Реферат: Иван Грозный 7

Название: Иван Грозный 7
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат

Содержание

Введение

1. Детство Ивана

2. Царский титул

3. Военная реформа

4. Земельные реформы

5. Земская реформа

6. Губная реформа

7. Земские соборы. Судебник Ивана Грозного. Церковная реформа. Писцовые книги

8. Опричнина 1565 - 1572 года

9. Смерть русского царя Ивана IV Грозного

Заключение

Список используемых источников

Введение

Страны Восточной Европы добились в XVI в. крупных экономических успехов, выразившихся в расцвете торговли и ремесел, в росте городских центров. Но, несмотря на достигнутый прогресс, в этих странах победила феодальная реакция. Немецкое дворянство закрепостило крестьян, жестоко подавив крестьянское восстание. Волны крепостничества захлестнули сначала Польско-литовское государство, а затем, в конце XVIв., Россию.

Политическое развитие России в XVIв. отмечено было противоречиями. Объединение русских земель в рамках единого государства не привело к немедленному исчезновению многочисленных пережитков феодальной раздробленности, которые опутывали русское общество густой пеленой. Между тем потребности политической централизации диктовали необходимость преобразования отживших институтов. Реформы стали велением времени. Благодаря своему возросшему военному могуществу Россия смогла решать крупные внешнеполитические задачи.

Таким было время образования и укрепления Русского централизованного государства. Это время сформировало личность Ивана Грозного и испытало на себе ее воздействие. Едва ли в русской истории найдется другой исторический деятель, который получил бы столь противоречивую оценку у потомков. Одни считали его выдающимся военачальником, дипломатом и писателем, образцом государственной мудрости. В глазах других он был кровавым тираном, почти сумасшедшим.


1 Детство Ивана

После смерти великой княгини Елены Глинской властьперешла в руки членов семибоярщины, поспешивших расправиться с князем Овчиной. Опекуны были единодушны в своей ненависти к временщику. Но их согласию вскоре пришел конец.

Когда князь Иван, последний из душеприказчиков Василия III, умер, во главе партии Шуйских встал князь Андрей Шуйский. Он лишился поддержки бояр и был убит в конце 1543г. Правлению Шуйских пришел конец. В то время великому князю едва исполнилось 13 лет.

Иван потерял отца в три года, а в семь с половиной лет остался круглым сиротой. Его четырехлетний брат Юрий не мог делить с ним детских забав. Ребенок был глухонемым от рождения. Достигнув зрелого возраста, Иван не раз с горечью вспоминал свое сиротское детство. На основании царских писем В. О. Ключевский создал знаменитый психологический портрет Ивана-ребенка. В душу сироты, писал он, рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобраз­ные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость. Ребенок пережил страшное нервное потрясение, когда боя­ре Шуйские однажды на рассвете вломились в его спаль­ню, разбудили и испугали его. С годами в Иване разви­лись подозрительность и глубокое недоверие к людям.

Иван горько жаловался не только на обиды, но и на «неволю» своего детства. По словам Курбского, бояре не посвящали Ивана в свои дела, но зорко следили за его привязанностями и спешили удалить из дворца возможных фаворитов. Со смертью последних опекунов система воспитания детей в великокняжеской семье неизбежно должна была изменить­ся. Патриархальная строгость уступила место попусти­тельству. Как говорил Курбский, наставники «хваляще (Ивана), на свое горшее отрока учаще». В отроческие годы попустительство наносило воспитанию Ивана боль­ший ущерб, чем мнимая грубость бояр.

Иван быстро развивался физически и в 13 лет выгля­дел сущим верзилой. Посольский приказ официально объявил за рубежом, что великий государь «в мужеский возраст входит, а ростом совершенного человека».

Подросток очень мало напоминал прежнего мальчика, росшего в «неволе» и строгости. Освободившись от опеки и авторитета старейших бояр, великий князь предался диким потехам и играм, которых его лишали в детстве. Окружающих поражали буйство и неистовый нрав Ивана. Лет в 12 он забирался на островерхие терема и спихивал «с стремнин высоких» кошек и собак, «тварь бессловес­ную». В 14 лет он «начал человеков ураняти». Кровавые забавы тешили «великого государя». Мальчишка отчаянно безобразничал. С ватагой сверстников, детьми знатнейших бояр, он разъезжал по улицам и площадям города, топ­тал конями народ, бил и грабил простонародье, «скачюще и бегающе всюду неблагочинно».

