Реферат: Особенности мотивации учебной деятельности студентов первого курса

Название: Особенности мотивации учебной деятельности студентов первого курса
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: реферат

I . Мотивация как психологический процесс

1.1 Мотив и мотивация

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Остановимся на уяснении смысла основных понятий, которые будут использованы в дальнейшем.

Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и “требует” своего

устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняют. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие, в частности если мотив вызывает действия по устранению потребности то у различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию - человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека, поэтому мотивационная структура человек может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий.

Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие, задачи оно решает можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: “Я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу”. Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться. Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действии человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективном управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей “раздражения”, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.

Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если люди не реагируют на них.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.

Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избрать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и не однозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование.

1.2 Виды мотивации

В психологии выделяют экстринсивную (внешняя мотивация), интринсивную (внутренняя мотивация), положительную и отрицательную мотивацию, материальную и моральную мотивацию, устойчивую и неустойчивую мотивацию. В данной работе мы более подробно рассмотрим первые четыре вида.

1.2.1 Экстринсивная и интрисивная мотивация

В западной психологической литературе широко обсуждается вопрос о экстринсивной (обусловленной внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивной (внутренней, связанной с личностными диспозициями: потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями), при которой действия и поступки совершаются «по доброй воле» субъекта. В данном случае речь идет о внешних и внутренних стимулах, которые побуждают развертывание мотивационного процесса.

Когда говорят о внешних мотивах и мотивации, то имеют в виду либо обстоя­тельства (актуальные условия, оказывающие влияние на эффективность деятель­ности, действий), либо какие-то внешние факторы, влияющие на принятие реше­ния и силу мотива (вознаграждение и прочее); в том числе имеют в виду и припи­сывание самим человеком этим факторам решающей роли в принятии решения и достижении результата.В этих случаях более логично говорить о внешнестимулируемой или внешнеорганизованной мотивации, понимая при этом, что обстоятельства, условия, ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда ста­новятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания. Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние.

1.2.2. Положительная и отрицательная мотивация

Речь идет не столько о знаке побуждения, мотивации, сколько об эмоциях, сопровождающих принятие решения и выполнение его. При ожидании отрицательной мотивации человек испытывает такую эмоции, как страх и разочарование . Человек боится наказания за его действия. В последствии происходит научение страху, т.е. попадая вновь в данную ситуацию, человек начинает боятся. А при ожидании положительной мотивации, когда поведение имеет поощряемые последствия, человек испытывает эмоцию надежды и облегчения. Таким образом, данные эмоции ожидания позволяют человеку адекватно и гибко принимать решение и управлять своим поведение, вызывая реакции, которые усиливают надежду и облегчение или уменьшают страх и разочарование.

В случае прогнозирования возможности удовлетворения потребности влечения, возникают положительные эмоциональные переживания, в случае планирования деятельности как объективно заданно необходимости (в силу жестких обстоятельств, социального требования, обязанности, долга, волевого усилия над собой) могут возникнуть отрицательные эмоциональные переживания.

1.3 Стадиальности мотивационно процесса

На необходимость стадиального (поэтапного) рассмотрения мотивационного процесса, хотя и с разных позиций, указывали многие исследователи. Стадиальную модель принятия морального решения разработал С. Шварц. Ценность его модели состоит в тщательном рассмотрении эта­пов оценки: ситуации, приводящей к возникновению желания помочь другому чело­веку, своих возможностей, последствий для себя и для нуждающегося в помощи.

В. И. Ковалев рассматривает мотив как трансформирование и обогащение сти­мулами потребности. Если стимул не превратился в мотив, значит, он или «не по­нят» или «не принят». Таким образом, возможный вариант возникновения мотива, пишет В. И. Ковалев, можно представить следующим образом: возникновение по­требности — ее осознание — «встреча» потребности со стимулом — трансформи­рование (обычно посредством стимула) потребности в мотив и его осознание. В про­цессе возникновения мотива происходит оценка различных сторон стимула (напри­мер, поощрения): значимость для данного субъекта и для общества, справедливость и т. д.

А. А. Файзуллаев выделяет в мотивационном процессе пять этапов.

Первый этап — возникновение и осознание побуждения. Полное осознание по­буждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения (какой предмет нужен), действия, результата и способов осуществления этого действия. В качестве осознанного побуждения, отмечает автор, могут выступать потребнос­ти, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности (об­раз, мысль, эмоция). При этом побудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком, быть, как пишет автор, в потенциальном (скорее — скрытом) состоянии. Однако побуждение — это еще не мотив, и первым шагом к его формированию является осознание побуждения.

