личности и общества;

- нравственные отношения личности и личности;

- нравственные отношения личности к самой себе;

- нравственные отношения личности и человечества.

По признаку универсальности и сферам жизни нравственные отношения можно классифицировать на отношения к труду и к людям в процессе труда, отношения в общественно-политической деятельности: в правовой, научной, педагогической, художественной, семейно-бытовой и т.д.

Богатство и многообразие нравственных отношений, в которые включается личность, определяют богатство и многообразие его нравственной культуры. Их специфика выражается в том, что, вступая во взаимоотношения друг с другом, обществом, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, которые фиксируются сознанием долга, ответственности, совести.

Нравственные отношения - социально значимые взаимоотношения людей, которые закреплены в нравах, определяют понимание смысла и значимости бытия, являются каналами морального общения людей, регуляции поведения и передачи морального опыта.

Любой поступок человека, в котором проявляются определенные нравственные отношения, объективно приобретает значение положительной или отрицательной ценности или их противоречивого сочетания. С изменением материальных, социально-экономических условий жизнедеятельности людей происходит и изменение ценностей, которые были закреплены в духовной культуре общества. Исчезают старые и появляются новые ценности, меняется их соотношение: одни отодвигаются на второй план, а другие - выходят вперед. Вместе с изменением нравственных отношений людей в обществе меняется и их нравственное сознание.

Третьим элементом (блоком) общей структуры морали является моральное сознание - система взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Моральное сознание объединяет нравственный опыт человечества, систематизирует его и создает рассудочные шаблоны для стереотипного поведения, вполне эффективные для обычных моральных ситуаций. Для решения проблемных, конфликтных ситуаций моральное сознание вырабатывает нравственную интуицию.

Моральное сознание включает в себя два уровня отражения действительности: эмоционально-чувственный и рациональный.

Эмоционально-чувственный уровень морального сознания включает в себя совокупность нравственных чувств и переживаний.

Чувства - это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

По сравнению с рациональной сферой сознания чувства более личностны, субъективны. Моральные чувства - это внутренняя реакция человека на поступок, совершаемый как им самим, так и другими людьми. Как следствие этой реакции возникает определенное отношение к поступку, которое может проявляться в виде внутриличностных переживаний: чувства стыда, раскаяния, угрызений совести и т.д., либо в виде переживаний, направленных вовне: сострадание, ненависть, равнодушие, злоба и т.д. Нравственные чувства весьма многообразны. К ним относятся: чувство любви к Родине, патриотизма, справедливости, чести, достоинства, сострадания и т.д.

Позитивным нравственным чувствам противостоят негативные, эгоистичные: себялюбие, зависть, трусость, жестокость, душевная черствость. По существу они являются безнравственными чувст­вами, т.к. лишены главного признака нравственности - осознания необходимости способствовать укреплению общественных начал человеческой жизни.

На рациональном уровне моральное сознание выступает в виде понятий, суждений, моральных норм.

Моральные нормы - это наиболее простые формы нравственных требований, предъявляемых к каждому человеку.

Моральные нормы позволяют, с одной стороны, совершать правильный выбор действий и поступков в типичных ситуациях, а с другой стороны - осуществлять оценку и контроль за этими действиями и при помощи общественного мнения регулировать поведение людей.

В научной литературе различают позитивные и негативные нормы морали. Позитивные нормы предписывают необходимую линию поведения, побуждают к определенного рода действиям (“Будь правдив”, “Уступи место старшим”).

Негативные нормы запрещают какие-либо действия, ограничивают выбор поступка (“Не завидуй”, “Не оскорбляй”).

Нормы морали, как и нравственные чувства, представляют собой универсальные регуляторы поведения. Одни из них регулируют отношение человека к себе, другие - к другим людям разных поколений, пола, возраста, третьи - к среде функционирования (к природе, к культуре, к труду).

Более сложной формой морального сознания, по сравнению с нормами, являются принципы морали, которые представляют собой наиболее обобщенное выражение моральных требований.

В отличие от норм морали, которые определяют тактику поведения в конкретных жизненных ситуациях, принципы морали определяют обобщенную социальную ориентацию, являются своеобразной программой деятельности. Если нормы морали не имеют самодовлеющего смысла и при определенных условиях отступление от них не только допустимо, но и необходимо, то принципы являются безусловными нравственными требованиями, следование которым обязательно во всех случаях жизни.

