Реферат: Киевская Русь от Олега до Святослава

Название: Киевская Русь от Олега до Святослава
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Майкопский Государственный Технологический Университет

инженерно-экономический факультет

Реферат на тему:

«Киевская Русь от Олега до Святослава»

Выполнила:

студентка I курса

Группы ЭГ-11

Васильева В.В.

Майкоп

2009г.

Содержание:

Введение.......................................................................................................3

I. Правление князя Олега...........................................................................5

II. Правление князя Игоря...........................................................................8

III. Княгиня Ольга Мудрая..........................................................................10

IV. Правление князя Святослава Игоревича..............................................14

Заключение..................................................................................................18

Список использованной литературы.........................................................20

Введение

Древнейшая родина восточных славян — Центральная Европа, там где берут свои истоки реки Дунай, Эльба, Одер, Висла. Отсюда, вытесненные другими народами, многие славянские племена перебрались дальше к востоку. Переселение это совершилось не раньше VIIв. Одни племена двинулись к берегам Днепра, Припяти, Десны. Это были поляне, древляне, северяне и др. Еще один поток переселенцев дошел до берегов реки Волхов и озера Ильмень. Эти племена назывались ильменскими словенами. Часть славян (кривичи) осела на возвышенности, откуда вытекают Днепр, Москва-река, Ока. Осваивая новые земли, славяне потеснили, подчинили и ассимилировали балтские и угро-финские племена, которые тоже были язычниками и кормились земледелием, собирательством и охотой.

С XIв. на этих землях появились воинственные дружины варягов. Так наши предки называли скандинавов, которых в Европе знали под именем норманов (сами же они называли себя викингами).

В 862 году три князя (братья Рюрики, Синеус, Трувор), знаменитые или родом или делами, согласились принять власть на Руси. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область народа веси, а Трувор в Изборск, город кривичей.

Главными признаками существования государственности в раннесредневековом обществе современные историки считают наличие власти, отчужденной от народа, размещение населения по территориальному принципу и стягивание дани для содержания власти.

Первыми киевскими князьями, существование которых зафиксировано летописцами, были Аскольд и Дир. От первых времен Киевского государства до нас дошли только имена Аскольда и Дира. Летописцы рассказывают, что это были два брата, пришедшие из Новгорода. Возможно, Аскольд и Дир вовсе не были братьями и не княжили вместе. Но тем не менее это княжество стало этнокультурным, политическим и социальным центром, вокруг которого в конце IX века начало расти Древнерусское государство.

После смерти Рюрика власть в Новгороде перешла к родственнику Рюрика Олегу, который жил до этого в Ладоге. В 882г. Олег с дружиной подошел к Киеву. Под видом варяга-купца он предстал перед киевскими владетелями Аскольдом и Диром. Внезапно воины Олега выскочили из ладей и убили Аскольда и Дира. Киев подчинился Олегу. Так впервые земли восточных славян от Ладоги до Киева были объединены под властью одного князя. Возникло новое государство, позже названное историками Киевской Русью.

I. Правление князя Олега

(годы княжения - 882 — 912гг.)

Князь Олег во многом следовал политике Рюрика и присоединял сначала к Новгороду, а потом и к своему государству все новые земли. Олега можно назвать градостроителем — во всех присоединенных землях он сразу же «нача городы ставить». Это были деревянные крепости, которые позволяли господствовать над местностью и отбиваться от кочевников. Первые, с кем столкнулся Олег, были хазары — тюрки из Хазарского каганата — государства, принявшего иудаизм. Оно находилось в Нижнем Поволжье и Причерноморье. Олег вынудил племена северян и радимичей, ранее зависимые от хазар, платить дань ему, а не каганату.

Олег и его преемники на киевском престоле, включая в состав молодого государства земли племенных княжеств, заботились, прежде всего, о собирании дани и стремились воспрепятствовать стягиванию ее, прежде всего хазарами. Власть Олега опиралась на авторитет, упроченный удачными войнами, на многочисленных соратников, приближенных и возвышенных по воле князя. Настойчивая деятельность Олега по созданию государства дала позитивные следствия: в последние годы его правления в Киеве власти князя покорились славянские, а также неславянские племенные объединения. Киевская Русь начала складываться и развивалась как полиэтническое государство. Его создали русские люди, которые были преобладающим большинством его населения. Вместе с ними в Киевской Руси жило свыше 20 разных народов. Неславянские народы влились в состав Киевской Руси в большинстве своем мирным путем. Древнерусское государство времен Олега оставалось все-таки не полностью консолидированным. Власть киевского князя в землях племенных княжеств была еще слабой, временами формальной, а системы управления, стягивания дани и судопроизводства - примитивными и действовали, время от времени, когда приезжали княжеские дружинники с Киева. Эта страна была, как на свое время, экономически развитой и имела большую военную мощь, про что свидетельствует сама возможность осуществления грандиозного военного похода Руси на Византию 907 года.