Второй этап — это «принятие мотива». Под этим несколько нелогичным назва­нием этапа (Если до сих пор речь не могла идти о мотиве, то что же можно принять? А если он уже был, на втором этапе речь должна идти о принятии решения — «де­лать— не делать») автор понимает внутреннее принятие побуждения, т. е. иден­тификацию его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесениес иерархией субъективно-личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека. Говоря другими словами, на втором этапе человек, сообразуясь со своими нрав­ственными принципами, ценностями и прочим, решает, насколько значима возник­шая потребность, влечение, стоит ли их удовлетворять.

Таким образом, каждый автор процесс мотивации рассматривает по-своему.

Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс форми­рования намерения как конечного этапа мотивации. Стимулы могут быть физиче­скими — это внешние раздражители, сигналы и внутренние (неприятные ощуще­ния, исходящие от внутренних органов). Но стимулами могут быть и требования, просьбы, чувство долга и прочие социальные факторы. Могут влиять на характер мотивации и способы целеобразования.

II . Динамика развития мотивации учебной деятельности

2.1 Мотивация учебной деятельности в школе

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профес­сиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловлива­ющие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство дол­га, интересы и т. п.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

2. Второй уровень –хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Мотив посещения школы первоклассниками (поступления в школу). Этот мотив не равнозначен мотиву обучения, так как потребностями, приводящими ребенка в школу, помимо познавательной, могут быть: престижная (повышение своего социального положения), стремление к взрослости и желание называться уже школьником, а не детсадовцем, желание быть «как все», не отставать в испол­нении социальных ролей от сверстников. Отсюда целями удовлетворения потребно­стей могут быть как учеба, так и хождение в школу для выполнения роли ученика, школьника. В последнем случае школьник добровольно выполняет все нормы и пра­вила поведения в школе как соответствующие принятой им роли.

Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников. Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является бес­прекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной де­ятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажут­ся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида работы для их образования.

Мотивация учебной деятельности и поведения школьников средних классов. Первой ее особенностью является возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. Этот интерес не проявляется неожиданно, в связи с ситуацией на конкретном уроке, а возникает постепенно по мере накопле­ния знаний и опирается на внутреннюю логику этого знания. При этом чем больше узнает школьник об интересующем его предмете, тем больше этот предмет его при­влекает. Повышение интереса к одному предмету протекает у многих подростков на фоне общего снижения мотивации учения и аморфной познавательной потребности, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, "пропускать уроки, не выполняют до­машние задания. У этих учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Это приводит к формализму в усвоении знаний — уроки учат не для того чтобы знать, а для того чтобы получать отметки. Пагубность такой мотивации учебной деятельности очевидна — происходит заучивание без по­нимания. У школьников наблюдается вербализм, пристрастие к штампам в речи и мыслях, появляется равнодушие к сути того, что они изучают. Часто они относятся к знаниям как к чему-то чуждому реальной жизни, навязанному извне, а не как к результату обобщения явлений и фактов действительности. У школьников со сни­женной мотивацией учения не вырабатывается правильного взгляда на мир, отсут­ствуют научные убеждения, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, требующих достаточного уровня развития понятийного мышления. Кроме того, у них формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка хитрить, ловчить, чтобы избежать наказания, привычка списывать, отвечать по под­сказке, шпаргалке. Знания формируются отрывочные и поверхностные.Даже в том случае, когда школьник добросовестно учится, его знания могут оставаться формальными. Он не умеет видеть реальные жизненные явления в све­те полученных в школе знаний, больше того, не хочет ими пользоваться в обыден­ной жизни. При объяснении каких-то явлений он старается больше использовать здравый смысл, чем полученные знания. Все это объясняется тем, что у подростков, как и у младших школьников, еще слабо развито понимание необходимости учебы для будущей профессиональной де­ятельности, для объяснения происходящего вокруг. Важность обучения «вообще» они понимают, но другие побудительные факторы, действующие в противополож­ном направлении, все-таки часто побеждают это понимание. Требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок. Неслучайно выявлены две тенденции, характеризующие мотивацию учения в сред­них классах школы. С одной стороны, подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них — тяжелая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться. С Другой стороны, те же ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учиться, сопротивляются такой перс­пективе, отказываются от нее. Главным мотивом поведения и деятельности учащихся средних классов в школе является стремление найти свое место среди сверстников.