С кончиною опекунов и приближением совершенноле­тия великого князя бояре все чаще стали впутывать мальчика в свои распри. Иван живо помнил, как в его присутствии произошла потасовка в думе, когда Андрей Шуйский и его приверженцы бросились с кулаками на боярина Воронцова, стали бить его «по ланитам», оборва­ли на нем платье, «вынесли из избы да убить хотели» и «бояр в хребет толкали». Примерно через полгода после инцидента в доме один из «ласкателей» подучил Великого князя казнить Андрея Шуйского. Псари набро­сились на боярина возле дворца у Курятных ворот, уби­тый лежал, наг в воротах два часа. «От тех мест, - за­писал летописец, - начали бояре от государя страх имети и послушание»[1] . Прошли долгие и долгие годы, преж­де чем Иван IV добился послушания от бояр, пока же он сам стал орудием в руках придворных. Они, как писал Курбский, «начаша подущати его и мстити им (Иваном) свои недружбы, един против другого»[2] .


2 Царский титул

Василий III велел боярам, как мы уже говорили, «беречь» сына до 15 лет, после чего должно было начаться его самостоятельное правление. 15 лет - пора совершенноле­тия в жизни людей XVI столетия. Иван предался всевозможным потехам. Начало самостоятельного правления Ивана IV отме­чено было актом большого политического значения. Гла­ва Русского государства принял титул царя.

Люди средневековья представляли мировую политиче­скую систему в виде строгой иерархии. Согласно визан­тийской доктрине, центром вселенной была Византия, воспринявшая наследие Римской империи. Русь познакомилась с византийской доктриной еще при киевских князьях. Помнили ее и в московские времена. В XIV в. московских великих князей титуловали иногда стольни­ками византийского «царя». Конечно, чин этот лишен был в то время, какого бы, то ни было политического смысла. Страшный татарский погром и установление власти Золотой Орды включили Русь в новую для нее политическую систему - империю великих монгольских ханов, вла­девших половиной мира. Русские князья, получавшие теперь родительский стол из рук золотоордынских ханов, перенесли титул «царя» на татарских владык.

Московские князья давно именовали себя «великими князьями всея Русии», но только. Ивану III удалось окон­чательно сбросить татарское иго и из князя-подручника стать абсолютно самостоятельным сувереном - «самодержцем». Падение Золотой Орды и крушение Византийской империи в 1453г. положили конец как вполне реальной зависимости Руси от татар, так и старым представлениям русских относительно высшей власти греческих «царей».

Ситуация в Восточной Европе претерпела радикаль­ные перемены после того, как вместо слабой, раздроб­ленной, зависевшей от татар Руси появилось мощное еди­ное государство. Русское политическое сознание отразило происшедшие перемены в новых доктринах, самой извест­ной из которых стала теория «Москва - третий Рим», согласно которой московские князья выступали прямыми преемниками властителей «второго Рима» - Византийской империи.

О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и то имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвы­чайно важное заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроум­ные бояре отказали, боясь, что поляки, получив пись­менный ответ, смогут обдумать возражения и тогда спо­рить с ними будет тяжело. Отправленные в Польшу гонцы постарались объяснить смысл московских перемен так, чтобы не вызвать неудовольствия польского двора. Ныне, говорили они, землею Русскою владеет государь наш одни, потому-то митрополит и венчал его на царство Мономаховым венцом. В глазах московитов коронация, та­ким образом, символизировала начало самодержавного Правления Ивана на четырнадцатом году его княжения.

Ивана короновали 16 января 1547г. После торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха - символ царской власти. Первые московские князья в своих завещаниях неизменно благословляли наследников «шапкой золотой» - короной своей московской вотчины.

Едва ли можно согласиться с мнением, что коронация Ивана IV и предшествовавшие ей казни положили конец боярскому правлению. В действительности произошла все­го лишь смена боярских группировок у кормила власти. Наступил кратковременный период господства Глинских.

В глазах же царя и большинства его подданных пе­ремена титула стала начальной вехой самостоятельного правления Ивана IV. Вспоминая те дни, царь писал впос­ледствии, что он сам взялся строить свое царство и «по божьей милости начало было благим»[3] . Благодаря царско­му титулу Иван IV вдруг явился перед своими поддан­ными в роли преемника римских кесарей и помазанника божьего на земле. Но недолго тешился Иван блеском без труда приобретенного могущества. Жизнь вскоре препода­ла ему жестокий урок. Воспитанник дворцовых теремов плохо знал собственный народ. Он видел испуганных людей, когда для потехи топтал лошадьми рыночную толпу; видел радостные лица в торжественные праздники. Но у покорного народа было и другое лицо. Вскоре царю довелось увидеть и его[4] .