Благодаря победному походу Руси на Константинополь Олег сразу же подписал выгодный для своего государства мир с императором. Византийскому правительству пришлось уплатить большую контрибуцию и предоставить особенные льготы русским купцам и послам. В 911 году русско-грецкий договор был существенно дополнен.

Договора 907 и 911 годов - первые дипломатические и правовые акты Древнерусского государства - отражали реальность исторического и политического существования нового восточноевропейского государства, способного отстаивать свои интересы в международных отношениях. Походы Руси на Византию продолжались почти до середины XI века. Другим важным направлением внешнеполитической деятельности Киевского государства конца IX - начала X веков был восточный. Было совершено несколько походов Руси в арабские земли на юго-западном побережье Каспийского моря.

Олег умер в 912 году. Летопись так рассказывает о его смерти. Волхвы и кудесники предсказывали князю, что он примет смерть от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, но кормить его и беречь. Через несколько лет Олег вспомнил о предсказании и решил узнать о судьбе своего любимца. Ему сообщили, что конь уже умер. Олег посмеялся над несбывшимися предсказаниями волхвов и решил посмотреть на кости коня. Приехав на то место, где лежали конские кости, Олег спешился и поставил ногу на череп коня. Из черепа выползла змея и ужалила Олега в ногу. Так сбылось предсказание волхвов, и вещий Олег принял смерть от коня своего.

Во времена княжения Олега оживилось экономическое развитие общества. Расширялся, строился стольный град Киев. Однако восточнославянское этнокультурное сообщество оставалось не достаточно сгруппировано политически. Строительство государства было продолжено преемником Олега — Игорем.

II. Правление князя Игоря

(годы княжения -912 – 945гг.)

Преемник Олега Игорь (Ингвар) по прозвищу Старый правил 33 года. Он жил в Киеве, который стал для него родным. О личности Игоря мы знаем мало. Это был воин, суровый варяг. Он почти непрерывно покорял племена славян, облагал их данью.

Игорь правил далеко не столь удачно, как его предшественник. Собственно, с него начинает действовать правило, ставшее затем обязательным для всех киевских князей: вступил на престол — утверди свою власть над мятежными племенами. Первыми против Игоря восстали древляне, за ними — уличи. Несколько лет ему и его дружине пришлось провести в изнурительных походах, чтобы заставить бунтовщиков снова платить Киеву дань. И только после решения всех этих внутренних проблем Игорь смог продолжить дело Олега — дальние полуторговые-полупиратские экспедиции.

В 40-е гг. осложнились отношения с Византией. Как и Олег, Игорь совершал набеги на Византию. Первый его поход в 941г. провалился: греки сожгли русские суда горящей нефтью - «греческим огнем». Более благоприятно закончился поход 944 г., который привел к заключению взаимовыгодного мира. Стороны вступили в военный союз, направленный, в частности, против хазар. Это, конечно, отвечало интересам Древнерусского государства. Правда, искусные в дипломатии греки едва ли собирались всерьез помогать киевским князьям в борьбе с хазарами – они более пеклись о взаимном ослаблении своих противников. С другой стороны, русский князь должен был направлять военные отряды в Византию, которой приходилось вести тяжелую борьбу с другими противниками империи.

Примечательно, что при заключении договора русские и византийцы клялись, что не нарушат его. Игорь и его окружение, как язычники, присягали на оружии перед изображением Перуна. Но часть русских послов направилась в церковь святой Софии. Они уже были христианами.

Впрочем, в том же году Игорь решил попытать счастья на востоке и наконец добился успеха. С большим отрядом воинов он спустился по Волге, разграбил богатые мусульманские города на побережье Каспия и со всей своей добычей безнаказанно возвратился домой. А там пришлось начинать все сначала: взбунтовались древляне.