Эмоционально-чувственный и рациональный компоненты сознания человека находятся в неразрывном единстве, но решающая роль в нравственной жизни принадлежит убеждениям, формирующимся под влиянием социальной среды и воспитания. Нравственные убеждения объединяют чувства и разум, придают устойчивость поведению, определяют общую направленность личности.

Моральное сознание состоит из общественного и индивидуального. Общественное - это теоретические требования, нормы, кодексы, идеалы, запреты, правила поведения. Индивидуальное - это мотивы, чувства, убеждения конкретной личности.

В научной и учебной литературе выделяется следующие функции морали : гносеологическая (познавательная), ценностно-ориентирующая, регулятивная, воспитательная.

Гносеологическая (познавательная) функция морали находит свое проявление в том, что мораль отражает взаимоотношения людей, проявляемые в их непосредственном общении. Это отражение воплощается в моральных чувствах, нормах, принципах, взглядах, оценках.

Ценностно-ориентирующая функция морали выражается в том, что всякая система моральных норм, принципов и идеалов представляет собой совокупность ценностей, которые служат ориентиром деятельности общества и личности. Человек, усваивая систему ценностей, выработанную обществом, формирует свои взгляды и убеждения, которые и служат для него средствами ориентации.

Регулятивная функция морали - это её основная функция. Мораль регулирует, направляет в определенное русло отношения между людьми. Непосредственным внутренним регулятором поведения являются чувства (чувство долга, совести и т.д.), внешним - нормы.

Воспитательная функция морали состоит в том, что мораль концентрирует в себе нравственный опыт человечества и передает его содержание в достояние каждого нового поколения людей. Нравственность присуща всем видам воспитания, придавая им правильную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов, она ориентирует на такие действия, которые выражают волю данной личности, не попирая в то же время волю других людей. Мораль учит поступать таким образом, чтобы не было от этого плохо людям, которые находятся рядом.

Профессиональная этика - это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенной профессии.

Появление профессиональной морали связано с разделением труда и выполнением людьми общественных трудовых функций. Поскольку моральные требования носят универсальный характер, т.е. присущи всем сферам жизнедеятельности людей, существуют нормы поведения, особенно значимые для определенных видов профессиональной деятельности.

Известно, что становление профессиональной морали началось еще в рабовладельческом обществе. У ее истоков стояли Аристотель, Гиппократ и другие мыслители древности. Причем, складывалась профессиональная мораль прежде всего в таких видах профессиональной деятельности, объектом которых является человек, потому что работа с людьми имеет свои неповторимые ситуации, трудности, противоречия, которые необходимо своевременно разрешать и преодолевать.

Качественное своеобразие объекта деятельности и характера отношений между людьми в каждой профессии (больной - врач, ученик - учитель, судья - подсудимый, артист - зритель и т.д.), а также специфические функции профессиональной деятельности порождают особые нравственные требования, нормы, оценки, которые регулируют возникающие взаимоотношения.

Известно, что труд - это одна из важнейших сфер действия морали, охватывающая все области общественно полезной деятельности человека. В этической науке существует понятие “нравственность труда”, которое включает в себя две основные стороны: отношение к труду и нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. Нравственную сущность труда определяет прежде всего то, что он есть основное условие человеческого существования, главная сфера жизни общества, и именно в ней нормы поведения должны быть особенно четкими.

Поэтому общественная полезность труда - это главный показатель его моральной ценности и источник нравственных отношений, которые складываются в процессе труда.

Многообразие видов деятельности, объектом которых является человек, определяет и множество видов профессиональной морали: мораль врача, педагога, юриста, военнослужащего, сотрудника милиции и т.д.

Общественная полезность, а значит и нравственный характер, деятельности юриста, также как и представителей любой другой профессиональной сферы, определяется ее целями, средствами и результатом.

Мораль юриста - это один из видов профессиональной морали, которая, с одной стороны, является составной частью общей морали, а с другой - имеет свою специфику и обладает лишь относительной самостоятельностью, так как представляет собой единство общечеловеческих и специфически профессиональных нравственных требований.

Важно подчеркнуть определяющую роль общей морали по отношению к профессиональной, которая выражается в том, что:

а) общественные нравственные отношения и сознание определяют нравственное содержание профессиональной деятельности (её цели, задачи, средства и результаты), они являются главным побудительным мотивом этой деятельности, критерием оценки её результата;

б) общая структура морали (нравственная деятельность, сознание, отношения) определяет и структуру профессиональной морали, в которой эти элементы наполняются специфическим содержанием в зависимости от общественного назначения этой деятельности;

в) общие функции морали (регулятивная, ценностно-ориенти­рую­щая, познавательная, воспитательная и др.) присущи и профессиональной морали.

