Реферат: Перспективы развития гостиничных комплексов в России

Название: Перспективы развития гостиничных комплексов в России
Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту
Тип: реферат

Кафедра «Социально-культурного сервиса и туризма»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по «Технология внутреннего туризма »

Тема контрольной работы: Перспективы развития гостиничных комплексов в России.

ПЛАН РАБОТЫ

Введение (общая характеристика гостиничного комплекса).

1. Инвестиции в российскую гостиничную индустрию.

2. Влияние мирового кризиса на гостиничную индустрию в России.

Заключение (основные тенденции и прогнозы развития гостиничной индустрии в России).

Введение (общая характеристика гостиничного комплекса).

Гостиничный сервис - ведущая отрасль сферы обслуживания. Современное состояние рынка гостиничных услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, разнообразием видов предоставляемых основных и дополнительных услуг, повышением уровня обслуживания. С точки зрения организации и управления гостиничные комплексы представляют собой сложные системы, которые состоят из различных взаимосвязанных служб. К основным типовым службам относятся: служба управления номерным фондом; административная служба; коммерческая служба; служба питания; инженерно-технические службы; вспомогательные службы.

Служба управления номерным фондом осуществляет основные бизнес-процессы по приему и обслуживанию гостей, и во многом именно она определяет качество предоставляемых услуг. С этой точки зрения эта служба является одним из основных объектов, впервую очередь подлежащих автоматизации. В состав этого подразделения входят работники службы приема и размещения (front-office), персонал по обслуживанию номерного фонда (housekeeping), объединенная сервисная служба, включая швейцаров, посыльных, носильщиков, водителей автомобилей, службу безопасности и др.

К основным функциям службы относятся: бронирование номеров; прием, регистрация и размещение гостей; прием оплаты за предоставленные услуги и оформление необходимой документации при выезде гостей; оказание разнообразных бытовых услуг гостям; поддержание санитарно-гигиенического состояния номеров.

Административная служба осуществляет основные бизнес-процессы, связанные с управлением гостиничным комплексом в целом, координацией деятельности всех служб отеля, решением финансовых вопросов и кадрового обеспечения, контрольные функции и т. п. Обычно в состав этой службы входят директор и топ-менеджеры отеля, бухгалтерия, финансовая служба, отдел кадров и др. С точки зрения информационных процессов эта служба представляет собой то ядро, которое должно объединять информационно воедино все службы отеля. Работники этого блока, как правило, имеют наиболее полные права доступа ко всей информации, функционирующей в системе управления отелем.

Коммерческая служба обычно представлена отделами маркетинга и рекламы, которые выполняют задачи, связанные с исследованием рынка, конкурентов, выявлением потребностей постоянных и потенциальных гостей, разработкой и реализацией рекламных компаний, мероприятиями по связям с общественностью и т.п. Основная цель службы - продвижение существующего гостиничного продукта, а также выработка предложений по созданию новых видов услуг, которые с высокой степенью вероятности будут востребованы на рынке. С информационной точки зрения основной блок необходимой для работы информации предоставляется службой приема и размещения. Именно на базе этих данных проводятся маркетинговые исследования.

В службу питания входят рестораны, бары, предприятия быстрого питания, кафе, буфеты и т. п. Эта служба предоставляет одну из основных услуг - приготовление и реализацию пищи, которая входит в состав комплексного гостиничного продукта. В структуре гостиничного предприятия это одна из важнейших служб, непосредственно осуществляющая обслуживание гостей. Информационно служба питания является относительно самостоятельной структурой, но тем не менее связана со службой приема и размещения, так как планирование и прогнозирование объемов продаж непосредственно зависит от числа гостей.

Инженерно-технические службы занимаются обслуживанием систем тепло- и водоснабжения, кондиционирования, электротехнических устройств, систем связи и телевещания и т.п. С точки зрения управления этой подсистемой основное внимание должно уделяться автоматизации управления технологическими процессами. Информационно эта служба должна быть связана со службой управления номерным фондом, откуда обычно поступает информация о возникших технических неисправностях в номерном фонде.