3 Военная реформа

После неудачного похода на Казань в ноябре 1549г. встал вопрос об осуществлении военной реформы. Единоначалие укреплялось путем установления старшинства первого (большого) воеводы большого полка по отношению к воеводам всех других полков. Укреплению дисциплины в дворянской армии содействовало запрещение местничества на «службе» с воеводами. Это также повышало роль воевод во время военных действий. В целом июльский приговор 1550г., ограничивший местнические счеты на основе сложившейся практики взаимоотношений воевод в полках, имел большое значение для боеспособности дворянской армии.

Наряду с попытками укрепления дисциплины дворянской конницы в середине XVI века закладывается основа формирующегося постоянного (стрелецкого) войска. Между сентябрем 1549г. и августом 1550 Иван Грозный учредил «выборных» стрельцов. По его приказу 3000 человек должны были жить в Воробьевской слободе под предводительством боярских детей. Речь шла о реорганизации старых отрядов пищальников. Отныне войско пищальников стало называться стрелецким. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый подворный налог – «пищальные деньги», который до этого собирался не повсеместно. Стрельцы сделались ядром постоянного войска. Они имели значительные преимущества над дворянской конницей, постепенно уступающей ему место.

4 Земельные реформы

Однако задачи, выдвинутые в Стоглаве, не были решены, что вылилось в открытое недовольство Ивана Грозного. Это недовольство выразилось в приговоре 11 мая 1551г., когда покупка духовными землевладельцами вотчинных земель без «доклада» Ивану Грозному запрещалась под угрозой конфискации объекта продажи. О действенности приговора 1551 года говорил тот факт, что в 50-х годах прекратилась покупка земель крупными монастырями.

Итак, в результате мероприятий, проведенных в 1550 - 51 гг., наиболее значительный удар был нанесен церковно-монастырскому землевладению и по привилегиям монастырей-вотчинников. Но этот успех правительства был достигнут ценой дальнейшего нажима на крестьян. Принужденные отдавать часть своих доходов в царскую казну, монастырские власти старались компенсировать потери ценой увеличения поборов с населения своих вотчин.

После Стоглава была поставлена задача о разрешении земельного вопроса и введении новых прямых налогов. Все это нельзя было сделать, не проведя поземельной переписи. В ходе переписи земель в основных районах Русского государства вводилась единая окладная поземельная единица – «большая соха». Социальная степень землевладельца определяла степень тяжести обложения. Классовый смысл реформ виден уже в том, что «в наиболее тяжелом положении оказывались черносошные крестьяне, т.к. при одинаковом количестве земель у разных землевладельцев им приходилось платить больше всего налогов». Реформа была наиболее благоприятной для светских феодалов, и несколько ущемляла духовных землевладельцев, что соответствовало общей линии реформ 50-х гг. XVI века. Поземельная перепись сопровождалась многочисленными раздачами земель в поместья и отпиской у отдельных монастырей. Сокращение земельных и торговых привилегий монастырей-вотчинников происходило в обстановке таможенной политики. Постепенно таможенное ведомство высвобождается из-под контроля наместников, все чаще сбор косвенных налогов передается на откуп отдельными должностными лицами из центрального аппарата. Постепенное внедрение откупной системы сбора косвенных налогов содействовало развитию товарно-денежных отношений в стране, ликвидируя мелочную опеку наместнической администрации.

5 Земская реформа

Последняя из реформ, к которой приступили в начале 50-х годов . И которой суждено было приобрести особенно важное значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. «Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленой системе, нанесенным в ходе реформ». Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточного черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно-представительных учреждений на местах, отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства. Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

Неспокойная обстановка в правительстве и в стране в целом в период 1553-1554 гг. не смогла надолго задержать проведение намеченных реформ[5] .

6 Губная реформа

Губная реформа, реформа местного управления в Русском государстве 16 в. Была вызвана обострением классовой борьбы. По Губной реформе дела о заведомо известных «лихих людях» (разбойниках и ворах) были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы «выборным головам» (губным старостам) из местных дворян или детейбоярских. В помощь им из «лучших» зажиточных крестьян избирались губные целовальники, выполнявшие судебно-полицейские функции. Губной реформе предоставила господствующему классу широкие возможности для использования губных органов в борьбе с антифеодальными выступлениями крестьян и холопов. Наиболее ранние губные грамоты относятся к 1539. К этому времени в Москве учреждается Разбойный приказ для надзора за деятельностью губных органов. В начале 40-х гг. 16 в. Губной реформе была проведена в большинстве районов Русского государства, завершена правительством Ивана IV к 1555-56. Наибольшего развития губные органы получили во 2-й половине 16 в. В результате земской реформы Ивана IV губные учреждения превратились в главные органы уездного управления. В их ведение перешли составление кабальных книг, почти все уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах (губах) и др. полицейские функции. В Москве в 1555-56 создана первая Уставная книга Разбойного приказа. В 17 в. губные старосты были ближайшими помощниками воевод.