Мотивация учебной деятельности и поведения школьников старших классов. Основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к по­ступлению в профессиональное учебное заведение. Неслучайно поэтому половина выпускников школы имеет сформированный профессиональный план, включающийкак основное, так и резервное профессиональное намерение. Следовательно, глав­ной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обес­печить прием в намеченные учебные заведения. Мотивы учения у старших школьников существенно отличаются от таковых у подростков в связи с намечаемой профессиональной деятельностью. Если подрост­ки выбирают профессию, соответствующую любимому предмету, то старшекласс­ники начинают особенно интересоваться теми предметами, которые им пригодятся для подготовки к выбранной профессии. Чем старше школьники, тем меньшее количество мотиваторов они называют в качестве побудителей или основания своего поведения. Это может быть связано с тем, что под влиянием формирующегося у них мировоззрения возникает достаточно устойчивая структура мотивационной сферы, в которой главными становятся моти­ваторы (личностные диспозиции, особенности личности), отражающие их взгляды и убеждения. Возникает у старшеклассников потребность выработать свои взгляды и на вопросы морали, а стремление самим разобраться во всех проблемах приводит к отказу от помощи взрослых.

2.2. Формирование мотивов учебной деятельности школьников

В психологии известно, что формирование мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.

В психологии известно много достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Способ раскрытия учебного материала.

Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытие предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучение данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

2. Организация работы над предметом малыми группами.

Принцип набора учащихся при комплектование малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и целью.

Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение в перед.

4. Проблемность обучения.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

5. Содержание обучения.

1. Основу содержания обучения базовые (инвариантные) знания.

2. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями.

3. Процесс обучения так, что ребенок усваивает знания через их применение.

4. Коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с учителем, и с учащимся.

Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации.

2.3 Мотивация учебной деятельности студентов

Основными мотивами поступления в ВУЗ являются: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее твор­ческие возможности. Имеются различия в значимости мотивов у девушек и юно­шей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, ши­рокую сферу ее применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности, хорошую материальную обеспеченность профессии. Юноши же чаще отмечают, что выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям. Ссылаются и на семей­ные традиции.

Социальные условия жизни существенно влияют на мотивы поступления в ВУЗ.

Ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимы «прагматические» (получить диплом о высшем образовании) и «познавательные». Правда, на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив — «профессиональный», на втором — «личного престижа», на третьем и чет­вертом курсах — оба этих мотива, на четвертом — еще и «прагматический». На ус­пешность обучения в большей степени влияли «профессиональный» и «познаватель­ный» мотивы. «Прагматические» мотивы были в основном характерны для слабоус­певающих студентов.

На всех курсах первое место по значимости занимал «профессиональный» мотив. Второе место на первом курсе было у «познавательного» мотива, но на последующих курсах на это место вышел общесоциальный мотив, оттеснив «познавательный» мотив на третье место. «Ути­литарный» (прагматический) мотив на всех курсах занимал четвертое место; харак­терно, что от младших к старшим курсам его рейтинг падал, в то время как рейтинг «профессионального» мотива, как и «общесоциального», возрастал.

У хорошо успевающих студентов «профессиональный», «познавательный» и «общесоциальный» мотивы были выражены больше, чем у среднеуспевающих, а «ути­литарный» мотив у последних был выражен сильнее, чем у первых. Характерно и то,

что у хорошо успевающих студентов «познавательный» мотив занимал второе ме­сто, а у студентов со средней успеваемостью — третье.

А. И. Гебос выделены факторы (условия), способствующие формирова­нию у студентов положительного мотива к учению:

■ осознание ближайших и конечных целей обучения;

■ осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;

■ эмоциональная форма изложения учебного материала;

■ показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;

■ профессиональная направленность учебной деятельности;

■ выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятель­ности;

■ наличие любознательности и «познавательного психологического климата в учебной группе.

П. М. Якобсон предложил для мотивов учебной деятельности свою клас­сификацию (правда, он предпочитал говорить о мотивации, но мотивация и мотив для него одно и то же).

Первый вид мотивов он называл «отрицательными». Под этими мотивами он по­нимал побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если оон не будет учиться: выговоры, угрозы родителей и т. п. По существу, при таком мотиве — это обучение без всякой охоты, без интереса и к получению образования, и к посещению учебно­го заведения. Здесь мотивация осуществляется по принципу «из двух зол выбрать меньшее». Мотив посещения учебного заведения не связан с потребностью получе­ния знаний или с целью повысить личностный престиж. Этот мотив необходимости, присущий некоторым учащимся, не может привести к успехам в учении, и его осу­ществление требует насилия над собой, что при слабом развитии волевой сферы приводит к уходу этих учеников из учебного заведения.