Вспомогательные службы предоставляют дополнительные платные услуги. Сюда могут быть отнесены парикмахерские, сауны, солярии, спортзалы, бассейны и т.п. Эти службы информационно связаны со службой приема и размещения, куда поступает информация о полученных дополнительных услугах, стоимость которых учитывается при оформлении счета гостя.

Организовать работу гостиничного комплекса с максимальной эффективностью и в соответствии с современными мировыми требованиями можно только с использованием современных компьютерных технологий. Вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, регистрации и размещения гостей, расчетов с ними, агентами, туроператорами является весьма актуальным для российских гостиниц. Автоматизацией управления гостиничными комплексами занимались еще несколько десятилетий назад в эпоху создания первых автоматизированных систем управления предприятиями. Тогда преимущественно осуществлялась разработка индивидуальных информационных систем на заказ для конкретной гостиницы. Такого рода подход практикуется и сейчас, но он не является перспективным, так как создавать заказные системы стало экономически невыгодно. Кроме этого, к настоящему времени разработано достаточно много различных систем управления гостиничными комплексами как зарубежных, так и отечественных, среди которых можно выбрать наиболее подходящую. При необходимости всегда можно сделать дополнительные доработки с учетом особенностей функционирования конкретной гостиницы.

Многие представленные на рынке программные продукты в области автоматизации гостиничного бизнеса хорошо зарекомендовали себя на практике, постоянно совершенствуются и обновляются фирмами-разработчиками в соответствии с потребностями пользователей. Во многих программных продуктах на этапе их инсталляции осуществляется настройка параметров на нужды конкретной гостиницы. Кроме того, фирмы-разработчики осуществляют сопровождение своих программных продуктов и обучение пользователей, как правило, на их рабочих местах в режиме реального функционирования системы. Все это способствует широкому внедрению типовых программных продуктов в области гостиничного бизнеса.

Среди зарубежных информационных гостиничных систем наиболее известной является система Fidelio, а также Lodging Touch. К настоящему времени появился и успешно функционирует ряд разработок отечественных фирм, обеспечивающих автоматизацию управления гостиничным комплексом. К ним относятся программные продукты «Эдельвейс», «Реконлайн», «Барсум» (фирма «Рек-Софт»), система Hotel-2000 (фирма «Интур-Софт»), программный комплекс «Русский отель» (Фирма «Сервис плюс» совместно с фирмой «Ист Консепт»), системы «Отель-Симпл», «Меридиан-1» (фирма Nortel), система Kei-Hotel (фирма Kei-Company).

1. Инвестиции в российскую гостиничную индустрию.

В последнее время, гостиничный бизнес в России переживает настоящий строительный бум, а вложение в него в последние годы стало одним из самых привлекательных способов вложения крупного капитала как российских, так и западных инвесторов. Помимо строительства новых гостиниц на рынке активно ведется и реконструкция старых.

Интерес к развитию гостиничного бизнеса в нашей стране активно проявляют инвесторы из Скандинавии, Англии и Ирландии. Однако, несмотря на стабильно высокий уровень интереса к гостиничному рынку России со стороны международных и национальных компаний, инвестиционная активность в стране по-прежнему ограничена недостатком реального инвестиционного продукта. Другими словами, в целом объем инвестиций в гостиничный бизнес невелик, в основном из-за незначительного количества гостиниц на российском рынке, в которые имело бы смысл инвестировать.

Развитие бизнеса в регионах, в том числе с участием иностранного капитала, повышение статуса России как страны, привлекательной для путешествий в глазах иностранных туристов, повышение благосостояния россиян и появление интереса к отдыху внутри страны - основные факторы, определяющие возрастание спроса на услуги гостиничных предприятий.

На сегодняшний день, гостиничная индустрия характеризуется низким уровнем насыщения рынка качественными гостиничными услугами. Об этом свидетельствует среднегодовая загрузка многих комплексов на уровне 60-80% в зависимости от сезона и региона, постоянный рост цен на размещение в отелях всех категорий.

Таким образом, основная причина увеличения интереса инвесторов к гостиничному бизнесу - превышение спроса над предложением как в Москве, так и в российских регионах, а соответственно и повышение привлекательности вложений за счет более быстрой окупаемости.