Восстание древлян в 945 году, во время которого князь Игорь погиб, – это первое народное возмущение, описанное в летописи. Причиной восстания было, по-видимому, недовольство властью киевского князя, стремление родоплеменной знати, освободиться от обременительной опеки Киева. Поводом же послужила жадность Игоря, который, собрав дань в землях древлян и отправив обозы в Киев, вернулся с «малой дружиной» для вторичного сбора дани (полюдья). При Игоре дань, взимаемая с подвластных племен стала приобретать все большее значение. Она шла на содержание киевского князя и его окружения – бояр и дружинников, обменивалась на товары в соседних странах. Дань выступала как главный способ содержания правящего слоя. Древнерусского государства. Собиралась она архаично, что, в свою очередь, отражало архаичный характер самого государства.

Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится волк к овцам, и перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

Со смертью Игоря закончился первый этап в развитии государственности на Руси. Игорь не допустил распада государства, хотя далеко не все его военные предприятия оканчивались удачей. Ему удалось отразить набеги и наладить на время отношения с кочевниками-печенегами, обитавшими в южнорусских степях. При нем продолжалось расширение границ на юг, к Черному морю, в результате чего русские поселения появились на Таманском полуострове. Удалось Игорю подчинить себе уличан, до того успешно сопротивлявшихся правителям Киева.

III. Княгиня Ольга Мудрая.

(годы княжения - 945-964 гг.)

Неожиданная гибель Игоря вынудила его жену Ольгу взять власть в свои руки — ведь их сыну Святославу было всего 4 года. Ей помогали викинги Асмольд и Свенельд — сподвижники Игоря. Согласно легенде, и сама Ольга (Хельга) была скандинавкой и жила до брака с Игорем в Пскове. Русские былины хвалят Ольгу за ее мудрость, хитрость, энергию. Ее почитали за то, что при ней на Руси стало первая из русских правителей принимала в Киеве иностранных послов (от германского императора Оттона I) и сама отправила посольство в Германию.

Начало правления Ольги омрачено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила.

Победа ее над древлянами, несмотря на суровость победительницы, была победой христианских, созидательных сил в Русском государстве над силами языческими, темными и разрушительными.

Несмотря на преклонный возраст, княгиня за время своего правления объехала, как сообщают летописи, всю державу и повсюду оставила следы своей хозяйственной деятельности. Уже в первые годы она завоевала расположение народа прекращением внешних военных походов. Отряды наемников-варягов, которые всегда находили себе работу при Игоре, Ольга регулярно отправляла в помощь Византии, экономя тем самым на их содержании.

Незаурядные ум и энергия позволили ей создать первую на Руси эффективно работающую систему управления княжеством. Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» - размеры дани и «погосты» - места сбора дани. Устроенные Ольгой погосты, являясь финансово-административными и судебными центрами, представляли прочную опору великокняжеской власти на местах. Ольгины погосты стали важнейшей ячейкой этнического и культурного объединения русского народа.

Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России - на западе, с Польшей. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян.

Княгиня положила начало каменному строительству. Первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги. (Дворец, точнее его фундамент и остатки стен были найдены и раскопаны в 1971-1972 гг.) Началось строительство храмов - храм Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении Ольги из Царьграда, и освященный 11 мая 960 года. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник.

С целью налаживания торговых и дипломатических отношений киевская княгиня неоднократно посещала Византию.

Киевская княгиня первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную веру. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912-959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены (память 21 мая), матери святого Константина, обретшей Честное Древо Креста Господня в назидательном слове, сказанном по совершении обряда. Патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил ее в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. «Она же, - говорит преподобный Нестор Летописец, - склонила голову и стояла, словно губа напаяемая, внимая учению, и, поклонившись Патриарху, промолвила: «Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских».

Но среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей которые, «возненавидели Премудрость», как и святую княгиню Ольгу, строившую ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подраставшего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство и даже гневавшегося на нее за это.

Коварство Византии, не пожелавшей дать Руси христианство, было на руку язычникам. В поисках решения святая Ольга обращает взоры на запад. Святая Ольга принадлежала еще к неразделенной Церкви и вряд ли имела возможность вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения. Противостояние Запада и Востока представлялось ей прежде всего политическим соперничеством, второстепенным по сравнению с насущной задачей - созданием Русской Церкви, христианским просвещением Руси.

Оказалось, что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. Языческая реакция проявилась настолько сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся с Ольгой в Царьграде. По приказу Святослава, был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые достроенные ею храмы. Разумеется, здесь не обошлось без византийской тайной дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные возможностью усиления Руси за счет союза с Оттоном, греки предпочли поддержать язычников.

Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Последние годы среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от Патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду. Пресвитер Григорий, который был с нею в 957 году в Константинополе, в точности выполнил ее завещание.

Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Память святой равноапостольной княгини Ольги отмечается 11 июля. Все русские девочки Ольги названы в ее честь.

При святом князе Владимире, по некоторым данным в 1007 году, мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в специальном саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке.

IV. Правление князя Святослава Игоревича

(годы княжения — 957-972гг.)

Святослав был голубоглазым, пышноусым человеком среднего роста. Коренастый и сильный, он был неутомим в походах. Его войско не имело обоза, и князь, как все, обходился пищей кочевников — вяленым мясом. Всю свою недолгую жизнь он остовался язычником и многоженцем.

Можно сказать, что что Святослав, получив власть от матери, правил Русью с коня: он почти непрерывно воевал совершая со своей отборной дружиной набеги на соседей, причем весьма дальних.

Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников (печенегов) и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справился успешно, что позволяет говорить о нем как о способном деятеле и полководце.

С 964 г. Святослав начинает жестокую борьбу против Хазарского каганата, представлявшего для Киева постоянную угрозу. Вначале Святослав освобождает от власти хазар земли вятичей и подчиняет последних Киеву. Затем одерживает победы над волжскими булгарами, северо-кавказскими племенами ясов, касогов, кабардинцев, черкесов и адыгейцев. Победы Святослава настолько ослабили Хазарский каганат, что он уже не смог возродить свою былую мощь и вскоре распался.

По кончине матери Святослав мог уже свободно исполнить свое безрассудное намерение: то есть перенести столицу государства на берега дунайские. Кроме самолюбивых мечтаний завоевателя, Болгария действительно могла нравиться ему своим теплым климатом, изобилием плодов и богатством деятельной, удобной торговли с Константинополем

В 967-968 г.г. в союзе с Византией Святослав воевал с Болгарией за Подунавье. Блистательные победы киевского князя испугали византийского императора Никифора Фоку, он примирился с болгарами, а затем заключил тайный союз с печенегами. Летом 968 г. печенеги осадили Киев. Дружины, способной дать отпор врагу в Киеве не было. Ольга с тремя малолетними внуками укрылась за крепостными стенами. Святослав с войском был далеко, но на левом берегу Днепра стояла малая дружина киевского воеводы Претича, способная непродолжительное время оказывать печенегам сопротивление. Некоему юному киевлянину удалось пробраться через печенежский стан, переплыть Днепр и уведомить Претича о нашествии кочевников. Когда дружина Претича внезапно появилась у стен Киева, печенеги, устрашившись воинской доблести русичей, заключили мир и удалились от города.

В 969 г. Святослав вернулся в Киев. Святослав разделил свои владения между своими сыновьями. Он поручил Киев сыну своему Ярополку, а другому сыну, Олегу, древлянскую землю, где прежде властвовали ее собственные князья. В то же время новогородцы, недовольные, может быть, властию княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына своего в правители, и грозились в случае отказа избрать для себя особенного князя: Ярополк и Олег не захотели принять власти над ними; но у Святослава был еще третий сын, Владимир, от ключницы Ольгиной, именем Малуши, дочери любчанина Малька: новогородцы, по совету Добрыни, Малушина брата, избрали в князья сего юношу, которому судьба назначила преобразить Россию. Итак, Святослав первый ввел обыкновение давать сыновьям особенные уделы.

Святослав намеревался перенести столицу Руси в болгарский город Предславец, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных тран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мёд, меха и пленные рабы из Руси.

Но возвратясь в Болгарию (970 г.), он нашел там не подданных, а врагов, приводить к покорности которых пришлось огнем и мечом. Византийский император Иоанн Цимисхий, опасаясь упрочения власти Святослава, потребовал, чтобы он оставил Болгарию. Святослав ответил отказом, и завязалась кровопролитная война. Решительное сражение произошло у города Адрианополя. Малочисленная дружина Святослава бросилась на византийцев с такой яростью, что войско Цимисхия не устояло и бежало. После этого сражения, встретившись на берегу Дуная, Святослав и Иоанн Цимисхий заключили перемирие.

В следующем 971 г. византийский император, нарушив перемирие, осадил город Переяславец (ставку Святослава). После долгой осады и примеров отчаянной храбрости русских воинов, Святослав заключил с Ионном Цимисхием мирный договор и повел свое поредевшее войско к Киеву.