Вторая разновидность мотивов учебной деятельности, по П. М. Якобсону, тоже связана с внеучебной ситуацией, имеющей, однако, положительное влияние на уче­бу. Воздействия со стороны общества формируют у учащегося чувство долга, кото­рое обязывает его получить образование, в том числе и профессиональное, и стать полноценным гражданином, полезным для страны, для своей семьи. Такая установ­ка на учение, если она устойчива и занимает существенное место в направленности личности учащегося, делает учение не просто нужным, ной привлекательным, дает силы для преодоления затруднений, для проявления терпения, усидчивости, настой­чивости. В эту же группу мотивов П. М. Якобсон относит и те, которые связаны с узколичностными интересами. Процесс учения при этом воспринимается как путь к личному благополучию, как средство продвижения по жизненной лестнице. Напри­мер, у студента нет интереса к учению как таковому, но есть понимание, что без знаний в дальнейшем не удастся «продвинуться», и поэтому прилагаются усилия для овладения ими. Такой мотив часто встречается среди студентов-заочников, вы­нужденных получать высшее, например педагогическое, образование по настоянию администрации, для повышения тарифного разряда и т. п. Обучение в вузе является для многих из них формальным актом для получения диплома о высшем образова­нии, а не для повышения своего педагогического мастерства.

Третий вид мотивации, по П. М. Якобсону, связан с самим процессом учебной деятельности. Побуждают учиться потребность в знаниях, любознательность, стремление познавать новое. Учащийся получает удовлетворение от роста своих знаний при освоении нового материала; мотивация учения отражает устойчивые познавательные интересы. Специфика мотивации учебной деятельности зависит, как отмечает П. М. Якобсон, от личностных особенностей учащихся: от потребно­сти в достижении успеха или, наоборот, от лени, пассивности, нежелания совер­шать усилия над собой, устойчивости к неудачам (фрустрации) и т. п.

Осознание высокой значимости мотива учения для успешной учебы привело к формированию принципа мотивационного обеспечения учебного процесса (О. С. Гребенюк). Важность этого принципа вытекает из того факта, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной специальнос­ти снижается.

III . Экспериментальное исследование мотивации учебной деятельности студентов первого курса вуза

3.1. Цель и задачи исследования.

Социальные условия жизни существенно влияют на мотивы поступления в вуз. Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, при этом все же стабильно проявляются мотивы, не утрачивающие своего значения при различном укладе общественного строя.

Цель исследования выявить особенности мотивации учебной деятельности студентов первого курса МОУ ВПО МИЖ.

Исходя из целей исследования, мы определяем его задачи:

1. Изучить Психолого – педагогическую литературу по проблеме;

2. Подобрать методы и методики исследования;

3. Провести анализ полученных результатов.

Исследование проводилось в МОУ ВПО МИЖ г. Жуковского. В исследовании принимали участие 42 студента первого курса (9 студентов специальности «Антикризисное управление», 6 студентов специальности «Педагогика и психология», 27 студентов специальности «Прикладная информатика в экономике»). 19 студентов женского пола и 23 студента мужского пола. Исследование проводилось в 2008 – 2009 учебном году.

3.2 Методы оснащения исследования

Для проведения исследования мы использовали метод теоретического анализа, сравнительный метод и такие методики как «Мотивация обучения в вузе Т.И. Ильиной», «Изучение мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реана, В.А. Якунина».

3.3 Ход исследования и интерпретация полученных результатов.

Основными мотивами поступления в вуз являются: желание находится в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности.

Для определения мотива обучения в вузе мы воспользовались методикой Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе» . В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получения диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Данная методика имеет высокую валидность и надежность.

В курсовой работе приводится текст методики, алгоритм обработки данных, краткая инструкция по их интерпретации (См. приложение 1).

Результаты исследования по данной методике представлены в Таблице 1 и круговых диаграммах 1, 2, 3.

Таблица 1

Мотив

Мотив №1

«Приобретение знаний»

Мотив №2

«Овладение профессией»

Мотив №3

«Получение диплома»

Количество испытуемых 14 5 23

Из таблицы видно, какое количество первокурсников из общего числа испытуемых выбрали тот или иной мотив.

Диаграмма 1


Мы видим, что 55% испытуемых выбрали Мотив №3 («получение диплома»). Что может свидетельствовать о неадекватном выборе студентом вуза, профессии.

Рассмотрим, как отличается выбор мотива у девушек и юношей.

Диаграмма 2


Из диаграммы 2 видно, что большой процент девушек выбирают мотив №1 «приобретение знаний». Так сложилось, что девушки более честолюбивы и с большей ответственностью относятся к выбору профессии и вуза.