Одновременно с этим отсутствие достаточного предложения на рынке гостиничных услуг повлияло на принятие программ стимулирования гостиничного бизнеса как на уровне государства, так и на региональном и муниципальном уровнях, что создало еще большую инвестиционную привлекательность данного направления.

Анализ современного гостиничного комплекса в России показывает, что в последние годы эта сфера развивается стабильно и динамично. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и отечественных инвесторов. В первую очередь, инвесторов интересуют площадки под строительство в Москве и Санкт-Петербурге.

В настоящее время значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении - около половины гостиниц в России относится к "некатегорийным". В то же время строится и довольно много новых гостиниц. Уже в 2007 году было введено в эксплуатацию 400 объектов размещения на 41 тыс. человек.

За 2008 год интерес к гостиничному рынку России со стороны иностранных инвесторов и операторов еще более возрос. На середину 2008 года под международными брендами в России работало 48 гостиниц на 12,9 тыс. номеров, а их уровень проникновения оценивался уже на уровне 7%.

Гостиничный бизнес в последнее время привлекает к себе внимание не только крупных корпораций или муниципальных объединений, но и достаточно мелких компаний и даже частных предпринимателей.

Печальна ситуация и с инвестициями российских компаний в гостиничный сектор за рубежом. В основном это небольшие сделки в Центральной и Восточной Европе. Эксперты это связывают с тем, что выгода от вложений инвестиций в отечественный гостиничный рынок значительно выше, чем за рубежом. В то же время другие эксперты в качестве причины называют несогласованность действий бизнесменов от недвижимости и туроператоров.

Говоря о будущем российского рынка, можно отметить, что ситуация вскоре начнет меняться в пользу регионов. В частности, уже активно обсуждаются проекты развития гостиничного сервиса в Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и Ростове-на-Дону. При этом в России необходимо больше уделять внимания проблемам управления гостиницами и выстраивать более гибкую систему тарифов на номера в гостиницах. Насколько в условиях кризиса выгодны инвестиции в гостиничный бизнес России, пока сказать трудно, но в любом случае гостиничный рынок России молод и имеет огромный потенциал.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам, например: относительно небольшие стартовые инвестиции, росший до самых последних недель спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и, соответственно, неплохой срок окупаемости затрат.

В гостиничном бизнесе существуют следующие направления и структура инвестирования:

-строительство;

-покупка действующих объектов;

-инвестиции с целью получения рентного дохода;

-бренд.

Приобретение действующих и строительство новых отелей - это совершенно разные виды бизнеса, в каждом из которых есть свои проблемные моменты:

При покупке гостиницы, это:

-Оценка объекта. Приобретая гостиницу, компания-инвестор сталкивается с тем, что оценка ее стоимости происходит как обычного объекта недвижимости, а не как предприятия, на базе которого осуществляется гостиничный бизнес. Продавец оценивает гостиницу исходя из стоимости продаваемых квадратных метров, причем по цене новостройки, что значительно удорожает объект, делая его менее привлекательным с инвестиционной точки зрения по сравнению с жилой или торгово-офисной недвижимостью.

При инвестировании в строительство, это:

-Для строительства новых гостиниц нужно выделять собственные средства из оборота. Причем получать прибыль можно будет только через четыре года - экономически это нецелесообразно.

-Если говорить о заемных средствах, то выстроить технологию, при которой можно наглядно показать банку или институциональному инвестору, как именно компания собирается загружать гостиницу и управлять ей, бывает достаточно сложно.

Инвестировать можно не собственно в гостиничный комплекс, а в имя, или бренд (собственный или международный).

-Основные минусы: франшиза ограничивает возможности развития комплекса, работа по франшизе подразумевает четкое соблюдение стандартов оборудования гостиниц и предоставляемого сервиса, оснащения, фиксированную площадь общественных зон, гостевых номеров и ванных комнат, интерьер и техническое оснащение здания.

-Плюсы: проверенные технологии, успешно используемые в гостиницах по всему миру. Возможность самостоятельно принимать решения о дальнейшем развитии компании или открытии нового гостиничного комплекса.

Итак, резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что инвестирование в российский гостиничный бизнес в настоящий момент является одним из приоритетных направлений вложения средств.