Особенность профессиональной морали юриста является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и внеслужебном поведении и выражается в следующих чертах:

во-первых, специфика труда юриста обусловливает детальную регламентацию всех сторон их жизни и быта, ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определенными;

во-вторых, моральные нормы в условиях службы в органах внутренних дел юридически оформлены, подкрепляются твердыми законоположениями, установленными государством (сотрудники милиции принимают Присягу и несут ответственность за нарушение этических норм);

в-третьих, нормы и принципы профессиональной морали юриста носят повелительный характер, что обусловлено необходимостью особой четкости, быстроты, исполнительности, обязательности в выполнении приказов и своих обязанностей каждым из них;

в-четвертых, действия юриста при всей их строгости и решительности должны быть справедливыми и понятными окружающим людям, не унижающими человеческого достоинства, непримиримыми к нарушениям законности и антигуманности;

в-пятых, при обращении юриста с людьми нередко происходит проникновение в подробности их духовной и личной жизни, что требует особенно тонких средств индивидуального подхода к людям, наличия определенной внутренней культуры и такта;

в-шестых, юрист должен обладать в максимальной степени объективностью, т.е. при применении права он должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.

Профессиональная мораль юристов тесно связана со многими разновидностями юридической этики. Труд большинства юридических профессий отличается разнообразием и сложностью решаемых задач, поэтому каждая из них предъявляет к своим субъектам ряд характерных нравственных требований, постепенно накладывая на их нравственную культуру свой отпечаток. Деятельность юриста многообразна, поэтому и профессиональная этика носит собирательный характер. В ней обобщаются особенности нравственного поведения и нравственной культуры сотрудников криминальной милиции, ГИБДД, пенитенциарной службы и т.д. Естественно, что всем видам деятельности присущи как общие, так и специфические профессиональные моральные требования и нормы.

Структура профессиональной морали определяется структурой общей морали, при этом ее элементы приобретают специфическое профессиональное содержание.

Таким образом, профессиональная мораль юристов включает три элемента:

- нравственную деятельность;

- их нравственные отношения;

- профессионально-нравственное сознание.

Первые два элемента (нравственная деятельность и нравственные отношения) составляют объективную сторону профессиональной морали, а третий (профессионально-нравственное сознание) - субъективную. Каждый из них нуждается в подробном рассмотрении.

Нравственный характер деятельности или, иными словами говоря, “нравственность труда” сотрудников ОВД определяется тремя элементами:

- целью;

- средствами, которые используются для достижения этой цели;

- результатом.

Цель и задачи милиции являются глубоко нравственными. Будучи определены в статье 2 Закона “О милиции”, они предусматривают:

- обеспечение личной безопасности граждан;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- раскрытие преступлений;

- охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Таким образом, можно говорить о том, что цель и задачи деятельности не определяются каждым юристом произвольно, а устанавливаются правовыми актами, носят нормативный характер. Они представляют собой определенную социальную программу, которая должна быть выполнена обязательно в процессе профессиональной деятельности.

Однако цель не только предшествует деятельности, но и сопутствует всем процессам, связанным с достижением результата. Цель деятельности “как закон определяет способ и характер его действий”, выбор и использование средств, оптимальные решения и пути достижения наиболее существенного результата.

Следует обратить особое внимание на то, что в зависимости от степени их совпадения и соответствия, можно сделать вывод о том, достиг ли конкретный сотрудник или вся система в целом поставленной цели, насколько эффективны при этом были его действия, используемые средства, способы и методы. Здесь могут возникать различные варианты:

1. Полученный результат может полностью воплотить цель юридической деятельности. В этом случае речь идет об абсолютном их соответствии, которого в действительности, видимо, достичь невозможно в силу воздействия на деятельность многих факторов.

2. Результат содержит как определенный “избыток” нечто такое, что не было первоначально, заранее предусмотрено человеком, так и некоторый “недостаток”, недовыполнение идеальной и формальной программы действий.

Отклонение между результатом и целью может быть негативным и позитивным. Причин тому множество. Вот некоторые из них:

- противоречивость взаимодействия субъективных и объективных, материальных и идеальных сторон в процессе осуществления профессиональной деятельности; расхождение интересов и целей различных ее участников;

- отсутствие или недостаточность в данный момент экономических и других средств, необходимых для решения задачи;

- скрытое нежелание (недобросовестность) самих сотрудников достичь определенных результатов при наличии для этого всех условий и средств.