7 Земские соборы. Судебник Ивана Грозного. Церковная реформа. Писцовые книги

В 1549году был созван первый Земский собор (Собор примирения),были приняты меры для улучшения положения дворян. В 1550году был издан новый СудебникИвана Грозного.

В 1551году состоялся Стоглавый собор православной церкви, получивший свое название из-за того, что вопросы царя к руководителям церкви и их ответы были изложены в ста главах.

Характерной чертой социальной политики Ивана Грозного было усиление крепостного гнёта. Временная отмена Юрьева дня и введение в 1581 году «заповедных лет».В 80- 90-х годах XVI века правительство повсеместно провело описание земель, для того чтобы установить размеры государственных налогов. Правительство стремилось также обеспечить помещиков рабочими руками. Поэтому Писцовые книги приобрели значение документов, закрепляющие крестьян за их феодалами.

8 Опричнина 1565 - 1572 года

После измены Курбского А.М. и его побега в Литву в Иване Грозном ещё сильнее развилась подозрительность: его воображению повсюду воображались тайные козни изменников и предателей.

В таком настроении духа царь неожиданно покинул Москву и уехал с семейством и близкими людьми в Александровскую слободу в 1564 году; отсюда он написал митрополиту и народу о своём намерении оставить престол, потому что не хочет более сносить предательства вельмож, за которых притом заступается духовенство. Встревоженный народ умолял его не покидать царства. Царь согласился, но с условием, чтобы ему не мешали казнить изменников, и учредил в 1565 году опричнину. Так назывался новый двор царя, составленный из людей, вполне ему преданных и большей частью незнатных. На содержание этого двора он отделил часть Москвы и доходы с 20 городов. Всё остальное государство получило название земщины, управление которой было поручено временно старым земским боярам. Толпа новых телохранителей сделалась грозным и слепым орудием царской власти. Из них самыми приближёнными к царю были Малюта Скуратов-Бельский,Басмановы (отец с сыном), и князь Вяземский.Меры, с помощью которых Иван Грозный подорвал влияние удельно-княжеской знати после учреждения опричнины, состояли в том, что царь овладел всеми наследственнымиимениями и землями князей, а взамен дал им на поместном праве земли, которые находились на весьма далёком расстоянии и в других краях государства. Царские опричники форменным образом терроризировали обитателей княжеских гнёзд. Опальных князей хватали и увозили в ссылку, а членов их семей изгоняли из усадеб, и те должны были добираться в места поселения сами. Поскольку опальным запрещалось брать с собой что-нибудь из имущества, некоторые принуждены были кормиться в пути подаянием. Учреждение опричнины повлекло за собой крушение княжеского землевладения. Вместо удельной знати царь селил в их старых вотчинах мелких помещиков-опричников, преданных ему и зависевших только от него. Действия опричнины сопровождались чрезвычайными зверствами. Царь не только выгонял знать из её вотчин: он мучил и казнил неприятных ему людей. По царскому велению рубили головы «изменникам» целыми сотнями. В октябре 1569 года Иван Грозный устранил последнего крупного удельного князя - Старицкого Владимира Андреевича, заставив его выпить яд. В том же году по его указанию Малюта Скуратов-Бельский (самый жестокий опричник) задушил митрополита Филиппа (из рода бояр Колычевых), выступившего против опричнины. (Правда, до того как его задушили, он был низложен царём с митрополии и сослан в Тверь, где в 1570 году и был задушен).

В декабре 1569года Иван Грозный начал поход на Великий Новгород, который обвинил в измене.

В 1570 году Иван Грозный разгромил Великий Новгород и Псков, обвинив их в стремлении отдаться в подданство литовскому королю. По всему Новгороду, вторгаясь в частные дома, опричники проливали кровь, грабили и оставались безнаказанными, так как считалось, что они «выводили измену» из царства. В 1572 году, вскоре после походов на Великий Новгород и Псков, опричнина была отменена.

Борьба с боярством и насильственная централизация привели к усилению власти царя, но на века имя Грозного связанно с диким разгулом террора.[6]

9 Смерть русского царя Ивана IV Грозного

По свидетельству антрополога Михаила Герасимова, обследовавшего скелет Ивана Грозного, у царя в последние годы жизни на позвоночнике развились мощные соляные отложения (остеофиты), которые причиняли ему страшные боли при каждом движении. Перед смертью Грозный выглядел дряхлым стариком, хотя ему было только 53 года. В последний год он уже не мог сам ходить - его носили.