Зарубежные инвесторы проявили активный интерес к отельному бизнесу в регионах РФ, а мировые отельные бренды (средней ценовой категории) в своем развитии вышли за пределы Москвы и Санкт-Петербурга – таковы главные тенденции на рынке гостиничной недвижимости последних лет.

2. Влияние мирового кризиса на гостиничную индустрию в России.

Значительные коррективы в развитие гостиничного сектора внес финансовый кризис. Многие проекты по строительству отелей заморожены, сокращаются расходы отелей на маркетинг и рекламу, участие в отраслевых выставках.

Изменившаяся финансовая ситуация привела к пересмотру объемов и сроков реализации многих проектов, а в некоторых случаях – к продаже гостиничных активов.

Первым сигналом кризиса, стало падение востребованности дорогостоящих гостиниц, и заметнее всего это проявилось в Москве. В начале 2009-го добрая половина номеров начала пустовать и в гостиницах средней руки. Доходы пятизвёздочных гостиниц за январь и февраль текущего года сократились в среднем на 20%, причиной тому - снижение заполняемости номеров как минимум на 25%. Причем наиболее существенное снижение уровня загрузки характерно именно для отелей высокого класса, в последнее время граждане предпочитают останавливаться в номерах подешевле.

Однако, в России, в отличие от многих европейских стран, кризис еще не сильно сказался на изменении загрузки отелей, что во многом связано с дефицитом гостиничных номеров.

Глобальных изменений в российском гостиничном бизнесе в ближайшие годы эксперты не прогнозируют. Темпы его развития, безусловно, сократятся. Не прогнозируется значительного снижения цен на проживание в столичных отелях, что также связано во многом с общим дефицитом гостиничных номеров.

На сегодня очевидно, что в наиболее незавидном положении оказались предприниматели, развивавшие гостиничные проекты практически полностью на кредитные деньги. Частные инвесторы в основной массе строили отели на собственные средства, привлекая кредитные ресурсы в соотношении 50 на 50 и менее, поэтому они легче пережили кризис доверия на кредитном рынке.

Эксперты ждут банкротств, закрытий гостиниц и продажи активов по «бросовым» ценам. Речь идет о своего рода зачистке отрасли. Компании и гостиницы, у которых правильная бизнес-модель, грамотные управленцы и хорошее сочетание цена - качество, продолжат существовать. Те же, что появились на вершине пика экономического роста и не имеют серьезного фундамента, исчезнут. Сейчас наступает время прекрасных возможностей для слияния, объединения, покупки в масштабах отрасли.

Заключение (основные тенденции и прогнозы развития гостиничной индустрии в России).

Гостиничный бизнес, как и любой другой имеет свою специфику. Гостиничная индустрия в России характеризуется большим множеством проблем. Однако, не смотря на ряд проблем, гостиничный бизнес в России имеет большой потенциал для развития. Одним из решений некоторых проблем является создание гостиничных комплексов. При которых взаимосвязанные службы будут объединяться в одну систему и вести продуктивную работу.

По прогнозу Всемирной Туристской Организации, к 2016 году Россия может войти в первую десятку самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма, что окажет значительное влияние на ситуацию на гостиничном рынке.

Так же стоит отметить, что Российская Федерация становится более насыщенной мировыми событиями: экономические форумы, политические съезды. Большое количество спортивных состязаний, в частности: зимняя олимпиада в Сочи в 2014 году, гран-при России в классе гонок формулы-1, чемпионат мира по футболу в 2018 году. Все это будет способствовать развитию гостиничного дела, и туризма в целом. Так, уже имеется множество проектов, и ведется строительство гостиничных комплексов в большом количестве городов России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бизнес. Отрасль: Туризм. Электронный справочник

Издатель: Руссобит-М, 2005

2. Гаранина Е. С. Гостеприимство – динамичная индустрия. Парад Отелей, 2004

2. Иванов В. В., Волов А. Б. Гостиничный менеджмент. М: Инфра-М, 2007

3. Кусков А. С. Гостиничное дело. М: Дашков и К, 2008

5. Куликова С. М. Классификация отелей. Современный бизнес. Отель, 2008

6. Сенин В. С., Денисенко А. В. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения. М: Финансы и статистика, 2008

7. www.russiatourism.ru


дата подпись