Однако коварный византийский император, желая окончательно погубить Святослава, дал знать печенежскому хану Куре, что «…князь киевский возвращается в свою отчину с малыми силами, но с великими богатствами». Весной 972 г., у днепровских порогов (на острове Хортица), Святослав попал в засаду и погиб вместе с дружиной в неравном бою. По преданию, хан Куря сделал из черепа Святослава чашу и, в знак своей воинской доблести, пил только из нее.

Матерью князей Ярополка и Олега Древлянского была печенежской (или венгерской) княжной Предславой, а будущий великий князь киевский Владимир родился от ключницы Малуши (холопки княгини Ольги).

Святослав представлен образцом воина и только воина, который с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли; эти отношения Святослава к Руси предание выставило в речах послов киевских, отправленных к Святославу в Болгарию. Можно сказать, что Святослав никогда не имел на Руси значения князя: сначала это значение имела его мать, Ольга, потом сыновья его. Утверждение Святослава в Болгарии, успехи его в войне с греками могли иметь важные следствия для новорожденной Руси, но историк не имеет права рассуждать о том, что могло быть, он имеет право только сказать, что неудача Святославова проистекла от недостаточности его средств, от того, что он оторвался от Руси, действовал только с одною отборною дружиною, а не устремил на Грецию соединенные силы всех племен, подвластных Руси; только в последнем случае предприятие Святослава могло иметь важное, решительное влияние на судьбы Восточной Европы. Олег и Ольга предания действуют преимущественно хитростию и перехитряют самих греков; Святослав отличается поведением противоположным; он не нападает на врагов хитростию, но посылает сказать им: иду на вас! И когда однажды он вздумал было схитрить с греками, то его неловкая хитрость обратилась во вред ему самому.

Заключение

Каждая историческая эпоха рождает выдающихся деятелей своего времени, прогрессивных и реакционных. Достижения их оцениваются в соответствии с его веком и условиями, а не с позиции сегодняшнего дня. Таким образом, первые русские князья действовали во имя интересов Руси, они смогли организовать полюдье, военно-торговые экспедиции с целью сбыта полученного в ходе полюдья добра, они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя различные племена и народы.

И, наконец, было принято христианство, что укрепляло власть и территориальное единство Киевской Руси. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Оно стало в православной традиции одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Так Ольга, вдова Игоря, установила нормы повинностей - дым. Сроки и места сбора дани: уроки и погосты. Ольга первой из членов княжеской фамилии приняла христианство около 955 г.

Сын Ольги и Игоря Святослав больше внимания уделял делам внешней политики. С 964 г по 972 он ведет почти непрерывные войны с Волжской Булгарией и Хазарией. Основал Тмутараканское княжество на Таманском полуострове. Он воевал с болгарами на Балканском полуострове, с Византией и погиб в 972 г в засаде печенегов у днепровских порогов.

После смерти Святослава в течении 8 лет шла борьба между его сыновьями за киевский престол. Великим князем стал Владимир. За годы его правления по 1015 г Русь сделала значительный шаг вперед в своем развитии. Укрепилась княжеская власть, построен ряд крепостей южнее Киева, что обезопасило его от набегов качевников, расширина территория государства. В 988 г он принял христианство, а затем в течение нескольких лет вводил его на Руси. После смерти Владимира Святославовича в 1015 г вновь начинается борьба за княжеский престол, в которой победил Ярослав Мудрый.

Список использованной литературы:

1. Анисимов Е.В. Древняя Русь. IX- середина XIII века. - СПб.: Норинт, 2000

2. Валькова В., Валькова О. Правители России. - М.: Просвещение, 1998

3. Вернадский Г.В. Древняя Русь/ Пер. с англ. Е.П.Беренштейна; Под ред. Б.Николаева. - Тверь: ЛЕАН, 1999

4. Зуев М.Н. История России. - М.: Приор, 2008

5. История России с древнейших времен до конца XVII века/ Под ред. А.Н. Сазарова, А.А. Новосельцева. - М.: АСТ, 2004

6. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3-х кн. Кн.1 — СПб.: Кристалл, 2000

7. Орлов А.С. Основы курса истории России. - М.: Простор, 2002

8. История России с древнейших времен до конца XVII века/ Под ред. Л.В. Милова.- М.: ВЛАДОС — пресс, 2007