Ряд современников Грозного, считают, что царя отравили. Дьяк Иван Тимофеев обвиняет в этом Бориса Годунова (ставшего царем после Грозного) и Богдана Бельевого. Голландец Исаак Масса утверждает, что Бельский подсыпал яд в лекарство, которое он давал царю.

Вот как описывает смерть Грозного историк Н. Костомаров: «В начале 1584 года открылась у него страшная болезнь; какое-то гниение внутри; от него исходил отвратительный запах. Иноземные врачи расточали над ним свое искусство; по монастырям раздавались обильные милостыни, по церквам ведено молиться за больного царя, и в то же время суеверные Иван приглашал к себе знахарей и знахарок. Их привозили из далекого севера; какие-то волхвы предрекли ему, как говорят, день смерти... Иван то падал духом, молился, приказывал кормить нищих и пленных, выпускал из темниц заключенных, то опять порывался к прежней необузданности... Ему казалось, что его околдовали, потом он воображал, что это колдовство было уже уничтожено другими средствами. Он то собирался умирать, то с уверенностью говорил, что будет жив. Между тем тело покрывалось волдырями и ранами. Вонь от него становилась невыносимее.

Наступило 17 марта. Около третьего часа царь отправился в приготовленную ему баню и мылся с большим удовольствием; там его тешили песнями. После бани царь чувствовал себя свежее. Его усадили на постели; сверх белья на нем был широкий халат. Он велел подать шахматы, сам стал расставлять их, никак не мог поставить шахматного короля на свое место и в это время упал. Поднялся крик; кто бежал за водкой, кто за розовей водой, кто за врачами и духовенством. Явились врачи со своими снадобьями, начали растирать его; явился митрополит и наскоро совершил обряд пострижения (в монахи), нарекая Иоанна Ионою. Но царь уже был бездыханен. Ударили в колокол на исход души. Народ заволновался, толпа бросилась в Кремль. Борис (Годунов) приказал затворить, ворота. На третий день тело царя Ивана Васильевича было предано погребению в Архангельском соборе, рядом с могилою убитого им сына».[7]


Заключение

Исторический период преобразований в жизни России во времена правления царя Ивана Грозного 1547-1584 гг, имел важное значение для укрепления центральной власти в государстве. Иван ставил перед собой задачи улучшения Русского государства не только в высших слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в его работе больше прослеживается путь реформ только на уровне высших сословий. В царствование Ивана IV осуществляется широкая систематическая государственная реформа. Реформы 50-х годов XVI века Ивана Грозного сыграли огромную положительную роль в истории Русского государства.

Реформы укрепили государственное управление, военную систему, заметно способствовали централизации. Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства и царской власти, но носили компромиссный характер.Вводя опричнину, Иван стремился к укреплению своей самодержавной власти. Объективно опричнина способствовала централизации страны, т.к. уничтожала остатки феодальной раздробленности. Однако цели и средства несоизмеримы. Последствия опричнины для России были трагичными:1. Становление деспотического характера самодержавия, превращение в холопов и феодалов, и крестьян;2. Подрывание экономики страны – земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий; введены были «заповедные годы», фактически вводившие крепостное право;3. Опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне.

Список используемых источников

1. Зимин, А.А. Реформы Ивана Грозного. М.: 1960

2. Скрынников, Р.Г. Начало опричнины. Л., 1966

3. Зимин, А.А. Хорошкевич, А.Л. Россия времени Ивана Грозного. - М.: Наука, 1982

4. Скрынников, Р.Г. Великий государь Иван Васильевич Грозный. Смоленск, 1996

5. Ключевский, В.О. О русской истории. – М.: Просвещение, 19936. Скрынников Р.Г Иван Грозный. Изд. «Наука». М.: 1975.

[1] ПСРЛ, т. XIII, стр. 145, 444.

[2] РИБ, т. XXXI, стр. 166.

[3] «Послание Ивана Грозного», стр. 35

[4] Скрынников Р.Г Иван Грозный. Изд. «Наука». М.: 1975. С 16-25

[5] «Собрание государственных грамот и договоров», ч. 1. М., 1813, №193, стр. 557

[6] Р.Г. Скрынников. Опричная земельная реформа 1565г. – «Исторические записки», т. 70. М., 1961.

[7] А. Шлихтинг. Новое известие о России времени Ивана Грозного. стр. 62