Диаграмма 3


Из диаграммы 3 мы видим, что 78% юношей выбирают Мотив №3 «получение диплома». Это свидетельствует о том, что для юношей основным мотивом поступления в вуз является социальные мотивы (отсрочка от армии, семейные традиции). Также мы наблюдаем, что у юношей отсутствует мотив №2 «овладение профессией». Вероятно, что отсутствие данного мотива является следствием современной проблемы трудоустройства. Многие молодые люди, получив диплом о высшем образовании, не могут устроиться на работу по выбранной профессии.

Вывод: Результатыисследования по методике «Мотивация обучения в вузе» показали, что на первом – стартовом – этапе перехода абитуриента к студенческим формам жизни и обучения ведущую роль играет мотив «получение диплома», на втором месте – мотив «овладения профессией», а на третьем месте - мотив «приобретение знаний».

Для изучения мотивов учебной деятельности студентов мы воспользовались методикой «Изучение мотивов учебной деятельности студентов». Методика предложена А.А. Реаном и В.А Якуниным. Имеются два варианта этой методики, различия между которыми определяются процедурой проведения и заложены в инструкциях. В исследовании мы использовали Вариант 2. Данная методика дает возможность определить наиболее значимые мотивы учебной деятельности, из 16 предложенных.

Каждый мотив оценивается по 7-балльной шкале. Для группы подсчитывается среднее арифметическое значение для каждого мотива. Это дает возможность узнать о достоверности выявленных различий в частоте предпочтения группой того или иного мотива. Также проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности студента, по всей выборке определяется частота того или иного мотива.

Результаты исследования представлены в таблице 2 и столбиковых диаграммах 4 и 5. А также индивидуальные протоколы (См приложение 5)

Таблица 2

Испытуемые Номер мотива по списку
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

42 студента

1 курса

МОУ ВПО МИЖ

6,5 6,6 6,4 6 4,6 6,3 5,2 5,9 6,2 6,4 5,3 5,2 4,8 5,7 5,2 6

Протокол исследования по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов»

Из таблицы видно, что испытуемые дали высокую оценку мотивам под номерами 1 (стать высококвалифицированным специалистом), 2 (получить диплом), 3 (успешно продолжать обучение на последующих курсах), 10 (обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности). Низкую оценку получили мотивы 7 (быть постоянно готовым к очередным занятиям), 12 (достичь уважения преподавателей), 13 (быть примером для сокурсников). Вероятно, что специфика учебной деятельности и выбор значимых мотивов зависит от личностных особенностей учащихся: от потребности в достижения успеха, от лени, не желания совершать усилия над собой, от изменения социального статуса.

Диаграмма 4

Исследования показали, мотивы выбранные девушками отличаются от мотивов выбранных юношами (Диаграмма 5). Рассмотрим данные различия.

Диаграмма 5

Мы видим, что мотив 12 (достичь уважения преподавателей) более значим для девушек, чем для юношей. Также видно, что мотивы, связанные с социальными факторами, преобладают над познавательными мотивами.

Вывод: Ведущими учебными мотивами студентов первого курса являются «прагматические» (получение диплома о высшем образовании), «личностного престижа», «профессиональные», а менее значимы «профессиональные».

3.4 Выводы и рекомендации

Мотивация является важным фактором учебной деятельности студентов. Изучив мотивы и мотивацию учебной деятельности студентов, мы пришли к выводу, что у студенты первого курса МОУ ВПО МИЖ, которые представляют группу испытуемых, характерно преобладает мотивация обучения в вузе «прагматическая» (получение диплома о высшем образовании) и мотив учебной деятельности «получение диплома.

Заключение

Целю данной курсовой работы является - изучение мотивации учебной деятельности студентов первого курса вуза.

Проанализировав научно-психологическую литературу, посвященную особенностям мотивации учебной деятельности студентов-первокурсников, а также проведя эмпирическое исследование по методикам «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Т.И. Ильиной и «Мотивация обучения в вузе» А.А. Реан, В.А. Якунин, мы выявили что ведущими мотивами у студентов вуза являются социальные мотивы (получение диплома, мотивы личностного престижа). Проведенное исследование подтверждает гипотезу, которая заключалась в том, что мотив «личностного престижа» является более значимым, чем «познавательный» мотив обучения в ВУЗе для студентов первого курса.

Мотивационные механизмы представляют систему взаимодействующих факторов, средств, структур, отношений и связей. Для обеспечения эффективности обучения в вузе необходимо, чтобы особенности построения и организации учебного процесса на разных этапах образования отвечали мотивационной сфере студента. Повышение роли мотивации в учебном процессе необходимое в частности потому, что именно ею поясняется интенсивность в осуществлении избранного действия, активность в достижении результата и цели деятельности.