Конечно, многое зависит и от контингента лиц, с которыми имеет дело юрист: это и опасные преступники (убийцы, воры, хулиганы), и честные граждане, потерпевшие от действий преступников, попавшие в беду. Поэтому и подход ко всем этим людям должен быть различен. Однако в любом случае сотрудник обязан уважать честь и достоинство граждан, проявлять твердость и выдержку, относиться к потерпевшим с вниманием и чуткостью.

В этом случае важно избежать двух крайностей:

- с одной стороны - либерализма и благодушия;

- с другой - подозрительности, недоверчивости, придирчивости, потому что на граждан оказывает глубокое воздействие этика процесса применения права.

Следует иметь в виду, что применение любой санкции преследует три основные цели:

- обеспечить должное поведение правонарушителя;

- индивидуализировать в отношении его ответственность, наказание;

- добиться того, чтобы акт применения права был воспринят как справедливый.

Таким образом, соответствие цели и результата зависит прежде всего от средств деятельности. Средства, которые используют в своей деятельности юристы, - специфичны. По своему составу они весьма многообразны, включая средства убеждения, пресечения, задержания, привода, заключения под стражу, применения оружия, физической силы и специальных средств. Это - средства специально-юридические и технические, материальные и интеллектуальные и т.д. В качестве средств можно рассматривать все социальные нормы и принципы (в том числе и моральные), юридические факты и доказательства, другие явления и предметы, служащие достижению целей профессиональной деятельности и получению ее результата.

В процессе исторического развития, связанного с экономическим, политическим, научно-техническим прогрессом, круг средств, используемых в деятельности юристов постоянно расширяется.

Неправильный выбор средств, а также неверное их использование может значительно затруднить достижение запланированного результата или сорвать его вообще, изменить нравственный характер деятельности на противоположный - безнравственный.

Критерием нравственности средств, используемых в профессиональной деятельности юристов является их законность.

Если юрист использует незаконные средства (физический и психологический нажим, угрозы, пытки, шантаж и т.д.), то он сам преступает закон, т.е. становится преступником, и его деятельность утрачивает свой нравственный характер, т.к. нарушение закона влечет также и нарушение моральных норм и принципов. Нельзя нарушить закон, не нарушая морали. Все незаконное, преступное - аморально.

Тем не менее, существуют, например, в оперативно-розыскной деятельности свои особенности средств раскрытия преступления, которые обусловлены объективной необходимостью действовать не только гласными, но и тайными методами против скрытых действий преступников, воров, убийц (конспиративность, оперативная комбинация, вербовка, скрытое наблюдение, внедрение в преступную деятельность). Эти специфичные средства помогают предотвратить новые тяжкие преступления, защитить общество от них, поэтому они, несмотря на их несоответствие нормам морали (“не лги”, “не предай”...), имеют нравственный характер.

Таким образом, если средства профессиональной деятельности имеют нравственный (в данном случае - законный) характер, то и результат будет нравственным:

- по отношению к гражданам - это предотвращенное убийство или ограбление, защищенные честь и достоинство, жизнь человека;

- по отношению к преступникам, правонарушителям - это установленная по делу истина, справедливое наказание;

- по отношению к обществу - это искоренение преступности, утверждение законности и справедливости.

Поэтому можно констатировать, что все элементы профессиональной деятельности юристов, начиная от цели и заканчивая результатом, имеют глубоко нравственное содержание. Критерием нравственности в данном случае является законность.

Второй элемент профессиональной морали юристов - нравственные отношения , которые складываются в процессе выполнения служебных обязанностей.

Выделяют три основные группы отношений:

- нравственные отношения сотрудников к своей деятельности (объекту деятельности, целям, средствам, методам, формам и результатам);

- нравственные отношения между самими сотрудниками как субъектами этой деятельности;

- нравственные отношения сотрудников к гражданам в быту и внеслужебное время.

Рассмотрим каждую из этих групп отношений, которые тоже имеют довольно сложную структуру.

Так, к первой группе относятся:

а) отношения между юристами и нарушителями закона и правопорядка;

б) между юристами и лицами, склонными к правона­рушениям;

в) между юристами и лицами, привлекающимися по делу в качестве потерпевших, свидетелей и т.д.;

г) между юристами и лицами, обращающимися в по делам, не связанным с правонарушениями. По характеру и по содержанию эти отношения не однозначны, и каждое из них предъявляет к сотрудникам органов внутренних дел особые нравственные требования.

Серьезная моральная ответственность ложится на сотрудников в общении с правонарушителями. Грубости и провокационным действиям нарушителя закона следует противопоставить корректность, выдержку, самообладание, обдуманные решения. При разрешении конфликтных ситуаций, по возможности, нужно заручиться поддержкой и содействием окружающих граждан. При рассмотрении уголовных дел, расследовании преступлений нельзя забывать о том, что подозреваемый также находится под защитой закона, т.е. действует принцип презумпции невиновности (требование считать обвиняемого невиновным до тех пор, пока его вина не доказана судом).

По долгу службы сотруднику милиции приходится вступать в целый ряд сложных отношений с лицами, склонными к совершению преступлений, ранее нарушавшими закон, с членами их семей. В этих случаях необходимы такие качества как вежливость, корректность, внимательность.

Вторую группу образуют нравственные отношения между юристами

а) отношения между начальником и подчиненным, старшим и младшим по званию;

б) отношения между сотрудниками, имеющими одинаковое служебное положение, равными по званию и по должности.

Отношения между начальником и подчиненным, старшим и младшим по званию регулируются нормами и принципами морали, права, требованиями устава, различными приказами. Среди методов руководства подчиненными не должны иметь места такие качества, как грубость, привычка повышать голос. Стиль работы руководителя накладывает свой отпечаток на нравственный климат в коллективе, на взаимоотношениями между членами коллектива. Нормальная деятельность требует соблюдения всеми правил, норм служебной этики. К этим нормам можно отнести доброжелательное отношение к людям, добросовестное отношение к служебным обязанностям, соблюдение служебной дисциплины.

Взаимоотношения между старшими и младшими по званию и должности носят в значительной степени официальный, нормативный характер, они регламентированы уставами, приказами, наставлениями и выполнение их обязательно. Основными требованиями являются: строгая дисциплина, взаимное уважение, уважение к старшему по званию, должности, по возрасту, исполнительность, пунктуальность, инициатива и т.д.

Взаимоотношения между членами коллектива, равными по званию и должности, также во многом определены уставами и наставлениями, однако в них в большей степени проявляются всеобщие нормы нравственности.

Нравственные отношения третьей группы весьма многообразны, они включают в себя отношения юристов дел к гражданам во всех сферах жизни кроме служебной. Здесь в наибольшей степени проявляются нормы морали, но наряду с ними существуют и особые требования.

Все рассмотренные группы отношений взаимосвязаны, однако ведущими из них являются отношения первой группы. Характер и содержание нравственных отношений сотрудников к своей деятельности определяют сущность и специфику профессиональной морали. Система нравственных отношений, сложившаяся в деятельности юристов дел, образует объективную сторону профессиональной морали.

Субъективная сторона этой морали представлена профессионально-нравственным сознанием , которое возникает, формируется и развивается одновременно с формированием профессионально-нравственной деятельности как отражение ее процесса и результата.

Список литературы:

1. Ангел Е. Этос и история. - М., 1988.

2. Аристотель.Никомахова этика. Соч. - М., 1984. - Т.4.

4. Белякова Г.И. Профессиональная этика. - М., 1975.

5. Булденко К.А. Профессиональная этика сотрудников милиции. -Хабаровск, 1991.

8. Гегель Г. Философия права. -М., 1990.

9. Гусейнов А.А. Введение в этику. - М., 1985.

10. Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура юристов. Учебное пособие. - Киев, 1990.

11. Кант И. Лекции по этике // Этическая мысль.- М., 1990.

12. Киселев В.П. Этика. Материалы к курсу лекций. - Н. Новгород

13. Корове Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса.- Воронеж, 1993.

14. Кони А.Ф. Избранное. - М., 1989.

15. Кропоткин П.А. Этика. - М, 1991.

16. Кругляницо Т.Ф., Гаркушина Л.Е., Селиверстова Н.А. Этика. -М, 1994.

17. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. - М., 1994.

18. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. -Саратов, 1989.

19. . Опалева, Г.В. Дубова. - М.,Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие. / Под ред. А.В 1999..

20. Словарь по этике /под ред. Гусейнова А.А. и Кона И.С./. М., 1989.

21. Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. Киев, 1983.

22. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста учебное пособие.: М. 2004.